О местном самоуправлении в РСФСР

Глава 1. Общие положения

  • Статья 1.

    Понятие местного самоуправления

  • Местное (территориальное) самоуправление в Российской Федерации — система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально — этнических и иных особенностей, на основе Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, конституций и законов республик в составе Российской Федерации.
  • Статья 2.

    Система местного самоуправления

  • 1. Местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти — местные Советы народных депутатов (далее — Советы), соответствующие органы управления — местную администрацию, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения.
  • 2. Местное самоуправление осуществляется в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов.
  • 3. Образование, упразднение, объединение, установление границ районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов осуществляется в соответствии с законодательством, исходя из исторически сложившегося расселения, перспектив социально — экономического развития, демографической ситуации и иных местных особенностей.
  • 4. Города, поселки, сельсоветы, сельские населенные пункты в целях более эффективного осуществления своих прав и интересов могут объединяться в ассоциации.
  • Статья 3.

    Законодательство о местном самоуправлении

  • 1. Местное самоуправление в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, другими законодательными актами Российской Федерации, Конституциями и Законами республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
  • 2. Действие настоящего Закона, других законодательных актов о местном самоуправлении распространяется также на монофункциональные поселения (территории военных городков, поселения закрытого типа).
  • 3. Особенности местного самоуправления в национально — территориальных образованиях регулируются законодательством об их статусе.
  • Статья 4.

    Государственно — правовой эксперимент

  • Государственно — правовой эксперимент, состоящий в изменении установленной настоящим Законом структуры и системы органов местного самоуправления на определенной территории, их компетенции и порядка деятельности, проводится по решению Верховного Совета Российской Федерации или Верховного Совета республики в составе Российской Федерации.
  • В постановлении Верховного Совета Российской Федерации или Верховного Совета республики в составе Российской Федерации определяются сроки проведения эксперимента и порядок подведения его итогов.
  • Условия и порядок проведения эксперимента согласовываются с Советами, действующими на соответствующей территории.
  • Статья 5.

    Положение (устав) о местном самоуправлении

  • В пределах, установленных законодательством, районный, городской Советы принимают, а поселковый, сельский Советы могут принимать положение (устав) о местном самоуправлении на подведомственной территории. В положении (уставе) о местном самоуправлении конкретизируются функции, порядок работы, система и структура местных органов власти и управления, разграничение полномочий между ними, организация территориального общественного самоуправления населения.
  • Положение (устав) о местном самоуправлении регистрируется органами государственной власти соответствующих края, области, автономной области, автономного округа.
  • Статья 6.

    Право граждан на участие в местном самоуправлении

  • 1. Гражданам гарантируется вся полнота прав на участие в местном самоуправлении. Не допускаются какие-либо ограничения прав граждан по политическим убеждениям, расовой и национальной принадлежности, социальному происхождению, полу, социальному или имущественному положению, языку, отношению к религии.
  • 2. Иски граждан о восстановлении нарушенных прав на участие в местном самоуправлении рассматриваются народными судами по месту жительства граждан.
  • Статья 7.

    Принципы определения компетенции органов местного самоуправления

  • 1. Советы и соответствующие органы управления наделяются настоящим Законом собственной компетенцией. Компетенция не может быть изменена иначе как законом.
  • 2. Советы могут на договорной основе передавать часть своих полномочий другим Советам.
  • 3. Органы местного самоуправления не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти и управления или компетенции других органов местного самоуправления.
  • 4. Органы государственной власти и управления не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законом в интересах обеспечения государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты прав и свобод граждан.
  • 5. Органы местного самоуправления при решении вопросов, относящихся к их компетенции, действуют на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, законов СССР, действующих на территории Российской Федерации, законов Российской Федерации и других актов, принятых органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также решений местных Советов и органов управления, принятых в пределах их компетенции.
  • Статья 8.

    Органы местного самоуправления — юридические лица

  • 1. Районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские Советы, соответствующие органы управления являются юридическими лицами.
  • Решение о предоставлении прав юридического лица другим органам местного самоуправления принимает соответствующий Совет.
  • 2. Орган территориального общественного самоуправления может наделяться правами юридического лица.
  • Статья 9.

    Участие органов государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа в решении задач местного самоуправления

  • 1. Органы государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа обязаны содействовать развитию системы местного самоуправления на своей территории. В этих целях они:
  • а) принимают меры по сбалансированию бюджетов районов и краевых, областных, окружных городов;
  • б) распределяют средства, выделенные для финансирования республиканских программ и иных республиканских мероприятий, между районами и городами, осуществляют контроль за их расходованием;
  • в) организуют проведение хозяйственных, природоохранительных и иных мероприятий краевого, областного, окружного или межтерриториального характера, могут привлекать к их осуществлению районные и городские Советы;
  • г) решают предусмотренные законом вопросы административно — территориального деления;
  • д) осуществляют полномочия, переданные им на договорной основе районными, городскими Советами, и передают им на договорной основе свои отдельные полномочия в области хозяйственного и социально — культурного строительства;
  • е) оказывают местным Советам организационную, методическую и иную помощь в работе;
  • ж) разрешают споры между местными Советами через создаваемые согласительные комиссии.
  • 2. Органы государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа не вправе принимать не предусмотренные законодательством решения, регламентирующие деятельность органов местного самоуправления.
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *