Неисправности грузовых вагонов

Основные неисправности грузового вагона 1 страница

2.1.1 Основные неисправности грузового вагона и их признаки

Основные неисправности грузового вагона и их признаки приведены в таблице 2.1

Таблица 2.1- Возможные неисправности грузового вагона

Признаки неисправности буксового узла Возможные неисправности
При встрече поезда сходу
Наличие дыма, специфического запаха горелой смазки, пощелкивание в буксе Разрушение подшипника
Движение юзом одной из колесных пар при отжатых колодках Заклинивание разрушенного подшипника
Дребезжащий стук колеса о рельс, наличие на колесной паре нескольких ползунов Разрушен подшипник, ролики периодически заклиниваются
Выброс искр со стороны лабиринтной части Проворот внутреннего кольца или разрушение заднего подшипника
Корпус буксы грузовой тележки имеет наклон; боковая рама опирается на буксу одним краем Проворот внутреннего кольца переднего подшипника
Перемещение буксы вместе с рамой тележки вдоль оси, смещение вдоль шейки боковой рамы грузовой тележки, черный цвет крышки в зимнее время, наличие на смотровой крышке вмятин, цвета побежалости Повреждение торцового крепления подшипников на шейке. Оборваны болты М20 или излом стопорной планки, гайка М110 сошла с резьбы, разрушен подшипник
Резкий стук рычажной передачи, вертикальные перемещения буксы Разрушение сепаратора
Наличие искр между колесной парой и буксой, а также между колесной парой и рамой пассажирской тележки, слышен скрежет Излом шейки оси
Продолжение 2.1
При осмотре буксового узла во время стоянки поезда
Повышенный нагрев корпуса буксы в сравнении с другими буксами Излишнее количество смазки, начало разрушения буксы
Двойные удары или дребезжащие звуки при обстукивании смотровой крышки ниже ее середины Повреждение торцового крепления подшипников
Наличие на смотровой крышке пробоин, выпуклостей, потертостей, окалины Повреждение торцового крепления подшипников
Передняя часть корпуса буксы нагрета больше задней Разрушен передний подшипник
Разность зазоров между корпусом буксы и лабиринтным кольцом в верхней и нижней частях буксы более 1 мм при измерении специальными шаблонами Разрушение одного из подшипников, проворот внутреннего кольца на шейке оси
Смещение корпуса буксы относительно лабиринтного кольца более 1,4 мм Повреждение торцового крепления
Выделение дыма, наличие запаха из буксы (при проверке с хода и после остановки поезда) Разрушение полиамидного сепаратора
Разработка отверстия в кронштейне для валика подвески башмака, отсутствие валика, срез шплинтов его крепления, излом надбуксовой пружины, наличие ржавчины на пружинах буксового и центрального подвешивания пассажирской тележки Разрушение одного или обоих подшипников

На рисунке 2.1 приведена диаграмма распределения неисправностей у грузовых вагонов, отцепленных на конечных ПТО гарантийных участков за 2008 год.

Анализ рисунка 2.1 показывает, что самое наибольшее количество отказов узлов и деталей грузовых вагонов связано со следующими неисправностями:

Рисунок 2.1 – Диаграмма распределения неисправностей

грузовых вагонов на ПТО за 2008 год

− тележка – 3469 случаев или 77% от общего числа неисправностей;

− тормоза – 322 случая или 7% от общего числа неисправностей;

− кузов, рама – 310 случаев или 7% от общего числа неисправностей;

− автосцепка – 157 случаев или 3% от общего числа неисправностей.

К прочим можно отнести такие неисправности грузовых вагонов как перегруз вагона, неправильное крепление или смещение груза, перепробег вагона и многие другие. Прочие неисправности составляют 262 случая или 6% от общего числа отцепок.

2.1.2 Неисправности буксового узла

Буксы располагаются на шейках оси и преобразуют вращательное движение колесных пар, обеспечивая продвижение вагона с необходимыми скоростями. Они воспринимают и передают колесным парам силы тяжести груженого кузова, а также динамические нагрузки, возникающие при движении вагона по кривым участкам и стрелочным переводам, неровностям пути и стыкам рельсов, при торможении и наезде колеса на башмак во время роспуска вагонов с горки, при наличии неравномерного проката и ползуна на поверхности катания колес и др.

В таблице 2.2 приведены неисправности буксового узла и признаки, по которым можно их можно определить.

Таблица 2.2 – Неисправности буксового узла

Узел, деталь Признаки неисправности Возможные неисправности
Букса Дым искры из корпуса буксы, отсутствие смотровой крышки роликовой буксы Грение буксы, излом надрессорной балки, нарушение торцевого крепления
Вибрация тележки, частые вертикальные колебания буксы, резкий стук рычажной передачи Разрушен сепаратор роликового подшипника
Выброс искр пучком со стороны лабиринта Проворот внутреннего кольца или разрушение заднего подшипника
Колесная пара идет юзом при отжатых тормозных колодках, слышно пощелкивание Подшипник в буксе разрушен, ролики заклинены и не вращаются
Выброс смазки хлопьями на диск и обод колеса Подшипник разрушен
Сильные потеки в зоне смотровой и крепительной крышки Подшипник в буксе может быть разрушен
Деформация цвета побежалости, окалина на смотровой или крепительной крышке, перемещение боковой рамы тележки вместе с буксой вдоль шейки оси Подшипник разрушен, повреждение торцевого крепления, гайка М110 полностью сошла с шейки оси или оборваны головки болтов М20
Характерное пощелкивание в буксе, вертикальное перемещение буксового узла и боковины тележки Разрушение сепаратора и выпадение роликов
Колесная пара идет юзом (заклинена), выдавливание или протертость смотровой крышки, сдвиг буксы и боковины тележки Ролики сгруппировались в верхней или нижней части буксы, ослабление затяжки гайки М110.

На рисунках 2.2 – 2.3 представлены некоторые неисправности буксовых узлов.

Рисунок 2.2 – Трещина наружного кольца

Рисунок 2.3 – Повреждение торцов цилиндрических роликов

2.1.3 Неисправности тележек модели 18-100

Анализ рисунка 2.1 показывает, что самое наибольшее количество отказов узлов и деталей грузовых вагонов связано с неисправностями тележек грузовых вагонов.

Анализ рисунка 2.4 показывает, что самое наибольшее количество отказов узлов и деталей в тележках модели 18-100 грузовых вагонов связано со следующими неисправностями:

− колесная пара – 52% от общего числа неисправностей;

− надрессорная балка – 13% от общего числа неисправностей;

− боковая рама – 15% от общего числа неисправностей;

— механическая часть – 8% от общего числа неисправностей;

− рессорное подвешивание – 5% от общего числа неисправностей.

Рисунок 2.4 – Диаграмма распределения неисправностей

тележек модели 18-100 за 2008 год

К прочим можно отнести такие неисправности тележек грузовых вагонов как излом шкворня, ослабление заклепок планки фрикционного гасителя колебаний и другие. Прочие неисправности составляют 5% от общего числа отцепок.

Основными неисправностями тележек являются износы трущихся деталей, трещины и изломы литых боковых рам и надрессорных балок, ослабление заклепок и излом фрикционных планок, несоответствие зазоров скользунов.

На рисунке 2.5 приведены основные неисправности в литых деталях тележки модели 18-100, стрелками указаны наиболее опасные места, где могут появляться трещины.

5

1 – боковая рама тележки; 2 – надрессорная балка; 3 – фрикционная планка;

4 – фрикционный гаситель колебаний; 5 – разрушение наружной пружины рессорного комплекта

Рисунок 2.5 – Основные неисправности в литых деталях

тележки модели 18-100

Порядок измерения (завышения, занижения) фрикционных клиньев относительно нижней поверхности надрессорной балки (измерение производится у вагонов в порожнем состоянии) показан на рисунке 2.6.

При измерениях приспособление установочной рамкой подводят под низ надрессорной балки тележки до соприкосновения упором с балкой. Одновременно конец указателя 1 подводят под нижнюю плоскость клина. По отклонению вертикальной стрелки указателя влево или вправо относительно шкалы линейки 3 судят о величине завышения (не более 8 мм.) или занижения (не более 12 мм.) клина относительно надрессорной балки.

Рисунок 2.6 – Измерение завышения (занижения) фрикционных клиньев относительно нижней поверхности надрессорной балки специальным шаблоном

2.1.4 Неисправности кузова и рамы грузовых вагонов

Кузов – одна из основных частей вагона, определяющих его назначение. В зависимости от конструктивных особенностей кузов служит для размещения различных грузов при транспортировке.

Рама кузова сварная, обычно состоит из сквозной хребтовой, двух концевых, двух шкворневых, продольных и поперечных балок.

Неисправности кузова могут возникать при погрузочно-разгрузочных операциях, при неправильной транспортировке груза, при несоответствии типа перевозимого груза с типом кузова вагона.

В большинстве случаев центральная часть крышек люков представляет собой вогнутую поверхность. Данное состояние обуславливается нарушением технологии погрузки-выгрузки полувагонов (удары ковшом грейфера при зачистке остатков груза, особенно в земнее время года).

Неисправности рамы грузовых вагонов могут происходить в результате роспуска вагонов с сортировочной горки, при неправильном управлении тормозами состава, при перегрузе вагона и др.

Некоторые неисправности кузова показаны на рисунках 2.7 – 2.11.

Рисунок 2.7 – Зазоры между крышками люков и нижней обвязкой полувагона (по углам крышек люков)

Рисунок 2.8 – Прогиб верхней обвязки

Наиболее серьезными повреждениями, является нарушение целостности сварных швов в зоне соединения хребтовой и шкворневой балок. Часть трещин образовывается уже по ранее восстановленному сварному шву при производстве ремонта (рисунок 2.9).

Рисунок 2.9 – Трещина по вертикальному сварному шву соединения вертикального листа шкворневой балки с зетом хребтовой балки. Стрелкой показано направление трещины, а точками – начало и конец трещины

В эксплуатации наиболее часто встречаются отрывы заклепочных соединений в следующих узлах: соединения задних и передних упоров, а так же надпятниковой части заднего упора, происходят отрывы головок крайних заклепок (рисунок 2.10), нарушение крепления опорной плиты пятника (рисунок 2.11). В ходе проведения ремонта, ослабшие заклепки крепления пятника, переднего и заднего упоров заменяют на новые.

Рисунок 2.10 – Отрыв шляпок заклепки крепления надпятниковой

части упора (место среза заклепок обведено кругом)

Рисунок 2.11 – Отрыв головки заклепки крепления опорной

плиты пятника

Возможные неисправности кузова приведены в таблице 2.3

Таблица 2.3 – Неисправности кузова

Узел, деталь Признаки неисправности Возможные неисправности
Кузов Открыт выгрузочный люк минераловоза, хоппер-дозатора, др. хопперов, провисание люка полувагона, борта платформы, обрыв торцевой двери полувагона, обрыв двери крытого вагона Неисправность запорного устройства люка хоппера, обрыв кронштейна люков и бортов, срыв ролика двери крытого вагона, выдавливание двери грузом.
Оборванные и поднятые листы железа кровли крытого вагона, упаковки груза Повреждение кровли крыши вагона, упаковки груза
Подъем концов вагона вверх и опускание средней части вниз. Наклон вагона и выход из боковых стен вагона за пределы габарита подвижного состава Излом хребтовой балки, обрыв балок рамы вагона, обрыв стоек раскосов, обрыв стены
Течь груза из вагонов, следы груза на железнодорожном полотне. Запах от разлитого груза Неисправный сливной прибор, трещина котла цистерны.

2.1.5 Неисправности автосцепного устройства

Велико влияние исправного состояния автосцепных устройств на безопасность движения подвижного состава. Не выявленные своевременно износы приводят к саморасцепу автосцепок или падению поврежденных деталей на путь, вызывая угрозу схода подвижного состава с рельсов.

Основными причинами неисправностей автосцепных устройств являются:

− значительные динамические нагрузки, которые особенно велики при торможениях и трогании с места, при маневровых ра­ботах, при проходе составом кривых участков пути и сортиро­вочных горок;

− износы из-за постоянного трения деталей друг о друга;

− нарушение технологии изготовления и ремонта;

− большие перепады температур;

− незащищенность деталей от попадания в зоны трения абразивных частиц.

Преобладающими неисправностями автосцепного оборудования в эксплуатации являются трещины корпуса автосцепки, неисправности поглощающего аппарата, а также связанные с ними изломы упорной плиты и ударной розетки, обрывы упорных угольников, нарушение крепления поддерживающей плиты, излом клина тягового хомута, различные неисправности механизма автосцепки: излом верхнего плеча предохранителя от саморасцепа, излом полочки, излом противовеса замкодержателя излом шипа замка и др.

Указанные неисправности приводят к образованию в деталях автосцепных устройств значительных выработок трущихся мест, тре­щин, отколов, обрывов и изгибов. На рисунке 2.12 приведены наиболее опасные места возникновения трещин автосцепки.

1 – в зоне отверстия для постановки клина тягового хомута;

2 – в зоне перехода от головки к хвостовику автосцепки;

3 – на ударной стенки зева

Рисунок 2.12 – Наиболее опасные зоны неисправностей

в корпусе автосцепки

На рисунках 2.13 — 2.16 показаны часто встречающиеся неисправности автосцепного устройства.

Рисунок 2.13 – Излом упорной плиты

Рисунок 2.14 – Трещина клина тягового Рисунок 2.15 – Излом, изгиб клина

хомута тягового хомута

Рисунок 2.16 – Излом хвостовика автосцепки по старой трещине

2.1.6 Неисправности тормозного оборудования

Основными неисправностями тормозного оборудования являются:

− обрывы тормозной магистрали по соединительным муфтам или в соединении с тройником, из-за ослабления крепления;

− обрывы подводящих труб, причиной, как правило является ослабление тройника или рабочей камеры;

− не отрегулированная рычажная передача, в основном несоблюдение расстояния от привода авторегулятора до его торца;

− неисправность триангеля, завар башмака;

− неисправность тормозного цилиндра;

− неисправность воздухораспределителя.

Все перечисленные неисправности устраняются при техническом обслуживании на пунктах технического обслуживания или при большом объеме работ, на механизированном пути ремонта вагонов.

В таблице 2.4 указаны некоторые неисправности тормозного оборудования и их признаки.

Таблица 2.4 – Неисправности тормозного оборудования

Тормозное оборудование вагона Провисание, волочение, наличие искрения и следов касания деталей вагона на балласте и шпалах. Излом планки нижней негабаритности, удар по настилу переезда Выпадение валика подвески тормозных тяг, распорной тяги, излом триангелей, опускание триангеля, обрыв скобы для равномерного износа колодок
Наличие дыма, искр из-под колодок, покраснение обода колеса Неисправен тормоз, зажаты тормозные колодки Неисправен тормоз, зажаты тормозные колодки

На рисунке 2.17 показаны некоторые неисправности тормозного оборудования.

Рисунок 2.17 – Неисправности воздухораспределителя

2.1.7 Неисправности колесных пар

Анализ рисунка 2.4 позволяет установить, что наибольшее количество неисправностей в тележках грузовых вагонов приходиться на колесные пары.

Рисунок 2.18 – Диаграмма распределения неисправностей колесных пар за 2008 год

На рисунке 2.18 приведена диаграмма, которая показывает, как распределяются наиболее часто встречающиеся неисправности колесных пар, в процентном соотношении от общего числа отцепленных в текущий ремонт.

− тонкий гребень – 27% от общего числа неисправностей;

− остроконечный накат гребня – 24% от общего числа неисправностей;

− выщербины на поверхности катания – 16% от общего числа неисправностей;

− неравномерный прокат – 5% от общего числа неисправностей.

К прочим (рисунок 2.19) можно отнести такие неисправности колесных пар как ползуны, навары, грение роликово-буксового узла, составляет 9%.

Колесная пара – основной элемент тележки вагона, от работоспособности и долговечности которого зависит надежность вагона, возможности его эксплуатации на высоких скоростях.

На поверхности катания колесной пары могут возникать следующие дефекты: остроконечный накат и тонкомерный гребень, ползуны, выщербины, навары, вертикальный подрез гребня, поверхностные отколы, кольцевые выработки и другие дефекты, при наличии которых колесную пару следует выкатывать из-под вагона и направлять в ремонт. На рисунке 2.19 приведены наиболее распространенные неисправности, возникающие на поверхности катания колесных пар в процессе эксплуатации.

1 – остроконечный накат; 2 – круговой наплыв металла; 3 – ползун; 4 – навар;

5 – выщербины; 6 – местное уширение обода; 7 – поверхностный откол у наружной грани обода; 8 – кольцевые выработки; 9 – трещины в диске колеса

Рисунок 2.19 – Дефекты колесной пары

2.2 Организация технического обслуживания грузовых вагонов на ПТО

После отцепки состава маневрового локомотива оператор парка ограждает состав с централизованного пульта, руководствуясь «Инструкцией по ограждению поездов» и объявляет по громкоговорящей связи о предъявлении состава к техническому обслуживанию, указывая номер пути и номера вагонов, с указанием примерного местонахождения (голова, середина, хвост) имеющих выявленные неисправности при встрече “сходу”.

После ограждения состава осмотрщик сокращенной пробы тормозов производит замер высоты автосцепки над уровнем головки рельсов головного вагона, подключает тормозную сеть состава с воздушной колонкой и сообщает оператору парка высоту головной автосцепки и о подключении тормозной сети состава с системой опробования тормозов УЗОТ-Р.

Осмотрщики-ремонтники боковики начинают осмотр поезда одновременно, двигаясь параллельно друг друга, по одному с каждой стороны и производят контрольный осмотр вагонов без пролазки, согласно с типовым технологическим процессом (рисунок 2.20).

Путь осмотрщиков-ремонтников боковиков и слесарей;

Рисунок 2.20 – Схема обработки осмотрщиками-ремонтниками боковиками

Осмотрщик-ремонтник боковик правой стороны проверяет действия механизма автосцепок на саморасцеп, вставляя ломик между замком одной автосцепки и ударной поверхности большого зуба другой автосцепки, нажимает на замок пытаясь его утопить внутрь корпуса автосцепки, оба осматривают, каждый со своей стороны, головку автосцепки на наличие трещин корпуса и хвостовика, типового крепления валика подъемника, исправность центрирующего прибора, признаков неисправности упряжного устройства (задир или провисание головки автосцепки, увеличенное или уменьшенное расстояние между упором головки и ударной розетки).

После остановки состава каждый буксовый узел должен быть тщательно проконтролирован в следующем порядке:

· Проверить состояние колесной пары;

· Проверить нагрев буксы и сравнить его с другими буксами этого состава;

· Осмотреть крышки, корпус буксы, лабиринтное кольцо;

· Путем обстукивания смотровой крышки определить исправное состояние торцового крепления.

По внешним признакам выявляют неисправные буксы, температура которых не отличается от температуры исправных. Степень нагрева букс определяется на ощупь. Осмотрщик вагонов тыльной стороной ладони должен прикоснутся к каждой буксе состава. Нагрев букс одной стороны поезда должен быть одинаков. Повышенный нагрев корпуса может быть из-за чрезмерного количества смазки, установленной в буксу при монтаже. Такой нагрев происходит непосредственно после ремонта, сроки которого необходимо уточнить по бирке. Этот нагрев должен прекратиться через 500-600 км. Если нагрев происходит из-за заедания в лабиринтном уплотнении или дефектов подшипников, колесная пара должна быть отправлена для полного освидетельствования. По смотровой крышке, чуть ниже ее середины, наносят легкий удар молотком. Если имеется излом болтов стопорной планки или тарельчатой шайбы, изломана стопорная планка, отвернулась гайка- будет слышен двойной удар или дребезжаний звука. На колесные пары, у которых неисправности буксового узла обнаружены визуально на внутренней поверхности диска меловую надпись.

Контроль технического состояния 4-осных вагонов с «пролазкой» (рисунок 2.21).

На первой позиции осмотрщик – ремонтник, производящий контроль технического состояния вагона с правой стороны, осматривает:

— торцевую стену, кронштейн расцепного привода, расцепной рычаг, ударную розетку, концевую балку, маятниковые подвески, центрирующую балочку, цепь расцепного привода, валик подъемника, автосцепку и видимую часть тягового хомута;

— у крытых вагонов: карниз крыши, стойки, раскосы, обшивку;

— у полувагонов: торцевую стену или двери и их запоры;

— у платформ: торцевой борт и бортовой запор.

Проверяет специальным ломиком действие механизма автосцепки на саморасцеп, расстояние от упора головы до розетки, разницу по высоте между продольными осями сцепленных автосцепок.

На второй позиции осматривает:

— хребтовую балку, балки рамы;

— клин тягового хомута и его крепление, тяговой хомут, упорную плиту, хвостовик корпуса автосцепки, поглощающий аппарат, упорные угольники, поддерживающую планку;

— шкворневую и надрессорную балку;

— предохранительные устройства триангеля (валик распорной тяги и его крепление), скобу для равномерного износа колодок;

— колеса первой колесной пары с внутренней стороны, ступицы и места сопряжения оси со ступицами, среднюю часть оси по всей длине;

2. Классификатор N 1 — Классификатор Основные неисправности грузовых вагонов (КЖА 2005 05)

Распоряжение ОАО РЖД от 21.08.2018 N 1859/р О внесении изменений в распоряжение ОАО РЖД от 15 июля 2016 г. N 1435рДокумент действующий
1HQQESHpv9LE

  • Главное меню
    • Распоряжение
    • Методика учета и расследования допущенных нарушений (инцидентов) при перевозке опасных грузов
      • 1. Область применения
      • 2. Термины и определения
      • 3. Классификация инцидентов
      • 4. Порядок оформления инцидентов
      • 5. Порядок учета инцидентов в единой базе данных
      • 6. Порядок расследования инцидентов при перевозке опасных грузов
      • Приложение N 1. Классификация допущенных нарушений (инцидентов) при перевозке опасных грузов
        • 1. Общие сведения
          • Таблица
        • 2. Классификатор N 1 — Классификатор «Основные неисправности грузовых вагонов» (КЖА 2005 05)
        • 3. Классификатор N 2 — Классификатор видов технической неисправности контейнера-цистерны (КЦ), переносной цистерны (ПЦ), универсального контейнера (УК), специализированного контейнера (СК), приведшей к возникновению инцидента
        • 4. Классификатор N 3 — Классификатор видов технической неисправности тары и упаковки, приведшей к возникновению инцидентов с опасными грузами
        • 5. Классификатор N 4 — Классификатор видов коммерческой неисправности вагонов, контейнеров при возникновении инцидентов с опасными грузами
        • 6. Классификатор N 5 — Классификатор видов эксплуатационных неисправностей, приведших к возникновению инцидентов с опасными грузами
        • 7. Классификатор N 6 — Классификатор видов незаконного вмешательства третьих лиц, приведшего к возникновению инцидентов с опасными грузами
        • 8. Классификатор N 7 — Классификатор видов стихийных бедствий, приведших к возникновению инцидентов с опасными грузами
      • Приложение N 2. Структура и содержание разделов акта общей формы, удостоверяющего наступление инцидента с опасными грузами
        • 1. Общие сведения
        • 2. Подраздел «Дополнительные сведения о грузе»
        • 3. Подраздел «Сведения о вагоне»
        • 4. Подраздел «Сведения о контейнере»
        • 5. Подраздел «Сведения о маркировке об опасности груза»
        • 6. Подраздел «Сведения о сопровождении опасного груза проводником»
        • 7. Подраздел «Сведения о сопровождении груза охраной»
        • 8. Подраздел «Сведения о технических и коммерческих неисправностях, обнаруженных на станции назначения»
        • 9. Подраздел «Сведения о погодных условиях на момент инцидента»
          • Классификатор погодных условий
        • 10. Подраздел «Сведения о рельефе местности»
          • Классификатор рельефов местности
        • 11. Подраздел «Сведения об опломбировании вагона (контейнера)»
        • 12. Подраздел «Описание инцидента»
          • Классификатор места обнаружения инцидентов
        • 13. Классификатор первичных документов, удостоверяющих наступление инцидента с опасными грузами
      • Приложение N 3. Справочные, отчетные и аналитические формы по допущенным нарушениям (инцидентам) при перевозке опасных грузов
        • 1. Учет инцидентов по объектам удержания
        • 2. Анализ инцидентов с опасными грузами
        • 3. Анализ повторяемости инцидентов с опасными грузами
        • 4. Отчет об инцидентах при перевозке опасных грузов
          • 4.1. По видам инцидентов и основным нарушениям
          • 4.2. Категории и виды неисправностей
          • 4.3. Основные виды неисправностей по категориям
        • 5. Сведения о подготовке вагона и история проследования
        • 6. О превышении срока расследования
        • 7. Учет инцидентов, допущенных по вине грузоотправителей
      • Приложение N 4. Основные структурные подразделения и филиалы, осуществляющие контроль за качеством расследования инцидента при перевозке опасных грузов
      • Приложение N 5. Таблица соответствия между классификационными кодами инцидентов настоящей Методики и кодами Классификатора нарушений безопасности перевозок опасных грузов на железных дорогах, утвержденного Департаментом безопасности и экологии МПС России от 28.05.1999
      • Приложение N 6. Регламент взаимодействия структурных подразделений и филиалов ОАО «РЖД» по возмещению расходов, связанных с устранением последствий инцидентов при перевозке опасных грузов
        • I. Общие положения
        • II. Порядок расследования инцидентов при перевозке опасных грузов
        • III. Претензионно-исковая работа по взиманию причитающихся ОАО «РЖД» платежей, связанных с устранением последствий инцидента при перевозке опасных грузов
        • IV. Контроль за исполнением настоящего Регламента
        • Приложение N 1. Справка о предварительном размере материальных затрат, связанных с устранением последствий инцидентов при перевозке опасных грузов
        • Приложение N 2. Акт о служебном расследовании инцидента при перевозке опасного груза (вид инцидента, наименование груза, объект удержания, N вагона/контейнера, дата инцидента, станция/перегон/дорога)
        • Приложение N 3. Перечень документов, представляемых ответственному подразделению
        • Приложение N 4. Справка (итоговая) о размере материальных затрат, понесенных вследствие инцидентов

Вагонник

75. На сколько и на какие подклассы делится класс 1?
Опасные грузы класса 1 подразделяются на шесть подклассов:

  • к подклассу 1.1 относят вещества и изделия, которые характеризуются опасностью взрыва массой (взрыв массой – взрыв, который практически мгновенно распространяется на весь груз);
  • к подклассу 1.2 относят вещества и изделия, которые характеризуются опасностью разбрасывания, но не создают опасности взрыва массой;
  • к подклассу 1.3 относят вещества и изделия, которые характеризуются пожарной опасностью, а также незначительной опасностью взрыва, незначительной опасностью разбрасывания, либо тем и другим, но не характеризуются опасностью взрыва массой при горении которых выделяется значительное тепловое излучение, или которые, загораясь одно за другим, характеризуются незначительным взрывчатым эффектом, разбрасыванием, либо тем и другим;
  • к подклассу 1.4 относят взрывчатые вещества и изделия, представляющие лишь незначительную опасность взрыва в случае воспламенения или инициирования при перевозке. Действие взрыва ограничивается грузовым местом, при этом не ожидается выброса осколков значительных размеров или на значительное расстояние. Внешний пожар не должен служить причиной практически мгновенного взрыва почти всего содержимого упаковки;
  • к подклассу 1.5 относят вещества очень низкой чувствительности, которые характеризуются опасностью взрыва массой, но обладают настолько низкой чувствительностью, что существует очень малая вероятность их инициирования или перехода от горения к детонации при нормальных условиях перевозки. Минимальное требование для этих веществ – они не должны взрываться при испытании на внешнее воздействие огня;
  • к подклассу 1.6 относят изделия чрезвычайно низкой чувствительности, которые не характеризуются опасностью взрыва массой. Эти изделия содержат только крайне нечувствительные к детонации вещества и характеризуются ничтожной вероятностью случайного инициирования или распространения взрыва.

Род подвижного состава, в котором допускается перевозка ВМ, указан в приложении 10 (таблицах П.10.1. и П.10.2) к Правилам перевозок опасных грузов. В случаях, предусмотренных в указанном приложении, для перевозок отдельных ВМ должны использоваться только вагоны специальной конструкции и окраски.
Пригодность контейнеров к перевозке конкретного ВМ как в техническом, так и в коммерческом отношении определяется грузоотправителем. Ответственность за техническое состояние специализированных контейнеров несет владелец этих контейнеров.
76. На сколько подклассов делится 2 класс и на какие вещества?
Вещества данного класса представляют собой газы, перевозимые в сжатом, сжиженном или растворенном виде, которые всегда находятся под давлением и требуют особо прочной и герметичной упаковки. Общим опасным свойством веществ данного класса является быстрое увеличение давления при повышении температуры, что может вызвать повреждение сосудов и привести к взрыву упаковки с газом.
К классу 2 относят вещества, отвечающие хотя бы одному из следующих условий:

  • абсолютное давление паров при температуре 50°С не менее 300 кПа (3 кгс/кв. см);
  • при температуре 20ºС и нормальном давлении 101,3 кПа являются полностью газообразными, а также содержащие их изделия.

4.2.1. К подклассу 2.1 относят неядовитые газы, образующие воспламеняющиеся смеси с воздухом.
4.2.2. К подклассу 2.2 относят газы, являющиеся невоспламеняющимися и неядовитыми.
4.2.3. К подклассу 2.3 относят ядовитые газы, среднесмертельная (летальная) концентрация ЛК50 которых не превышает 5 куб. дм/куб. м.
4.2.4. Вещества и изделия класса 2 подразделяются на группы:

  • сжатые газы – с критической температурой ниже 20ºС;
  • сжиженные газы – газы с критической температурой не менее 20ºС;
  • охлажденные жидкие газы – газы, которые из-за своей низкой температуры при перевозке частично находятся в жидком состоянии;
  • газы, растворенные под давлением – газы, которые при перевозке растворены в каком-либо растворителе;
  • аэрозольные упаковки и емкости малые, содержащие газ (газовые баллончики);
  • другие изделия, содержащие газ под давлением;
  • газы, не находящиеся под давлением, на которые распространяются особые правила (образцы газов).

77. Какие вещества относятся к 3 классу опасности?
К классу 3 относят легковоспламеняющиеся жидкости, температура вспышки которых не более 60ºС в закрытом тигле (сосуде).
Основной опасностью веществ этого класса является способность выделять пары, воспламеняющиеся от кратковременного действия источника зажигания (открытого огня, искры; электрического разряда) и образующие с воздухом взрывоопасные смеси. Пары этих жидкостей могут обладать наркотическим действием. Многие жидкости и их пары являются высокотоксичными веществами.
Легковоспламеняющиеся жидкости, обладающие дополнительно ядовитыми и коррозионными опасными свойствами (классификационные шифры 3021, 3022, 3023, 3031, 3032, 3033, 3041, 3042) должны перевозиться только повагонными или контейнерными отправками.
Грузы: акрилонитрил стабилизированный (номер ООН 1093), сероуглерод (номер ООН 1131), этилмеркаптан (номер ООН 2363), изопропилнитрат (номер ООН 1222), самин (номер ООН 1992) должны предъявляться к перевозке в стандартных герметичных и опломбированных бочках. Бочки должны быть погружены в вагоны только в один ярус пробками вверх.
Перевозка изопропилнитрата и самина с сопровождением регламентируется специальными условиями Алфавитного указателя опасных грузов.
К перевозке в крытых вагонах допускается только химически чистый метанол (номер ООН 1230) в стеклянной таре и упаковке, предусмотренной стандартами или техническими условиями на данную продукцию. Перевозка метанола осуществляется в специализированных или арендованных грузоотправителями (грузополучателями) вагонах и специализированных контейнерах. В центре двери вагона, над знаком опасности, должна быть нанесена надпись «Метанол». Вагоны должны быть оборудованы грузоотправителем постоянным настилом для перевозки груза в два яруса.
Для предотвращения течи груза из вагона при случайном повреждении тары на пол вагона до погрузки должен быть насыпан сухой песок слоем не менее 100 мм. Для того чтобы песок не высыпался наружу, внутри кузова по всему периметру, в том числе и в междверном пространстве, плотно к полу вагона прибивают или жестко закрепляют другими способами планку высотой 150 мм.
Метанол в таре должен перевозиться при обязательном сопровождении военизированной охраны железных дорог государств – участников Содружества (далее – железных дорог).
Пестициды для сельского хозяйства, а также порожняя тара из-под этих грузов должны перевозиться в вагонах, специализированных контейнерах грузоотправителя (грузополучателя) или арендованных ими.
Люминал А, гептил, продукт Т-185, диран А, а также порожняя тара из-под этих грузов допускаются к перевозке только в специализированных вагонах грузоотправителя (грузополучателя) и специализированных контейнерах.
Вагоны и контейнеры для перевозки этих грузов в груженом состоянии должны следовать в сопровождении бригады специалистов грузоотправителя (грузополучателя), в порожнем неочищенном состоянии – только в случаях, предусмотренных специальными условиями Алфавитного указателя опасных грузов.
Указанные грузы перевозятся в специальных емкостях грузоотправителя (грузополучателя).
78. Какие вещества относятся к классам 4.1 и 4.2,4.3?
Классы 4.1 Легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества 4.2 Самовозгорающиеся вещества, 4.3 Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.
Вещества и материалы данных классов способны во время перевозки легко загораться от внешних источников зажигания, при взаимодействии с водой или влагой воздуха, от самопроизвольных химических реакций, а также при нагревании.
Для каждого класса установлены свои знаки опасности.
К классу 4.1 относят:

  • легковоспламеняющиеся твердые вещества и изделия, которые могут воспламеняться от кратковременного воздействия источника огня или возгораться при трении;
  • саморазлагающиеся вещества, то есть вещества, склонные к экзотермическому разложению без доступа воздуха;
  • взрывчатые вещества, увлажненные таким количеством воды, спирта или содержащие такое количество пластификатора или флегматизатора, которые могут подавлять взрывоопасность.

К классу 4.2 относят пирофорные вещества (вещества, быстро воспламеняющиеся на воздухе); другие вещества и материалы, которые способны самопроизвольно нагреваться до возгорания:

  • пирофорные вещества – вещества, включая смеси и растворы (жидкие или твердые), которые даже в малых количествах воспламеняются при контакте с воздухом в течение 5 мин. Данные вещества наиболее подвержены самовозгоранию;
  • самонагревающиеся вещества и изделия – вещества и изделия, включая смеси и растворы, которые при контакте с воздухом без подвода энергии извне способны к самонагреванию. Данные вещества воспламеняются только в больших количествах (килограммы) и лишь через длительные периоды времени (часы или дни).

К классу 4.3 относят вещества, которые при температуре 20±5°С при взаимодействии с водой выделяют самовоспламеняющиеся газы или воспламеняющиеся газы в опасных количествах с интенсивностью не менее
1 куб.дм/(кг*ч).
79. Дайте характеристику веществам, относящимся к классам 5.1 и 5.2?
Класс 5.1. Окисляющие вещества, поддерживающие горение, вызывающие и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате экзотермической окислительно-восстановительной реакцией.
Вагоны для перевозки грузов класса 5.1 должны быть тщательно очищены от остатков перевозимых грузов, пыли или промыты и не иметь следов минеральных и растительных масел.
Класс 5.2. К ним относят органические вещества, имеющие в своей структуре пероксигруппу и являющиеся производными водорода пероксида, в молекуле которого один или два атома водорода замещаются органическим радикалом.
Органические пероксиды – это термически нестабильные вещества, которые при нормальной или повышенной температуре способны развивать самоускоряющуюся экзотермическую реакцию. Разложение может быть вызвано теплом, контактом с примесями (например, с кислотами, соединениями тяжелых металлов, аминами), трением или ударом. Скорость разложения зависит от состава органического пероксида и увеличивается с возрастанием температуры. При разложении могут выделяться газы, вредные для здоровья или воспламеняющиеся. Многие органические пероксиды активно горят. Некоторые органические пероксиды могут разлагаться с взрывом, а особенно в закрытом пространстве. Отдельные пероксиды, даже при непродолжительном воздействии, способны вызывать серьезные повреждения роговой оболочки глаза и кожи.
80. Какие вещества относятся к классу 7?
Класс 7. Радиоактивные материалы. К классу 7 относят радиоактивные вещества, удельная активность которых превышает
70 кБк/кг (2 нКи/г), и изделия, содержащие такие вещества.
81. Дайте характеристику классу 8?
К классу 8 относят едкие и коррозионные вещества, которые действуют на живую кожную ткань, слизистые оболочки и глаза или в случае утечки могут вызвать повреждение других грузов или транспортных средств, или вызвать их разрушение и тем самым создать другие виды опасности.
82. Дайте характеристику веществам относящимся к классу 9?
К классу 9 относят вещества и изделия, которые во время перевозки представляют опасность, не подпадающую под определение других классов:

  • вещества, опасные для окружающей природной среды;
  • вещества, перевозимые при повышенной температуре (жидкости – не ниже 100ºС и твердые вещества – не ниже 240ºС);
  • генетически измененные микроорганизмы или организмы, не попадающие под критерии класса 6.2 (инфекционные вещества).

Классификация грузов 9 класса опасности должна производиться грузоотправителем согласно международной классификации, установленной Типовыми правилами ООН.
83. Кто из работников ведет запись в книге ВУ-14?
Книга предъявления вагонов грузового парка к техническому обслуживанию формы ВУ-14 (ВУ-14 МВЦ, ВУ-14 ЭТД) ведется дежурным по станции и старшим осмотрщиком вагонов с отображением данных в автоматизированной системе управления станцией
84. За какое время предъявляются к техническому осмотру специализированные вагоны?
Специализированные вагоны, предназначенные для перевозки опасных грузов, предъявляют к техническому обслуживанию только в порожнем состоянии в день погрузки.
85. Какие данные должны иметь вагоны-цистерны для перевозки опасных грузов, предъявляемые к техническому осмотру?
Вагоны-цистерны для перевозки опасных грузов, предъявляемые к техническому осмотру, должны иметь четкие надписи о сроках проведения периодического ремонта, наименовании груза.
86. Какими подшипниками должны быть оборудованы колесные пары для Вагонов, используемых для перевозки опасных грузов классов 1, 2?
Вагоны, используемые для перевозки опасных грузов классов 1, 2, должны быть оборудованы колесными парами с подшипниками качения и композиционными тормозными колодками.
87. Можно ли подавать под погрузку опасных грузов вагоны и контейнеры, в том числе специализированные контейнеры-цистерны, без технического осмотра и признания их годными под перевозку этих грузов?
Запрещается подавать под погрузку опасных грузов вагоны и контейнеры, в том числе специализированные контейнеры-цистерны, без технического осмотра и признания их годными под перевозку этих грузов.
88. В течении какого времени разрешается производить погрузку опасных грузов в порожние вагоны и контейнеры, в том числе специализированные контейнеры-цистерны ?
Начало погрузки опасных грузов в порожние вагоны и контейнеры, в том числе специализированные контейнеры-цистерны, разрешается производить не позднее 24 часов с момента окончания технического обслуживания.
89. Допускается ли погрузка опасных грузов в вагоны, у которых до истечения межремонтного норматива по календарному сроку или по пробегу остается менее норм, предусмотренных Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации?
Не допускается
90. Не допускается, налив опасного груза в специализированные контейнеры-цистерны, если до наступления срока технического освидетельствования котла и арматуры остается менее… суток?
30 суток
91. Когда производится технический осмотр вагонов, груженых под опасными грузами?
Технический осмотр вагонов, груженных опасными грузами, производится перед подачей на станцию или при постановке в поезд. Результаты технического осмотра заносят в книгу формы
ВУ-14 (ВУ-14 ЭТД).
92. Дать характеристику веществам, относящимся к классам 6.1 и 6.2?
Класс 6.1. Ядовитые (токсичные) вещества. К ним относят ядовитые (токсичные) вещества, о которых на основе данных о воздействии на людей или результатов экспериментов, произведенных на животных, известно, что они могут причинить вред здоровью или привести к смерти человека при попадании через дыхательные пути (в виде паров, пыли или аэрозолей), кожу или органы пищеварения при однократном или кратковременном воздействии в относительно небольших количествах, показатели токсичности которых не превышают значений:

  • среднесмертельная (летальная) доза ЛД50: при введении в желудок твердых веществ – 200 мг/кг, жидкостей – 500 мг/кг; при нанесении на кожу – 1000 мг/кг;
  • среднесмертельная концентрация ЛК50 при вдыхании пыли или аэровзвеси 10 мг/дм3.

Класс 6.2. Инфекционные вещества. К ним относят такие вещества, которые содержат патогенные микроорганизмы (включая бактерии, вирусы, риккетсии, паразиты и грибки) или их рекомбинанты (гибриды или мутанты), о которых известно или есть основания полагать, что они являются возбудителями инфекционных заболеваний животных или человека.
94. В книге какой формы ведется учет предъявления к техническому обслуживанию поездов (вагонов) с ВМ?
производится в отдельной книге формы ВУ-14 (ВУ-14 ЭТД)
95. Для перевозки опасных грузов, имеющих в графе «Род вагона, тип контейнера» условные обозначения «СКВ», («СКВа») и «СК», («СКа») используются …
специализированные крытые вагоны и специализированные контейнеры грузоотправителей (грузополучателей) или сданные железной дорогой в аренду
96. Для допуска к эксплуатации на железнодорожную инфраструктуру новый специализированный контейнер-цистерна должен быть:
должен быть зарегистрированным в соответствии с национальным законодательством и иметь выданный компетентным органом, либо уполномоченной им организацией:

  • сертификат (свидетельство) об утверждении его типа, удостоверяющий, что обследованный тип, включая его крепление, пригоден для использования по своему назначению и отвечает требованиям;
  • сертификат (свидетельство), подтверждающий проведение периодической проверки (освидетельствования) специализированных контейнеров-цистерн;
  • заключение о возможности перевозки соответствующего в нем опасного груза, не вступающего при контакте с материалами котла, прокладок, оборудования в реакцию с образованием опасных продуктов или снижающего прочность этих материалов.

97. Запрещается подавать под налив вагоны-цистерны с неисправностями:

  • если до истечения межремонтного норматива по календарному сроку или по пробегу остается менее норм;
  • если до наступления срока технического освидетельствования котла и арматуры остается менее 30 суток;
  • отсутствие ясной видимости номера вагона, табличек завода-изготовителя;
  • отсутствие или неисправности наружных лестниц (если они предусмотрены конструкцией вагона), переходных мостиков, рабочих площадок и их ограждений;
  • течи котла вагона-цистерны, бункера вагона, неисправности запорно-предохранительной и сливоналивной арматуры, наличия пробоины паровой рубашки вагона-цистерны, вагона бункерного типа;
  • наличие трещин, вмятин и других дефектов котла;
  • трещины на крышках загрузочных и сливных люков;
  • отсутствия или неисправности двух рядом стоящих (либо трех и более) откидных болтов для крепления крышки загрузочного люка, колпака вагона-цистерны, отсутствия проушины для пломбирования крышки люка;
  • отсутствие на крышке загрузочного люка вагона-цистерны уплотнительной прокладки;
  • отсутствие знаков опасности, надписей, трафаретов и отличительной окраски;

98. Работники, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом вагонов для перевозки опасных грузов, должны проверить:

  • наличие клейм и знаков маркировки на узлах и деталях вагонов для перевозки опасных грузов;
  • наличие ограждения и закрепления вагонов для перевозки опасных грузов на станционных и погрузочно-разгрузочных железнодорожных путях;

99. неисправности на котлах вагонов-цистерн, предназначенных для перевозки сжиженных и растворимых под давлением газов, кислот, химических веществ, которые следуют или должны следовать в сопровождении проводника, устраняются:
Устранение неисправности на котлах таких вагонов-цистерн производится специальной аварийной группой.
100. Условия производства ремонта ходовых частей и тормозных устройств груженого вагона-цистерны:
С особой осторожностью, а в случае сопровождения вагона-цистерны проводником – только в его присутствии.
101. При производстве ремонта неисправных вагонов-цистерн не допускается:

  • ремонтировать котлы в груженом состоянии;
  • наносить удары по котлу;
  • использовать искронеобразующий инструмент и пользоваться вблизи вагонов-цистерн открытым огнем (факел, жаровня, керосиновый и свечной фонари);
  • производить под вагоном-цистерной сварочные работы.

102. акт общей формы о техническом состоянии неисправного вагона-цистерны должен содержать информацию о:

  • виде неисправности и причинах ее возникновения;
  • принятых мерах по устранению неисправности;
  • вывод о возможности дальнейшего следования вагона-цистерны.

103. Вагоны-цистерны для перевозки кислот должны иметь следующие отличительные черты:

  • вдоль котла вагона-цистерны с обеих сторон наносится желтая отличительная полоса;
  • на торцевых днищах – квадрат желтого цвета размером 1х1 м;
  • на квадратах и центральной части отличительных полос с обеих сторон котла в зависимости от того, под какую кислоту предназначен вагон-цистерна, наносятся черной краской трафареты;
  • На торцевых днищах вагонов-цистерн должен быть нанесен трафарет о приписке вагонов-цистерн;

104. При производстве ремонтных работ с вагонами-цистернами, груженными опасными грузами, запрещается:

  • ремонтировать котел вагона-цистерны в груженом состоянии, а также в порожнем состоянии до производства его дегазации и оформления акта формы ВУ-19 о готовности вагона-цистерны для ремонта (далее – акт формы ВУ-19);
  • производить удары по котлу;
  • пользоваться инструментом, дающим искрение, и находиться с открытым огнем вблизи вагона-цистерны;
  • производить под вагоном-цистерной сварочные и другие огневые работы;
  • при необходимости проведения работ по ремонту тележек с применением ударов, огня, сварки (кроме сварки на литых деталях тележки) тележки следует выкатить из-под вагона-цистерны и откатить от нее на расстояние не менее 100 м;
  • выкатку тележек следует производить под руководством мастера (бригадира);
  • перед началом ремонта убедиться в отсутствии утечки газа из котла цистерны, при обнаружении утечки газа ремонт не производить.

105. При подъеме одной стороны грузового вагона высота подъема, измеряемая у буферного бруса, не должна превышать…
650 мм
106. При производстве работ с опасными грузами класса I запрещается:

  • приступать к устранению неисправностей до прибытия представителя грузоотправителя при незнании наименования груза и необходимых мероприятий по безопасности при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов с опасными грузами;
  • пользоваться для освещения открытым огнем (факел, жаровня, керосиновый и свечной фонари), а также керосиновыми и свечными фонарями (разрешается использовать только аккумуляторные фонари);
  • курить в непосредственной близости от места ремонта;
  • включать или выключать аккумуляторные фонари внутри грузового вагона с опасными грузами I класса.
  • Включать аккумуляторные фонари следует только вне опасной зоны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *