Намеренное ухудшение жилищных условий молодая семья

Решение по гражданскому делу № 2-2704-08 по заявлению гр.Т., и гр.М., о признании решения Администрации г. Кемерово незаконным
(опубликовано с сокращениями )
Дело № 2-2704-08

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Кемерово

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению гр.Т., и гр.М., о признании решения Администрации г. Кемерово незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Гр.Т., и гр.М., обратились в суд с заявлением о признании решения Администрации г.Кемерово об отказе в признании их молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. незаконным. Требования мотивированы тем, что они, гр.Т., и гр.М., в апреле 2008 г. обратились в Администрацию Ленинского района г.Кемерово с целью признания их молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 г.г. Первоначально ими было подано заявление о признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как это является обязательным условием участия в Подпрограмме. Под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Письменно о принятом решении им сообщено не было и ими было написано заявление о признании их семьи участницей Подпрограммы. В течение двух с половиной месяцев информации о рассмотрении их заявления в Администрации Ленинского района г.Кемерово не было. Однако, орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей Подпрограммы, о чем молодая семья письменно уведомляется. Письмо Администрации г.Кемерово с изложением причины отказа получено 08.08.2008 г. По мнению Администрации г. Кемерово дарение 15.03.2005 г. гр.Т., 1/3 доли в праве собственности на квартиру в г……, п.г.т.Новый городок, ………….., является ухудшением жилищных условий, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Отказ Администрации г.Кемерово по этой причине считают не законным по следующим основаниям. Заявление о признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий было подано лишь целью участия в Подпрограмме, механизм реализации которой был установлен в постановлении Правительства РФ от 13.05.2006 г. №285 «Об утверждении правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 г.г.», то есть через полтора года после совершения дарения, что не свидетельствует о преднамеренном ухудшении жилищных условий. Отказ Администрации г.Кемерово в признании их молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» нарушает их право на получение субсидии на улучшение жилищных условий. Их семья по всем критериям относиться к молодой семье, имеющей право быть участницей Подпрограммы. Утверждение Администрации г.Кемерово, о том, что в 2005 г. совершено дарение с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не основаны на действующем законодательстве, не соответствуют фактическим обстоятельствам, так как 15.03. 2005 г. еще не существовало Подпрограммы, с целью участия в которой они в 2008 г. обратились в Администрацию и в момент совершения дарения не могло быть цели участия в указанной Подпрограмме, так как механизма ее реализации и правил предоставления субсидий еще не существовало. По иным основаниям гр.Т., не могла быть признана нуждающейся в жилом помещении. Она на тот момент не относилась к категории «Молодая семья» (брак зарегистрирован 22.07.2006 г.), дарение ею 1/3 доли в праве собственности не привело к ухудшению е жилищных условий, и у неё не возникло права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Просят признать действия Администрации г.Кемерово, выразившиеся в отказе в признании молодой семьи гр.Т., и гр.М., участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 г.г. незаконными, обязать Администрацию г.Кемерово включить молодую семью, состоящую из двух человек, гр.Т., и гр.М., в списки молодых семей — участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 г.г.

В судебном заседании заявитель гр.Т., настаивала на удовлетворении требований по изложенным в заявлении основаниям. Суду пояснила, что в брак с гр.М., она вступила …… г. В апреле 2008 г. она писала заявление о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, а в мае 2008 г. ее муж написал заявление уже на само участие в программе по обеспечению жильем молодых семей. Для того, что бы участвовать в программе «Жилище”, необходимо быть нуждающимся в улучшении жилищных условий. 08.08.2008 г. из Администрации г.Кемерово она получила отказ, из которого поняла, что им отказано в признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, и во включении в программу «Жилище”. Отказ был мотивирован тем, что в 2005 г. она подарила принадлежащую ей на праве собственности 1/3 долю квартиры по адресу: г………., пос.Новый городок, ………….. и тем самым ухудшила свои жилищные условия. Эту долю она подарила гр.К., которая являлась матерью ее отчима, дарственная была оформлена за 1,5 года до того, как она вступила в брак, другого жилого помещения в собственности не имела. На момент дарения она была прописана в г……, пос.Новый городок, …………, в квартире, принадлежащей ее матери на праве собственности. Квартира по адресу: г.Кемерово, …………… однокомнатная и находится в равнодолевой собственности ее матери и отчима. После вступления в брак она прописалась в данной квартире с мужем. Никаких намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий она не совершала. Ее муж иного жилья ни на праве собственности, ни на условиях социального найма не имеет. До регистрации по ………………, ее муж проживал и был зарегистрирован в г………….., пос.Новый городок, …………….. При предоставлении документов в Администрацию, ей стало известно, что эта квартира принадлежит отцу ее мужа. Заявление они подавали с целью участвовать именно в этой программе, так как по другим критериям они не относятся к нуждающимся, так как не являются малообеспеченной семьей и на получение социального жилья рассчитывать не могут. Кроме того, долю в квартире она подарила человеку, который не является членом ее семьи. Гр.К.,- мать ее отчима, но отчим ее не удочерял.

Заявитель гр.М., в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, о чем им подано заявление.

Представитель Администрации г.Кемерово, действующая на основании доверенности от 10.01.2008 г. N …… гр.И., заявленные требования не признала, полагая письменный отказ Администрации г.Кемерово законным. Постановка на учет семьи гр.Т., и гр.М., в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, возможна только через 5 лет после дарения доли жилого помещения гр.Т., в соответствии с требованиями ст. 53 ЖК РФ. При постановке на учет в качестве нуждающихся, учитываются все имеющиеся в собственности или на условиях социального найма жилые помещения претендентов. Если семья признается нуждающейся, то она включается в программу, которая подразумевает предоставление субсидий.

Представитель Администрации г.Кемерово, действующая на основании доверенности от 10.01.2008 г. N …….. гр.Л., суду пояснила, что гр.Т., и гр.М., не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. гр.Т., принадлежит часть жилого помещения матери и также доля 1/3 в праве собственности, которую она по договору подарила гр.К.,- члену семьи заявителя, в целях постановления на очередь, поэтому после договора дарения должно пройти 5 лет, так как гр.Т., намеренно ухудшила свои жилищные условия. Если бы гр.Т., не дарила свою долю, они так же не являлись бы нуждающимися. Для постановки на очередь необходимо соблюсти правила, которые установлены постановлением Правительства: возраст, платежеспособность, подтверждение того, что семья нуждается в улучшении жилища. Для постановки на очередь должна быть обязательно регистрация в г. Кемерово хотя бы одного члена семьи. Программа, в которой желают участвовать заявители, предусматривает социальные выплаты для приобретения жилого помещения. Заявление принимает Территориальное управление, рассматривает и если семья подходит по всем критериям, то документы отправляются в Администрацию города для дальнейшего рассмотрения.

Выслушав заявителя, представителей Администрации г.Кемерово, изучив письменные материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 254, 255ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считает, что нарушены их права и свободы. К оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся коллегиальные и единоличные решения и действия. В результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. При этом обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления возлагается на орган, который принял оспариваемое решение( ч.1 ст. 249 ГПК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретении жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы » Жилище» на 2002-2010 г.г.»

В силу п. 5 указанных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи — участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

При этом в п. 6 Правил установлено, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы предусмотрены п. 18 Правил, к ним относятся, в том числе, несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в п. 5 настоящих Правил.

Жилищным кодексом РФ, ст.51, предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Учетная норма общей площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ устанавливается органом местного самоуправления и не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. В г. Кемерово учетная норма составляет 10 кв.м. на 1 человека ( п.1 Постановления Кемеровского городского

Совета народных депутатов от 28.10.2005 г № 274).

Как следует из заявления гр.Т., от 20.03.2008 г. в жилищную комиссию ТУ Ленинского района г. Кемерово она просит признать её семью нуждающейся в улучшении жилищных условий, при этом не просит поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на условиях социального найма.

Таким образом, гр.Т., как член семьи собственника-матери гр.К., обладает правом пользования указанной квартирой и обеспечена при этом 8 кв.м. общей площади, что менее учетной нормы.

Из пояснений гр.Т., в судебном заседании следует, что данное заявление подано с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», данное обстоятельство представителями Администрации г. Кемерово не отрицается, кроме того, подтверждается заявлением супругов гр.Т., и гр.М., от 07.05.2008 г. о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» их семьи с приложением всех требуемых документов.

Как следует из письменного ответа заместителя председателя Комитета по жилищным вопросам Администрации г. Кемерово от 01.08.2008 г. № 3450 (л.д.6, 17) Администрацией г. Кемерово семье гр.Т., и гр.М., отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с отчуждением гр.Т., 1/3 доли в праве собственности на квартиру в г. ……., п.г.т. Новый городок, …… по договору дарения от ……. г.

Указанное обстоятельство расценено Администрацией г. Кемерово как намеренное ухудшение жилищных условий. Из пояснений представителей ответчика также следует, что единственным основанием отказа в признании семьи гр.Т., и гр.М., участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является совершение гр.Т., действий, преднамеренно ухудшающих её жилищные условия, а именно дарение 1/3 доли квартиры, что является основанием к отказу в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 53 ЖК РФ.

Эти доводы представителей Администрации г. Кемерово не могут быть приняты судом во внимание при разрешении возникшего спора, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Критерии нуждаемости в жилых помещениях определены ст. 49 ЖК РФ. В частности к такой категории относятся граждане малоимущие и признанные по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретении жилья определен Порядок формирования списков молодых семей — участников подпрограммы.

Для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документы.

Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления. Орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом РФ для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей — участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей — участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта РФ ( п.п. 15, 17, 21, 22 Правил).

Таким образом, в соответствии с данными Правилами Администрация г. Кемерово обязана вести учет молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отвечающих критериям участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» и желающих участвовать в данной подпрограмме.

Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, предусмотрены ст. 53 ЖК РФ, и заключаются в том, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Судом установлено, что семья гр.Т., и гр.М., не имеет других оснований для признания нуждающейся в предоставлении жилья на условиях социального найма, заявление подано ими в целях участия именно в программе обеспечения жильем молодых семей, а дарение 1/3 доли квартиры, принадлежащей гр.Т., было произведено ею в 2005 г., то есть до утверждения Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретении жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.» и заключения брака с гр.М.

Поскольку признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 51 ЖК РФ является обязательным для участия семьи в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.», отказ Администрации г. Кемерово создает препятствие семье гр.Т., и гр.М., для участия в указанной подпрограмме и получения социальных выплат на приобретение жилья, а каких — либо доказательств того, что сделка дарения была произведена с целью ухудшения жилищных условий и приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и участия в указанной программе, представителями Администрации г. Кемерово суду не представлено, требования гр.Т., и гр.М., подлежат удовлетворению. Решение Администрации г.Кемерово об отказе в признании молодой семьи гр.Т., и гр.М., участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 г.г. следует признать не законным и обязать Администрацию г.Кемерово включить молодую семью, состоящую из двух человек, гр.Т., и гр.М., в списки молодых семей — участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 г.г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199, 245, 246, 249, 250, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить заявление гр.Т., и гр.М.

Признать не законным отказ Администрации г. Кемерово в признании семьи гр.Т., и гр.М., участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Житлище» на 2002-2010 г.г.

Обязать Администрацию г. Кемерово включить молодую семью, состоящую из двух человек, гр.Т., и гр.М., в списки молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *