Нормы естественной убыли при перевозке железнодорожным транспортом

УКАЗАНИЕ

14.04.86 г. № 8-30/276

О нормах естественной убыли грузов

при перевозках ж/д транспортом

Министерство хлебопродуктов СССР направляет для руководства Нормы естественной убыли отдельных видов грузов при перевозках железнодорожным транспортом, утвержденные постановлением Госснаба СССР от 01.01.01 г. (№ 39).

Указанные Нормы вводятся в действие с 1 мая 1986 года.

С вводом в действие указанных Норм не применяются с 1 мая 1986 г. действующие нормы естественной убыли зерна, солода, семян (кроме желудей, семян льна и конопли в таре), муки, крупы, отрубей и прочих отходов, жмыха, муки кровяной и роговой, скорлупы фруктовых косточек и орехов при перевозках железнодорожным транспортом, а также утратил силу п. 17 Инструкции о порядке ведения учета и оформления операций с зерном и продуктами его переработки на предприятиях хлебопродуктов системы Министерства заготовок СССР № 9-1, утвержденной приказом Минзага СССР от 01.01.01 г. № 55, в части норм естественной убыли грузов при перевозках железнодорожным транспортом.

Доведите настоящие указания до подведомственных предприятий и организаций и обеспечьте контроль за правильным применением норм естественной убыли отдельных видов грузов при перевозках железнодорожным транспортом.

Приложение на 2 страницах.

Заместитель Министра

Приложение к Указанию Минхлебопродукта СССР от 29.12.87 г№ 8-30/226

Утверждены постановлением Госснаба СССР от 25.03.86 г. № 39

НОРМЫ

естественной убыли отдельных видов грузов

при перевозках железнодорожным транспортом

Наименование грузов по группам тарифной номенклатуры

Нормы естественной убыли в % от массы груза

Группа 01

Зерно

Зерно, кроме перевозимого в вагонах-зерновозах, солод при перевозке на расстояние:

до 1000 км

0,09

от 1000 до 2000 км

0,13

свыше 2000 км

0,18

Зерно при перевозке в вагонах-зерновозах на расстояние:

до 1000 км

0,05

от 1000 до 2000 км

0,08

свыше 2000 км

0,10

Группа 02

Семена

Семена, кроме желудей, семян льна и конопли в таре при перевозке на расстояние:

до 1000 км

0,09

от 1000 до 2000 км

0,13

свыше 2000 км

0,18

Группа 50

Продукция мукомольно-крупяной промышленности

Мука, крупа при перевозке на расстояние:

до 1000 км

0,09

от 1000 до 2000 км

0,13

свыше 2000 км

0,18

Приложение

к постановлению Госснаба СССР

от 25.03.86г. № 39

НОРМЫ

естественной убыли отдельных видов грузов при перевозке железнодорожным транспортом

Наименование грузов по группам тарифной номенклатуры

Нормы естественной убыли в процентах от массы груза

Шрот гранулированный

0,04

Шрот порошкообразный

0,06

Жмыхи

0,04

Мука кровяная и роговая скорлупа фруктовых косточек и орехов

0,65

Примечание: Нормы естественной убыли по массе нетто применяются при и расчетах грузополучаньеля с грузоотправителем, а по массе брутто при получении груза от ж/д.

Указанные нормы естественной убыли являются предельными и применяются только в случае фактической недостачи массы груза.

Приложение

к постановлению Госснаба СССР

от 02.06.86 г. № 63

Н о р м ы

естественной убыли отдельных видов грузов при перевозке автомобильным транспортом

Наименование грузов по группам тарифной номенклатуры

Нормы естественной убыли в

процентах от массы груза

При перевозке зерна, зерносмеси и отходов1 категории семян

масличных культур и трав, хлебопродуктов, отрубей независимо

от расстояния

насыпью 0,07

в таре 0,05

Жмыхи и комбикорма при перевозке на расстояния

до 25 км 0,04

от 25 до 50 км 0,05

от 50 до 100 км 0,07

свыше 100 км каждые последующие 100 км 0,02

Примечания: 1. При автомобильных перевозках семян, трав, подвергавшихся очистке на электромагнитных машинах, нормы естественной убыли при перевозках увеличиваются на 15%.

2. Указанные нормы естественной убыли являются предельными и применяются только в случае фактической недостачи массы груза

3. Указанные нормы естественной убыли применяются при перевозках грузов гужевым транспортом.

МИНИСТЕРСТВО ХЛЕБОПРОДУКТОВ СССР

Приложение 12

Министерства хлебопродуктов союзных республик: организации, непосредственно подчиненные Минхлебопродукту СССР

14.04.86 г. № 8-30/274

О нормах естественной убыли грузов

при перевозках речным транспортом

Министерство хлебопродуктов СССР направляет для руководства Нормы естественной убыли отдельных видов грузов при перевозках речным транспортом, утвержденные постановлением Госснаба СССР от 01.01.01 г. (№ 38).

Указанные Нормы вводятся в действие с 1 мая 1986 года.

В связи с этим утратил силу с 1 мая 1986 года п. 17 Инструкции о порядке ведения учета и оформления операции с зерном и продуктами его переработки на предприятиях хлебопродуктов системы Министерства заготовок СССР № 9-1, утвержденной приказом Минзага СССР от 01.01.01 г. № 55, в части норм естественной убыли грузов при перевозках речным транспортом.

Доведите настоящие указания до подведомственных предприятий и организаций и обеспечьте контроль за правильным применением указанных Норм.

Приложение на 3 листах.

Заместитель Министра

Приложение к Указанию Минхлебопродукта СССР от 14.04.86 г№ 8-30/274

Утверждены постановлением Госснаба СССР от 25.03.86 г. № 38

НОРМЫ

естественной убыли отдельных видов грузов

при перевозках речным транспортом

Наименование грузов по группам тарифной номенклатуры

Нормы естественной убыли в % от массы груза

Группа 01, 02

Зерно, семена

Зерно, солод и семена при перевозке на расстояние:

до 1000 км

0,08

от 1000 до 2000 км

0,13

свыше 2000 км

0,16

Группа 50

Продукция мукомольно-крупяной промышленности

Мука и крупа при перевозен на расстояние:

до 1000 км

0,09

от 1000 до 2000 км

0,13

свыше 2000 км

0,17

Отруби и прочие отходы

в таре

0,22

без тары

0,27

Группа 51

Продукция хлебопекарной, макаронной, кондитерской, крахмало-паточной промышленности

Дрожжи сухие

0,30

Группа 54

Комбикорма

0,18

Жмыхи

0,24

Ракушка речная и морская кормовая

0,64

Дорожное хозяйство России
строительство и содержание дорог — это очень важно
  • Дорожное хозяйство России — что входит в понятие «дорожное хозяйство»
  • Дорожное хозяйство — сколько это стоит
  • Генеральная цель – удвоение пропускной способности и протяженности автодорог — основные цели по развитию автомобильных дорог России
  • Дорожные машины — средства механизации, применяемые при строительстве, содержании и ремонте дорог
  • Проблема обеспечения безопасности дорожного движения — и водитель, и пешеход, и даже инспектор — все они участники дорожного движения

Производство

    • Абразивные материалы • Авиационное оборудование • Автозаводы • Автозаправочное оборудование • Автокосметика, автохимия • Автомобили — испытания • Автомоечное оборудование • Автопокрышки, диски • Автосервисное оборудование • Аккумуляторные батареи • Транспортные схемы строительства

1.4. Потери при хранении. Пути предупреждения и сокращения потерь товаров при хранении

Известно, что выдача продовольственных товаров со склада или оптовой базы после длительного хранения объективно производится в меньшем количестве по сравнению с принятой на хранение массой нетто, т.е. обязательно с учетом норм естественной убыли.

При хранении, транспортировке и продаже возникают количественные потери товаров. Они подразделяются на нормируемые и ненормируемые.

Нормируемые потери. К ним относятся потери, обусловленные естественной убылью массы товаров, образующиеся при подготовке к продаже колбас, мясокопченостей, рыбы, при зачистке сливочного масла, образования крошки сахара-рафинада, кондитерских и других товаров. К ним относят также потери, образующиеся в магазинах самообслуживания, размеры их установлены дополнительно к нормам естественной убыли товаров.

Естественная убыль – это уменьшение массы товаров в результате естественных причин. Нормы естественной убыли являются предельными и принимаются в случае обнаружения недостачи против учетных остатков.

Списание естественной убыли производится после инвентаризации товаров. Недостача в пределах норм естественной убыли списывается с материально-ответственных лиц по ценам, по которым товары были оприходованы.

Отнесение товарных потерь на издержки обращения производится по покупным ценам. Нормы естественной убыли применяются к товарам, проданным за отчетный период. К штучным и фасованным товарам нормы естественной убыли не применяются.

К товарам, отправляемым в другие магазины и на переработку, возвращаемым поставщикам, применяются нормы, учитывающие срок хранения. Для товаров, хранящихся в магазинах, отдаленных от складской сети, свыше 15 суток, применяются дополнительные нормы убыли, установленные для складского хранения.

Нормы на хранение скоропортящихся товаров устанавливаются для магазинов, имеющих холодильное оборудование с охлаждением не выше +8 °С.

При вынужденной реализации скоропортящихся продуктов в теплое время года через торговые точки, не имеющие средств охлаждения, нормы не повышаются, а применяются меры к ускоренной реализации товаров.

При наличии в магазинах неопытных учеников продавцов, стажеров или практикантов нормы убыли повышаются на 10%. Начисления производятся согласно табелю времени обучения только для секций или отделов, где работали ученики.

Нормы потерь хлебобулочных изделий применяются при наличии документа, подтверждающего сдачу его на корм скоту или вторичную переработку.

Нормы убыли устанавливаются в зависимости от торговой площади магазина и его ежегодного товарооборота. В соответствии с этим все магазины подразделяются на две группы. К первой группе относятся магазины с высоким годовым товарооборотом и торговой площадью более 400 м2, ко второй группе относятся все остальные магазины. Регионы страны в зависимости от удаленности и трудностей, связанных с доставкой товаров подразделяются на две зоны. К первой зоне относятся близлежащие от производителя продукции районы страны, а ко второй – далеко расположенные.

Выделяют четыре причины возникновения естественной убыли.

1. Усушка – это испарение влаги и улетучивание из товаров спирта, ароматических и других веществ. Этот вид убыли свойствен большинству пищевых продуктов, кроме герметически упакованных. Дыхание, происходящее в плодах, овощах и других товарах, также сопровождается потерей сухого вещества.

2. Раструска и распыл происходят при перевозке и хранении сыпучих товаров (муки, крахмала, сахара) и зависят в значительной степени от плотности тары и условий, в которых проводятся операции.

3. Раскрошка образуется при продаже товаров. Но для таких товаров, как хлебобулочные изделия, сахар-рафинад и карамель, обсыпанная сахаром, раскрошка не относится к естественной убыли, так как крошка в этих случаях должна сдаваться в переработку и списывается по накладной.

4. Утечка и разлив характерны для жидких продуктов, способных просачиваться через тару, но иногда имеют место и для твердых товаров, например потери клеточного сока при размораживании мяса и рыбы. Разлив также возможен при продаже косметических товаров.

На размер естественной убыли оказывают влияние следующие факторы:

1) состояние и физико-химическая природа товара;

2) качество товара;

3) упаковка;

4) условия и сроки хранения и транспортирования;

5) климатические условия и времена года;

6) вид перевозочного транспорта;

7) характер складирования, вид склада торгового предприятия, торгово-технологическое оборудование.

Важным фактором, влияющим на размер естественной убыли, является физико-химическая природа товаров. Это обусловлено тем, что продовольственные товары по химическому составу и свойствам отличаются друг от друга, поэтому величина нормы убыли для каждого товара различна. Например, для скоропортящихся товаров она значительно выше.

Нормы убыли различаются в зависимости от упаковки товара, срока хранения продукта, времени года и климатических зон хранения. Так, например, для товаров в стеклянной, металлической и некоторых видах полимерной тары убыли не наблюдается, в деревянной таре размеры утечки и впитывания в тару будут тем меньше, чем плотнее дерево и лучше качество тары. Упаковка фасованных товаров также снижает размеры потерь. При оптимальных условиях хранения размеры потерь будут минимальными. Величина убыли с удлинением срока хранения возрастает. Размеры нормы убыли продифференцированы по временам года и климатическим зонам. Значительно меньше убыли товаров наблюдается в зимнее время и в северных районах.

Нормы естественной убыли товаров при транспортировании установлены в зависимости от вида транспорта и расстояния перевозки. Меньшие нормы убыли установлены при перевозке воздушным транспортом.

Ненормируемые потери. К ним относятся потери, образующиеся в результате снижения качества или порчи товаров и повреждения тары при неправильном хранении и транспортировании, а также разницы между фактической массой тары и массой по трафарету (завес тары).

Для безалкогольных и алкогольных напитков, парфюмерии, упакованных в стеклянную тару, посуду, для зеркал, хрусталя, керамики, фарфора и других хрупких материалов нормируется процент боя, возникающего из-за воздействия динамических и статических нагрузок, превышающих пределы их механической прочности на сжатие, растяжение, излом, кручение, изгиб, смятие, упругость. При этом на пластмассовые изделия потери от боя не нормируются. Проценты потерь указываются в справочниках норм убыли.

Убытки от потерь при транспортировке грузов определяются с учетом оговорок в транспортных документах (контрактах, договорах, накладных), обеспечивающих защиту перевозчика от претензий грузополучателя. Например, в контракте на перевозку должен быть указан размер естественной убыли перевозимого груза по массе, возникающий вследствие специфических свойств товара, доля такой убыли обычно составляет от 3 до 5% для различных групп товаров.

Причинами естественной убыли при перевозке могут являться: усушка, утряска, выветривание, осыпание сыпучих грузов; утечка и испарение жидких грузов; механические повреждения штучных товаров; бой стеклянных и керамических изделий; наличие внутренних пороков, способствующих гниению или разрушению; впитывание влаги, отпотевание в результате резких колебаний температур; повреждение рядом стоящими грузами; порча товаров с малым сроком годности из-за нарушения сроков поставки; потертость, появление царапин на окрашенных поверхностях; потеря товарного вида и потребительских свойств, натуральной формы из-за воздействия солнечного света, коррозии (образования ржавчины), температуры, а также баратрия – нанесение повреждений при проведении погрузочно-разгрузочных работ (морской термин).

Естественная убыль при транспортировании устанавливается в процентах к массе нетто (чистому весу) перевозимого груза, т.е. лимитирует (ограничивает) допустимые потери продуктов и изделий, и называется транспортабельностью.

Основными мероприятиями по предупреждению и сокращению потерь товаров при хранении являются:

1) увеличение производства и торговли фасованными товарами, но это может привести к повышению себестоимости продукции;

2) повышение технической оснащенности торгового предприятия, хранилищ и транспортных средств холодильным оборудованием и оборудованием для механизации товарных операций и погрузочно-разгрузочных работ;

3) создание оптимальных условий хранения;

4) бережное обращение с товаром на всех этапах его товародвижения от производителя до потребителя.

Все меры по предупреждению и сокращению товарных потерь классифицируются следующими группами:

1) организационные;

2) технологические;

3) информационные.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Товарные потери при транспортировке

Сумма товарных потерь вследствие естественной убыли при перевозках определяется исходя из массы товаров (нетто), принятых для перевозки, и нормы естественной убыли. Естественная убыль не начисляется на ТМЦ, принимаемые и отпускаемые без перевеса по массе отправителя, без вскрытия тары, по товарам, реализованным транзитом, по штучным товарам и товарам, списанным в результате боя, лома, порчи.

Как правило, товарные потери при перевозках возникают при доставке от поставщика к организации — покупателю.

Потери при перевозках вследствие естественной убыли списываются по цене, установленной договором купли-продажи, то есть по цене приобретения.

При этом в учете делается проводка:

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Отражена сумма недостачи ТМЦ в соответствии с условиями договора

Затем сумма недостачи в пределах норм списывается на транспортно-заготовительные расходы.

Сумма недостачи отражена в составе расходов на продажу

Недостача, выявленная при приемке ТМЦ (сверх норм естественной убыли) оформляется соответствующим актом.

Недостача сверх норм естественной убыли выставляется поставщику в виде претензии, в которой выдвигаются требования на возмещение самой недостачи и, если договором поставки были предусмотрены штрафные санкции, предъявляются требования и по их уплате.

В бухгалтерском учете выставление претензии поставщику отражается следующим образом:

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Сумма недостачи сверх норм выставлена поставщику в качестве претензии

Признание поставщиком суммы штрафных санкций в соответствии с договором отразится проводкой:

Сумма штрафных санкций признана поставщиком

Если поставщик не признает сумму штрафных санкций, то предприятие-покупатель, вправе обратиться в арбитраж, и тогда на основании вынесенного судебным органом решения, бухгалтер предприятия либо начисляет штрафные санкции, либо нет.

При оплате поставщиком суммы недостачи и штрафных санкций составляется следующая бухгалтерская запись:

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Получены суммы штрафных санкций от поставщика

Если судебные инстанции отказывают во взыскании сумм потерь с поставщиков или транспортных организаций, тогда сумма недостачи, первоначально учтенная на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям» списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Штрафные санкции (штрафы, пени, иные санкции, связанные с нарушением договорных обязательств, а также суммы возмещения ущерба) в соответствии со статьей 250 НК РФ признаются внереализационными доходами.

Суммы штрафных санкций облагаются НДС в тех случаях, когда речь идет о штрафах, связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). В такой ситуации на основании положений пункта 2 статьи 153 НК РФ и подпункта 5 пункта 1 статьи 162 НК РФ, суммы штрафных санкций включались в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость.

Мы же рассматриваем вариант получения штрафных санкций при выставлении претензии поставщику, в случае, если штрафные санкции за нарушение договорных обязательств предусмотрены договором поставки.

Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации:

«Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.»

Данные штрафные санкции никак не связаны с оплатой реализованных товаров. Они выступают способом исполнения обязательств. А если сумма штрафа не связана с оплатой реализованных товаров, то у организации нет оснований для начисления НДС, так как в указанных статьях НК РФ речь идет о суммах штрафных санкций, связанных с оплатой именно реализованных товаров (работ, услуг). Таким образом, сумма штрафа, полученная от поставщика, не включается организацией общественного питания в налогооблагаемую базу по НДС.

А с 1 января 2006 года подпункт 5 исключен из пункта 1 статьи 162 НК РФ, то есть санкции, полученные за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары, выполнение работ, оказание услуг не включаются в налогооблагаемую базу по НДС

Нормы естественной убыли являются предельными, они применяются, когда при проверке фактического наличия товаров или продуктов выявлена недостача. Естественная убыль списывается в фактически выявленных размерах, но не выше установленных норм.

В нормы естественной убыли не включаются: нормируемые отходы, образующиеся при продаже колбас, мясокопченостей, рыбы после предварительной разделки, зачистки сливочного масла, карамельная крошка и прочее.

Если недостача находится в пределах норм естественной убыли, то она в фактически выявленных суммах списывается на издержки обращения. В бухгалтерском учете организации общественного питания отражается проводка:

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Отнесена на издержки недостача в пределах норм

При выявлении недостачи, сверх норм естественной убыли, виновник по которой установлен, в учете организации общественного питания отражаются проводки:

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Отнесена за счет материально ответственного лица недостача сверх норм

При этом удержания из заработной платы виновного работника производятся в обычном порядке по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в корреспонденции со счетом 73.2 “Расчеты по возмещению материального ущерба”. Производя удержания, помните о том, что статьей 138 Трудового Кодекса установлен предельный размер удержаний из заработной платы работника:

«Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику.

При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником, во всяком случае, должно быть сохранено 50 процентов заработной платы.

Ограничения, установленные настоящей статьей, не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного работодателем здоровью работника, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70 процентов.

Не допускаются удержания из выплат, на которые в соответствии с федеральным законом не обращается взыскание.»

Погашение работником задолженности отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 73.2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

В том случае, если недостача превысила нормы естественной убыли, а удержание с работника производится по рыночной цене недостающего имущества, то в учете делается проводка:

Дебет 73.2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 98 «Доходы будущих периодов» субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей».

Если виновный не установлен, то недостача списывается на убытки организации, но такой вариант маловероятен при соблюдении стандартов по материальной ответственности.

Естественная убыль грузов


Естественная убыль, т. е. уменьшение первоначальных массы и объема груза, происходит в результате раструски, утечки, распыления, улетучивания и усушки.
Распылению и раструске подвержены почти все навалочные и насыпные грузы, а также порошкообразные грузы в таре. Распыление и раструска этих грузов происходят главным образом при проведении погрузочно-разгрузочных работ, когда груз перемещают транспортерами, грейферами или ковшами. Толчки и сотрясения во время перегрузочных операций способствуют проникновению порошкообразных грузов через самые незначительные отверстия тары. Порошкообразные продукты, упакованные в мешковую тканевую тару, подвергаются большему распылению, чем при упаковке их в бумажные мешки, фанерные барабаны или бочки.
Утечке подвержены жидкие грузы вследствие их способности проникать через поры или щели тары. В наибольшей степени подвержены утечке жидкие масла. Утечка возрастает с повышением температуры воздуха и понижением его влажности.
Улетучиванию подвержены жидкие и некоторые твердые вещества. Жидкие нефтепродукты, спирты, эфиры и др. теряют в массе в зависимости от повышения температуры, понижения влажности воздуха и увеличения свободной поверхности. Нафталин, пряности и другие твердые вещества, подверженные улетучиванию, теряют при возгонке летучих веществ не только массу, но и свои товарные качества.
Усушке подвергаются грузы, содержащие в своем составе влагу. Испарение влаги зависит от свойства самого груза, а также от атмосферных и температурных условий.
Тем, кого интересует где и как купить торф оптом с доставкой по Москве и Московской области по доступной цене, рекомендуем ссылку http://bio-grunt.ru/torf-kupit.html на веб-портал компани «БиоГрунт».
Естественное свойство некоторых грузов воспринимать посторонние запахи может значительно ухудшить их товарные качества. В первую очередь это относится к пищевым продуктам (сахару, хлебным грузам), которые могут легко воспринимать запахи нефтепродуктов, табака, мыла и других грузов, издающих сильные запахи, а также зловонные запахи из льял при несвоевременной или некачественной их зачистке.
Вредители грузов — грызуны, насекомые и различные грибки -могут испортить и истребить большое количество хлебных грузов, сушеных фруктов, различных пищевых продуктов, табака, шерсти, мехов. Грызуны проникают на судно в грузовые помещения вместе с грузом по швартовным тросам и трапам. Насекомые и грибки могут быть перенесены в таре с зараженным грузом.
Занесенные на судно грызуны могут оказаться в весьма благоприятной обстановке для размножения: обильная пища, вода, тепло. Размножению грибков, гнилостных микроорганизмов благоприятствует сырость, отсутствие солнечного света.
Первоисточник публикуемых материалов сайт gengruz.com, надежный транспортный интернет-портал

Естественная убыль грузов

Убыль грузов происходит под воздействием естественных факторов, в результате упущений со стороны работников транспорта и при отсутствии надлежащих технических средств предотвращения убыли грузов. Различают пять видов убыли груза: распыление, раструска, утечка, улетучивание и усушка. Распыление и раструска представляют собой аналогичные друг другу явления, свойственные главным образом перегрузочному процессу, и зависят от свойств самого груза и его тары. Распылению и раструске подвержены все навалочные и насыпные грузы, порошкообразные грузы в неплотной таре. Утечкой называется потеря части жидкого груза, перевозимого наливом или в таре, вследствие его просачивания через щели и неплотности в таре, сосуде, емкости или соединениях трубопроводов. Предотвратить утечку можно только путем герметизации тары, емкостей и трубопроводов. Улетучиванию подвержены как жидкие (нефтепродукты, спирты, эфиры, смолы), так и твердые вещества (нафталин, корица, ваниль). Улетучивание является необратимым процессом, поэтому грузы, подверженные улетучиванию, следует перевозить в герметической таре. Усушкой называется полное или частичное испарение содержащейся в грузе влаги. Усушке подвержены грузы, содержащие в своем составе влагу, — зерно, волокнистые грузы, ряд пищевкусовых грузов и химических веществ. Убыль массы груза в результате усушки зависит прежде всего от свойств вещества, тары и условий окружающей среды. Чем больше груз содержит влаги или летучих веществ, тем интенсивнее усушка или улетучивание. Естественной убылью груза называется уменьшение его массы под воздействием естественных причин в условиях нормального технологического процесса хранения и перевозки груза. Естественная убыль — предотвратимый процесс. Ее можно уменьшить и в некоторых случаях даже предотвратить следующими путями: упаковкой груза в тару; соответствующую его физико-химическим свойствам; применением соответствующих роду груза перегрузочных механизмов и грузозахватных приспособлений; соблюдением правил хранения, перегрузки и перевозки груза, разработкой более совершенных технических условий и средств; применением на судах и складах совершенной техники для обеспечения сохранности грузов. Однако полностью предотвратить естественную убыль ряда грузов либо не удается, либо нерационально, так как затраты средств на предотвращение убыли превышают стоимость потерь. В таких случаях устанавливают нормы естественной убыли грузов, которые выводят на основании средних величин потерь грузов при нормальных условиях транспортного процесса или процесса хранения и перегрузки груза.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *