Нормативы изъятия природных ресурсов

2.3 Нормативы использования природных ресурсов

Правовые основы экологического нормирования

курсовая работа

Несмотря на важную роль в обеспечении рационального природопользования и охраны окружающей среды, правовое регулирование нормирования в сфере использования природных ресурсов не получило пока должного развития. Нормативы использования (изъятия) природных ресурсов устанавливаются, чтобы обеспечить предупреждение истощения природных ресурсов, с учетом их самовосстановления, предотвращения нарушений равновесия в окружающей природной среде. В отношении невозобновимых природных ресурсов (минеральных, к примеру) такие нормативы должны определять социально и экономически обоснованный режим их использования (добычи).

В мировой науке выработаны правила определения долговременных или постоянных пределов устойчивого потребления природных ресурсов. Так, экономист Международного банка реконструкции и развития (МБРР) Герман Дейли считает, что:

* для возобновимых ресурсов (почва, вода, лес, рыба) темпы потребления не должны превышать темпов регенерации (поэтому, например, отлов рыбы можно проводить в равновесном, устойчивом режиме, если его темпы не превышают темпов воспроизводства оставшейся популяции);

* для невозобновимых ресурсов (ископаемое топливо, высококачественные минеральные руды, грунтовые воды) темпы потребления не должны превышать темпов их замены на возобновимые ресурсы (например, нефтяное месторождение можно эксплуатировать в стабильном режиме, если часть доходов от него систематически вкладывается в разработку и производство солнечных коллекторов или посадку деревьев, так что после ичезновения нефти будет обеспечен эквивалентный поток энергии от возобновимого источника). Дейли Герман. Экология потребления ресурсов и устойчивое развитие. // Переводное издание: «Экология экономики», №4, 2006. С.19.

Представляется, что темпы потребления невозобновимых ресурсов могут определяться с учетом иных критериев, в частности, путем определения неких оптимальных объемов их потребления. Важно при этом, чтобы такие критерии были трансформированы в конкретные нормативы использования природных ресурсов.

Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды — нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.

Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Очевидно, что требования о нормировании предельного использования (изъятия) отдельных природных ресурсов должны устанавливаться в природоресурсных актах с учетом их специфики.

Важнейшими актами устанавливающими конкретные ограничения нормирования использования природных ресурсов являются Земельный, Водный и Лесной кодексы РФ, Федеральные законы «О животном мире», «О недрах».

Лимиты использования устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов. Они могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребности в данном виде природного ресурса и его состояния.

Нормативные объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов устанавливаются конкретным предприятиям-природопользователям специально уполномоченными государственными органами управления в области использования и охраны природных ресурсов в соответствии с их компетенцией.

Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Ацагорцян, Гарник Геворгович, 1984 год

1. Гидрология Армянской ССР. Ереван, АН Арм.ССР, 1974, 392 с.

2. Охрана природных ресурсов Армянской ССР. Ереван, Айастан, 1982, 216 с.

3. Костяков А.Н. Основы мелиорации. М.-Л.: Сельхозиздат, 1933, 886 с.

4. Ризенкампф Г.К, Основы ирригации. М.: Сельхозиздат, 1925, т. I, 623 с.

5. Саваренский А.Д. Водохозяйственные расчеты при регулировании стока. Куйбышев, 1935, 236 с.

6. Саваренский А.Д. Регулирование речного стока водохранилищами.

7. Мартиросян Р.С. К вопросу выбора расчетной обеспеченности орошаемых систем. Труды АрмНИИВПиГ, I960, т.5, с.261-280.

8. Мартиросян Р.С. Об устойчивости продуктивности орошаемого хозяйства при ограничении водоподачи в маловодные годы. Труды АрмНИИВПиГ, I960, т.5, с. 211-229.

9. Соломония О.Г. Применение методов линейного программирования при гидромелиоративном проектировании. Труды ГрузНИИЭГС, 1962, т.ХУ, с. 36-47.

10. Соломония О.Г, Некоторые вопросы многоэтапного ирригационного проектирования с помощью методов линейного программирования. В сб.: Применение математических методов и вычислительных машин в мелиорации. М.: ЦБНТИ, 1966, с. 54-65.

11. Мартиросян Р.С., Стзпанян Г.Д. Нзкоторыз вопросы опрздзлзния эффзктивности орошзния. В сб.: Оптимальныз модели орошзния. М.: ВНИИГиМ, 1968, с. 96-108.

12. Кардаш В.А., Феленгзр Н.С. Нежесткая модзль структуры орошзния из нззарзгулированного источника при стохастичзских колз-баниях водности. В сб.: Оптимальныз модзли орошзния. М.: ВНИИГиМ, 1968, с. I2I-I30.

13. Гзрщкович М.И., Мзчитов И.И. Оптимизация параметров ирригационных систем с помощью ЭВМ. В сб.: Сообщение по примзнзнию математических методов и элзктронно-вычислитзльных машин в мелиорации и водном хозяйствз. М., 1969, с. 63-64.

14. Пряжинская В.Г. Оптимизация показатзлзй орошзния в условиях нзустойчивого увлажнения, В сб.: Матзматика и ЭВМ в мелиорации. М.: ВНИИГиМ, 1971, ч.1, с. 135-143.

15. Кардаш В.А., Пряжинская В.Г. О стохастикз задач планирования орошазмого земледелия. В кн.: Оптимальное планирование. Новосибирск, Наука, 1966, вып.З, с. 51-56.

16. Шавва К.И. Установлениз очзрздности строитзльства и оптимизации расчетной обеспеченности оросительных систзм при их проектировании . В сб.: КиргизИНТИ, 1971, 72 с.

17. Воропазв Г.В., Мухамзджанов В.Н., Чернявский B.C. Оптимизация составов и очзрздности мзроприятий по реконструкции ороситзль-ных систзм. В сб.: Математика и ЭВМ в мзлиорации. М.: ВНИИГиМ, 1971, ч.1, с. 159-175.

18. Взликанов A.JI. Экономическое обоснованиз расчетной обеспеченности в водохозяйственных комплексах. В сб.: Оптимизация параметров и режимов компонентов водохозяйственного комплекса. М.: ЭНИН, 1973, вып.17, с. 13-37.

19. Фельдман М.П. Оптимальное распределение и расчетная обеспеченность отдачи водных ресурсов при комплексном использовании. В сб.: Оптимизация параметров и режимов компонентов водохозяйственного комплекса. М.: ЭНИН, 1973, вып.17, с. 3-12.

20. Кудинов А.Г. Резервы и надежность в комплексных водохозяйственных системах, В сб.: Оптимизация параметров и режимов компонентов водохозяйственного комплекса. М.: ЭНИН, 1973, вып. 17, с. 38-62.

21. Бестужева К.Г. Выбор оптимального водопотребления компонентов и его обеспеченности в проектируемых водохозяйственных комплексах. В сб.: Оптимизация параметров и режимов компонентов водохозяйственного комплекса. М.: ЭНИН, 1973, вып.17, с. 6392.

22. Архангеловский Ю.А., Дунин-Баковский Л.В., Бошевский М.З., Гофштзйн Л.С., Зорина Э.С., Сирота А.И. Методы расчета оптимального режима управления ирригационно-энергетическим комплексом. М.: Водные ресурсы, 1975, /й I, с. 20-29.

23. Браславец М.Е. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве. М.: Колос, 1972, 589 с.

24. Великанов А.Л., Пойзнер В.И. О применении статистических испытаний для оптимизации параметров водохозяйственных систем. М.: Водные ресурсы, Наука, 1976, № 4, с, 58-64.

25. Вирченко М.И. Модель размещения и структуры сельскохозяйственного производства. В сб.: Математические модели оптимального планирования. Новосибирск, Наука, 1966, с. 174-177.

26. Воропазв Г.В., Гофман К.Г., Комавзц Б.И., Райник В.Е. Основ-ныз принципы экономического сопоставления планово-проектных вариантов в мелиорации и водном хозяйстве и формирование критерия выбора. М.: Водные ресурсы, Наука, 1980, № 2, с. 92-100.

27. Воропаев Г.В., Исмайылов Г.Х., Федотов В.М. Принципы построения имитационной модели и опыт ее применения для водохозяйственных систем бассейнов рек Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи. М.: Водные ресурсы, Наука, 1980, № с. 55-81.

28. Галямин Е.П. Оперативное планирование водораспределения в орошении. М.: Водные ресурсы, Наука, 1975, № 6, с. 47-63.

29. Григорчук А.А., Исмайылов Г.Х. Расчет оптимальных параметров оросительных систем на незарегулированном стоке в зоне неустойчивого естественного увлажнения. М.: Водные ресурсы, Наука, 1977, № б, с. 76-85.

30. Дунин-Барковский Л.В. О внедрении электронно-вычислительной техники в гидромелиоративное проектирование. С.: Гидротехника и мелиорация, Колос, 1967, № 5, с. 24-32.

31. Золотарзв Т.Л. К вопросу оптимизации параметров водохозяйст-взнных систзм. В сб.: Проблемы гидроэнзргзтики и водного хозяйства. Алма-Ата, Наука, 1964, вып.2, с.41-67.

32. Кадышев Б.И. Сзтзвыз мзтоды планирования и управления проектированием водохозяйственных объектов. М.: Гидротехника и мелиорация. Колос, 197I, № 7, с. 19-26.

33. Калачев Н.С. К вопросу оптимизации структуры водохозяйственных систем. Алма-Ата, Взстник АН КазССР, 1965, № I, с. 3-II.

34. Мечитов И.И. Об оптимальном распределении воды на ирригацию при ее дефиците. Тбилиси, ИНТИиП, 1966, с. 39.

35. Мечитов И.И., Гершкович М.И. Оптимизация использования водных ресурсов в. дефицитных по воде бассейнах. М.: Гидротехника имелиорация, Колос, 1967, с. 35-44.

36. Можин В.П. Оптимизация плановых решений в сельском хозяйстве. М.: Экономика, 1974, 151 с.

37. Немчинов B.C. Модель экономического района. В сб.: Применение математики в экономических исследованиях. М.: Соцэкгиз, 1961, с. I2I-I35.

38. Полубаринова-Кочина П.Я., Пряжинская В.Г., Эрмих В.Н. Математические методы в вопросах орошения. М.: Наука, 1969, 414 с.

39. Ацагорцян Г.Г. Модель ирригационного проектирования нззарегу-лированных стоков при переменном зстзствзнном увлажнении. Биологический журнал Армении. т.ХХХ1У, 1981, № 5, с.467-472.

40. Ацагорцян Г.Г. Об одной модели расчетной обеспеченности неза-регулированных стоков. Ереван, Известия АН АрмССР. Сер.тех. наук, т.XXIII, 1980, № 5, с,23-28.

41. Соломония О.Г., Ацагорцян Г.Г. Установление оптимальных параметров водохозяйственных объектов при ступенчатом использовании водотоков. Тбилиси. ГрузНШЭГС, т. 1984, с.

42. Гасс С. Линейное программирование. М.: Физматгиз, 1961, 303 с.

43. Беллман Р. Динамическое программирование. М., Ил, I960, 400с.

44. Данциг Д. Линейное программирование. Его применение и обобщение. М.: Прогресс, I960, 660 с.

45. Ланге 0. Оптимальныз рзшзния. Основы программирования. М.: Прогресс, 1967, 285 с.

46. Лихтзнштзйн В.Е. Модели дискрзтного программирования, М.: Наука, 1971, 239 с.

47. Хзди Э., Кандлзр Д. Методы линейного программирования. М.: Колос, 1965, 447 с.

48. Юдин Д.Б. Матзматичзскиз методы управления в условиях неполной информации. М.: Совзтскоз радио, 1974, 400 с.

49. Буслзнко Н.П., Шрзйдзр Ю.А. Мзтод статистических испытаний. М.: Физматгиз,’1961, 228 с.

50. Баур Б.Т., Хафшмидт, Риди В.В. Методы управлзния: их роль в прозктировании водохозяйственных систзм с помощью анализа моделирования. В кн.: Проектирование схзм комплзксного использования водных рзсурсов. М. — Л., Энзргия, 1966, с. 240-253.

51. Дорфман Р. Матзматичзскиз модзли: многоструктурноз приближение. В кн.: Проектирование схем комплексного использования водных рзсурсов. М. — Л., Энзргия, 1966, с. 282-316.

52. Томас Г.А., Уотзрмайзр П. Матзматичзскиз модзли: стохастичзс-коз послздоватзльное приближзниз. В кн.: Проектирование схем комплексного использования водных рзсурсов. М.-Л.: Энзргия, 1966, с. 317-333.

53. Моран Р. Тзория рзззрвуара. М., «ИЛ», 1962, 98 с.

54. Крицкий С.Н., Мзнкзль М.Ф. Водохозяйствзнныз расчзты. М.: Гидромзтзоиздат, 1952, 392 с.

55. Картвзлишвили Н.А. К тзории многолетнего регулирования речного стока. М.: Известия Всзсоюзного научно-исслздоватзльского института гидротехники имзни Б.Е.Вздзнззва, Госэнзргоиздат, 1958, т. 58, с. 231-232.

56. Бусалазв И.В. Сложныз водохозяйствзнныз системы. Алма-Ата,1. Наука-, 1980, 232 с.

57. Свешников А.А. Прикладные методы теории случайных функций. М., Наука, 1968, 464 с.

58. Сванидзе Г.Г., Пиранашвили З.А. К вопросу о применении метода Монте-Карло в теории регулирования речного стока. М.; Изв. АН СССР, Энергетика и транспорт, 1967, №5, с. I5I-I57.

59. Киласония А.Н. К расчету водохранилища многолетнего регулирования методом Монте-Карло, автореферат кандидатской диссертации, Тбилиси, 1970, 24 с.

60. Сванидзе Г.Г. Методика расчета длительного регулирования при комплексном использовании водных ресурсов. Б кн.: Докл.Междунар.симпозиума по проблеме комплексного использования рек. Мадрид, 1969, с. I-II.

61. Шатберашвили П.А. Устройство и способы регулирования по -верхностного стока на реках, формирующий сток в горных областях. Труды международного конгресса по предотвращению и борьбе с паводками. Австрия, 1971, с. 15.

62. Сванидзе Г.Г., Резниковский А.Ш. Опыт применения метода Монте-Карло к расчетам многолетнего регулирования стока в каскасдах ГЭС. М.: Гидротех. строит., 1964, М, с. 34-36.

63. Резниковский А.Ш. Статистическое моделирование речного стока в гидрологических, водохозяйственных и водноэнергетичес-ких расчетах. В кн.: Тр.1У Всесоюзн.гидрол.съезда, Т.З.Л., Гидрометеоиздат, 1975, 128-135.

64. Резниковский А.Ш,, Сванидзе Г.Г. Водно-энергетические расчеты каскадов ГЭС при комплексном использовании водных ресурсов с применением метода Монте-Карло и ЭЦВМ. В кн.: Докл.

65. УП Мировой энерг.конф., М., 1968, с. I-I3.

66. Рожденственский А.В. О новых принципах построения нормативов расчеты, обеспеченности с использованием метода статистическмх испытаний. В кн.: Тр.1У Всзсоюз.съезда T.3.JI., Гидроме-тзоиздат, 1975, с.156-163.

67. Хомзрики И.В. Уточнение обеспеченности отдачи при многолзтнзм регулировании рзчного стока с помощью водохранилищ. Тбилиси, Сообщ. АН ГрузССР, 1965, т.37, № 2, с.395-402.

68. Цвзтков Е.В. Взроятностная мзтодика назначзния оптимальных режимов энзргосистзм с гидростанциями длительного регулирования.- Тр.ВНШЭ, 1961, вып.13, с.91-111.

69. Щавелзв Д.С. Математическая модель многоцелевой оптимизации водных ресурсов. М.: Водные ресурсы, 1974, № 4, с. 43-45.

70. Бусалаев И.В. Сложные водохозяйственные системы. Алма-Ата, Наука, 1980, 232 с.

71. Бусалаев И.В. К вопросу оптимизации водохозяйственного проектирования. В кн.: Проблемы гидроэнзргзтики и водного хозяйства, Алма-Ата, Наука, 1965, вып.2, с.135-141.

72. Чеботарев А.И., Залесский Ф.В. Состояние и перспективы развития методов гидрологических расчетов и их применение в строительном проектировании. В кн.: Тр. Всесоюз.гидрол.съезда, т.1, Л.: Гидромзтеоиздат, 1975, с.84-92.

73. Чокин Ш.Ч. Теоретические основы обобщенной методики расчета регулирования речного стока при комплексном его использовании. М.: Водные ресурсы, 1973, № 5, с.120-124.

74. Чокин Ш.Ч., Григорев В.А., Редькин В.К. Номограммы для определения полезной емкости водохранилища многолетнего регулирования при переменной внутригодовой отдаче. Алма-Ата. Проблемы гидроэнергетики и водного хозяйства, 1975, вып.12, с.82

75. Чокин Ш.Ч., Григорьев В.А., Редькин В.К. Обобщенный призм расчета многолетнего регулирования стока на полезную отдачу водохранилища. Алма-Ата. Проблемы гидроэнергетики и водногохозяйства, 1975, вып.12, с.74-81.

76. Шарапов В.А. Водохранилище зарубежной Европы и некоторые вопросы их создания и комплексного использования. М.: Водные ресурсы, 1973, № 3, с.175-186.

77. Андреев В.Г. Гидрологические основы при проектировании малых и средних гидроэлектростанций. Л., Гидрометеоиздат, 1957, 524 с.

78. Руководство по определению расчетных гидрологических характеристик. Л.: Гидрометеоиздат, 1973, 112 с.

79. Плешков Я.Ф. Регулирование речного стока. Л.: Гидрометеоиздат, изд.П, 508 с.

80. Указания по определению расчетных гидрологических характеристик. Л.: Гидрометеоиздат, 1972, 19 с.

81. Типовая методика определения эффективности капитальных вложений и новой техники в народном хозяйстве СССР. М.: Госпланиз-дат, I960, 22 с.

82. Сафаров Е.Д. Основы водохозяйственных и энерго-экономических расчетов гидроэлектрических станций. Ереван, Айастан, 1965, 384 с.

83. Хачатуров Т.С., Лойтер М.Н. Эффективность капитальных вложений и экономическая оценка водных ресурсов. М.: Водные ресурсы, 1973, № I, с.79-81.

84. Лойтер М.Н. Природные ресурсы и эффективность капитальных вложений. М.: Наука, 1974, 280 с.iUSUMtU, от1гьц»при8М1зь ьч яризм,

85. S^SblinM^Stt^j IThW) SPUMES Ш’Ъминистерство мелиорации и водного хозяйстваармянской сср375200, Ереван, ул. Гжуни. 1311. На №1. G П Р А В К А

86. Полученные, тов. Г.Г.Ацагорцяном результаты в долнейшем будут исi пользованы Главным управлением при разработке и осуществлении мероприятий по ‘обеспечению эффективности • использования водных ресурсов Армянской ССР в целях орошения и обводнения. ,

87. Начальник Главного управления эксплуатации оросительных иительных систем Минводхоза , кандидат технически^ наук1. Р.Григорян1. UijtjUlljUlt ВЦ.»

88. Ч-ЗШ’УШЛЬиЛЬР-Зи.Ъ tm,t-VSrnhP-3Ub гпп.апььапи.рпьр’заь qbsu.tiu.ibUkU

89. МИНИСТЕРСТВО . •СКЛЬСКОГО ХОЛЯПСТВА .ЛРМНИСКОП ССР . ГОСУДЛГСТШЛШЫП ПРОЕКТНЫП ИНСТИТУТ НО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ ♦ЛРМПШРОЗЕМ»-3750’i0, Hpfnau-ЛО, ул. Г. Лчарппа 2/2 тел. 61-01- К) .1. Расчетный. счет 3

90. Cuueici.oM отделит» Госбанка1. СПРАВКА

В связи с принятием в 2006 году Водного Кодекса РФ и соответствующих подзаконных нормативных актов, изменился понятийный аппарат в части нормативов воздействия на водные объекты. В настоящее время понятия, используемые в Водном кодексе, в целом соответствуют понятиям, приведенным в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», что обеспечивает сопоставление и понимание соответствующих терминов: нормативы допустимого воздействия, нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, нормативы качества.

Во исполнение положений Водного кодекса РФ в конце 2007 года были разработаны методики:

  • определения нормативов допустимого воздействия (НДВ) на водные объекты (утв. приказом МПР от 12.12.2007 №328 «Об утверждении методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты»);
  • определения нормативов допустимых сбросов (НДС) в водные объекты (утв. приказом МПР от 17.12.2007 №333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»).

Порядок утверждения соответствующих нормативов установлены:

  • Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 №881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты»;
  • Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 №469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».

Нормативы допустимого воздействия (НДВ) на водные объекты – это допустимое совокупное воздействие всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть. НДВ разрабатываются и утверждаются по водному объекту или его участку в соответствии с гидрографическим и/или водохозяйственным районированием в целях поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства.

НДВ на водные объекты предназначены для установления безопасных уровней содержания загрязняющих веществ, а также других показателей, характеризующих воздействие на водные объекты, с учетом природно-климатических особенностей водных объектов данного региона и сложившейся в результате хозяйственной деятельности природно-техногенной обстановки.

НДВ на водные объекты устанавливаются с учетом состояния водного объекта и его экологической системы на основе нормативов качества воды в водном объекте в соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 №881 разработкой нормативов допустимого воздействия на водные объекты занимается Федеральное агентство водных ресурсов при содействии:

  • Госкомрыболовства;
  • Росгидромета;
  • Роспотребнадзора.

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты устанавливаются на период не менее 15 лет, исходя из состояния каждого конкретного водного объекта. Корректировка нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется на основе результатов государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов не чаще одного раза в 5 лет.

Нормативы допустимых сбросов (НДС) веществ в водные объекты – это нормативы, установленные для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

Соответственно, НДС в настоящее время пришел на смену ранее широко использовавшимся ПДС (предельно-допустимым сбросам).

Величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося природного фонового качества воды.

Расчетная величина норматива допустимого сброса тесно связана с числовым значением норматива качества вод водных объектов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 №469 нормативы допустимых сбросов утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с:

  • Росгидрометом;
  • Роспотребнадзором;
  • Россельхознадзором;
  • Ростехнадзором.

НДС разрабатываются на пять лет. Пересмотр и уточнение НДС осуществляется до истечения срока их действия, в следующих случаях:

  • при изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте;
  • при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод, параметров сброса;
  • при утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Как НДВ, так и НДС устанавливаются по отношению к нормативам качества воды водного объекта.

Нормативы качества воды разрабатываются для условий питьевого, хозяйственно-бытового и рыбохозяйственного водопользования, определяемых в соответствии с действующим законодательством.

Нормативы качества воды водного объекта включают:

  • общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования;
  • перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования (устанавливается СанПиНами);
  • перечень ПДК веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения (утверждается приказом Госкомрыболовства).

Таким образом:

  1. НДВ и НДС устанавливаются в зависимости от целевого предназначения водного объекта и по отношению к нормативам качества воды водного объекта.
  2. При комплексном использовании водного объекта при расчете НДВ и НДС принимаются наиболее жесткие нормативы качества воды.
  3. Возможен пересмотр сроков действия НДВ и НДС в случаях, определенных подзаконными актами.
  4. При установлении НДВ и НДС учитывается ныне существующие состояние водного объекта, на который оказывается воздействие/производится сброс.
  5. При расчете величин НДВ и НДС гидрологические условия принимаются как наиболее неблагоприятные из возможных.

Однако:

  1. В силу различия понятий НДВ и НДС в первом случае рассматриваются не только сбросы веществ в водный объект, но также и такие виды воздействия как изъятие воды из водного объекта, использование его для строительства сооружений и изменение водного режима.
  2. Расчетной единицей для НДВ является водохозяйственный участок, для НДС – субъекты хозяйственной или иной деятельности.

5. Нормативы использо-вания природных ресурсов

Несмотря на важную роль в обеспечении рационального природопользования и охраны окружающей среды, правовое регулирование нормирования в сфере использования природных ресурсов не получило пока должного развития. Нормативы использования (изъятия) природных ресурсов устанавливаются, чтобы обеспечить предупреждение истощения природных ресурсов, с учетом их самовосстановления, предотвращения нарушений равновесия в окружающей природной среде. В отношении невозобновимых природных ресурсов (минеральных, к примеру) такие нормативы должны определять социально и экономически обоснованный режим их использования (добычи).

В мировой науке выработаны правила определения долговременных или постоянных пределов устойчивого потребления природных ресурсов. Так, экономист Международного банка реконструкции и развития (МБРР) Герман Дейли считает, что:
• для возобновимых ресурсов (почва, вода, лес, рыба) темпы потребления не должны превышать темпов регенерации (поэтому, например, отлов рыбы можно проводить в равновесном, устойчивом режиме, если его темпы не превышают темпов воспроизводства оставшейся популяции);
• для невозобновимых ресурсов (ископаемое топливо, высококачественные минеральные руды, грунтовые воды) темпы потребления не должны превышать темпов их замены на возобновимые ресурсы (например, нефтяное месторождение можно эксплуатировать в стабильном режиме, если часть доходов от него систематически вкладывается в разработку и производство солнечных коллекторов или посадку деревьев, так что после ичезновения нефти будет обеспечен эквивалентный поток энергии от возобновимого источника)*.
__________________________
* Herman Daly. Toword Some Operational Principles of Sustainable Development // Ecological Economics. 1990. 2. P. 1-6.
Представляется, что темпы потребления невозобновимых ресурсов могут определяться с учетом иных критериев, в частности, путем определения неких оптимальных объемов их потребления. Важно при этом, чтобы такие критерии были трансформированы в конкретные нормативы использования природных ресурсов.
Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», устанавливающий соответственно своему названию преимущественно природоохранные требования, в ст. 19 предусматривает лимиты на природопользование. Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняю-щих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства. Такие лимиты устанавливаются предприятиям-природопользователям специально уполномочен-ными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды, исходя из необходимости поэтапного достижения нормативных объемов использования (изъятия) природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объемов размещения отходов про-изводства с учетом экологической обстановки в регионе. Срок достижения нормативных объемов природопользования и лимиты по годам определяются в соответствии с утвержден-ными показателями государственных и региональных экологических программ.
Очевидно, что требования о нормировании предельного использования (изъятия) отдельных природных ре-сурсов должны устанавливаться в природоресурсных актах с учетом их специфики. Так, лимитирование ис-пользования земель осуществляется посредством утверждения Министерством строительства РФ норм отвода земель для автомобильных дорог, железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем, нефтяных и газовых скважин, предприятий рыбного хозяйства, линий связи и электросетей и т.п.

Самые общие положения относительно водопотребления содержатся в Водном кодексе РФ. Например, лимиты водопотребления устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, осуществляющего свои полномочия на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 90 ВК РФ).
Кроме того, в ст. 110 ВК РФ определяются требования к экологическим попускам и нормированию предельно допустимого безвозвратного изъятия поверхностных вод. Для поддержания состояния водных объектов, соответствующего экологическим требованиям, осуществляются сбросы воды из водохранилищ (экологические попуски) и устанавливается объем безвозвратного изъятия поверхностных вод. Для каждого водного объекта они определяются специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда совместно со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Кодекс не допускает удовлетворение потребностей водопользователей в водных ресурсах за счет экологического попуска.
Инструментом обеспечения принципов рационального, непрерывного и неистощительного пользования лесным фондом призвана служить расчетная лесосека. В соответствии со ст. 62 Лесного кодекса РФ расчетная лесосека определяется при лесоустройстве по каждому лесхозу федерального органа управления лесным хозяйством раздельно по хозяйствам (хвойному, мягколиственному и твердолиственному) в пределах групп лесов. Федеральный орган управления лесным хозяйством предусматривает случаи, в которых расчетная лесосека устанавливается по каждому лесничеству и участку лесного фонда, передаваемому в аренду, безвозмездное пользование и на концессию.
Расчетная лесосека утверждается феде-ральным органом управления лесным хозяйством с участием органа государственной власти субъекта РФ и специально уполномоченного государственого органа в области охраны ок-ружающей среды. Она вводится в действие с первого января года, следующего за годом окончания лесоустроительных работ.
По каждому субъекту РФ расчетная лесосека оп-ределяется как сумма утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек по соот-ветствующим лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством.
Федеральный закон «О животном мире» (ст. 17) предусматривает, что нормирование в об-ласти использования и охраны животного мира и среды его обитания заключается в:
а) установлении лимитов использования объектов животного мира;
б) установлении стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мира и среды его обитания. К сожалению, в Законе не определяются критерии, с учетом которых должны устанавливаться лимиты использования животного мира.
В Земельном кодексе и Законе «О недрах» требования, касающиеся лимитирования использования земель и недр как инструмента предупреждения их истощения, практически отсутствуют. В Земельном кодексе установлены лишь требования о нормировании предельно допустимого загрязнения почв. Что касается использования полезных ископаемых, то определение объемов добычи их основных видов на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам является, согласно ст. 35 Закона «О недрах», одной из задач государственного регулирования отношений недропользования и осуществляется посредством лицензирования, учета и контроля. Каких-либо требований и критериев для определения разрешаемых объемов добычи полезных ископаемых Закон не устанавливает. Эта деятельность отдается на усмотрение Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также федерального органа управления государственным фондом недр и органов государственного горного надзора(ст.36).
Достаточно конкретно требования относительно процедуры разработки нормативов использования природных ресурсов предусмотрены Порядком разработки и утверждения экологических нормативов и выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г.
Нормативные объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов устанавливаются конкретным предприятиям-природопользователям специально уполномоченными государственными органами управления в области использования и охраны природных ресурсов в соответствии с их компетенцией. В пределах своей компетенции согласовывают такие нормативы органы Госкомэкологии РФ.
При этом проекты нормативов разрабатываются самими предприятиями-природопользователями. При разработке должны учитываться предложения органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и мнение населения. Однако в этом документе не предусмотрены процедуры такого участия.
При разработке нормативов использования природных ресурсов учитываются положения Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», требования других нормативных правовых актов, показатели государственных и региональных экологических программ, экологическая ситуация в конкретном регионе.
Лимиты использования устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов. Они могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенст-вования технологических процессов, изменения потребности в данном виде природного ре-сурса и его состояния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *