Несоблюдение условий контракта

Содержание

Общая информация

Для того чтобы получить статус военнослужащего, гражданину РФ необходимо подписать контракт. Это документ заключается не только с офицерами, но и с рядовыми. Таким образом он заменяет стандартный трудовой договор. Но такое соглашение содержит гораздо больше различных условий и ограничений.

Военнослужащие, как и любые другие граждане, могут быть уволены. Но в данном случае на военных распространяются нормы не трудового законодательства, а военного. Главная причина расторжения контракта – это несоблюдение его условий. Другими словами, это грубое нарушение офицером норм военного права.

С момента подписания документа военнослужащий обязуется соблюдать все условия, указанные в документе. Помимо этого в его обязанности входит выполнение распоряжений командования, а отказ может быть рассмотрен как нарушение дисциплины.

Увольнение военнослужащего по несоблюдению условий контракта применяется, если лицо совершило дисциплинарный проступок, административное или уголовное преступление и т. д. Тогда контракт с офицером расторгается согласно установленной процедуре.

Дисциплинарный проступок

Под дисциплинарным проступком подразумевается совершение военнослужащим проступка, который содержится в Дисциплинарном уставе. Увольнение по несоблюдению контракта осуществляется, если им был допущен один или несколько грубых проступков. Ситуацию усугубляет наличие взысканий, которые не были сняты с нарушителя.

Если нарушения имеют систематический характер, то это должно быть зафиксировано. Но командиру или начальнику запрещено привлекать военнослужащего дважды за одно и то же нарушение. Другими словами, если за проступок лицу уже вынесено взыскание, то уволить его совершение нельзя.

Причиной расторжения контракта также может стать отказ офицера выполнить приказ командира. Таким примером может служить отказ отправиться в командировку. Военнослужащий объяснил свое решение тем, что в документе указаны сведения о прохождении службы в конкретном месте. Конфликт решался в суде и тот признал, что офицер не имел права отказываться от выполнения своих обязанностей.

Увольняют и за другие дисциплинарные нарушения. К примеру, многие военнослужащие искренне считают, что при выезде заграницу им не нужно писать соответствующий рапорт. На самом деле это считается серьезным нарушением правил и грозит увольнением.

Административное правонарушение или преступление

Если военнослужащим было совершено уголовное преступление или правонарушение, за которое он может быть привлечен к административной ответственности, его увольняют со службы. Сроки расторжения контракта с таким лицом законом не установлены. Кроме того, не существует конкретного списка административных правонарушений, за которые можно уволить военнослужащего.

Поэтому все случаи рассматриваются индивидуально, а договор может быть как расторгнут досрочно, так и не расторгнут вовсе. Если учесть, что согласно воинскому уставу каждый военнослужащий обязан соблюдать законы страны и быть примером для всех, то большинство административных правонарушений могут привести к увольнению.

Допустим, офицер был задержан за рулем транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения. Данный факт будет приравнен к нарушению воинской дисциплины.

При этом человек будет уволен не конкретно за свой поступок, так как дважды за одно правонарушение наказывать нельзя. Увольнение со службы будет осуществлено по причине несоблюдения контракта со стороны военнослужащего. Если речь идет об уголовном преступлении, то такая мера используется только после вынесения судебного решения.

Процедура увольнения

Увольнение по несоблюдению условий контракта может использоваться в качестве взыскания или являться способом реагирования командира. В любом случае расторжение договора не может быть произвольным и основываться только на проступке лица. Обязательно должна быть проведена соответствующая оценка выполнения им всех своих обязанностей.

В связи с этим расторжение контракта с военнослужащим можно поделить на два вида:

  1. Как дисциплинарное взыскание. После того, как станет известно о неправомерных действиях лица, командованию следует провести разбирательство. Сроки не должны превышать 10 дней. После осуществления проверки уполномоченный офицер принимает решение о расторжении контракта с нарушителем.
  2. Аттестация. Данная проверка позволяет выяснить, соответствует ли офицер должности, которую занимает. Все правонарушения или преступления, совершенные лицом, подтверждают этот факт.

Аттестацию проводит специальная комиссия, которая имеет доступ к необходимым документам и свидетельским показаниям. За 2 недели до проведения данной процедуры военнослужащий получает соответствующее уведомление. В его обязанности входит выражение собственного мнения по поводу проверки.

Помимо этого, он имеет право:

  • выразить несогласие;
  • принимать участие в заседаниях комиссии;
  • обжаловать результаты проверки.

Если комиссия обнаружит факты, указывающие на несоответствие лица занимаемой должности, командиру будет направлено предложение о расторжении контракта с военнослужащим.

Справка: офицер может уволиться из части самостоятельно, подав соответствующий рапорт.

Увольнение военного предусматривает следующие решения:

  • оформление отставки;
  • отнесение нарушителя к гражданскому запасу;
  • исключение из состава для отбывания наказания за уголовное преступление.

Для отчисления военнослужащего командованию следует оформить соответствующий приказ. Если ему было предложено уволиться самостоятельно, то следует подать рапорт. Процедура осуществляется так:

  • офицер или рядовой составляет рапорт;
  • командование направляет документ аттестационной комиссии;
  • комиссия принимает решение о расторжении контракта по инициативе военного;
  • окончательное решение остается за командиром части.

Если командование откажет, то можно отстоять свое право на увольнение в военной прокуратуре с помощью жалобы.

Последствия

Нарушив дисциплину или условия контракта, следует быть готовым не только к увольнению, но и к другим последствиям. Уволенных в связи с невыполнением правил дисциплины лиц ожидают следующие последствия:

  1. Они не вправе рассчитывать на выплату выходного пособия.
  2. Не получают премию за выполнение своих профессиональных обязанностей.
  3. Не получают ежегодную материальную помощь. Исключение составляют случаи, когда военнослужащий уже получил эти выплаты, так как взыскать их не имеют права.

Он может рассчитывать лишь на получение денежного довольствия (выплачиваемого ежемесячно). Если офицер принимал участие в военной ипотеке, то после увольнения он обязан вернуть ту часть суммы, которую компенсировало государство. В дальнейшем ипотеку бывшему офицеру придется выплачивать самостоятельно. По закону у лица есть 10 лет, чтобы вернуть долг государству. Если гражданин этого не сделает, средства будут взысканы с помощью суда.

Когда дело доходит до расторжения контракта, то командирам следует помнить, что необязательно увольнять подчиненных за любое нарушение. Все случаи должны тщательно проверяться и рассматриваться индивидуально. И только если нарушение не соответствует поведению военнослужащего, позорит его, то следует принять меры.

Офицер имеет право обжаловать решения командира и аттестационной комиссии, поэтому за безосновательное увольнение командование может быть наказано. Существует большое количество нюансов, которые следует учитывать обеим сторонам.

Прекращение службы по контракту может произойти по разным причинам. Но когда речь заходит о несоблюдении условий контракта, командованию необходимо провести ряд мероприятий. Речь идет не только об аттестационной комиссии, но и об установлении самого факта нарушения, выяснения обстоятельств и т. д.

Увольнение в связи с невыполнением условий контракта. Комментарий к «революционному» Постановлению Конституционного Суда РФ. Часть 3 (заключение)

Начало: Часть 1. и Часть 2.
Вводные положения из Постановления КС РФ..
Конституционный Суд РФ рассмотрел подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» той мере, в какой на его основании военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта в случае неоднократного привлечения его к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарных проступков и при наличии у него дисциплинарных взысканий, а также в случае осуждения его за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы или лишением воинского звания либо права занимать воинские должности в течение определенного срока
Конституционный Суд РФ ещё раз подтвердил ранее высказанные позиции о том, что служба в современной российской армии предполагает предъявление повышенных требований как к уровню профессиональной подготовки военнослужащих, так и к их морально-психологическим и иным личностным качествам, а равно их повышенную ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей военной службы. Соответственно, целями сохранения боеспособности воинских подразделений, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих правил прекращения военно-служебных отношений с военнослужащими, которые более не отвечают установленным требованиям.
Вместе с тем, федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования. В частности, последствия невыполнения военнослужащим требований, предъявляемых к лицам, проходящим военную службу по контракту, должны определяться таким образом, чтобы обеспечивалась возможность учета характера нарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, причин и условий совершения, а также личности военнослужащего и степени его вины и тем самым гарантировалась соразмерность неблагоприятных для военнослужащего правовых последствий степени тяжести допущенного им нарушения.

Правовые позиции КС РФ.

1. Совершение дисциплинарных проступков.
По мнению КС РФ, основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы.
В том числе, невыполнение условий контракта о прохождении военной службы может выражаться в совершении военнослужащим дисциплинарного проступка, уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения.
И вот Конституционный суд делает вывод, который в 90-х годах был само собой разумеющимся, но в 2000-х годах стал легко обходится судебной практикой путём игры слов и явной демагогии, о которой автор писал во второй части:
совершение военнослужащим дисциплинарного проступка может повлечь применение к нему установленной государством в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков меры ответственности –
Далее Конституционный суд идёт ещё дальше, и устанавливает ограничения в том, какие именно нарушения являются основанием для увольнением в связи с невыполнением условий контракта:
«обязательным условием досрочного увольнения с военной службы за невыполнение условий контракта должно являться совершение военнослужащим дисциплинарного проступка»,
и раскрывает понятие невыполнение условий контракта:
«под невыполнением условий контракта о прохождении военной службы в данном случае должны подразумеваться именно существенные нарушения условий контракта, в частности:
— совершение одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих»,
— либо совершение военнослужащим дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий.
Примечание: Перечень грубых нарушений воинской дисциплины, указанных в пункте 2 стаьи 28.5 ФЗ «О статусе военнослужащих» приведён в отдельном документе.
Подход, связывающий возможность досрочного увольнения с военной службы лишь с наиболее существенными отступлениями от воинской дисциплины, в целом соответствует характеру данного дисциплинарного взыскания, которое влечет для военнослужащего серьезные негативные последствия и, соответственно, требует при решении вопроса о его применении строгого соблюдения положений Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, касающихся:
— проведения разбирательства по факту совершения дисциплинарного проступка,
— обстоятельств, подлежащих установлению в ходе такого разбирательства,
— порядка и сроков применения и исполнения дисциплинарных взысканий и других элементов дисциплинарной процедуры,
— что гарантирует военнослужащему защиту от произвольного увольнения и позволяет ему воспользоваться правами, предоставляемыми в силу закона военнослужащим, привлекаемым к дисциплинарной ответственности.
Далее КС РФ в очередной раз подтверждает, что Конституция и закон о статусе военнослужащего не допускают привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности повторно за один и тот же дисциплинарный проступок, что в том случае, когда невыполнение военнослужащим условий контракта выражается в совершении дисциплинарного проступка, его
Соответственно, неоднократное совершение военнослужащим дисциплинарных проступков само по себе не является основанием прекращения военно-служебных отношений в порядке реализации дисциплинарной ответственности, если эти дисциплинарные проступки уже повлекли применение к нему дисциплинарных взысканий.
Правовые позиции КС РФ.
2. В каких случаях проводится аттестация.
Вместе с тем, отмечает Конституционный Суд РФ, недобросовестное отношение военнослужащего к своим обязанностям, в том числе подтверждаемое наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий, может послужить основанием для постановки вопроса о его соответствии требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу, с точки зрения деловых и личных качеств.
Решение по данному вопросу должно приниматься в рамках процедуры аттестации военнослужащих, которая проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, определения соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования.
Далее Конституционный Суд РФ раскрывает основания, значение и последствия процедуры аттестации:
— аттестация является специальным правовым инструментом, использование которого позволяет оценить готовность военнослужащего к исполнению воинского долга и обязанности по защите Отечества, выражающуюся не только в высоком профессионализме, но и в особых личностных качествах, а также в отношении к исполнению обязанностей, предусмотренных контрактом о прохождении военной службы.
— процедура аттестации предполагает беспристрастное и всестороннее рассмотрение соответствующих материалов членами аттестационной комиссии и принятие ими решения на основе коллегиальности с учетом в равной мере всех обстоятельств, имеющих значение для всесторонней характеристики военнослужащего, включая причины совершения им дисциплинарных проступков, иных отступлений от требований, предъявляемых к военнослужащим, наличие неснятых дисциплинарных взысканий.
Объективность выводов аттестационной комиссии, равно как и соблюдение прав и законных интересов военнослужащего, подлежащего аттестации, обеспечиваются помимо прочего:
— предоставлением ему возможности ознакомиться с аттестационным листом,
— заявить в письменной форме о своем несогласии с отзывом о своей служебной деятельности,
— сообщить дополнительные сведения,
— лично участвовать в заседании аттестационной комиссии (в установленных случаях),
— обжаловать ее заключение и порядок проведения аттестации как вышестоящему командиру, так и в суд, что позволяет избежать принятия произвольного, необоснованного решения о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы,
— при этом наличие у военнослужащего дисциплинарных взысканий само по себе не должно предопределять выводов аттестационной комиссии относительно оценки данного военнослужащего как не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, в том числе требованиям по занимаемой воинской должности, и рекомендаций о перспективах его дальнейшего служебного использования.
Правовые позиции КС РФ.
3. Увольнение военнослужащего в связи с осуждением.
Наличие обвинительного приговора суда является самостоятельным основанием для увольнения с военной службы, которое является обязательным в тех случаях, когда по приговору суда военнослужащему назначено наказание в виде лишения воинского звания, лишения свободы, лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно, или лишения права занимать воинские должности в течение определенного срока.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности, т.е. в этом случае увольнение не является обязательным — оно может быть произведено по решению соответствующего командира (начальника).
Это не лишает командование права принять в отношении военнослужащего, которому по приговору суда назначено наказание, не связанное с лишением свободы (реальным или условным), лишением воинского звания, права занимать воинские должности в течение определенного срока, решение о досрочном увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
В таких случаях увольнение военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», хотя и связано с его осуждением за совершение преступления, т.е. с его виновными действиями, представляет собой не меру юридической ответственности, а последствие привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, обусловленное тем обстоятельством, что командование, оценив характер совершенного преступления и личность военнослужащего, не нашло возможным — учитывая специфику его профессионально-служебной деятельности — продолжение военно-служебных отношений с ним как лицом, фактически переставшим удовлетворять предъявляемым к нему законодательством о военной службе требованиям.
Но!
Поскольку положение подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает именно возможность, а не обязательность досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, привлечение военнослужащего к уголовной ответственности (за исключением специально указанных в названном Федеральном законе случаев) не может безусловно приводить к увольнению с военной службы.
Кроме того, если характер назначенного военнослужащему по приговору суда наказания, например, в виде ограничения по военной службе, установленного статьей 51 УК Российской Федерации, напрямую связан с прохождением военной службы, то его увольнение с военной службы воспрепятствует исполнению такого наказания).
Соответственно, решение о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы в таких случаях не может быть произвольным и обусловливаться одним лишь фактом его осуждения за совершение преступления, а должно основываться на оценке соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям, обстоятельств нарушения условий контракта, выразившегося в совершении военнослужащим преступления, его характера и тяжести, последствий, отношения самого военнослужащего к совершенному им деянию, а также учитывать особенности объекта преступного посягательства.
Обоснованность решения о досрочном увольнении с военной службы в таких, равно как и в иных случаях увольнения по подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», когда это связано с возникновением обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии деловых и личных качеств военнослужащего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, в том числе по занимаемой воинской должности,
польку именно в указанной процедуре возможна максимально полная и всесторонняя оценка соответствия военнослужащего установленным требованиям.
Конституционный суд обратил внимание на то, что ни Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», ни иные действующие в этой сфере нормативные правовые акты не содержат указания на срок, в течение которого с момента вступления обвинительного приговора суда в законную силу либо выявления иных обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении военнослужащим условий контракта и препятствующих продолжению военной службы, военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы
Указав на необходимость совершенствования законодательства, КС РФ сделал вывод:
Таким образом, допуская в системе действующего правового регулирования досрочное увольнение военнослужащего с военной службы за невыполнение условий контракта в связи с совершением преступления или иным виновным отступлением от требований законодательства о военной службе независимо от того, какой срок прошел с момента соответственно вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего дисциплинарного взыскания, подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» нарушает тем самым права военнослужащих, гарантированные им статьями 19 (часть 1), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Решение Конституционного Суда РФ.

Важное замечание. Наверно, проще всего было бы дать ключевые цитаты из резолютивной части этого постановления, но витиеватость, запутанность формулировок, построение фраз «от противного» подвигли автора на изложение правовых позиций Конституционного Суда в собственной, упрощенной редакции. Скорее, это даже не изложение правовых позиций, а авторский комментарий. Поэтому, при использовании данной статьи, во избежание возможных ошибок, обращайтесь к первоисточнику.
1. Если военнослужащий совершил грубое нарушение воинской дисциплины, увольнение его с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, соответствует Конституции РФ, в том числе и без проведения аттестации или, как указано в Постановлении, «лишь с соблюдением общих принципов юридической ответственности», однако с соблюдением «процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности»
Вывод: при совершении грубого нарушения воинской дисциплины и последовавшего за ним досрочного увольнения проведение аттестации не обязательно, однако должны строго соблюдаться требования Конституции РФ, законов РФ и Дисциплинарного Устава ВС РФ о порядке наложения дисциплинарных взысканий.
2. Если военнослужащий имеет неснятые взыскания и совершает новое (не грубое) нарушение воинской дисциплины – он представляется к увольнению в связи с невыполнением условий контракта при подтверждении аттестационной комиссии, при этом сама аттестация должна проводится в строгом соответствии с правилами, установленными законодательством РФ – только в этом случае Конституция РФ не будет нарушаться.
3. Признать подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 59 (часть 2), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение, допуская досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта о прохождении военной службы военнослужащего, осужденного за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, а также военнослужащего, не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, что подтверждается в том числе наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий, не устанавливает срок, в течение которого, начиная с момента возникновения соответствующего юридически значимого обстоятельства, а именно вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего из дисциплинарных взысканий, такое увольнение может быть произведено.
Вывод: увольнение в связи с осуждением за преступления и назначения наказания, не связанного с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, должно производится:
— на основании заключения аттестационной комиссии;
— в разумный срок.
Мнение автора.
Конечно, мы обязаны исходить из презумпции добросовестности любого командира и начальника. Вместе с тем, учитывая судебную практику, невозможно полностью исключить недостойное поведение отдельных командиров, которые иногда могут произвольно принимать решения о досрочном увольнении военнослужащих, единолично «рубая шашкой». Ситуации, когда начальник и подчинённый «не сошлись характером», когда существует личная (иногда ни на чем не основанная) неприязнь, да и просто банальная месть, увы, не исключены.
Цена вопроса слишком велика, и законодатель должен принять такие нормы, которые бы гарантировали предварительные письменные разбирательства, коллегиальность рассмотрения вопроса о досрочном увольнении с участием аттестационных комиссий, а суды должны особое внимание уделить проверки правильности порядка наложения дисциплинарных взысканий, порядка проведения всего комплекса мероприятий по аттестации, и строгого соблюдения всех формальностей при досрочном увольнении.
По мнению автора, любые нарушения установленного порядка наложения дисциплинарных взысканий, проведения процедуры аттестации и досрочного увольнения, должны стать объектом пристального внимания со стороны правоприменительных органов, и при сомнениях в соблюдении прав военнослужащего, становиться основанием для отмены приказов о досрочном увольнении.
В приложении к этой статье выкладываю документы дела 2000 года. Я давно уже списал его в архив – как за давностью, так и в связи с полной невозможностью в современных условиях применить старый опыт.
Однако комментируемое сегодня Постановление Конституционного Суда РФ позволило этому делу «заиграть новыми красками», появились лучики надежды на пересмотр судебной практики и возврат к предыдущему опыту 90-х годов. Поживём – увидим.
По этому делу заявление К. о восстановлении на военной службе было оставлено без удовлетворения, однако окружной суд нашу кассационную жалобу удовлетворил, решение отменил, а при новом рассмотрении дела К. был восстановлен на военной службе.
Особое внимание хочу обратить на кассационную жалобу – в ней можно проследить тот объём работы, который зачастую необходим для восстановлении нарушенных прав при досрочном увольнении, в том случае, когда ответчик идёт на явную фальсификацию документов, использует некоторых своих подчинённых в качестве марионеток при даче свидетельских показаний.
>Процедура увольнения при несоблюдении контракта. Как можно защититься

○ Понятие «несоблюдение условий контракта»

Для того, чтобы определить, что собой представляет «несоблюдение условий контракта» следует уяснить, что следует понимать под контрактом военнослужащего. Определенного правового определения данного понятия не существует.

Однако, наиболее полным представляется следующее определение контракту, которое дано в Постановлении Конституционного Суда РФ № 6-П 31 марта 2013 года – это особый правовой статус военнослужащего, который:

«добровольно принимает на себя обязательства соответствовать требованиям по занимаемой воинской должности и поддерживать необходимый уровень квалификации в течение срока действия контракта, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности, соблюдать общепринятые правила поведения и этики».

Таким образом, под несоблюдением условий контракта следует понимать нарушение со стороны военнослужащего особого правового статуса, который он принял на себя добровольно, заключив соответствующее письменное соглашение с военным ведомством. Статья 51 ФЗ № 53 предусматривает более тридцати, самых различных оснований, по которым можно уволить военнослужащего с военной службы. К ним относятся:

  • Административные правонарушения.
  • Уголовно-наказуемые деяния.
  • Другие действия со стороны военнослужащего и военного ведомства.

✔ Совершение административного правонарушения

По общему правилу, если военнослужащий, проходящий службу по контракту, совершит административное правонарушение, та за такое нарушение досрочно контракт прекращен не может быть. Однако, есть исключение, указанное в пункте 2 ст. 51 ФЗ № 53, которое влечет досрочное увольнение с военной службы:

«л) в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ».

✔ Совершение уголовно-наказуемого деяния

Данный вопрос следует рассматривать с двух позиций:

  1. Сам факт совершения преступления со стороны контрактника, не может выступать в качестве дисциплинарного основания, по которому можно досрочно уволить с военной службы в связи с невыполнением условий контракта. Применение такой меры возможно при наличии в действиях военнослужащего признаков дисциплинарного проступка, заключающегося в противоправном, виновном действии или бездействии. Однако, с момента совершения дисциплинарного проступка и до вынесения дисциплинарного взыскания не может пройти больше одного года.
  2. Если в отношении военнослужащего имеется обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, то данное обстоятельство представляет самостоятельное основание по его досрочному увольнению с военной службы.

✔ Иные действия, являющиеся несоблюдением контракта

К иным действиям, которые могут привести к увольнению за несоблюдение контракта относятся дисциплинарные проступки военнослужащего, которые ставят под сомнение его способность продолжать военную службу далее.

○ Нарушение контракта со стороны Министерства обороны

Со стороны военного ведомства также могут быть допущены нарушения условий, которые включены в контракт. Это такие нарушения лишающие:

  • Военнослужащего возможности по осуществлению своих конституционных прав.
  • Военнослужащего или членов его семьи возможности пользоваться своими правами, предоставленными социальными гарантиями и положенными компенсациями, предусмотренными действующим законодательством о прохождении военной службы и статусе военнослужащего.

✔ Нарушение прав военного

Основными причинами увольнения с военной службы по указанному основанию являются:

  • Несвоевременная или неполная выплата предусмотренного денежного довольствия.
  • Не надлежащее продовольственное и вещевое обеспечение.
  • Необеспечение квартирным довольствием.

✔ Отсутствие выплат денежного довольствия

Закон предусматривает, что военнослужащий по контракту получает денежное довольствие, состоящее из месячного оклада за воинское звание и месячного оклада по занимаемой должности.

На 2019 год средний размер денежного довольствия военнослужащих рядового и сержантского состава по контракту, составляет от 25 000 до 45 000 рублей в месяц. Кроме того, в зависимости от особенностей прохождения службы, производятся и другие ежемесячные и дополнительные выплаты:

Если имеется факт невыплаты или неполной выплаты положенного денежного довольствия, военнослужащий вправе ставить вопрос о расторжении контракта по вине военного ведомства.

✔ Отказ в предоставлении отпуска

Предоставление отпусков регламентировано ФЗ «О статусе военнослужащих». Так:

Кроме основного, могут предоставляться и дополнительные отпуска. Так:

  • Ветеранам — 15 суток.
  • Для поступления в учебные заведения и участие в учебных сессиях.
  • На соискание ученых степеней.
  • По личным обстоятельствам – 10 суток.
  • Выслужившим предельный срок – 30 суток единовременно.

Все виды отпусков предоставляются приказом командира части на основании рапорта, поданного военнослужащим. Его должен завизировать командир подразделения. Без его резолюции отпуск предоставлен не будет.

○ Существующие дисциплинарные взыскания

Перечень применяемых дисциплинарных взысканий предусмотрен ст.24.8 ФЗ «О статусе военнослужащих»:

  • выговор;
  • строгий выговор;
  • лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
  • лишение нагрудного знака отличника;
  • предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • снижение в воинской должности;
  • снижение в воинском звании на одну ступень;
  • снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
  • досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
  • отчисление из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;
  • отчисление с военных сборов;
  • дисциплинарный арест».

✔ Выговор и строгий выговор

Если военнослужащий допустил нарушение:

  • Воинской дисциплины.
  • Общественного порядка.
  • Норм международного гуманитарного права.

непосредственный командир, в целях укрепления должного уровня воинской дисциплины, надлежащего воспитания военнослужащих, учитывая тяжесть совершенного проступка и степень вины, подвергает военнослужащего к таким видам дисциплинарного взыскания, как выговор и строгий выговор.

Следует отметить, что замечания, порицание, указания на упущения по службе, которые были выражены командиром в устной или письменной форме, к дисциплинарным взысканиям не относятся.

✔ Увольнение

Самое строгое дисциплинарное взыскание, применяемое к военнослужащему, который проходит военную службу по контракту, является досрочное увольнение. Оно применяется за:

○Порядок увольнения военнослужащего за нарушение условий контрактной службы

Увольнение может быть осуществлено путем:

  1. Применения дисциплинарного взыскания.
  2. Проведения очередной или внеочередной аттестации.

✔ Проведение расследования

В п. 94 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, введенным в действие приказом военного ведомства 31 января 2001 года № 10, предусмотрено, что для установления фактических обстоятельств совершения военнослужащим проступков и иных правонарушений, которые не имеют признаков состава конкретного преступления, проводится административное расследование.

Для этого, на основании рапорта непосредственного командира военнослужащего, допустившего нарушения военной службы, издается приказ командира части.

Расследование о дисциплинарном проступке должно быть закончено в течении 10 дневного срока. В его процессе:

  • Производится отбор объяснений у нарушителя дисциплины, очевидцев нарушения.
  • Собираются другие письменные документы.

По результатам выносится заключение о результатах административного расследования, которое вместе с собранными документами, докладывается командиру, который назначил его проведение.

✔ Рапорт о досрочном увольнении

В ходе административного расследования непосредственный командир подает рапорт на имя командира части, в котором обосновывает ходатайство досрочного увольнения, как меру дисциплинарного взыскания.

✔ Оформление приказа об увольнении

На основании заключения о результатах административного расследования командир части издает приказ, который должен быть подготовлен и соответствовать требованиям Инструкции, утвержденной приказом военного ведомства 10 декабря 2014 г. № 888 «О порядке подготовки, оформления и государственной регистрации официальных документов Министерства обороны Российской Федерации».

✔ Когда необходимо привлечение аттестационной комиссии?

В том случае, когда прямой непосредственный командир не видит целесообразности дальнейшего несения службы военнослужащим, из-за его не соответствующего поведения, он может ходатайствовать о проведении внеплановой аттестации на соответствие требованиям, которые предъявляются гражданам, решившим стать военными.

Увольнение военнослужащего за совершение дисциплинарного проступка

Карьере военнослужащего может грозить связанное с расторжением контракта досрочное завершение из-за совершения им дисциплинарного проступка. Для принятия соответствующим командиром (или начальником) решения об увольнении офицеру (или прапорщику) достаточно совершить всего лишь один из грубых проступков (полный перечень содержится в Дисциплинарном уставе) или же иметь на момент привлечения его к ответственности за очередное нарушение дисциплины несколько действующих (неснятых) взысканий. Законодательством определено, что систематичность подобных нарушений должна быть подтверждена зафиксированными фактами совершения военнослужащим за короткий период времени нескольких проступков (трех и/или более). При этом законом не допускается привлечение гражданина, проходящего службу по контракту, к ответственности дважды за совершение одного и того же правонарушение. Таким образом, если за проступок военнослужащему уже было объявлено взыскание, то основанием для увольнения данное деяние уже быть не может.

Увольнение военнослужащего за совершение преступления или административного правонарушения

Военное право не содержит жестких требований к срокам, в пределах которых военнослужащего следует уволить со службы после совершения им административного или уголовно наказуемого деяния.

Также следует отметить, что из-за отсутствия в законодательстве четко определенного перечня административных правонарушений, за совершение которых с военнослужащим может быть расторгнут контракт досрочно, каждый случай привлечения офицера (или прапорщика) к административной ответственности должен быть рассмотрен индивидуально командиром (или начальником) части. Воинскими уставами закреплено, что любой военнослужащий обязан соблюдать требования нормативных актов Российского государства, быть дисциплинированным, вежливым, уважать интересы других людей, служить олицетворением высокой культуры и нравственности. Поэтому такие действия, как управление автотранспортным средством в пьяном виде, передача управления автомобилем иному употребившему алкогольные напитки лицу, отказ от освидетельствования в медицинском учреждении для установления факта опьянения, приравниваются в настоящее время к грубым нарушениям воинской дисциплины.

Соответствующий командир (или начальник) вправе принять решение об увольнении офицера (или прапорщика), если он совершил такое преступление, последствия и характер которого не совместимы с продолжением военной карьеры, но предусмотренное за это деяние наказание не связано с действительным (или условным) ограничением свободы.

При подготовке комплекта документов для расторжения с военнослужащим контракта не должен быть нарушен принцип о недопустимости двойного наказания лица за одно деяние. Поэтому в приказе об увольнении не следует делать ссылку на совершенное военнослужащим административное или уголовного правонарушение, за которое он уже понес ответственность или административную, или уголовную. Так как при заключении контракта офицер (или прапорщик) дал обязательства по выполнению общих и специальных обязанностей службы, а также по выполнению обязанностей по занимаемой им должности, то в подобных случаях военнослужащего увольняют за нарушение предусмотренных контрактом условий в части следования нормам Российского права. При этом факт погашения судимости значения для принятия командиром (или начальником) такого решения не имеет.

Порядок расторжения контракта с военнослужащим, допустившим существенные нарушения его условий

Досрочное расторжение контракта может являться как самостоятельным взысканием, так и мерами реагирования со стороны командования воинской части на действия и поведение военнослужащего, но при этом должна быть дана полная и всесторонняя оценка качеству выполнения им своих непосредственных обязанностей и/или соответствия занимаемой должности.

  1. Увольнение, являющееся дисциплинарным взысканием. После выявления командиром (или начальником) части факта совершения подчиненным ему военнослужащим деяния, противоречащего требованиям закона, для установления всех обстоятельств произошедшего должно быть проведено в десятидневный срок (не более) разбирательство. После завершения данной процедуры в десятидневный срок командир (или начальник), обладающий соответствующими полномочиями, принимает решение о применении в отношении провинившегося военнослужащего взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы, которое оформляется приказом. Если командир части подобными полномочиями не наделен, то он направляет вышестоящему начальнику ходатайство в виде рапорта о применении в отношении совершившего противоправное деяние офицера (или прапорщика) дисциплинарного взыскания. Принятие решение о досрочном расторжении с военнослужащим контракта инициирует процесс его увольнения.
  2. Увольнение по итогам проведенной аттестации. Предметом проведения аттестации в подобных случаях является выявление соответствия (или несоответствия) военнослужащего занимаемой им должности. Аттестационная комиссия, как правило, рассматривает и дает оценку деловым и личным качествам военнослужащего. Подтверждением несоответствия офицера (или прапорщика) требованиям военного законодательства может являться наличие действующих (неснятых) дисциплинарных или административных взысканий, а также возбуждение в отношении этого военнослужащего уголовного дела.

Аттестация может быть как запланированной заранее, так и носить внеплановый характер. Внеплановая аттестация, как правило, назначается на основании ходатайства прямого начальника провинившегося офицера (или прапорщика). В рапорте должна быть указана причина, в соответствии с которой возникла необходимость рассмотрения вопроса о целесообразности дальнейшей службы такого военнослужащего, например, военнослужащий не соответствует тем требованиям, которые предъявляет к гражданам, проходящим службу, закон.

По порядку проведения и содержанию эти процедуры принципиально не отличаются друг от друга. Если комиссия придет к выводу, что военнослужащий не соблюдал надлежащим образом условия контракта, то соответствующему командиру (или начальнику) будет направлено предложение об увольнении его с военной службы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *