Национальный орган РФ по стандартизации

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятого Федерального закона «О техническом регулировании». Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р. Тексты распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.09.2012 г. № 1762-р и Концепции развития национальной системы стандартизации до 2020 года
Целями стандартизации являются:

  • повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;
  • обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
  • содействие соблюдению требований технических регламентов;
  • создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

  • добровольного применения стандартов;
  • максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
  • применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
  • недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;
  • недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
  • обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

  • национальные стандарты;
  • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  • применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций;
  • своды правил

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации. Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» на Агентство возложены функции национального органа Российской Федерации по стандартизации. Национальный орган по стандартизации наделен правом разрабатывать и утверждать программу разработки национальных стандартов (программа разработки национальных стандартов на 2014 год,программа разработки национальных стандартов на 2015 год год, программа разработки национальных стандартов на 2016 год), а также порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации.

При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стан-дартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий Российской Федерации.

Постановление Госстандарта Российской Федерации от 30 января 2004 г. № 4 «О национальных стандартах Российской Федерации», признало национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. для применения в Российской Федерации.

В соответствии с этим же постановлением до вступления в силу вновь разработанных соответствующих правил, норм и рекомендаций по стандартизации признано целесообразным сохранить для действующих государственных и межгосударственных стандартов и разрабатываемых национальных стандартов условные обозначения «ГОСТ» и «ГОСТ Р».

Национальные стандарты Российской Федерации можно приобрести в территориальных отделах распространения НТД и НТИ (магазинах стандартов) ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», а также у организаций, имеющих договора на изготовление и распространение утверждаемых стандартов.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения обще-российских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области установлен постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области».

Принятие, введение в действие общероссийских классификаторов, а также межведомственная координация работ по их проведению возложена на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и осуществляется по согласованию с Минпромторгом России, Ростехрегулированием, Росстатом и Минэкономразвития России.

Экспертиза проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений осуществляется ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» и техническим комитетом по общероссийским классификаторам.

Стандартизация архивом все лекции / 8 С. Функции национального органа РФ по стандартизации

Функции национального органа РФ по стандартизации

Организацию работ по стандартизации осуществляет национальный орган Российской Федерации по стандартизации. Этот орган устанавливается Правительством РФ. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294, эти функции возложены на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТ).

Организационно-функциональную структуру национальной системы стандартизации составляют:

  • национальный орган по стандартизации;

  • научно-исследовательские организации по стандартзации;

  • технические комитеты по стандартизации;

  • разработчики стандартов.

Разработчиком стандарта может быть любое лицо, которое заявляет о себе путем направления в национальный орган по стандартизации соответствующего уведомления.

Национальный орган по стандартизации выполняет следующие функции:

  1. утверждает национальные стандарты;

  1. принимает программу разработки национальных стандартов;

  1. организует экспертизу проектов национальных стандартов, а также Международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств;

  1. обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

  1. осуществляет учет документов в области стандартизации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

  1. создает технические комитеты по стандартизации, утверждает положение о них и координирует их деятельность;

  1. организует официальное опубликование и распространение национальных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, правил стандартизации, норм и рекомендаций в области стандартизации в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме;

  1. представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации;

  1. участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;

  1. утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

  1. обеспечивает в информационной системе общего пользования доступ на безвозмездной основе к документам в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятых технических регламентов или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятых технических регламентов и осуществления оценки соответствия, за исключением случаев если лицензионными договорами с иностранными правообладателями, а также международными соглашениями и иными нормами международного права предусматриваются возмездность и (или) недопустимость предоставления открытого доступа к документам в области стандартизации, национальный орган по стандартизации организует официальное опубликование в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещение в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме сведений о размере платы за предоставление соответствующих документов и правил их распространения.

  1. предоставляет информацию и документы в области стандартизации в соответствии с обязательствами Российской Федерации, вытекающими из международных договоров Российской Федерации в сфере технического регулирования;

  1. регистрирует в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;

  1. принимает на учет надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.

  2. Национальный орган по стандартизации безвозмездно предоставляет документы в области стандартизации по требованию органов государственной власти или по запросу суда.

Обязанности национального органа по стандартизации

К обязанностям национального органа по стандартизации относятся:
создание и утверждение программы по разработке национальных стандартов;
обеспечение доступности программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам. Информационное обеспечение документов по стандартизации имеет следующие особенности:
национальные стандарты и общероссийские классификаторы, а также информация об их разработке должны быть доступны всем заинтересованным в них лицам;
официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов проводится национальным органом по стандартизации. Порядок опубликования национальных стандартов и общероссийских классификаторов определяется Правительством РФ. Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов является государственным информационным ресурсом и состоит из: » международных стандартов;
правил стандартизации;
технических регламентов;
документов национальной системы стандартизации; » норм стандартизации и рекомендаций по стандартизации;
национальных стандартов других государств;
информации о подтверждении соответствия;
информации о международных договорах в области стандартизации;
информации о правилах использования. Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим фондом устанавливаются Правительством Российской Федерации. В Российской Федерации в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ, создается и функционирует единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов. Всем заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ дол-жен быть ограничен.

Национальные органы по стандартизации

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3

Органами по стандартизации являются:

· Национальный орган Российской Федерации по стандартизации;

· Технические комитеты по стандартизации.

Национальный орган Российской Федерации по стандартизации:

– утверждает национальные стандарты;

– принимает программу разработки национальных стандартов;

– организует экспертизу проектов национальных стандартов;

– обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

– осуществляет учёт национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

– создаёт технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;

– участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учёт интересов Российской Федерации при их принятии;

– утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

– представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный исполнять функции национального органа по стандартизации.

В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации.

Международное сотрудничество в сфере стандартизации

Сложившееся современное международное разделение труда и свя­занная с этим торговля, научно-техническое сотрудничество потребова­ли достижения международных соглашений и разработки международ­ных нормативных документов, требования которых были бы одно­значны и для изготовителя, и для потребителя. Эти документы должны содержать технические требования, методы и условия испыта­ний, точные определения величин, которые следует измерять, сведения о приборах, с помощью которых производятся измерения, данные о точности этих приборов и методах их поверки.

Международное сотрудничество в сфере стандартизации проходит по линии международных и региональных организаций по стандартизации, а также многосторонних и двусторонних связей на основании указов Президента и постановлений правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации.

В развитии международной стандартизации заинтересованы как страны с развитой экономикой, так и развивающиеся страны, которые только начинают создавать свою национальную экономику.

В области международной стандартизации участвует несколько ор­ганизаций, среди которых наиболее известны: Международная органи­зация по стандартизации (ИСО, англ. − ISO), Международная электро­техническая комиссия (МЭК), Европейская организация по контролю качества (ЕОКК), Международная организация законодательной метро­логии (МОЗМ), Международное бюро мер и весов (МБМВ) и ряд дру­гих. Международные стандарты и рекомендации этих организаций, формально не являясь обязательными нормативными документами, фактически соблюдаются всеми заинтересованными сторонами в той мере, в какой это им необходимо.

Наиболее представительной и известной из международных органи­заций, занимающихся стандартизацией, является Международная орга­низация по стандартизации, в которую входят около 170 стран. Эта ор­ганизация разрабатывает международные стандарты всех возможных видов: организационно-методические, технические требования, методы испытаний и т.д.

Стандарты Международной организации по стандартизации (стан­дарты ISO) обычно разрабатываются следующим образом. Специали­стами ISO выбирается за основу наиболее прогрессивный, современ­ный и действующий национальный стандарт одной из стран и в качестве первой редакции стандарта ISO он переводится на английский, французский, немецкий и русский языки и рассылается для ознакомле­ния и сбора отзывов всем членам технического комитета по данному направлению. После этого на основании отзывов разрабатывается вто­рая редакция и процесс повторяется. Затем на заседании технического комитета обсуждаются разногласия, и вырабатывается единая редакция документа, которая утверждается на основе консенсуса*).

Обозначения стандартов ISO аналогичны ГОСТ, только год утверждения отделяется двоеточием, а не тире и пишется полностью. Стандарты ISO носят реко­мендательный характер, хотя часто применяются в международных кон­трактах в качестве обязательных.

Из международных организаций по стандартизации, построенных по отраслевому принципу, наибольшую известность и влияние имеет МЭК, которая курирует все вопросы, связанные с электрической и электрон­ной техникой. Организационная структура и принципы деятельности её аналогичны ISO, часто они работают совместно и выпускают единые документы. Обозначения стандартов МЭК аналогичны ГОСТ, в случае выпуска совместного стандарта с ISO он имеет обозначение ISO/IEC.

В большинстве стран мира организация работ по стандартизации построена по похожим схемам. Отличие обычно заключается в степени централизации разработки стандартов и уровне участия в ней коммер­ческих и общественных организаций. Во многих странах мира требова­ния регламентируются не для производимой, а для потребляемой про­дукции на территории данной страны.

СЕРТИФИКАЦИЯ

Определение сертификации

Сертификация – форма подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положений стандартов или условиям договоров, осуществляемого органом по сертификации.

Технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Сертификацию обеспечивает Федеральный закон о техническом регулировании .

История сертификации

Как таковая, сертификация появилась очень давно. Ремесленники в древних городах каким-либо способом помечали свои изделия, чтобы удостоверить свое авторство. Таким подтверждением явля­лось, например, клеймо мастера на изделии. Подобные действия по подтверждению качества изделия (любой другой продукции или ус­луг) и получила название сертификация (от франц. certificat − до­кумент, удостоверяющий качество изделия).

Современный этап в истории Российской Федерации характеризуется переходом на рыночные отношения, внедрением экономических методов управления, повышением самостоятельности предприятий, активи­зацией участия в международном разделении труда и освоении рынков сбыта продукции. В этих условиях повышение качества продукции ста­новится одной из важнейших экономических, политических, идеоло­гических и нравственных задач нашей страны.

Установленные и общепринятые требования и стандарты на продук­цию вынуждают изготовителя добиваться достижения необходимых по­требительских свойств и качества изделий, чтобы обеспечить их конку­рентоспособность на мировом рынке. При этом как производитель, так и потребитель особо заинтересованы в официальном подтверждении высокого уровня качества продукции. Всё это может быть связано толь­ко с успешной сертификацией продукции.

Подтверждение соответствия

3.3.1. Цели подтверждения соответствия:

· Удостоверение соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

· содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

· повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

· создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно — технического сотрудничества и международной торговли.

3.3.2. Принципы подтверждения соответствия:

· доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

· недопустимость применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

· уменьшение сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

· недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

· защита имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

· недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

3.3.3. Формы подтверждения соответствия

Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

– принятия декларации о соответствии;

– обязательной сертификации.

⇐ Предыдущая123

Рекомендуемые страницы:

Национальный орган по стандартизации РФ: основные цели и задачи Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта).

В настоящее время в России существует следующая система органов и служб стандартизации:

• Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, функции которого выполняет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). Агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим техническое регулирование, принятие национальных стандартов, межотраслевую координацию, функциональное регулирование в области стандартизации;

• подразделения стандартизации в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти;

• головные организации по стандартизации, назначаемые федеральными органами исполнительной власти;

• технические комитеты по стандартизации;

• службы стандартизации на предприятиях и в организациях.

Согласно Закону «О техническом регулировании» для осуществления технического регулирования в России создан новый орган — Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию, который имеет свое печатное издание. Этот орган исполнительной власти должен отработать всю систему принятия и введения в действие технических регламентов. Ему предписано создание экспертного совета, обеспечение публикации как технических регламентов, так и стандартов. В связи с чем призван координировать деятельность всех других федеральных органов исполнительной власти по контролю и надзору.Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.Ростехрегулирование осуществляет руководство деятельностью Государственной метрологической службы, Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов. Ростехрегулирование:

• организует экспертизу проектов национальных стандартов;

• осуществляет создание технических комитетов по стандартизации и координирует их деятельность;

• принимает программу разработки национальных стандартов;

• утверждает национальные стандарты;

• ведет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

• выполняет функции национального органа по стандартизации. К функциям Ростехрегулирования относится ведение:

• федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов;

• единой информационной системы по техническому регулированию;

• перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;

• реестра зарегистрированных деклараций о соответствии;

• единого реестра выданных сертификатов;

• государственного реестра утвержденных типов средств измерений;

• единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации;

• федерального каталога продукции для государственных нужд;

• общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

История

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

15 сентября 1925 года постановлением Совета народных комиссаров СССР был создан общесоюзный орган в области стандартизации — комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны (Госстандарт). Введение государственного управления стандартизацией в стране послужило началом систематической работы во всех отраслях народного хозяйства. 7 мая 1926 года был утвержден первый общесоюзный стандарт — ОСТ 1 «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура». В 1927 года на должность председателя Совета по стандартизации был назначен Г. М. Кржижановский.

Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 9 июля 1940 года № 1211 «О государственных общесоюзных стандартах и порядке их введения» был отменен порядок, при котором ГОСТы на продукцию утверждались наркоматами, которые её и производили; разработка и утверждение стандартов были возложены на вновь созданный Всесоюзный комитет по стандартизации при Совете народных комиссаров СССР.

В 1946 году была создана международная организация по стандартизации (ISO). СССР принял на себя работу секретариатов технических комитетов: 37 «Терминология (общие принципы и координация)», 55 «Лесоматериалы (сортамент пиломатериалов и координация)», 57 «Чистота поверхностей (металлов)» и 65 «Марганцевые руды (методы химического анализа)».

В 1954 году был образован комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете министров СССР на базе слияния управления по стандартизации при Госплане СССР и главной палаты мер и измерительных приборов министерства финансов СССР.

В 1960—1980-е годы была проведена работа по упорядочению и регламентации всех работ в области самой стандартизации. В 1968 году был внедрён комплекс стандартов ГОСТ 1 «Государственная система стандартизации».

22 мая 1991 года законом СССР «О защите прав потребителей», принятым Верховным Советом СССР, была введена обязательная сертификация продукции (товаров, работ и услуг).

26 ноября 1991 года на базе Российского республиканского управления Госстандарта СССР указом президента РСФСР образован государственный комитет РСФСР по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). 30 сентября 1992 года он был преобразован в Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. Он стал правопреемником Госстандарта СССР на территории России. В 1992 году был образован межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества независимых государств (СНГ).

В 2004 году Госстандарт России был преобразован в федеральную службу по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование; с 2010 года — Росстандарт).

Полномочия

Росстандарт осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе:

  • выполняет функции компетентного административного органа Российской Федерации в соответствии с соглашением о принятии единообразных технических предписаний для колёсных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колёсных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключённым в Женеве 20 марта 1958 года;
  • организует экспертизу проектов национальных стандартов;
  • выполняет ряд функций в сфере контрольно-надзорной деятельности (в частности, на соответствие продукции требованиям некоторым техническим регламентам; федеральный метрологический надзор и т. п.)
  • осуществляет руководство деятельностью государственной метрологической службы, государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, а также утверждение национальных стандартов;
  • ведёт федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.

Руководители

№ п/п Фото Имя Годы жизни Должность Период руководства
1 Куйбышев, Валериан Владимирович 06.06.1888 — 25.01.1935 Председатель Комитета по стандартизации при Совете Труда и Обороны 1925—1927
2 Кржижановский, Глеб Максимилианович 24.01.1872 — 31.03.1959 Председатель Совета по стандартизации при Совете Труда и Обороны 1927
3 Ленгник, Фридрих Вильгельмович 24.01.1873 — 29.11.1936 Председатель Всесоюзного комитета по стандартизации при Совете Труда и Обороны 1928—1932
4 Гастев, Алексей Капитонович 08.10.1882 — 15.04.1939 1932—1936
5 Зернов, Павел Михайлович 19.01.1905 — 7.02.1964 Председатель Всесоюзного комитета по стандартизации при Совете народных комиссаров СССР 1940—1943
6 Емельянов, Василий Семёнович 12.02.1901 — 27.06.1988 1943—1946
7 Вяткин, Андрей Ерофеевич 25.10.1903 — 05.02.1970 Председатель Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР 1954—1963
8 Бойцов, Василий Васильевич 01.01.1908 — 18.12.1997 Председатель Государственного комитета СССР по стандартам 1963—1984
9 Колмогоров, Георгий Дмитриевич род. 10.11.1929 1984—1989
10 Сычёв, Валерий Васильевич род. 23.12.1939 Председатель Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартизации, а затем Комитета стандартизации и метрологии при Кабинете Министров СССР 1989—1992
11 Безверхий, Сергей Фёдорович 17.12.1940 — 12.08.2011 Председатель Государственного комитета РСФСР по стандартизации, метрологии и сертификации, а затем Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации 1991—1997
12 Воронин, Геннадий Петрович род. 26.11.1941 Председатель Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации 1997—2001
13 Алёшин, Борис Сергеевич род. 3.03.1955 Председатель Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии 2001—2003
14 Усов, Виталий Викторович род. 31.01.1955 2003—2004
15 Элькин, Григорий Иосифович род. 14.06.1953 Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 2004—2014
16 Абрамов, Алексей Владимирович род. 16.09.1979 2014 — наст. время

> См. также

  • Международная стандартизация
  • Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации
  • МЭК

Стандартизация. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации

Ст. 14 Закона «О техническом регулировании»

1. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее — национальный орган по стандартизации):

  • утверждает национальные стандарты;
  • принимает программу разработки национальных стандартов;
  • организует экспертизу проектов национальных стандартов;
  • обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;
  • осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;
  • создает технические комитеты по стандартизации, утверждает положение о них и координирует их деятельность организует опубликование национальных стандартов и их распространение;
  • участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;
  • утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;
  • представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

2. Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации.

3. В целях настоящей статьи под опубликованием национального стандарта национальным органом по стандартизации понимается опубликование национального стандарта на русском языке в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

4. В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей, коммерческих и некоммерческих организаций.

Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации.

Заседания технических комитетов по стандартизации являются открытыми.

Технические комитеты по стандартизации осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о них.

Комментарий. Стандартизация.

1-2. Национальный орган по стандартизации во взаимодействии с участниками системы национальной стандартизации формирует в Российской Федерации национальную политику в области стандартизации и осуществляет функции, предусмотренные комментируемой частью статьи. В настоящее время выполнение функций национального органа по стандартизации возложено на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), подведомственное Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации.

Ростехрегулирование действует на основании утвержденного о нем Положения (см. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии»). В соответствии с комментируемой частью статьи и указанным Положением Ростехрегулирование в качестве национального органа по стандартизации реализует следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1) Осуществляет:

  • утверждение национальных стандартов;
  • принятие программы разработки национальных стандартов;
  • учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;
  • создание технических комитетов по стандартизации и координацию их деятельности (в т.ч. утверждает положения о них);
  • опубликование уведомлений о разработке, завершении публичного обсуждения и утверждении национального стандарта, перечня национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, официальное опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и их распространение;
  • ведение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и введение их в действие;
  • утверждение изображения знака соответствия национальным стандартам.

2) Организует экспертизу проектов национальных стандартов.

3) Обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу.

4) Участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии.

5) Представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Говоря о перечисленных выше полномочиях, следует отметить, что в прежнюю редакцию Закона «О техническом регулировании» не была включена функция, связанная с созданием технических комитетов по стандартизации, утверждением положения о них и координацией их деятельности, хотя в Положении о Ростехрегулировании она содержалась еще с момента его утверждения Правительством РФ. В действующей редакции этот пробел устранен. Также в данной части статьи отсутствует ряд функций, предусмотренных вышеназванным Положением, ссылки на которые содержатся в других статьях Закона. В частности, речь идет о таких функциях, как:

  • ведение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и введение их в действие;
  • опубликование уведомлений о разработке, завершении публичного обсуждения и утверждении национального стандарта, перечня национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов;
  • официальное опубликование общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и их распространение.

Необходимо обратить внимание и на то, что в настоящее время в целях исполнения государственной функции по учету национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечения их доступности заинтересованным лицам Ростехрегулированием разработан одноименный Административный регламент, утверждение которого, полагаем, последует в ближайшее время.

3. Закон «О техническом регулировании» конкретизирует определение понятия «опубликование» применительно к национальному стандарту, акцентируя внимание на двух основных аспектах. Во-первых, это языковой аспект — национальный стандарт должен быть опубликован на государственном языке Российской Федерации, которым в соответствии с ч.1 ст.69 Конституции РФ является русский язык. Во-вторых, это аспект способа и формы опубликования — национальный стандарт публикуется на материальном носителе типографским способом (в печатном издании) и в электронно-цифровой форме путем размещения в информационной системе общего пользования. Тем самым обеспечивается предусмотренное в п.1 ст.43 Закона условие о доступности национальных стандартов заинтересованным лицам, которое, на наш взгляд, скорее является принципом стандартизации и должно быть отражено в ст.12 (в т.ч. и в отношении общероссийских классификаторов).

4. В данной части статьи регламентируется круг субъектов, которые могут входить в состав технических комитетов. К таким субъектам Закон «О техническом регулировании» относит:

  • представителей федеральных органов исполнительной власти;
  • научные организации;
  • саморегулируемые организации;
  • общественные объединения предпринимателей и потребителей;
  • коммерческие и некоммерческие организации.

В прежней редакции условие о возможном участии коммерческих и некоммерческих организаций в осуществлении работ по стандартизации в составе технических комитетов не содержалось, и тем самым нарушался принцип максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц. Теперь этот недостаток устранен, и юридические лица (речь может идти о таких крупнейших организациях, как ОАО «РЖД», ОАО «Газпром» и др.) на вполне законных основаниях, паритетных началах (т.е. равного представительства) и добровольной основе, наряду с другими перечисленными субъектами, могут являться членами технических комитетов.

5. Закон «О техническом регулировании» регламентирует, что порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации. С 01.02.2007 введен в действие ГОСТ Р 1.1-2005 (утв. приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 537-ст), устанавливающий порядок организации и основные функции технических комитетов по стандартизации, требования к секретариату, председателю, ответственному секретарю и членам технических комитетов, порядок регистрации и контроля деятельности технических комитетов национальным органом по стандартизации.

Страница 1 из 2 Следующая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *