Об образовании

Федеральный закон принят Государственной Думой 27 мая 2020 года и одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом устанавливается, что в случае, если заказчиком целевого обучения по образовательным программам высшего образования за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты является организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучался гражданин, принятый на целевое обучение, при нарушении ею обязательства по трудоустройству такого гражданина расходы федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленные на его обучение, подлежат возмещению данной организацией в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. Срок возмещения указанных расходов, порядок и основания освобождения сторон договора о целевом обучении от их возмещения, порядок определения размера такого возмещения в федеральный бюджет устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о целевом обучении, а в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты – органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону в случае введения на всей территории Российской Федерации или в отдельных её местностях чрезвычайного положения, режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации реализация образовательных программ, а также проведение государственной итоговой аттестации, завершающей освоение основных образовательных программ, осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных образовательных стандартах или в перечне профессий, направлений подготовки, специальностей, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно дистанционных образовательных технологий, если реализация указанных образовательных программ и проведение государственной итоговой аттестации без применения указанных технологий или перенос сроков обучения невозможны. Кроме того, в случае введения чрезвычайного положения, режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации копии документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении, выданные в электронной форме, предоставляют доступ к образованию и (или) профессиональной деятельности наряду с названными документами, выданными на бумажном носителе.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 29.12.2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Письмо департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области от 25.06.2013 №713-рг «Об исполнении закона»

Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области от 26.06.2013 №628 «О реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Письмо департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области от 30.07.2013 №839-рг «О реализации Федерального закона»

Примерный перечень локальных нормативных актов образовательных учреждений в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Примерные формы наименования образовательных учреждений в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Примерные требования к уставу образовательного учреждения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 271-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другими законодательными актами Российской Федерации

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2013 г. №185 «Об утверждении порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания»

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 июня 2013 г. №ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений»

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 июля 2013 г. №ДЛ-187/17 «В дополнение к разъяснениям о наименовании образовательных учреждений»

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. №582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно­ телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.07.2013 г. №09-889 «О размещении на официальном сайте информации»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.07.2013 г. №462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении рекомендаций»

Постановление Правительств Российской Федерации от 5 августа 2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. №464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 г. №08-548 «О приёме в общеобразовательные учреждения»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 июля 2013 г. №531 «Об утверждении образцов и описаний диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. №499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2013 г. №611 «Об утверждении порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования»

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 г. №697 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности»

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. №719 «О государственной информационной системе государственного надзора в сфере образования»

Ограничения к занятию определенными видами деятельности (ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 2 июля 2013 г. №513 «Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. №706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 сентября 2013 года № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 года № 1059 «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 года № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года № 729 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 года № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 года № 756 «О проведении в 2013 — 2015 годах эксперимента по обучению молодых женщин в возрасте до 23 лет, имеющих одного и более детей, на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования»

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»

Письмо Министра образования и науки Российской Федерации Ливанова Д.В. от 20.11.2013 № ДЛ-345/17 «О действии результатов единого государственного экзамена»

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»

Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1026 «Об утверждении правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования»

Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Федеральный закон от 3 февраля 2014 года № 11-ФЗ «О внесении изменений в статью 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 14 августа 2013 года № 1145 «Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств»

Приказ Минобрнауки России от 30.12.2013 № 1422 «Об утверждении Перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств»

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 № 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении»

Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»

Приказ Минобрнауки России от 19.11.2013 № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.10.2013 № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам»

1. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее — законодательство об образовании).

2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

6. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

7. Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.

8. Законодательство об образовании в отношении Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, а также организаций, расположенных на территории инновационного центра «Сколково», на территории международного медицинского кластера, на территориях опережающего социально-экономического развития, на территории свободного порта Владивосток, на территориях инновационных научно-технологических центров и осуществляющих образовательную деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами.

9. На граждан, проходящих федеральную государственную службу на должностях педагогических и научно-педагогических работников, на граждан, проходящих федеральную государственную службу и являющихся обучающимися, действие законодательства об образовании распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе, а на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, — с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о статусе военнослужащих.

Данный закон относится к базовому (системообразующему) типу законов. Как и всякий иной закон, он обладает высшей (после Конституции РФ) юридической силой. Более того, в числе упоминавшихся базовых образовательных законов, этот закон играет роль своего рода «коренника», на которого ориентируются и остальные законодательные акты.

Закон Российской Федерации «Об образовании» был принят 10 июля 1992 года (номер 3226-1) и направлен на урегулирование системы общественных отношений, складывающихся в образовании. В нем регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации.

Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ внес в базовый закон существенные изменения и дополнения, ставшие основанием для изложения его в новой редакции. С момента принятия закона 22 раза федеральные законодательные акты вносили в него изменения и дополнения, среди которых наиболее существенные поправки были внесены указанным Федеральным законом от 13 января 1996 г. и Федеральным законом от 22 августа 2004 г. (так называемым «монетарным» законом или законом «об отмене льгот»).

Закон «Об образовании» имеет сложную структуру и состоит из 6 глав, объединяющих собой 58 статей.

Первуюглаву «Общие положения» составляют общие нормы и принципы, действующие в сфере образования. Они регулируют отношения, связанные с определением и закреплением принципов государственной политики, задач органов образования, государственных гарантий прав граждан на образование.

Втораяглава «Система образования» определяет совокупность компонентов, образующих систему образования РФ, формы получение образования, их виды и ступени образования.

Втретьейглаве «Управление системой образования» содержатся нормы, регулирующие отношения, связанные с распределением компетенции Российской Федерации и ее субъектов, местных органов самоуправления и образовательных учреждений в области образования и компетенции иных органов.

Нормы главычетвертой»Экономика системы образования» определяют основные источники поступления финансовых и материальных средств на нужды образования. В контексте современных реалий, опосредованных сложными и противоречивыми реформаторскими процессами в сфере образования, эта глава закона приобретает особе значение.

Социальные гарантии реализации прав граждан на образование составляет содержаниепятойглавы, актуальность которой в настоящее время исключительно высока. Здесь закрепляются права обучающихся и воспитанников, права и обязанности родителей, работников образовательных учреждений.

Наконец, глава шестая регулирует отношения в области внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества образовательных учреждений, что также значимо в контексте присоединения России к Болонской декларации о высшем образовании.

Одна из наиболее значимых особенностей Закона РФ «Об образовании» состоит в том, что в нем четко определены и сформулированы главные задачи образовательного законодательства (ст. 4). Назовем и кратко охарактеризуем эти задачи.

Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

К изложенному выше о компетенции в сфере образования, добавим лишь следующее. Распределение компетенции между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации по законодательному регулированию отношений, возникающих в области образования, закреплено в статье 3 комментируемого Закона. Так, федеральные законы разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации; вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования. Субъекты же Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования. При этом важно подчеркнуть, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.

Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование.

Практически все акты образовательного законодательства (исключение составляет, ситуация, связанная с принятием закона «об отмене льгот» от 22 августа 2004 года) принимались так или иначе с целью обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на образование (ст. 43 .Конституции РФ). Тем самым, эти акты представляют собой юридические гарантии конституционных положений, закрепляющих право граждан на образование.

Создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации.

Современное российское образовательное законодательство содержит нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с функционированием всех элементов системы образования Российской Федерации, а именно: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений (независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов); органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Образовательное законодательство имеет своей задачей регулирования как собственно образовательных, так и иных отношений, складывающихся в области образования (административных, трудовых, экономических, гражданско-правовых, финансовых, семейных и т.д.) Регулируя такие правоотношения, законодательство определяет права, обязанности и ответственность субъектов таких правоотношений (в ст. 50, к примеру, закрепляются права обучающихся, воспитанников; ст. 52 – права и обязанности родителей (законных представителей); в ст.ст. 12 и 32 – статус образовательного учреждения и т.д.).

Настоящим законом также определяются вопросы языковой политики в сфере образования (ст.6), политики в сфере формирования государственных образовательных стандартов,включающих в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения(ст.7); структура системы образования (с.8) и др.

Анализ структуры и текста Закона РФ «Об образовании» свидетельствует, что этот закон является составным, комплексным. Разные части сводного текста закона «Об образовании» «принадлежат» разным федеральным законам. Основной текст включает в себя отдельные положения почти 20 (!) законов. Не все участки текста закона «Об образовании» принадлежат собственно основному закону, т.е. не регулируют непосредственно образовательные отношения, что является также одним из доводов сторонников образовательного права для признания его в качестве самостоятельной, хотя и носящей комплексный характер, правовой отрасли. Вследствие указанной причины поправки, которые периодически, вносятся в этот закон, нужно всегда вносить и в тексты законов, формирующих составной текст, а не только в текст «основного» закона.

Такая ситуация случилась и с поправками, внесенные Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (закон N 122).Охарактеризуем сначала эти поправки в общем виде.

Эти законом было внесено более ста поправок в текст Закона РФ «Об образовании», состоящий из 58 статей изменения текста произведены в 31 статье.

Целый ряд поправок к тексту закона направлен на устранение содержательно-смысловых двусмысленностей, существовавших в тексте закона. Примером нечеткой юридической конструкции может служить, скажем, понятие «орган управления образованием», употреблявшееся в статьях 4, 30, 33, 37, 44 и 50 закона «Об образовании». Дело в том, что в качестве органов управления образованием можно рассматривать и ректорат, и педагогический совет и даже родительское собрание в школе. В новой редакции текста закона использовано более адекватное понятие: «орган исполнительной власти в области образования».

К юридико-техническим новеллам можно отнести и изменения текста закона, связанные с введением новых понятий: «федеральное государственное образовательное учреждение»; «государственное образовательное учреждение, находящееся в ведении субъекта Российской Федерации» и «муниципальное образовательное учреждение». Обусловленные этими новыми понятиями нормы можно встретить во многих статьях закона (см. статьи 12, 13, 28, 29, 33, 34, 41, 42, 55).

К категории юридико-технических поправок можно отнести поправки к статьям 1 и 37. К примеру, прежняя редакция текста закона содержала требование, чтобы результаты конкурса, объявленного Правительством Российской Федерации на разработку Федеральной программы развития образования, утверждались федеральным законом. Теперь же Федеральная программа развития образования обрела статус федеральнойцелевойпрограммы. Правительство Российской Федерации будет разрабатывать и утверждать ее в этом статусе. Прежний текст закона содержал требование к органам управления образованием обеспечивать Федеральную программу развития образования. Это требование сейчас также исключено. Уточнения текста закона в области образования, носящие юридико-технический характер, проведены по всему тексту закона. В частности, по всему тексту закона исключены обязательства государства по отношению к регламентированию деятельности муниципальных образовательных учреждений. Так же последовательно упоминания в тексте «социальной помощи» заменены на слова «поддержка» (ст.ст. 5, 50), когда речь идет о государстве, а не об иных структурах (ст.18).

Среди общей массы поправок можно выделить поправки, направленные на расширение видов организационно-правовых форм субъектов образовательной деятельности. Так, в тексты статьи 11.1 и статьи 34 введена новая юридическая конструкция — «государственная образовательная организация». Правом на создание таких организаций наделено Правительство Российской Федерации, а также органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Государственная образовательная организация может быть филиалом или объединением некоммерческих организаций. Введение дополнительных категорий юридических лиц, являющихся субъектами образовательной деятельности, может иметь далеко идущие последствия для выстраивания всей инфраструктуры образовательной системы. Эти последствия сейчас трудно оценить.

Главной целью произведенных поправок была конкретизация прав и обязанностей органов власти Российской Федерации по отношению к учрежденным ими образовательным учреждениям, а также уточнение правового статуса самих учреждений.

В затраты на образование и обучение, осуществляемое в рамках государственных стандартов и гарантий, исполнение которых предусмотрено Конституцией Российской Федерации, не входят расходы на лечение, на льготы воспитанникам и их родителям или опекунам, а также на социальную, материально-техническую и иную помощь. На этом основании в новой редакции закона из норм, регулирующих бюджетные затраты на образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями, исключены затраты на социальное обеспечение. Такого рода уточнения можно отнести к категории уточнений юридико-технического характера.

Тексты некоторых статей закона «Об образовании» претерпели изменения вследствие своей несогласованности с положениями Конституции Российской Федерации или иных федеральных законов. Из текста закона были исключены те государственные обязательства и гарантии, которые не относятся к области образования. Указанные исключения норм не носят запретительного характера. Поэтому участие государства в таких формах поддержки образования не исключается, а либо регулируется иными законами, либо на другом уровне (муниципальном или уровне субъекта Российской Федерации), либо перестает носить предписывающий характер.

Из текста закона исключено обязательство государства компенсировать гражданину «затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования» (ст. 5). Желание ученика учиться в негосударственном учреждении не снимает с государства обязанность обеспечить учащемуся место в общеобразовательной школе. Поэтому государство вынуждено учитывать возможность возврата ученика из платного учреждения в государственное и муниципальное. Нежелание использовать гарантию получения бесплатного образования не может служить основанием для выплат. Подкрепленная материальным благополучием личная инициатива ученика пребывать в негосударственном образовательном учреждении может быть квалифицирована как желание получить дополнительные образовательные услуги. Затраты по оплате дополнительных услуг должен нести их потребитель.

Государственные гарантии финансовой и материальной поддержки в воспитании детей раннего детского возраста (ст. 18) исключены из текста закона, поскольку воспитание детей раннего детского возраста является темой другой отрасли законодательства (семейного). Тот же Семейный кодекс (СК) Российской Федерации достаточно детально расписывает все особенности указанного процесса (ст.ст. СК 1, 54, 56 и др.).

К отдельной группе можно отнести нормы, которые вообще являются новыми для закона «Об образовании». Такова, например, норма о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации (ст. 55).

Особую группу составляют нормы, регламентирующие права образовательных учреждений. Уточнен порядок разработки и принятия коллективом образовательного учреждения устава, который должен быть утвержден учредителем (ст. 13 и 32) уточнены имущественные права государственных и муниципальных учреждений, а также права на открытие расчетного счета (ст. 12, 13).

В специальную группу поправок следует выделить изменения текста закона, связанные с налоговым и бюджетным регулированием в области образования. Так, из текста закона исключен ряд таких законодательных положений, как право филиалов, отделений и структурных подразделений образовательных учреждений иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях (ст. 12); нормы о формировании федеральных фондов развития образования и ежегодном установлении доли федерального дохода, направляемой на финансирование образования, а также об установлении налоговых льгот, стимулирующих развитие образования (ст.28); нормы о ежегодном выделении финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов национального дохода, о защищенности расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также о ежеквартальной индексации размеров и нормативов финансирования образовательных учреждений в соответствии с темпами инфляции (ст.40); норма о финансировании высшего профессионального образования в размере не менее трех процентов от расходной части федерального бюджета (ст. 40) и др.

В этой связи нужно заметить, что исключение перечисленных выше поправок из текста образовательного закона практически не сказалось на бюджетной и налоговой политике в области образования. Дело в том, что все ранее присутствовавшие в образовательном законе нормы всегда действовали, но только в формате бюджетного и налогового законодательства. Данное обстоятельство еще раз свидетельствует о том, что имеет место определенная «нестыковка» между образовательным и отраслевым, в частности, бюджетным и налоговым, законодательством.

Поправки к тексту закона «Об образовании» имели целью устранить юридические несоответствия, имеющиеся в отраслевом законодательстве в области образования. Конечно, такая огромная работа не может быть завершена полностью одним нормативным актом. В ныне существующей правовой системе Российской Федерации отсутствуют многие необходимые положения и нормы — принципы, вокруг которых должна быть консолидирована правовая идеология и выработаны нормы права. Очевидно, что общая государственная концепция организационно-структурной и правовой реформы законодательства в сфере образования нуждается в согласовании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *