Мусульманские браки

  1. Обычаи перед никяхом
    1. Ночь хны
    2. Свадебный наряд в Исламе
    3. Брак мусульманина с христианкой
  2. Условия никяха
  3. Проведение церемонии никях в Исламе
  4. Свадебное угощение

Исламская свадьба или торжество (валима) происходит после обряда венчания, подобного тому, какой происходит у христиан. Такой обряд у мусульман называется никях. С точки зрения исламского права, понятие никяха имеет более широкое значение: никях – это религиозное соглашение, после заключения которого отношения между мусульманином и мусульманкой становятся дозволенными, а также подтверждает, что для вступления в брак препятствий не имеется.

Одно из названий исламского брака или никяха – завадж.

Предназначение никяха – это создание мусульманской семьи как основы благополучия и процветания общины мусульман. Никях объединяет людей, этот обряд способствует тому, чтобы среди будущих родственников установились отношения сотрудничества и взаимопонимания.

В Исламе мужчина мусульманин может жениться на четырех женщинах, но он должен проявлять к ним одинаковое уважение, а также содержать их материально на равном уровне, согласно их необходимым потребностям. Истинно верующий мусульманин относится по Исламу к своей жене с любовью и уважением, имеет наилучший нрав.

Обычаи перед никяхом

Со стороны жениха мусульманина необходимо перед мусульманской свадьбой соблюсти такие условия и требования:

  • свадьбу в Исламе желательно сыграть с девушкой, которая нравится. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Для двух любящих сердец нет ничего достойнее брака». Но мусульманин должен выбрать в жены ту девушку, которая подходит ему по своим ценностям и мировоззрению – если это так, то мужчине следует намекнуть девушке о своих намерениях на никях;
  • если девушка отвечает мужчине взаимностью, то жениху следует познакомиться с ее родителями, чтобы у них получить разрешение на брак с их дочерью и их благословение;
  • когда согласие девушки будет получено, а у ее родителей будет получено благословение, жених должен соблюсти следующее условие мусульманской свадьбы – организовать сватовство, а затем помолвку;
  • После проведения обряда помолвки, жених и невеста не могут прикасаться друг к другу и вступать в интимные отношения до того, как будет проведен обряд никяха, жених и невеста все еще считаются друг для друга чужими. Но помолвка дает им возможность общаться в кругу своих родственников.
  • после соблюдения всех указанных условий жених может устанавливать срок проведения никяха и свадьбы.

Сватовство перед исламской свадьбой предполагает получение родительского благословения, и в этот день выбирают дату, когда состоится свадьба. В день помолвки обычно родители жениха и невесты обговаривают все вопросы по финансовому обеспечению свадьбы и все организационные вопросы.

Ночь хны

Традиционно, некоторые мусульманские свадьбы предполагают проведение ночи проводов жениха и невесты, которая называется «ночь хны»: эту ночь молодые проводят в кругу родных. В доме, где живет невеста, собираются женщины, которые разрисовывают ладони и ступни невесты специальным свадебным рисунком хной. Родственницы помогают невесте облачиться в красивое, вышитое платье. Невеста должна прикрыть свое лицо непрозрачной вуалью. В «Ночь хны» девушки и женщины, собравшиеся в доме невесты, могут петь песни для невесты.

Мужчины, собравшись в доме, где живет жених мусульманин, веселятся. В его доме проводится обряд, который аналогичен женскому: родственники мужчины и друзья жениха поздравляют его, дают ему советы и наставления, высказывают пожелания счастья.

Свадебный наряд в Исламе

Современная исламская свадьба не предписывает какого-то единого стандарта в свадебных нарядах, и они во многом зависят от вкуса невесты и от модных трендов. От западных свадебных нарядов современный мусульманский свадебный наряд отличает то правило, что платье молодой должно быть закрытым, и только кисти рук могут оставаться на виду, а также ступни и лицо. Ткани, из которой сшито свадебное платье, уделяется серьезное значение: ткани могут быть красивыми, но неброскими, непрозрачными, а сам наряд должен быть скроен так, чтобы не обтягивал фигуру невесты, закрывая ее ноги, плечи, шею, грудь и руки. Наряд невесты зависит от того, насколько строги правила и законы Шариата в стране: в некоторых странах есть требования, по которым невеста должна надеть на мусульманскую свадьбу перчатки, чтобы закрыть кисти рук и накинуть вуаль на лицо.

Брак мусульманина с христианкой

По Исламу, между мусульманином и христианкой возможен брак, но только при соблюдении ряда условий.

Поскольку никях – это норма Ислама, которую особо почитали предки и которая соблюдается уже много веков беспрекословно мусульманами всего мира, она подтверждает как силу чувств молодых, так и искренность их намерений. Мусульманину можно взять в жены женщину, которая принадлежит к любому вероисповеданию, но это должна быть искренне верующая женщина, которая все религиозные обряды соблюдает. Когда же совершают никях с христианской женщиной, можно провести церемонию без отречения от своей веры невесты – это разрешается в Исламе. Если же молодая приняла для себя решение стать мусульманкой, то во время церемонии никяха она может прочитать шахаду, в которой восхваляют Единого Бога Аллаха – это переведет ее в статус жены мусульманки автоматически.

Более подробную информацию о браке между христианкой и мусульманкой читайте в данной статье.

Каково это выйти замуж за мусульманина читайте .

Условия никяха

Свадьба мусульман начинается с обряда никях, который проводится с соблюдением ряда условий:

  • чтобы свадьба в исламе состоялась, нужно, чтобы согласие на никях дали опекун невесты, сама невеста, и жених, и это согласие должно быть дано добровольно и должно быть взаимным;
  • обряд бракосочетания проводится в присутствии как минимум двух мужчин свидетелей мусульман;
  • свадьба в исламе не может быть проведена если есть запрет Шариата: мусульманке запрещается выходить замуж за мужчину немусульманина, мужчине можно жениться на женщине немусульманке при условии, что она не является неверующей или многобожницей, а также не должна являться жениху кровной родственницей или молочной родственницей;
  • исламская свадьба предписывает жениху подарить будущей жене такой брачный подарок (махр), какой она пожелает. Мусульманин дарит будущей жене подарок, прислушавшись к ее просьбе – подарок может быть нематериальным (паломничество) или материальный (деньги или украшения).

Еще одно важное условие для мусульманской свадьбы – это ее открытость и гласность, а также отсутствие ограничений по времени. Будущие дети, рожденные в этом браке, должны принадлежать к религии отца мусульманина – это также обязательное условие для свадьбы в исламе.

Традиции и обычаи разных народов по организации никяха и проведению свадьбы различаются, и торжества могут устраивать по-разному, но важно, чтобы при проведении не допускалось ничего такого, что в религии было бы запретным — наличие алкогольных напитков, нехаляльного угощения.

После проведения мусульманской свадьбы никяха муж и жена получают права друг на друга, поэтому свадьбе в Исламе придается важное сакральное значение.

Проведение церемонии никях в Исламе

Когда все предсвадебные обряды будут проведены, приходит черед проведения собственно бракосочетания. Заключение никяха может проходить также без присутствия невесты, от которой необходимо только согласие на брак. Невесту может представлять ее вали (попечитель): отец, брат, дядя со стороны отца, сын или ближайшие родственники мужчины со стороны отца.

Юридически новый семейный союз закрепляют после проведения обряда венчания или никаха – это может происходить в ЗАГСе или мэрии. У мусульман собственно свадебное торжество может происходить через несколько дней после поведения обряда венчания или никаха и посещения мэрии, и уже на свадебном торжестве могут присутствовать не только мусульмане, но и представители другой веры.

В Исламе обмен обручальными кольцами не является из традиций мусульман, также как и дарить обручальное кольцо жениху и невесте в мусульманском бракосочетании не является обязательным или желательным действием.

Обряд проведения никяха может включать в себя несколько важных этапов, в зависимости от традиций и обычаев мусульманского общества:

  • Произнесение брачной проповеди: брачную проповедь на свадьбе мусульман произносит имам или кадий, проводящий бракосочетание, но иногда и сам жених может читать свадебную проповедь. Свадебная проповедь начинается с вознесения хвалы Аллаху, после чего читают аяты Корана, в которых проповедуется послушание и богобоязненность, после чего завершают проповедь наставлениями о том, что в семье должны царить взаимопонимание и верность.
  • Произнесение молитвы о единстве и благополучия в семье – эта молитва произносится для того, чтобы объединить жениха, невесту и их родню.
  • Далее должно быть упомянуто о том, какой брачный подарок или махр сделал жених будущей жене.
  • Далее следует приглашение гостей на свадьбу, когда каждого из приглашенных обязывают прийти и также обращают внимание на то, что употреблении алкоголя на исламской свадьбе запрещено.
  • Далее жених читает молитву о благословении своей новой семьи, высказывается мольба к Аллаху о защите новой семьи от бед и напастей.

Свадебное угощение

После заключения по Шариату исламского бракосочетания желательно провести торжественные мероприятия, которое называется валима, организовать угощение людей. Как сказано в хадисе, переданном Муслимом от Анаса, что Посланник Аллаха ﷺ сказал, когда женился Абд ар-Рахман ибн Ауф: «Приготовь свадебное угощение, хотя бы зарезав овечку». Валима подтверждает законность отношений тех, кто вступает в брак, а также оповещает людей о том, что создана новая семья.

Современное общество подвержено греху тщеславия, поэтому многие семьи стремятся пригласить на свадьбу своих детей побольше авторитетных людей. Но мусульманам следует помнить, что не только богатым место за свадебным столом – неимущие друзья, соседи и близкие также должны быть приглашены на свадьбу. По словам Абу Хурайры, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Плохой едой является угощение на том свадебном пиру, на который приглашают богатых и отказываются звать бедных». Это приводится в хадисе, переданном Бухари и Муслимом.

Традиции Ислама предполагают строгое соблюдение законов Шариата, но в современном мусульманском мире неукоснительно следуют этим предписаниями только в некоторых мусульманских странах, но и там свадебные традиции с течением времени претерпевают значительные изменения.

В стремлении к проведению веселых и полных роскоши и угощений свадеб современные люди погружаются в атмосферу запретного веселья, поддаются низменным страстям, а о самой сути свадебного обряда забывают, упуская своевременное совершение молитвы.

Ислам – это система, которая гармонична человеческому естеству и оберегает естество человека, устанавливая рамки дозволенного достаточно широкие, чтобы мусульманину не было необходимости прибегать ко греху. Исламская свадьба – это не скучное мероприятие, как могут некоторые предполагать – веселье во время свадьбы может быть, но оно не должно переступать порога дозволенного. На исламскую свадьбу могут быть приглашены мусульмане, которые исполняют религиозные нашиды. Будет правильным на свадьбе предусмотреть место, на котором приглашенные гости будут иметь возможность выступить с поздравительной речью, в которой смогут сказать о том насколько важен день бракосочетания и свадьбы для будущей мусульманской семьи. Ислам дозволяет и даже поощряет разнообразить свадебные мероприятия конкурсами и играми, чтением стихов.

Вступление в брак в мусульманстве является богоугодным делом и дозволено каждому. Обычно считается, что жених и невеста должны соответствовать друг другу по возрасту и общественному положению.Ограничений для брака мал. Коран запрещает браки с родственниками по прямой линии. Кровное родство между вступающими в брак не должно быть ближе третьей степени. В принципе возможен брак мусульманина с христианкой или иудейкой,но мусульманка может выйти

Для вступления в брак необходимо достижение совершеннолетия. По традиции – это 15 лет для юношей и 9 лет для девочек. В современном законодательстве большинства мусульманских стран возраст, когда молодые люди могут самостоятельно, без каких-либо ограничений жениться и выходить замуж, равен 15-18 годам. Для вступления в брак по шариату требуется заключение договора, по которому женщина перестает быть запретной и становится законной для мужчины, за которого она выходит замуж только за мусульманина.

Достигшие совершеннолетия вправе самостоятельно заключить брак. Однако при раннем браке достаточно согласия отца или опекуна. Заключение брака совершается в несколько этапов. Первый – это сговор, когда сам жених или его доверенное лицо делает предложение отцу, опекуну или доверенному лицу невесты. Во время сговора оговаривают размер имущества, выделяемого мужем жене (так называемый Махр) и другие условия брачного договора. До заключения его жениху и невесте запрещается видеться, однако в настоящее время это правило редко соблюдается. Теоретически махр отличается от калыма. Махр становится личным имуществом жены.

Калым, уплаченный за невесту, остается в семье ее родителей. На практике и махр часто передается в распоряжение родителям, другим родственникам или опекунам невесты, и она не может им распоряжаться без их согласия. Второй этап – это передача невесты в дом жениха; третий – свадебное торжество. На нем оглашается брачный договор и выплачивается махр. Заключение брака проходит просто: жениху и невесте нужно произнести формулу бракосочетания, как правило, на арабском языке. Сначала невеста говорит: «Считаю себя твоей женой по определенному махру». Жених отвечает: «Принял бракосочетание».

Затем брак регистрируется специальным нотариусом. На бракосочетании должны присутствовать свидетели – двое мужчин или один мужчина и две женщины. Последний этап брака – фактическое вступление в брачные отношения, после чего брак считается свершившимся. Какой будет свадьба, зависит от местных обычаев и материального достатка жениха и невесты. Однако каждая семья старается отпраздновать это событие с максимальной пышностью, пригласить и угостить как можно больше людей. Обязательные условия брачного договора – это уплата махра, содержание жены и обращение с ней соответственно социальному положению ее семьи, исполнение супружеских обязанностей и содержание детей. Женщина в браке полностью сохраняет дееспособность, а муж не имеет никаких прав на ее имущество и может вести ее дела только в качестве доверенного лица.

Согласно Шари`ату, помолвка — это представление мужчины и девушки друг другу, которые собираются жениться. Это является Сунной и совершается до акта бракосочетания (никаха). При помолвке определяется мнение девушки и ее попечителя: выясняется, согласна ли она выйти замуж за данного мужчину или нет. Согласие обеих сторон обязательно в Исламе.

С целью выбора спутника жизни, Ислам разрешает жениху и невесте видеться друг с другом. Но они должны учитывать и принимать во внимание следующие условия:

а) мужчине разрешается смотреть на лицо и кисти рук девушки, которую он намерен взять в жены, так как лицо и руки раскрывают физиологические особенности: здоровье, красоту и т.д. Допускается наблюдать за ее поведением. С этой целью Пророк, СолляЛлаhу алейхи уа саллям, повелел смотреть на свою будущую спутницу;

б) разрешается разговаривать во время помолвки, т.е. выразить намерения обеих сторон (но без лишних, посторонних разговоров);

в) не разрешается пожимать невесте руку и обнимать ее до акта бракосочетания жениху; г) не разрешается жениху с невестой оставаться в уединении.

В настоящее время в некоторых семьях принято встречаться жениху с невестой наедине, якобы узнать друг друга лучше. Это в корне противоречит установкам Ислама.

Статистика показывает, что семьи, где жених и невеста до заключения брака не проводили подобных встреч, намного устойчивее и менее подвержены распаду.

Коран разрешает и многоженство. В нем говорится: «Женитесь на тех, кто приятны вам, женщинах – и двух, и трех, и четырех» (4:3). Больше четырех жен мусульманин иметь не должен. Зато он может развестись с одной из них и жениться еще раз. Сколько бы жен он ни имел, ко всем должен относиться одинаково справедливо. В настоящее время многоженство не является широко распространенным явлением.

В некоторых странах законодательство разрешает мужчине иметь лишь двух жен, а в ряде стран многоженство вообще запрещено. Подавляющее большинство мусульман имеет одну жену. После заключения брака муж обязан обеспечить супругу жильем, питанием, одеждой и т.п., а жена, в свою очередь, должна повиноваться мужу и выполнять все его законные требования, направленные на обеспечение интересов семьи. Муж по законам шариата имеет право наказывать жену за непокорность. Если жена выполняет требования мужа, а он не дает ей денег на расходы, она их берет из имущества мужа.

Если же муж не в состоянии обеспечить жену и она вынуждена сама зарабатывать для себя средства, она может не повиноваться мужу. Жена не может выйти из дома без разрешения мужа, не должна отказывать мужу в его требованиях, не должна видеть посторонних мужчин. Шариат предписывает женщине закрывать лицо, волосы и тело. Покрывало в женской одежде, называемое по-разному в зависимости от покроя и местного языка – чадра, паранджа, и т.д., – обязательно для ношения вне дома или в присутствии посторонних мужчин.

Я живу в Египте замуж выыходила здесь, хотите расскажу как это происходит у нас… если женятся египтяне (граждане этой страны) то на их ВЫБОР они могут придти Гуваязет (ЗАГС местный) и там гос работник, он же имам, он же юрист регистрирует брак с соблюдением всех требований шариата, такое делают редко, так как всех родных и говстей тащить в гос-уч-е пыльное и душное не охото, поэтому выбирают чаще другое этого самого работника (мазун) приглашают на празднование свадьбы кому куда нравится, домой, в мечеть, в ресторан и там он ВМЕСТЕ с ТАЛМУТОМ в который записывается акт заключения брака заключает брак, а после этого он в Гуваязете регистрирует записи из своей книги и молодожены получают св-ва о браке (ну совсем как в нашем ЗаГСе) ДВА раза НИКТО НЕ жениться

Вчера поинтересовалась у девочек живущих в Ливане, у них для граждан страны есть такой же имам как и в Египте которыый и никях и гос-регистрацию объединяет и свадьба празднуется одна. НО это только для ливанцев, с иностранкой нужно проходить не один бюрократический круг …видимо именно об этом Вы и слышали раньше….

ормы расторжения брака по Шариату

Слово талак обозначает ‘развязывание узла’, ‘разрешение проблемы’, и используется в Шариате для объявления развода.

Сура 65 «О Пророк , когда вы даете развод женам, то разводитесь с ними в установленный для них срок , и отсчитывайте срок, и бойтесь Аллаха, Господа вашего!..» А в 34-м аяте суры 4 говорится: «…И если они повинятся вам, то не ищите пути против них, – поистине, Аллах возвышен, велик!»

Условия развода

Исходя из предписаний, мужчинам необходимо иметь очень веские причины для того, чтобы воспользоваться разрешением Всевышнего Аллаха на развод. К тому же надо всегда помнить, что даже разрешенный развод вовсе не радует Аллаха. Более того, играть словом «развод», а потом каяться, или использовать дозволение Шариата в угоду своим амбициям – это все равно, что играть с огнем или подбрасывать над собой обоюдоострый меч. Для того чтобы уберечь семейное счастье, Всевышний Аллах установил формы наказания для тех, кто использует опасное слово талак (развод) не подумав о последствиях.

Для объявления развода необходимо наличие действительного акта бракосочетания, совершенного по всем правилам. Мужем и женой в Исламе считаются только те мусульмане, которые заключили между собой брак согласно Шариату, то есть совершили никях. Ни о каком талаке не может идти речь, если это условие не соблюдено.

Мужчина имеет право объявить развод, если достиг совершеннолетия (имеет право на никях) и находится в состоянии дееспособности.

Желательным действием в Исламе считается развод со скандальной женщиной, не выполняющей какое-либо обязательное условие Шариата. Например, не является грехом развод с женщиной, которая не читает обязательные молитвы. Если же мужчина не может исполнять свои мужские обязанности ввиду полового бессилия, то по просьбе жены он обязан дать ей развод. Если муж при объявлении развода произнес «инша Аллах», то это не будет считаться талаком, даже если он говорил с намерением развода и даже если отдал жене причитающийся ей махр.

Виды развода

1. Ат-талак ар-радж’и – предварительный развод. Такой вид развода не нарушает существующий никях и предполагает возможность возобновления супружеских отношений в любое время на протяжении срока идда (трех менструальных периодов), согласия жены для этого не требуется. Если же мужчина не помирится с женой на протяжении срока идда (см. ниже), то их никях будет аннулирован, так как предварительный развод перерастет в полный, и для возобновления супружеских отношений будет необходим новый никях. Для объявления предварительного развода мужу достаточно сказать жене «Я тебя освобождаю» или «Ты свободна». Можно это же самое написать ей на бумаге и дать прочесть. Если произнося или написав эти слова, открыто указывающие на предложение развода, мужчина и не имел намерения разводиться, то все равно будет считаться, что объявлен ат-талак ар-радж’и.

По всем четырем мазхабам(школа права) при таком талаке муж имеет право возобновить супружеские отношения в любой момент срока воздержания – идда. При этом нет необходимости для совершения нового никяха.

По ханафитскому и маликитскому мазхабам достаточно при этом сказать: «Возвращаюсь к прежнему никяху», свидетелей для этого призывать не нужно. По этим мазхабам дозволено просто молча обнять жену, или поцеловать ее, или дать понять любым другим способом о возврате к прежнему никяху.

По шафиитскому и ханбалитскому мазхабам при возврате к прежнему никяху необходимо объявить об этом в присутствии двух свидетелей. При этом нет необходимости в наличии и согласии опекуна женщины.

2. Ат-талаку аль-баа’ин – полный развод: Этот вид развода объявляется мужем с намерением полного разрыва супружеских отношений. Если муж решил дать жене полный развод, то ему для этого достаточно в любой форме сказать ей или дать понять, что она свободна. Если же период идда проходит в состоянии ат-талаку аль-баа’ин, то мужу не дозволяется входить в комнату жены, а жене по Шариату запрещено в это время прихорашиваться, соблазнять мужа, так как для возобновления супружеских отношений необходим новый никях.

Полный развод может наступить и тогда, когда жена просит развода в обмен на соответствующий выкуп по взаимной договоренности согласно Шариату. Обычно этот выкуп не превышает сумму предварительного и последующего махра, оговоренного при заключении никяха. Этот вид развода наступает и в том случае, когда муж объявляет жене третий полный развод, после двух предварительных разводов без возобновления супружеских отношений, или если объявит ей сразу троекратный развод.

Супруг, не имевший половой близости с женой и объявивший жене первый талак, сразу же разводится с ней, так как в таких случаях первое же объявление о разводе квалифицируется как полный развод. Тут нет необходимости в соблюдении срока идда. Мужчина сразу же должен выплатить жене половину махра, а женщине по Шариату дозволено в тот же день выходить замуж за другого человека.

После объявления первого или второго ат-талаку аль-баа’ин, наступает малый развод (аль-байнунату-с-сугра). Малый развод не является окончательным в том смысле, что после первого или второго полного развода супруги могут возобновить свои отношения, заключив никях сразу или через какое-то время. Если же ат-талаку аль-баа’ин был объявлен три раза или объявлен один раз, но в категоричной форме, с указанием одновременного троекратного полного развода, то этот вид развода является последним и называется аль-байнунату-ль-кубра.

После этого возобновление никяха становится невозможным, как бы этого ни хотели обе стороны. Впрочем, в Шариате предусмотрена и эта возможность (см. ниже).

3. Ат-талаку-с-салясий – третий вид развода. Это окончательный развод. Если мужчина объявит своей жене в ясной категоричной форме о полном разводе три раза или более, то окончательный развод можно считать состоявшимся. Муж может объявить талак три раза подряд; или может сказать жене: «Я освобождаю тебя трижды»; или объявлять по одному разу трижды в разное время. В любом из этих случаев после третьего развода ат-талаку-с-салясий вступает в силу.

После такой формы развода (объявленного трижды) мужчина может жениться на этой же женщине согласно Шариату только после процедуры хулла. Это значит, что женщина может вернуться к своему прежнему мужу только после того, как выйдет замуж за другого мужчину и разведется с ним.

Возврат к прежнему мужу будет дозволен после соблюдения всех четырех предварительных условий:

— выдержан срок идда;

— заключен никях с другим мужчиной;

— разведена после нахождения с ним в супружеских отношениях;

— выдержан новый срок идда.

Несмотря на то, что Аллах наделил мужчин правом на развод, Он, хвала Ему, также предписал им эту сложную процедуру возврата жены для того, чтобы женщины не оказывались в их руках игрушкой. Учитывая весьма сложный процесс возвращения в дом разведенной жены, любой мужчина тысячу раз подумает, прежде чем дать развод любимой женщине, матери своих детей. Поэтому так редки разводы в мусульманских семьях. Благочестивые мусульмане даже и не заикаются о разводе без основательной причины, учитывая большую опасность прохождения через процесс хулла.

По прошествии срока воздержания (идда) временный развод становится полным. Если муж при объявлении талака уточнил намерение полного развода, то возникнет ат-талаку аль-баа’ин, то есть никях будет нарушен. Новый никях можно будет заключить только после срока идда. Но после трехкратного объявления любого талака для совершения нового никяха с бывшей женой необходима процедура хулла. Как было уже сказано, для нового никяха с бывшей женой, с которой мужчина разводился трижды, необходимо, чтобы она вышла замуж за другого человека и имела бы с ним близость.

Если при никяхе в качестве махра (см. раздел «Никях») было отдано жене менее суммы минимального махра, который равен стоимости 33,6 г серебра (или 4,8 г золота), то опекун в любое время может ходатайствовать о расторжении такого брака.

Развод может случиться и до свадьбы, и до первой брачной ночи по нескольким причинам: а) если муж после никяха сразу даст развод; б) если муж станет отступником; в) если муж будет уличен в интимных отношениях с матерью или дочерью жены.

Такой развод называется фиркат. В этом случае муж должен будет отдать жене половину махра. Если в разводе повинна жена (к примеру, станет отступницей или будет уличена в интимных отношениях со своим пасынком), то муж не выплачивает махр, а если махр был уже выплачен, то он должен быть целиком возвращен мужу.

В книге «Нигмат-и Ислам» Мухаммада Зихни (ум. 1332/1914) говорится: «Если муж объявит своей жене, с которой находился в супружеской близости, о разводе в совершенно ясной, открытой форме, то сразу возникнет один ат-талаку ар-радж’и. Если муж скажет отцу своей жены: «Я отказываюсь от твоей дочери. Пусть выходит замуж за кого хочет»; или, когда жена просит разрешения пойти погулять, а муж скажет ей: «Я что, привязал тебя? Иди, ты свободна», или скажет ей: «Наш никях пропал», или «Дорога открыта, иди на все четыре стороны», – если подобные выражения были сказаны без намерения развода, то талак не возникает. Не возникнет талак и в том случае, когда муж обратится к своей жене словами: «Мама, дочь моя, сестра». Но если он скажет жене: «С сего момента будь мне сестрой», то возникнет один ат-талаку аль-баа’ин».

Если при объявлении жене одного из двух разновидностей талаков, не было сказано (или не будет показано на пальцах) их количество, то считается, что объявлен один талак. Если при этом было сказано или указано число 3 или более, то будет считаться, что развод состоялся по объявлению трех талаков.

В книге «Маджмуат-уз-Зухдиййа» Ахмад Зухди-паша (ум. в 1319/1901) пишет: «Талак – это развязывание узла. При объявлении ат-талаку аль-баа’ин, никях сразу прекращает свое действие. В этом случае муж не может возобновить супружеские отношения в течение срока идда. При объявлении ат-талаку ар-радж’и никях прекращает свое действие по истечении срока идда (муж может возобновить супружеские отношения с женой до истечения этого срока в любое время). Никях становится недействительным, если кто-либо из супругов сознательно отступит от веры (станет вероотступником) и объявление о разводе в этом случае не будет иметь никакого значения. (Следовательно, если супруги развелись после прекращения действия никяха по этой причине, то для нового никяха им надо вновь принять Ислам. Необходимость хулла в этом случае отпадает)».

После объявления развода муж обязан обеспечить полное содержание жены на протяжении всего периода идда. Сюда входит обеспечение ее питанием, одеждой и жильем.

Что такое идда

Термин идда применяется для обозначения промежутка времени, определенного Священным Кораном, в течение которого вдова или разведенная женщина, находившаяся в супружеских отношениях со своим мужем, не может вновь вступать в брак. Период идда необходим для определения возможной беременности и установления последующего отцовства. Он установлен Всевышним Аллахом для защиты прав женщины и ребенка. Количество дней периода идда может быть больше или меньше в зависимости от состояния женщины на момент развода. Например:

— если женщина была беременна до развода или до смерти мужа, то идда заканчивается после родов;

— если перед смертью мужа женщина не была беременна, то для нее идда заканчивается через 4 месяца и 10 дней;

— для разведенной небеременной женщины идда заканчивается после троекратного очищения (после трех менструальных периодов);

— для разведенных женщин, свободных от менструаций, идда заканчивается через 3 месяца (надо помнить, что при упоминании дней, месяцев, лет в Исламе подсчет ведется по лунному календарю. Количество дней в году по лунному календарю на 11 дней меньше и составляет 354 дня).

На протяжении всего периода идда, женщина не должна отлучаться из дома мужа ни днем, ни ночью. Муж (если он жив), в свою очередь, обязан содержать разведенную жену все это время. По ханафитскому и ханбалитскому мазхабам этот промежуток времени исчисляется от начала первого очищения до начала четвертого. По шафиитскому и маликитскому мазхабам он заканчивается после трех очищений.

Если развод был дан окончательный (ат-талаку аль-баа’ин), то мужу запрещено входить в дом (квартиру, комнату), где жена соблюдает срок идда. Если развод объявлялся менее трех раз, то по окончании срока идда мужу дозволено заключить новый никях с этой женщиной.

Мухаммад Кок-Коз

Нежелательность развода

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил своим последователям так: «Из всех дозволенных действий развод более всего ненавистен для Всевышнего» (Абу Дауд). Мусульманину не рекомендуется разводиться с женой только лишь потому, что она перестала ему нравиться. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Верующему не дозволено относиться недоброжелательно к верующей. Если ему ненавистно в ней дурное, то пусть удовлетворится тем, что доброго в ней есть» (Муслим). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также подчеркивал, что лучший из мусульман тот, кто лучший для своих жен. «Уверовавшие, наилучшим образом проявляющие свою веру, – это те, у кого мягкий нрав, а из этих лучшие те, что добры к своим женам» (Тирмизи). Однако Ислам – это практическая религия, и в ней действительно признается, что существуют обстоятельства, когда сохранение брака невозможно. В этих случаях добрый совет и контроль над собой не могут разрешить проблему. Что же делать, чтобы сохранить брак в таких случаях?

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) наставлял мусульман избегать использования крайних мер кроме тех случаев, когда жена совершает явную мерзость. Даже и в этих случаях наказание должно быть легким, и если жена повинуется, то муж не имеет права терроризировать ее. «Если же они совершают явную мерзость, вы можете покинуть их в постелях их и назначить им легкое наказание. Если они станут покорны вам, то не ищите пути против них и не докучайте им» (Тирмизи).

Далее, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) осуждает всякое несправедливое физическое наказание. Некоторые мусульманские жены жаловались ему на то, что мужья бьют их. Услышав об этом, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) категорически заявил: «Те, кто бьют жен своих, не из числа лучших среди вас» (Абу Дауд). И нужно еще помнить, что по этому поводу Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «И лучший из вас тот, кто лучший для своей семьи, и я лучший среди вас для своей семьи» (Тирмизи). Одной женщине по имени Фатима бинт Кайс Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отсоветовал выходить замуж за человека, известного тем, что он бил своих жен: «Я пришла к Пророку и сказала: «Абуль Джам и Муавийа ищут моей руки». Пророк сказал: «Муавийа беден, а что до Абуль Джама, то он бьет женщин» (Муслим).

Для жены, муж которой отличается дурным поведением, создающим угрозу браку, в Коране дается следующий совет: «И если почувствует жена, что неласков супруг с ней или избегает ее, то не грех им уладить по доброму , ибо примирение – лучше» (4:128). В этом случае жене следует искать примирения с мужем (через посредство родственников или без него).

Важно отметить, что Коран не советует жене прибегать к двум мерам – отказывать в близости или применять физическую силу. Некоторые исламские теологи предлагали применение таких мер против мужа со стороны жены. Так, предлагалось сначала увещевать дурно поступающего супруга, затем запретить ему посещать по ночам супругу и, наконец, подвергнуть его символическому побитию.

Статистика установила, что среди житейских трагедий, приводящих к инфарктам, развод стоит на втором месте после смерти супруга. Наоборот, наибольшую продолжительность жизни имеют те, кто, вступив в брак, прожил в нем всю жизнь. Неслучайно поразительно большое число долгожителей перешагнули столетний рубеж вместе со своими женами. «Мужчины, не разводитесь. Это опасно для вашего здоровья», – советуют швейцарские медики. Они установили, что разведенные мужчины намного больше подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям, чем одинокие женщины. Анализ документов страховых фирм позволяет врачам утверждать: у разведенных представителей «сильного пола» чаще наблюдаются нарушения психики, попытки самоубийства. Да и в больницы одинокие попадают в 8 раз чаще, чем женатые.

Подводя итог, следует сказать, что Ислам предлагает супружеским парам, испытывающим трудности и напряжение в браке, наиболее практические советы для сохранения брака. Если один из партнеров подрывает брак, то другому рекомендуется, в соответствии с Кораном, делать все возможное, чтобы сохранить священные узы. Если ни один из способов не приводит к результату, то супругам рекомендуется расстаться дружески и мирно.

Три религиозные системы поразительным образом различаются в отношении развода. Христианство полностью отрицает развод. Новый Завет безоговорочно настаивает на нерасторжимости брачных уз.

Это отношение основано на словах Иисуса (мир ему), сказавшего: «А я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать, и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Евангелие от Матфея, 5:32).

Такой бескомпромиссный идеал является, без всякого сомнения, недостижимым. Он предполагает столь высокий уровень морального совершенства, которого человеческие сообщества вряд ли когда-либо смогут достичь. Когда супружеская пара понимает, что семейная жизнь не удалась, запрет на развод не приводит ни к чему хорошему. Принуждать такие пары к продолжению совместной жизни против их воли не только неэффективно, но и неразумно. Неудивительно, что весь христианский мир в итоге добился разрешения на развод.

Иудаизм, с другой стороны, позволяет развод без всякого повода к нему. В Ветхом Завете мужу дается право на развод с женой, если она ему просто не нравится: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего. И она выйдет из дома его, пойдет и выйдет за другого мужа; и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жены, то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жены, после того, как она осквернена: ибо сие есть мерзость перед Господом, и не порочь земли, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел» (Второзаконие, 24:1–4).

Вышеприведенные стихи вызвали серьезные дебаты среди еврейских теологов, у которых возникли разночтения таких слов, как «неприятный», «непристойность», «отвращение», упомянутых в них. В Талмуде отражены эти разные точки зрения: «Школа Шаммай придерживается мнения, что муж не должен оставлять свою жену, пока не обнаружит ее вины в половых отношениях, в то же время, согласно учению Хиллел, считается, что он может развестись с ней, даже если она просто разбила блюдо в его доме. Ребе Акиба говорит, что развод возможен, если муж найдет другую женщину, красивее, чем его жена» (Гиттин, 90 а–б).

Новый Завет придерживается шаммаитской школы, иудейские же законы основаны на мнении последователей гиллелитской школы и ребе Акиба. Поскольку возобладала точка зрения гиллелитов, то восторжествовала нерушимая традиция иудейского права давать мужу свободу в инициации развода без всякой веской причины на это.

Ветхий Завет не только дает мужу право разводиться с «разонравившейся» женой, он считает развод с «плохой» женой обязанностью мужчины: «Плохая жена несет унижение, потупление взоров, ранит сердце. Опускаются руки и слабнут колени мужчины, жена которого не способна дать ему радости. Женщина – источник греха, и через нее мы гибнем. Не храни воду в худом сосуде и не позволяй дурной жене вести речи, какие ей хочется. Если же она восстает против воли твоей, дай ей развод и отправь от себя» (Екклесиаст, 25:25).

Талмуд указывает на те особые действия, которые может совершить женщина и после которых муж обязан дать ей развод: «Если она ела на улице, если она жадно пила на улице, если она кормила грудью на улице, – в каждом случае, как говорит ребе Мейер, она должна покинуть своего мужа» (Гиттин, 89а).

В современном мире отношение к традиционному браку неоднозначное. Люди, не желающие отвечать за свои поступки, предпочитают не обременять себя брачными узами. Гражданский брак, которым сегодня называют банальное сожительство, легко разрушается при малейших разногласиях и конфликтах. Для людей верующих брак — это не просто дань традиции, но способ заслужить благоволение Господа. В исламе институт брака имеет огромное значение, и семейно-брачные отношения четко регулируются Шариатом.

Препятствия для заключения брака

Для законности брака необходимо, чтобы не было никаких причин, препятствующих соединению мужчины и женщины, а также их обоюдное согласие, после чего опекун невесты в присутствии свидетелей выдает ее замуж за жениха, а тот берет ее в жены.

Вопреки расхожему мнению, шариат категорически запрещает выдавать девушек замуж против их воли. В достоверном хадисе говорится: «Нельзя жениться на женщине, не посовещавшись с ней, и нельзя жениться на девушке, не спросив ее согласия» (ал-Бухари и Муслим).

Что же мешает сочетанию браком мужчины и женщины? В Священном Коране подробно расписано, с кем мужчина не может состоять в браке. Причиной может быть кровное или молочное родство, а также свойство, то есть близкие отношения, вытекающие из брачного союза.

Кроме того, Ислам запрещает жениться на замужних женщинах. Казалось бы, это очевидно. Для чего вообще говорить об этом? Дело в том, что муж может пропасть без вести или бросить жену без объявления развода. В таких случаях женщина не может выйти замуж до тех пор, пока ее предыдущий брак не будет аннулирован в судебном порядке.

Мусульманину также запрещается жениться на разведенной женщине или вдове до истечения идды, то есть срока выжидания после развода или смерти мужа. Есть ситуации, когда шариат не позволяет бывшим супругам повторно вступать в брак. Например, если муж развелся с женой три раза, то они не могут жениться снова даже по взаимному согласию, пока женщина не выйдет замуж за другого мужчину.

Но если таких причин нет, то для узаконивания отношений между мужчиной и женщиной необходимо провести обряд бракосочетания (никах). Он сопровождается заключением брачного договора, который действителен лишь при выполнении нескольких условий.

Условия никаха

Первое условие — это согласие жениха и невесты.

Ранее мы уже отметили, что ни мужчина, ни женщина не могут быть принуждены к вступлению в брак. Этого мнения придерживались имам Абу Ханифа и многие другие. Если отец выдал девушку замуж вопреки ее воле, она имеет право остаться замужем, если пожелает, или обратиться к кадию с просьбой расторгнуть брак.

Второе условие — это согласие опекуна невесты.

Именно он выдает замуж свою подопечную, и без его согласия брак недействителен. Этого мнения придерживалось большинство учёных. В хадисе, переданном имамом Ахмадом и Ибн Маджой, говорится: «Бракосочетание недействительно без опекуна, и султан — опекун той, у которой нет опекуна».

Кто же может быть опекуном невесты? В первую очередь, это отец девушки. Его присутствие при сочетании браком дочери обязательно. Если по каким-либо причинам отец не может присутствовать на бракосочетании, он должен уполномочить кого-либо выдать его дочь замуж с его согласия. Если отца нет, то право на опекунство переходит поочередно к деду по отцовской линии, потом к сыну, потом к родному брату (по отцу и по матери), потом к брату по отцу, потом к сыновьям братьев, потом к дядьям со стороны отца, потом к их сыновьям и т. д.

Родственник, не исповедующий ислам, также не может выступать опекуном мусульманки. Если у девушки нет родственников-мусульман со стороны отца, то выдать ее замуж может имам мечети или официальный представитель религиозной организации мусульман. Желательно, чтобы он пользовался авторитетом среди верующих и мог позаботиться об интересах девушки перед замужеством и впоследствии, если возникнет необходимость в этом.

Третье условие — это присутствие двух свидетелей.

В хадисе сказано: «Бракосочетание недействительно без опекуна и двух праведных свидетелей» (ал-Байхаки). Свидетельства одного мужчины и одной женщины или одного мужчины и двух женщин недостаточно для заключения брака.

Четвертое условие – это брачный подарок (махр).

В Коране ясно говорится, что при женитьбе муж должен преподнести жене махр. Так называется подарок, который жених преподносит невесте по поводу бракосочетания: «Вам разрешено жениться на женщинах, если вы предоставляете им ваше имущество» (сура 4 «Женщины», аят 24).

Шариат никак не ограничивает размеры махра, и Коран свидетельствует, что махр может равняться целому кинтару (сура 4 «Женщины», аят 20). В прежние времена мусульманки довольствовались малым и соглашались на горстку фиников или на простые сандалии. В хадисе сообщается, что наш посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшим махром является тот, что не обременителен» (Абу Давуд). Но времена изменились, и родственники невесты стали требовать от женихов дорогие подарки. В одних случаях это оправданно, а в других — нет. Родственники невесты не должны завышать махр, если достойный жених не способен сделать такой подарок и если это становится причиной откладывания свадьбы. Но бывают случаи, когда махр большого размера становится своеобразной страховкой для женщины. Ведь если махр невелик, а мужчина не отличается благородством, то при неблагоприятном стечении обстоятельств он может без зазрения совести развестись с женой и фактически оставить ее ни с чем. Поэтому шариат защищает интересы женщины и объявляет махр ее собственностью, которой не могут распоряжаться ни ее отец, ни ее муж.

Пятое условие по-арабски называется «иджаб ва кабул».

Это значит, что опекун невесты говорит, что выдает свою подопечную замуж за жениха, а тот в свою очередь говорит, что берет ее в жены. Это должно произойти в присутствии свидетелей на одном собрании.

Мусульманские ученые единодушны в том, что жених и опекун могут произнести слова о никахе на любом языке, необязательно произносить их на арабском языке. Опекуну невесты достаточно сказать: «Я выдаю свою дочь замуж за тебя». А жениху достаточно ответить: «Я взял вашу дочь в жены».

После никаха

После сочетания браком мужчина и женщина становятся полноправными супругами, и в шариате не оговаривается срок, который должен пройти между бракосочетанием и началом совместной жизни. Стороны должны решить этот вопрос по обоюдному согласию и на основании обычаев своей страны. Если молодые люди согласны и имеют возможность жить вместе, то родителям и родственникам не следует медлить со свадьбой.

В зависимости от обычаев страны свадьбу устраивают либо до начала совместной жизни, либо после этого. Свадебное угощение не является обязательным с точки зрения шариата, но эта добрая традиция была одобрена и рекомендована нашим Пророком, мир ему и благословение Аллаха. А вот принимать приглашение на свадьбу обязательно, так как в хадисе сказано: «А кто не принял приглашения, тот ослушался Аллаха и Его посланника» (Муслим).

Эльмир Кулиев

Заключение брака с гражданином Турецкой Республики

Браки между российскими и турецкими гражданами на территории Турции оформляются местными органами ЗАГС («Evlendirme Dairesi»). Для регистрации брака в провинциях Анталья и Мугла российский гражданин должен предъявить в местный орган ЗАГС, наряду с другими документами, нотариально удостоверенное заявление об отсутствии у него (неё) юридических препятствий для вступления в брак.

Генеральное консульство нотариально удостоверяет подпись российского гражданина на заявлении и перевод документа с русского на турецкий язык. Указанный документ действителен только в пределах провинций Анталья и Мугла.

Обращаем внимание на то, что, помимо указанного заявления, турецкие органы ЗАГС могут потребовать и другие — должным образом оформленные (переведенные, с нотариальным заверением и апостилем)- документы, например, свидетельство о рождении. Информацию о необходимости предоставления таких документов необходимо уточнять непосредственно в местных органах ЗАГС.

Для оформления заявления о брачной правоспособности российскому гражданину (заявителю) необходимо представить в Генеральное консульство следующие документы:

  • заявление (скачать бланк для заполнения);
  • действительный российский заграничный паспорт, а также копии (ксерокопии без нотариального заверения) его страницы с фотографией и паспортными данными;
  • российский «внутренний» паспорт, а также копии (ксерокопии без нотариального заверения) его страницы с фотографией и адресом регистрации по месту жительства;
  • оригинал и копию (ксерокопию без нотариального заверения) удостоверения личности («kimlik») или паспорта иностранного гражданина, с которым будет заключаться брак;

Присутствие иностранного гражданина, с которым будет заключаться брак, обязательно!

За оформление и нотариальное удостоверение заявления об отсутствии препятствий для заключения брака и его перевода взимается консульский сбор. Заявление выдаётся в день подачи при условии подачи всех должным образом оформленных документов.

Полученный в Генконсульстве документ необходимо заверить (легализовать) в Губернаторстве («Valilik») Антальи/Муглы для дальнейшего представления по месту требования (ЗАГС).

Если после заключения брака российский гражданин принимает фамилию супруга (супруги), то по вопросу обмена российских документов (внутреннего и заграничного паспортов) на новую фамилию ему следует обращаться в органы Федеральной миграционной службы России по месту жительства (регистрации). При этом следует предъявить, в частности, оригинал выданного турецкими органами свидетельства о браке, заверенного штампом «Апостиль» в соответствующем губернаторстве Турции, и его нотариально заверенный перевод на русский язык. Перевод может быть сделан как на территории России, так и в Турции. В последнем случае верность перевода необходимо подтвердить в Генконсульстве России в Анталье.

Внимание! При обмене документов следует учитывать, что в ряде случаев написание фамилии в загранпаспорте не будет совпадать с написанием принятой гражданином России фамилии супруга, поскольку при оформлении загранпаспортов, в соответствии с российским законодательством, используется английская транслитерация фамилий по ГОСТ Р 52535.1-2006.

При заключении брака в турецком органе ЗАГС российского гражданина могут спросить, намерен ли он принимать гражданство супруга (супруги). В случае согласия российского гражданина и оформления ему впоследствии гражданства Турции, он не лишается, в соответствии с российским законодательством, гражданства России (турецкие власти также не требуют выхода из гражданства России). Если после заключения брака российский гражданин намерен проживать в Турции, ему необходимо обратиться вместе с супругом (супругой) в орган по делам иностранцев Управления безопасности МВД («Emniyet Müdürlüğü Göç İdaresi») по месту жительства турецкого супруга (супруги) для оформления вида на жительство в Турции («İkamet tezkeresi»).

Государственная регистрация заключения брака

Напоминаем, что прием в Генконсульстве осуществляется исключительно по предварительной записи в электронном виде по ссылке http://antalya.kdmid.ru/queue/.

В Генеральном консульстве России в Анталье государственную регистрацию заключения брака возможно произвести только между гражданами Российской Федерации.

Для государственной регистрации заключения брака заявитель лично представляет в Генеральное консульство следующие документы:

  1. Совместное заявление о заключении брака в письменном виде (форма № 7, Приказ Минюста России от 01.10.2018 г. № 201 «Об утверждении форм заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния и Правил заполнения форм заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния»). Заявление по форме вы можете распечатать самостоятельно либо получить его в Генеральном консульстве России в Анталье. В случае, если Вы готовите совместное заявление самостоятельно, то его текст по форме размещается на одной стороне листа форма А4, а на другой стороне этого же листа приводится содержание статей № 12 и № 14 Семейного кодекса Российской Федерации.
  2. Оригиналы и копии действующих документов, удостоверяющих личность. Нотариально заверенная копия паспорта не является документом, удостоверяющим личность заявителя.
  3. Оригиналы и копии документов, подтверждающих прекращение предыдущего брака (при наличии);
  4. Разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста, если лицо (лица), вступающее в брак, является несовершеннолетним, т.е. младше 18 лет. Настоящее разрешение оформляется органами опеки и попечительства Российской Федерации при наличии уважительных причин.

С учетом требований ст.14 Семейного кодекса Российской Федерации, не допускается заключение брака между:

  1. лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
  2. близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
  3. усыновителями и усыновленными;
  4. лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Заключение брака производится при личном присутствии лиц, вступающих в брак, как правило, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в Генеральное консульство.

При наличии уважительных причин допускается регистрация заключения брака до истечения месяца. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Консульский сбор за государственную регистрацию заключения брака составляет 30 долл. США. Налоговым кодексом Российской Федерации (п.2 ст.333.40) установлено ограничение на возврат консульского сбора при отказе от регистрации заключения брака.

Уважаемые россияне!

Обращаем Ваше внимание, что Генеральное консульство не располагает возможностями для проведения торжественной церемонии бракосочетания.

Напоминаем, что прием в Генконсульстве осуществляется исключительно по предварительной записи в электронном виде по ссылке http://antalya.kdmid.ru/queue/.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *