О государственной пошлине

Новое в законодательстве о государственной пошлине

Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» вводится в действие гл.25.3 НК РФ «Государственная пошлина». Глава вступает в силу с 1 января 2005 г.

Новое законодательство о государственной пошлине существенно отличается от законодательства, действовавшего до 1 января 2005 г., когда правовой основой взимания государственной пошлины являлся Закон РФ от 09.12.1991 N 2005-1 «О государственной пошлине» (с изменениями и дополнениями), а также Инструкция Госналогслужбы России от 15.05.1996 N 42 «По применению Закона Российской Федерации «О государственной пошлине».

В главе НК РФ «Государственная пошлина» приводится понятие государственной пошлины. Это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

В целях настоящей главы выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Как и прежде, плательщиками государственной пошлины признаются физические и юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимого действия, за которое взимается государственная пошлина, а также лица, выступающие ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, в случаях, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Перечень юридически значимых действий, совершаемых государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, организациями и (или) должностными лицами, за которые взимается государственная пошлина, равно как и перечень должностных лиц и органов, осуществляющих юридически значимые действия, за которые взимается государственная пошлина, значительно расширен.

С 2005 г. государственная пошлина будет взиматься:

  • за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц;
  • за совершение действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг;
  • за совершение регистрационных действий, связанных с паевыми инвестиционными фондами и с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг;
  • за совершение действий, связанных с выдачей разрешений на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации;
  • за государственную регистрацию морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного плавания, воздушных судов, за выдачу свидетельств о праве собственности на судно, о праве плавания и за совершение других юридически значимых действий;
  • за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством;
  • за государственную регистрацию региональных отделений политической партии;
  • за государственную регистрацию транспортных средств, а также за совершение прочих юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспорта;
  • за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы;
  • за выдачу ордера на квартиру;
  • за право вывоза культурных ценностей, предметов коллекционирования по палеонтологии и минералогии;
  • за совершение действий при осуществлении федерального пробирного надзора;
  • за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологий интегральных микросхем.

Виды государственной пошлины и перечень администраторов приведены в таблице.

Таблица

Виды государственной пошлины

Вид
государственной
пошлины
Основание
для уплаты
(статья
НК РФ)
В какой
бюджет
зачисляется
КБК Органы,
осуществляющие
юридически
значимые
действия, за
которые
взимается
госпошлина
Администраторы
(главные
распорядители
госпошлины)
Государственная
пошлина по делам,
рассматриваемым
в арбитражных
судах
Статья 333.21 Федеральный 434 1 08 01000 01 1000 110 Высший
Арбитражный Суд
РФ и арбитражные
суды субъектов
РФ
Высший
Арбитражный Суд
РФ
Государственная
пошлина по делам,
рассматриваемым
Конституционным
Судом РФ и
конституционным и
(уставными) судами
субъектов РФ
Статья 333.23 Федеральный,
субъекта РФ
436 1 08 02000 01 1000 110 Конституционный
Суд РФ и
уставные суды
субъектов РФ
Конституционный
Суд РФ
в том числе:
государственная
пошлина по делам,
рассматриваемым
Конституционным
Судом РФ
Федеральный 436 1 08 02010 01 1000 110 Конституционный
Суд РФ
государственная
пошлина по делам,
рассматриваемым
конституционным и
(уставными) судами
субъектов РФ
Субъекта РФ 436 1 08 02020 01 1000 110 Конституционные
суды субъектов
РФ
Государственная
пошлина по делам,
рассматриваемым
в судах общей
юрисдикции,
мировыми судьями
Статья 333.19 Федеральный,
местный
437 1 08 03000 01 1000 110 Верховный Суд
РФ, суды общей
юрисдикции и
мировые судьи
Верховный Суд РФ
в том числе:
государственная
пошлина по делам,
рассматриваемым
в судах общей
юрисдикции,
мировыми
судьями (за
исключением
государственной
пошлины по делам,
рассматриваемым
Верховным Судом
РФ)
Местный 437 1 08 03010 01 1000 110 Суды общей
юрисдикции и
мировые судьи
государственная
пошлина по делам,
рассматриваемым
Верховным Судом РФ
Федеральный 437 1 08 03020 01 1000 110 Верховный Суд РФ
Государственная
пошлина за
совершение
нотариальных
действий (за
исключением
действий,
совершаемых
консульскими
учреждениями РФ)
Статья 333.24 Местный 318 1 08 04000 01 1000 110 Нотариусы
государственных
нотариальных
контор и (или)
уполномоченные
должностные лица
органов
исполнительной
власти, органов
местного
самоуправления
Минюст России
Государственная
пошлина за
государственную
регистрацию актов
гражданского
состояния и другие
юридически
значимые действия,
совершаемые
органами записи
актов гражданского
состояния и иными
уполномоченными
органами (за
исключением
консульских
учреждений РФ)
Статья 333.26 Федеральный 321 1 08 05000 01 1000 110 Органы записи
актов
гражданского
состояния и иные
уполномоченные
органы
Федеральная
регистрационная
служба
Государственная
пошлина за
совершение
действий,
связанных с
приобретением
гражданства РФ или
с выходом из него,
с въездом в РФ и
выездом из РФ
Статья 333.28 Федеральный 192 1 08 06000 01 1000 110 Территориальные
органы
Федеральной
миграционной
службы
Паспортно-
визовые службы
МВД России
Федеральная
миграционная
служба
Государственная
пошлина за
государственную
регистрацию, а
также за
совершение прочих
юридически
значимых действий
Пункт 1
ст.333.33
Федеральный,
субъекта РФ,
местный
000 <*> 1 08 07000 01 1000 110 Все органы,
осуществляющие
юридически
значимые
действия, за
которые
взимается
госпошлина
Все
администраторы
в том числе:
государственная
пошлина за
государственную
регистрацию
юридических лиц,
физических лиц в
качестве
индивидуальных
предпринимателей,
изменений,
вносимых в их
учредительные
документы, а также
за государственную
регистрацию
ликвидации
юридического лица
Подпункты
1,3 и 8
Федеральный 182 1 08 07010 01 1000 110 Налоговые органы Федеральная
налоговая служба
государственная
пошлина за
государственную
регистрацию прав
на недвижимое
имущество и сделок
с ним
Подпункт 20 Федеральный 321 1 08 07020 01 1000 110 Учреждения
юстиции по
государственной
регистрации
прав на
недвижимое
имущество и
сделок с ним
Федеральная
регистрационная
служба
государственная
пошлина за право
использования
наименований
«Россия»,
«Российская
Федерация» и
образованных на
их основе слов и
словосочетаний
в наименованиях
юридических лиц
Подпункт 57 Федеральный 182 1 08 07030 01 1000 110 Налоговые органы Федеральная
налоговая служба
государственная
пошлина за
совершение
действий,
связанных с
государственной
регистрацией
выпусков
(дополнительных
выпусков)
эмиссионных
ценных бумаг
Подпункт 44 Федеральный 521 1 08 07040 01 1000 110 Территориальные
органы
Федеральной
службы по
финансовым
рынкам
Федеральная
служба по
финансовым
рынкам
государственная
пошлина за
совершение
регистрационных
действий,
связанных с
паевыми
инвестиционными
фондами и с
осуществлением
деятельности на
рынке ценных бумаг
Подпункты 47
и 48
Федеральный 521 1 08 07050 01 1000 110
государственная
пошлина за
совершение
действий,
связанных с
выдачей
разрешений на
размещение и (или)
обращение
эмиссионных
ценных бумаг
российских
эмитентов за
пределами
территории РФ
Подпункт 46 Федеральный 521 1 08 07060 01 1000 110
государственная
пошлина за
государственную
регистрацию
морских судов,
судов внутреннего
плавания, судов
смешанного
плавания,
воздушных судов,
за выдачу
свидетельств о
праве
собственности на
судно, о праве
плавания и другие
юридически
значимые действия
Подпункты
50 — 56 и
61 — 65
Федеральный 177 1 08 07070 01 1000 110 Органы,
осуществляющие
государственную
регистрацию
водных и
воздушных
транспортных
средств
Министерство РФ
по делам
гражданской
обороны,
чрезвычайным
ситуациям и
ликвидации
последствий
стихийных
бедствий
Федеральный 106 1 08 07070 01 1000 110 Территориальные
органы
Федеральной
службы по
надзору в сфере
транспорта
Федеральная
служба по
надзору в сфере
транспорта
государственная
пошлина за
совершение
действий,
связанных с
лицензированием,
с проведением
аттестации в
случаях, когда
такая аттестация
предусмотрена
законодательством
РФ
Подпункты 49
и 71 — 74
Федеральный 000 1 08 07080 01 1000 110 Исполнительные
органы
государственной
власти
Все
администраторы
государственная
пошлина за
рассмотрение
ходатайств,
предусмотренных
антимонопольным
законодательством
Подпункт 69 Федеральный 161 1 08 07090 01 1000 110 Территориальные
органы
Федеральной
антимонопольной
службы
Федеральная
антимонопольная
служба
государственная
пошлина за выдачу
и обмен паспорта
гражданина РФ
Подпункт 16 Федеральный 192 1 08 07100 01 1000 110 Органы МВД Федеральная
миграционная
служба
государственная
пошлина за
государственную
регистрацию
межрегиональных,
региональных и
местных
общественных
объединений,
отделений
общественных
объединений, а
также за
государственную
регистрацию
изменений их
учредительных
документов
321 1 08 07110 01 1000 110 Учреждения
юстиции
Федеральная
регистрационная
служба
государственная
пошлина за
государственную
регистрацию
региональных
отделений
политической
партии
Подпункт 2 Субъекта РФ 321 1 08 07120 01 1000 110 Учреждения
юстиции
государственная
пошлина за
государственную
регистрацию
средств массовой
информации,
продукция которых
предназначена для
распространения
преимущественно на
территории
субъекта РФ, а
также за выдачу
дубликата
свидетельства о
такой регистрации
Подпункты 11
и 12
Субъекта РФ 059 1 08 07130 01 1000 110 Территориальные
органы
Федеральной
службы по
надзору за
соблюдением
законодательства
в сфере массовых
коммуникаций и
охране
культурного
наследия
Федеральная
служба по
надзору за
соблюдением
законодательства
в сфере массовых
коммуникаций и
охране
культурного
наследия
государственная
пошлина за
государственную
регистрацию
транспортных
средств, за
внесение изменений
в выданный ранее
паспорт
транспортного
средства, а также
за совершение
прочих юридически
значимых действий,
связанных с
государственной
регистрацией
транспорта
Подпункты 18
и 29 — 40
Местный 188 1 08 07140 01 1000 110 Органы,
осуществляющие
государственную
регистрацию
транспортных
средств
МВД России
государственная
пошлина за выдачу
разрешения на
распространение
наружной рекламы
Подпункт 80 Местный 000 1 08 07150 01 1000 110 Органы местного
самоуправления
Не определены
государственная
пошлина за выдачу
ордера на квартиру
Подпункт 79 Местный 000 1 08 07160 01 1000 110 Органы местного
самоуправления
государственная
пошлина за право
вывоза культурных
ценностей,
предметов
коллекционирования
по палеонтологии и
минералогии
Подпункты 27
и 28
Федеральный 059 1 08 07180 01 1000 110 Территориальные
органы
Федеральной
службы по
надзору за
соблюдением
законодательства
в сфере массовых
коммуникаций и
охране
культурного
наследия
Федеральная
служба по
надзору за
соблюдением
законодательства
в сфере массовых
коммуникаций и
охране
культурного
наследия
прочие
государственные
пошлины за
государственную
регистрацию, а
также за
совершение прочих
юридически
значимых действий
Подпункты
4 — 7,9,10,
13 — 15,17,
19,21 — 26,
41 — 43,45,
58 — 60,
66 — 68,70,
75 — 78,81 и
82
Федеральный 000 1 08 07200 01 1000 110 Органы,
осуществляющие
данные
юридически
значимые
действия
Все
администраторы
Государственная
пошлина за
совершение
действий при
осуществлении
федерального
пробирного надзора
Статья 333.31 Федеральный 092 1 08 08000 01 1000 110 Государственные
инспекции
пробирного
надзора
Минфин России
Государственная
пошлина за
совершение
действий
уполномоченным
федеральным
органом
исполнительной
власти по
официальной
регистрации
программы для
электронных
вычислительных
машин, базы данных
и топологий
интегральных
микросхем
Статья 333.30 Федеральный 168 1 08 09000 01 1000 110 Территориальные
органы
Федеральной
службы по
интеллектуальной
собственности,
патентам и
товарным знакам
Федеральная
служба по
интеллектуальной
собственности,
патентам и
товарным знакам

<*> Первые три разряда кода, выделенные синим цветом (000), присваиваются в зависимости от администратора.

Большинство льгот для отдельных категорий физических лиц и организаций, которые были предусмотрены прежним законодательством, сохранены и в новом законодательстве о государственной пошлине (ст.ст.333.35, 333.36, 333.37, 333.38 и 333.39 НК РФ).

Необходимо отметить, что новым является положение об освобождении государственных органов, в том числе и налоговых, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, а также мировыми судьями. Данная категория лиц освобождается от уплаты государственной пошлины, если они выступают в качестве истцов в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов. Ранее налоговые органы освобождались от уплаты государственной пошлины, если они выступали в качестве истцов и ответчиков по искам о взыскании сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет и о возврате их из бюджета, а также по делам особого производства.

При подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, определен максимальный размер государственной пошлины, который не должен превышать:

  • по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, — 20 000 руб.;
  • по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, — 100 000 руб.

Ранее такого ограничения не было.

Если прежде величина госпошлины рассчитывалась исходя из минимального размера оплаты труда, теперь ее размер строго фиксирован.

Например, до 1 января 2005 г. при подаче искового заявления о расторжении брака в суды общей юрисдикции нужно было уплатить однократный размер минимального размера оплаты труда. С 1 января 2005 г. при подаче искового заявления о расторжении брака надо будет уплатить 200 руб.

Впервые установлен десятидневный срок уплаты государственной пошлины со дня вступления в законную силу решения суда для плательщиков государственной пошлины, выступающих ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, если решение суда принято не в их пользу, а также для истцов в случае увеличения цены иска (ст.333.18 НК РФ).

До 1 января 2005 г. администраторами государственной пошлины являлись налоговые органы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляли контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты государственной пошлины, принятие решений о возврате излишне уплаченной в бюджет государственной пошлины, анализ и прогнозирование поступлений государственной пошлины в бюджет, а также представляли проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.

С 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2005 год» администраторами (главными распорядителями) поступлений государственной пошлины в бюджет являются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, которые в рамках бюджетного процесса будут осуществлять мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений государственной пошлины из соответствующего доходного источника и представлять проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.

Положениями гл.25.3 «Государственная пошлина» НК РФ на налоговые органы возложены следующие функции:

  • осуществление возврата (зачета) государственной пошлины, уплаченной за совершение всех юридически значимых действий (ст.333.40 НК РФ);
  • предоставление отсрочек (рассрочек) по уплате государственной пошлины, за исключением пошлины, уплачиваемой при обращении в суды (ст.333.41 НК РФ);
  • проверка правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в органах и организациях, осуществляющих в отношении плательщиков действия, за осуществление которых взимается государственная пошлина (ст.333.42 НК РФ).

Пунктом 3 ст.333.40 НК РФ установлен особый режим возврата государственной пошлины.

А именно: возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.

Необходимо отметить, что в гл.25.3 «Государственная пошлина» НК РФ впервые прописаны особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, арбитражные суды, за совершением нотариальных действий, а также за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия. Эти особенности предусмотрены ст.ст.333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 Налогового кодекса.

С.В.Жукова

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Управление налогообложения доходов

физических лиц, исчисления

и уплаты государственной пошлины

ФНС России

Льготы по государственной пошлине для отдельных категорий лиц

По уплате в бюджет государственной пошлины главой 25.3 Налогового кодекса установлено около 90 льгот, которые изложены в статьях 333.35 — 333.39 и которые классифицируются как в разрезе совершаемых юридически значимых действий, так и в зависимости от категории плательщиков и форм совершаемых действий. При этом органам власти субъектов Федерации и муниципалитетами не представлено право устанавливать дополнительные льготы.

Льготы могут быть: условные (проживание совместно с наследодателем на день смерти) и безусловные; частичные (50% для инвалидов 1-й и 2-й групп по нотариальным действиям) и полные.

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ выделяются 5 групп льгот по уплате государственной пошлины:

1) льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций;

2) льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям;

3) льготы при обращении в арбитражные суды;

4) льготы при обращении за совершением нотариальных действий;

5) льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы и организации, полностью финансируемые из бюджета, учреждения культуры. От уплаты всех видов государственной пошлины освобождены следующие категории физических лиц: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы; участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций предоставляются федеральным органам государственной власти, государственным внебюджетным фондам Российской Федерации, бюджетным учреждениям и организациям, полностью финансируемых из федерального бюджета — за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений; судам общей юрисдикции, арбитражным судам и мировым судьям — при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд Российской Федерации; Центральному банку Российской Федерации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется им в целях реализации единой государственной денежно-кредитной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации; государственным и муниципальным музеям, архивам, библиотекам и иным государственным и муниципальным хранилищам культурных ценностей — за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении; физическим лицам — авторам культурных ценностей — за право вывоза (временного вывоза) ими культурных ценностей; физическим лицам — участникам и инвалидам Великой Отечественной войны — по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном Суде Российской Федерации, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также другим категориям граждан и организациям.

Основанием для предоставления льготы, предусмотренной является документ, выданный в установленном порядке .

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий; по искам о взыскании алиментов; по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца; по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением; по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод; при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка; по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов; стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака; физические лица — при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением; при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка а также прокуроры, вынужденные переселенцы и беженцы, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и другие категории граждан и организаций.

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:

1) прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями и по делам, рассматриваемым в арбитражных судах освобождаются:

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

2) истцы — инвалиды I и II группы;

НК РФ предусматривает освобождение от уплаты пошлины для отдельных категорий истцов. Также предусмотрено освобождение и в определенных случаях и по определенным категориям дел. Освобождения заявителя по имущественным причинам в НК РФ нет.

Можно предположить, что отмена существовавшей ранее возможности освобождения судом истца от уплаты госпошлины вследствие тяжелого имущественного положения была произведена в рамках борьбы со льготами .

13 июня 2006 г. Конституционный Суд РФ вынес два определения:

— №272-О «По жалобам граждан Евдокимова Дениса Викторовича, Мирошникова Максима Эдуардовича и Резанова Артема Сергеевича на нарушение их конституционных прав положениями статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 89 Гражданского процессуального кодекса РФ»;

— №274-О «По жалобам граждан Ахалбедашвили Мамуки Гурамовича и Молдованова Константина Викторовича на нарушение их конституционных прав подпунктом 10 пункта 1 статьи 333.19. Налогового кодекса Российской Федерации».

В частности, в первом случае заявители — осужденные, содержащиеся в местах лишения свободы — жаловались на то, что их исковые заявления не рассматривались судьями, так как к ним не были приложены квитанции об уплате пошлины. Конституционный Суд РФ, рассмотрев данную проблему, указал, что правовая норма, запрещающая суду освобождать граждан, не имеющих, в силу того социально неблагоприятного положения, в котором они оказались, денежных средств для уплаты государственной пошлины, действительно выведена из статьи 333.36 Налогового кодекса.

Конституционный Суд РФ сформулировал свою правовую позицию: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации право каждого на судебную защиту является гарантией в отношении всех конституционных прав и свобод и во взаимосвязи с обязанностью государства охранять достоинство личности во всех сферах и обеспечивать приоритет ее прав и свобод означает, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов».

Следовательно, законодатель обязан предоставить участникам судопроизводства такие гарантии права на судебную защиту, которые обеспечивали бы ее полноту и своевременность, эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.

Важной представляется тенденция по применению Конституционным Судом РФ не только Конвенции о защите права человека и основных свобод, но и прецедентного права Европейского суда по правам человека. Можно констатировать факт, что сформирована достаточная практика применения КС РФ как Конвенции, так и прецедентного права Европейского Суда.

Применяя Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, КС РФ отметил, что каждый имеет право на разбирательство его дела независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Право на суд включает три элемента:

— наличие суда, созданного на основании закона;

— суд должен иметь достаточные полномочия;

— должно быть обеспечено право доступа к суду, т.е. заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде и ему не должны помешать чрезмерные правовые или практические препятствия.

Конституционный Суд РФ особо отметил, что отсутствие у заинтересованного лица возможности, по имущественным причинам, оплатить государственную пошлину не должно препятствовать осуществлению им права на судебную защиту, так как это противоречит Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ сформулировал примерный перечень лиц, к которым его правовая позиция об освобождении от уплаты госпошлины при обращении в суд в связи с имущественным положением, должна применяться безусловно: это лица, находящиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, осужденные к наказанию в виде лишения свободы, которые не трудоустроены и не имеют денежных средств на лицевом счете, а также лица, находящиеся в местах содержания под стражей.

Перечень этот не исчерпывающий. К этой категории лиц должны быть отнесены:

— лица, потерявшие работу, но еще не успевшие встать на учет в службе занятости;

— лица, прекратившие свою трудовую деятельность, но еще не успевшие оформить пенсию;

— студенты, не получающие стипендию и т.п.

Рассматривая проблему невозможности уплаты государственной пошлины по причинам имущественным, нельзя забывать и об еще одной категории граждан.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина РФ, принятым Правительством РФ за №828 от 1997 года, основным документом гражданина на территории РФ является паспорт гражданина РФ.

На основании НК РФ за оформление бланка паспорта гражданина РФ и в случае выдачи замены паспорта предусмотрена оплата госпошлины. Действующим законодательством и нормативными документами ФМС России лица без определенного места жительства и лица, освобожденные из мест лишения свободы, не относятся к категории граждан, освобождающихся от оплаты госпошлины. В случае отсутствия предусмотренных выплат у ФМС РФ будут отсутствовать основания для документирования указанной категории граждан паспортами граждан РФ.

В результате межрегионального исследования «Правовые и социальные аспекты проблемы бездомности», которое проводилось в 2005-2006 годах в семи регионах РФ был опрошен 581 бездомный. Одной из важнейших сопутствующих проблем бездомных было названо является отсутствие у них документов, удостоверяющих личность. По результата опроса, выявлено, что 67% бездомных респондентов не имеют паспорта гражданина РФ. Отсутствие паспорта существенно усугубляет и без того тяжелое положение бездомного. В числе наиболее частых причин отказа в получении паспорта был названо отсутствие у обращающегося за паспортом возможности оплаты пошлин.

Есть и другая сторона этого вопроса. Налогообложение не должно нарушать принципа равенства в соответствии с Конституцией РФ. Данный принцип предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов. Поэтому при чрезмерности налогов и сборов проблема их дифференциации в связи с обеспечением принципов равенства и справедливости приобретает особое значение.

Следовательно, такие принципы налогообложения как принцип учета при установлении налогов и сборов фактической способности к их уплате и принцип несоразмерности налогообложения, парализующего реализацию гражданами их конституционных прав, в сущности, имеют одну конституционно-правовую основу и фактически одно содержание.

Хотелось бы затронуть еще одну проблему. При обращении в суд по имущественным спорам, заявитель часто сталкивается с необходимостью оплатить госпошлину исходя из цены иска. При этом сложность дела никак не зависит от суммы иска. То же можно сказать и о размере нотариальной сделки.

Кроме того, возникают затруднения и при определении суммы иска или стоимости имущества.

НК РФ предусмотрено досудебное взимание пошлины. Предварительная оплата не гарантирует, что иск будет принят к рассмотрению и будет выигран истцом. В этом случае отчуждение средств (хоть и временное) сопровождается убытками для истца.

Учитывая вышеизложенное думаем, что:

— необходимо ввести механизм освобождения от уплаты госпошлины граждан на основании тяжелого материального положения;

— необходимо отменить практику определения суммы госпошлины в долях от цены иска или размера сумм нотариальных сделок;

— необходимо отменить практику досудебного взимания госпошлины.

В статьях 333.38 и 333.39 предусмотрены льготы за совершение нотариальных действий и за государственную регистрацию актов гражданского состояния. Перечень льгот является закрытым, судьи, мировые судьи и арбитражные суды не могут предоставить льготы физическим лицам и организациям не указанных в перечне.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Одновременно государство стимулирует потребителей госуслуг к их получению в электронном виде. В соответствии с законом размеры государственной пошлины будут применяться с учетом коэффициента 0,7 в случае совершения юридически значимых действий с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации, и получением результата услуги в электронной форме.

Воспользоваться пониженным размером пошлин за совершение юридически значимых действий могут исключительно физические лица, на организации данная льгота не распространяется. Понижающий коэффициент будет действовать до 31 декабря 2018 года.

Физические лица в некоторых случаях, обусловленных в первую очередь их имущественным положением, согласно Федеральному законодательству могут быть освобождены от уплаты госпошлины, или же размер госпошлины может быть уменьшен или рассрочен. Вопрос о применении льготных условий уплаты госпошлины для физлиц решается на основании следующих статей Налогового кодекса РФ: ст. 333.20 (п. 2), 333.22 (п. 2), 333.23 (п. 3) и 333.41.

Льготы устанавливаются не только для физических лиц, но и для юридических лиц и бюджетных организаций, полный перечень которых, а также случаи, при которых предусматриваются льготы, установлен в ст. ст. 333.35 – 333.39 НК РФ. Итак, какие льготы предусмотрены при уплате госпошлины предусмотрены законодательством РФ?

  • Какие категории плательщиков освобождаются от уплаты государственной пошлины?
  • Какие льготы предоставляются в зависимости от вида юридически значимых действий, оплачиваемых госпошлиной?
  • Какие льготы предусмотрены при обращении в суд?
  • Какие льготы предусматриваются при совершении нотариальных действий?
  • Какие льготы предусматриваются при государственной регистрации юридически значимых действий уполномоченными органами, в том числе при регистрации актов гражданского состояния?

Какие категории плательщиков освобождаются от уплаты государственной пошлины?

Льготы по госпошлине предусматриваются законодательством не только для определенных категорий налогоплательщиков, но также они зависят от видов юридически значимых действий, выполняемых данными лицами или государством в интересах данных лиц, при которых взимается сбор в виде государственной пошлины. Перечень физических лиц, освобожденных от уплаты госпошлины, перечислен в НК РФ (пп. 9, 11, 12, 14 – 16 п. 1, пп. 9, 29-31 п. 3 ст. 333.35 и п. 16 ст. 333.38), а именно:

  1. Освобождены от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемыми мировыми судьями, судами общей юрисдикции, арбитражными судами, а также Верховным Судом РФ и Конституционным Судом РФ: Герои Советского Союза, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы. Также указанные лица освобождаются от уплаты госпошлины при обращении в официальные органы, при обращении к нотариусу и при обращении в органы ЗАГС.
  2. При обращении за совершением любых юридически значимых действий от уплаты госпошлины освобождаются ветераны и инвалиды Великой отечественной войны, а также бывшие военнопленные в период ВОВ.
  3. Освобождаются от уплаты госпошлины за право вывоза или временного вывоза культурных ценностей авторы данных культурных ценностей.
  4. За совершение большей части регистрационных действий при оформлении свидетельства о регистрации на свое имя от уплаты госпошлины освобождены единственные авторы программ для ЭВМ, баз данных, а также топологии интегральной микросхемы, при условии, что они являются инвалидами или учащимися (воспитанниками) образовательных учреждений. В этом случае льгота предоставляется по ходатайству автора (авторов).
  5. Выдача паспорта гражданина РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется без уплаты госпошлины.
  6. Освобождаются от уплаты госпошлины за выдачу и замену определенных документов лица, признанные гражданами РФ в связи с включением в состав РФ Республики Крым и г. Севастополя.
  7. Освобождены от уплаты госпошлины за госрегистрацию прав на недвижимость и договоров об отчуждении недвижимости малоимущие граждане.
  8. Если физические лица, пострадавшие при чрезвычайной ситуации, обращаются за получением паспорта РФ взамен утраченного или пришедшего в негодность по причине данной чрезвычайной ситуации, они также освобождены от уплаты госпошлины.
  9. Если несовершеннолетние или ограниченные в своей дееспособности лица являются собственниками жилых помещений, они не уплачивают госпошлину за оформление сделок по продаже недвижимости, расположенной в аварийном или подлежащем сносу доме. Таким же правом обладают лица, владеющие таким недвижимым имуществом на праве общей долевой собственности с несовершеннолетними или ограниченно дееспособными гражданами.

В качестве основания для предоставления льготы принимаются документы, согласно которым гражданин признается относящимся к льготной категории. Например: справка МСЭК, решение органа социальной защиты о признании гражданина малоимущим и т.п. документы согласно п. 2 ст. 333.35 НК РФ.

Какие льготы предусмотрены при обращении в суд?

Льготы по уплате госпошлины при обращении в суд зависят от предмета обращения, от того, кто является заявителем и от суммы иска.

  1. Льготы, предоставляемые в зависимости от предмета обращения, перечислены в НК РФ (пп. 1-4, 10, 15, п. 1 ст. 333.36):
    • Льготы по уплате госпошлины предоставляются истцам по искам и требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, в том числе по искам о взыскании заработной платы и пособий.
    • По искам о взыскании алиментов.
    • По искам, связанным с защитой прав и законных интересов ребенка.
    • По искам о возмещении имущественного и морального вреда в результате преступления.
    • По искам о возмещении вреда по причине увечья или заболевания, полученного в результате трудовой деятельности, а также по искам, связанным со смертью кормильца.
  2. Льготы, предоставляемые в зависимости от предмета обращения и от того, кто является заявителем (истец или административный истец), перечислены в НК РФ (пп. 11-14, 18 п. 1 ст. 333.36) и предоставляются:
    • Физическим лицам при подаче в суд заявлений об усыновлении или удочерении ребенка.
    • Физическим лицам при подаче ими административных исков об оспаривании отказа в регистрации их ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами.
    • Административным истцам предоставляется льгота по административным делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о принудительном психиатрическом освидетельствовании.
  3. Льготы, предоставляемые в зависимости от суммы иска. Если цена иска не превышает 1 млн. руб., льгота предоставляется:
    • Для инвалидов I и II группы.
    • Для физических лиц по делам, связанным с нарушением прав потребителей.
    • Для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов военной службы по делам, связанным с защитой их прав по законодательству о ветеранах.
    • Для пенсионеров льгота предоставляется по искам имущественного характера или по административным искам имущественного характера к Пенсионному Фонду РФ, к негосударственному пенсионному фонду, к федеральным органам исполнительной власти, занимающихся вопросами пенсионного обеспечения военнослужащих после окончания срока прохождения военной службы.
  4. При цене иска большей, чем 1 млн. руб., льгота предоставляется только для суммы иска до 1 млн. руб. То есть общая сумма госпошлины, рассчитанной на всю сумму иска, уменьшается на сумму госпошлины, уплачиваемой при сумме иска до 1 млн. руб., согласно НК РФ (п. п. 2, 3 ст. 333.36).

Льготы по уплате госпошлины при обращении в арбитражный суд: полностью освобождаются от уплаты госпошлины, согласно пп. 2 п. 1 ст. 333.37, п. п. 2, 3 ст. 333.37 НК РФ следующие истцы:

  • Истцы, являющиеся инвалидами I и II группы, если цена иска не превышает 1 млн. руб. Если цена иска больше, госпошлина уплачивается за вычетом суммы, полагающейся к оплате при цене иска в 1 млн. руб. при обычных условиях.
  • Истцы, обращающиеся с исковыми заявлениями, связанными с нарушениями прав и законных интересов ребенка.

Какие льготы предусматриваются при государственной регистрации юридически значимых действий уполномоченными органами, в том числе при регистрации актов гражданского состояния?

Физические лица могут освобождаться от уплаты государственной пошлины за регистрацию актов гражданского состояния в органах ЗАГС, а также за регистрацию иных юридически значимых действий, совершаемых уполномоченными органами.

Данные случаи указаны в НК РФ. Данные (пп. 17 п. 1, пп. 4.4, 6, 7, 25 п. 3 ст. 333.35, п. 1 ст. 333.39), а также в Федеральном Законе № 352-ФЗ от 27 ноября 2017 г. (ч. 2 ст. 2) и в Федеральном Законе № 218-ФЗ (ч. 2 ст. 1):

  1. При государственной регистрации в органе ЗАГС рождения, смерти, в том числе выдачу свидетельств о рождении и смерти.
  2. При внесении изменений в существующую запись акта о рождении по причине усыновления (удочерения) ребенка, в том числе за выдачу нового свидетельства о рождении.
  3. При выдаче справок из ЗАГС для представления в уполномоченные органы по вопросу перерасчета (назначения) пенсий и пособий.
  4. При внесении изменений в ЕГРН при изменении соответствующих законодательных актов РФ.
  5. При государственной регистрации ипотеки и при погашении этой регистрационной записи согласно закона.
  6. При государственной регистрации соглашения об изменении содержания закладной, в том числе при внесении изменений в запись ЕГРН.
  7. При государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество Союзного государства и регистрации сделок с этим имуществом.
  8. При государственной регистрации права собственности на жилую недвижимость или доли в ней, если эти права предоставляются взамен освобожденного жилья по причине реновации жилищного фонда в Москве, осуществляемой с 1 августа 2017 года.

Согласно п. 4 ст. 333.35 НК РФ, физические лица имеют право уплачивать госпошлину с понижающим коэффициентом 0,7, если они направляют заявление о совершении юридически значимого действия и оплачивают госпошлину через сайт государственных услуг или другие сайты, интегрированные с ЕСИА.

Какие льготы предусмотрены при уплате госпошлины?

Федеральное законодательство устанавливает ряд льгот для физлиц при уплате ими госпошлины. Льготы можно классифицировать в зависимости от категории плательщика госпошлины и от вида юридически значимых действий, за которые взимается госпошлина.

В индивидуальном порядке в связи с тяжелым финансовым положением может решаться вопрос о снижении размера госпошлины или об освобождении от ее уплаты. Также может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате госпошлины (п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22, п. 3 ст. 333.23, ст. ст. 333.35 — 333.39, 333.41 НК РФ).

1. Освобождение от уплаты госпошлины отдельных категорий плательщиков

На предоставление льготы по госпошлине влияет не только отнесение граждан к определенной категории, но и те действия, которые данные граждане совершают. Так, от уплаты госпошлины освобождаются (пп. 9, 11, 12, 14 — 16 п. 1, пп. 9, 29 — 31 п. 3 ст. 333.35, п. 16 ст. 333.38 НК РФ):

1) авторы культурных ценностей — за право вывоза (временного вывоза) ими культурных ценностей;

2) Герои Советского Союза, Герои РФ и полные кавалеры ордена Славы — по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями, Верховным Судом РФ, Конституционным Судом РФ, при обращении в органы или к должностным лицам, которые совершают нотариальные действия, и в органы, которые осуществляют госрегистрацию актов гражданского состояния;

3) ветераны и инвалиды ВОВ, бывшие военнопленные во время ВОВ — при их обращении за совершением юридически значимых действий;

4) граждане РФ, являющиеся единственными авторами программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы и правообладателями на нее, испрашивающие свидетельство о регистрации на свое имя, если такие граждане являются инвалидами, учащимися (воспитанниками) образовательных учреждений, — за совершение большей части регистрационных действий;

5) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, — за выдачу паспорта гражданина РФ;

6) лица, признанные гражданами РФ в связи с включением в состав России Республики Крым и г. Севастополя, — за замену определенных документов;

7) малоимущие граждане — за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества;

8) физические лица, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, — при обращении за получением паспорта гражданина РФ взамен утраченного или пришедшего в негодность вследствие такой чрезвычайной ситуации;

9) являющиеся собственниками жилых помещений несовершеннолетние или ограниченно дееспособные граждане, а также физлица, владеющие жилыми помещениями на праве общей долевой собственности совместно с такими гражданами, — за удостоверение сделок по продаже недвижимого имущества, расположенного в аварийном и подлежащем сносу доме.

Примечание. Основанием для предоставления льготы, связанной с личностью гражданина, является документ, подтверждающий, что гражданин относится к категории лиц, которым предоставлена такая льгота (справка медико-социальной экспертизы, решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим и т.д.) (п. 2 ст. 333.35 НК РФ).

2. Льготы в зависимости от вида юридически значимых действий, за которые взимается госпошлина

Можно выделить три вида действий, при совершении которых для граждан предусмотрены льготы по уплате госпошлины (п. п. 3 — 4 ст. 333.23, ст. ст. 333.35 — 333.39 НК РФ):

1) обращение в суд общей юрисдикции, к мировому судье, в арбитражный суд, Верховный Суд РФ или Конституционный Суд РФ;

2) обращение за совершением нотариальных действий;

3) регистрация актов гражданского состояния и совершение других юридически значимых действий, совершаемых органами ЗАГС и иными уполномоченными органами.

2.1. Льготы при обращении в суды

Перечень таких льгот довольно обширен. В качестве примера можно привести следующие случаи освобождения от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Верховном Суде РФ и Конституционный Суд РФ:

1) в зависимости от предмета обращения — истцы по искам (пп. 1 — 4, 10, 15 п. 1 ст. 333.36 НК РФ):

  • о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, о взыскании пособий;
  • взыскании алиментов;
  • возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
  • возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;
  • по делам о защите прав и законных интересов ребенка;

2) в зависимости от заявителя (истца, административного истца) и предмета его обращения (пп. 11 — 14, 18 п. 1 ст. 333.36 НК РФ):

  • вынужденные переселенцы и беженцы — при подаче административных исковых заявлений об оспаривании отказа в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;
  • физлица, планирующие усыновить ребенка, — при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;
  • административные истцы — по административным делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и (или) принудительном психиатрическом освидетельствовании;

3) при цене иска до 1 млн руб.:

  • инвалиды I и II группы;
  • ветераны ВОВ, боевых действий, военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;
  • физлица по искам, связанным с нарушением прав потребителей;
  • пенсионеры — по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к ПФР, НПФ либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

Если цена иска превышает 1 млн руб., указанные плательщики уплачивают госпошлину в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (п. п. 2, 3 ст. 333.36 НК РФ).

При обращении в арбитражный суд от уплаты госпошлины освобождены, например, истцы (пп. 2 п. 1 ст. 333.37, п. п. 2, 3 ст. 333.37 НК РФ):

  • инвалиды I и II группы. Льгота предоставляется при цене иска до 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., указанные плательщики уплачивают госпошлину в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.;
  • по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.

2.2. Льготы при обращении за совершением нотариальных действий

От уплаты госпошлины за совершение нотариальных действий освобождаются, например (п. п. 2, 3, 12 ст. 333.38 НК РФ):

1) инвалиды I и II группы — на 50% по всем видам нотариальных действий;

2) завещатели — за удостоверение завещаний имущества в пользу РФ, субъектов РФ или муниципальных образований;

3) наследники — за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании, например, жилого дома, квартиры, комнаты или долей в них (если наследники проживали совместно с наследодателем на день его смерти и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти);

4) физлица, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, — за удостоверение сделок по приобретению жилого помещения, полностью или частично оплаченного за счет выплат, предоставленных из бюджетных средств.

2.3. Льготы при госрегистрации актов гражданского состояния и других юридически значимых действий уполномоченными органами

При обращении за госрегистрацией актов гражданского состояния и других юридически значимых действий, совершаемых органами ЗАГС и иными уполномоченными органами физлица освобождены от уплаты госпошлины, в частности, в следующих случаях (пп. 17 п. 1, пп. 4.4, 6, 7, 25 п. 3 ст. 333.35, п. 1 ст. 333.39 НК РФ; ч. 2 ст. 2 Закона от 27.11.2017 N 352-ФЗ; ч. 2 ст. 1 Закона N 218-ФЗ):

1) за внесение изменений в запись акта о рождении в связи с усыновлением (удочерением), включая выдачу нового свидетельства о рождении;

2) за выдачу справок о регистрации актов гражданского состояния для представления в уполномоченные органы по вопросам назначения либо перерасчета пенсий и (или) пособий;

3) за госрегистрацию рождения, смерти, включая выдачу свидетельств;

4) за внесение изменений в ЕГРН в случае изменения законодательства РФ;

5) за госрегистрацию ипотеки, возникающей на основании закона, а также за погашение регистрационной записи об ипотеке;

6) за госрегистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи ЕГРН;

7) за госрегистрацию с 01.08.2017 права собственности на жилые помещения или доли в них, предоставленные взамен освобожденного жилья в связи с реновацией жилищного фонда в г. Москве;

8) за госрегистрацию прав на недвижимое имущество Союзного государства и сделок с ним.

Кроме того, при наличии возможности обращения с заявлением о совершении юридически значимого действия и уплаты госпошлины через порталы госуслуг и иные порталы, интегрированные с ЕСИА, госпошлина рассчитывается с учетом коэффициента 0,7 (п. 4 ст. 333.35 НК РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *