Общественное движение

Общественно-поли-тическое движение – это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели.

В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя их устоявшимися нормами и программными устремлениями, а также не имеющие четко выраженных политических интересов.

Отличия общественно-политических движений от политических партий:

■ социальная база движений более широкая, аморфная, пестрая (к одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп;

■ общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партия (как правило, достигнув своей цели, движение прекращает свое существование);

■ общественно-политические движения не столь долговременны, как партии;

■ общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, «повернуть» данную власть к решению своих проблем (при борьбе за власть общественно-поли-тические движения трансформируются в политическую партию);

■ центром политической активности в общественно-поли-тическом движении выступает его ядро (авангард) – инициативные группы, клубы, союзы и т.д.;

■ в общественно-политическом движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и т.п.).

Словосочетание «общественное движение» вызывает у вас стойкие ассоциации с советским прошлым? А ведь сейчас в России они переживают новый виток своего развития. Что ж, Интернет и социальные сети дают возможность информировать о своей деятельности большее количество людей и легко координировать действия участников, а те общественные движения, которые умудряются двигаться в ногу с правительственными программами, вполне могут получить и финансовую поддержку… ну вы понимаете, вот и появляются они, как грибы после дождя. Расскажем о некоторых из них.

1 «Трезвая Россия»


Этот федеральный проект получил широкое распространение и сейчас на слуху у всех россиян – созданы и успешно функционируют его «клубы» во многих городах страны («Трезвый Архангельск», «Трезвый Урал» и др.). Общественное движение «Трезвая Россия» занимается тем, что выявляет факты незаконной продажи алкогольных напитков и табачных изделий, инициирует проведение различных мероприятий и спортивных соревнований (таких как легкоатлетический забег «Трезвая пробежка»), а также активно пропагандирует трезвость и здоровый образ жизни. Что ж, дело нужное… Но по мнению ряда экспертов, в России очень сильно алкогольное лобби, блокирующее антиалкогольные законы. В результате отсутствует даже настрой на борьбу с пьянством, о принятии серьезных мер и речи не идёт.

2 «Россия Православная»


Общероссийское общественное движение было создано еще в 1997 г. с благословения московского патриарха с целью формирования общественного сознания на основе православной культуры, исторических ценностей и христианской морали. ООД «Россия Православная» проводит ежегодные Покровские чтения, вечера «Жертвенное служение России», Рождественских фестивалей искусств, а также устанавливает памятные знаки на местах разрушенных храмов и церквей.

3 «Возрождение. Золотой век»


Общественное движение, инициированное русским ученым-академиков Николаем Левашовым. Цель его – превращение зомбированного обывателя в (в управляемого зомби) Человека Разумного, пробуждение непонятной «генетической памяти русского народа». Делается это мирными путями: движение занимается в основном проведением семинаров, конференций и докладов на философские (вроде «Борьба Добра со Злом»), исторические, культурологические темы, а также обсуждением научных трудов своего основателя.

4 «Матери России»


Созданное не так давно – в феврале 2012 года – это всероссийское движение объединило более 700 общественных организаций, направленных на защиту материнства, семьи и детства. Активисты движения «Матери России» помогают реализации всех законов, касающихся данных вопросов и принятых правительством. Их интересует все – от пропаганды здорового образа жизни в российских семьях до привлечения населения в проведении диспансеризации для выявления различных тяжелых заболеваний на начальных стадиях.

5 «Одаренные дети – будущее России»


Это движение выросло из Московского Международного форума «Одаренные дети» в 2003 году. Его основатели – педагоги, руководители учебных учреждений, руководители детских художественных коллективов сошлись на идее, что одаренный ребенок – это феномен, требующих особого внимания со стороны педагогов, психологов, родителей и государства. Теперь это движение инициирует проведение форумов по теме детской одаренности не только в столице, но и по всей России, а также проведение разнообразных творческих конкурсов, мероприятий и выставок, чтобы дать детям возможность раскрыть свои таланты.

6 РОД (Русское Общественное Движение)


Существует с 2005 г. и имеет весьма конкретные цели: борьба с русофобией и информационная помощь русским, страдающим от дискриминации по национальному признаку. Оно нигде не зарегистрировано, и тем не менее принимает участие в различных протестных акциях и пытается влиять на решения судебных инстанций (дело Иванниковой, дело Аракчеева и Худякова). РОД участвовал в организации ряда культурных мероприятий – например, открытых семинаров «Русские чтения», «Русского марша» в День народного единства и т. д.
Ребята, я знаю как победить русофобию, — нужно перестать бороться с теми кто и так вас боится, попробуйте с ними дружить!

7 «Антимайдан»


Созданное в январе 2015 года, это общественное движение обозначило своей целью противодействие силам, желающим организовать в России антиправительственные митинги по украинскому сценарию. Также «Антимайдан» занимается распространением информации о событиях на Донбассе.

8 «СтопХам»


Это интересное общественное движение, которое не ставит перед собой глобальных (а значит, невыполнимых) целей вроде «изменить мир к лучшему» — они начинают с малого: борьбы с нарушителями правил дорожного движения. Припарковавшись на тротуаре или газоне, вполне можно получить наклейку «СтопХам» на свое авто – и попробуйте потом ее содрать… Движение получило большую популярность (видимо, всем уже надоели нахалы на крутых иномарках, решивших, что им все позволено) – видеоотчеты их мероприятий на YouTube набирают большое количество просмотров сразу после размещения.

9 «Русь сидящая»

Примечательно, что его председатель – женщина, Романова Ольга, редактор и телеведущая, которая задумалась о проблеме «уголовников» после того, как состоялся суд над ее мужем, Алексеем Козловым (предприниматель, автор «Бутырка-блог»). «Русь сидящая» — это неформальное объединение родственников неправомерно осужденных граждан (и самих этих граждан, конечно), которое борется с судебным произволом, равнодушием прокуратуры и следственных органов, отстаивая права осужденных. Актуальная проблема, ну хоть расстреливать перестали.

10 «Оккупай Педофиляй»

Как-то даже неловко упоминать об этом движении в одном списке с «Россией Православной», но и не упомянуть нельзя. Российское ОД правого толка, созданное Максимом Марцинкевичем («Тесак»), как утверждалось, для борьбы с педофилами, но эта борьба быстро выродилась в хулиганство, избиения и дискриминацию по национальному признаку (почему-то педофилами у Тесака чаще всего оказывались иностранцы, например, студенты). На Марцинкевича завели уголовное дело за экстремисткую деятельность, после чего его сторонники организовали сбор подписей против преследований Тесака – и насобирали-таки 100 000 подписей. Правда, они ни на что не повлияли: все-таки доказательств его вины никто не отменял. Интересно другое: почему у этой организации столько последователей и сторонников? Тесак в камере, но движение продолжает свою деятельность, такие группы возникают даже в других странах (многие из них преследуют геев). Эй, ребята, вам мешают педофилы? Пусть их судит суд, а не двухметровый накачанный экстремист!

Да уж, в чем-чем, а в однообразии наш сегодняшний рейтинг обвинить не получится…

Современные общественные организации и движения: общее и особенное.

Скобелина Н.А. – к.с.н., ст.преп. кафедры политологии ВолгГТУ

Общественные организации и движения являются важнейшим элементом гражданского общества. Под «организацией» понимается искусственное объединение институционального характера, имеющее определенный социальный статус. «Организацией» называют определенную структуру, строение, тип связей как способ соединения частей в целое (1, 348). «Социальная организация» определяется и как «тип коллектива, созданного для выполнения определенных намерений или целей, характеризующегося формальной структурой правил, властными отношениями, разделением труда, ограниченным членством либо приемом» (2, 527). Все эти определения соотносятся с устойчивыми и масштабными структурами, социальными институтами. Объектом нашего рассмотрения являются общественные организации и движения как добровольные объединения людей на основе общих интересов и целей.

В последние десятилетия в России произошли коренные изменения во всех сферах общественной жизни. Современный трансформационный процесс в российском обществе – это, прежде всего, процесс изменения институциональной структуры. Появились новые социальные слои и группы, новые социальные институты, другие институциональные образования, и значительно трансформировались старые. На современном этапе произошли качественные изменения в организации. В первую очередь, следует отметить изменения в структуре, которые приобрели устойчивый и воспроизводимый характер. Изменения стали элементом функционирования организации. «Новые» организации более гибкие, т.е. находятся в постоянной готовности для совершенствования всех своих компонентов и стремятся поддерживать баланс с внешней средой. Они ориентируются на ситуацию, постоянно меняют формы и методы деятельности. Причинами этих организационных изменений, на наш взгляд, служат и новое государственное устройство, и распространение новых норм и ценностей, и демократизация политической и общественной жизни в целом. Все это является и одной из причин падения роли политических партий. Предназначенные политическим партиям функции они не выполняют. Из всех функций востребованной оказалась, прежде всего, функция мобилизации электората в период избирательной кампании, а также селекционирование политических лидеров в структуры власти. Говоря о партиях, М.Вебер писал: «Это детище демократии, избирательного права для масс, необходимости массовой вербовки сторонников и массовой организации, развития полнейшего единства руководства и строжайшей дисциплины» (3, 674). Однако сегодня партии очень отличаются от классических партий конца XIX – начала XX века. Необходимо заметить, что современные российские партии являются партиями в полной мере только по названию, поскольку, как и в 90-е гг., они имеют довольно рыхлую организацию, не обладают прочной социальной базы. Многочисленные партии не представляют интересы социальных групп, а выражают интересы скорее бюрократического аппарата и имеют элитарный характер.

Таким образом, в настоящее время политические партии, являющиеся во всех обществах главным связующим звеном между населением и властью, вынуждены делить свое влияние с другими социальными субъектами, прежде всего, общественными организациями и движениями.

Рассматривая такие социальные субъекты, как общественные движения и социальные организации, выясним, как они соотносятся между собой.

В социологической науке выделяются следующие признаки, которыми обладает социальная организация: иерархичность, устойчивость, единство цели, эффективность, определенный набор статусов и ролей, разделение функций членов организации, присутствие в ней отношений власти, наличие определенных правил и норм, регулирующих поведение ее членов. С определенными оговорками все эти признаки можно найти и в деятельности современных российских движений. Движения имеют иерархию (самая простейшая — это организационное ядро, состоящее из функционеров, постоянных участников и участников, привлекаемых к конкретным акциям), единую цель, определенные ролевые позиции, обладают достаточной эффективностью (либо это поддержка лидера, либо работа над решением определенной проблемы). У каждого движения имеются свои программа, устав, учредительные документы, зарегистрированные в установленном порядке, правила и нормы, регулирующие поведение участников. Исключением из этого ряда признаков социальной организации может считаться степень устойчивости, хотя для ряда движений она достаточно высока. Для общественных движений связанных с политикой наблюдается определенная цикличность. Кроме того, в движениях достаточно слабо выражены отношения власти. На наш взгляд, это связано со спецификой их организационной структуры. Участник, не согласный с деятельностью общественного движения, перестает быть его участником, для этого не нужно дополнительной процедуры исключения. Хотя, в отношении функционеров имеется и такое правило. Общественно-политические движения, создаваемые и функционируемые в России, можно сказать, обладают почти всеми атрибутами политических организаций. Здесь автор диссертации имеет в виду наличие программы, устава, организационной структуры, иерархичности, определенной сети организаций на местах. Следует подчеркнуть, что создание многих общественно-политических движений в период 90-х гг. начиналось с организационного ядра, а не «снизу». Более того, финансирование отделений этих движений на местах шло из центра.

Несмотря на то, что граница между организацией и движением выражена не резко, она существует. Следует согласиться с Р. Димитровым в том, что общественные движения, в отличие от организаций, имеют низкую степень формализованности, дисциплины, продолжительности. В движении человек участвует как целостная личность, индивидуальность доминирует над коллективностью. «Группа институционализируется в движении только тогда, когда она конституируется как коллективный субъект. Равно как движение, так и организации борются за институционализирование, но борются на основе различных проблемно решающих практик» (4, 173).

Для изучения процесса институционализации современных общественных организаций и движений наряду с другими теориями следует использовать теорию «мобилизации ресурсов», потому что именно конкретные организации, как структурные единицы являются объектом нашего исследования. Данная теория возникла на рубеже 70-х гг. Ее представителями могут считаться М. Залд, Дж. Маккарти, М. Асим. Данный подход социологически анализирует «тактику и стратегию движения, проблему их роста, упадка и изменения» (5, 32). Ядром теории является понятие организации общественных движений. Организация идентифицируется с ценностями — целями того или иного общественного движения, сформированными той или иной социально-культурной ситуацией. Для успешной деятельности организации необходимы внешние (степень правового развития общества, наличие демократических традиций, развитость инфраструктуры, достаточный уровень богатства общества и пр.) и внутренние (люди, деньги) ресурсы. В рамках этой теории выделяются три группы условий, необходимых для успешности деятельности движения: легализация в общественном мнении и на уровне права, информированность в СМИ, экономическая поддержка извне. В рамках теории «мобилизации ресурсов» организации общественных движений делятся на несколько типов в зависимости от социальной базы. Наиболее распространенными являются «классический» и «профессиональный» типы. «Классический» тип – это организация, ориентирующаяся, прежде всего, на заинтересованных сторонников, тех, кто кровно заинтересован в реализации ее целей. Такое движение, как правило, имеет широкую социальную базу. Примерами служат экологическое, молодежное, женское, правозащитное движения. К «профессиональному» типу относятся организации с относительно жесткой структурой и небольшой социальной базой. Именно к такому типу движений автор диссертации относит организационно структурированные современные общественно–политические движения. Кроме организационного ядра подобные движения включают в себя следующие группы: 1) активных участников, вкладывающих в организацию движения время и деньги; 2) сторонников, разделяющих цели и задачи движения; 3) пассивных наблюдателей, политически неактивную часть населения. «Задача всякой организации заключается в мобилизации ресурсов посредством перегруппировки аудитории: в увеличении числа участников за счет сторонников, сторонников за счет наблюдателей…» (6, 92).

Сторонники теории «мобилизации ресурсов» Н.Залд, Ч.Тилли определяют движение достаточно широко – как совокупность установок на социальное изменение. Эти установки являются предпосылками формирования организации движения, имеющего общественно-политическую направленность. Французский социолог А.Турен считает движения действующими акторами. По его мнению, движение – такая форма коллективной деятельности, посредством которой социальные общности вмешиваются в ход истории. Общественные движения носят конфликтный и наступательный характер: они оспаривают те или иные параметры существующих общественных отношений и культурных моделей и тем самым выступают как факторы изменений (7, 9-10). По-мнению А.Турена, движение является основой классовой борьбы, иными словами, действием классовых сил, нацеленных на контроль за историчностью (8, 64). Движение представляет собой совокупность трех составляющих: идентичности (общественное движение должно определить себя в конфликте), оппозиционности (борьба с классовым противником, которого движение должно быть способно определить), тотальности (определение актором поля конфликта).

Теоретики мобилизации ресурсов утверждают, что для мобилизации коллективных действий необходимы усложненные организационные формы и способы коммуникации. В центре их исследований находится «рациональный актор» (индивид или группа), использующий стратегическую или инструментальную логику. Следует акцентировать внимание и на следующих положениях: «Не имеется никаких фундаментальных различий между институциональными и неинституциональными коллективными действиями. Оба типа действий влекут за собой конфликты интересов, встроенные в отношения институциональной власти» (9, 643). Тем самым теоретики данного подхода еще раз подчеркивают, что организация и рациональность – это особенность не только общественных организаций, но и современных движений.

Данную теорию при исследовании современных организаций и движений используют отечественные исследователи: Э.Клопов, Л.Гордон, В.Костюшев, Д.Доусон, О.Яницкий и другие исследователи.

Общественные организации и движения выступают как выразители интересов отдельных социальных слоев и групп, а также как субъекты реформационного процесса. Они способны представлять интересы населения, взаимодействовать с властью, в определенных случаях оказывать давление на нее. Общественные движения, выступая в качестве одной из самых динамичных организационных форм, быстрее других адаптируются к новым социальным условиям, аккумулируют новые идеи, приспосабливаются к изменившимся правилам. Особенностью современного общества является появление гибких социальных структур, в качестве которых выступают общественные организации и движения, позволяющие сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

Список литературы:

1.Российская социологическая энциклопедия. – М.: НОРМА-ИНФА-М, 1999. — С.348.

2.Большой толковый социологический словарь (Collins). Т.1. (А-О). – М.: Вече, АСТ, 2001. — С.527.

3.Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990. – С.674.

4.Димитров Р. Организация, движение, институт // Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. — М.,1990. — С.173.

5.Здравомыслова Е.А. Парадигмы и модели социологии общественных движений // Социология общественных движений: концептуальные модели исследования. М., 1992.

7.Турен А. Введение к методу социологической интервенции // Новые социальные движения в России. М.,1993. С.9-10.

8.Лаперони Д. Социология социальных движений // Журнал социологии и социальной антропологии. Современная французская социология. Том 2.Санкт-Петербург, 1999.С.64.

9.Коэн Д.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. – М.: «Весь мир», 2003. — С.643.

Большую роль в общественно-политической жизни, наряду с партиями, играют политические организации и движения. Они охватывают различные самостоятельные объединения граждан, которые не входят в партийные или государственные структуры, но являются субъектами политической жизни. В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти, не берут па себя связанных с этим обязательств и отличаются формой существования, организационной структурой, способами и методами действий. Организации и движения являются в той или иной мере субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям.

Одними из важнейших внешних условий возникновения социальных движений являются модернизации и урбанизация современного общества, формирование новых социальных классов и групп. Общественно-политические организации и движения, реализуя свои специфические функции, решают задачи широкого общественного значения, вносят весомый вклад в государственное, хозяйственное, социально-культурное строительство. Формирование разветвленной системы общественно-политических организаций и движений является показателем развитости гражданского общества, свидетельством многообразия и структурированности его интересов.

Участие в общественных движениях сегодня принимают отнюдь не только деклассированные элементы или маргинальные группы, как это считалось в начале XX столетия, но и вполне социально благополучные группы. Следует отметить, что рост и развитие общественных движений происходит не только в бедных, но и в богатых странах. Уровень материального благосостояния и экономического развития является одним из важнейших условий формирования общественных движений. В богатых обществах, по мнению ученых, сектор общественных движений даже больше, чем в бедных. Правда, в них движения в основном носят реформаторский характер, а в бедных – революционный, радикальный.

Рост и развитие социальных движений тесным образом связаны с политическими изменениями, происходящими в обществе. Модернизация и демократизация политической системы создали благоприятные структуры политических возможностей для возникновения и развития разнообразных организаций и движений. Хотя они не ставят своей целью завоевание и осуществление политической власти, как указывалось выше, но занимаются политической деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для выполнения задач, лежащих в иной сфере общественной жизни, – экономической, социальной, культурной. Поэтому их деятельность объективно носит политический характер.

Понятие «общественно-политические движения» охватывает широкий спектр объединений – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности, структурированности, до сугубо политических, не имеющих четкого организационного ядра.

Общественно-политические движения – объединения, коалиции, союзы различных общественных групп для совместного решения интересующих их проблем.

Общественно-политические организации – добровольные объединения граждан, возникающие по их инициативе и для реализации их интересов.

Основными характерными чертами общественно-политических организаций и движений являются следующие:

  • – они не имеют властных отношений и не могут выносить обязательных решений, а также требовать их выполнения;
  • – в отличие от политических партий, они не ставят целью овладеть государственной властью, но их деятельность может приобретать политический характер;
  • – это добровольные организации граждан, возникшие по их инициативе;
  • – государство не вмешивается в их деятельность, но регулирует ее в соответствии с действующим законодательством.

В развитие движений нельзя выделить какой-то один вектор изменений. В зависимости от их целей, задач, внешних условий общественные движения приобретают разнообразные траектории развития. Существует большое количество типов общественно-политических движений и организаций:

по отношению к существующему строю:

– консервативные; реформаторские; революционные;

по идеологической основе:

– либерально-демократические; консервативные; социалистические;

по национальному признаку.

  • – национально-освободительные;
  • – за самоопределение нации;
  • – за культурно-национальную автономию и др.;

по демографическому признаку.

– молодежные; студенческие; ветеранские;

по гендерному признаку.

– женские; сексуальных меньшинств;

по способам и методам действий:

  • – радикальные;
  • – террористические;
  • – формальные/неформальные;
  • – легальные/нелегальные;

по административно-территориальному охвату:

– международные; общенациональные; региональные; городские, сельские.

Типология современных общественно-политических движений проводится также по целям (социально-политические, культурно-просветительские, этнополитические, экологические и т.д.); по массовости (элитные, массовые) и т.д.

Формирование и развитие общественных движений зависит также от организационных ресурсов, от степени развитости институтов гражданского общества. Наличие разнообразных структур гражданского общества, существующих независимо от государства, само по себе уже является ресурсом для движений. Организационные инфраструктура гражданского общества включает в себя институт церкви, институт общественного мнения, систему политических партий, профсоюзы, систему организации корпоративных интересов. Использование ресурсов, принадлежащих другим организациям, нередко является важным фактором существования движения. Организационная насыщенность и традиции создания и функционирования добровольных организаций, независимых от государства, создает благоприятную среду для формирования движений.

Можно выделить наиболее общие признаки, отличающие общественно-политические движения от партий. Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире, а цели намного конкретнее. Это позволяет участвовать в движении людям с разными политическими взглядами, поддерживающими конкретную политическую цель, ради которой и создается движение. Поэтому на определенном этапе движение может приобретать большой размах.

У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянным числом участников, обычно не имеют сильной структуры, дисциплины. Опираясь на неорганизованные массы, они могут поддерживаться различными общественными организациями и ассоциациями. Инициаторами создания общественно-политических движений могут быть как самостоятельные группы граждан, так и комитеты или комиссии, созданные партиями.

При характеристике общественно-политических движений следует учитывать, что они включают:

  • – организации непосредственного, прямого влияния на политические решения, которые создаются при государственных структурах (лобби, группы давления);
  • – организации, для которых политическая функция является устойчивой, но не основной (профсоюзы, союзы предпринимателей, потребительские организации и т.д.);
  • – массовые движения (антивоенные, молодежные, женские, экологические, антиглобалисты и т.д).

Важное теоретическое и практическое значение имеет выявление функций общественно-политических организаций и движений, так как это помогает уяснить их место в системе гражданского общества и правового государства, а также показать формы и способы проявления их активности. К числу общих функций относятся:

  • – выявление интересов, настроений различных слоев населения;
  • – выдвижение целей и выработка способов их достижения;
  • – руководство массовыми выступлениями;
  • – представительство и защита интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами;
  • – осуществление контроля за деятельностью структур власти;
  • – создание крупной политической силы, нацеленной па решение конкретной политической задачи.

В современной России существуют различные виды общественно-политических организаций и движений, объединяющих людей по идейным установкам, социально-экономическим, национально-религиозным и другим интересам. По данным Общественной палаты, в стране зарегистрировано 360 тыс. общественных объединений. Эти организации отражают сложную структуру развивающегося гражданского общества, многообразие интересов и потребностей различных индивидов.

На современном этапе возрастает партийно-общественное взаимодействие, которое создает возможность для солидарных действий в целях усиления общественного влияния на сферу принятия политических решений.

Партнерство политических партий и общественно-политических движений является мощной социальной базой модернизации современной России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *