Национальный интерес России

Урок 2
Национальные интересы России в современном мире

Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Национальные интересы определяют:

• основные направления деятельности личности, общества и государства, которые способствуют укреплению существующего государственного строя в нашей стране и создают условия для благополучной жизни каждой личности и общества в целом;

• условия безопасной жизнедеятельности личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности (экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др.).

Национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы представляют совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства, следовательно, и обеспечиваться они должны совокупными действиями всех граждан России, индивидуально каждым на своем поле деятельности, всем российским обществом и государством.

Только в оптимальном, гармонично сбалансированном распределении обязанностей и ответственности за соблюдение национальных интересов России может последовать успех в становлении России как великой державы, способной реализовывать свои потенциальные возможности, отпущенные ей природой и обеспеченные деятельностью предшествующих поколений.

Запомните!

Только согласованность взглядов и действий населения и властных структур по соблюдению национальных интересов может обеспечить продвижение нашей страны к общему благополучию. Это единство взглядов и действий каждой личности, общества и государства определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности.

Что же представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?

Интересы личности определяются возможностью каждого гражданина России реализовывать свои конституционные права и свободы в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии как человека и гражданина.

Интересы общества обеспечиваются упрочением демократии, созданием правового социального государства, достижением и поддержанием общественного согласия, духовным обновлением России.

Интересы государства определяются незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической стабильностью, безусловным обеспечением законности и поддержанием правопорядка, развитием равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Это должен знать каждый

Национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят:
• в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти;
• в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка;
• в завершении процесса становления демократичного общества;
• в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в экономической сфере заключаются в обеспечении:
• динамично развивающегося производства и рынка;
• высокого уровня жизни народов России.

Национальные интересы России в духовной сфере заключаются в сохранении и укреплении:
• нравственных ценностей общества;
• традиций патриотизма и гуманизма;
• культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются:
• в обеспечении суверенитета;
• в упрочении позиций России как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира;
• в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами — участниками СНГ и традиционными партнерами России;
• в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются:
• в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности;
• в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников;
• в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Внимание!

Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Необходимо отметить, что национальные интересы России в современном мире направлены прежде всего на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз природного, техногенного и социального характера во всех сферах их жизнедеятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. утверждена Стратегия национальной безопасности до 2020 г. Она является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению безопасности. Этот документ — основа для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Запомните!

Наиболее полно национальные интересы России можно реализовать при значительном подъеме общей культуры в области безопасности всего населения нашей страны.

Вопросы

1. Что представляют собой в общем виде национальные интересы России?

2. Что представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?

3. В чем заключаются национальные интересы России во внутриполитической, в социальной, международной и военной сферах жизнедеятельности страны?

4. Являются ли составляющими национальных интересов России мероприятия по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера?

5. Какое влияние на обеспечение национальных интересов России может оказывать индивидуально каждый человек и в чем это выражается?

6. Основные угрозы национальным интересам

>Национальные интересы

Национальные интересы России

Образ жизни и функции личности, общества и государства, как объекты национальной безопасности, задают их общие интересы — национальные интересы. Они выступают как некоторый баланс или компромисс между в целом очень противоречивыми интересами отдельных личностей, социальных организаций и государственный органов.

Национальный интерес формируется на основе рациональных потребностей, ценностных предпочтений и реальных условий, в которых находится в настоящий момент общество. При этом этот процесс (формирование национального интереса) на уровне отдельной страны субъекты визируется теми социальными силами, которые располагают реальными возможностями и, следовательно, определенной властной субстанцией, позволяющими реализовать тот или иной интерес. Это потребности общества и государства в понимании действующих политиков. Другими словами, национальный интерес выступает как субъективная форма объективных потребностей общества и государства, сформулированная их элитой на основе ценностных предпочтений с учетом обстоятельств. И весь вопрос в данном случае заключается в том, насколько общество и государство взаимосвязаны в процессах воспроизводства своих функций. Другими словами, «интерес — это то, что сцепляет друг с другом членов гражданского общества».

В соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», под национальным интересом понимается совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

Национальные интересы, равно как и потребности, делятся на внутренние и внешние. При этом они неравнозначны и объединяют три взаимосвязанных блока:

  • фундаментальные интересы, идентичные для любой страны, так как определяют необходимость «выживания» нации. К внутренним относят стабильность и развитие. Их баланс делает страну устойчивой и целостной. Внешние интересы включают в себя: территориальную целостность; политический суверенитет, т.е. независимость; сохранение господствующего политико-экономического режима (конституционного строя); процветание;
  • национальные ценности — национальная идеология и культурная самобытность, определяющие цивилизационную уникальность страны;
  • текущие интересы, необходимость защиты которых определяется текущей обстановкой и обеспечением намеченного курса развития страны.

Фундаментальные интересы и ценности образуют совокупность жизненно-важных интересов страны, связанных с ее выживанием и развитием. Текущие интересы формулируются политическим руководством страны, исходя из жизненно-важных интересов. Так. национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются:

  • в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
  • обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
  • превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Классификация и виды национальных интересов

Классификация национальных интересов может осуществляться по различным основаниям, что подчеркивает их социальную значимость (табл.2.1).

Классификация интересов

По степени общности

  • индивидуальные
  • групповые
  • корпоративные
  • общественные
  • национальные
  • общечеловеческие

По субъектам

  • личности
  • общества
  • государства
  • коалиции государств
  • мирового сообщества

По сферам деятельности

  • экономические
  • внешнеполитические
  • внутриполитические
  • военные
  • информационные
  • духовные

По направленности

  • совпадающие
  • не совпадающие
  • конфронтационные
  • параллельные

По степени значимости

  • жизненно
  • важные
  • текущие

Интерес — функция положения субъекта по отношению к другим субъектам. Поэтому интересы страны или национальные интересы проявляются в ходе ее взаимодействия с другими странами. При этом к основным факторам, определяющим национальные интересы, относятся:

Объективные: геополитическое положение и национальные особенности; наличие ресурсов и соответствующего потенциала: значимость в системе международных отношений.

Субъективные: сложившаяся система принятия стратегических решений; международный и внутренний имидж политической и деловой элиты страны.

Функции интереса:

  • объяснительная (декларативная) — для объяснения собственных намерений и предпринимаемых действий;
  • оправдательная — для оправдания своих действий;
  • оценочная — для оценки каждой конкретной ситуации и поиска единомышленников — союзников, друзей, партнеров, прихлебателей:
  • побудительная — для формулирования своих дальнейших действий. Интерес побуждает к действиям и порождается той средой, в которой действует субъект (для страны — внутри- и внешнеполитический).

Таким образом, национальный интерес — это субъективная форма выражения объективных потребностей общества, которые в обобщенном виде выражаются через интересы государства.

Всякий расчет интересов может быть сделан лишь в рамках определенной системы ценностей, без которой невозможно понять, что есть «потеря», а что — «приобретение». Поэтому доктрина любой страны есть продукт ее стратегической культуры. Стратегическая культура — исторически сложившийся предпочтительный метод решения жизненно важных для страны проблем. Она обусловливается национальными традициями, пространственным, географическим положением, мировоззрением и мировосприятием, историческим опытом.

В широком смысле стратегическая культура включает в себя две части:

  • базовые положения о стратегической среде, природе противника, об угрозах, о месте и роли военной силы и ее эффективном применении;
  • положения на оперативном уровне, отвечающие на вопрос: какие стратегические решения являются более эффективными для борьбы с имеющимися вызовами и угрозами? На этом уровне стратегическая культура влияет на поведенческий выбор.

Стратегическая культура конкретного государства объясняет особенности его стратегии лучше, чем императивы международного окружения. При этом имеется в виду, что коллективно разделяемые идеи, верования и нормы не меняются с такой же скоростью, как влияющие на них внешние и внутренние обстоятельства. Стратегическая культура подвергается воздействию двух факторов: это собственная политическая культура, т.е. внутренний фактор, и внешние факторы, например, структурные изменения или воздействия внешних угроз и вызовов. В этом случае стратегическая культура определяет подход к решению внешних и внутренних проблем, сформировавшихся как реакция на изменение внешней или внутренней обстановки.

