МВД страхование

Контракт с «СОГАЗом» заключен 13 января, следует из портала госзакупок. Цена контракта составила 12,5 млрд р. и не изменилась относительно предложения поставщика в итоговом протоколе. Предметом контракта стало страхование в 2020-2021 гг. жизни и здоровья личного состава МВД.
Как уже сообщало АСН, заключение контракта было приостановлено в конце декабря 2019 г. Один из участников тендера — «Росгосстрах» — публично заявил, что закупка проходила с серьезными нарушениями установленной законодательством процедуры.
Что решила антимонопольная служба?
Решение ФАС от 10 января опубликовано на сайте госзакупок. «Росгосстрах» пожаловался на действия АО «ЕЭТП» (оператора электронной площадки). На заседании комиссии ФАС представители «Росгосстраха» заявили, что оператор должен был возвратить заявку «СОГАЗа», так как на специальном счету на время окончания приема заявок (10:00 18 декабря 2019 г.) отсутствовали денежные средства для обеспечения заявки на участие в конкурсе (0,5% от начальной цены контракта, или 74,4 млн р.).
Представитель «СОГАЗа» антимонопольщикам передал уведомление от Банка «Россия». Из уведомления следовало, что на спецсчете «СОГАЗа» на указанное время находилось 81,8 млн р. незаблокированных средств.
Оператор заявил, что банк 18 декабря им сообщил о техническом сбое в учетной системе. При этом кредитное учреждение указало, что деньги «СОГАЗа» на счету успешно заморожены. После чего оператор допустил «СОГАЗ» до участия в конкурсе. «Довод, указанный в жалобе, признан необоснованным, предписание об устранении нарушений не выдавалось», — сообщили АСН в пресс-службе ФАС.
Как разыгрывался мегатендер от МВД
Как уже сообщало АСН, в рамках двухлетнего контракта будут застрахованы 758,8 тыс. лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, включая 88,5 тыс. уволенных сотрудников.
Страховщик примет на себя обязательства по страховым случаям, произошедшим с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2021 г. Договор покрывает риски смерти, получения инвалидности и травмы.
Максимальная цена контракта составляла сумму в 14,9 млрд р. В конкурсе также участвовали «Росгосстрах» и «МАКС».
Интересно, что в протоколе общественного обсуждения закупки приводятся слова представителя «СОГАЗа» о том, что объем финансового обеспечения тендера был равен 15,6 млрд р. (видимо, это была обсуждаемая величина максимальной цены). По расчётам «СОГАЗа» минимальный размер страховой премии по их расчетам должен быть равен 16,2 млрд р. «Соответственно, возникает вопрос о достаточности финансовых средств, которые выделяются Минфином для проведения указанного конкурса», — приводятся слова представителя «СОГАЗа» в протоколе. Тем не менее, потом «СОГАЗ» предложил цену в 12,5 млрд р.
По теме:
«СОГАЗ» получит 12,5 млрд р. за страхование сотрудников МВД
ФАС России: заключение контракта МВД с «СОГАЗом» на 12,5 млрд р. приостановлено

Долг возник за период с апреля по июнь 2018 г., сообщает «Финмаркет» со ссылкой на источники, знакомые с содержанием письма.
Временная администрация ЦСО указывает в письме, что 6 июня 2018 г. МВД России в одностороннем порядке расторгло контракт на страхование. При этом не была перечислена страховая премия за предшествующие месяцы: по договору за апрель и май в размере 1,145 млрд р., за июнь – 318,5 млн р. За просрочку исполнения обязанностей ЦСО требует уплатить 21 млн р. пени.
«В случае неперечисления денежных средств ЦСО вынуждено будет обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности по уплате страховой премии», – цитирует источник «Финмаркета» содержание письма.
В картотеке арбитражных дел соответствующий иск пока не зарегистрирован.
В пресс-службе Банка России АСН сообщили, что воздержатся от комментариев.
«Центральное страховое общество» было признано победителем конкурса на право обязательного государственного страхования жизни и здоровья личного состава МВД России в декабре 2017 г. Договор был заключен на 2018-2019 гг. Премия по контракту составила 13,7 млрд р.
28 апреля 2018 г. Банк России приостановил действие лицензий ООО «Центральное страховое общество» в связи с неисполнением надлежащим образом предписания ЦБ. 28 мая ЦБ отозвал лицензии ЦСО. Это решение было принято в связи с неустранением в установленный срок нарушений страхового законодательства, ставших основанием для приостановления лицензии.
На сайте Банка России указывается, что руководителем временной администрации «ЦСО» назначен Сергей Чекулаев – заместитель начальника Управления страхового надзора Департамента страхового рынка Банка России.
В конце сентября стало известно, что вместо «ЦСО» жизнь и здоровье сотрудников МВД застрахует «ВТБ Страхование». Премия страховщика составит 11,2 млрд р. Контракт распространяется на страховые случаи, произошедшие с 19 июня 2018 года до 31 декабря 2019 года.

В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (далее — Федеральный закон № 52-ФЗ) страхователями по обязательному государственному страхованию являются органы исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба (служба).
Страховщики выбираются в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке о размещении заказов.
В связи с переводом с 1 января 2012 года всех подразделений органов внутренних дел Российской Федерации на единое финансирование из федерального бюджета сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащие внутренних войск МВД России (далее –сотрудники и военнослужащие) застрахованы в установленном порядке в страховой компании «ВТБ Страхование».
Следует подчеркнуть, что до 1 января 2013 года условия и порядок размещения заказов на оказание услуг (в нашем случае – услуг по страхованию) устанавливались Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 94-ФЗ), а после указанной даты отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в этой сфере, регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).
МВД России будет проводить конкурс по отбору страховой компании на осуществление обязательного государственного страхования сотрудников и военнослужащих на 2016 год по нормам Федерального закона № 44-ФЗ.
Выбор страхователей осуществляется с учетом особого порядка обязательного государственного страхования и спецификой субъектов и объектов данного вида страхования.
Страховые организации в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 52-ФЗ должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление обязательного государственного страхования и заключить со страхователями договоры. Кроме того, согласно статье 3 Федерального закона № 52-ФЗ они обязаны выполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне и иметь не менее чем двухлетний опыт работы в области страхования объектов личного страхования.
Также законодательно установлено, что размер страховой премии по обязательному государственному страхованию не может превышать 3 процента фонда денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Договор обязательного государственного страхования заключается между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица — застрахованного лица, то есть сотрудника либо военнослужащего. Этот документ содержит сведения о численности застрахованных лиц, размерах страховых сумм, сроке действия договора, размере, сроке и порядке уплаты страховой премии (страхового взноса), правах, обязанностях и ответственности страхователя и страховщика, а также перечень страховых случаев и способы перечисления (выплаты) страховых сумм застрахованному лицу.
Страхованию подлежит среднесписочная численность сотрудников и военнослужащих. Причем какие-либо списки застрахованных сотрудников и военнослужащих в страховую компанию не передаются, страховые полисы не выписываются.
Статьей 7 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрена ответственность по выполнению страхователем обязанностей по обязательному государственному страхованию.
Если страхователь не осуществил обязательное государственное страхование или заключил договор страхования на условиях, ухудшающих положение застрахованного лица по сравнению с условиями, определенными Федеральным законом № 52-ФЗ, то при наступлении страхового случая он несет ответственность перед застрахованным лицом на тех же условиях, на каких должна быть выплачена страховая сумма при надлежащем страховании.
Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, то есть сотрудники и военнослужащие, в том числе и по призыву.
В случае гибели (смерти) застрахованного лица выгодоприобретателями являются:
— супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним;
— родители (усыновители) застрахованного лица;
— дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей;
— отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет;
— несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях;
— подопечные застрахованного лица.
Страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования являются:
— гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
— смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
— установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
— установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
— получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов увечья (ранения, травмы, контузии);
— увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисление гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов.
Порядок работы по организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России определяется приказом МВД России от 9 октября 2012 г. № 924 «Об утверждении Инструкции об организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России». Согласно названной Инструкции оказание помощи в сборе документов, необходимых для получения страховых сумм возложено на кадровые подразделения органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России.

До 1 января 2012 года суммы страховых выплат исчислялись в размере, кратном количеству окладов денежного содержания, в зависимости от страхового случая.
С 1 января 2012 года в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» Федеральным законом от 08 ноября 2011 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и «Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым страховые выплаты установлены в твердых размерах:
— в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, — 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях;
— в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов:
инвалиду I группы — 1 500 000 рублей;
инвалиду II группы — 1 000 000 рублей;
инвалиду III группы — 500 000 рублей;
— в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы или военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) — 200 000 рублей, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) — 50 000 рублей;
в случае увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисления гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы или военных сборов, — 50 000 рублей.
Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации.
Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день их выплат.
С учетом последней индексации страховых сумм в 2015 году их размеры составляют:
— в случае получения застрахованным лицом в период прохождения службы тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) – 233735,25 рублей, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) – 58433,81 рублей;
— в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы, — 2 337352,5 рублей на всех выгодоприобретателей в равных долях;
— в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы:
инвалиду I группы — 1 753014,38 рублей;
инвалиду II группы — 1 168676,25 рублей;
инвалиду III группы – 584338,13 рублей.
Если в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов застрахованному лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между страховой суммой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой суммой, причитающейся по прежней группе инвалидности.

УДК 368.91

С.Э. Павлов

адъюнкт

Осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции

В статье проведён анализ осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции. В ходе исследования автор даёт подробную характеристику порядка действий каждого участника рассматриваемых отношений, основываясь на действующем гражданско-правовом законодательстве.

Ключевые слова: страхование, полиция, выплата, компенсация, осуществление.

Sergey E. Pavlov

Saint-Petersburg University of the MIA of Russia

1, Letchika Pilyutova str., Saint-Petersburg, 198206, Russian Federation. E-mail: pavlov.serg30@yandex.ru.

Implementation of compulsory state insurance of life and health of police officers

Keywords: insurance, police, payment, compensation, implementation.

Любой правовой институт обретает свою ценность только в том случае, когда имеется реальная возможность его осуществить. Весь перечень правовых институтов, ставший результатом законотворческой деятельности органов власти, не может носить исключительно формально-юридического характера. Цель правового института выражается в осуществлении тех общественных отношений, для регулирования которых он создан. С момента реализации данных отношений, т.е. совершения реальных, конкретных действий, начинается осуществление правового института.

Категория «осуществление права» в науке о праве и, в частности, в цивилистике, является центральной. Осуществление права наряду с понятием права раскрывает саму идею права, сущность права . Практически ни одно исследование того или иного правового института не обходит вниманием данный вопрос, раскрывает те или иные особенности, характерные

черты, которые свойственны определенным, совершенно конкретным общественным отношениям.

Однако как само право по своему содержанию, так и та свобода, которая гарантируется законом в целях реального осуществления того или иного правового института субъектами гражданского права, не могут быть безграничными. Всякое право, будучи мерой возможного поведения его субъекта, имеет определённые границы как по своему содержанию, так и по характеру его осуществления. Границы эти могут быть широкими или узкими, но они существуют всегда. Границы представляют собой неотъемлемое свойство всякого субъективного права, ибо при отсутствии таких границ право превращается в свою противоположность — в произвол и тем самым вообще перестает быть правом .

Одной из правовых форм обеспечения этих интересов является законодательное закрепление определенных границ осуществления тех

или иных гражданских прав, пределов их осуществления и установление обязанности каждого субъекта осуществлять свои права надлежащим образом, в соответствии с требованиями законодательства РФ. Пределы осуществления гражданских прав определяются также в зависимости от способа осуществления права .

Следуя рассматриваемой тематике, проведем анализ осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции. Способы осуществления рассматриваемого вида страхования определяет Гражданский кодекс РФ (далее ГК РФ) в ст. 936 и ст. 969 . Ст. 936 ГК РФ «Осуществление обязательного страхования» приводит два способа осуществления обязательного страхования. Первый способ выражается в осуществлении обязательного страхования путём заключения договора лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (п. 1 ст. 936 ГК). Второй способ указывает нам, что обязательное страхование осуществляется за счёт страхователя (п. 2 ст. 936 ГК РФ). Ст. 969 ГК РФ «Обязательное государственное страхование» дополняет вышеуказанные способы следующими положениями: 1) непосредственное финансирование министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (страхователей) для осуществления данного вида страхования из средств соответствующего бюджета (абз. 2 п. 1 ст. 969 ГК РФ); 2) осуществление обязательного государственного страхования на основании законов и иных правовых актов о таком страховании либо договоров страхования (п. 2 ст. 969 ГК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее Закон № 4015-1), условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования . Применительно к рассматриваемому нами виду страхования, таковым выступает Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ (далее ФЗ № 52-ФЗ). Основываясь на положениях закона № 4015-1, следует заключить, что именно ФЗ № 52-ФЗ устанавливает порядок, условия и пределы организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции, а вместе с тем и механизм его осуществления.

На основании изложенного проведем анализ механизма осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоро-

вья сотрудников полиции с его практической стороны, т.е. рассмотрим поведение участников данного правоотношения на различных этапах, а также должностных лиц, в чьи обязанности входит работа по организации данного вида страхования в реальности.

Как мы пояснили ранее, обязательное государственное страхование осуществляется не только на основании закона о таком виде страхования, но и на основании договора. Договор на осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции заключается между Министерством внутренних дел РФ и страховой компанией. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 2 ФЗ № 52-ФЗ, страховщики выбираются в порядке, предусмотренном законодательством РФ о контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд . Иными словами, страховщик выбирается на конкурсной основе в соответствии с предписаниями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о закупках) .

МВД России в данном случае выступает государственным заказчиком, действующим от имени Российской Федерации, в чьи полномочия входит осуществление той или иной закупки. Применительно к рассматриваемой нами тематике, объектом закупки выступает услуга по осуществлению обязательного государственного страхования жизни и здоровья застрахованных лиц в соответствии с ФЗ № 52-ФЗ. Данная закупка должна быть запланирована и обоснована. В соответствии с планом закупок заказчиком формируется план-график, в котором содержится перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на соответствующий финансовый год, который и является основанием для осуществления закупок . В план-график также включаются сведения об объекте закупок, их идентификационный код, способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требования к участникам закупки и т.д. (п. 1-3 ст. 21 Закона о закупках) .

Регламент осуществления закупок, порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также особенности исполнения, изменения и расторжения контрактов изложены в гл. 3 Закона о закупках. Так, для

осуществления указанной нами выше закупки МВД России обязано разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе (ст. 42 Закона о закупках). В соответствии с приказом МВД России от 26 марта 2014 г. № 177 «О контрактной службе», данную процедуру осуществляет Управление организации материально-технического обеспечения Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России .

В извещении указываются следующие основные сведения: информация о заказчике, сведения о контрактной службе МВД России, в чьи полномочия входит организация контрактной системы, краткие условия контракта, способ определения исполнителя (как правило, путём проведения открытого конкурса), а также сроки подачи заявок на участие в конкурсе и т.п.

При получении заявок от заинтересованных в участии в конкурсе страховых компаний, МВД России в 2-дневный срок направляет в их адрес конкурсную документацию, которая содержит следующие основные сведения: законодательное регулирование закупки, требования к участникам закупки (конкурса), информацию об обеспечении заявок при проведении конкурса, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, порядок заключения, изменения и расторжения контракта, сведения по конкурсу, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, критерий оценки заявок на участие в конкурсе, описание объекта закупки, иные сведения, а также проект государственного контракта.

В целях рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе заказчик (МВД России) создает комиссию по осуществлению закупок (п. 1 ст. 39 Закона о закупках). В системе МВД России данная комиссия создана в соответствии с приказом МВД России от 5 марта 2014 г. № 138 «О единой комиссии МВД России по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для централизованного обеспечения МВД России» (далее — комиссия) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе комиссией в присутствии представителей участников конкурса (страховых компаний) производится вскрытие конвертов и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. По результатам данной процедуры составляется протокол, который размещается в единой информационной систе-

ме. Срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками (п. 1 ст. 53 Закона о закупках).

Комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Критерии оценки заявок на участие в конкурсе устанавливаются заказчиком (МВД России) (п. 1 ст. 32 Закона о закупках). На основании этих критериев определяется исполнитель (победитель конкурса) на осуществление обязательного государственного страхования на соответствующий период. При определении результатов оценки заявок на участие в конкурсе комиссией каждой заявке присваивается порядковый номер в сторону уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявка на участие в конкурсе, которая предложила лучшие условия исполнения контракта, считается победителем конкурса, и ей присваивается первый номер. Процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе фиксируется в протоколе, который размещается в единой информационной системе.

По результатам конкурса между сторонами заключается государственный контракт в срок не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (п. 2 ст. 54 Закона о закупках). При заключении государственного контракта со страховщиком МВД России действует от имени Российской Федерации в лице уполномоченного должностного лица, наделённого данными полномочиями на основании доверенности, в соответствии с которой он вправе заключать договоры подобного рода. От страховой организации, как правило, государственный контракт заключает генеральный директор. Контракт составляется и подписывается в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

При заключении государственного контракта у его сторон возникает совокупный перечень прав и обязанностей. К основным обязанностям МВД России следует отнести: своевременное осуществление уплаты страховой премии; информирование застрахованных лиц о заключении в их пользу такого контракта, его условиях

и сведениях о страховщике; оказание содействия выгодоприобретателям в сборе необходимых документов; представление иной интересующей страховщика информации. В свою очередь, информирование застрахованных лиц МВД России осуществляет путём направления соответствующих писем о заключении государственного контракта обязательного государственного страхования в структурные подразделения МВД России. В данном письме подразделения МВД России информируются о дате и номере контракта, периоде его действия, наименовании страховщика (страховой организации), перечне застрахованных лиц, а также реквизитах страховщика для направления оформленных документов по страховым случаям. К основным обязанностям страховщика относятся: осуществление выплат страховых сумм по страховым случаям; проведение разъяснений подведомственным подразделениям (выгодоприобретателям) по вопросам проведения обязательного государственного страхования.

Как правило, при заключении государственного контракта по осуществлению рассматриваемого нами вида страхования, страховые организации создают специальные отделы или управления, непосредственно осуществляющие организацию и проведение выплат страховых сумм по обязательному государственному страхованию. Например, в ООО «СК ВТБ Страхование» к данному подразделению относится управление обязательного государственного страхования жизни и здоровья .

В соответствии со ст. 4 ФЗ № 52-ФЗ, к основным страховым случаям по рассматриваемому виду страхования относятся: 1) получение застрахованным лицом увечья (ранения, травмы, контузии); 2) гибель (смерть) застрахованного лица; 3) установление застрахованному лицу инвалидности .

В соответствии со статистическими данными МВД России по оплаченным страховым случаям, изложенным в конкурсной документации по проведению открытого конкурса № 533-2017К на закупку услуг по осуществлению обязательного государственного страхования жизни и здоровья, следует, что самым распространенным страховым случаем в 2017 г. являлось получение застрахованным лицом увечья (ранения, травмы, контузии) (4307 из 6083 страховых случаев) .

Исходя из этого, целесообразно рассмотреть порядок действий застрахованного лица,

а также должностных лиц, в чьи обязанности входит организация и осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции в структурных подразделениях МВД России при наступлении данного страхового случая, более подробно.

В случае получения сотрудником полиции увечья (ранения, травмы, контузии), он обязан в кратчайшие сроки доложить об этом непосредственному руководителю, а также в дежурную часть того подразделения органов внутренних дел, в котором проходит службу. В соответствии с п. 4 разд. 2 приказа МВД России от 9 октября 2012 г. № 924 «Об утверждении инструкции об организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел РФ, военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России» (далее — Инструкция), кадровым подразделением территориального органа МВД России в десятидневный срок проводится проверка по факту получения сотрудником полиции увечья (ранения, травмы, контузии). Стоит сказать, что данная проверка проводится при наступлении всех страховых случаев, за исключением установления застрахованному лицу инвалидности.

В зависимости от степени тяжести полученного увечья (ранения, травмы, контузии), сотрудник полиции направляется в травматологический пункт и больницу для получения первой медицинской помощи, дальнейшего лечения, а также документальной фиксации произошедшего. По завершении данного этапа сотруднику полиции необходимо обратиться в ведомственную поликлинику МВД России. К примеру, на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области данным учреждением выступает Поликлиника № 1 федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть МВД РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области». Это учреждение является структурным подразделением медико-санитарной части и создано для организации и оказания амбулаторно-поликлинических видов медицинской помощи, а также осуществления мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья сотрудников полиции, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в мирное и военное время. Обращение сотрудника полиции в данное учреждение необходимо для прохождения дальнейшего медицинского

наблюдения, а также получения листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности.

По завершении периода временной нетрудоспособности сотрудник полиции направляется в кадровое подразделение территориального органа МВД России, где ему выдается направление на военно-врачебную комиссию. Военно-врачебная комиссия (ВВК) является штатной военно-врачебной комиссией, созданной для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел. В соответствии с п. 10 разд. III Инструкции, военно-медицинские учреждения по месту службы (военной службы) застрахованного лица, выгодоприобретателя по обязательному государственному страхованию обязаны оказывать содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм. На территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области данным учреждением выступает военно-врачебная комиссия федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть МВД РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области». Именно информация, указанная в справке ВВК, будет отражать сведения о факте наступления страхового случая, а также об основаниях для осуществления страховых выплат.

Помимо направления на ВВК, кадровое подразделение выдаёт сотруднику полиции следующие документы: заключение проверки по факту получения сотрудником полиции увечья (ранения, травмы, контузии); справку об увечье (ранении, травме, контузии); заверенные копии медицинских документов, полученных сотрудником полиции при прохождении обследования и лечения (листок освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, анализы, справки и т. д.). По окончании прохождения сотрудником полиции ВВК и получения им справки из данного учреждения, он предоставляет её в кадровое подразделение, где осуществляется окончательный этап оформления необходимых документов для направления в страховую компанию. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 «О мерах по реализации ФЗ № 52-ФЗ», в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы увечья (ранения, травмы, контузии) оформляются и направляются в страхо-

вую компанию следующие документы: заявление застрахованного лица о выплате страховой суммы; справка кадрового подразделения об обстоятельствах наступления страхового случая; справка ВВК о тяжести увечья (ранения, травмы, контузии), полученного застрахованным лицом . Кадровое подразделение обязано подготовить и оформить весь перечень документов и направить их в страховую компанию в течение 10 дней с момента получения заявления выгодоприобретателя о выплате страховых сумм.

В соответствии с п. 4 ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ, страховщик обязан произвести страховую выплату в 15-дневный срок с момента регистрации в страховой компании полученных от подразделения МВД России документов для принятия решения об осуществлении страховых выплат. Данное правило действует при наступлении любого страхового случая.

Подводя итог нашего исследования, нужно сказать, что процесс осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции следует разделить на три этапа. К первому этапу, «подготовительному», мы относим размещение заказа контрактной службой МВД России и подготовку необходимых для его размещения документов (извещение, конкурсная документация). Второй этап, «организационный», включает в себя получение заявок на участие в конкурсе и проведение самого конкурса, по результатам которого происходит заключение государственного контракта и одновременное возникновение совокупного перечня прав и обязанностей сторон. Третий этап следует именовать «исполнительным». В ходе этого этапа при наступлении самого юридического факта (страхового случая) в работу включаются должностные лица, в чьи обязанности входит работа по истребованию, оформлению и подготовке необходимых документов для направления в страховую компанию со стороны МВД России, принятие, регистрация полученных документов и осуществление страховых выплат со стороны страховой компании.

Мы рассмотрели порядок действий участников обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции, исходя из должностных обязанностей каждого из них. Содействие выгодоприобретателям со стороны МВД России оказывают и непосредственно кадровые и медицинские подразделения.

Список литературы

1. Вавилин, Е. В. Осуществление и защита гражданских прав. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Статут, 2016. — 416 с.

2. Грибанов, В. П. Осуществление и защита гражданских прав. — М.: Статут, 2000. — 411 с.

5. Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации : федер.закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1474.

7. Молчанов, А. А. Особенности контрактной системы в сфере закупок для обеспечения нужд правоохранительных органов / Актуальные проблемы реформирования гражданского и предпринимательского права : материалы III Всероссийской научно-практической конференции с иностранным участием / отв. ред. Е.Б. Овдиенко, А.И. Коновалов. — СПб.: Российский государственный университет правосудия, 2018. — С. 142-149.

8. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федер. закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 14. — 1652.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» : постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 32. -Ст. 3900.

О выплатах в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей

В соответствии с частью 5 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции) при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.

Согласно части 6 статьи 43 Закона о полиции при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему в порядке, который определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий с применением следующих коэффициентов: 1) в отношении инвалида I группы — 1; 2) в отношении инвалида II группы — 0,5; 3) в отношении инвалида III группы — 0,3.

Действие положений указанных норм также распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции (часть 2 статьи 56 Закона о полиции).

Таким образом, действующим законодательством выплата единовременного пособия и ежемесячная денежная компенсация при увольнении предусмотрена для сотрудников органов внутренних дел только в случае получения сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы.

Приказом МВД России от 18.06.2012 № 590 утверждена Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам (далее – Инструкция), пунктом 23 которой установлено, что для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации кадровым подразделением в комиссию представляются ряд документов, среди которых, согласно пункту «г» — копия заключения ЦВВК (ВВК) о категории годности к службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудника, получившего увечье или иное повреждение здоровья в связи с выполнением служебных обязанностей, приведшее к расторжению контракта и увольнению сотрудника, с указанием причинной связи увечья или иного повреждения здоровья в формулировке «военная травма».

Пунктом 2 Определения Конституционного Суда РФ от 27.06.2017 N 1239-О указано, что установление законодателем в частях 5 и 6 статьи 43 Федерального закона «О полиции» права на выплату единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации относится к формам реализации обязанности государства по возмещению указанной категории граждан вреда, причиненного их здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей (аналогичные выводы в Определении Конституционного Суда РФ от 27.06.2017 N 1238-О).

Данные законоположения, являясь элементами особого публично-правового механизма возмещения вреда пострадавшим сотрудникам органов внутренних дел, закрепляют дополнительные социальные гарантии, предоставляемые в случае невозможности продолжения службы в связи с получением увечья или иного повреждения здоровья при осуществлении служебной деятельности, и в системе действующего правового регулирования направлены на защиту интересов сотрудников органов внутренних дел, в равной мере распространяются на всех лиц, относящихся к названной категории, и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, уволенного со службы в органах внутренних дел в связи с болезнью — на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы.

Правовые позиции, изложенные Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 20 июля 2011 г. N 21-П и от 1 марта 2017 г. N3-П, сформулированы применительно к случаям выплаты единовременного пособия сотрудникам органов внутренних дел, в том числе сотрудникам полиции (милиции), получившим увечье или иное повреждение здоровья в связи с выполнением служебных обязанностей и вследствие этого уволенным со службы по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе,не носят универсального характера и не могут быть применены к случаю, когда указанные лица увольняются со службы в органах внутренних дел в связи с болезнью — на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы.

Выплата единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации не производится:

если в заключении военно – врачебной комиссии указано, что сотрудник «Д – не годен» или «В- ограниченно годен к службе» вследствие «заболевания, полученного в период прохождения службы»;

если в заключении военно – врачебной комиссии указано, что сотрудник не годен к службе вследствие «заболевания, полученного в период прохождения службы» (категория годности – «Д»), и ограниченно годен к службе по «военной травме» (категория годности «В»- «Б») или годен к службе (категория годности – «А»)при увольнении по пункте 1 части 3 статьи 82 Закона о службе «в связи с болезнью»);

если в заключении военно – врачебной комиссии указано, что сотрудник проходил службу на должности, отнесенной ко 2 группе предназначения, и признан ограниченно годным к службе вследствие «заболевания, полученного в период прохождения службы», в связи с этим ему установлена, например, степень ограничения «3», а вследствие «военной травмы» — степень ограничения «2», таким образом, сотрудник вследствие военной травмы годен проходить службу в занимаемой им должности, а вследствие «заболевания, полученного в период прохождения службы» — не может исполнить обязанности по занимаемой должности;

сотрудник, признанный военно – врачебной комиссией «категория годности «В» — ограниченно годным к службе» вследствие «военной травмы», отказался от перевода на предложенную вакантную должность, подходящую ему по состоянию здоровья, то он не вправе претендовать на единовременное пособие, поскольку возможность дальнейшего прохождения службы для него сохранилась (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 01 марта 2017 г. № 3-П);

травма получена при прохождении службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;

сотрудник уволен из органов внутренних дел до 18.04.1991, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции»;

бывшим сотрудникам уголовно – исполнительной системы и государственной противопожарной службы; сотрудникам, получившим «военную травму» в период прохождения службы в органах внутренних дел других государств (по материалам разработанных Департаментом государственной службы и кадров Методических рекомендаций по организации работы постоянно действующих комиссий органов, организаций и подразделений МВД России по вопросам выплат пособий, денежных компенсаций и сумм в возмещение причиненного имуществу вреда от 01.08.2017).

Таким образом, с учетом результатов рассмотрения судебных споров, по искам бывших сотрудников, основанных на ошибочном истолковании указанных правовых актов, по складывающейся правоприменительной практике, следует, что право на получение выплаты единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации в установленном порядке возникает у лиц, прекративших службу в полиции, в связи с военной травмой в виде увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *