Национальность юридического лица

Содержание

Учитывая роль, которую юридические лица играют в международных, хозяйственных отношениях, именно они являются основными субъектами МЧП. Специфика правового статуса и деятельности юридических лиц определяется в первую очередь их государственной принадлежностью. Именно национальность (государственная принадлежность) юридических лиц является основой их личного статута. Понятие личного статута юридических лиц известно праву всех государств и практически везде определяется сходным образом: статус организации в качестве юридического лица, его организационно-правовая форма и содержание правоспособности, способность отвечать по своим обязательствам, вопросы внутренних отношений, реорганизации и ликвидации (п. 2 ст. 1202 ГК). Юридические лица не вправе ссылаться на ограничение полномочий их органов или представителей на совершение сделки, неизвестное праву страны места со вер ше ния сдел ки, за ис клю че ни ем случаев, если будет доказано, что другая сторона знала или должна была знать об указанном ограничении (п. 3 ст. 1202 ГК).

Во всех государствах действующие на их территории компании делятся на «отечественные» и «иностранные». Если юридические лица осуществляют хозяйственную деятельность за границей, они находятся под воздействием двух систем правового регулирования – системы национального права государства «гражданства» данного юридического лица (личный закон) и системы национального права государства места деятельности (территориальный закон). Именно коллизионный критерий «личный закон» в конечном счете предопределяет национальность (государственную принадлежность) юридических лиц. Личный закон юридических лиц может пониматься в четырех вариантах:

1) теория инкорпорации – юридическое лицо принадлежит тому государству, на чьей территории оно учреждено (США, Великобритания, Канада, Австралия, Чехия, Словакия, Китай, Нидерланды, Российская Федерация);

2) теория (ценз) оседлости – юридическое лицо имеет национальность того государства, на чьей территории расположен административный центр, управление компанией (Франция, Япония, Испания, ФРГ, Бельгия, Украина, Польша);

3) теория центра эксплуатации (места осуществления основной хозяйственной деятельности) – юридическое лицо имеет национальность того государства, на чьей территории оно ведет свою основную деятельность (Италия, Индия, Алжир);

4) теория контроля – юридическое лицо имеет национальность того государства, с территории которого контролируется его деятельность (прежде всего посредством финансирования). Теория контроля определена как господствующее правило коллизионного регулирования личного статута юридических лиц в праве большинства развивающихся стран (Конго, Заир). В качестве субсидиарной коллизионной привязки эта теория используется в праве Великобритании, США, Швеции, Франции.

Такое многовариантное понимание коллизионного прин-ципа «личный закон юридического лица» оказывает серьезное негативное влияние на развитие международных экономических отношений. Различное определение на ци о наль ной принадлежности юридических лиц порождает проблемы «двойной национальности», двойного налогообложения, невозможности признать компанию банкротом или наложить арест на ее уставный капитал. Например, юридическое лицо, зарегистрированное в России и осуществляющее основную производственную деятельность в Алжире, будет иметь двойную национальность: по алжирскому законодательству (в соответствии с теорией центра эксплуатации) такая компания считается лицом алжирского права, а по российскому (теория инкорпорации) – лицом российского права. Для обоих государств такое юридическое лицо считается «отечественным», следовательно, и налоговым резидентом. В итоге возникает проблема двойного налогообложения. Если же компания зарегистрирована в Алжире, а место ее основной производственной деятельности – Россия, то данное юридическое лицо с точки зрения Алжира подчиняется российскому праву, а с точки зрения России – алжирскому. В подобном случае компания является «иностранной» для обоих государств и, соответственно, не имеет налогового домицилия.

Институт редомицилирования (или редомициляции), являясь сравнительно неразвитым в глобальном (мировом) масштабе, одновременно представляет собой актуальную тему, получившую развитие в рамках международного частного права.
В современном мире данный институт довольно часто внедряется в бизнес-схемы, целью которых является поиск для юридического лица максимально благоприятного правового поля.
Под редомицилированием понимают смену личного закона юридического лица и, как следствие, применимого к деятельности юридического лица права.
Личный закон юридического лица представляет собой основную правовую категорию, благодаря которой становится возможным определить правовое положение юридического лица, в том числе и в случаях, включающих в себя трансграничные аспекты.
Вопрос определения личного закона юридического лица сводится к трем коллизионным принципам, определенным доктриной и практикой международного частного права:

  • инкорпорации,
  • оседлости,
  • центра эксплуатации.

Закон инкорпорации или места учреждения юридического лица говорит о применении права государства, в котором (и по законам которого) учреждено юридическое лицо, фактически – право страны, в которой оно зарегистрировано (характерно для Великобритании, Нидерландов, Швейцарии, Чехии, России, Канады, США, Кипра, Багамских островов и др.).
Закон оседлости или местонахождения юридического лица означает правоприменение на базе законодательства того государства, в котором находится управляющий/центральный орган (органы) юридического лица (характерно для Франции, Греции, Австрии, Турции, Эстонии, Польши, Египта, Грузии и т.д.).
Закон центра эксплуатации или места деятельности юридического лица провозглашает правило, согласно которому будет применяться право государства, в котором осуществляется основная хозяйственная деятельность (часто выступает дополнительным коллизионным принципом по отношению к принципу оседлости, например, соответствующие положения учтены в законодательстве Египта и Эстонии).
Благодаря рассматриваемому коллизионному принципу становится возможным верно определить применимое в отношении юридического лица право, и, как следствие, выяснить, является ли возможным в соответствии с личным законом сама смена этого личного закона. То есть таким образом можно правильно определить текущий личный закон и найти правильный ответ на вопрос «Возможно ли проведение процедур редомицилирования для того или иного юридического лица?», поскольку редомицилирование допустимо лишь при наличии законодательно установленной возможности его осуществления в соответствии с правопорядками «выпускающей» и «принимающей» стран.
Как было отмечено выше, институт редомицилирования глобально не развит, однако Законодатели имеют тенденцию предусматривать в Законах возможность проведения редомицилирования, либо его запрет (встречаются также случаи, когда институт в правопорядке отсутствует и запрет не установлен, но практика складывается таким образом, что при попытках выхода юридического лица за границы регулирования, государственные / регистрирующие органы толкуют данную коллизию как запрет и отказывают заявителям).
Зачастую данный институт предусмотрен законодательствами стран – классических оффшорных юрисдикций, либо стран с благоприятными налоговыми режимами. В указанных странах процессы редомицилирования урегулированы, как правило, в общих Законах о юридических лицах и их деятельности, так называемых «Company Acts».
Механизмы «перемещения» компаний между оффшорными государствами приобрели некую популярность в условиях ужесточения санкционных процедур, а также усовершенствования налогового законодательства и усиления действия принципа транспарентности в мире.
Что касается законодательства Российской Федерации, до недавнего времени смена личного закона юридического лица не регулировалась законодательно, институт редомицилирования не был предусмотрен как таковой.
На сегодняшний день в Гражданский кодекс и ряд иных нормативно-правовых актов (Налоговый Кодекс Российской Федерации, ФЗ «О валютном регулировании», ФЗ «О специальных административных районах на территории Калининградской области и Приморского края», ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и др.) внесены изменения, касающиеся смены личного закона юридического лица.
Так, статьей 1202 «Личный закон юридического лица» Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» и Федеральным законом «О международных компаниях».
Как видно, изменения связаны с появлением и вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 «О международных компаниях». Данный Закон определяет правовое положение хозяйственного общества со статусом международной компании, зарегистрированного в ЕГРЮЛ в связи с изменением иностранным юридическим лицом личного закона в порядке редомициляции, в том числе права и обязанности участников такого юридического лица, особенности его деятельности, реорганизации и ликвидации.
В соответствии с новым Федеральным законом международной компанией может стать иностранное юридическое лицо, являющееся коммерческой корпоративной организацией и принявшее решение об изменении своего личного закона в установленном таким личным законом порядке.
Статус международной компании может быть представлен иностранному юридическому лицу при соблюдении ряда условий, установленных Федеральным Законом от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях» в статье 2.
Специфическим условием получения статуса международной компании, не свойственным классическому институту редомицилирования, является условие об инвестировании. Статьей 2 рассматриваемого Федерального закона установлено условие принятия на себя обязательства по осуществлению инвестиций на территории Российской Федерации, при этом Закон отсылочным образом конкретизирует, что именно следует понимать под «осуществлением инвестиций на территории Российской Федерации».
В соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиции представляют собой денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Законодатель также установил минимальный объем инвестиций, необходимый для получения статуса международной компании, который составляет 50 000 000 руб. Обязательство иностранного юридического лица осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации распространяется на подконтрольные ему юридические лица при условии, что такие лица подали заявление о государственной регистрации в Российской Федерации. Кроме того, Закон наделяет международную компанию правом возложить исполнение упомянутого обязательства осуществлять инвестиции на любое лицо из группы лиц, в состав которой она входит.
Международная компания может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.
Закон прямо определяет отсутствие отношений правопреемства в связи с государственной регистрацией между иностранным юридическим лицом и международной компанией.
В контексте закона это не означает «исчезновение» прав и обязанностей, которые имеются у иностранного юридического лица, напротив, с даты государственной регистрации международной компании ей принадлежат все такие права и обязанности, включая:

  • вещные права и иные права на движимое или недвижимое имущество, в том числе находящееся за пределами территории Российской Федерации;
  • права участия в других организациях, в том числе связанные с получением дивидендов и иных доходов или выплат;
  • права на ценные бумаги и иные финансовые инструменты, в том числе связанные с получением доходов и иных выплат;
  • исключительные права;
  • права, обязанности и ответственность, возникшие из договоров, в том числе из договоров о создании юридических лиц и корпоративных договоров, заключенных иностранным юридическим лицом до государственной регистрации международной компании, а также возникшие из односторонних сделок или вследствие неосновательного обогащения, причинения вреда либо из иных оснований, не связанных с договором;
  • права, вытекающие из ранее выданных лицензий и иных разрешительных актов государственных органов;
  • права на предъявление исков, возникшие у иностранного юридического лица до государственной регистрации международной компании.

Федеральным законом «О международных компаниях» установлен специальный порядок государственной регистрации международных компаний, который имплементируется в существующую процедуру регистрации, установленную ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Подводя итоги, стоит отметить, что центральной и сущностной характеристикой редомицилирования является смена личного закона юридического лица и применимого права. В том числе российским законодательством предусматривается, что с момента государственной регистрации личным законом международной компании становится российское право, что означает применения к международной компании, ее внутренним и внешним отношениям законодательства Российской Федерации. Однако редомицилирование по-русски имеет свою специфику, поскольку Россия как принимающая сторона обязательным условием выдвигает требование об осуществлении инвестиций на своей территории. Появление такой новой категории как «международная компания» и внесение соответствующих изменений в российское законодательство, касающихся в том числе смены личного закона, однозначно являются поводом для размышлений над возможностью имплементации элементов классического института редомицилирования в законодательство Российской Федерации.

О проекте / МЧП / МЧП — лекции / Личный закон юридического лица в международном частном праве

Личный закон юридического лица в МЧП

Юридические лица, которые участвуют в отношениях, которые регулируются международным частным правом (впрочем, как и физические лица) имеют национальность определённого государства, которая обусловлена более тесной с ним связью. Привязка «личный закон» фактически позволяет узнать национальность данных юридических лиц, а также отделить от иностранных юридических лиц. В Беларуси, России, Польше, Голландии национальность юридических лиц определяют по месту учреждения, а в Испании, Бельгии, Франции и Германии – по месту оседлости (под этим обычно понимается место нахождения административного центра или штаб-квартиры.

Данные привязки позволяют избрать применимое право, регулирующее внутренние вопросы определённого юридического лица. Перечень вопросов, который определяется правом на базе привязки «личный закон», содержит статья 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации. Её положения предусматривают, что на базе личного закона определённого юридического лица определяются: порядок принятия на себя гражданских обязанностей, порядок приобретения гражданских прав, содержание правоспособности, вопросы ликвидации и реорганизации (также формирования), требования к наименованию, организационно-правовая форма, а также статус организации в роли юридического лица. Но при этом согласно законодательству РФ право по месту учреждения фактически не применяется, когда данное юридическое лицо ссылается на умаление полномочий его представителя на совершение сделки или органа, неизвестное праву страны в которой представитель или орган юридического лица заключил сделку, кроме случаев, когда позже будет доказано, что иная сторона сделки была осведомлена об указанном ограничении. Также и внутренние отношения (также и отношения юридического лица с его фактическими субъектами) и способность отвечать по собственным обязательствам.

Национальность юридического лица также определяется и по иным привязкам. Применительно к данным лицам (юридическим) возникают различные вопросы: участие в инвестиционных отношениях, заключение внешнеэкономических сделок, охрана прав интеллектуальной собственности, налогообложение, допуск к осуществлению определённых видов деятельности. Правовое регулирование проблем данного рода определяется отнесением лица к иностранному или отечественному.

К примеру, для распространения на юридическое лицо-инвестора специального (определённого) режима инвестиционной деятельности , предоставления льгот и гарантий, довольно важно бывает решить вопрос о национальности юридического лица. В данных целях используется критерий контроля, когда национальн6ость определяют по национальности учредителей.

Следующий пример. Валютное, таможенное, банковское, налоговое законодательство, а также законодательство по вопросам так называемой внешнеэкономической деятельности оперируют такими терминами как «нерезидент/резидент». При этом, отнесение лиц в к одной из этих двух категорий осуществляется в зависимости от того, где они сформированы и имеют место пребывание.

Интересное:

Определение Верховного Суда РФ от 31.05.2017 по делу N 308-ЭС17-1916, А63-5209/2016 Требование: О признании недействительными договоров о подписке на акции, применении последствий их недействительности. Обстоятельства: Истцы указывают на то, что оспариваемые договоры являются недействительными. Решение: В удовлетворении требований отказано, поскольку установлено, что оспариваемые сделки, совершенные другими акционерами общества с принадлежащими им акциями, не затрагивают права и законные интересы истцов.

В обоснование заявитель сослался на то, что в нарушение положений статей 1186, 1202, 1217 Гражданского кодекса Российской Федерации суды первой и кассационной инстанций не применили подлежащие применению нормы иностранного права.

Определение Верховного Суда РФ от 26.05.2017 N 305-ЭС17-5162 по делу N А40-112190/2014 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения в виде денежных средств, уплаченных по договору купли-продажи. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как был установлен факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по поставке оплаченного товара.

Руководствуясь статьями 309, 310, 487, 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 19 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 158, суды оценили представленные в материалы дела доказательства, в том числе экспертное заключение, установили факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по поставке оплаченного товара, и пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.

Определение Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 309-ЭС17-2647 по делу N А60-9414/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебного акта о направлении на новое рассмотрение дела о взыскании компенсации за незаконное использование исключительных прав. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как судом не были проверены полномочия лица, подавшего от имени истца исковое заявление.

Принимая оспариваемый заявителями судебный акт, суд кассационной инстанции руководствовался положениями части 3 статьи 254 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовой позицией, изложенной в пунктах 23, 24, 25 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел с участием иностранных лиц, утвержденным Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 158, пункте 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса», и исходил из того, что судом первой инстанции не проверены полномочия лица, подавшего от имени корпорации «Майкрософт» настоящий иск и представленные суду документы не позволяют установить юридический статус компании Аутодеск, Инк, а также полномочия лица, выдавшего доверенность.

Определение Верховного Суда РФ от 07.04.2017 по делу N 309-ЭС14-923, А07-12937/2012 Требование: О признании недействительными договора купли-продажи, решений о внесении в ЕГРЮЛ сведений об участниках общества, признании права на доли в уставном капитале. Обстоятельства: Истцы высказывают предположение о недобросовестности покупателей. Решение: Производство по делу в части признания права на долю в уставном капитале, признании недействительным решения о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности общества прекращено, поскольку исковые требования уже являлись предметом рассмотрения дела. В остальной части иска отказано в связи с недоказанностью того, что договоры заключены неуполномоченным лицом. В удовлетворении иска о признании права долей в уставном капитале общества отказано, поскольку лица являются ненадлежащими истцами по иску.

Порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей определяются на основе личного закона юридического лица (подпункт 6 пункта 2 статьи 1202 Гражданского кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 1186 Гражданского кодекса право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, настоящего Кодекса, других законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 03.04.2017 N 308-ЭС17-1916 по делу N А63-5209/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительными (ничтожными) договоров о подписке на акции. Решение: Дело передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, поскольку, по мнению заявителя, не приняты во внимание представленное заключение по кипрскому праву, а также иные доказательства, свидетельствующие о том, что на момент совершения договоров и в последующем компания находилась под контролем граждан РФ.

В обоснование заявитель сослался на то, что в нарушение положений статей 1186, 1202, 1217 Гражданского кодекса Российской Федерации суды первой и кассационной инстанций не применили подлежащие применению нормы иностранного права.

Определение Верховного Суда РФ от 01.03.2017 N 310-ЭС17-568 по делу N А83-6374/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об исключении из состава участников общества с ограниченной ответственностью. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как истец не был вправе инициировать проведение внеочередного собрания участников общества.

Разрешая заявленные требования, суды, руководствуясь положениями статьи 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что ООО «Крымошторг» не прошло перерегистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом продолжая быть зарегистрированным в Едином государственном реестре юридических лиц Украины, пришли к выводу, что применимым правом в данном случае является право Украины.

Определение Верховного Суда РФ от 23.06.2016 N 309-ЭС16-6430 по делу N А76-22595/2014 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о доказанности компанией факта использования ответчиком программных продуктов, исключительные права на которые принадлежат истцу.

Исследовав и оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, установив доказанность компанией факта использования ответчиком программных продуктов «Autodesk AutoCad 2004», «Autodesk AutoCad 2007», «Autodesk AutoCad 2012», исключительные права на которые принадлежат истцу, руководствуясь положениями статьи 9 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, принятой 09.09.1886, Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву (вместе с Согласованными заявлениями в отношении Договора ВОИС по авторскому праву), принятому 20.12.1996 Дипломатической конференцией, пунктов 1, 2 статьи 1202, пункта 1 статьи 1229, пункта 1 статьи 1270, пункта 1 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пунктах 43.2, 43.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 28 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 158 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел с участием иностранных лиц», суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.

Определение Верховного Суда РФ от 20.06.2016 N 305-ЭС16-6647 по делу N А40-136188/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании компенсации за нарушение авторских прав на программные продукты для ЭВМ. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, исковое заявление оставлено без рассмотрения правомерно, так как доказательств, подтверждающих подписание искового заявления надлежащим лицом, не представлено.

Довод заявителя о том, что исковое заявление подано в соответствии с требованиями действующего законодательства и подписано лицом, полномочия которого на совершение подобного рода действий подтверждены, получил оценку судов со ссылкой на положения части 2 статьи 254, части 1 статьи 255 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации, параграфов 101-111 подраздела 1 главы 1 книги 8 Кодекса штата Делавэр а также с учетом пунктов 23, 24 Обзора судебной практики по некоторым вопросам, связанным с рассмотрением арбитражными судами дел с участием иностранных лиц, утвержденного Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 158, разъяснений, данных в пунктах 25 и 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса», постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2009 N 1778/09 и был мотивированно отклонен.

Определение Верховного Суда РФ от 09.06.2016 N 307-ЭС15-5183 по делу N А21-9225/2013 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи, о применении последствий недействительности сделки. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как не представлено доказательств нарушения оспариваемым договором прав и законных интересов заявителя, причинения ему убытков в результате его заключения.

Таким образом, в соответствии с нормами статьи 247 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации указал, что рассмотрение настоящего спора относится к компетенции российских арбитражных судов; к спорным правоотношениям подлежат применению нормы российского права.

Определение Верховного Суда РФ от 08.06.2016 N 308-ЭС14-1400 по делу N А20-2391/2013 Требование: О взыскании компенсации за нарушение авторских прав. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как при условии подтверждения факта наличия контрафактного программного обеспечения на имуществе ответчика оставление бремени доказывания на истце необоснованно и неразумно, поскольку такие действия как загрузка в память компьютера, отображение на экране, эксплуатация, передача или хранение компьютерной программы в памяти устройства влекут за собой воспроизведение, совершение таких действий возможно только с согласия истца как правообладателя.

Согласно пункту 2 статьи 1202 «Личный закон юридического лица» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) на основе личного закона юридического лица определяются, в частности:

1) статус организации в качестве юридического лица;

Рыночная экономика, развивающаяся в России с момента обретения государственного суверенитета, способствовала приходу в страну иностранного капитала и инвестиций. Огромный российский рынок является весьма привлекательным для зарубежного бизнеса. В контексте этого актуальным представляется вопрос правового регулирования и законодательной базы, которой должно руководствоваться каждое иностранное юридическое лицо, действующее в России. Для ведения легального бизнеса данная информация является обязательной к изучению. Рассмотрим эту тему подробнее.

Понятие иностранного юридического лица

В первую очередь следует разобраться, чем юридическое лицо отличается от физического. Для этого обращаемся к ст. 48 Гражданского кодекса РФ, согласно которой юридическим лицом является организация, имеющая собственное имущество, отвечающая по собственным обязательствам и обладающая гражданской правоспособностью.

Исходя из этого, иностранными юридическими лицами по российскому законодательству считаются лица, которые созданы, зарегистрированы и действуют на территории и по законам иностранного государства. В силу действия такого определения иностранным юрлицом может быть признан достаточно широкий круг организаций, действующих или планирующих действовать на территории РФ практически во всех формах.

Нужно понимать, что основной смысл, который несет понятие иностранного юридического лица, состоит в том, что правоспособность этого субъекта возникает по законодательству других стран. Но в это же время его участие в гражданском обороте на территории РФ, в силу ГК, должна регулироваться российским законодательством.

Таким образом, несмотря на разную трактовку в международном праве понятия юридических лиц, иностранные юрлица, действующие в России, имеют те же определение и признаки, что применяются для организаций с российским происхождением.

Правовое положение иностранных компаний

Анализ законодательства РФ показывает, что квалификация компании как иностранной может происходить по различным правовым нормам, исходя из сферы ее деятельности и характера правоотношений, в которых она участвует. Главное условие – это создание ее по законам иностранного государства.

Согласно ст. 2 ГК, правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации определяется в первую очередь отечественным законодательством.

При этом, согласно ст. 1202 ГК, главным условием квалификации компании как юридического лица является такая же ее квалификация в стране происхождения.

Иностранные компании уравниваются в правах с российскими организациями, поэтому они вправе заниматься практически всеми видами хозяйственной деятельности, право на которую имеют и российские юр. лица.

Правовой статус иностранных компаний

Правовой статус любого субъекта определяется его правовым положением на конкретной территории и в сфере деятельности. Таким образом, правовое регулирование статуса иностранной компании осуществляется как отечественным, так и зарубежным законодательством. Исходя из этого, все иностранные компании обладают правовым статусом, который позволяет им заключать сделки, совершать финансовые и иные операции, выступать в суде, выдавать доверенности и т.д.

Вместе с этим законодательство предусматривает некоторые условия для допуска иностранных организаций к работе в России. В частности, ст. 21 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» требует от иностранных компаний обязательной государственной аккредитации, при помощи которой осуществляется государственный контроль.

Правовой статус иностранной организации в качестве юридического лица признается, согласно приказу ФНС от 22.12.14 № ММВ-7-14/668 , налоговыми органами РФ, которые и проводят аккредитацию. Аккредитацию можно рассматривать в качестве некоего процесса легализации.

Таким образом, иностранным компаниям не требуется регистрироваться второй раз, они лишь вносятся в специальный государственный реестр и могут действовать на территории РФ в качестве филиалов и представительств зарубежной компании.

Разновидности правовых режимов

Правовые режимы иностранных физических и юридических лиц в РФ традиционно формулируются в международных договорах, заключенных государством. В качестве базовых режимов обычно используются национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Режим наибольшего благоприятствования, зафиксированный Россией посредством заключения двустороннего международного договора или соглашения, обязывает предоставить юрлицам и гражданам другой страны не менее благоприятные льготы, привилегии, права и преимущества, чем те, которые Россия предоставляет представителям третьих стран. Это, в частности, касается и таможенного режима, налогообложения, правил оформления и иных формальностей.

При действии национального правового режима Россия обязуется предоставить юридическим лицам и гражданам иностранного государства тот объем прав и свобод, которыми пользуются российские граждане и компании.

Национальный режим традиционно фиксируется в двусторонних соглашениях о защите инвестиций и может формулироваться как общий режим недискриминации, основанный на нормах международного публичного права.

Тем, кто осуществляет сопровождение иностранной компании в России, нужно учитывать, что нормы, определяющие конкретный правовой режим для представителей других государств, могут содержать не только базовые принципы, но и иные вопросы, связанные с деятельностью иностранных компаний. В частности, порядок разрешения споров, выплаты компенсаций, возмещения ущерба, порядка совершения транзакций и т. д.

При этом, согласно ст. 4 ФЗ «Об иностранных инвестициях», правовой режим для иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем режим для российских инвесторов, за исключением изъятий, предусмотренных законом. Исходя из смысла статей 29, 33 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в отношении товаров и услуг устанавливается национальный правовой режим, препятствующий созданию условий, менее благоприятных, чем для российских товаров и услуг.

Организационно-правовые формы зарубежных компаний

Так как иностранные компании вправе заниматься хозяйственной деятельностью, они обязаны действовать в той или иной организационно-правовой форме. Поскольку иностранные организации не имеют никаких ограничений в РФ, могут быть зарегистрированы любые организационно-правовые формы иностранных юридических лиц, соответствующих российскому законодательству.

Выбор организационно-правовой формы зависит от целей создания компании, количества инвесторов, числа учредителей, уставного капитала и иных субъективных факторов.

Иностранные компании могут создавать дочерние предприятия на территории РФ, участвовать в их создании, приобретать доли, создавать филиалы и представительства. При этом, исходя из ст. 50 ГК, эти компании могут действовать как в качестве коммерческих, так и некоммерческих организаций.

Некоммерческие иностранные организации

Некоммерческими организациями являются те, которые не ставят в качестве основной цели извлечение прибыли. Они, согласно ч.3 с. 50 ГК, вправе создаваться в форме:

  • потребительских кооперативов;
  • общественных организаций и движений;
  • ассоциаций;
  • товариществ собственников недвижимого имущества;
  • фондов, общин, религиозных организаций и т.д.

При этом некоммерческие организации могут получать доход, согласно положениям своего устава, однако лишь постольку, поскольку он способствует достижению целей, для которых они создаются. Для осуществления своей деятельности такая некоммерческая иностранная организация должна иметь имущество, рыночная стоимость которого должна быть не ниже, чем минимальный размер уставного капитала для ООО.

Коммерческие иностранные организации

Иностранные юрлица могут действовать на территории РФ и в качестве коммерческих организаций, целью которых является получение дохода. Согласно ч. 2 ст. 50 ГК, они могут действовать форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов. Цели, для которых создается коммерческая организация, должны быть указаны в ее статуте.

Национальность и личный статут иностранных юридических лиц

При характеристике юридических лиц в международном частном праве традиционно используются две категории – личный статут и национальность. В терминологии российского законодательства под личным статутом понимается понятие «личный закон», которым, согласно ст. 1202 ГК, является право страны, где было создана такая организация. Для ее определения необходимо подтверждение места нахождения иностранного юридического лица.

Этой же статьей определен перечень вопросов, решаемых на основе применения личного закона, а именно:

  • сам статус юрлица и его организационно-правовая форма;
  • требования к его наименованию;
  • порядок создания, реорганизации и ликвидации;
  • правоспособность и правосубъектность;
  • отношения между участниками;
  • ответственность учредителей и самой организации.

Соответственно, актуальным становится вопрос национальности юридического лица, который является доктринальным и в законодательных актах не упоминается. Правовая литература трактует национальность юрлиц как принадлежность их к тому или иному государству, в которых они были учреждены. Отметим, что в остальных вопросах обязательным является применение российского законодательства к иностранным компаниям, если законом не предусмотрено иное.

Основные ограничения для иностранных компаний

Несмотря на национальный правовой режим, действующий на территории РФ, федеральное законодательство содержит ряд изъятий, в некотором смысле ограничивающих права иностранных компаний. Основные из них касаются прав собственности на земельные участки.

Это не означает, что приобретение земельного участка иностранным юридическим лицом невозможно, но некоторые ограничения все-таки существуют. В частности, законодатель допускает возможность приобретения земельных участков иностранными компаниями. Однако, согласно ч. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ, они не вправе обладать землей, находящейся на приграничных территориях, определенных указом Президента РФ от 09.01.11 № 26. Согласно ему, к таким территориям отнесены 380 муниципальных образований, городских округов и районов, находящихся на приграничных территориях.

Кроме того, существуют ограничения и в части владения землями сельскохозяйственного назначения. В частности, ст. 3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», запрещает иностранным компаниям владеть такими землями, допуская лишь их аренду. Данный запрет распространяется также на российские юрлица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан и компаний превышает 50%. Кроме того, действуют некоторые ограничения относительно страховой и банковской деятельности, а также в сфере телекоммуникаций.

Собственность иностранных компаний

Российское законодательство не предусматривает какой-либо особый тип собственности иностранных юридических лиц, позволяя им обладать частной собственностью на равных правах с отечественными компаниями. При этом в Общероссийском классификаторе форм собственности они имеют собственный идентификационный код, присваиваемый статистическими органами в соответствии с учредительными документами предприятия. При внесении в ОКФС иностранных юридических лиц их идентифицируют кодом «23» под наименованием «собственность иностранных юр. лиц».

Деятельность иностранных компаний в РФ

Хозяйственная деятельность иностранных компаний, в силу действия ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», осуществляется через филиалы и представительства. Они не являются самостоятельными организациями, поскольку считаются структурными подразделениями этих компаний.

Правовая доктрина различает понятия филиалов и представительств. Так, если первыми, согласно ст. 55 ГК, может осуществляться вся административно-хозяйственная и иная деятельность в иностранных компаниях или часть этих функций, то вторые создаются лишь для защиты интересов и обеспечения этой деятельности, но не для осуществления хозяйственных функций.

Согласно ст. 21 ФЗ «Об иностранных инвестициях», над деятельностью иностранных компаний государство осуществляет контроль посредством их аккредитации, которая осуществляется в течение 25 дней с момента подачи документов.

После этого представителям иностранной компании выдается документ, подтверждающий полномочия иностранного юридического лица. Им следует считать документ, подтверждающий внесение соответствующей записи об аккредитации в реестр. Согласно ч. 3 ст. 21 ФЗ, компании может быть отказано в аккредитации.

С момента получения аккредитации в налоговых органах иностранная организация обретает право заниматься предпринимательской и иной деятельностью в России, в том числе и брать заем иностранной компании от российской банковской организации.

Как начало, так и прекращение деятельности иностранной компании на территории РФ осуществляется филиалами и представительствами по решению юридического лица или органов исполнительной власти РФ. С момента прекращения деятельности прекращается и оформленная ранее аккредитация.

Налогообложение зарубежных компаний в РФ

Зарубежные компании, осуществляющие деятельность на территории РФ, обязаны платить налоги с получаемых доходов. Кроме того, обязательными являются также взносы в ФОМС и ПФР для иностранной компании, нанимающей персонал. Согласно ст. 307 Налогового кодекса, объектами налогообложения для иностранных компаний являются доходы, полученные от предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения имуществом, а также иные доходы. К их налогообложению применяется общая ставка налога на прибыль организаций, которая, согласно ст. 284 НК, составляет 20%.

Такие компании применяют общий порядок исчисления и уплаты налога, установленный ст. 286-287 НК. Реквизиты для перечисления налога на доходы иностранных юридических лиц в 2020 году можно получить в налоговом органе по месту нахождения постоянного представительства зарубежной компании. Туда же подается и налоговая декларация по итогам налогового периода.

Для удобного ведения бухгалтерии, формирования налоговой отчетности рекомендуем сервис . Здесь можно и оплачивать прямо из системы.

Следует учесть, что статьями 306-309 НК определены некоторые особенности налогообложения зарубежных компаний, которые необходимо учитывать.

Читайте подробнее про .

Регистрация зарубежных компаний в РФ

Под регистрацией зарубежных компаний в России следует понимать их аккредитацию в налоговых органах. Зарубежная компания не требует повторной регистрации на территории РФ, а вносится лишь в специальный реестр аккредитованных филиалов и представительств.

Согласно приказу ФНС России от 22.12.2014 NММВ-7-14/668@, регистрация иностранных юридических лиц осуществляется межрайонной инспекцией ФНС России № 47 по г. Москве. Регистрация осуществляется в течение 12 месяцев после принятия юрлицом решения о создании или открытии филиала/представительства на территории РФ.

В соответствии с приказом ФНС России NММВ-7-14/680@ от 26.12.2014г., в налоговую инспекцию направляется заявление об аккредитации по форме № 15АФП, вместе с которым подаются:

  • учредительные документы зарубежной компании;
  • выписка из реестра юридических лиц из страны происхождения или равный документ;
  • документ, подтверждающий регистрацию в стране происхождения;
  • решение о создании филиала или представительства;
  • документ об уплате госпошлины;
  • опись всех документов.

Прохождение процедуры требует уплаты госпошлины в размере 120 тыс. рублей.

Читайте более подробно о .

Участие иностранного инвестора в ООО

Иностранные инвесторы, исходя из положений ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», могут участвовать в хозяйственной деятельности путем создания новых предприятий или привлечения капитала в уже существующие. Поскольку в России действует национальный режим деятельности иностранных инвесторов, они могут приобретать доли в обществах и товариществах на равных правах с российскими инвесторами. При этом инвестицией признается приобретение не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации.

Однако участие иностранного капитала допускается во всех хозяйственных обществах, не являющихся стратегическими для обороны и безопасности страны. Статья 6 ФЗ № 57 от 29.04.08 не допускает этого в отдельных видах деятельности, связанной, в частности, с:

  • гидрометеорологическими и геофизическими процессами;
  • возбудителями инфекционных заболеваний;
  • ядерными установками, материалами и радиацией;
  • производством шифровальных средств;
  • вооружением и военной техникой;
  • авиационной и космической безопасностью.

Ознакомьтесь подробнее с тем, как происходит .

Постоянное представительство

Налоговое законодательство воспринимает предпринимательскую деятельность зарубежных компаний как такую, которая создает постоянные представительства или действует без их создания. Постоянным представительством, согласно ст. 306 НК, является филиал, представительство, бюро, контора, агентство и любое другое обособленное структурное подразделение, через которое зарубежная компания осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ. Оно считается образованным с момента начала осуществления хозяйственной деятельности и действующим – до момента ее прекращения.

Узнайте более подробно о том, что такое .

Счет в банке для иностранной компании

Согласно ст. 13 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», зарубежные компании вправе открывать счета в валюте и рублях только в уполномоченных банках. Порядок открытия таких счетов и их ведения определяется Положением Центробанка от 04.05.2005 N 269-П. При этом каких-либо ограничений на переводы с собственных счетов в других странах на счета уполномоченных банков не предусмотрено.

Иностранные компании и счета в России, открытые ими, подлежат налоговому учету по месту нахождения банка. Но, если компания уже встала на налоговый учет до этого в силу других обстоятельств, дополнительная постановка на учет не требуется.

Для открытия счета зарубежной компании в России ей потребуется предоставить:

  • учредительные документы;
  • выписку из торгового реестра страны происхождения;
  • справка из налогового органа страны происхождения;
  • свидетельство о постановке на учет в ФНС;
  • документы, подтверждающие правовой статус.

Узнайте подробнее о том, .

Контролируемые зарубежные компании

Согласно ст. 25.13 Налогового кодекса, контролируемой иностранной компанией является зарубежная организация, находящаяся под контролем гражданина РФ или российской организацией. Контролирующим лицом может быть признан гражданин или организация, чьи доли участия превышают 25% или 10%, если совокупная доля резидентов РФ превышает половину уставного капитала организации.

Такой статус в ряде случаев, предусмотренных ст. 25.23-1 НК, позволяет контролируемой иностранной компании избегать налогообложения. При этом порядок налогообложения такой компании имеет некоторые особенности, определенные положениями ст. 309.1 НК.

Узнайте подробнее про .

Проверка иностранных компаний

В контексте сотрудничества с зарубежными компаниями важны вопросы проверки ее существования, добросовестности и легальности ее деятельности. В перечень мероприятий, направленных на проверку иностранных партнеров, входит анализ официальной информации из государственных реестров.

Все необходимые сведения об иностранном юридическом лице позволяет получить , предоставляющий информацию из государственного реестра аккредитованных филиалов и представительств. Все данные предоставляются бесплатно.

Получение информации возможно, если указать сервису наименование представительства, государственный номер записи об аккредитации или регистрационный номер ИИН/КПП. По результатам поиска сервис выдает список всех официально аккредитованных филиалов и представительств зарубежного партнера. Кроме того, сервис позволяет получить реквизиты официальных документов, адрес регистрации, информацию о руководстве, видах осуществляемой деятельности, численности штата.

Прочитайте подробнее .

Зарубежный бизнес в России

Экономический кризис, безусловно, отразился на выручке и доходах иностранных компаний, что привело к их массовому уходу с отечественного рынка. Однако, несмотря на снижение показателей, международный бизнес, как и раньше, представлен на российском рынке. В контексте этого многих интересует, сколько и какие иностранные компании работают в России.

По данным ФНС, на территории РФ действует около 23 тыс. компаний с иностранным участием. В это число входят не только зарубежные компании, но и российские предприятия с иностранными инвестициями. При этом, несмотря на негативные оценки российского рынка, на нем продолжают присутствовать крупнейшие игроки.

В частности, согласно ежегодному рейтингу Forbes, в число крупнейших представителей иностранного бизнеса в России вошли такие иностранные предприятия, как:

  • «Ашан”,
  • «Метро Кэш энд Керри”,
  • ДЖ.Т.И Россия,
  • Toyota Motors,
  • IKEA,
  • Volkswagen Group,
  • PepsiCo,
  • Mercedes-Benz.

Интересно, что российский рынок приносит иностранным предприятиям неплохую прибыль. Например, доля российской выручки в общем объеме мировых продаж лидера списка – компании «Ашан” – достигала в 2015 году 14%. Очевидно, что многие зарубежные фирмы не желают покидать Россию, и по мере выхода страны из кризиса такая тенденция будет лишь усиливаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *