На условиях fca

Главная \ Справочные материалы \ Инкотермс 2010 \ Базис поставки FCA Базис поставки FCA — «Free Carrier» («Франко перевозчик» указанное название места) означает, что продавец доставит прошедший таможенную очистку товар указанному покупателем перевозчику до названного места. Следует отметить, что выбор места поставки повлияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара на данном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца, то продавец несет ответственность за отгрузку. Если же поставка осуществляется в другое место, продавец за отгрузку товара ответственности не несет.

Базис поставки Инкотермс FCA может быть использован при перевозке любым видом транспорта, включая смешенные перевозки.

Под словом «Перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта.
Если покупатель доверяет другому лицу, не являющемуся перевозчиком, принять товар, то продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента передачи его данному лицу.

Перейти на список всех условий Инкотермс

При осуществлении международной торговли стороны внешнеэкономической деятельности руководствуются правилами Инкотермс в редакции 2010 года. До 1 января 2011 года действовали термины Инкотермс 2000. Если в 2017 году предстоят импорт или экспорт, нужно будет ориентироваться на правила, принятые семь лет назад.

Всего в новой редакции количество терминов составляет 11 вместо 13 в предыдущей версии Инкотермс. Есть новые обозначения: DAT, регламентирующий поставку продукции на терминале, и DAP, который определяет доставку товара до пункта назначения. О последнем термине и пойдет речь в нашей статье.

Что означает DAP: расшифровка

Термин DAP буквально расшифровывается как «Delivered at Place» и означает поставку товара в место назначения, если выразить простыми словами. Он может использоваться независимо от того, какой способ перевозки был выбран. Это могут быть доставка на одном транспортном средстве или мультимодальная логистика. В качестве средства перевозки могут выступать и воздушное судно, и морское судно, а согласованного места – аэропорт в Москве, например, или порт в Новороссийске или в Калининграде. Так, во внешнеторговом договоре поставки из Китая в Россию местом назначения можно указать Владивостокский морской рыбный порт. В контракте указывается точный адрес: 690012, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Берёзовая, дом 25.

Термин DAP заменил собой термин DES, обозначающий поставку на судне и фигурировавший в Инкотермс 2000 года.

По условиям доставки DAP товар предоставляется покупателю в условленном месте. Он должен быть готовым для разгрузки.

На продавца возлагаются расходы по доставке продукции до места назначения. Таможенная очистка и уплата пошлин – обязанность покупателя.

Базис и условия поставки DAP

Базисные условия DAP согласно толкованию Инкотермс 2010 строятся на том, что обязательства продавца завершаются после поставки в место назначения. Товар должен быть упакован и промаркирован, пройти экспортные процедуры.

Договор с перевозчиком заключает продавец. Тем не менее покупателю стоит ознакомиться с маршрутом, используемыми в пути транспортными средствами, т.к. расходы на доставку в конечном счете ложатся на его плечи.

Согласно условиям поставки, ввозные пошлины уплачиваются импортером. Он также должен самостоятельно обеспечить таможенную очистку продукции.

По условиям DAP, все расходы, кроме уплаты импортных пошлин и таможенной очистки в стране ввоза, до доставки товара места назначения несет экспортер.

Отличие DAP от DDP

Близким по значению к термину DAP является термин DDP. Разница заключается лишь в том, что на продавца дополнительно возлагаются обязательства и расходы по выполнению таможенных процедур в стране, куда ввозится товар. Значит, покупатель ставится в еще более выгодное положение.

Отличие DAP от DAT

Таким же новым условием договора по правилам Incoterms 2010 является термин DAT. Он отличается от базиса DAP тем, что доставка груза выполняется до терминала. В случае с DAP, как мы рассмотрели, товар доставляется до конкретной точки.

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше.
Ответьте всего на 3 вопроса.

Обязанности и риски сторон

Базисные условия термина DAP четко разграничивают обязанности и риски участников внешнеэкономической деятельности.

Обязанности и риски продавца (поставщика)

Главная обязанность продавца – это поставка товара, соответствующего по своим характеристикам, количеству/объему указанным в договоре купли-продажи сведениям. Также вместе с продукцией предоставляются подтверждающие документы:

  • Коммерческий счет-фактура;
  • Лицензия на товар, если она необходима;
  • Сертификат соответствия (также при необходимости);
  • Иные свидетельства (о безопасности, экологичности и пр.), в том числе и нужный для транспортировки через границу третьих государств.

Экспортные лицензии и свидетельства продавец получает сам, за свой счет.

Так как экспортер обязан доставить товар до условленного места назначения, он должен заключить договор с перевозчиком. Маршрут выбирается стандартный, чтобы не допустить удорожания товара за счет дорогой услуги по перевозке.

Отдельно следует остановиться на договоре страхования груза. Ни у одной из сторон нет обязательства застраховать товар. Тем не менее и покупатель, и продавец должны быть заинтересованы в том, чтобы при утрате или порче товара получить компенсацию за него. Поэтому рекомендуется не упустить из виду этот пункт при заключении договора купли-продажи и все же определиться со страховой компанией.

При поставке на условиях DAP на продавца возлагаются следующие расходы:

  • Упаковка и маркировка груза;
  • Его погрузка и транспортировка до места назначения;
  • Выполнение экспортных таможенных формальностей;
  • Оплата пошлин при вывозе товара;
  • Получение лицензий, свидетельств, разрешений, сертификатов и пр.;
  • Расходы при транспортировке через территории третьих стран.

По прибытии товара в место назначения продавец извещает об этом покупателя и предоставляет ему транспортные документы, подтверждающие факт поставки груза:

  • Оборотный коносамент;
  • Морскую накладную;
  • Воздушную накладную;
  • Накладную, подтверждающую транспортировку на автомобиле или по железной дороге и пр.

Продавец помогает покупателю получить все необходимые документы в своей стране, если они нужны импортеру, а также должен представить всю информацию для страхования груза.

Обязанности и риски покупателя

Несмотря на то, что по условиям поставки DAP покупатель оказывается в выигрышном положении, и у него есть ряд обязательств, которые он должен выполнить, например, оплатить полную сумму за товар согласно договору купли-продажи.

Помимо этого, импортер обязан своевременно принять товар в месте назначения, осуществить отгрузку, иначе он понесет дополнительные расходы за аренду склада или задержку транспортного средства. Рекомендуется внимательно подойти к вопросу определения даты или периода поставки, чтобы оценить свои возможности и не попасть на штрафные санкции из-за несвоевременной отгрузки.

Также покупателю нужно организовать таможенную очистку товара, уплатить госпошлину, получить импортную лицензию и разрешения, если это требуется для ввоза продукции, согласовать дату/период поставки.

Главное для импортера – вовремя принять груз и обеспечить его таможенную очистку.

Переход права собственности и рисков

Согласно условиям DAP, переход рисков за товар осуществляется по прибытии товара в место назначения и готовности его к выгрузке. Это при условии, что поставка выполнена без опозданий, а обе стороны внешнеторгового сотрудничества исполняют свои обязательства в полном объеме. Если же покупатель просрочил приемку товара и выгрузку, тогда по истечении согласованной даты все риски также переходят к нему.

После извещения должным образом продавцом покупателя о прибытии товара и передаче ему груза, документов на него экспортер может считать выполнившим свои обязательства.

Момент перехода права собственности имеет определяющее значение, если экспортером или импортером является российская компания. Его следует отдельно обозначить в договоре, т.к. правила Инкотремс 2010 указывают лишь момент перехода рисков и расходов. В ином случае переход права собственности будет определяться согласно ГК РФ, и моментом его возникновения будет считаться момент передачи груза от продавца к покупателю.

Определите отдельным пунктом в договоре условия, при которых переходит право собственности от экспортера к импортеру.Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше.
Ответьте всего на 3 вопроса.

Договор поставки на условиях DAP

Чтобы не упустить основные положения при поставках на условиях DAP, предлагаем воспользоваться образцом контракта. Документ можно бесплатно скачать по ссылке. В нем уже отражены необходимые пункты, и вам остается только подвести договор под особенности вашей поставки.

Цена на условиях DAP

В договоре купли-продажи указывается окончательная стоимость товара. Но цена DAP включает не только фактурные расходы на продукцию. Ее составляющими являются также следующие расходы:

  • Упаковка и маркировка товара;
  • Транспортировка груза от завода-изготовителя до места назначения;
  • Уплата экспортных пошлин;
  • Расходы при прохождении товара в стране-экспортере;
  • Расходы при прохождении груза через территории третьих государств;
  • Получение экспортных лицензий, разрешений, свидетельств и прочего.

Это еще не окончательные расходы. Учтите, что вам нужно заплатить импортную пошлину, пройти таможню, разгрузить товар, вывезти с места назначения, если товар не доставлен прямиком на склад покупателя. Только тогда можно посчитать, во сколько обошелся импорт.

В целом поставки на условиях DAP привлекательны для импортера. Они минимизируют риски покупателя, в то же время не загружая поставщика вопросами таможенной очистки груза.

Список всех правил Инкотермс

✔ Из этой статьи вы узнаете:

▷ Что такое FCA Инкотермс 2020 ▷ Условия оплаты при использовании FCA ▷ Распределение рисков при применении FCA ▷ Преимущества FCA Инкотермс 2020 для покупателя

Что такое FCA Инкотермс 2020

Аббревиатура FCA означает «Free Carrier … named place of destination», в переводе на русский – «Франко перевозчик … название места назначения». Условия FCA в импортном контракте обозначают переход ответственности от продавца к покупателю в момент погрузки товара на транспортное средство в указанном покупателем месте.

Для справки.
«Франко перевозчик» или, дословно, «Свободный перевозчик» – термин международной торговли, который определяет передачу товара перевозчику в том месте, которое укажет покупатель.

Напомним, что правила Инкотермс 2020 позволяют использовать для доставки товаров личные транспортные средства. Поэтому, согласно базису доставки FCA, продавец может погрузить товар на транспортное средство покупателя в указанном месте.

Пример использования в контракте.
Договор поставки на условиях FCA (в соответствии с Инкотермс 2020)
Ташкент, Узбекистан 01.05.2020

Начиная с 2020 года условия FCA накладывают на покупателя одно дополнительное обязательство. Согласно нему, покупатель инструктирует перевозчика выдать коносамент или авианакладную продавцу. Коносамент должен содержать пометку «на борту». Перевозчик передаёт этот документ продавцу после погрузки товара на транспортное средство.

Обратите внимание! Указанное выше обязательство необходимо согласовать в контракте, если доставку товаров осуществляет сторонний перевозчик.

Условия оплаты при использовании FCA Инкотермс 2020

В импортном контракте можно встретить обозначение «FCA price» («цена FCA»). Оно означает, что в цену товара включена оплата экспортных таможенных пошлин. Но в «FCA price» не входит оплата доставки товара до местонахождения покупателя.

Базис FCA Инкотермс 2020 не включает в себя цену товара и способ оплаты. Поэтому покупатель и продавец вправе выбрать любой удобный для них способ оплаты. Базис FCA также не определяет, когда покупатель должен перечислить оплату продавцу.

Все обязательства, связанные с формой и порядком оплаты, продавец и покупатель должны обозначить в договоре купли-продажи. Сами по себе условия Инкотермс не накладывают на покупателя конкретных обязательств, когда и как он должен оплатить товар.

Распределение рисков при применении FCA Инкотермс 2020

Как и все условия Инкотермс 2020, FCA чётко разграничивает права и обязанности продавца и покупателя. Продавец обязан:

  • погрузить товар на транспортное средство в назначенном месте;
  • выполнить все экспортные таможенные процедуры;
  • оплатить экспортные пошлины;
  • предоставить покупателю всю необходимую информацию о требованиях по безопасности транспортировке товара.

Важно! Как только товар будет погружен на транспортное средство, ответственность за его сохранность переходит к покупателю.

Покупатель обязан:

  • организовать перевозку товара;
  • оплатить импортные пошлины;
  • выполнить импортную очистку товара.

Преимущества FCA Инкотермс 2020 для покупателя

Используя условия FCA в импортных контрактах, покупатель может минимизировать свои транспортные расходы. Покупатель получает такое преимущество, если указывает в контрактах одно и то же место и время передачи товаров нескольким продавцам. В этом случае доставку всей продукции можно осуществить на одном транспортном средстве.

Общие сведения о DAP Инкотермс 2010

Термин DAP появился после внесения изменений правил Инкотермс 2010, конкретизируя при этом некоторые условия поставки в данной сфере договорных отношений. После внесенных изменений больше не требуется расписывание в соглашении деталей – достаточно выбрать поставку DAP, как основное условие контракта, затем его трактовать согласно действующим международным правилам. Распространяется данное условие и в отношении спорных вопросов, для которых необходимо разбирательство в рамках международных судов.
DAP в буквальном переводе значит «поставка в пункте назначения». На английском: «Delivered At Place … named point of destination». Следовательно, это понятие значит:
— На продавца возлагается обязательство поставки товара в согласованное место – на любом транспорте и полностью подготовленным к разгрузке.
Такое определение предполагает границу ответственности поставщика непосредственно на транспортном средстве и завершается к моменту представления товара клиенту с целью выполнения разгрузочных работ.
Таможенные формальности, которые не связаны с вывозом, будут полностью возложены на покупателя в стране поставки, согласно таможенным правилам, действующим в государстве импортере.

  • Что такое Инкотермс: как и где используется

Как распределяются обязанности сторон по условиям DAP

При любых условиях поставки, включая базис поставки DAP Инкотермс 2010, важное значение отводится распределению обязательств покупателя и поставщика. Согласно DAP, на поставщика возлагается обязательство о предоставлении покупателю не только самого товара в указанном месте поставки, но также полного комплекта сопроводительной документации.
В том числе отмечаются не только морские коносаменты либо товарно-транспортные накладные, но также инвойсы и счета, сертификаты качества и соответствия, другие документы, указанные договором и приложенные к нему. Бумажный документ может быть заменен электронным эквивалентом, если данное условие было согласовано сторонами в договора.
В числе общих обязанностей со стороны покупателя отмечаются обязательства поставки товара в сроки и по условиям, согласованным сторонами.
Кто оформляет сертификаты и лицензии. Все документы, сертификаты и лицензии в стране экспортера оформляет исключительно поставщик. Действует аналогичное требование в отношении поставщика, когда необходимо оформлять транзитные разрешения к пункту назначения через третьи страны.
Покупатель должен обеспечить все соответствующие ввозные разрешения, включая специальные, если производится по контракту импорт товара, на ввоз которого в стране импортера действуют законодательные ограничения.
Если поставка в указанный пункт назначения произведена фактически, покупатель должен оплатить все платежи по контракту, и расходы, которые с ним связаны, включая оплату полной цены товарной партии. Покупатель несет расходы по таможенному оформлению.
Кто оформляет договор страхования и перевозки. Как правило, предполагается, что заключается договор перевозки DAP продавцом. Он производит и оплату транспортировки к пункту назначения.
Принимается за правило оформление перевозки на традиционно действующих условиях традиционными видами транспорта и по обычному маршруту.
Если такого пункта поставки в обычной практике нет, либо стороны не заключали в отношении него договоренность, у продавца есть право самостоятельного выбора данного пункта в месте назначения. На покупателя не возлагается обязательство перевозки, также страхования груза для доставки груза в отчетный пункт. Решаются вопросы страхования по договоренности между сторонами. При этом на каждого контрагента возлагается обязательство по запросу второй стороны предоставлять в её распоряжение все документы и сведения о грузе и перевозке, необходимые для оформления страховки.
Принятие поставки. Выполненными обязательства продавца в рамках поставки DAP будут считаться в согласованную дату, когда доставлен товар в пункт назначения, полностью подготовленный к разгрузочным работам.
В частности, груз, находящийся на борту морского суда, не будет считаться поставленным, если стоит отчетное судно на внешнем рейде. Выполненной поставка будет признана после того, как судно будет установлено на причал под выполнение разгрузочных работ. Аналогична ситуация для автомобильного и ж/д транспорта. На покупателя при наступлении данного момента возлагается обязательство принятия товара.
Какие могут быть риски. Согласно обычной практике DAP по Инкотермс 2010, все риски до момента поставки к пункту назначения возлагаются на продавца. Но должны учитываться определенные исключения. Риски порчи, потери либо утраты груза несет покупатель, если не обеспечил получение ввозных лицензий и прочих разрешений на ввоз товара в страну импортера. Также на покупателя возлагается обязательство по согласованию таможенных формальностей. Возлагаются такие же риски в отношении покупателя, если оговоренным способом не известил поставщика в установленный срок.

  • Риски экспорта и импорта. Как ими управлять?

Какие расходы несут стороны согласно условию DAP

Помимо расходов на перевозку и страхование, также продавцом производится оплата всех затрат на поставку, включая расходы, связанные с разгрузкой, если установлено данное условие положениями договора перевозки. Однако оплата разгрузки, как правило, производится покупателем. В этом и заключается одна из ключевых особенностей DAP.
Если договором не установлено, что все расходы возлагаются на продавца, покупатель может столкнуться с неприятной ситуацией во взаимоотношениях с владельцем склада (морского терминала) либо транспортной компанией, если заранее не обеспечит договоры на обработку и хранение груза, его оплату либо достаточные для этого гарантии.

Встречались случаи необоснованных простоев транспортных средств по халатности покупателя. Разрешаются данные ситуации, как правило, особенно в случае с регулярными контейнерными линиями, путем выгрузки товаров, размещая их на специальных площадках до момента поступления полной оплаты обязательств покупателя по выгрузке и хранению товаров.
Также были ситуации, когда данные расходы по стоимости начинали превышать границу ликвидности поставленного товара, что делало товар невостребованным. Однако все указанные ситуации возникают довольно редко, могут быть допущены лишь неопытным импортером, когда сделка не была достаточно продумана.
Согласно DAP, таможенные расходы в стране экспортера возлагаются на продавца. И действует обратное правило – оплата всех таможенных, налоговых формальностей и прочих платежей и сборов в месте назначения является обязательством покупателя.
В отношении расходов следует отметить другой важный нюанс об извещениях о поставке. На продавца возлагается обязательство о заблаговременном уведомлении покупателя о предполагаемой дате поставки в пункт назначения. Следовательно, нужно отметить в договоре отдельный пункт, с указанием данного срока – чтобы покупатель мог предпринять соответствующие меры для обеспечения приема поставки.

Когда поставки по DAP считаются завершенными

Завершенным выполнение обязательств сторон будет считаться после обмена достаточными формальными доказательствами осуществления поставки. Продавец покупателю предоставляет документы о готовности товара к процессу выгрузки, которые могут быть в виде коносаментов и прочих транспортных накладных, которые должен принять покупатель. Ему необходима повышенная внимательность при доставке по DAP, поскольку допущенные недосмотры и ошибки могут привести к утрате прибыли.
С учетом подобной вероятности, необходима проверка любой терминологии импортных и экспортных договоров юристами с опытом ведения договорной работы в области внешнеэкономической деятельности, способными различать описательные пункты в договоре от термина.
В противном случае сторона продемонстрирует свою некомпетентность – как партнер, сотрудничество с которым провоцирует повышение рисков. Продавцу необходимо отстаивать свои интересы, оформляя любые договоренности документально. Лишь после этого можно рассчитывать на ожидаемую прибыль проводимой сделки.

Уместен ли переход права собственности по DAP

В правилах Инкотермс 2010 указывается, какой стороне договора купли-продажи предстоит выполнять действия, необходимые для транспортировки и страхования, когда производится передача товара от продавца покупателю, какие расходы предстоит нести каждой участвующей стороне. В правилах Инкотермс 2010 не указывается цена, подлежащая оплате, либо способ оплаты. Также правилами не регламентируется порядок перехода права собственности на товар, либо последствия в случае нарушения положений договора.

Как правило, определяются данные вопросы в ясно выраженных положениях договора купли-продажи либо правом, действующим в отношении данного договора. Но при этом сторонам нужно помнить – возможно преимущество строго обязательного национального закона в отношении определенного аспекта договора, в том числе избранный термин Инкотермс.

  • CIP Инкотермс 2010 – самый сложный базис поставки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *