Обращение к уполномоченному по правам ребенка

Согласно законодательству, письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение будет рассмотрено в течение 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в государственные органы, органы местного самоуправления или должностному лицу о предоставлении документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращения, срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней, о чем Вы будете письменно уведомлены.
В случае, если Ваше письменное обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию Уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области, обращение в течение семи дней со дня регистрации будет направлено в соответствующий государственный орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, о чем Вы будете письменно уведомлены.
К полномочиям Уполномоченного по правам ребенка относится рассмотрение обращений граждан Российской Федерации и находящихся на территории Новосибирской области иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — граждане) по вопросам соблюдения прав и законных интересов ребенка, в том числе жалоб на решения, действия (бездействие) органов государственной власти Новосибирской области, государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных органов, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их должностных лиц, нарушающие права и законные интересы ребенка, при условии, если ранее гражданин не обжаловал эти решения, действия (бездействие) в судебном порядке.
Обращаем Ваше внимание, что заявления в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области пишутся в свободной форме, главное — отразить в таком заявлении суть Вашей проблемы и перечислить те действия, которые были предприняты Вами для защиты или восстановления права ребенка. К обращению целесообразно приложить ответы из ведомств, в которые Вы уже обращались за решением этой проблемы. Для Вашего удобства предлагаем использовать Образец заявления.
При необходимости получения консультации рекомендуем Вам сначала перейти в раздел «Уполномоченный разъясняет»: возможно там уже дан комментарий по Вашей проблеме.
Порядок рассмотрения отдельных обращений в соответствии с законодательством:

Эффективное наблюдение

Ряд органов в области прав человека способствуют в рамках своей компетенции более полному уважению прав ребенка. Помимо Комиссии по правам человека, Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств и ее Рабочей группы по современным формам рабства, которая занимается вопросами эксплуатации детей и неправомерного с ними обращения, в области защиты прав человека действуют следующие международные органы:

  • Комитет по правам человека;
  • Комитет по экономическим, социальным и культурным правам;
  • Комитет по ликвидации расовой дискриминации;
  • Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин;
  • Комитет против пыток.

Эти пять комитетов обычно называют договорными органами, поскольку они были созданы с целью наблюдения за осуществлением конкретных договоров Организации Объединенных Наций в области прав человека теми государствами, которые ратифицировали их или присоединились к ним. Создание в соответствии со статьей 43 Конвенции Комитета по правам ребенка способствовало активизации проводимой этими органами деятельности в интересах детей.

Комитет по правам ребенка

В начале 1991 года было организовано совещание представителей государств — участников Конвенции о правах ребенка с целью проведения первых выборов в состав органа по наблюдению за ее соблюдением — Комитета по правам ребенка. На 10 мест было выдвинуто около 40 кандидатов. Избранные в первый состав Комитета эксперты (шестеро женщин и четверо мужчин) являлись гражданами Барбадоса, Бразилии, Буркина-Фасо, Зимбабве, Перу, Португалии, бывшего Советского Союза, Филиппин и Швеции. Их профессиональная подготовка охватывала широкий круг областей, включая права человека и международное право, отправление правосудия в области несовершеннолетних, социальную работу, медицину, журналистику и функционирование правительственных и неправительственных структур.

В настоящее время Комитет по правам человека проводит три сессии в год, продолжительностью четыре недели каждая. Последняя неделя работы всегда посвящается подготовке следующей сессии. Комитет обслуживается Центром по правам человека Организации Объединенных Наций в Женеве.

В соответствии со статьей 44 Конвенции государства-участники берут на себя обязательство представлять Комитету регулярные доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом ими в осуществлении прав детей на своих территориях. Первые доклады об осуществлении Конвенции подлежат представлению в течение двух лет после ратификации или присоединения к Конвенции и впоследствии — через каждые пять лет. Первые первоначальные доклады подлежали представлению в сентябре 1992 года. По состоянию на декабрь 1995 года более 70 государств представили в Комитет свои доклады.

На своей первой сессии в октябре 1991 года Комитет принял руководящие принципы, помогающие государствам-участникам готовить и составлять свои первоначальные доклады. Правительствам рекомендуется готовить свои доклады в соответствии с этими руководящими принципами, в которых подчеркивается, что в докладе должны указываться «факторы и затруднения», влияющие на степень выполнения государством обязательств по Конвенции. Иными словами, такой доклад должен быть ориентирован на представление сведений о существующих проблемах и носить самокритичный характер. Государствам предлагается представлять подробную информацию о «приоритетах… в области осуществления» Конвенции и о «конкретных задачах на будущее».

Соответствующие нормативные акты и статистические данные препровождаются вместе с докладом.

В процессе разработки своих процедур Комитет уделял особое внимание такому важному вопросу, как налаживание конструктивного диалога с представителями правительств. В этой связи он ясно обозначил свое стремление наладить тесное сотрудничество с соответствующими органами Организации Объединенных Наций и специализированными учреждениями, а также другими компетентными органами, включая неправительственные организации.

Процедура работы

Рабочая группа Комитета проводит заседания до начала каждой его сессии с целью предварительного изучения полученных от государств-участников докладов и подготовки дискуссий между членами Комитета и представителями препроводивших доклады государств. Помимо представленных государствами докладов Рабочая группа рассматривает информацию, препровожденную другими договорными органами по правам человека.

Общие обсуждения и исследования

В январе 1993 года Комитет ввел процедурное новшество, рекомендовав Генеральной Ассамблее просить Генерального секретаря подготовить исследование по вопросу о защите детей во время вооруженных конфликтов. Такая просьба была высказана после однодневного «общего обсуждения» данного вопроса, которое было организовано Комитетом в 1992 году и в котором было предложено принять участие органам Организации Объединенных Наций и неправительственным организациям.

Тематика проводившихся впоследствии общих обсуждений являлась следующей: экономическая эксплуатация детей, права ребенка в рамках семьи, права девочек и отправление правосудия в отношении несовершеннолетних. Такие тематические обсуждения проводятся примерно раз в год и могут влечь за собой представление просьб о проведении соответствующих исследований, кроме того они могут служить отправной точкой при толковании статей Конвенции.

Кроме того, Комитет черпает информацию, поступающую от механизмов, созданных Комиссией по правам человека с целью изучения проблем в области прав человека в конкретных странах, или от механизмов, занимающихся рассмотрением конкретных тем, к числу которых относятся, в частности, Специальный докладчик по вопросу о пытках, Специальный докладчик по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях и Специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин. В контексте рассматриваемой проблематики одним из основных партнеров является Специальный докладчик по вопросу о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии.

Органы и специализированные учреждения Организации Объединенных Наций могут принимать участие в проводимых рабочей группой обсуждениях и представлять необходимую информацию. Кроме того, с учетом письменной информации, представляемой соответствующими неправительственными организациями, Комитет нередко предлагает таким организациям принять участие в подготовительных заседаниях, посвященных изучению препровождаемых государствами докладов.

Окончательные результаты проводимого рабочей группой обсуждения по докладу какого-либо государства-участника оформляются в виде «перечня вопросов». Этот перечень, содержащий предварительную информацию по вопросам, которые, по мнению Комитета, необходимо обсудить в первую очередь, направляется соответствующему правительству вместе с приглашением принять участие в предстоящем пленарном заседании Комитета, посвященном рассмотрению соответствующего доклада. До начала этого заседания правительству рекомендуется подготовить письменные ответы на поставленные вопросы.

Такой подход дает правительствам возможность лучше подготовиться к предстоящему обсуждению. В ходе обсуждений могут затрагиваться проблемы, не отраженные в перечне вопросов, вот, в частности, почему Комитет предпочитает обсуждать доклад с высокопоставленными должностными лицами, например с министрами или их заместителями, а не с представителями, не обладающими правом на принятие решений.

Проводимые с государствами-участниками дискуссии являются конкретными и целенаправленными и предполагают обсуждение достигнутых результатов и хода работы. Хотя в обсуждениях, как правило, принимают участие все члены Комитета, в большинстве случаев ход дискуссии по докладу каждой страны направляют два члена Комитета, выступающие в роли «докладчиков».

По завершении процесса рассмотрения доклада Комитет принимает «заключительные замечания», в которых подводится итог рассмотрению доклада соответствующего государства. Заключительные замечания подлежат широкому распространению в государстве-участнике и должны служить основой для проведения национальных дебатов по вопросу о путях содействия соблюдению положений Конвенции. Рассматривая заключительные замечания в качестве важного документа, Комитет ожидает от правительств выполнения содержащихся в них рекомендаций.

На заседаниях Комитета ведется запись хода обсуждения. Организация Объединенных Наций публикует пресс-релизы о ходе дискуссий и более подробные краткие отчеты о деятельности Комитета. Комитет призывает публиковать в виде сводного документа доклад государства-участника, краткие отчеты и заключительные замечания по каждой стране. Некоторые правительства, чьи доклады уже были обсуждены, обязались это сделать.

Целью всего процесса обсуждения докладов государств- участников является привлечение интереса общественности к соответствующим проблемам. Проводящиеся в Комитете обсуждения как правило являются открытыми; закрытый характер носит лишь предварительное обсуждение в рамках предсессионной рабочей группы и процесс подготовки заключительных замечаний Комитета. Аналогичным образом представляется важным обеспечить открытый и гласный характер процедуры подготовки доклада на национальном уровне; такой подход Комитет будет только приветствовать.

Процедура представления докладов носит конструктивный характер и направлена на развитие международного сотрудничества и обмена информацией. Ее целью является обозначение проблем и обсуждение мер по их устранению. Кроме того, Комитет может обращаться с просьбами о помощи в специализированные органы и учреждения Организации Объединенных Наций, включая УВКБ, МОТ, ЮНИСЕФ, ВОЗ, Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и другие компетентные органы.

Неотложная процедура

В Конвенции отсутствует процедура рассмотрения конкретных жалоб, препровождаемых детьми или их представителями. Вместе с тем Комитет может запрашивать «дополнительную информацию, касающуюся осуществления… Конвенции» (пункт 4 статьи 44). Такая дополнительная информация может быть запрошена у правительств, например, в случае обнаружения признаков наличия серьезных проблем.

Мои дети — только мои

В соответствии со ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без особых полномочий. Это означает, что в любой ситуации за своих детей в ответе только родители. Мы не можем найти Вашего ребёнка, принудить его ходить в школу и учить уроки. Не можем заставить перестать плакать детей соседки, запретить им бегать, прыгать и играть. Орган опеки имеет полномочия защищать несовершеннолетних, если их права нарушены, даже от собственных родителей.

Холодный расчёт

Есть множество причин разлада в семье. И каким бы не оказался существенным повод прекратить совместную жизнь, результат всегда совпадает — страдают дети. Они любят своих родителей безусловно. Ругающихся, дерущихся, кричащих и бьющих посуду. Любят. И ждут от них заботы и внимания.

Если все доступные способы мирно договориться о порядке общения с детьми при расставании родителей исчерпаны, надо идти за решением в суд. На заседание суда обязательно приглашаются специалисты органов опеки. Наши специалисты проведут обследование материально-бытовых условий проживания лиц, претендующих на воспитание ребёнка, и результат отразят в составленном на основании обследования акте. Обследование проводится по заявлению граждан или по определению суда. Решение суда обязательно для исполнения всеми участниками процесса. Орган опеки не вправе заставить родителя, с которым остался проживать ребёнок, соблюдать установленный порядок общения с родителем, проживающим отдельно.

Крайние меры

В семьях, попадающих в трудную жизненную ситуацию, снова в первую очередь достается детям. Они страдают от недостатка внимания или его избытка. Им тяжело даются вредные пристрастия родителей. Они не могут спокойно взрослеть среди голых стен и пустых бутылок. Какой бы не была ситуация — нашей обязанностью является недопущение или максимальное смягчение последствий для детей.

Специалисты управления совместно с другими органами системы профилактики работают в направлении сохранения семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, нормализации поведения родителей по отношению к детям и окружающим их людям. Равно как и в направлении профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Наша ответственность начинается там, где не помогает ни общественный контроль, ни полицейская форма.

В зависимости от ситуации законодательство предлагает органу опеки ряд профилактических мер, направленных на защиту прав детей. От вызова родителей на заседание комиссии по делам несовершеннолетних до физического отстранения от воспитательного процесса — ограничения в родительских правах, а в крайнем случае — лишения родительских прав.

Лишение родительских прав

Мы всегда выступаем за сохранение полноценной семьи и чаще всего используем ограничительное воздействие. Ограничение в родительских правах даёт родителям понять, как далеко зашли их действия, и является своего рода шансом начать менять свою жизнь в интересах детей.

К сожалению, иногда осознание не приходит. В такой ситуации, на основании заключения о невозможности дальнейшего исправления родителей, Управление выходит с иском в суд о лишении родительских прав. Каждое подобное дело является для органа опеки поражением в борьбе за счастье детей, но сложившаяся ситуация не позволяет продолжить эту борьбу.

В прочих ситуациях, связанных с лишением родительских прав одного из родителей в пользу второго, орган опеки выступает лишь третьей стороной и дает заключение по сложившейся ситуации. Споры в суде в отношении друг друга родители, в соответствии с упомянутой ранее ст. 64 СК РФ, должны осуществлять самостоятельно.

Куда идти

Контроль за семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, находится в ведении отдела по защите прав и интересов несовершеннолетних. Ул. Кузнечная, 4, 5 этаж, каб. 501. Тел. (861) 277-30-80. Также получить дополнительную информацию о защите прав детей можно написав нам — Задать вопрос

М.Ю. Саитова

ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА КАК МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

Одним из приоритетных направлений деятельности государства должна быть защита прав и интересов несовершеннолетних граждан, поскольку здоровое и сильное как физически, так и морально подрастающее поколение — гарантия продолжения государственности. Именно дети являются самыми уязвимыми членами общества в силу своего возраста, неопытности, неумении постоять за себя и защитить свои интересы. Более уязвимы права детей, оставшихся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в детских домах и интернатах. В настоящее время появилась еще одна категория уязвимых в правах детей — социальные сироты, и таких детей становится все больше. По данным Следственного комитета при прокуратуре РФ, количество зарегистрированных преступлений против детей в России выросло за последние восемь лет в 2,5 раза. В 2002 г. было совершено свыше 40 тыс. преступлений против детей, в 2006 г. — более 80 тыс., в 2009 г. — более 100 тыс. Растет число без вести пропавших детей1.

Дети оказываются в исключительно уязвимом положении, когда им приходится отстаивать свои права, поскольку они не имеют права голоса, не пользуются влиянием ни в одном из могущественных лобби или учреждений, способных добиваться политических или экономических изменений. Лишь в очень не-

Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук, профессором В.В. Альхименко.

1 См.: Интернет-конференция Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка П. Астахова. 18 февраля 2009 г. «О становлении и развитии института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации» // URL: http://www.garant.ru (дата последнего обращения -27.09.2010).

Труды Института государства и права Российской академии наук № 6/2010

многих обществах признаются гражданские и политические права детей. Поэтому им зачастую сложно найти защиту в случае нарушения их прав, а их проблемы с трудом решаются на официальном уровне. Кроме того, очень часто дети в силу своей неопытности не могут самостоятельно воспользоваться имеющимися механизмами защиты: обращение в суд, в органы государственного управления и т.д.

Таким образом, практика показывает, что возможности ребенка по использованию имеющихся механизмов защиты своих прав ограничены по сравнению со взрослым населением. В современной юридической литературе высказывается справедливое мнение о необходимости разработки дополнительных независимых механизмов для обеспечения прав детей2.

Прошедший 2009 г. был ознаменован празднованием 20-й годовщины принятия Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. — документа, в котором закреплены основополагающие права детей во всем мире.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию 16 августа 1990 г.3

Присоединившиеся к Конвенции государства-участники обязуются принимать «все необходимые меры для защиты ребенка», «обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия», «принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка» и т.д.

Требования Конвенции о создании в государстве механизма защиты прав ребенка реализованы в Указе Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка»4.

2 См.: Хаманева Н.Ю. Проблемы формирования независимого контроля за соблюдением прав детей в Российской Федерации // Сборник материалов республиканской конференции «Перспективы развития системы социальной защиты детей в Республике Узбекистан». Ташкент, 2007. С. 23.

3 Ведомости СССР. 1990. № 266. Ст. 497.

4 См.: Нечаева А.М. Конвенции о правах ребенка — 20 лет // Государство и право. 2009. № 11. С. 70.

Введение института Уполномоченного по правам ребенка («детского омбудсмана») стало одной из важнейших политических инноваций российского государства в области защиты прав и интересов детей. Это важный институт гражданского общества, занимающийся обеспечением субъективных прав несовершеннолетних.

Необходимость создания института Уполномоченного по правам ребенка в России назревала давно. Комитет ООН по правам детей в заключительной резолюции, принятой по итогам обсуждения второго национального доклада о выполнении Россией Конвенции о правах ребенка 1989 г., рекомендовал обсудить вопрос о возможности создания на федеральном уровне должности независимого омбудсмана по вопросам детей. «Специальный» уполномоченный по правам ребенка должен бороться не только за соблюдение законодательно закрепленных прав детей, но и за их расширение и более полное соблюдение основных прав человека применительно к детям.

Конвенция о правах ребенка закрепляет минимум прав, которые должен иметь каждый ребенок. Законы государств-участников должны в большей степени способствовать осуществлению прав ребенка.

Иными словами, Уполномоченный по правам ребенка должен добиваться более справедливого отношения к детям, помогая им, с одной стороны, пользоваться уже имеющимися правами, с другой — содействуя признанию за детьми тех прав человека, которые еще не нашли места в законодательстве, культуре и повседневной жизни.

Необходимо отметить, что к моменту введения должности Уполномоченного по правам ребенка на федеральном уровне в некоторых субъектах РФ уже был накоплен определенный опыт по организации работы в области защиты прав и законных интересов детей. Так, в некоторых субъектах РФ был создан институт уполномоченного по правам ребенка, например, в Республике Саха (Якутия), Алтайском, Краснодарском краях, Ивановской, Волгоградской, Воронежской, Новгородской, Калужской областях, Санкт — Петербурге, Москве. Также появились упол-

номоченные по правам ребенка в некоторых муниципальных образованиях.

В России легитимация института детского омбудсмана началась с принятия в г. Москве 3 октября 2001 г. Закона № 43 «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве» и назначения Московской городской Думой по представлению мэра первого Уполномоченного по правам ребенка5.

Также одним из первых субъектов РФ, который учредил должность Уполномоченного по правам ребенка, был Краснодарский край. Уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае осуществляет свою деятельность на основании Закона Краснодарского края от 26 июня 2002 г. № 498-КЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае».

Следует отметить, что не во всех субъектах РФ должности Уполномоченного по правам ребенка были введены законами субъектов. Так, в Волгоградской и Новгородской областях эти должности введены постановлением администрации, в Калужской области — постановлением губернатора, в Екатеринбурге -решением городской Думы, в Арзамасском районе Нижегородской области — распоряжением главы районной администрации. Можно отметить, что почти во всех регионах уполномоченные назначаются главами администрации, включаются в систему исполнительной власти и подчиняются ее главе, т.е. являются исполнительными омбудсманами. Правовой статус этих должностных лиц устанавливается положениями, которые носят временный характер. Для придания стабильности региональному Уполномоченному предпочтительней было бы вводить эту должность региональными законами.

В Краснодарском крае и г. Москве должности Уполномоченного по правам ребенка придается парламентский статус, т.е. уполномоченные по правам ребенка назначаются Законодательным собранием Краснодарского края и Московской городской Думой, что, на наш взгляд, больше соответствует принципам демократии, так как институту «детского» омбудсмана следует

5 См.: Чапурко Т.М. Государственная политика в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних // Власть. 2008. С. 16.

быть независимым от высшего исполнительного органа субъекта РФ.

В Законе Краснодарского края установлены гарантии беспристрастности и независимости детского омбудсмана. Так, во-первых, Уполномоченный не имеет права быть членом политической партии или общественного объединения, преследующего политические цели, он также не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Во-вторых, детский омбудсман назначается сроком на пять лет, и одно и то же лицо не может быть назначено более чем на два срока подряд. Кроме того, в своей работе Уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае руководствуется Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, иными федеральными законами и региональными законами об Уполномоченном по правам ребенка.

На должность Уполномоченного назначается лицо не моложе 35 лет, т.е. на такую должность должен назначаться человек, имеющий определенный жизненный опыт.

Лицо, назначаемое на должность омбудсмана, должно обладать общественным авторитетом, иметь высшее профессиональное образование, иметь опыт работы в области защиты прав и законных интересов ребенка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Указом Президента РФ «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» органам государственной власти субъектов РФ рекомендуется учредить должность Уполномоченного по правам ребенка. Такие должности должны быть учреждены не только в каждом субъекте РФ, но и в каждом муниципальном образовании. Это позволит администрации муниципального образования иметь полную, объективную, всестороннюю информацию о реальном положении детей в городе или районе, оперативно решать социальные проблемы детей, заботиться об их физическом и духовном здоровье, решать вопросы обучения и воспитания, развития юных дарова-

ний, а также их дальнейшего профессионального образования и трудоустройства .

Одной из приоритетных задач уполномоченного является правовое просвещение несовершеннолетних и их законных представителей по вопросам прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и способов их защиты, а также популяризация института уполномоченного по правам ребенка с использованием новых форм работы в данном направлении7.

Так, Уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае тесно сотрудничает с юридическими клиниками вузов в рамках бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам по вопросам защиты прав несовершеннолетних. Такая форма взаимодействия позволяет Уполномоченному оказывать помощь большему количеству граждан, обратившихся к нему. Ежегодно количество обращений к Уполномоченному возрастает.

Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ, а также Уполномоченные по правам ребенка в регионах используют новые формы работы с населением. Одной из таких форм стало открытие сайтов Уполномоченного, что дает возможность более тесного взаимодействия детского омбудсмана и лиц, неравнодушных к проблемам детей. Так, с открытием в Интернете сайта Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае заметно расширилась «география» обращений. В числе регионов, из которых поступили обращения, Алтайский край, Липецкая область, Волгоградская область, Хабаровский край, г. Москва, США и др.8

Уполномоченный тесно сотрудничает со всеми ветвями и уровнями власти, органами прокуратуры, что позволяет совершенствовать существующие механизмы обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних. Должностные лица

6 См.: Чапурко Т.М. Указ. соч. С. 16.

7 См.: Ежегодный доклад «О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в 2009 году» // URL: http:/www.ombudsman — yug.com/ (дата последнего обращения -26.09.2010).

8 См.: там же.

государственных органов Краснодарского края, органов местного самоуправления, руководители организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности обязаны в двухнедельный срок бесплатно предоставлять по запросам Уполномоченного по правам ребенка сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления его деятельности.

По окончании календарного года Уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае готовит доклад о своей деятельности. Этим отчетом Уполномоченный информирует как властные структуры, так и общественность о состоянии дел в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. В основу доклада должны быть положены итоги обобщения и анализа письменных и устных обращений граждан, материалы и информация, полученные из отраслевых и функциональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, сведения, полученные в ходе участия детского омбудсмана в совещаниях и конференциях, на которых обсуждались вопросы защиты прав и интересов семьи и детей, посещений различных государственных учреждений для несовершеннолетних, в чьи обязанности входит защита прав и законных интересов ребенка, официальные статистические данные9.

К сожалению, закон Краснодарского края не предусматривает механизмов, позволяющих детскому омбудсману эффективно воздействовать на лиц, виновных в нарушениях прав ребенка, или должностных лиц, в обязанности которых входит устранение нарушений прав ребенка. Такой механизм мог бы быть реализован посредством установления обязанности лиц, виновных в нарушениях прав ребенка, или должностных лиц, в обязанности которых входит устранение нарушений прав ребенка, сообщать Уполномоченному по правам ребенка об устранении нарушения прав ребенка в течение установленного законом срока.

9 См.: Чапурко Т.М. Указ. соч. С. 17.

В ст. 7, 38 Конституции РФ детству гарантируется государственная защита. Вопросом национальной безопасности является придание приоритетного значения защите прав и интересов ребенка. Введение института Уполномоченного по правам ребенка на федеральном уровне и развитие этого института на уровне субъектов РФ и муниципальных образований демонстрирует тенденцию роста внимания государства к проблемам детства и заслуживает в целом положительной оценки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *