Государственный образовательный стандарт по химии
Представляя учителям, школам, учащимся возможность выбирать направление образования, соответствующую программу и учебник (их будет несколько), Министерство образования и науки России разработало механизм управления образовательным процессом. Это система Государственных образовательных стандартов.
Государственный образовательный стандарт призван:
1. Защищать личность учащихся в общеобразовательном процессе и гарантировать ей минимум знаний.
2. Обеспечить эквивалентность образования, полученного учащимися в учебных заведениях разных типов.
Государственный стандарт по химии включает 4 раздела.
В первом, вводном, разделе дана общая характеристика и структура химии. Описаны цели обучения химии.
Во втором разделе представлен базовый инвариантный уровень химии (содержание).
Третий раздел включает требование к минимальному необходимому уровню подготовки учащихся по химии.
В четвертом разделе описаны возможные способы и средства осуществления контроля за выполнением требований стандарта.
Рассмотрим коротко разделы.
I раздел. Цели и задачи химии:
1) формирование у учащихся естественнонаучных представлений об окружающем мире и его законах;
2) выработка у школьников правильного понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможному полю практической деятельности в будущем;
3) привития навыков грамотного безопасного обращения с важнейшими веществами в повседневной жизни;
4) общим целям воспитания и всестороннего развития личности.
Структура химии представлена в виде 3-х блоков, связанных между собой:
— «Вещество»;
— «Химическая реакция»;
— «Познание и применение вещества человеком».
В свою очередь каждый блок включает в себя определенные «содержательные линии» (терминология стандарта).
Блок Содержательные линии
«Вещество» Состав вещества
Строение вещества
Свойства вещества
Зависимость свойств от состава и строения
Многообразие веществ и его причины
Классификация веществ
II и III разделы учитываются при составлении программ по химии. Они определяют требования к химической грамотности выпускника. Посмотрите их самостоятельно.
С IV разделом мы познакомимся при рассмотрении методов контроля знаний учащихся.
Лекция № 3 Методическая работа учителя
Рассмотрим два вида методической работы учителя: составление годового календарного плана и поурочного плана-конспекта.
Годовой тематический календарный план облегчает работу учителя, он предусматривает совокупность учебной работы в определенной системе. Примерные планы печатаются в журнале «Химия в школе».
Календарно-тематический план разбивает всю программу курса химии на отдельные уроки в соответствии с числом часов, отведенных на каждую тему, и строится в виде таблицы.
Обычно план включает следующие разделы:
Тема урока |
Основные понятия (впервые вводимые) |
Химический эксперимент |
Планируемые результаты обучения |
Задание на дом |
Электролитическая диссоциация |
Электролит, электролитическая диссоциация |
Демонстрация: Испытание веществ на электропроводимость. Лабораторный опыт: То же самое. |
Что узнать, какие умения и навыки приобрести |
В начале календарных планов, предлагаемых в «Химии в школе», определены:
1) основные задачи изучения темы;
2) ее воспитательное, мировоззренческое значение.
Некоторые учителя включают по своему усмотрению в календарные планы и другие разделы:
1) межпредметные связи;
2) повторение (что повторить);
3) система проверки знаний и т.д.
При составлении календарного плана необходимо учесть все лабораторные опыты, практические работы, демонстрационный эксперимент, предусмотренные программой.
Темы уроков формулируются так, как они сформулированы в программе.
Должно быть отведено время на обучение решению задач, предусмотрены контрольные работы, уроки обобщения и закрепления знаний.