Эти подходы задаются такими «парами», как:

  • вовлеченность — изоляционизм;
  • опора на силу — опора на несиловые инструменты;
  • односторонность — вступление союзов и др.

Кроме того, стратегической культурой определяется и сам стиль поведения страны на международной арене (статус-кво — империализм), а также стиль руководства страной, мобилизации населения на защиту национальных интересов и т.д.

Идентификация национальных интересов производится на уровне восприятия собственных потребностей и возможностей. Именно на уровне восприятия формулируются доктрины и концепции национальной безопасности. При этом доктрина является теоретико- идеологическим обоснованием государственной политики. Ее главными составляющими выступают национальные интересы страны на данном этапе и образ врага, препятствующего удовлетворению этих интересов. Концепция же — совокупностью взглядов и рекомендаций по поводу того, какую политику государству целесообразнее проводить. Концепция носит более «прагматический», прикладной характер, нежели доктрина. Это как бы «теория» обеспечения национальной безопасности.

Любой официальный документ в области национальной безопасности, будь то стратегия, доктрина или концепция, является в первую очередь отражением культурного опыта данного общества в данной области. Стратегической культурой определяется также и то, что в одних странах национальная доктрина фиксируется на институциональном уровне в виде программных документов правительства (имеет законченную внутреннюю структуру, например «послания президента»), а в других четко сформулированные документы такого рода могут и отсутствовать. В этом случае отдельные их элементы могут быть разбросаны по текущим выступлениям официальных лиц государства, отражаться в теоретических работах в области безопасности, программах партий и политических движений и т.д. Тем не менее ни одно государство не обходится как без национальной доктрины, так и без концепции национальной безопасности.

Доктрина обеспечения национальной безопасности идеологически (на уровне эмоций и культурной самобытности), а концепция теоретически (на уровне алгоритмов и рекомендаций) задают основу для формулирования стратегических приоритетов (целей национальной безопасности) — того результата — уровня защищенности национальных интересов, — требующегося стране.


Национальные экономические интересы и обеспечение экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

УДК 338; 316

В. М. Володин, Л. В. Рожкова, В. А. Скворцова

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Аннотация.

Актуальность и цели. Проблема обеспечения экономической безопасности страны тесно увязана с реализацией концепции национально -государственных интересов. Национальные интересы лежат в основе любой стратегии безопасности. Снижение рисков и угроз национальной безопасности РФ в экономической сфере обеспечивает прогрессивное развитие страны. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях, во-первых, проведения социально-экономических реформ в стране, во-вторых, нестабильности мировой финансовой системы. Цель исследования состоит в изучении взаимосвязи экономической безопасности и экономических интересов.

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучения нормативно-правовых актов РФ: Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», вторичного анализа результатов социологического исследования «Национальная безопасность России в оценках экспертов». Методология исследования базируется на системном подходе; использовались монографический, правовой методы.

Результаты. Проведен теоретический анализ понятия «национальный интерес», раскрыто его содержание, представлена классификация национальных экономических интересов, раскрыта система обеспечения экономической безопасности. На основе опроса экспертов установлена приоритетность экономических проблем как главных угроз национальной безопасности.

Выводы. Обеспечение экономической безопасности и защищенность экономических интересов государства, общества, индивидов должно выстраиваться в рамках системного подхода от совершенствования нормативно-правовой базы до надзора за государственными органами, обеспечивающими экономическую безопасность. Целесообразно привлечение институтов гражданского общества к обеспечению экономической безопасности.

Ключевые слова: национальные интересы, экономические интересы, экономические проблемы, экономическая безопасность, угрозы безопасности.

V. M. Volodin, L. V. Rozhkova, V. A. Skvortsova

NATIONAL ECONOMIC INTERESTS AND ECONOMIC PROTECTION OF RUSSIA

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Key words: national interests, economic interests, economic problems, economic security, threats to security.

Национальные государственные интересы, с одной стороны, составляют основу международной политики, с другой, являются компонентами национальной безопасности государств. Сам термин «национальный интерес» приобрел официальный политический статус в 1935 г. при включении его в Окфордскую энциклопедию социальных наук. Приоритет в разработке этого понятия принадлежит Р. Нибуру, Ч. Бирду. После Второй мировой войны концепция национального интереса развивалась Г. Моргентау в аспекте категорий власти. По Г. Моргентау, национальный интерес имеет три компонента: природа интереса; политическое окружение; рациональная необходимость, которая ограничивает выбор средств и целей для акторов международной политики . В научной литературе различают понятия «общественный интерес» (в рамках реализации внутригосударственной политики) и понятие «национальный интерес» (сфера внешней политики) ; однако эти интересы не исключают друг друга. На общественные интересы оказывает влияние международная обстановка, на национальные — экономическая ситуация, социальная и политическая стабильность и моральный климат в стране . Важнейшими характеристиками национальных интересов В. В. Трухачев называет системность, осознанность, причинную обусловленность, интегративность, конкретно-историчность . В отношении содержания национальных интересов встречаются разные точки зрения. В соответствии с одной, понятия «национальный интерес», «государственный интерес», «интересы гражданского общества» тождественны (М. А. Молчанов, М. В. Ильин и др.) . Согласно другой точке зрения, которую отстаивает В. Б. Пастухов, государство и нация рассматриваются как единый социальный субъект; они не существуют друг без друга . Национальные интересы подразделяются по сферам: политические, военные, экономические, культурные и др. В политической науке понятие «национальный интерес» связано с национальной безопасностью, под которой понимается состояние защищенности государства, личности, общества от угроз внутреннего и внешнего характера .

Понятие «национальные интересы» юридически закреплено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Они рассматриваются как осознанные, объективные, официально выраженные потребности, реализация которых способна обеспечить устойчивость и прогрессивное развитие страны . Значительное внимание в Стратегии уделяется экономическому росту России и постановке стратегических целей: вхождение России в пятерку стран-лидеров по объему ВВП, достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической сфере. Подчеркнем, что в Стратегии четко не раскрываются критерии «необходимого уровня». В этом документе представлены основные стратегические риски и угрозы национальной безопасности РФ в экономической сфере (рис. 1).

Рис. 1. Риски и угрозы национальной безопасности РФ в экономической сфере и направления их противодействия им

Примечание. Составлено по: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537).

В п. 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, «национальная безопасность» определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства .

В известном смысле, термины «безопасность» и «национальная безопасность» можно рассматривать как синонимы, если под национальной безопасностью не понимать исключительно безопасность государственную.

В научной литературе выделяется несколько концептуальных подходов к интерпретации проблемы безопасности:

— гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений, катаклизмов для социума;

— реальная защищенность от опасностей, способность надежно противостоять им .

Основную лепту в исследование категории безопасности вносят философы, социологи, политологи, юристы. Как следствие, экономическая наука не располагает до сих пор общепринятым теоретическим понятием безопасности личности, общества и государства . Существующие экономические дефиниции в качестве стержневой основы используют «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, а также социально-направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» .

Некоторые авторы трактуют безопасность как защиту, т.е. акцентируют внимание на аспектах стабилизации и защитной функции. В таком ключе система безопасности рассматривается как совокупность механизмов предупреждения и эффективного реагирования на возникающие угрозы личности, обществу и государству. Другой подход интерпретирует безопасность как состояние социальной системы. В вытекающих отсюда концепциях речь идет не о защите (функциональный, ситуационно-факторный подход), а о защищенности, т.е. о характере социальных отношений (социальный, институциональный подход) .

Думается, отмеченные взгляды на понятие безопасности отличаются только в одном — объеме данного понятия. Сторонники безопасности как «состояния защищенности» утверждают, что это определение исходит из этимологии самого понятия. Те, кто считает, что безопасность не сводится только к состоянию, включают в нее так называемую «систему обеспечения» . Безопасность в широком смысле есть защищенность системы (элемента, интересов) от факторов (угроз), которые могут уничтожить либо изменить ее сущность. Это способность социальной системы обеспечить высокий уровень жизнедеятельности личности, общества и государства, их надежное существование и устойчивое развитие.

Механизм безопасности включает в себя целый ряд элементов и их целеустремленное взаимодействие. В их числе объекты защиты (их многообразие содержится, по сути, в триаде личности, общества и государства); научные идеи, взгляды, концепции (идеологическая база обеспечения безопасности); система соответствующих норм (правовых, моральных, традиционных); субъекты обеспечения безопасности; деятельность (средства, методы и способы функционирования субъектов с целью достижения приемлемого уровня защищенности); угрозы безопасности конкретных объектов; критерии оценки состояния социальной безопасности и эффективности ее механизма.

Система обеспечения безопасности призвана устанавливать определенную упорядоченность, устойчивость и нормальное функционирование обще-

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

ственных отношений, гарантировать их максимальную независимость от нежелательного влияния случайных факторов. При этом соответствующие меры защиты избираются адекватно угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, обеспечивается по возможности упреждающее реагирование на опасность их возникновения . Безопасность служит, таким образом, условием накопления, наращивания и обогащения других ценностей, при ее отсутствии или недостатке «ценностная структура общества истощается и деформируется, сужаясь до простой самозащиты» .

При таком подходе к безопасности становится очевидным многообразие ее аспектов. Важнейшими из них являются: военный, политический, экономический, экологический, технологический, информационный, медицинский, правовой.

Экономисты определяют безопасность как состояние экономики и институтов власти, когда обеспечивается защита национальных интересов, социально направленное развитие страны, оборонный потенциал . Экономическая безопасность также рассматривается как защищенность экономики от воздействия внутренних и внешних факторов. К внешним угрозам можно отнести нарастание импортной зависимости, бегство капитала, утечку мозгов и др.; к внутренним — разрушение научно-технического потенциала страны, усиление имущественного расслоения, криминализацию общества в целом и экономики в частности.

Взаимосвязь экономической безопасности и экономических интересов представлена в определении «экономическая безопасность», данном в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003. Это такое состояние экономики, которое обеспечивает достаточный уровень политического, оборонного, социального существования и прогрессивного развития страны, независимость и неуязвимость ее экономических интересов в отношении возможных внешних и внутренних угроз и воздействий . Таким образом, теоретический анализ позволяет утверждать, что в рамках обеспечения экономической безопасности страны реализуется защита экономических интересов, национальных интересов в экономической сфере, национальных экономических интересов.

Поскольку экономическая система страны представляет собой единство четырех элементов (уровней): макроэкономического (экономика страны в целом); регионального и отраслевого (экономика регионов, отраслей); микроэкономического (агенты рынка) ; уровня личности (экономические интересы граждан страны), то можно заключить, что экономические интересы также реализуются на этих уровнях. Поэтому для обеспечения экономической безопасности страны необходима защищенность экономических интересов как отдельных граждан страны, так и экономики в целом. На рис. 2 представлена классификация национальных экономических интересов.

Защищенность экономических интересов и обеспечение экономической безопасности осуществляются в рамках осуществления экономической политики, основанной на системе скоординированных мер, адекватных современным внутренним и внешним угрозам.

Национальные экономические интересы: классификации

—► По группам субъектов: интересы государства в сфере экономики, хозяйственные интересы предприятий и организаций, экономические интересы индивида

— По уровню воспроизводства: общественные, коллективные, личные

— По времени: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные

—* По объектам (направленности): имущественные, финансовые, трудовые, интеллектуальные

Рис. 2. Национальные экономические интересы

Система обеспечения экономической безопасности включает в себя: во-первых, нормативно-правовую базу в области экономической безопасности (на государственном уровне это Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.; Государственная стратегия экономической безопасности РФ от 29.04.1996; Военная доктрина РФ от 30.12.2014; Доктрина продовольственной безопасности РФ от 30.01.2010 и др.); органы государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной в области обеспечения экономической безопасности (Совет безопасности РФ, Счетная палата РФ, правоохранительные органы, в том числе Департамент экономической безопасности Министерства внутренних дел РФ и др.), а также предприятия, учреждения, организации, объединения граждан; механизмы контроля и надзора за деятельностью органов, обеспечивающих экономическую безопасность. Экономическая безопасность должна осуществляться на основе следующих принципов: законность; комплексность и учет баланса экономических интересов личности, общества, государства; своевременность и адекватность реакций на снижение угроз экономической безопасности; ответственность субъектов по обеспечению экономической безопасности; непрерывность в обеспечении экономической безопасности.

Обратимся к результатам социологических исследований в отношении обеспечения национальной и экономической безопасности в России. В 2010 г. ИС РАН (М. К. Горшков, И. В. Задорина, В. В. Петухов) совместно с группой «Циркон» реализовали исследование «Национальная безопасность России в оценках экспертов». Результаты показали, что проблема безопасности традиционно входит в пятерку тем, которые в наибольшей степени волнуют россиян. С точки зрения экспертов, обеспечение национальной безопасности в России вызывает высокий уровень тревоги. На рис. 3 показана оценка экспертов уровня национальной безопасности по отдельным видам.

Наиболее острыми угрозами национальной безопасности России эксперты считают (в порядке убывания): коррупцию (6,1 балла из семи возможных), высокую изношенность основных фондов в промышленности (5,9 балла), отставание страны от стран-лидеров в сфере модернизации экономики и внедрения инноваций (5,8 балла), сокращение численности населения (5,6 балла), сохранение экспортно-сырьевой модели развития экономики

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

(5,6 балла). Таким образом, пятерку главных угроз национальной безопасности в основном составляют экономические проблемы . По результатам опроса экспертов был сделан важный вывод относительно приоритетности внутренних угроз национальной безопасности над внешними. Эксперты также оценили эффективность работы российских государственных структур по обеспечению национальной безопасности. Наиболее высоко эксперты оценили роль Президента РФ и разведывательных структур . При этом более трети экспертов (37 %) прогнозировали ухудшение обеспечения национальной безопасности России в ближайшие пять лет .

Рис. 3. Оценка национальной безопасности по отдельным компонентам Примечание. По шкале от -3 (низкий уровень) до +3 (высокий уровень).

В заключение отметим, что уровень экономической безопасности в России сегодня далек от совершенства. Этому в основном способствуют факторы внутреннего порядка, в том числе неразрешенность многих экономических проблем. Обеспечение экономической безопасности и защищенность экономических интересов государства, общества, индивидов должно выстраиваться в рамках системного подхода от совершенствования нормативно-правовой базы до надзора за государственными органами, обеспечивающими экономическую безопасность. Важное значение в процессе обеспечения национальной и экономической безопасности должно также отводиться институтам гражданского общества.

Список литературы

1. Гаджиев, К. С. Введение в геополитику / К. С. Гаджиев. — М. : Логос, 1998. -415 с.

2. Трухачев, В. В. Национальные интересы: сущность, структура, политические механизмы формирования / В. В. Трухачев // Международные отношения. — 2010. -№ 2. — С. 17-28.

3. Цыганков, П. А. Теория международных отношений / П. А. Цыганков. — М., 2002. — 400 с.

4. Пастухов, В. Б. Национальный и государственный интересы России: игра слов или игра в слова? / В. Б. Пастухов // Полис. — 2000. — № 1. — С. 92-95.

5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : .

6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 // Собрание законодательства РФ. -2009. — № 20. — Ст. 2444.

7. Потрубач, Н. Н. Социально-экономическая безопасность социума / Н. Н. По-трубач, А. Н. Борисевич // Социально-гуманитарные знания. — 2001. — № 3. -С. 153-167.

8. Скворцова, В. А. Теоретико-методологические основы исследования экономической составляющей в системе национальной безопасности / В. А. Скворцова, А. С. Фомина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. — 2012. — № 28. — С. 562-565.

9. Сенчагов, В. К. Экономическая безопасность России / В. К. Сенчагов. — М. : Дело, 2005. — 895 с.

10. Богомолов, В. А. Экономическая безопасность / В. А. Богомолов. — М. : Юнити-Дана, 2009. — 295 с.

11. Демидов, А. И. О региональном аспекте проблемы безопасности / А. И. Демидов // Политическая правовая жизнь / под ред. А. В. Малько, А. Ю. Саломатина. -Пенза : ИИЦ ПГУ, 2001. — С. 19-25.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

12. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности : Федеральный закон РФ от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — 15 декабря. — № 50. — Ст. 4850.

13. Скворцова, В . А . Микроэкономика : учеб. пособие / В. А. Скворцова, И. Е. Медушевская, А. О. Скворцов ; под ред. д-ра экон. наук, проф. В. А. Скворцовой. — 2-е изд., испр. и доп. — Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. — 310 с.

14. Национальная безопасность России в оценках экспертов. Аналитический отчет ИС РАН. — М., 2010. — 56 с. — URL: http://www.vestnik.isras.ru/files/File/Gorshkov_ analit.otchot.pdf

1. Gadzhiev K. S. Vvedenie v geopolitiku . Moscow: Logos, 1998, 415 p.

2. Trukhachev V. V. Mezhdunarodnye otnosheniya . 2010, no. 2, pp. 17-28.

3. Tsygankov P. A. Teoriya mezhdunarodnykh otnosheniy . Moscow, 2002, 400 p.

4. Pastukhov V. B. Polis . 2000, no. 1, pp. 92-95.

6. Sobranie zakonodatel’stva RF . 2009, no. 20, art. 2444.

7. Potrubach N. N., Borisevich A. N. Sotsial’no-gumanitarnye znaniya . 2001, no. 3, pp. 153-167.

9. Senchagov V. K. Ekonomicheskaya bezopasnost’ Rossii . Moscow: Delo, 2005, 895 p.

10. Bogomolov V. A. Ekonomicheskaya bezopasnost’ . Moscow: Yuniti-Dana, 2009, 295 p.

11. Demidov A. I. Politicheskaya pravovaya zhizn’ . Penza: IITs PGU, 2001, pp. 19-25.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

12. Sobranie zakonodatel’stva RF . 2003, 15 Dec., no. 50, art. 4850.

Володин Виктор Михайлович доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики и управления, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: ieu@pnzgu.ru

Рожкова Лилия Валерьевна доктор социологических наук, профессор, кафедра экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет

(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: mamaeva_lv@mail.ru

Скворцова Валентина Алексеевна доктор экономических наук, профессор, кафедра экономической теории, истории и политики, Пензенский государственный университет

(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: va_skvortsova@mail.ru

Volodin Viktor Mikhaylovich

Doctor of economic sciences, professor,

dean of the faculty of economics

and administration, Penza State University

(40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Rozhkova Liliya Valer’evna

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Doctor of sociological sciences, professor,

sub-department of economics

and international relations, Penza

State University

(40 Krasnaya street, Penza, Russia)

УДК 338; 316 Володин, В. М.

Национальные экономические интересы и обеспечение экономической безопасности России / В. М. Володин, Л. В. Рожкова, В. А. Скворцова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2015. — № 4 (36). — С. 210-218.

Национальные интересы РФ

Смотреть что такое «Национальные интересы РФ» в других словарях:

  • Национальные интересы — (national interest) Интересы государства, обычно определяемые его правительством. Можно выделить два наиболее распространенных случая использования термина. 1. Политики, желающие получить поддержку своим действиям. Обычно люди бывают привержены… … Политология. Словарь.

  • Национальные интересы РФ — национальные интересы Российской Федерации совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства;… Источник: Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 О… … Официальная терминология

  • Национальные интересы — У этого термина существуют и другие значения, см. Интерес. Национальные интересы объективно значимые цели и задачи национального государства как целого. Содержание 1 Этимология 2 Альтернативы 3 … Википедия

  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ — совокупность духовно нравственных, политических, социальных, экономических, других потребностей нации, имеющих приоритетное значение для ее существования, развития и воспроизводства. Национальные интересы исходят из представлений о целях (миссии) … Война и мир в терминах и определениях

  • национальные интересы — общественно политический и психологический феномен, отражающий ценности национальной общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Н.и. проявляются в чувствах патриотизма, гордости за свой народ, его культуру, традиции, чувствах… … Этнопсихологический словарь

  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ — общественно политический и психологический феномен, отражающий ценности национальной общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Н.и. проявляются в чувствах патриотизма, гордости за свой народ, его культуру, традиции, чувствах… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ — категория, отражающая меру самосознания и самовыражения народа, характеристика общественного единства, политический принцип и социальное чувство. Активный фактор объединения этносов, конфессий и граждан, обеспечивающий духовную целостность… … Социология: Энциклопедия

  • Национальные интересы России — совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, политической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др. сферах. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

  • Национальные интересы РФ в Мировом океане — Национальные интересы Российской Федерации в Мировом океане это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в сфере морской деятельности, реализуемых на основе морского потенциала государства… Источник: Морская… … Официальная терминология

  • Национальные интересы России — совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др. сферах … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ

Термин «национальные интересы страны» в РФ появился в начале 90-х гг. XX в., когда Россия вновь утвердила себя как суверенное государство. В 1996 г. термин «национальные интересы России» получил нормативное закрепление в Послании по национальной безопасности Президента РФ Федеральному Собранию. В 2009 г. система национальных интересов была изложена в Указе Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». В ней сказано, что национальные интересы РФ на долгосрочную перспективу заключаются:

— в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;

— в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;

— в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Система национальных интересов России определяется совокупностью базисных интересов личности, общества и государства в важнейших сферах общественной жизни: в экономике; социальной и духовной жизни; во внутренней и международной политике, в обороне, экологии, медицине, информатике и т.д.

Базисные интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод граждан, в поддержании такого уровня их жизни, который предоставляет необходимо-минимальные возможности для физического, духовного и интеллектуального развития.

Базисные интересы общества заключаются в упрочении институтов гражданского общества, внутренней социально-политической стабильности и целостности, в повышении созидательной активности трудоспособного населения, а также в духовном возрождении России.

Базисные интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в наращивании национальной мощи, в ослаблении угроз национальной безопасности, в создании пояса добрососедства и развитии межгосударственного сотрудничества на основе партнерства.

Если кратко охарактеризовать национальные интересы России в важнейших сферах общественной жизни, то первоочередного внимания требуют экономические проблемы. Экономика призвана обеспечить устойчивый рост ВВП до уровня передовых стран. Во внешнеэкономической сфере национальные интересы России заключаются в расширении выгодного товарооборота со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Во внутриполитической области национальные интересы России состоят в консолидации всех слоев общества на созидание, создании эффективной государственной власти, завершении процесса становления демократии, проведении ответственной и взвешенной государственной национальной политики, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих подрыву федеративного устройства, возникновению социальных и межнациональных конфликтов, национального и регионального сепаратизма.

Национальные интересы РФ в международной сфере требуют проведения активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение авторитета и позиций России как великой державы, без участия которой невозможно решение глобальных и региональных проблем, упрочение международной безопасности.

Национальные интересы в области духовной жизни, культуры, медицины и науки во многом связаны с сохранением и развитием образовательного и интеллектуального потенциала, утверждением в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитием многовековых духовных традиций.

Национальные интересы России в оборонной сфере, прежде всего, заключаются в обеспечении военной безопасности и недопущении агрессии со стороны других государств, создании адекватной потенциальным и реальным угрозам военной организации, учитывающей изменение баланса сил на мировой арене и экономические возможности государства.

Национальные интересы в области экологии заключаются в рациональном природопользовании, сбалансированности потребления, развитии прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала.

В интересах России – перекрыть каналы незаконного вывоза капиталов за рубеж, направив их на нужды общества и граждан.

Заключение

Проблемы национальной безопасности России подробно рассматриваются в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и «Военной доктрине Российской Федерации». В этих документах даются основные понятия по вопросам национальной безопасности, а также излагаются основные вопросы, рассмотренные в данной лекции.

Вопросы для самоконтроля знаний студентов

1. Перечислите основные нормативно-правовые акты, которые обеспечивают национальную безопасность России на современном этапе.

2. В чем заключается угроза национальной безопасности России?

3. Назовите тенденции глобальной военно-политической обстановки в мире.

4. Перечислите основные факторы, определяющие геополитическое место России в мире.

5. Назовите национальные интересы РФ на долгосрочную перспективу.

>Н.А. Баранов. Политические отношения и политический процесс в современной России

Страницы:
|все|
| 01 | 02 |

Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий-социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы-одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами-участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *