Об основах охраны труда

«Комментарий к Закону об основах охраны труда в Российской Федерации» (постатейный) (Шептулина Н.Н.) («Юстицинформ», 2002)

КОММЕНТАРИЙ
К ЗАКОНУ ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 16 ноября 2001 года
Н.Н. ШЕПТУЛИНА
Шептулина Нина Николаевна
Ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук.
Родилась в 1929 г. в с. Луговое Ульяновского района Ульяновской области. В 1951 г. окончила Казанский юридический институт.
Научные труды: Трудовое право России: учебник для вузов. — М.: Норма, 1998 (в соавторстве); Трудовое право России. Краткий курс: учебник. — М.: Инфра-М, 2001 (в соавторстве); Комментарий к КзоТ РФ. — М.: Изд-во БЕК, 1997 (в соавторстве); Комментарий к КзоТ РФ. М.: Юристъ, 2000 (в соавторстве); Охрана труда по российскому законодательству (комментарий) // Адвокат. 1999. N 4 — N 10 и др. работы.
Введение
Принятый 17 июля 1999 г. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» не только решил многие назревшие вопросы охраны труда (определил основные направления государственной политики в области охраны труда; раскрыл содержание понятия «Государственные нормативные требования охраны труда»; уточнил содержание права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, и механизм их реализации; разграничил полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда; определил органы, осуществляющие государственное управление охраной труда; решил вопросы финансирования охраны труда и др.), но и заложил правовые предпосылки для дальнейшего совершенствования и развития законодательства об охране труда. В соответствии с названным Законом Правительством Российской Федерации утверждены Положение о федеральной инспекции труда (январь 2000 г.), Перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет (февраль 2000 г.), Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (май 2000 г.), Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний (декабрь 2000 г.) и решены другие вопросы охраны труда. Все приведенные выше нормативные правовые акты для правильного их применения требуют детального анализа и комментирования.
Комментарии к каждой статье Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» даются с привлечением законодательных и иных нормативных правовых актов, которые необходимо иметь в виду при реализации соответствующей статьи этого Закона.
В связи с тем, что привлекаемый для комментирования Закона нормативный материал в некоторых случаях в равной мере может использоваться при комментировании разных статей, этот материал во избежание повторений приводится только один раз. В другой статье к нему делается лишь отсылка. При этом указывается соответствующая статья (или пункт статьи) комментируемого Закона, а этот законодательный акт называется просто Законом.
Источники опубликования нормативных правовых актов в тексте комментария даются сокращенно. Принятые сокращения приводятся в сносках.
17 июля 1999 года N 181-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Комментарий к статье 1
1. Закрепление указанных понятий в Федеральном законе имеет большое значение не только для правильного понимания и применения Закона, но и для разработки на его основе региональных законов об охране труда и других нормативных правовых актов об условиях и охране труда, поскольку это позволяет обеспечивать единообразный подход к регулированию однотипных отношений в сфере охраны труда, а также для разработки в организациях мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Так, определение в Законе содержания понятия охраны труда как системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей правовые, социально — экономические, организационно — технические, санитарно — гигиенические, лечебно — профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, дает представление об охране труда как о многоплановой деятельности государства и отдельных работодателей, направленной на охрану жизни и здоровья работников в процессе труда и в связи с ним. Кроме того, приведенное определение позволяет рассматривать охрану труда не только как систему правовых мероприятий, подкрепляемых соответствующим механизмом обеспечения, но и как систему иных мероприятий, позволяющих руководителям оперативно решать возникающие в процессе производственной деятельности вопросы охраны труда.
Определение условий труда как совокупности факторов производственной среды и самого трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, ориентирует работодателя не только на улучшение производственной среды работников, но и на нормализацию процесса их труда (его напряженности, длительности периодов работы и отдыха и др.).
2. Раскрытие в Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» основных понятий, используемых в этом Законе, не исключает необходимости закрепления терминов и определений в нормативных правовых актах, направленных на решение конкретных вопросов в сфере охраны труда.
Так, для целей проведения аттестации рабочих мест по условиям труда дан более широкий перечень основных терминов и определений. В этом перечне наряду с рассмотренными выше основными понятиями, используемыми для характеристики условий труда, содержатся и другие термины и определения. В частности, указывается, что следует понимать под безопасностью труда, гигиеной труда, допустимыми и оптимальными условиями труда, опасными (экстремальными) условиями труда и под другими терминами и определениями (приложение N 1 к Положению о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. // Бюллетень Минтруда России. 1997. N 5. С. 35).
Для гигиенической оценки условий и характера труда на рабочих местах (с целью контроля условий труда работников на соответствие действующим санитарным правилам и нормам, гигиеническим нормативам и выдачи гигиенических заключений; установления приоритетности в проведении оздоровительных мероприятий и оценки их эффективности; создания банка данных по условиям труда на уровне предприятия, отрасли, района, города, региона, республики, федерации; аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организации и с другими целями) с 1 сентября 1999 г. Минздравом России введены в действие Гигиенические критерии и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Р2.2.755-99. (М., 1999).
Руководство содержит также перечень основных понятий, используемых в документе. При этом в такие закрепленные в Законе понятия, как вредный производственный фактор и опасный производственный фактор, в Руководстве вкладывается более широкое содержание, чем в Законе. Например, вредный производственный фактор определяется как фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства. Опасный производственный фактор определяется как фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти. Одновременно с этим указывается, что в зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные производственные факторы могут стать опасными.
Наряду с упомянутыми понятиями в Руководстве определены и другие понятия, используемые в названном документе: гигиена труда, гигиенические нормативы условий труда (ПДК , ПДУ ), профессиональный риск, профессиональная заболеваемость, здоровье и другие понятия.
———————————
Предельно допустимая концентрация.
Предельно допустимый уровень.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его применения
Комментарий к статье 2
1. Законодательство об охране труда не исчерпывается только актами, названными в п. 1 комментируемой статьи. Оно включает и отдельные законодательные нормы, которые содержатся в законах, относящихся к другим отраслям права (см., например, п. 1 комментария к ст. 3 Закона), а также нормы, содержащиеся в аналогичных подзаконных нормативных правовых актах (см., Приказ Минздрава России от 2 сентября 1999 г. N 339 «О гигиенической оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров», направленный на охрану здоровья населения, — п. 4 комментария к ст. 16 Закона). Такие нормы позволяют учесть специфику условий труда отдельных категорий работников и соответственным образом обеспечить охрану их труда, обогащая законодательство об охране труда в целом.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам охраны труда, согласно общеустановленному правилу, не должны противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
2. На указанных в п. 2 настоящей статьи работодателей и работающих граждан законодательство об охране труда распространяется независимо от организационно — правовых форм организаций, в которых осуществляется трудовая деятельность.
Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда
Комментарий к статье 3
1. Закрепление государственных требований охраны труда в федеральных законах чаще всего осуществляется в целях обеспечения безопасности граждан (включая работающих) и защиты окружающей среды при использовании атомной энергии; проведении работ на опасных производственных объектах, участках, в цехах, где получаются, используются, перерабатываются, хранятся, уничтожаются, транспортируются опасные вещества и др. (например, Федеральные законы от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии». СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552; от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения». СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141; от 2 мая 1997 г. «Об уничтожении химического оружия». СЗ РФ. 1997. N 18. Ст. 2105; от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588).
Ряд требований охраны труда закреплен в федеральных законах в виде норм — запретов (комментарий к ст. 10 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации»).
2. В соответствии с п. 3 ст. 3 комментируемого Закона порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При подготовке нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти об охране труда необходимо руководствоваться Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895; Там же. N 50. Ст. 5689; Там же. 1998. N 47. Ст. 5771; Там же. 1999. N 8. Ст. 1026), и Разъяснениями о применении названных Правил, утвержденными Приказом министра юстиции Российской Федерации от 14 июля 1999 г. N 217 (Российская газета. 1999. 3 августа); Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314) и Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденными Постановлением Минтруда России от 6 апреля 2001 г. (Бюллетень Минтруда России. 2001. N 4. С. 44).
3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов об охране труда, включающая:
межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М), разрабатываемые с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаемые Минтрудом России;
отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О), разрабатываемые и утверждаемые федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;
правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ), разрабатываемые и утверждаемые Госгортехнадзором России и Госатомнадзором России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;
государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ), разрабатываемые и утверждаемые Госстандартом России и Госстроем России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;
строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП), разрабатываемые и утверждаемые Госстроем России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;
государственные санитарно — эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН), разрабатываемые и утверждаемые Минздравом России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России.
Проекты нормативных правовых актов, содержащие требования охраны труда, должны направляться органами, разработавшими названные требования, для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы.
На федеральные органы исполнительной власти возложена обязанность ежегодно информировать Минтруд России о планах разработки и пересмотра нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда; осуществлять разработку и пересмотр указанных требований на основе комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма, аварийных ситуаций и профессиональных заболеваний, изучения передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда, анализа результатов сертификации работ по охране труда, руководствуясь при этом соответствующими

Об основах охраны труда в российской федерации

  • •Министерство образования и науки российской федерации
  • •Введение
  • •Нормативно-правовое обеспечение охраны труда
  • •Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства
  • •Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
  • •Статья 5. Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права
  • •Статья 7. Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права.
  • •Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем.
  • •Статья 13. Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве.
  • •Статья 20. Стороны трудовых отношений.
  • •Статья 21. Основные права и обязанности работника.
  • •Статья 22. Основные права и обязанности работодателя.
  • •Об основах охраны труда в российской федерации
  • •Общие положения Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе
  • •Статья 2. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его применения
  • •Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда
  • •Статья 4. Основные направления государственной политики в области охраны труда.
  • •Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда
  • •Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда
  • •Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда
  • •Право и гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда Статья 8. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
  • •Статья 9. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
  • •Статья 10. Ограничение выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда
  • •Обеспечение охраны труда Статья 11. Государственное управление охраной труда
  • •Статья 12. Служба охраны труда в организации
  • •Статья 14. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
  • •Статья 15. Обязанности работника в области охраны труда
  • •Статья 16. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда
  • •Статья 17. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
  • •Статья 18. Обучение по охране труда и профессиональная подготовка по охране труда
  • •Статья 19. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
  • •Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда Статья 20. Государственный надзор и контроль
  • •Статья 21. Государственная экспертиза условий труда
  • •Статья 22. Общественный контроль за охраной труда
  • •Ответственность за нарушение требований охраны труда Статья 23. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда
  • •Статья 24. Ответственность за нарушение требований охраны труда
  • •Статья 25. Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда
  • •Статья 26. Ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда
  • •Общие положения. Обязанности должностных лиц по обеспечению пожарной безопасности Общие положения
  • •Обязанности руководителя учреждения
  • •Обязанности руководителей лабораторий, отделов, отделений, цехов, складов, мастерских, медпунктов, гаражей, прачечных, пищеблоков, котельных и других структурных подразделений
  • •Обязанности ответственного дежурного по учреждению
  • •Обязанности инженера по пожарной безопасности
  • •Общие требования пожарной безопасности Содержание территории
  • •Содержание зданий и помещений
  • •Электрические сети, электроустановки, электроприборы и приборы освещения. Защита от статического электричества
  • •Поликлиники, больницы и другие здания здравоохранения повышенной этажности
  • •Пожарная техника и средства связи
  • •Хранение и подача кислорода и закиси азота
  • •Действия в случае возникновения пожара
  • •Требования безопасности в различных отраслях медицины требования по охране труда в процедурных кабинетах
  • •1. Общие требования безопасности
  • •3. Требования безопасности во время работы
  • •4. Требования безопасности при аварийной ситуации
  • •5. Требования безопасности по окончании работы
  • •Требования по охране труда в операционном блоке
  • •1.Общие требования безопасности.
  • •2. Требования безопасности перед началом работы.
  • •3. Требования безопасности вo время работы.
  • •4. Требования безопасности при аварийных ситуациях.
  • •5.Тре6ования безопасности по окончании работы.
  • •Требования по охране труда для персонала гинекологических отделений, кабинетов
  • •1. Общие требования безопасности
  • •2. Требования безопасности перед началом работы
  • •3. Требования безопасности во время работы
  • •4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
  • •5. Требования безопасности по окончании работы
  • •Требования по охране труда для персонала стоматологических кабинетов
  • •1. Общие требования безопасности
  • •2. Требования безопасности перед началом работы
  • •3. Требования безопасности во время работы
  • •5. Требования безопасности по окончании работы
  • •Требования по охране труда для персонала патологоанатомических отделений и моргов
  • •2. Требования безопасности перед началом работы
  • •3. Требования безопасности во время работы
  • •4. Требования безопасности при аварийной ситуации
  • •5. Требования безопасности по окончании работы
  • •Требования по охране труда при работе на персональном компьютере и видеодисплейных терминалах
  • •1. Общие требования безопасности
  • •2. Общие требования безопасности перед началом работы
  • •3. Требования безопасности во время работы
  • •4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
  • •5. Требования безопасности по окончании работы
  • •Требования по охране труда при работе в клинико-диагностических лабораториях
  • •1. Общие требования безопасности
  • •2. Требования безопасности до начала работы
  • •3. Требования безопасности во время работы
  • •4. Требования безопасности при аварийных ситуациях
  • •5. Требования безопасности по окончании работы
  • •Требования по охране труда для персонала бактериологической лаборатории
  • •1. Общие требования безопасности.
  • •2. Требование безопасности до начала работы
  • •3. Требования безопасности во время работы
  • •4. Требование безопасности при аварийных ситуациях
  • •5. Требование безопасности по окончанию работы.
  • •Требования по охране труда для персонала подразделения радиоизотопной диагностики
  • •1. Общие требования безопасности.
  • •2. Требования безопасности перед началом работы.
  • •3. Требования безопасности во время работы
  • •4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.
  • •5. Требования безопасности по окончании работы.
  • •Требования по охране труда для персонала рентгенодиагностического кабинета
  • •1. Общие требования безопасности
  • •2. Требования безопасности перед началом работы
  • •3. Требования безопасности во время работы
  • •4. Требования безопасности при аварийных ситуациях
  • •5. Требования безопасности по окончании работы
  • •Инструкция по охране труда для персонала отделений, кабинетов физиотерапии
  • •1. Общие требования безопасности
  • •2. Требования безопасности перед началом работы
  • •3. Требования безопасности во время работы
  • •4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
  • •5. Требования безопасности по окончании работы
  • •Требования по охране труда для персонала отделения гбо
  • •1. Общие требования безопасности.
  • •2. Требования безопасности перед началом работы.
  • •2.2. В отделении баротерапии запрещается:
  • •3. Требования безопасности во время работы.
  • •4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.
  • •Требования по охране труда для персонала лечебных отделений психиатрической больницы
  • •1. Общие требования безопасности
  • •2. Требования безопасности перед началом работы
  • •4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
  • •5. Требования безопасности по окончании работы
  • •Некоторые статьи трудового кодекса Статья 56.Понятие трудового договора. Стороны трудового договора
  • •Статья 57.Содержание трудового договора
  • •Статья 58.Срок трудового договора
  • •Статья 66.Трудовая книжка
  • •Статья 67.Форма трудового договора
  • •Статья 68.Оформление приема на работу
  • •Статья 69.Медицинское освидетельствование при заключении трудового договора
  • •Статья 70.Испытание при приеме на работу
  • •Статья 72.Перевод на другую постоянную работу и перемещение
  • •Статья 76.Отстранение от работы
  • •Статья 77.Общие основания прекращения трудового договора
  • •Статья 78.Расторжение трудового договора по соглашению сторон
  • •Статья 79.Расторжение срочного трудового договора
  • •Статья 80.Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию)
  • •Статья 81.Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
  • •Статья 83.Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
  • •Статья 91.Понятие рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени
  • •Статья 92.Сокращенная продолжительность рабочего времени
  • •Статья 94.Продолжительность ежедневной работы (смены)
  • •Статья 95.Продолжительность работы накануне нерабочих праздничных и выходных дней
  • •Статья 96.Работа в ночное время
  • •Статья 97.Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени
  • •Статья 98.Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работника (совместительство)
  • •Статья 99.Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работодателя (сверхурочная работа)
  • •Статья 100.Режим рабочего времени
  • •Статья 101.Ненормированный рабочий день
  • •Статья 120.Исчисление продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков
  • •Статья 121.Исчисление стажа работы, дающего право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск
  • •Статья 122.Порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков
  • •Статья 125.Разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части. Отзыв из отпуска
  • •Статья 126.Замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией
  • •Статья 127.Реализация права на отпуск при увольнении работника
  • •Статья 128.Отпуск без сохранения заработной платы
  • •Статья 129.Основные понятия и определения
  • •Статья 130.Основные государственные гарантии по оплате труда работников
  • •Статья 132.Оплата по труду
  • •Статья 133.Установление минимальной заработной платы
  • •Статья 136.Порядок, место и сроки выплаты заработной платы
  • •Статья 137.Ограничение удержаний из заработной платы
  • •Статья 138.Ограничение размера удержаний из заработной платы
  • •Статья 140.Сроки расчета при увольнении
  • •Статья 142. Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику
  • •Статья 143. Тарифная система оплаты труда
  • •Статья 146.Оплата труда в особых условиях
  • •Статья 147.Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда
  • •Статья 152.Оплата труда за пределами нормальной продолжительности рабочего времени
  • •Статья 153.Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни
  • •Статья 154.Оплата труда в ночное время
  • •Статья 155.Оплата труда при невыполнении норм труда (должностных обязанностей)
  • •Статья 166.Понятие служебной командировки
  • •Статья 167.Гарантии при направлении работников в служебные командировки
  • •Статья 168.Возмещение расходов, связанных со служебной командировкой
  • •Статья 169.Возмещение расходов при переезде на работу в другую местность
  • •Статья 178.Выходные пособия
  • •Статья 179.Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников организации
  • •Статья 191.Поощрения за труд
  • •Статья 192.Дисциплинарные взыскания
  • •Статья 193.Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • •Статья 213.Медицинские осмотры некоторых категорий работников
  • •Библиографический список

>Федеральный закон об охране труда

Закон об основах охраны труда в Российской Федерации: основные положения, анализ, текст на скачивание.

Из этой статьи вы узнаете:

ФЗ-181 об основах охраны труда в Российской Федерации – статус на 2018 год

Скачайте документы из статьи:

Федеральный закон об охране труда 181-ФЗ

Утвержденные правила и нормы по охране труда

Другие обязательные документы

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в самой полной библиотеке шаблонов Справочной системы «Охрана труда». Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!

181-ФЗ более 7 лет устанавливал государственные требования в сфере охраны труда. Если проанализировать его положения, бросается в глаза их универсальность. В рамках одного нормативного акта устанавливались не только требования по ведению охраны труда в организации. Закон ссылался на конкретные рекомендации, чего нет сейчас в ТК РФ.

В ФЗ об основах охраны труда были размещены статьи о привлечении к ответственности за нарушения требований ОТ. Таким образом, он подменял собой не только целый раздел нынешнего Трудового кодекса РФ, но и Кодекса об административных правонарушениях в части нынешней статьи 5.27.1, а также Закон о защите прав предпринимателей № 294-ФЗ.

К преимуществам федерального закона по охране труда можно отнести требования к работодателю в части взаимодействия с профсоюзными органами. Также жестким было требование по формированию комиссии по охране труда, которая должна была создаваться при наличии лишь 10 человек в организации и участвовать в планировании финансирования и обосновании затрат на ОТ, и т.п.

Сейчас же в ст. 218 ТК РФ указано, что комиссия создается только по инициативе или работников, или администрации, при этом – на паритетной основе. Нынешний Трудовой Кодекс не так категоричен к работодателю. Комиссию можно не создавать вообще, если нет обращений от сторон трудового партнерства.

Федеральный закон 181-ФЗ был принят Госдумой 23 июня 1999 года и утратил силу 5 октября 2006 года.

Внимание

Перечень действующих законодательных актов, регулирующих сферу охраны труда, смотрите в статье>>>

Основные положения закона по охране труда и технике безопасности и ТК РФ

В ст. 15 закона были установлены требования к работнику по обеспечению охраны труда. 214 статья Трудового кодекса, на первый взгляд, полностью идентична 15 статье 181-ФЗ, но при внимательном просмотре обнаруживается, что в ТК расширено понятие обязательного медосмотра, предоставлено право на внеочередное обследование, а также регламентировано проведение предрейсового, предсменного, послерейсового, послесменного обследований и обязательного психиатрического освидетельствования.

В 12 ст. 181-ФЗ указано, что в организациях со штатом 100 и менее работников решение о том, нужен или нет специалист по ОТ, принимается администрацией с учетом условий труда и специфики деятельности работодателя. Если же такого специалиста нет, то работодатель должен заключить договор «со специалистами, или организациями, оказывающими услуги в области ОТ». Следовательно, не исключался и договор с физлицом на оказание услуг по ОТ гражданско-правового характера.

Не пропустите!

В журнале «Справочник специалиста по охране труда»

Узнайте, сколько денег теряет работодатель, экономя на охране труда>>>

В 1999 году не было аккредитации в реестре организаций, оказывающих услуги по ОТ, поэтому предоставлять их могли те организации, которые вписывали в свой ОКВЭД код 74.14 – консультационные услуги в сфере бизнеса.

На сегодняшний день в ТК РФ четко прописаны требования к организации работы по охране труда. В соответствии со статьей 217 на предприятии должен быть назначен специалист или создана служба по ОТ, а не группа или отдел. При этом, по статье 195.3 ТК РФ, наименование служб и должностей должны соответствовать указаниям ст. 217 и профстандарта.

Профессиональным стандартом «Специалист в области охраны труда», утвержденным приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н, допускаются наименования должности – «Специалист по охране труда» или «Специалист в области охраны труда». Никакие другие вариации не допускаются.

В справочной Системе «Охрана труда» читайте рекомендации директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерия Коржа

Как создать службу охраны труда на предприятии>>>

В ст. 1 федерального закона об основах охраны труда упоминается незнакомый ныне термин «сертификат безопасности». Очевидно, что имеется в виду не сертификация оборудования или машин. Видимо, в 1999 году шла речь о сертификации производственного процесса. Некоторые инспекторы гострудинспекции запрашивают у работодателя данный сертификат, однако это требование незаконно.

В 215 статье ТК РФ, как и в статье 16 181-ФЗ указано, что «на технологические процессы должны быть получены сертификаты соответствия или декларации о соответствии». Такая формулировка некорректна. В законе «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ установлено следующее: «Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ». Технологические процессы продукцией не являются. Поэтому сертификата безопасности по ОТ в организации нет, но должен иметься сертификат пожарной безопасности. Это указано в ст. 146 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности от 22.07.2008 № 123-ФЗ.

НАША СПРАВКА

Многие организации имеют сертификат по OHSAS 18001:2007 (ГОСТ Р 54934-2012), и это относится к добровольной сертификации. В соответствии с законом РФ «О техническом регулировании», обязательными являются технические регламенты, а стандарты носят характер добровольного применения (ст.11 Закона РФ «О техническом регулировании от 27.12.2002 г. № 184).

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 N 181-ФЗ (последняя редакция)

Документ утратил силу или отменен 17 июля 1999 года N 181-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 23 июня 1999 года Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 20.05.2002 N 53-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 26.12.2005 N 189-ФЗ) Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его применения
    • Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда
    • Статья 4. Основные направления государственной политики в области охраны труда
    • Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда
    • Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда
    • Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда
  • Глава II. Право и гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
    • Статья 8. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
    • Статья 9. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
    • Статья 10. Ограничение выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда
  • Глава III. Обеспечение охраны труда
    • Статья 11. Государственное управление охраной труда
    • Статья 12. Служба охраны труда в организации
    • Статья 13. Комитеты (комиссии) по охране труда
    • Статья 14. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
    • Статья 15. Обязанности работника в области охраны труда
    • Статья 16. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда
    • Статья 17. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
    • Статья 18. Обучение по охране труда и профессиональная подготовка по охране труда
    • Статья 19. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
  • Глава IV. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
    • Статья 20. Государственный надзор и контроль
    • Статья 21. Государственная экспертиза условий труда
    • Статья 22. Общественный контроль за охраной труда
  • Глава V. Ответственность за нарушение требований охраны труда
    • Статья 23. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда
    • Статья 24. Ответственность за нарушение требований охраны труда
    • Статья 25. Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда
    • Статья 26. Ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда
  • Глава VI. Заключительные положения
    • Статья 27. О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов в связи с принятием настоящего Федерального закона
    • Статья 28. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
    • Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *