Начисление доходов в бюджетном учреждении

19 Апреля 2018Учет доходов в свете последних изменений в КОСГУ

О. Гришакова
эксперт журнала «Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение»

Приказом Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н (далее – Приказ № 255н) в классификацию операций сектора государственного управления введены новые коды. Их следует применять с начала 2018 года. В связи с этим в рабочий план счетов необходимо ввести новые счета аналитического учета, соответствующие вновь введенным кодам КОСГУ. В статье рассмотрим порядок учета расчетов по доходам бюджетных и автономных учреждений спорта исходя из Приказа № 255н и проектов изменений в инструкциях № 174н, 183н (размещены на сайте www.regulation.gov.ru).

В бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений для расчетов по доходам используются следующие синтетические счета:

– 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» – на нем отражаются суммы доходов (поступлений), начисленные учреждением в момент появления требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений (в том числе суммы поступившей от плательщиков предварительной оплаты), а также при выполнении учреждением возложенных на него согласно законодательству РФ функций;

– 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» – он предназначен для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений, порчи денежных средств и иных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, по суммам предварительной оплаты, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы), по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, по суммам излишне произведенных выплат, по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев, по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации, а также по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ.

Далее рассмотрим, какие аналитические счета нужно предусмотреть в учетной политике бюджетного и автономного учреждений к указанным синтетическим счетам по доходам, а также порядок их применения.

Учет расчетов по доходам на счете 205 00 000

До начала действия Приказа № 255н синтетический счет 0 205 00 000 включал следующие аналитические счета:

– 0 205 20 000 «Расчеты по доходам от собственности» (код 120 КОСГУ);

– 0 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» (код 130 КОСГУ);

– 0 205 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» (код 140 КОСГУ);

– 0 205 50 000 «Расчеты по поступлениям от бюджетов» (по соответствующим аналитическим счетам») (код 150 КОСГУ);

– 0 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами» (по соответствующим аналитическим счетам») (код 170 КОСГУ);

– 0 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам» (код 180 КОСГУ).

С вступлением в силу Приказа № 255н коды 120, 130, 140, 180 КОСГУ стали группировочными и теперь включают в себя ряд новых подстатей КОСГУ.

Далее в таблице представим отдельные введенные коды КОСГУ по доходам и соответствующие им аналитические счета бухгалтерского учета, применяемые в деятельности бюджетных и автономных учреждений спорта.

Код КОСГУ (в редакции Приказа № 255н)

Номер счета и его наименование (с учетом проектов приказов Минфина о внесении изменений в инструкции № 174н, 183н)

Доходы от собственности

121 «Доходы от операционной аренды»

0 205 21 000 «Расчеты с плательщиками доходов от операционной аренды»

122 «Доходы от финансовой аренды»

0 205 22 000 «Расчеты по доходам от финансовой аренды»

124 «Проценты по депозитам, остаткам денежных средств»

0205 24 000 «Расчеты по доходам от процентов по депозитам, остаткам денежных средств»

129 «Иные доходы от собственности»

0205 29 000 «Расчеты по иным доходам от собственности»

Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат

131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»

0 205 31 000 «Расчеты с плательщиками по доходам от оказания платных услуг (работ)»

135 «Доходы по условным арендным платежам»

0 205 35 000 «Расчеты по условным арендным платежам»

Прочие доходы

183 «Доходы от субсидии на иные цели»

0 205 83 000 «Расчеты по субсидиям на иные цели»

184 «Доходы от субсидии на осуществление капитальных вложений»

0 205 84 000 «Расчеты по субсидиям на осуществление капитальных вложений»

189 «Иные доходы»

0 205 89 000 «Расчеты по иным доходам»

К счету 0 205 00 000 в структуре рабочего плана счетов (в 15 – 17‑м разрядах счета) применяются соответствующие коды подвида доходов согласно подразд. 4.1 классификации доходов бюджета.

Наиболее распространенные операции по начислению и поступлению доходов в бюджетных и автономных учреждениях спорта приведены в таблице.

Дебет

Кредит

Операции по начислению доходов

Начислены доходы в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания

4 205 31 560 (000)

4 401 10 131

Начислены доходы будущих периодов в форме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным)

4 205 31 560 (000)

0 401 40 131

Начислены доходы по предоставленной учреждению субсидии на иные цели в сумме подтвержденных отчетом расходов (основание – бухгалтерская справка (ф. 0504833))

5 205 83 560 (000)

5 401 10 183

Начислены доходы по предоставленным в порядке, установленном законодательством РФ, бюджетным инвестициям в сумме, подтвержденной отчетом

6 205 84 560 (000)

6 401 10 184

Начислены доходы от операционной аренды имущества, переданного арендаторам согласно заключенным договорам

2 205 21 560 (000)

2 401 10 121

Начислены доходы за выполненные работы, оказанные услуги, реализованные товары (в рамках видов приносящей доход деятельности учреждения, предусмотренных уставными документами)

2 205 31 560 (000)

2 401 10 131

Начислены заказчикам (в соответствии с долгосрочными договорами) суммы доходов будущих периодов за выполненные и сданные им отдельные этапы готовой продукции, работ, услуг

2 205 31 560 (000)

2 401 40 131

Начислены доходы от условных арендных платежей

0 205 35 560 (000)

0 401 10 135

Начислены иные доходы, в том числе полученные пожертвования (гранты), благотворительные (безвозмездные) перечисления

2 205 89 560 (000)

2 205 52 560 (000)

2 205 53 560 (000)

2 401 10 189

2 401 10 152

2 401 10 153

Операции по поступлению, зачету и списанию доходов

Отражено поступление доходов в рамках заключенных договоров (соглашений)

0 201 11 510 (000)

0 201 21 510 (000)

0 201 34 510 (000)

0 205 00 660 (000)

Отражено уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом

2 302 00 000

2 205 00 660 (000)

Списана с балансового учета дебиторская задолженность по доходам, признанная в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию (не востребованной кредиторами по доходам)

0 401 10 173

Забалансовый счет 04

0 205 00 660 (000)

Таким образом, доходы, полученные в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и от оказания платных услуг (работ), предусмотренных уставом учреждения, учитываются на одном счете по коду 131 КОСГУ (ранее – по коду 130 КОСГУ); доходы, полученные в рамках операционной аренды, отражаются по коду 121 КОСГУ (ранее – по коду 120 КОСГУ). Учет остальных видов доходов теперь более детализирован. Так, доходы, относящиеся к компенсации расходов учреждения в рамках договора аренды, относятся к условным арендным платежам и учитываются отдельно.

При этом необходимо отметить, что операции автономных и бюджетных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются теперь по соответствующей подстатье КОСГУ (131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 189 «Иные доходы») в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках его учетной политики.

Автономное учреждение спорта предоставило в аренду ледовый каток на период проведения спартакиады с 1 марта по 11 марта. В договоре аренды отдельно предусмотрены фиксированная арендная плата – 55 000 руб. и возмещение арендатором расходов на электроэнергию по фактическим показаниям счетчика. По окончании данного мероприятия последние расходы составили 2 700 руб.

В целях упрощения примера операции по внутреннему перемещению переданного в аренду имущества и начислению налога на прибыль не приводятся.

Согласно СГС «Аренда» данный объект учета относится к операционной аренде.

В бухгалтерском учете на основании актов оказанных услуг отражены расчеты с арендатором по арендной плате и условным арендным платежам.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена передача ледового катка арендатору

Забалансовый счет 25

1*

Начислены предстоящие доходы от операционной аренды (в момент заключения договора аренды)

2 205 21 000

2 401 40 121

55 000

Отражено признание доходов текущего финансового года (на основании акта об оказании услуг)

2 401 40 121

2 401 10 121

55 000

Начислены условные арендные платежи (на основании акта о фактических расходах на электроэнергию)

2 205 35 000

2 401 10 135

2 700

Поступили от арендатора на лицевой счет денежные средства в виде арендного платежа

2 201 11 000

Забалансовый счет 17

2 205 31 000

55 000

Поступили от арендатора на лицевой счет денежные средства в виде условного арендного платежа

2 201 11 000

Забалансовый счет 17

2 205 35 000

2 700

Отражена передача ледового катка учреждению

Забалансовый счет 25

1*

*
В условной оценке.

Учет отдельных видов расчетов на счете 209 00 000

Данный синтетический счет применяется для формирования в денежном выражении информации о состоянии расчетов по суммам причиненного ущерба бюджетному или автономному учреждению, иным доходам и содержит следующие группы счетов:

– 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат»;

– 0 209 40 000 «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба»;

– 0 209 70 000 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;

– 0 209 80 000 «Расчеты по иным доходам».

До вступления в силу Приказа № 255н аналитические счета применяли только к счетам 0 209 70 000, 0 209 80 000. Теперь необходимо использовать новую аналитику и к счетам 0 209 30 000, 0 209 40 000.

Приведем в таблице новые коды КОСГУ и соответствующие им аналитические счета, применяемые при расчетах по ущербу и иным доходам в деятельности бюджетных и автономных учреждений спорта.

Код КОСГУ (в редакции Приказа № 255н)

Номер счета и его наименование (с учетом проектов приказов Минфина о внесении изменений в инструкции 174н, 183н)

Доходы от компенсации затрат

134 «Доходы от компенсации затрат»

0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат»

Штрафы, пени, неустойки, возмещение ущерба

141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках»

0 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»

143 «Страховые возмещения»

0 209 43 000 «Расчеты по доходам от страховых возмещений»

144 «Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)»

0 209 44 000 «Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)»

145 «Прочие доходы от сумм принудительного изъятия»

0 209 45 000 «Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия»

Прочие доходы

189 «Иные доходы»

0 209 89 000 «Расчеты по иным доходам»*

*
Ранее для учета иных доходов применялся счет 0 209 83 000.

В структуре рабочего плана счетов к счету 0 209 00 000 (в 15 – 17‑м разрядах счета) применяются соответствующие коды подвида доходов согласно подразд. 4.1 классификации доходов бюджета.

Далее приведем отдельные операции с применением новых аналитических счетов по учету расчетов по ущербу и иным доходам.

Дебет

Кредит

Операции по начислению доходов

Отражена сумма задолженности работника по излишне выплаченной ему сумме оплаты труда (не удержанной из заработной платы) в случае оспаривания работником оснований и размеров удержаний

0 209 34 560 (000)

0 401 10 134

Начислена сумма задолженности бывшего работника перед учреждением за неотработанные дни отпуска при увольнении его до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск

0 209 34 560 (000)

0 401 10 134

Отражена сумма задолженности перед учреждением, подлежащая возмещению по решению суда, в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек)

0 209 34 560 (000)

0 401 10 134

Начислена сумма ущерба в виде процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо необоснованного получения или сбережения

0 209 45 560 (000)

0 401 10 145

Отражена сумма задолженности по возмещению ущерба имуществу в соответствии с законодательством РФ при возникновении страховых случаев

0 209 43 560 (000)

0 401 10 143

Отражена задолженность по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, по иным санкциям

2 209 41 560 (000)

2 401 10 141

Начислена задолженность в сумме требований по компенсации затрат к получателям авансовых платежей (подотчетных сумм) по произведенной предварительной оплате в рамках договоров (соглашений), а также по иным основаниям согласно законодательству РФ, не возвращенной контрагентом в случае расторжения договора (соглашения), в том числе по результатам претензионной работы (решению суда)

0 209 34 560 (000)

0 206 00 660 (000)

0 208 00 660 (000)

Отражена сумма задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ

0 209 34 560 (000)

0 401 10 134

Операции по поступлению, зачету и списанию доходов

Поступили средства от виновных лиц в возмещение причиненного учреждению ущерба, а также по иным доходам

0 201 11 510 (000)

0 201 21 510 (000)

0 201 34 510 (000)

0 209 00 660 (000)

Возмещен ущерб виновным лицом из заработной платы (иных выплат) на сумму удержаний, произведенных в порядке, предусмотренном законодательством РФ

0 304 03 830 (000)

0 209 00 660 (000)

Списана с баланса сумма ущерба в связи с неустановлением виновных лиц (с ее уточнением решениями судов)

0 401 10 172

0 209 00 660 (000)

Списана с баланса сумма ущерба в связи с приостановлением согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным

0 401 10 173

Забалансовый счет 04

0 209 00 660 (000)

Уменьшены расчеты с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю договора (контракта) суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов):

в части обязательств по договору (контракту), принятых за счет приносящей доход деятельности

2 302 00 830 (000)

2 209 41 660 (000)

в части обязательств по договору (контракту), принятых за счет иных источников финансового обеспечения

2 304 06 830 (000)

2 209 41 660 (000)

В бюджетном учреждении спорта работнику, впервые заключившему трудовой договор, выдан бланк трудовой книжки за плату (в размере расходов на его приобретение). Стоимость бланка трудовой книжки удержана из зарплаты работника по его заявлению. Выплата зарплаты осуществляется за счет субсидии на выполнение госзадания.

Учетной политикой учреждения предусмотрено начислять НДС и налог на прибыль организаций по коду 131 КОСГУ.

При выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее работодатель взимает с работника плату, размер которой определяется исходя из расходов на их приобретение (п. 46 – 47 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).

Оплата, взимаемая работодателем при выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее, подлежит учету при определении базы по налогу на прибыль организаций и НДС (Письмо ФНС РФ от 23.06.2015 № ГД-4-3/10833@).

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения данные операции отражаются следующим образом:

Проводки обеспечения госконтракта по счету 210 05

40120340 — 10532440 — списание продуктов питания на расходы. Основные средства (ОС) чаще приобретаются через счет 10610, где собираются и накладные расходы, формирующие их стоимость: 10611310 — 20631560 (или 30231730). Далее идет собственно принятие ОС к учету: 10134310 — 10611410 (Машины и оборудование — иное движимое имущество).

ОС амортизируются — 40120271 — 10434410 и списываются: 10434410 — 10134410 — списание сумм амортизации, 40110172 — 10134410 — списание остаточной стоимости.

Некоторые проводки по заработной плате. 40120211 — 30211730 — начисление основной зарплаты, 30213730 — 30302830 — начисление пособий по временной нетрудоспособности, 30211830 — 30301730 — удержание НДФЛ из зарплаты. 40120213 — 30310830 — начислены взносы страховой части ПФР, 30211830 — 30403730 — перечисление зарплаты на банковские карточки (счет прочих расчетов по заработной плате).

Для приносящей доход деятельности расходы могут формироваться не через счет 40120, а через 109-е счета, формирующие себестоимость продукции, накладные или общехозяйственные расходы. Вот, например, как выглядит проводка начисления амортизации: 10960271 — 10434410. В конце определенного периода 109-е счета закрываются на 40120: 40120211 — 10960211. В конце года счета расходов и доходов закрываются на счет финансового результата 40130 по соответствующим КОСГУ (а у самого 40130 КОСГУ нет): 40130 — 40110000, 40120000 — 40130.

Порой не хватает на покупку машины и бытовой техники сущие копейки. И Вы уже стали задумываться о кредите. Но как узнать «потяните» Вы кредит или нет.

Учет финансового результата бюджетного учреждения

Для учета финансовых результатов в бюджетных учреждениях используется счет 4 раздела «Финансовый результат» 040100000 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта». К данному счету открываются следующие счета в соответствии с планом счетов:

040110000 «Доходы текущего финансового года»

040120000 «Расходы текущего финансового года»

040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

040140000 «Доходы будущих периодов»

040150000 «Расходы будущих периодов»

Для определения конечного финансового результата деятельности бюджетного учреждения сумма начисленных доходов сопоставляется с суммой начисленных расходов и в случае если по указанным счетам получен кредитовый остаток, то финансовым результатом будет прибыль, в противном случае – убыток.

Учет доходов бюджетного учреждения

Для учета доходов бюджетного учреждения используется счет 040110000 «Доходы текущего финансового года». К нему используются коды КОСГУ: 100 – операции с доходами. К данному счету открываются следующие аналитические счета в соответствии с объектом учета:

040110120 «Доходы от собственности»

040110130 «Доходы от оказания платных услуг»

040110140 «Доходы от сумм принудительного изъятия»

040110150 «Доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов»

040110170 «Доходы по операциям с активами», в том числе:

040110171 «Доходы от переоценки активов»

040110172 «Доходы от операций с активами»

040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»

040110180 «Прочие доходы»

Признание или начисление доходов отражается в учете учреждения следующими записями:

1) При начислении доходов от сдачи имущества в аренду: Д 020520560 «Расчеты по доходам от собственности» К 040110120.

2) При начислении доходов от продажи товаров, готовой продукции, а также работ и услуг: Д 020530560 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг» К 040110130.

3) Начисление доходов от продажи основных средств, нематериальных активов, материальных запасов и другого имущества учреждения отражается: Д 020571560, 020572560, 020574560 К 040110172.

4) Принятие к учету излишков основных средств, материальных запасов, нематериальных активов и других нефинансовых активов отражается: Д 010100310, 010500340, 010200320 К 040110180.

5) При принятии к учету материальных запасов, полученных от ликвидации основных средств, оформляется запись: Д 010500340 К 040110172.

6) При отнесении задолженности по выявленной недостаче нефинансовых активов на виновное лицо оформляется запись: Д 020970560 К 040110172.

7) При начислении доходов в сумме денежных средств, полученных в виде пожертвований и грантов, оформляется запись: Д 020580560 «Расчеты с дебиторами по прочим доходам» К 040110180.

8) При начислении доходов в сумме полученных субсидий на выполнение государственного задания оформляется запись: Д 020580560 К 040110180.

9) При зачислении в доход текущего отчетного периода договорной стоимости выполненных и сданных заказчику отдельных этапов выполненных работ и услуг отражается: Д 040140000 «Доходы будущих периодов» К 040110130.

Уменьшение доходов производится в следующих случаях:

1. При начислении налогов:

а) НДС: Д 040110130, 040110172, 040110120 и т.д. К 030304730.

б) Налог на прибыль: Д 040110130, 040110172, 040110120 и т.д. К 030303730.

2. При списании балансовой стоимости нефинансовых активов, их реализации: Д 040110172 К 010100410, 010200420, 010500440 и т.д.

3. При списании доходов, связанных с продажей нефинансовых активов: Д 040110172 К 040120200 и т.д.

4. При списании себестоимости выполненных работ и услуг, а также товаров и готовой продукции: Д040110130 К 010538440, 010960200 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг».

Таким образом, счет 040110100 является по своей характеристике пассивным счетом.

Учет расходов

Для учета расходов бюджетных учреждений используется счет 040120000.

К нему применяются коды КОСГУ: 200 – операции с расходами.

Открываются следующие аналитические счета по соответствующим группам расходов:

040120211 «Расходы по заработной плате»

040120212 «Расходы по прочим выплатам»

040120213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»

040120221 «Расходы на услуги связи»

040120222 «Расходы на транспортные услуги»

040120223 «Расходы на коммунальные услуги»

040120224 «Расходы на арендную плату за пользование имуществом»

040120225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»

040120226 «Расходы на прочие работы, услуги»

040120260 «Расходы на социальное обеспечение»

040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»

040120272 «Расходование материальных запасов»

040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»

040120290 «Прочие расходы»

При начислении расходов бюджетного учреждения в учете оформляются следующие записи:

1) При начислении заработной платы: Д 040120211 К 030211730.

2) При начислении страховых взносов на заработную плату: Д 040120213 К 030302730, 030306730-030311730.

3) При начислении кредиторской задолженности по выполненным работам и оказанным услугам (например, по транспортным услугам): Д 040120222 К 030222730.

4) При начислении кредиторской задолженности по договорам гражданско-правового характера: Д 040120226 К 030226730 «Расчеты по прочим работам, услугам».

5) При начислении стипендий: Д 040120290 К 030291730 «Расчеты по прочим расходам».

6) При начислении расходов учреждения по подотчетным суммам (командировочные): Д 040120212 (суточные), 040120222 (проезд), 040120226 (проживание) К 020800560.

7) При списании расходов по ремонту основных средств: Д 040120225 К 030225730 и т.д.

8) При списании израсходованных материальных запасов: Д 040120272 К 010500440.

9) При начислении амортизации основных средств и нематериальных активов: Д 040120271 К 010400410, 010400420.

10) При списании дебиторской задолженности, нереальной к взысканию: Д 040120273 К 020500660,020600660, 020800660.

По окончании финансового года все аналитические счета к счету 040110100 и 040120200 закрываются путем списания накопленных сумм на финансовый результат прошлых отчетных периодов.

Закрытие финансового года в бюджетном учете и выявление финансовых результатов

В конце финансового года (31 декабря) определяется финансовый результат деятельности бюджетного учреждения путем закрытия счетов учета доходов и расходов текущего финансового года. Закрытие производится с использованием счета 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». К счету 040130000 не применяются коды КОСГУ.

Операции по заключению счетов текущего финансового года отражаются на основании справки формы № 0504833.

Бухгалтерские проводки казенного учреждения

При закрытии финансового года оформляются следующие записи:

1) Списываются фактические расходы бюджетного учреждения за текущий финансовый год: Д 040130000 К 040120200.

Списание расходов бюджетного учреждения осуществляется отдельно по каждому коду КОСГУ.

2) Списывается сумма фактических доходов учреждения, начисленных за текущий финансовый год:

Д 040110100 К 040130000. Списание доходов происходит отдельно по каждому коду КОСГУ.

После отражения указанных операций на счете 040130000 формируется конечный финансовый результат деятельности бюджетного учреждения, который называется чистый операционный результат. Он отражается в балансе учреждения формы № 0503730 в разделе 4 «Финансовый результат» и в форме № 0503721 «Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения».

Дата добавления: 2016-05-26; просмотров: 11622;

Назначенная по инициативе фирмы или законодательством инвентаризация преследует одни и те же цели: • выявление задолженности, которая вероятнее всего не будет погашена, либо не будет оплачена в срок;• определение суммы общего долга. Проведение инвентаризации — это не только манипуляции с документацией, но и анализ задолженностей. Перед началом инвентаризации нужно определить, насколько большой объем работы предстоит проделать. Требуется выявить номера счетов, которые необходимо будет проверить и проанализировать. Инвентаризация, инициируемая решением предприятия, подразумевает, что счета могут выбираться на усмотрение организации. После выпускается приказ с указанием комиссии, наименованием и списком счетов и кредиторов, сроков и перечнем необходимой документации. Для проведения инвентаризации в казенном учреждении создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

  • по бюджетной деятельности — суммы начисленных расходов по данным счетов 1 401 01 200 » Инфо

    Расходы учреждения» и 1 401 02 200 «Расходы резервного фонда»;

  • по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности — суммы начисленных расходов по данным аналитических счетов счета 2 401 01 200 «Расходы учреждения», а также суммы начисленных расходов на основании аналитических данных по счету 2 106 04 440 «Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» в части выполненных работ, услуг.

Принцип начисления предполагает отражение расходов в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств. Следовательно, суммы оказанных услуг нужно отражать в том отчетном периоде (месяце), к которому они относятся, вне зависимости от сроков и условий оплаты, установленных в договоре с поставщиком.

Предпринимательская деятельность При осуществлении предпринимательской деятельности следует иметь в виду, что для целей налогообложения прибыли убытки, полученные в отчетном (налоговом) периоде в виде суммы безнадежных долгов, приравниваются к внереализационным расходам (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ)**. ** Более подробно о налогообложении дебиторской и кредиторской задолженностей читайте в № 3/2007. Как уже было отмечено, определение безнадежных долгов приведено в пункте 2 статьи 266 Налогового кодекса.

Списании нереальной к взысканию дебиторской задолженности по доходам

Важно

Обращаем ваше внимание, что в случае списания задолженности за счет расходов (согласно нормам Инструкции № 174н) такие расходы не подлежат включению в себестоимость, то есть недопустимо списание задолженности в дебет счетов 010900000. № п/п Содержание операции Бухгалтерская запись Пункт Инструкции № 174н Дебет Кредит Дебиторская задолженность по доходам 1. Списание дебиторской задолженности за реализованные товары, работы, услуги (счета 020500000, кроме 020541000) 0 401 10 173 0 205 00 660 пункт 94 2.

Списание дебиторской задолженности по возмещению ущерба, причиненного учреждению (счета 0209000, счет 020541000) 0 401 10 173 0 209 00 660 пункт 110 3. Списание дебиторской задолженности в виде переплаты налогов, уплачиваемых с доходов*) (счета 230303000, 230304000, 230305000) 0 401 10 173 0 303 00 730 — Дебиторская задолженность по расходам 1.
ВниманиеВнимание Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н, регулирует только порядок отражения в бюджетном учете операций по списанию дебиторской и кредиторской задолженностей с истекшим сроком исковой давности и других долгов, нереальных для взыскания (погашения). Первое, что следует сделать, — определить и согласовать с главным распорядителем бюджетных средств:

  • критерии отнесения дебиторской задолженности к безнадежной, а кредиторской — к невостребованной;
  • перечень документов, на основании которых задолженность подлежит списанию.

Срок исковой давности В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ). По общему правилу (п. 1 ст.

Инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089). Сведения о дебиторской задолженности по доходам у администратора поступлений (в органе государственной власти), включая суммы задолженности с истекшим сроком исковой давности, отражают в Инвентаризационной описи расчетов по доходам (ф.

0504091).

Списание долгов по доходам бюджет проводка

  • договоры, в которых указаны даты сроков платежей;
  • товарные накладные;
  • акты выполненных работ либо оказанных услуг;
  • акты приема-передачи товаров;
  • акты выверки задолженности с организациями- дебиторами;
  • акты инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного (налогового) периода 2007 года, свидетельствующие о том, что на момент списания указанная задолженность не погашена;
  • приказы руководителя о списании дебиторской задолженности в качестве безнадежных долгов.

Кредиторская задолженность На основании пункта 98 Корреспонденции счетов бюджетного учета в бюджетном учреждении (приложение 1 к Инструкции) списание кредиторской задолженности поставщиков и подрядчиков, по которой истек срок исковой давности, отражается следующей записью: Дебет 0 302 хх 830 Кредит 0 401 01 173″Чрезвычайные доходы от операций с активами».
Гражданский кодекс предусматривает следующие основания признания задолженности безнадежной:

  • истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);
  • прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);
  • прекращение обязательства на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);
  • ликвидация юридического лица (ст. 419 ГК РФ) или смерть гражданина (ст. 418 ГК РФ).

Для целей налогообложения прибыли безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признают те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (п. 2 ст. 266 НК РФ).
Когда дата оплаты не утверждена договором, законодательством такой долг именуется просроченным только спустя три года. Списание задолженности возможно только спустя три года с момента формирования долга.

По истечению срока давности собираются документы, предусмотренные регламентом, выпускается приказ от имени руководителя с указанием причины образования просроченной задолженности и выполняются соответствующие проводки. До списания нужно подготовить перечень документов: • первичная документация, утверждающая образование суммы долга;• документация по инвентаризации кредиторов;• справка с указанием даты и источника формирования задолженности;• приказ директора предприятия о списании, где указана причина такого решения (истекли три года давности).
Невостребованная задолженность ликвидируется в счет доходов учреждения по прошествии 3 лет с момента формирования долгового обязательства.
Любое из подобных действий прерывает срок исковой давности, и от этого момента идет новый отсчет. Статья 205 ГК РФ допускает возможность восстановления пропущенного срока исковой давности в исключительных случаях и в судебном порядке. К контрагенту, спровоцировавшему образование долга, впоследствии могут быть предъявлены штрафные пени или иные санкционные взыскания, предусмотренные договором либо законодательством РФ. Пени, начисленные за неустойку, не должны превышать заявленную изначально стоимость полученных товаров либо услуг. Для уменьшения просроченной задолженности необходима регулярная инвентаризация всех обязательств от кредиторов.

Учет операций по администрированию доходов бюджета (Мишанина М.)

Казенные учреждения могут выступать в роли администраторов доходов бюджета в случаях, когда главные администраторы доходов бюджета, в ведении которых они находятся, наделяют их полномочиями администраторов доходов бюджета в установленном законодательством порядке (п. 3 ст. 160.1 БК РФ).

Администраторы доходов бюджета, в соответствии с законодательством РФ, осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисляют, учитывают, взыскивают и принимают решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ (ст. 6 БК РФ). Полный перечень полномочий администраторов доходов бюджета определен п. 2 ст. 160.1 БК РФ.

Учет операций по администрированию доходов бюджета осуществляется администраторами доходов бюджета в соответствии с положениями Инструкций N N 162н <1>, 157н <2>.

<1> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Начисление администрируемых доходов. Согласно п. 197 Инструкции N 157н для учета расчетов по доходам предназначен счет 1 205 00 000 «Расчеты по доходам». На указанном счете отражаются суммы начисленных администраторами доходов в момент возникновения требований к их плательщикам, а также поступившей от плательщиков предварительной оплаты.

Расчеты по доходам группируются на счете 1 205 00 000 в разрезе видов доходов бюджета, администрируемых учреждением в рамках выполнения полномочий администратора доходов, и (или) видов поступлений, предусмотренных утвержденной сметой учреждения, на следующих счетах бюджетного учета (п. 199 Инструкции N 157н, п. 77 Инструкции N 162н):

— 1 205 11 000 «Расчеты с плательщиками налоговых доходов»;

— 1 205 21 000 «Расчеты с плательщиками доходов от собственности»;

— 1 205 31 000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг»;

— 1 205 41 000 «Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия»;

— 1 205 51 000 «Расчеты по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы»;

— 1 205 52 000 «Расчеты по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств»;

— 1 205 53 000 «Расчеты по поступлениям от международных финансовых организаций»;

— 1 205 61 000 «Расчеты с плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование»;

— 1 205 71 000 «Расчеты по доходам от операций с основными средствами»;

— 1 205 72 000 «Расчеты по доходам от операций с нематериальными активами»;

— 1 205 73 000 «Расчеты по доходам от операций с непроизведенными активами»;

— 1 205 74 000 «Расчеты по доходам от операций с материальными запасами»;

— 1 205 75 000 «Расчеты по доходам от операций с финансовыми активами»;

— 1 205 81 000 «Расчеты с плательщиками прочих доходов».

Аналитический учет расчетов по поступлениям необходимо вести в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) и (или) журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071) в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам (группам плательщиков) и соответствующим им суммам расчетов (п. 200 Инструкции N 157н).

Доходы текущего финансового года учитываются на счете 1 401 10 000. Для определения финансового результата деятельности учреждения доходы группируются по видам доходов в разрезе КОСГУ (п. 299 Инструкции N 157н).

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ <3> для учета доходов установлены следующие статьи и подстатьи КОСГУ:

— 110 «Налоговые доходы»;

— 120 «Доходы от собственности»;

— 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»;

— 140 «Суммы принудительного изъятия»;

— 151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ»;

— 152 «Поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств»;

— 153 «Поступления от международных финансовых организаций»;

— 160 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование»;

— 171 «Доходы от переоценки активов и обязательств»;

— 172 «Доходы от операций с активами»;

— 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»;

— 180 «Прочие доходы».

<3> Утверждены Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

Доходы, начисленные (полученные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, учитываются на счете 1 401 40 000 «Доходы будущих периодов» (п. 301 Инструкции N 157н, п. 123 Инструкции N 162н). К ним относятся:

— доходы, начисленные за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящиеся к доходам текущего отчетного периода;

— доходы, полученные от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия;

— доходы по месячным, квартальным, годовым абонементам;

— иные аналогичные доходы.

По кредиту указанного счета отражаются суммы доходов, относящихся к будущим отчетным периодам, а по дебету — суммы доходов, зачисленных на соответствующие счета доходов текущего финансового года при наступлении периода, к которому такие доходы относятся. При этом учет доходов будущих периодов осуществляется по видам доходов (поступлений), предусмотренных сметой учреждения, в разрезе договоров, соглашений.

В рамках формирования учетной политики казенное учреждение вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету доходов будущих периодов, в том числе исходя из отраслевых особенностей деятельности, а также требований налогового законодательства РФ о раздельном учете доходов (поступлений) учреждения (п. 301 Инструкции N 157н).

Руководствуясь положениями Инструкции N 162н, приведем корреспонденции счетов по начислению администрируемых доходов бюджета:

Дебет <*>

Кредит <*>

Начислены администрируемые доходы текущего финансового года

1 205 xx 560

1 401 10 xxx

Начислены администрируемые доходы, относящиеся к будущим отчетным периодам, за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг (на основании договоров и расчетных документов)

1 205 31 560

1 401 40 130

<*> Здесь и далее по тексту на месте «xx» указываются соответствующие группа и код вида синтетического счета, а на месте «xxx» — соответствующая статья (подстатья) КОСГУ.

Поступление администрируемых доходов. Согласно п. 90 Инструкции N 162н поступления в бюджет учитываются на основании первичных документов, согласно которым отражены операции на лицевом счете администратора доходов, и выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета (ф. 0531761), предоставляемой учреждению органом Федерального казначейства.

Операции по поступлению в бюджет администрируемых платежей, а также расчеты с финансовым органом по средствам, поступившим в бюджет на отчетную дату, отражаются на счете 1 210 02 000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет» (п. 227 Инструкции N 157н, п. 89 Инструкции N 162н).

Аналитический учет расчетов по счету 1 210 02 000 ведется с обязательным применением кодов доходов бюджетной классификации, приведенных в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ. Операции по названному счету отражаются в журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071) (п. п. 228, 229, 233, 234 Инструкции N 157н).

Операции по поступлениям в бюджет администрируемых платежей отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Поступили администрируемые доходы на счет бюджета (в том числе минуя счет Федерального казначейства)

1 210 02 xxx

1 205 xx 660

Пример 1. Казенное учреждение (администратор доходов бюджета) в рамках осуществления приносящей доход деятельности выполняет строительные работы. Госконтракт с заказчиком заключен на сумму 500 тыс. руб. Денежные средства за выполненные работы перечислены заказчиком напрямую в доход бюджета минуя счет Федерального казначейства.

В учете казенного учреждения данные операции отразятся следующими проводками:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен доход, полученный от выполнения строительных работ

1 205 31 560

1 401 10 130

500 000

Поступил доход на счет бюджета минуя счет Федерального казначейства

1 210 02 130

1 205 31 660

500 000

Операции по возврату плательщикам излишне перечисленных доходов отразятся следующими проводками:

Дебет

Кредит

Начислена сумма возврата плательщикам излишне полученных доходов

1 401 10 xxx

1 205 xx 660

Перечислена сумма возврата доходов бюджета плательщикам

1 205 xx 560

1 210 02 xxx

Доходы, требующие уточнения органами Федерального казначейства, учитываются следующим образом:

Дебет

Кредит

Начислена сумма доходов, требующая уточнения органами Федерального казначейства (администраторами невыясненных поступлений)

1 210 02 180

1 205 81 660

Отражена сумма доходов после ее уточнения органами Федерального казначейства (администраторами невыясненных поступлений)

1 205 81 560

1 210 02 180

Перечисление администрируемых доходов в другие бюджеты бюджетной системы РФ отразится в учете следующими бухгалтерскими записями:

Дебет

Кредит

Отражена администратором сумма распределяемых доходов текущего отчетного периода, перечисленных органом Федерального казначейства в другие бюджеты бюджетной системы РФ

1 401 10 xxx

1 210 02 xxx

Отражено финансовым органом как администратором доходов поступление в бюджет распределенных доходов, администрирование которых осуществляется соответствующим администратором доходов иного бюджета (с указанием в первых трех разрядах номера счета кода соответствующего главного администратора доходов бюджета)

1 210 02 xxx

1 401 10 xxx

Для учета администратором доходов расчетов с органом Федерального казначейства по средствам бюджета, находящимся на отчетную дату на счете органа Федерального казначейства для их распределения по соответствующим бюджетам бюджетной системы РФ и подлежащим зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде, предназначен счет 1 210 04 000 «Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет» (п. 232 Инструкции N 157н). Данные средства учитываются администратором доходов на основании предоставляемой органом Федерального казначейства справки о перечислении поступлений в бюджеты (ф. 0531468), а именно сумм, указанных в графе 25 (п. 94 Инструкции N 162н).

Обратите внимание! По завершении финансового года показатели соответствующих счетов аналитического учета счета 1 210 04 000 должны быть нулевыми (п. 94 Инструкции N 162н).

Доходы, находящиеся на отчетную дату на счете органа Федерального казначейства и подлежащие зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде, необходимо учитывать следующим образом:

Дебет

Кредит

Отражена сумма доходов, поступивших на счет органа Федерального казначейства в текущем отчетном периоде и подлежащих зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде

1 210 04 xxx

1 210 02 xxx

Зачислена в текущем периоде в доход бюджета сумма доходов, поступивших к распределению на счет органа Федерального казначейства в предыдущем отчетном периоде

1 210 02 xxx

1 210 04 xxx

Внутриведомственные расчеты между администраторами доходов бюджета. Для учета расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, предназначен счет 1 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (п. 262 Инструкции N 157н).

Аналитический учет по указанному счету ведется в многографной карточке или карточке учета средств и расчетов в разрезе бюджетов и соответственно зачисляемых видов платежей (п. 264 Инструкции N 157н).

Бухгалтерские записи по учету расчетов между администраторами доходов бюджета, наделенными отдельными полномочиями по администрированию доходов бюджета, будут следующими:

Дебет

Кредит

Отражены администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, суммы денежных средств, поступивших в доход бюджета

1 303 05 830

1 205 xx 730

Отражены администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых платежей в бюджет, суммы денежных средств, поступивших в доход бюджета

1 210 02 xxx

1 303 05 730

Отражены суммы расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, оформленных извещениями (ф. 0504805)

1 304 04 xxx

1 303 05 830

1 303 05 730

1 304 04 xxx

Пример 2. Казенное учреждение реализовало специализированной организации металлолом. Доходы, полученные от реализации металлолома, в размере 2000 руб. поступили напрямую в доход бюджета. Казенное учреждение наделено отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет. Полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет закреплены за органом государственной власти.

Данные операции необходимо отразить следующими проводками:

Предмет проверки

При проверке расчетов с контрагентами, совершенных государственными (муниципальными) учреждениями, контролеры анализируют:

  • правовое основание заключения контрактов, договоров в силу норм федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках товаров, работ, услуг), ГК РФ и требований других законодательных актов;
  • заключение контрактов в пределах выделенных на текущий финансовый год лимитов бюджетных обязательств (применяется в отношении получателей бюджетных средств);
  • наличие в контрактах авансовых платежей в размере, установленном постановлением, утвердившим меры по реализации федерального закона о федеральном бюджете (применяется в отношении федеральных государственных (муниципальных) учреждений);
  • достоверность и законность совершения расчетно-платежных операций;
  • организация первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
  • наличие фактов перечисления авансовых платежей, не преду­смотренных условиями заключенных договоров (контрактов);
  • полное и своевременное отражение дебиторской (кредиторской) задолженности в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности, причины образования;
  • проведение инвентаризаций с контрагентами, подтверждение образовавшейся задолженности актами сверок;
  • выявление случаев необоснованного списания дебиторской и погашения кредиторской задолженности;
  • меры, принимаемые к взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженности, наличие актов сверки расчетов с дебиторами и кредиторами.

Основные этапы проверки

Каждый ревизор в силу своих профессиональных знаний, опыта работы, индивидуальных личностных качеств вырабатывает особый порядок действий, который применяет при проведении проверок в учреждении. Однако в зависимости от объекта проверки и перечня вопросов, рассматриваемых в ходе проверки, последовательность действий может варьироваться. Среди всех проводимых проверяющими контрольных процедур можно выделить несколько основных этапов:

1. Определение особенностей организации деятельности учреждения (специфики отрасли, в которой осуществляет свою деятельность учреждение, особенностей движения финансовых потоков, видов деятельности, осуществляемых учреждением, взаимодействия учреждения и органа исполнительной власти, выполняющего функции учредителя, и др.).

Приходя с проверкой, контролеры знакомятся с уставом учреждения, учетной политикой и внутренними локальными актами учреждения, имеющими отношение к вопросам проведения проверки, изучают законодательные акты, регулирующие деятельность проверяемого учреждения, и, составив общее представление о деятельности учреждения и особенностях его функционирования, финансирования, приступают непосредственно к вопросам проверки.

2. Изучение результатов инвентаризации расчетов, которую проводило проверяемое учреждение. Напомним, что перед составлением годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности проведение инвентаризации, включая инвентаризацию расчетов, обязательно (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49). Для этого контролерами запрашиваются, а работниками проверяемого учреждения предоставляются инвентаризационные описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) с приложением к ним актов сверок расчетов, актов о результатах инвентаризации (ф. 0504835). На основании представленных документов ревизор выясняет, проводилась ли инвентаризация перед составлением годовых отчетных форм, каковы ее результаты, приведены ли в соответствие фактические данные и показатели бухгалтерского (бюджетного) учета (в случае выявленного по итогам проведенной инвентаризации несоответствия данных учета и сведений, представленных контрагентом, подтвержденных документально).

3. Анализ контрактов (договоров), заключенных учреждением в проверяемом периоде. Как мы уже отмечали, закупки товаров, работ, услуг осуществляются государственными (муниципальными) учреждениями в соответствии с нормами Закона о контрактной системе, Закона о закупках товаров, работ, услуг, положением о закупках товаров, работ, услуг (разрабатывается и размещается на официальном сайте – www.zakupki.gov.ru – автономными учреждениями), ГК РФ. Как правило, в ходе проверок расчетов с контрагентами контролеры подробно не анализируют соблюдение работниками проверяемого учреждения норм названных законов при заключении контрактов (договоров) (обычно это предмет отдельной проверки). В большей степени проверяющих интересует, применялись ли конкурентные способы определения поставщика в случаях, когда это установлено данными законами, был ли применен правильный способ определения исполнителя контракта. Одновременно обращается внимание на установленный в контракте (договоре) размер аванса (он должен быть в пределах, установленных законодательными актами).

4. Проверка журналов операций (в частности, журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками). При этом обращается внимание:

  • на соблюдение учреждением методологии учета отражении расчетов с контрагентами (при принятии к учету первичных учетных документов представленных контрагентом, бухгалтерских справок, счетов на оплату);
  • на наличие в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, приложенных к журналу операций, всех обязательных реквизитов (перечень обязательных реквизитов первичных учетных документов приведен в п. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 7 Инструкции № 157н);
  • на своевременность принятия к учету первичных учетных документов (п. 11 Инструкции № 157н);
  • на достоверность (полноту и точность) фактов оприходования товарно-материальных ценностей (ТМЦ), принятия к учету работ, услуг;
  • на соблюдение графика документооборота;
  • на полноту и точность регистрации документа в учетных регистрах;
  • на организацию хранения документов и организации доступа к первичной учетной документации;
  • на правильность оформления журналов операций (наличие всех необходимых данных на обложке журнала операций, подшивку первичных учетных документов в хронологичном порядке и т. п.). Напомним, что согласно п. 11 Инструкции № 157н по истечении каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) первичные (сводные) учетные документы, сформированные на бумажном носителе, относящиеся к соответствующим журналам операций, иным регистрам бухгалтерского учета, хронологически подбираются и сброшюровываются. На обложке указываются наименование субъекта учета, наименование главного распорядителя средств бюджета, полномочия которого исполняет субъект учета – организация, осуществляющая полномочия получателя бюджетных средств, – название и порядковый номер папки (дела), период (дата), за который сформирован регистр бухгалтерского учета (журнал операций), с указанием года и месяца (числа), наименование регистра бухгалтерского учета (журнала операций) с указанием при наличии его номера, количество листов в папке (деле);
  • на своевременность отражения в учете расчетных обязательств. Ревизоры сверяют данные первичных приходных документов с контрактами (договорами) на поставку, заключенными с тем или иным поставщиком, анализируют наличие счетов-фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке по журналу регистрации счетов-фактур или отражение операций в журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками либо карточке учета средств и расчетов.

5. Выявление причин возникновения дебиторской и кредиторской задолженности. Ему уделяется особое внимание. Наличие дебиторской и (или) кредиторской задолженности на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета нежелательно, поскольку обычно это свидетельствует о неэффективном принятии решений руководителем учреждения. В отношении бюджетных и автономных учреждений устанавливается предельно допустимое значение просроченной кредиторской задолженности, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем учреждения (Приказ МЧС РФ от 06.12.2010 № 626, Приказ Минобороны РФ от 29.08.2011 № 1475, Приказ Департамента культуры г. Москвы от 08.07.2013 № 452). Поэтому со стороны учредителя (органа исполнительной власти, выполняющего функции учредителя) проводится особый контроль в отношении наличия у учреждения кредиторской и (или) дебиторской задолженности, ее размера, принятых мер по устранению (погашению) такой задолженности, причин просрочки и т. п. Государственные (муниципальные) учреждения, составляя отчетные бухгалтерские формы, отражают в них подробную аналитическую информацию о наличии задолженности. При этом указываются размер задолженности, дата возникновения, причина возникновения задолженности, дата просрочки задолженности, меры, принятые учреждением для погашения задолженности, контрагент, в расчетах с которыми возникла такая задолженность, и др.

Отобразим классификацию проверок расчетов с контрагентами.

Виды проверок

Как правило, контролеры проводят плановые проверки. Внеплановые проверки осуществляются только при наличии у контрольного органа информации о нарушении норм законодательства РФ. При проведении проверки (плановой) применяется метод случайной выборки документов. Обычно этого бывает достаточно для обнаружения типичных ошибок, совершаемых в учреждении. По желанию ревизора и при наличии у него достаточного времени для проведения проверки документы в проверяемом периоде могут рассматриваться сплошным методом. Если ревизор дотошен, он может применить сплошной метод проверки документов. Однако чаще всего такой метод проверки документов у проверяемого юридического лица применяется при проведении внеплановой проверки на основании имеющейся информации о возможных нарушениях законодательства РФ со стороны учреждения.

Документы, которые были отобраны для проверки, просматриваются полистно. По результатам просмотра документов выявляется общий уровень соблюдения норм законодательства РФ по данному участку. Выявленные нарушения отражаются в акте проверки. Информация по тем операциям, по которым документы отсутствуют либо оформлены с нарушением норм законодательства РФ, отражается в акте проверки.

В случае возникновения сомнения в подлинности документов рекомендуется провести встречные проверки у поставщиков товаров (работ, услуг) в части сверки учетных данных потребителя (заказчика) и поставщика товаров (работ, услуг).

Типовые нарушения расчетов с контрагентами

Выделим основные ошибки и нарушения, которые обнаруживаются по результатам проверок государственных (муниципальных) учреждений.

Нарушение в части установления размера авансовых платежей. В 2016 году федеральные бюджетные и автономные учреждения в контрактах обязаны предусматривать такие же размеры авансовых платежей, какие установлены в п. 36 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456. Названное требование установлено в п. 36(1) данного постановления. В Письме Мин­экономразвития РФ от 05.07.2016 № Д28и-1765 разъяснено, что требования п. 36(1) касаются закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых за счет средств федерального бюджета (полагаем, что имеются в виду средства субсидий). До 2016 года подобных правил в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений установлено не было. Требование о соблюдение размеров авансовых платежей в контрактах касалось только получателей средств бюджета.

Таким образом, превышение установленных законодательством РФ размеров авансовых платежей, выявленное в ходе проверки, является нарушением.

Превышение предельного размера расчетов наличными деньгами. Исходя из п. 6 Указаний ЦБ РФ от 07.10.2013 № 3073-У расчеты наличными денежными средствами в валюте РФ и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб. Аналогичный размер установлен по расчетам, производимым в иностранной валюте (эквивалентно 100 000 руб. по официальному курсу ЦБ РФ на дату проведения наличных расчетов).

Иными словами, расчеты с контрагентами наличными денежными средствами должны проводиться в установленном поименованным п. 6 размере. Превышение обозначенного размера классифицируется контрольным органом как нарушение законодательства РФ о кассовых операциях.

Нецелевое использование бюджетных средств. Согласно ст. 306.4 БК РФ таковым признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Заметим, что данное понятие и, соответственно, вид нарушений применяются только к получателям средств бюджета.

Минфин в своем Письме от 29.04.2016 № 02-03-06/25186 разъяснил, что понятие «нецелевое использование бюджетных средств» установлено в ст. 306.4 БК РФ и ст. 15.14 КоАП РФ и не относится к использованию средств субсидии на выполнение государственного задания. Условия предоставления бюджетному учреждению субсидии на выполнение государственного задания в соответствии с положениями ст. 78.1 БК РФ за счет средств бюджета субъекта РФ (включая определение условий и целей предоставления субсидии) устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в соответствии с которым условия, включая цели предоставления субсидии, а также порядок ее предоставления, могут устанавливаться соглашением о предоставлении указанной субсидии (далее – соглашение).

Использование учреждением средств субсидии на выполнение государственного задания не в соответствии с условиями и целями ее предоставления, установленными соглашением, может повлечь наступление для учреждения ответственности, определенной соглашением.

Указание в контракте какого-либо источника финансирования также не является признаком нецелевого использования бюджетных средств (Письмо Минфина РФ от 25.03.2016 № 02-10-08/16996).

Отсутствие документального подтверждения расходов. Расходы учреждения, не подтвержденные документально либо совершенные без наличия правовых оснований для их осуществления, являются нецелевым использованием бюджетных средств. В качестве примера приведем прецедент, который был рассмотрен в Постановлении ФАС ВСО от 31.03.2011 № А74-2329/2010. В акте проверки контрольного органа было отмечено, что учреждением за счет средств бюджета совершались расходы по подложным документам. При рассмотрении совершенного правонарушения суд встал на сторону контрольного органа.

Нарушения в части списания с учета дебиторской (кредиторской) задолженности. Списание с балансового учета названной задолженности осуществляется на основании решений комиссии. Списание сумм задолженности с забалансового учета производится в случае ее признания безнадежной к взысканию (например, при наличии документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных ситуациях, предусмотренных законодательством РФ), подтверждения факта невостребованности задолженности кредитором.

Случаи признания задолженности по платежам в бюджет безнадежной к взысканию, а также нормы, регулирующие ее списание (восстановление), установлены ст. 47.2 БК РФ. В иных случаях безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, пре­дусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», при возврате взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям (Письмо Минфина РФ от 31.07.2013 № 03-03-06/4/30650):

  • невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках либо иных кредитных организациях;
  • у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

В соответствии с ГК РФ безнадежными (нереальными к взысканию) признаются долги (суммы дебиторской и кредиторской задолженности), по которым:

  • истек установленный срок исковой давности (ст. 196);
  • обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения (ст. 416);
  • обязательство прекращено на основании акта государственного органа (ст. 417);
  • обязательство прекращено смертью должника (ст. 418);
  • обязательство прекращено ликвидацией организации (ст. 419).

При наступлении обстоятельств, подтверждающих невозможность погашения дебитором сумм задолженности (смерть дебитора, ликвидация (банкротство) дебитора), комиссия по поступлению и выбытию активов готовит следующий пакет документов, на основании которых списываются суммы дебиторской задолженности:

  • документы, подтверждающие невозможность взыскания задолженности (документы, подтверждающие банкротство (ликвидацию) дебитора, судебное решение, подтверждающее невозможность взыскания суммы задолженности, справка о смерти дебитора и др.);
  • приказ (распоряжение) руководителя учреждения о списании дебиторской задолженности.

Когда дебиторская задолженность неплатежеспособных дебиторов списывается со счетов бюджетного учета в связи с истечением срока исковой давности, списание оформляется:

  • актом о результатах инвентаризации (ф. 0504835);
  • инвентаризационной описью расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами (ф. 0504089);
  • решением инвентаризационной комиссии;
  • приказом (распоряжением) руководителя учреждения о списании суммы дебиторской задолженности.

Списанная с балансового учета задолженность неплатежеспособных дебиторов отражается на забалансовом счете 04. Согласно законодательству РФ учет указанной задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления процедуры ее взыскания (общий срок взыскания задолженности составляет три года), в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) обязательства иным не противоречащим законодательству РФ способом (п. 339 Инструкции № 157н).

При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета с одновременным отражением на балансе.

Списание задолженности, не востребованной кредиторами, производится на основании проведенной в учреждении инвентаризации. По ее итогам оформляются:

  • акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835);
  • инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами (ф. 0504089);
  • решение инвентаризационной комиссии;
  • приказ (распоряжение) руководителя учреждения о списании задолженности, не востребованной кредитором.

При наличии обстоятельств, свидетельствующих о невозможности погашения задолженности учреждением (смерть кредитора – физического лица, ликвидация кредитора – юридического лица), на основании документов, подтверждающих данные обстоятельства, руководитель учреждения издает приказ (распоряжение) о списании задолженности.

Списанные со счета бюджетного учета суммы кредиторской задолженности отражаются на забалансовом счете 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами». Они учитываются на этом счете в течение срока исковой давности в сумме задолженности, списанной с балансового учета. Списание задолженности учреждения, не востребованной кредиторами, с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии (инвентаризационной комиссии) учреждения в порядке, установленном для казенных учреждений главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) (п. 371 Инструкции № 157н).

Списание с бюджетного (балансового) и забалансового учета сумм задолженности (дебиторской, кредиторской) без наличия на то оснований является нарушением как методологии учета, так и норм ГК РФ, других законодательных актов. К нарушителям применятся административная ответственность.

Несвоевременность отражения расчетных обязательств в учете. Субъект учета формирует первичный учетный документ в момент совершения факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно по окончании операции (ст. 9 Инструкции № 157н). Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов (п. 11 Инструкции № 157н).

В результате проверки полноты и точности отражения данных первичных документов в регистрах бюджетного (бухгалтерского) учета могут быть выявлены следующие нарушения:

  • первичные учетные документы несвоевременно приняты к учету;
  • первичные учетные документы отсутствуют;
  • первичные документы были приняты к учету несколько раз.

* * *

В заключение отметим, что все замечания проверяющих, выявленные по результатам проверки, должны быть исправлены. По возможности исправления вносятся в период проведения проверки. Замечания, отраженные в акте проверки и в предписании (постановлении, представлении, решении) органа, проводящего проверку, должны быть исправлены в срок, установленный в этом документе. За невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных п. 3 ст. 72 БК РФ.

Напомним, что в силу норм п. 36(1) Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 в 2016 году бюджетные и автономные учреждения должны в заключаемых контрактах, оплата по которым производится за счет сумм субсидий, предусматривать авансовые платежи в размере, установленном для получателей бюджетных средств.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Приказом утвержден Порядок определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения, находящегося в ведении МЧС России, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с ТК РФ.

Приказом утвержден Порядок определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Минобороны РФ, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с ТК РФ.

Приказом утвержден размер предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности государственного бюджетного и автономного учреждений г. Москвы, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем учреждения по инициативе работодателя.

См. Письмо Минфина РФ от 30.06.2016 № 02-07-05/38450.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *