Об азартных играх

Контроль за игорной деятельностью
С 01.07.2009 года российским законодательством (Федеральный закон № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации») существенно ограничена возможность организации азартных игр: на территории Российской Федерации созданы четыре игорные зоны (в Алтайском, Краснодарском и Приморском краях, Калининградской области), за пределами которых открытие игорных заведений запрещено, а также установлен запрет на организацию и проведение азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и средств связи.

Руководством страны проводится жесткая политика, направленная на противодействие незаконному игорному бизнесу, в том числе и его коррупционной составляющей.

Однако анализ статистических данных о деятельности правоохранительных и контролирующих органов в данной сфере свидетельствуют о том, что, несмотря на принимаемые меры, состояние законности в названной сфере продолжает оставаться напряженным, число выявляемых нарушений закона постоянно растёт.

Так, по данным МВД России в рассматриваемой сфере в 2013 году на территории Российской Федерации выявлено 12281 административное правонарушение, возбуждено два уголовных дела по ст.210 УК РФ (организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)), 98 — по ст. 171.2 УК РФ (незаконные организация и проведение азартных игр), прекращена деятельность 13660 игорных заведений, в том числе 376 казино.

В условиях сохраняющихся пробелов в законодательстве, не позволяющих эффективно бороться с рассматриваемым негативным проявлением, особую актуальность приобретает вопрос о правильности выбора мер реагирования, направленных на пресечение противоправной деятельности.

В ходе проводимых контролирующими и правоохранительными органами, органами прокуратуры проверок выявлялись такие способы осуществления игорной деятельности, как организация азартных игр в Интернет-кафе с использованием компьютерной техники, подключенной к сети Интернет, использование игровых автоматов, как с купюроприёмниками, так и без таковых, проведение игр под видом стимулирующей лотереи.

Нормативно-правовое регулирование отношений по ограничению осуществления игорной деятельности на территории Российской Федерации. Правовую основу организации и проведения азартных игр, а также противодействия нелегальному бизнесу в данной сфере составляют следующие нормативные акты:

— Гражданский кодекс Российской Федерации;

— Налоговый кодекс Российской Федерации;

— Трудовой кодекс Российской Федерации;

— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

— Уголовный кодекс Российской Федерации;

— Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях»;

— Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

— Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

— Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;

— Федеральный закон Российской Федерации от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

— Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»;

— постановление Правительства РФ от 06.10.2006 № 603 «О лицензировании деятельности по производству и реализации специального игрового оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса»;

— постановление Правительства РФ от 18.06.2007 № 376 «Об утверждении Положения о создании и ликвидации игорных зон»;

— постановление Правительства РФ от 17.07.2007 № 451 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах»;

— постановление Правительства РФ от 23.08.2007 № 540 «О составе и порядке представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр»;

— постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1130 «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах».

Базовым законодательным актом, регулирующим правоотношения в названной области правоотношений и устанавливающим ограничения при осуществлении игорного бизнеса, является Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Организация азартных игр, будучи одной из разновидностей предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, ограничена законом в соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

Полномочиями по государственному регулированию деятельности по организации и проведению азартных игр Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ наделены Правительство Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

Государственный надзор за соблюдением организаторами азартных игр установленных Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ требований (в частности, тотализаторами и букмекерскими конторами, чья деятельность определенной территорией в границах Российской Федерации не ограничена) осуществляется Федеральной налоговой службой.

Непосредственная работа по противодействию незаконному игорному бизнесу, в том числе по установлению факта организации азартных игр в нарушение Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, осуществляется органами внутренних дел, чьи полномочия по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений закреплены Федеральным законом от № 3-ФЗ «О полиции».

Органы прокуратуры в соответствии с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в рамках осуществления надзора за исполнением федерального законодательства вправе проводить проверки с привлечением специалистов органов внутренних дел, налоговой службы, иных государственных органов с целью выявления нарушений требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр с последующим принятием мер реагирования по привлечению виновных лиц к административной ответственности, а также защите государственных и общественных интересов в судебном порядке.

Основные понятия, используемые в законодательстве. Собственно под деятельностью по организации и проведению азартных игр согласно ст. 4 Федерального закона от 29,12.2006 № 244-ФЗ понимается деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

Ключевым понятием, определяющим направление работы правоохранительных и контролирующих органов по пресечению нарушений при осуществлении игорной деятельности, является «азартная игра», под которой подразумевается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой, либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.

Выигрыш — денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры.

Таким образом, для того, чтобы вменить виновному лицу организацию и проведение азартных игр за пределами игорных зон, необходимо установить направленность проводимой им деятельности на выплату участникам азартной игры выигрыша при положительном для них результате игры.

При этом участниками азартной игры могут являться исключительно физические лица, в то время как в качестве организаторов азартных игр согласно закону выступают только юридические лица.

Следовательно, осуществление игорной деятельности индивидуальными предпринимателями и, тем более, гражданами законодательством не допускается в принципе, организация азартных игр со стороны указанных лиц автоматически влечёт уголовную (при доказанности размера извлечённого дохода) или административную ответственность.

Ульяновская область не входит в игорную зону, однако на всей территории Российской Федерации разрешено организация и проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Указанная деятельность подлежит лицензированию.

Государственный надзор в указанной области осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере налогов и сборов.

Органы внутренних дел наделены правом составления административных протоколов по части 1 статьи 14.1_1 КоАП РФ «Организация и проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств подвижной связи», части 2 статьи 14.1_1 КоАП РФ «Организация и проведение азартных игр без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, а равно осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии».

С 1 июля 2009 года деятельность игорных заведений была прекращена, после чего, широкое распространение получили лотерейные клубы, в которых с помощью лотерейного оборудования, визуально схожего с игровым, осуществляется распространение всевозможных лотерей.

Указанная деятельность регулируется Федеральным законом № 138-ФЗ от 11.11.2003 года «О лотереях» и в соответствии с со статьей 21 указанного закона государственный надзор за проведением лотерей осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере налогов и сборов, при этом органы внутренних дел не наделены правом составления административных протоколов по статье 14.27 КоАП РФ «Проведение лотерей без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления», указанное право имеется у налоговой службы.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации №105 от 09.02.2012 года «О порядке проверок соблюдения требований к лотерейному оборудованию», приказом Министерства Финансов Российской Федерации №128Н от 11.10.2011 года «Об утверждении административного регламента исполнения федеральной налоговой службой государственной функции по проверке технического состояния игрового оборудования» государственные функции по проверке технического состояния игрового и лотерейного оборудования возложены на Федеральную налоговую службу.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ различает следующие разновидности игорных заведений: казино, зал игровых автоматов, букмекерская контора и тотализатор.

Отличительным признаком букмекерских контор и тотализаторов, деятельность которых не ограничена территорией игорных зон, является то, что в них организуется и проводится пари — азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой, либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.

Деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон не допускается в казино и залах игровых автоматов, различие между которыми определяется используемыми для проведения азартных игр устройствами или приспособлениями (игровым оборудованием), а также участием в игре самого организатора азартных игр или его работников.

Казино — игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых столов или игровых столов и иного предусмотренного названным Федеральным законом игрового оборудования.

Игровой стол — игровое оборудование, которое представляет собой место с одним или несколькими игровыми полями и при помощи которого организатор азартных игр проводит азартные игры между их участниками, либо выступает в качестве их участника через своих работников.

Зал игровых автоматов — игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов, или игровых автоматов и иного предусмотренного указанным Федеральным законом игрового оборудования, за исключением игровых столов.

Собственно, игровые автоматы — это игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Принципиальное отличие между букмекерской конторой и тотализатором состоит в том, что в первой организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр, а в тотализаторе организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр.

Смежным с азартными видом игры является лотерея, которая также основана на принципе случайного определения выигрышей. Данное сходство предопределяло маскировку азартных игр под стимулирующую лотерею с применением модифицированных игровых автоматов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» лотерея — игра, которая проводится в соответствии с договором, в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

Применительно к разграничению с азартными играми значимой является классификация лотерей, установленная ч.3 ст.3 Федерального закона «О лотереях», на два вида:

1. Лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи.

2. Лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

Как раз в связи с повальным распространением игровых автоматов, переделанных под проведение так называемых «стимулирующих лотерей», с помощью которых представители игорного бизнеса маскировали проведение азартных игр, Федеральным законом от 27.07.2010 № 214-ФЗ внесены изменения в ст.3 Федерального закона «О лотереях», которая дополнена частью 8, устанавливающей недопустимость проведения стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях.

При наличии информации об организации и (или) проведении на территории Ульяновской области азартных игр с нарушением действующего законодательства Российской Федерации граждане могут обращаться в любую дежурную часть УМВД России по Ульяновской области, либо в управление экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Ульяновской области (г. Ульяновск, ул. Ватутина, д.97), либо сообщить информацию по телефонам доверия 27-35-22, 67-88-88. Также любой гражданин может подать заявление онлайн на сайте УМВД России по Ульяновской области.

13 августа 2020 года – дата, знаменующая успешное окончание длительного и противоречивого пути Закона Украины «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» к принятию и вступлению в силу.

Начиная с 2014 года в течение шести следующих лет вокруг «игорного закона» было сломано немало копий – одни доказывали, что игровым автоматам в Украине не место, а надеждам приблизиться к успеху Лас-Вегаса суждено разбиться об острые скалы украинских реалий.

Другие оперировали цифрами, напоминая о процветании теневого и ничем не регулируемого рынка игорного бизнеса, объем которого по консолидированным экспертным оценкам «тянет» на 1 миллиард евро, из которых госказна не получает ровным счетом ничего.

Несмотря на завершение баталий в пользу принципа «не можешь победить – возглавь», на мир и тишину рассчитывать пока не приходится. накануне Национальное агентство по предотвращению коррупции выпустило заявление о том, что текст документа несет в себе значительные коррупционные риски из-за несогласованности ряда его положений.

Причины столь горячих споров и продолжающегося сопротивления понятны. Игорный бизнес – это та сфера, где невероятно сложно справедливо прочертить разделительную линию между интересами его владельцев и рисками для игроков, которые могут попасть в «азартную» зависимость.

Тем не менее, что запрет на азартные игры и отсутствие какого-либо закона отнюдь не равняется отсутствию азартных игр как явления.

Наличие пусть несовершенного, но реально существующего регулирования все же лучше идеальных, но нереализованных планов на него. Итак, что же предполагает новый закон для рынка азартных игр?

Вертикали игорного бизнеса

Закон легитимизирует все основные вертикали игорного бизнеса, среди которых казино и онлайн казино, букмекерская деятельность в букмекерских пунктах и онлайн, залы игровых автоматов и онлайн покер.

Получить лицензию на каждый из видов деятельности может только компания, созданная по украинскому праву.

Казино

Закон разрешает открывать казино исключительно в отелях, которые соответствуют ряду требований.

Так, в столице казино появятся в пятизвёздочных отелях с количеством номеров не менее 150. В других городах операторам позволено размещать казино в четырех- и пятизвёздочных гостиницах, которые располагают 100 и более номерами.

Казино разрешены также в загородных комплексах площадью не менее 10 тыс. квадратных метров с пятизвёздочным отелем.

Кроме того, законодатель решил сделать своеобразный «ход конем» для раскрытия потенциала некоторых территорий страны и придумал так называемую «специальную игровую зону». Всего таких зон будет 5, их определит правительство и располагаться они будут, в частности, в регионах Украины, требующих стимулирования их развития.

Также закон вводит инвестиционную лицензию, которую можно получить, построив отель категории 5 «звёзд» с 200 номерами в Киеве или 150 номерами в других городах. В обмен на инвестиции в строительство отеля и развитие украинской инфраструктуры оператора освобождают от платы за лицензию, срок которой – 10 лет.

Онлайн казино

Закон не выдвигает специальных требований к помещениям оператора онлайн казино или его фактическому присутствию, помимо того, что оператором может быть только украинская компания.

Предыдущие версии содержали норму, которая обязывала операторов онлайн казино размещать свои сервера в Украине, однако до финального текста это правило не сохранилось.

Кроме того, для всех онлайн операторов казино предусмотрены некоторые общие требования, к примеру, наличие доменного имени в зоне .UA и веб-сайта, зарегистрированного в реестре, через который онлайн оператор казино ведет свою деятельность.

Букмекерская деятельность

Букмекерская деятельность может осуществляться как онлайн, так и офлайн через букмекерские пункты на основании единой лицензии.

Установленные в законе требования к размещению букмекерских пунктов весьма строги: в 3-5 звёздочных отелях с номерным фондом от 50 номеров в Киеве и от 25 номеров – в других городах. Минимальная площадь букмекерского пункта – 50 квадратных метров.

Скорее всего, в связи с описанными ограничениями на размещение букмекерских пунктов операторов, желающих открыть их будет немного. В то же время благодаря легализации количество регулируемых онлайн-букмекеров должно существенно возрасти.

Отдельно закон предусматривает лицензию на открытие одного букмекерского пункта на ипподроме, где будут приниматься ставки на результаты скачек.

Игровые автоматы

Пожалуй, одна из самых противоречивых вертикалей азартных игр – пресловутые «однорукие бандиты» – игровые автоматы, вокруг которых гремели едва ли не самые жаркие споры и до последнего доносились призывы не допускать массовой игровой зависимости населения, к которой может привести их легализация.

Размещать игровые автоматы можно в казино на основании лицензии на казино и в залах игровых автоматов на основании отдельной лицензии.

Как и букмекерские пункты, залы игровых автоматов могут находиться исключительно в отелях категории 3-5 «звёзд» с 50 и более номерами в Киеве, 25 и более номерами – в других городах. Одна лицензия позволяет установить 250 игровых автоматов.

Депутаты предусмотрели ряд ограничений касательно местонахождения залов игровых автоматов – они запрещены в населённых пунктах, где проживает менее 10 тысяч населения, а также в непосредственной близости к учебным заведениям, то есть на расстоянии менее 500 метров от них.

Кроме того, операторам запрещено использовать игровые автоматы, которые произведены ранее, чем в 2019 году.

Онлайн покер

Согласно закону, лицензии выдаются только на онлайн покер. Офлайн покер возможен либо в казино как одна из азартных игр, либо же в форме спортивного покера, который не считается азартной игрой.

Лицензионные платежи и налоги

Стоимость лицензий

Стоимость лицензий стала одним из главных оснований для критики первых версий закона. На снижении лицензионных платежей активно настаивали международные игроки на рынке азартных игр. К ним прислушались и в финальной версии закона ставки стали куда умереннее.

✔ Казино

Согласно Закону, лицензия на 5 лет стоит 60 тысяч минимальных зарплат – 283,4 млн грн за казино в Киеве и 30 тысяч минимальных зарплат – 141,7 млн грн за казино в других городах.

За игорное оборудование придется заплатить отдельный ежегодный взнос:

  • 175 минималок (826,5 тыс грн) за стол с рулеткой
  • 90 минималок (425 тыс грн) за стол без рулетки
  • 6 минималок (28,3 тыс грн) за игровой автомат

✔ Онлайн казино – 6,5 тысяч минималок (30,7 млн грн) за пятилетнюю лицензию

✔ Букмекерская деятельность – 30 тысяч минималок (141,7 млн грн) за пятилетнюю лицензию. Плюс ежегодно за каждый букмекерский пункт – 30 минималок (141,7 тыс грн).

✔ Залы игровых автоматов – 7,5 тысяч минималок (35,4 млн грн) за пятилетнюю лицензию. Плюс ежегодно шесть минималок за каждый автомат (28,3 тыс грн).

✔ Онлайн покер – 5 тысяч минималок (23,6 млн грн) за пятилетнюю лицензию.

А что на практике?

Казалось бы, о какой практике можно говорить, если полноценно рынок азартных игр в новой правовой парадигме закона еще не заработал? И все же, отметить некоторые потенциальные сложности и недостатки можно уже сейчас.

Лотереи

Лотереи были исключены из сферы действия Закона к финальной его версии, несмотря на то, что первые проекты предусматривали единое регулирование для всех видов азартных игр.

Лотереи остались подчинены несколько устаревшему Закону Украины «О государственных лотереях в Украине», хоть и с некоторыми правками, внесенными новым законом. Однако лотереи по-прежнему не считаются азартными играми.

Такая ситуация может сыграть злую шутку с рынком. Начиная от банальной невозможности найти гармонию между подходами, на которых базируются старый закон о лотереях и новый об азартных играх, заканчивая тем, что текущее регулирование может не позволить иностранным операторам лотерей зайти на украинский рынок.

Лицензионные платежи на время переходного периода

Закон предусматривает, что до момента запуска Государственной системы онлайн-мониторинга платежи за лицензии на онлайн казино, на букмекерскую деятельность и на игровой автомат взымаются в тройном размере.

Государственная система онлайн-мониторинга – это специальное программное обеспечение, призванное контролировать рынок азартных игр в режиме реального времени. Ее запуск запланирован в течение двух лет с момента вступления в силу закона. Еще полгода операторы будут иметь, чтобы подключить к системе свое оборудование.

Однако есть опасение, что старт системы онлайн-мониторинга может затормозиться на неопределённый период времени. Если это произойдет, поддержание лицензий значительно «ударит по карману» операторов.

Будет ли happy end

Спрогнозировать с достаточной долей определенности будущее украинского игорного бизнеса не может никто.

Тем не менее, как человек, который более 6 лет участвовал в создании нового регулирования для украинского рынка азартных игр, позволю себе высказать несколько предположений.

В «освоении» украинского рынка игорного бизнеса уже сейчас заинтересован ряд иностранных операторов, которые привыкли работать по строгим международным стандартам и правилам.

Есть огромная надежда, что они собственным примером покажут, как должен работать добросовестный игорный бизнес, создавая на украинском рынке хорошую деловую культуру и практику, делая его более прозрачным и цивилизованным.

В любом случае, ставки уже сделаны, осталось посмотреть, как они сыграют.

Алина Плющ, партнер ЮФ Sayenko Kharenko

Автор благодарит за помощь в подготовке юриста Sayenko Kharenko Ярославу Черныщук

Правовое регулирование деятельности онлайн-казино на территории России − проблема, актуальная со времен появления Рунета. Законодательство в этой сфере едва ли коррелирует с практикой его применения. Как известно, запрет деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи содержится в ст.15.1 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»1. Более того, прямой запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в Интернете, исключая случаи, предусмотренных указанным Федеральным законом, содержится в п. 3 ст. 5 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»2. За нарушение данных правовых норм законодательство предусматривает уголовную и административную ответственность. Также в 2011 г. в Уголовный кодекс РФ была внесена статья 171.2, в соответствии с которой незаконными признаются организация или проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», сопряжённые с извлечением дохода в крупном размере3. Административная ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игровой зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей закрепляется в ст.14.1.1 КоАП РФ. Согласно поправкам, вступившим в силу с января 2015 г., лицо несёт уголовную или административную ответственность за факт организации азартной игры в Интернете, вне зависимости от размера полученного дохода4. Кроме того, распространение рекламы онлайн-казино также влечёт ответственность для владельца сайта, предусмотренную вышеупомянутой ст. 15.1 Федерального закона «Об информации». Такая ответственность наступает в силу ч. 2 статьи 27 Федерального закона «О рекламе», вводящую запрет на публикацию рекламы основанных на риске игр и пари в сети Интернет5.

«Согласно поправкам, вступившим в силу с января 2015 г., лицо несёт уголовную или административную ответственность за факт организации азартной игры в Интернете, вне зависимости от размера полученного дохода. Кроме того, распространение рекламы онлайн-казино также влечёт ответственность для владельца сайта»

Характеристики незаконного игрового контента были приведены в Приказе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11 сентября 2013 г. N 1022/368/666: «К информации по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи, нарушающей требования № 244-ФЗ, относится размещенная в сети «Интернет» информация, отвечающая одному или нескольким из следующих критериев: наличие фото-, видео-, аудио- и (или) текстовой, графической информации о предложении принять участие в азартной игре, в лотерее, способствующей привлечению внимания потенциального участника на рассматриваемой странице сайта в сети «Интернет», где имеется возможность принять участие в азартной игре, в лотерее, сделать ставку, получить выигрыш»6. Более того, Приказ определяет в качестве соответствующих критериев наличие материалов, дающих представление об азартных играх, наличие демонстрации участия в азартной игре, описывающей процесс и последовательность выполнения действий в азартной игре, а также наличие возможности на Интернет-странице перевода денежных средств7. Следует обратить внимание на то, что законодательство не запрещает участие в азартных играх пользователей Интернета, равно как и не обеспечивает их возможностью возврата средств, утраченных вследствие блокировки незаконного игрового сайта.

«Следует обратить внимание на то, что законодательство не запрещает участие в азартных играх пользователей Интернета, равно как и не обеспечивает их возможностью возврата средств, утраченных вследствие блокировки незаконного игрового сайта»

Несмотря на запрет организации сайтов для проведения азартных игр, законом определяются «исключительные случаи», когда использование информационно-коммуникационных сетей в игровых целей легально. Так, ст. 3 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» содержит норму, фиксирующую право на создание букмекером (или организатором тотализатора), имеющим необходимую государственную лицензию и состоящим в СРО, сайта, осуществляющего прием интерактивных ставок. Таким образом, легализуется не организация игры как таковой в Интернете, но создание вспомогательных площадок лицензированных заведений в определенных игровых зонах8. Более того, букмекеры и организаторы тотализаторов в течение тридцати дней с даты получения лицензии обязаны вступить в «саморегулируемую организацию организаторов» азартных игр в букмекерских конторах или «саморегулируемую организацию организаторов азартных игр в тотализаторах».

Подразумевается, что деятельность саморегулируемых организаций направлена на обеспечение прав владельцев букмекерских контор или тотализаторов, а также упорядочение их работы. Так, на официальном сайте саморегулируемой организации «Ассоциация букмекерских контор» провозглашается: «Наша цель — это создание благоприятных условий для осуществления букмекерской деятельности и ее развития в России»9. Тем не менее, на практике возникает ситуация, когда сайты легализованных букмекерских контор, чья деятельность не запрещена, нередко попадают под блокировку (к прим., Sportingbet.com, Ru.Sportingbet.com, Marathonbet.com и т.д.), в то время как «Ассоциация букмекерских контор» одобряет законодательные инициативы в пользу блокирований (в том числе досудебных) букмекерских сайтов10. Еще более парадоксальный подход действует в отношении покерных сайтов, которые рекламируются федеральными каналами и при этом запрещаются законом.

На данный момент существуют два основания блокировки сайта: 1) по решению суда, вступившему в законную силу и 2) по решению компетентного государственного органа по информации, имеющего соответствующие полномочия. Судебный процесс в отношении дел о блокировке игровых сайтов имеет свою специфику. Обычно инициаторами иска выступают органы прокуратуры, причем иск рассматривается на судебном заседании зачастую в отсутствие обвиняемого, не уведомлённого о рассмотрении дела. В заявлении орган прокуратуры определяет ответчиком Роскомнадзор, который, в случае удовлетворения иска, должен будет провести процедуру блокировки сайта11. В среднем данная процедура занимает от двух до трех месяцев, и в течение неё сайт еще продолжает работать. Таким образом, нередко возникает ситуация, когда владелец игрового сайта узнает о вступившем в законную силу судебном решении лишь по факту блокировки его ресурса.

«На данный момент существуют два основания блокировки сайта: 1) по решению суда, вступившему в законную силу и 2) по решению компетентного государственного органа по информации, имеющего соответствующие полномочия»

В существующей на данный момент судебной практике очевидна тенденция удовлетворения исков против владельцев сайтов, содержащих информацию, соответствующую или имеющую потенциал соответствовать характеристикам противоправного игрового контента, указанных выше.

На правоприменительную конъюнктуру оказало существенное влияние Определение Верховного суда №91-КГПР12-3 от 09 октября 2012 г. по жалобе ОАО «Ростелеком» по заявлению заместителя прокурора Псковской области. В Определении Верховный Суд высказал жёсткую позицию: «Разрешая заявленные требования заместителя прокурора Псковской области, суд пришёл к выводу о том, что закон не предусматривает ответственности за распространение информации об азартных играх, в том числе и в сети Интернет. Сам по себе доступ граждан к сайтам, содержащим информацию об азартных игр, действующим законодательством не запрещается и не ограничивается. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что с такими выводами судебных инстанций согласиться нельзя.»12 Основные аргументы Суда в защиту столь специфического тезиса сводились к перечислению норм российского законодательства, запрещающего организацию азартных игр в Интернете. Ключевым пунктом Определения стало парадоксальное лингвистическое заключение: «Вместе с тем предоставление возможности доступа к участию в азартных играх с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением информации, связанной с осуществлением деятельности по организации азартных игр. Правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по организации азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет»13.

Практика вынесения обвинительных приговоров расширилась, и с начала 2014 г. в общей сложности было заблокировано более 200 Интернет-сайтов с азартными играми. Даже такие крупные сервера, как Pokerstars, стали объектами для блокировки. Многие казино, особенно ориентированные на российский рынок, для продолжения своего функционирования открыли так называемые зеркала своих сайтов14.

«Практика вынесения обвинительных приговоров расширилась, и с начала 2014 г. в общей сложности было заблокировано более 200 Интернет-сайтов с азартными играми»

Сложности при судебной блокировке игровых сайтов возникают в связи с их размещением за рубежом, так как она действует только в отношении тех провайдеров и в тех регионах, где были вынесены соответствующие решения. В их числе Ruscasinos, Wm-Bingo, Diamond777, Worldslots, Grandmaster-casino, Ruvegas, Vegasred, Bet-at-home, а также иностранные казино: Redkings, Eurocasion, Eurogrand, Europacasion, Titancasino и Casinoeuro15.

C 2015 г. в связи со вступившими силу поправками такие государственные органы России, как ФНС, Роскомнадзор и Генеральная Прокуратура были уполномочены принимать решения о блокировании игорного сайта (его доменного имени, адреса или IP-адреса сервера) без судебного решения. Процедура блокировки игорного сайта, как и любого ресурса, содержащего запрещённый законодательством контент, проходит в следующем порядке: владелец или хостинг-провайдер соответствующего ресурса получает уведомление контролирующего органа о необходимости удаления запрещённого контента в течение трёх суток. После удаления информации сайт исключается из реестра, в противном случае оператор связи ограничивает доступ пользователей к данному ресурсу.

Заслуживает внимание внесение Роскомнадзором в реестр запрещённой информации 14 июля 2015 г. сайтов популярных платежных систем QIWI и Skrill16 . Такое действие, среди прочего, было мотивировано размещением на данных сайтах ссылок на офшорных букмекеров, информация о них и о том, как пополнить счета на сайтах нелегальных букмекерских контор. Тем не менее, компании без промедлений выполнили заявленные требования ведомства, удалив противоправную информацию, после чего их страницы были исключены из реестра запрещённых сайтов.

«Процедура блокировки игорного сайта, как и любого ресурса, содержащего запрещённый законодательством контент, проходит в следующем порядке: владелец или хостинг-провайдер соответствующего ресурса получает уведомление контролирующего органа о необходимости удаления запрещённого контента в течение трёх суток. После удаления информации сайт исключается из реестра, в противном случае оператор связи ограничивает доступ пользователей к данному ресурсу»

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что развитие законотворческой и правоприменительной практики в отношении игровых сайтов идет по пути ужесточения методов «борьбы» с ними и расширения сферы запретов. Следует отметить, что изначально блокировка игровых Интернет-площадок имела целью пресечение оборота на территории России азартных услуг в рамках крупномасштабного проекта по регулированию игрового бизнеса, чреватого незаконными обогащениями и коррупцией. Однако, тотально запрещая деятельность всех сетевых ресурсов, предоставляющим доступ к азартным играм и даже информацию о них, законодатель вводит презумпцию противозаконности целой отрасли бизнеса, а не отдельных ее нежелательных элементов, тем самым создавая ограничение свободе предпринимательства в России. Будучи запрещённым, игорный бизнес продолжает существовать в подполье (каковым для игровых сайтов являются «зеркала» и иные способы обхода блокировки), где его регулирование правоохранительными органами становится в принципе невозможным. Более того, виртуальные блага, приобретаемые в онлайн-играх за реальные денежные средства, в случае закрытия сайта аннулируются и не возмещаются, в связи с чем серьёзные убытки несут законопослушные пользователи Интернета.

Автор текста: Мария Горбунова

Источник фотографии: onlinegamblingaffiliate.com

2 Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 N 244-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Консультант Плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64924/d6fb3580fbd6ef3e662688c02af241894aa7f3a6/ (дата обращения: 07.12.2016).

7 Там же.

8 Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 N 244-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Консультант Плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64924/ (дата обращения: 07.12.2016).

9 «Ассоциация букмекерских контор» URL: http://bookmakersro.ru/ (дата обращения: 16.09.16).

12 Определение Верховного Суда РФ от 09.10.2012 N 91-КГПР12-3 Дело о возложении обязанности по ограничению передачи информации направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не учтено, что в силу закона ответчик, осуществляя деятельность по оказанию услуг связи, обязан соблюдать ограничения, предусмотренные законом, и препятствовать осуществлению доступа своих абонентов к запрещенной законом информации. // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=303440 (дата обращения: 16.09.16).

13 Там же.

Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года

Статья 1

1) в пункте 4 части 1 статьи 3 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах»;

2) в статье 4:

а) пункт 3 после слов «организатору азартной игры» дополнить словами «в наличной форме или с использованием платежных карт», слова «признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом интерактивной ставкой» заменить словами «передаваемых организатору азартных игр в соответствии пунктом 3.1 настоящей статьи»;

б) в пункте 6 слова «и (или)» заменить словом «или»;

3) в статье 5:

в части 3 слова «и (или)» заменить словом «или»;

в части 6 первое предложение после слов «в букмекерских конторах или тотализаторах» дополнить словами «при осуществлении деятельности посредством информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи,»;

в пункте 3 части 7 слова » и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах»;

4) в статье 5.1:

а) в части 4 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах»;

б) в пункте 2 части 8 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах»;

в) в части 8.1 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах»;

г) в пункте 1 части 15 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах»;

5) в части 10 статьи 6 второе предложение дополнить словами «, включенный в предусмотренный пунктом 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения»;

6) в статье 6.2:

а) в части 1 слова «(далее — целевые отчисления)» исключить;

б) дополнить частью 1.1 следующего содержания:

«1.1. Организатор азартных игр в букмекерской конторе, заключающий пари на спортивные соревнования, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 3.3 статьи 15 настоящего Федерального закона, обязан заключать соглашения о предоставлении информации о проведении спортивных соревнований с субъектами профессионального спорта, а именно общероссийскими спортивными федерациями, организующими спортивные соревнования по соответствующему виду спорта, профессиональными спортивными лигами, организующими профессиональные спортивные соревнования по соответствующему виду спорта, и на основании таких соглашений осуществлять целевые отчисления, направляемые на финансирование мероприятий по развитию детско-юношеского спорта. Порядок заключения таких соглашений, обязательные условия таких соглашений, включающие порядок направления соответствующих целевых отчислений, примерная форма таких соглашений утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.»;

в) в части 2 слова «целевых отчислений» заменить словами «целевых отчислений, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи (далее — целевые отчисления),»;

г) в части 3 слова «в отношении использования символики, наименований спортивных соревнований, указанных в данном соглашении» исключить;

д) в части 5 слова «спортивных соревнований, организованных общероссийскими спортивными федерациями, профессиональных спортивных соревнований, организованных профессиональными спортивными лигами,» заменить словами «мероприятий, предусмотренных пунктами 1 — 4 части 3.3 статьи 15 настоящего Федерального закона,»;

е) часть 6 дополнить словами «, а также в срок не позднее десяти календарных дней с момента истечения срока для уплаты целевых отчислений уведомляют об этом саморегулируемую организацию азартных игр в букмекерских конторах»;

ж) в части 8:

в пункте 1 слова «об использовании символики, наименований спортивных соревнований» заменить словами «, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи»;

в пункте 2 слова «спортивных соревнований, организованных общероссийскими спортивными федерациями, профессиональных спортивных соревнований, организованных профессиональными спортивными лигами,» заменить словами «мероприятий, предусмотренных пунктами 1 — 4 части 3.3 статьи 15 настоящего Федерального закона,»;

7) в части 2 статьи 8 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах, слова «и (или)» заменить словом «или»;»;

8) в статье 14:

а) в части 2 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах»;

б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:

«2.1. Организатор азартных игр на основании лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах может предоставлять одну из следующих услуг:

1) заключение с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше;

2) организация заключения основанных на риске соглашений о выигрыше между двумя или несколькими участниками азартной игры.»;

в) части 4 и 6 признать утратившими силу;

г) в части 7 слова «и (или)» заменить словом «или», слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах»;

д) в части 9 слова «и (или)» заменить словом «или»;

9) в части 23 статьи 14.1 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах»;

10) в статье 15:

а) часть 3.3 изложить в следующей редакции:

«3.3. Организатор азартных игр в букмекерской конторе вправе самостоятельно определять событие, от которого зависит исход пари и которое может наступить или не наступить исключительно в ходе следующих мероприятий:

1) официальные спортивные соревнования;

2) спортивные соревнования, организованные общероссийскими спортивными федерациями и профессиональными спортивными лигами;

3) спортивные соревнования, организованные международными спортивными организациями;

4) спортивные соревнования, которые организованы иностранными спортивными федерациями, конфедерациями, лигами или советами, включены в национальный единый календарный план по соответствующему виду спорта и результаты которых отражаются на официальных сайтах организаторов таких соревнований в сети «Интернет».»;

б) дополнить частью 3.3-1 следующего содержания:

«3.3-1. Организатор азартных игр в тотализаторе вправе самостоятельно определять событие, от которого зависит исход пари и которое может наступить или не наступить исключительно в ходе испытаний лошадей на ипподромах.»;

в) часть 3.11 признать утратившей силу;

г) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. В букмекерских конторах, тотализаторах, в их пунктах приема ставок не могут проводиться азартные игры, при которых исход событий, относительно которых заключаются основанные на риске соглашения о выигрыше, зависит от действий организатора азартных игр, его работников и участников азартных игр, действий, связанных с организацией и проведением азартных игр и лотерей.»;

д) дополнить частями 7 — 10 следующего содержания:

«7. В служебных зонах букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок, а также в процессинговых центрах букмекерских контор, тотализаторов может использоваться исключительно оборудование, с помощью которого осуществляются:

1) учет и обработка ставок, принятых от участников азартных игр;

2) проведение на основе информации, полученной от центра учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов, учета и обработки интерактивных ставок, принятых от участников азартных игр;

3) фиксация результатов азартных игр;

4) расчет сумм подлежащих выплате выигрышей;

5) временное хранение денежных средств;

6) заключение пари или организация заключения пари с участниками азартных игр при приеме интерактивных ставок;

7) представление информации о принятых ставках, интерактивных ставках и рассчитанных выигрышах в пункты приема ставок букмекерской конторы или тотализатора и в центр учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов.

8. В зонах обслуживания участников азартных игр букмекерских контор или тотализаторов, их пунктов приема ставок может использоваться исключительно оборудование, которое:

1) позволяет совершать операции с денежными средствами и при помощи которого осуществляются прием ставок от участников азартных игр и выплата выигрышей;

2) обеспечивает участникам азартных игр возможность наблюдать развитие и исход события, от которого зависит результат пари;

3) обеспечивает получение информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах;

4) обеспечивает возможность выбора участником азартной игры события, относительно которого заключается пари;

5) используется для оказания сопутствующих азартным играм услуг.

9. В служебных зонах и зонах обслуживания букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок, а также в процессинговых центрах букмекерских контор, тотализаторов не могут использоваться программы для электронных вычислительных машин, механическое, электрическое, электронное и иное техническое оборудование, от которых зависит исход событий, относительно которых заключаются основанные на риске соглашения о выигрыше, независимо от факта и (или) способа осуществления этими программами, оборудованием арифметических и иных математических преобразований данных и информации о таких событиях в визуальные образы, рисунки и символы, в том числе тождественные или сходные до степени смешения с визуальными образами, рисунками и символами, которые используются при проведении азартных игр в казино и залах игровых автоматов.

10. Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к оборудованию, используемому в служебных зонах и зонах обслуживания участников азартных игр букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок, а также в процессинговых центрах букмекерских контор, тотализаторов.»;

11) дополнить статьей 15.2 следующего содержания:

«Статья 15.2. Особенности приостановления действия и аннулирования лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах в отношении организатора азартных игр в букмекерской конторе

1. В случае неуплаты (уплаты не в полном объеме) целевых отчислений от азартных игр в сроки, предусмотренные статьей 6.2 настоящего Федерального закона, в течение одного отчетного периода федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, в течение десяти календарных дней с даты поступления информации об указанном нарушении выносит предписание о его устранении. Организатор азартных игр в букмекерской конторе обязан устранить указанное нарушение в течение десяти календарных дней с даты получения предписания о его устранении.

2. В случае неустранения нарушения в сроки, указанные в части 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, приостанавливает действие лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах до устранения выявленного нарушения, но не более чем на девяносто календарных дней.

3. В случае устранения организатором азартных игр в букмекерской конторе нарушения, повлекшего за собой приостановление действия лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, обязан в срок не позднее чем через десять календарных дней с даты получения подтверждения устранения такого нарушения, принять решение о возобновлении действия указанной лицензии.

4. В случае неустранения организатором азартных игр в букмекерской конторе нарушения, повлекшего за собой приостановление действия лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, в срок не позднее десяти календарных дней со дня истечения срока, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, обращается в суд с требованием об аннулировании указанной лицензии.

5. В случае неосуществления организатором азартных игр в букмекерской конторе деятельности в течение шести месяцев подряд федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, в срок не позднее чем через десять календарных дней со дня получения информации о неосуществлении организатором азартных игр в букмекерской конторе деятельности обращается в суд с требованием об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах.

6. Критерии неосуществления организатором азартных игр в букмекерской конторе деятельности определяются Правительством Российской Федерации.».

Статья 2

1) часть 8 изложить в следующей редакции:

«8. Субъекты профессионального спорта, а именно общероссийские спортивные федерации, профессиональные спортивные лиги, не вправе отказать организаторам азартных игр в букмекерских конторах в заключении соглашений, предусмотренных статьей 6.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».»;

2) в части 9 слова «, указанными в части 8 настоящей статьи» заменить словами «в соответствии с соглашениями, указанными в части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

3) дополнить частью 9.1 следующего содержания:

«9.1. Средства, полученные субъектами профессионального спорта, а именно общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, в соответствии с соглашениями, указанными в части 1.1 статьи 6.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в виде целевых отчислений от азартных игр, направляются на финансирование мероприятий по развитию детско-юношеского спорта. Порядок распределения указанных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.»;

4) часть 10 изложить в следующей редакции:

«10. Субъекты профессионального спорта, указанные в части 8 настоящей статьи и заключившие соглашения, предусмотренные статьей 6.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», обязаны размещать на своих официальных сайтах в сети «Интернет» перечень таких заключенных соглашений, а также ежегодно не позднее 31 марта года, следующего за отчетным календарным годом, информацию об общей сумме средств, полученных ими в виде целевых отчислений от азартных игр в отчетном календарном году, и сведения об их распределении в соответствии с частями 9 и 9.1 настоящей статьи.».

Статья 3

1) часть 4 статьи 1 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах.»;

2) в пункте 31 части 1 статьи 12 слова «и тотализаторах» заменить словами «или тотализаторах».

Статья 4

Часть 2 статьи 2 Федерального закона от 22 апреля 2010 года N 64-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 17, ст. 1987) признать утратившей силу.

Статья 5

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования.

2. Организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах обязаны в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свою деятельность в соответствие с требованиями пункта 2 части 6, частей 9 и 10 (в редакции настоящего Федерального закона) статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

3. Организаторы азартных игр в букмекерских конторах, имеющие банковскую гарантию исполнения обязательств перед участниками азартных игр, соответствующую требованиям части 10 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), могут не переоформлять указанную банковскую гарантию до окончания срока ее действия.

4. Лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, подлежат переоформлению в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 18 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *