О налоговых органах РФ

«Комментарий к Закону «О налоговых органах Российской Федерации» (постатейный) (Петрова Г.В.) («Юстицинформ», 2001)

КОММЕНТАРИЙ
К ЗАКОНУ «О НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 5 сентября 2001 года
Г.В. ПЕТРОВА
Петрова Галина Владиславовна — кандидат юридических наук, заведующая отделом финансового законодательства ИЗиСП.
21 марта 1991 года N 943-1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
О НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Законов РФ от 24.06.1992 N 3119-1,
от 02.07.1992 N 3181-1, от 25.02.1993 N 4549-1;
Федеральных законов от 13.06.1996 N 67-ФЗ,
от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 08.07.1999 N 151-ФЗ,
от 07.11.2000 N 135-ФЗ)
(с изм., внесенными определением
Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 N 130-О)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
Комментарий к статье 1
Осуществление налогового контроля на практике происходит в рамках контрольно — процессуальной деятельности соответствующих органов, которые используют конкретные правовые формы и методы налогового контроля. Закрепление форм и методов осуществления контрольной деятельности на должном законодательном уровне имеет важное значение для регулирования отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Необходимо отметить, что вопрос об определении методов и форм налогового контроля и их соотношении по-прежнему остается дискуссионным. Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов. Так, Налоговый кодекс определил следующие формы проведения налогового контроля: налоговые проверки; получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также иные формы. При этом некоторые из них ранее обычно относили к методам осуществления налогового контроля, например налоговый контроль как организационно — правовой механизм, формируемый государством для взаимодействия с каждым обязанным лицом, направлен непосредственно на обязанные лица — налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, банки.
Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур образует методы налогового контроля.
Необходимо выделить два вида методов налогового контроля: общенаучные и специально — правовые методы. Общенаучные методы, такие как анализ и синтез, статистические методы, логический, сравнительно — правовой и другие, применяются при осуществлении любого вида деятельности. Применение же специально — правовых методов характерно для определенных видов деятельности, в частности таких, как контрольная деятельность.
До проведения радикальной экономической реформы 90-х годов теоретической и практической разработкой методов и форм проведения контроля занималась преимущественно экономическая наука, которая создала теоретическую базу и основы классификации различных методов осуществления контроля. Во многом это объясняется тем, что контроль за хозяйственной деятельностью организаций ранее осуществлялся в рамках ведомственных или межведомственных отношений организаций с контролирующими органами в условиях, когда подконтрольная организация действовала в пределах установленных плановых заданий и не имела реальной самостоятельности в сфере экономической деятельности. Поэтому выбор того или иного метода контроля не приводил к каким-либо существенным правовым последствиям, а юридическое значение имел только результат контрольной деятельности. Возможно, это была одна из причин того, что проблемам контроля и методам его осуществления было посвящено небольшое количество научных работ юридического профиля.
В настоящее время в условиях развивающегося гражданского оборота и полной экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов методы и формы осуществления контрольной деятельности в сфере налогообложения значительно трансформировались. Они приобрели юридическую значимость и нашли закрепление в налоговом законодательстве. Сегодня неправильный выбор тех или иных форм, приемов и способов осуществления налогового контроля, а также несоблюдение регламентированного законодательными актами порядка осуществления контрольной деятельности может привести к серьезным правовым последствиям, например к отмене решений, принятых на основании неправомерно полученных результатов налогового контроля, к признанию недействительными ненормативных актов контролирующих органов, к взысканию ущерба, причиненного в результате неправомерных действий уполномоченных лиц, и т.д. Деятельность налоговых и других уполномоченных органов вводится в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) уже в рамки правовой процессуальной формы. Впервые в законодательной практике регламентируется инструментарий и формы налогового контроля, определены понятия и содержание налоговых проверок, их специфические особенности применительно к различным задачам и объектам налогового контроля, при этом все действия налоговых органов имеют правовое основание.
Специально — правовые методы налогового контроля — это совокупность способов изучения объекта и предмета налогового контроля. К таковым можно, в частности, отнести визуальный осмотр, арифметическую и формальную проверку документов, сопоставление данных, выборочный и сквозной методы проверки документов и т.д.
В последнее время в области правового регулирования методов и форм контрольной деятельности появилась новая правовая форма регламентации контроля — стандарты контрольной деятельности. Стандарты контрольной деятельности устанавливают, как правило, основные единые принципы проведения контроля и требования к проведению контроля соответствующими органами. Очень часто стандарты определяют требования к профессиональной квалификации инспекторов, правовому и документальному обеспечению проверок, оформлению результатов (доказательств), действиям контролирующих органов. Такие стандарты разрабатываются и применяются контрольными органами во многих странах мира. В России в настоящее время наиболее динамично развивается стандартизация аудиторской деятельности. Следовало бы столь же тщательно подойти к разработке стандартов деятельности органов, осуществляющих налоговый контроль, что позволило бы обеспечить единообразное применение норм налогового законодательства.
Направлениями налогового контроля являются:
налоговый учет организаций и физических лиц;
налоговый контроль за надлежащим учетом объектов налогообложения;
налоговый контроль за соблюдением порядка уплаты налогов и сборов (своевременность, правильность исчисления сумм налогов и сборов, полнота уплаты налогов и сборов и др.);
налоговый контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам;
налоговый контроль за своевременным перечислением налоговых платежей и исполнением платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов в кредитных организациях;
налоговый контроль за законностью использования налоговых льгот;
налоговый контроль за исполнением решений налоговых органов и других уполномоченных органов;
выявление обстоятельств, способствующих совершению правонарушений налогового законодательства.
В процессе осуществления налогового контроля можно выделить несколько этапов:
— подготовительный этап предполагает определение цели и сроков проведения налогового контроля, подбор исполнителей (специалистов) и их инструктаж, предварительное ознакомление с объектом налогового контроля, т.е. изучение «дела» налогоплательщика (наличие задолженности по уплате налогов или сборов, предоставление отсрочек, рассрочек или налоговых кредитов, проведение мероприятий реструктуризации задолженности и т.д.);
— планирование мероприятий налогового контроля (например, налоговой проверки);
— осуществление мероприятий налогового контроля;
— оформление материалов налогового контроля и составление итогового документа, отражающего результаты мероприятий налогового контроля (например, составление справки и актов налоговых проверок);
— обмен информацией с уполномоченными органами о необходимости принятия дополнительных мер (например, возбуждения уголовного дела и др.).
По объему контролируемой деятельности объекта налогового контроля (организаций или физических лиц) выделяют комплексный налоговый контроль, который подразумевает обследование всего комплекса деятельности подконтрольного объекта по уплате налогов и сборов, и тематический (специальный) налоговый контроль — осуществление проверки подконтрольного объекта по уплате определенного перечня налогов (например, только федеральных, только региональных или только местных налогов и сборов, только прямых или только косвенных налогов).
По виду проведения налогового контроля он делится на:
предварительный, предполагающий профилактику и предупреждение нарушений налогового законодательства;
текущий, который носит оперативный характер и проводится в отчетном периоде главным образом в виде камеральных налоговых проверок;
последующий, который предполагает проверку реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов и проводится по окончании отчетных периодов. Последующий налоговый контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.
По источникам получения сведений и данных различают документальный налоговый контроль, основанный на изучении документально зафиксированных данных и осуществляемый путем формальной, логической и арифметической проверки документов и использования других приемов; фактический налоговый контроль, основанный на изучении фактического состояния объектов налогообложения и осуществляемый путем проведения инвентаризации имущества, обследования помещений, проведения экспертиз.
По месту проведения мероприятий налогового контроля он подразделяется на камеральный — проводится по месту расположения налогового органа; выездной — проводится по месту нахождения налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов.
В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, и характера их полномочий определяют налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами; налоговый контроль, осуществляемый таможенными органами; налоговый контроль, осуществляемый органами государственных внебюджетных фондов.
По очередности проведения контрольных мероприятий бывает плановый налоговый контроль и внеплановый налоговый контроль — в установленных налоговым законодательством случаях (при реорганизации, ликвидации организации — налогоплательщика и др.).
По подчиненности налоговых органов, осуществляющих налоговый контроль, различают налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете, и налоговый контроль, осуществляемый вышестоящими налоговыми органами в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Статья 2.
Комментарий к статье 2
Налогоплательщик, обладая имущественным комплексом на праве собственности или другом вещном праве, всегда стремится защитить свой частный имущественный интерес от налоговых изъятий. Естественное желание налогоплательщика уменьшить размер налоговых платежей затрагивает имущественный интерес другой стороны налоговых правоотношений — государства. В такой ситуации государство, защищая публичные интересы в налоговых отношениях, вынуждено выработать специальный механизм взаимодействия с каждым конкретным налогоплательщиком, который в конечном итоге обеспечил бы надлежащее поведение каждого лица по исполнению им налоговой обязанности.
Очевидно, что для охраны своих имущественных интересов в налоговой сфере государство должно, во-первых, создать специальный государственный орган или органы и наделить их соответствующими властными полномочиями по отношению к лицам, обязанным уплачивать налоги и сборы. Во-вторых, законодательным путем установить порядок, формы и методы осуществления деятельности созданных уполномоченных органов, а также виды воздействия данных органов на поведение обязанных лиц, обеспечивающие в совокупности не только надлежащее поведение налогоплательщиков, но и поступление налоговых изъятий в соответствующий бюджет. При этом государство путем законодательного регулирования системы взаимоотношений уполномоченных органов и налогоплательщиков должно обеспечить определенный баланс публичного и частного интереса, учитывая конституционные ограничения на вмешательство в экономическую деятельность субъекта налоговых правоотношений в условиях рыночной экономики.
Формируя особый организационно — правовой механизм взаимоотношений с обязанными лицами, государство определяет основные элементы этого механизма: субъектов, объект, методы, формы, порядок и характер деятельности уполномоченных органов. Указанный механизм как раз и представляет собой не что иное, как налоговый контроль, который осуществляется созданными государством уполномоченными органами, прежде всего налоговыми. Таким образом, налоговый контроль можно определить как особый организационно — правовой механизм, представляющий собой систему взаимосвязанных элементов, посредством которого обеспечивается надлежащее поведение обязанных лиц по уплате налогов и сборов, а также исследование и установление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий и применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Основными элементами налогового контроля являются субъект налогового контроля (уполномоченный контролирующий орган), объект контроля (контролируемая организация или физическое лицо), формы и методы (методики) контроля, порядок осуществления налогового контроля, мероприятия налогового контроля. Могут быть выделены и другие элементы налогового контроля: направления налогового контроля; техника и технология налогового контроля; категории должностных лиц (кадры) налогового контроля; периодичность и «глубина» налогового контроля и т.д. Весь перечисленный комплекс элементов налогового контроля является предметом правового регулирования.
Налоговый контроль как особый организационно — правовой механизм можно понимать и в широком, и в узком смысле. В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов (учет объектов налогообложения, соблюдение сроков и порядка уплаты налогов и сборов, правильность исчисления сумм налогов и сборов, порядок представления налоговой отчетности и т.д.). В узком смысле под налоговым контролем понимается только проведение налоговых

1. К полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее также — переданные полномочия), относятся следующие полномочия:

1) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории;

2) лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона);

3) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона);

4) подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.

2. Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий, за исключением полномочий, указанных в части 10 настоящей статьи, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее чем в размере планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

3. Общий размер субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из:

1) количества муниципальных районов и городских округов на территории субъекта Российской Федерации, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

2) количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их филиалов, в отношении которых полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательной деятельности переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Средства на осуществление переданных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

5. В случае использования средств, предусмотренных на осуществление переданных полномочий, не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляет взыскание указанных средств в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования:

1) принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также вправе устанавливать целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий;

2) осуществляет согласование назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

3) по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, вносит в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии полномочий Российской Федерации в сфере образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

4) по результатам ежегодного доклада об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий подготавливает предложения о совершенствовании законодательства об образовании.

7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования:

1) осуществляет контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;

2) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом проведения проверок соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и обладает правом выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, направления предложений об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных полномочий;

3) осуществляет согласование структуры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

4) издает методические рекомендации и обязательные для исполнения инструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;

5) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а также порядок представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;

6) анализирует причины выявленных нарушений при осуществлении переданных полномочий, принимает меры по устранению выявленных нарушений;

7) представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, ежегодный доклад об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.

8. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

1) назначает на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

2) утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

3) организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с законодательством об образовании;

4) обеспечивает предоставление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования:

а) ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей;

б) необходимого количества экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, по вопросам переданных полномочий;

в) информации (в том числе баз данных), необходимой для формирования и ведения федеральных баз данных по вопросам контроля и надзора в сфере образования;

5) имеет право до принятия нормативных правовых актов, указанных в пункте 1 части 6 настоящей статьи, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, если данные регламенты не противоречат нормативным правовым актам Российской Федерации (в том числе не содержат не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций) и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций.

9. Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляется в пределах установленной компетенции федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, Счетной палатой Российской Федерации.

10. Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее чем в размере планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 27.12.2018) «О налоговых органах Российской Федерации»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

О НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Налоговые органы Российской Федерации (далее — налоговые органы) — единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в целях осуществления своей деятельности вправе создавать подведомственные организации в форме государственных учреждений либо унитарных предприятий.

Статья 3. Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Статья 4. Налоговые органы осуществляют свою деятельность непосредственно, с привлечением организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Статья 5. Органы внутренних дел Российской Федерации обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.

Глава II. ЗАДАЧИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Статья 6. Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Налоговые органы осуществляют также иные функции в случаях, предусмотренных настоящим Законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Статья 6.1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в целях осуществления полномочий компетентного (уполномоченного) органа в соответствии с правом Евразийского экономического союза в сфере маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками и в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, обеспечивает:

контроль за оборотом товаров, в отношении которых принято решение о маркировке их контрольными (идентификационными) знаками;

функционирование системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками;

координацию деятельности органов исполнительной власти по контролю за оборотом товаров, в отношении которых принято решение о маркировке их контрольными (идентификационными) знаками.

Статья 7. Налоговым органам предоставляется право:

1. В случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — органы, организации и граждане) проверки документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей, не являющихся налогами, сборами, страховыми взносами, пенями, штрафами, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации, в бюджетную систему Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.

Осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе проводить проверки, указанные в абзаце первом настоящего пункта, получать необходимые пояснения, справки, сведения и документы по вопросам, возникающим при проведении таких проверок, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, проводить контрольные закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, запрашивать и получать в банках справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Выносить предписания за нарушения организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Осуществлять контроль за соблюдением платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов, а также налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за нарушение указанных требований.

2. Контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью.

3. Осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

3.1. В целях осуществления налогового контроля производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых организациями и гражданами для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

4. Обследовать с соблюдением соответствующего законодательства Российской Федерации при осуществлении своих полномочий производственные, складские, торговые и иные помещения организаций и граждан.

5. Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, нарушений, связанных с исчислением и уплатой других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующего предпринимательскую деятельность, а также контролировать выполнение указанных требований.

6. В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.

7. Производить в случаях и порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений.

8. Выносить решения о привлечении организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

9. Взыскивать недоимки и взыскивать пени, а также штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

10. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

11. Предъявлять в суде и арбитражном суде иски:

о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;

о взыскании сумм задолженности по процентам, начисленным на реструктурированную задолженность по федеральным, региональным и местным налогам, сборам, страховым взносам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

12. Утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.

13. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

14. Утратил силу. — Федеральный закон от 18.07.2005 N 90-ФЗ.

15. Утратил силу. — Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ.

Статья 7.1. Налоговые органы обобщают сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, в налоговые органы в соответствии с федеральным конституционным законом, и результаты обобщения до 30 апреля представляют Президенту Российской Федерации и в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Налоговые органы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о противодействии коррупции представляют имеющиеся у них сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о наличии счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и об их реквизитах по запросам руководителей и других должностных лиц федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Налоговые органы при наличии согласия работников (их супругов и несовершеннолетних детей) организаций с государственным участием представляют в государственные органы имеющиеся у них сведения о размере и об источниках доходов указанных лиц в случаях и порядке, определяемых нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Статья 8. Права налоговых органов, предусмотренные пунктами 1 — 7, 15 статьи 7 Закона, предоставляются должностным лицам этих налоговых органов, а права, предусмотренные пунктами 8 — 13, — только руководителям налоговых органов и их заместителям.

Статья 9. Вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.

Статья 10. В процессе осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах должностные лица налоговых органов выполняют обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Глава III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Статья 11. Утратила силу. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Статья 12. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Статья 13. Утратила силу. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Статья 14. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, рассмотрения жалоб и принятия решений по ним определяется Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Глава IV. ИНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Статья 15. Порядок обеспечения налоговых органов Российской Федерации служебными помещениями, транспортом, вычислительной техникой, другими материально-техническими средствами, а их работников жильем устанавливается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 16. Все работники налоговых органов подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.

Статья 17. В случае гибели работника налогового органа в связи с осуществлением служебной деятельности семье погибшего или его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. При нанесении работнику налогового органа тяжких телесных повреждений, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц, а также в течение десяти лет — разница между размерами его должностного оклада и пенсией.

При нанесении работнику налогового органа менее тяжких телесных повреждений ему выплачивается единовременное пособие в размере пяти месячных заработков из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Ущерб, причиненный имуществу работника налогового органа (или его близкого родственника) в связи со служебной деятельностью, возмещается в полном объеме из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Статья 18. Руководящим работникам и специалистам налоговых органов присваиваются в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и стажем работы классные чины.

Положение о классных чинах работников налоговых органов и размер доплат за классные чины утверждаются Президентом Российской Федерации.

Статья 19. Граждане, назначенные на государственные должности в налоговые органы, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Председатель
Верховного Совета РСФСР
Б.Н.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов РСФСР
21 марта 1991 года
N 943-1

>Закон о налоговой службе рф

Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 03.07.2016) «О налоговых органах Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 15, ст.

492; Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 27, ст. 4223); Контроль за применением контрольно-кассовой техники на основании Закона, а также Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г.

N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» возложен на налоговые органы, к компетенции которых, в частности, относится проведение проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями (продавцами) кассовых чеков.

Генеральная прокуратура Российской Федерации в лице Генерального прокурора Российской Федерации Чайки Юрия Яковлевича, действующего на основании Федерального от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», и Федеральная налоговая служба (далее — ФНС России) в лице руководителя Мишустина Михаила Владимировича, действующего на основании Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.

Полномочия налоговых и финансовых органов

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе (с изменениями на 14 июня 2019 года)

и (с изменениями, внесенными )); (Собрание законодательства Российской Федерации, N 30, 27.07.2009); (Российская газета, N 54, 17.03.2010); (Собрание законодательства Российской Федерации, N 26, 28.06.2010); (Собрание законодательства Российской Федерации, N 50, 13.12.2010); (Собрание законодательства Российской Федерации, N 12, 21.03.2011); (Собрание законодательства Российской Федерации, N 14, 04.04.2011); (Российская газета, N 5, 13.01.2012); (Собрание законодательства Российской Федерации, N 24, 11.06.2012); (Российская газета, N 303, 31.12.2012) (вступило в силу с 1 января 2013 года); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.03.2013); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.10.2013); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.11.2013; (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.06.2014)

Закон РФ от 24.06.1993 N 5238-1 (ред.

от 31.12.2002) «О федеральных органах налоговой полиции»

Названные права по своей природе могут принадлежать как гражданам (физическим лицам), так и их объединениям (юридическим лицам), которые вправе реализовать гарантированное Конституции Российской Федерации право на обращение в суд, в том числе на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, при том что право на судебную защиту выступает как гарантия всех конституционных прав и свобод. Данная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24 октября 1996 года по делу о проверке конституционности части первой Федерального закона

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «

Об акцизах», от 17 декабря 1996 года по делу о проверке конституционности и части первой статьи 11 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и неоднократно подтверждена в ряде его решений.

Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред.

от 14.06.2018) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»

, о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, и к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 г.

N 112н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 декабря 2007 г., регистрационный номер 10750), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 84н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2010 г., регистрационный номер 18471), от 17 декабря 2015 г. N 201н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2017 г., регистрационный номер 40678) и от 30 сентября 2017 г.

N 168н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2017 г.)

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 г. Москва Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе

5. Федеральной налоговой службе оказать работникам, высвобождаемым в связи с преобразованием Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, содействие в трудоустройстве, а при невозможности трудоустройства — предоставить гарантии и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Установить, что до утверждения Правительством Российской Федерации перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти в ведении Федеральной налоговой службы находятся организации, находившиеся в ведении преобразованного Министерства Российской Федераций по налогам и сборам.

Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред.

7. Согласиться с предложением Министерства финансов Российской Федерации о размещении в установленном порядке центрального аппарата Федеральной налоговой службы в г. Москве, ул. Неглинная, д,23/6, строение 1. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Налоговые органы в своей деятельности руководствуются , федеральными конституционными законами, и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

от 03.07.2016) «О налоговых органах Российской Федерации» (с изм.

Статья 4. Налоговые органы осуществляют свою деятельность непосредственно, с привлечением организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Статья 5.

Федеральный закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации»

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Налоговые органы Российской Федерации (далее — налоговые органы) — единая система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
(статья 1 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Статья 2. Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
(в ред. Федеральных законов от 08.07.1999 N 151-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Статья 3. Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
(статья 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Статья 4. Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
(статья 4 в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)

Статья 5. Органы внутренних дел Российской Федерации обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.
(в ред. Федеральных законов от 08.07.1999 N 151-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Глава II. ЗАДАЧИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
(в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся прав и обязанностей налоговых органов, см. статьи 31 — 33 Налогового кодекса РФ.

Статья 6. Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, валютный контроль, осуществляемый в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования и настоящим Законом.
(статья 6 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Статья 7. Налоговым органам предоставляется право:
(в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)
1. В случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — органы, организации и граждане) проверки документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей, не являющихся налогами или сборами, пенями, штрафами, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации, в бюджетную систему Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
Осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
(абзац введен Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ)
2. Контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью.
(в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы о признании не соответствующим Конституции РФ абзаца первого пункта 3 статьи 7 см. Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 N 453-О.

3. Осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
3.1. В целях осуществления налогового контроля производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых организациями и гражданами для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
4. Обследовать с соблюдением соответствующего законодательства Российской Федерации при осуществлении своих полномочий производственные, складские, торговые и иные помещения организаций и граждан.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
5. Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, нарушений, связанных с исчислением и уплатой других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующего предпринимательскую деятельность, а также контролировать выполнение указанных требований.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
6. В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.
О приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банке см. статью 76 Налогового кодекса РФ.

7. Производить в случаях и порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений.
(п. 7 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
8. Выносить решения о привлечении организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 08.07.1999 N 151-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
9. Взыскивать недоимки и взыскивать пени, а также штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 08.07.1999 N 151-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
10. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
11. Предъявлять в суде и арбитражном суде иски:
о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
(п. 11 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
12. Утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.
13. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
14. Утратил силу. — Федеральный закон от 18.07.2005 N 90-ФЗ.
15. Контролировать выполнение кредитными организациями установленных Налоговым кодексом Российской Федерации обязанностей в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Налоговые органы вправе получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну в пределах, необходимых для осуществления такого контроля.
(п. 15 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Статья 8. Права налоговых органов, предусмотренные пунктами 1 — 7, 15 статьи 7 Закона, предоставляются должностным лицам этих налоговых органов, а права, предусмотренные пунктами 8 — 13, — только руководителям налоговых органов и их заместителям.
(в ред. Федеральных законов от 08.07.1999 N 151-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Статья 9. Вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.
(статья 9 в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)

Статья 10. В процессе осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах должностные лица налоговых органов выполняют обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
(статья 10 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Глава III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
(в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)

Статья 11. Утратила силу. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Статья 12. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
(в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)

Статья 13. Утратила силу. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Статья 14. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, рассмотрения жалоб и принятия решений по ним определяется Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
(в ред. Федеральных законов от 08.07.1999 N 151-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Глава IV. ИНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
(в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)

Статья 15. Порядок обеспечения налоговых органов Российской Федерации служебными помещениями, транспортом, вычислительной техникой, другими материально-техническими средствами, а их работников жильем, дошкольными и общеобразовательными учреждениями устанавливается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)

Статья 16. Все работники налоговых органов подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.
(в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)

Статья 17. В случае гибели работника налогового органа в связи с осуществлением служебной деятельности семье погибшего или его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. При нанесении работнику налогового органа тяжких телесных повреждений, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц, а также в течение десяти лет — разница между размерами его должностного оклада и пенсией.
(в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)
При нанесении работнику налогового органа менее тяжких телесных повреждений ему выплачивается единовременное пособие в размере пяти месячных заработков из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
(в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)
Ущерб, причиненный имуществу работника налогового органа (или его близкого родственника) в связи со служебной деятельностью, возмещается в полном объеме из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
(в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)

Статья 18. Руководящим работникам и специалистам налоговых органов присваиваются в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и стажем работы классные чины.

КонсультантПлюс: примечание.
Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 113 утверждено Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим.

Положение о классных чинах работников налоговых органов и размер доплат за классные чины утверждаются Президентом Российской Федерации.
(статья 18 в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)

Статья 19. Граждане, назначенные на государственные должности в налоговые органы, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(статья 19 введена Федеральным законом от 07.11.2000 N 135-ФЗ)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *