Обследование зданий и сооружений орм

Осмотр помещений с точки зрения адвоката

Небольшое предисловие.

— То есть, вы будете только жалобы и другие бумажки писать?

— В том числе и это, а также присутствовать при оперативно розыскных мероприятиях, проводимых в отношении вас.

— А что, нельзя как-нибудь по-другому решить?

— А «по-другому» – это как?

-…Ну, вы же понимаете…

— Нет, не понимаю…

Знакомый диалог, не правда ли?

И возникает он, примерно в 80% случаев, когда к нам обращается очередной «коммерсант», в отношении которого намечается проведение или уже проводится гласное оперативно-розыскное мероприятие «обследование помещений…», которое может начаться и с получения запроса об истребовании документов, а может начаться и без запроса, а с визита сотрудников ОЭБиПК, проводящих это самое обследование, по содержанию мало отличающегося от обыска, проводимого в рамках возбужденного уголовного дела.

Впрочем, как вариант, запрос могут и принести, но тут же, не откладывая, начать «обследовать помещение», в процессе которого изымать все, что попадется на глаза.

При этом отечественный «коммерсант», не верящий в возможность защиты своих прав законными способами, предпочитает, что называется, «договориться» и, почему-то, в качестве посредника при переговорах, обращается к адвокату, по определению обязанного использовать в своей работе только правовые методы.

Специально такой для категории граждан-предпринимателей приходится разъяснять, что для решения проблем используя метод «договориться», существует малопочтенная категория «решал», правда, оказываемые им услуги имеют несколько побочных эффектов:

— стоимость их услуг в 15-20 раз превышает (это, если повезет), стоимость услуг адвоката;

— положительный эффект от их деятельности имеет кратковременный характер, поскольку «решение вопроса» внеправовым путем с выплатой неучтенного вознаграждения, т.е., так называемым «черным налом», позволяет «решале» сделать вывод о возможности длительного, скажем так, сотрудничества с неизменной выгодой для себя.

Например, известны случаи, когда «решала», с озабоченным видом, возвращается к упокоившемуся было «коммерсанту», и произносит речь, суть которой сводится к тому, что он, «решала», уже со всеми договорился, проблема решена, но тут материал на проверку затребовал генерал (прокурор, следственный отдел… — список можно продолжить), и…ну, сам понимаешь…

«Коммерсант» понимает, и чертыхаясь, вновь, достает очередную партию неучтенной наличности.

— использование неправовых методов ставит «коммерсанта» в положение человека, не имеющего выбора в дальнейшем, и обязанного выполнять навязанные ему «правила игры»;

— к гипотетическим неприятностям, чаще всего рожденным в воспаленном воображении «коммерсанта», могут добавиться вполне реальные – например, последствия оперативной разработки самого «решалы», а, не исключено, и «курирующего» его сотрудника полиции.

И, вот тогда, как говаривал персонаж одного, очень известного советского фильма – «Сядем усе»…

Впрочем, нас, адвокатов, такие «коммерсанты», как доверители, не интересуют – они сами избрали свой путь – возможно и яркий, но уж очень короткий…

Поговорим о том – чем мы можем быть полезными для тех предпринимателей, которые, понимая все риски, связанные с попыткой обратиться к «решалам», идут к нам, рассчитывая на юридическую помощь в ситуации, когда к ним товарищи из ОЭБиПК начинают проявлять пристальное внимание в виде рассылок запросов, вызовов для объяснений, и т.д.

Как правило, все начинается с запросов в организацию, с требованием предоставить книги покупок и продаж, оборотно-сальдовые ведомости по ряду счетов бухгалтерского баланса, договоры, с контрагентами, и т.д., и т.п….

В качестве оснований для требований этой документации приводится, что, дескать, в действиях руководства организации могут усматриваться признаки преступлений, предусмотренные – далее, идет перечисление статей УК РФ, как правило, являющееся порождением буйной фантазии инициатора запроса.

Далее идут ссылки на статьи ФЗ «О полиции», и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» с обещанием административных кар для ослушника, коль он не предоставит требуемые документы в 5-ти дневный срок.

О том, как на законных основаниях не предоставлять запрашиваемые документы, я писал в своих публикациях ранее; теперь, поговорим о «страшном» — к предпринимателю пришли на предмет «осмотра помещений»…

Человеку непосвященному, к тому же, на генетическом уровне боящегося всего, что исходит от «органов», само, официальное утверждение о том, что в его действиях имеются признаки неких преступлений, после прочтения такого документа хочется, не только немедленно отдать все, что от него требуют, но и признаться во всем, в чем его, вероятно, подозревают.

На самом деле любая информация о том, что в действиях предпринимателя, гипотетически, могут содержаться признаки каких-либо преступлений, тем более, если эта информация содержится в официальном документа, именуемом Распоряжением «О проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», уже должна являться для этого предпринимателя сигналом – если тебя считают причастным к совершению преступления, вполне правомерно отказаться от свидетельств против самого себя, давая какие-либо объяснения по поводу изымаемой в рамках ОРМ «обследование помещений…» документации и информации, находящейся на электронных носителях.

Перечень должностных лиц, имеющих право издавать такие распоряжения, указан в моих ранних публикациях на эту тему, поэтому повторяться не будем.

Основанием для издания такого распоряжения является мотивированный рапорт, в котором указываются сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п.4.1. Приказа МВД России от 01.04.2014 № 199 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» (далее – «Инструкция»).

На рапорте, как основании для проведения ОРМ «обследование помещений…» следует остановиться подробнее, хотя бы в силу того, что рапорт, содержащий в себе сведения о готовящемся или совершенном преступлении, также является основанием и для возбуждения уголовного дела, что предусмотрено ст. 143 УПК РФ, при этом, такое сообщение должно исходить из иных источников, чем это указано в ст.ст.141 и 142 УПК РФ.

Напомню, что этими источниками являются:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Отсюда можно сделать вывод, источником, сообщившим о совершенном или готовящемся преступлении оперативному сотруднику, может быть, например, его негласный осведомитель (доверенное лицо или агент).

Поскольку документирование информации, полученной из этих источников является секретной и, практически никогда, не попадает в материалы уголовного дела, появляется самый широкий простор для фантазии оперативного сотрудника, самому себе пишущему агентурное сообщение, и тут же оформляющего его рапортом о полученной от «конфидента» информации, что, в свою очередь, является основанием для вынесения решения о проведении ОРМ – проект этого решения, к слову, оперативный сотрудник тоже готовит сам, что прямо предусмотрено п.3 Инструкции.

Итак, к нашему предпринимателю пришла группа очень серьезных и многозначительно сопящих оперативных сотрудников в сопровождении двух «представителей общественности», и, предъявив свои удостоверения (данные из которых я настоятельно советую переписать), распоряжение о проведении ОРМ «обследование помещений…» (копию снять обязательно), начинает процесс самого обследования (рекомендую снимать на видео), в ходе которого изымаются учредительные документы, договоры, бухгалтерская документация, компьютерная техника, и т.д.

Не надо мешать людям, тем более, что они с нетерпением ждут любой попытки сопротивления – уж тогда-то руки у них будут развязаны полностью, но и активно помогать не стоит; сказали открыть дверь в кабинет – откройте (а то взломают), сказали открыть сейф – откройте (иначе унесут с собой).

Нельзя давать им «расползаться» по помещениям без присмотра – пусть за каждым из них следует сотрудник организации, фиксируя каждое действие нежданного «визитера» на смартфон.

Не надо, в процессе «осмотра помещений…» указывать гостям на допущенные ими нарушения – прокомментировать, что-то вроде – это мой личный портфель, в котором находятся мои личные вещи – стоит, а вот, например, что во время работы компьютера его выключили путем выдергивания шнуров питания, не стоит – все потом, и в письменном виде…

Эмоции, в том числе, и их «выплеск», должны быть контролируемы.

По результатам ОРМ должен быть составлен протокол изъятия, в котором указывается перечень изъятой документации, иных предметов, включая компьютерную технику.

В протоколе нужно указать все свои замечания, которые не сделаны в устной форме, а были припасены именно «под занавес».

Если не были сделаны копии с документов или электронных носителей и не вручены руководителю организации, не стоит об этом напоминать, поскольку обязанность сделать копии и вручить их лицу, у которого производится изъятие, лежит на тех, кто это изъятие производит. Без напоминаний.

Отсчитываем 8 дней (пять – на вручение копий, и еще три – для сдачи на почту заказного письма с неврученными копиями) — п.18 Инструкции.

Ждем еще два-три дня, зная, как работает «Почта России», начинаем писать жалобы.

Во-первых, в жалобах обращаем внимание, что со дня регистрации в КУСП рапорта об обнаружении признаков преступления прошло 10 дней, а процессуального решения не принято, поскольку срок рассмотрения любого сообщения о совершенном преступлении составляет 3 дня, а продлить его до 10-ти суток вправе только руководитель следственного органа или начальник органа дознания, причем, только по мотивированному ходатайству соответственно следователя.

При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления (ч.3 ст. 144 УПК РФ).

В заключение дам рекомендацию, как следует поступать адвокату, к которому обратился предприниматель за юридической (особо подчеркну), помощью.

Раньше я начинал свою работу с опроса предпринимателя, но постепенно пришел к выводу, что в целях экономии времени гораздо эффективнее готовить письменное обращение руководителя организации с просьбой оказать эту помощь.

В обращении описываются обстоятельства, послужившие основанием для обращения к адвокату, и какую именно помощь надеется получить данная организация, или индивидуальный предприниматель.

Порядок проведения оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений» и изъятия при его проведении предметов, документов и материалов

08.10.2010
548

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 18 июля 2010 года вступил в силу Приказ МВД России от 30.03.2010 № 249 об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».

Право сотрудников органов внутренних дел проводить обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и изымать при его проведении предметы, документы и материалы предусмотрено статьями 6 и 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (далее – Закон об ОРД).

Между тем, до вступления в силу Приказа МВД РФ от 30.03.2010 № 249 порядка проведения этого оперативно-розыскного мероприятия не существовало. Таким образом, данный Приказ устраняет пробел в правовом регулировании порядка проведения оперативно-розыскного мероприятия, результаты которого могут быть использованы как при принятии решения о возбуждении уголовного дела, так и в качестве доказательств при его расследовании.

Основные положения Инструкции

Обследование проводится на основании распоряжения, вынесенного уполномоченным должностным лицом. Перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных издавать распоряжения о проведении обследования, также утвержден данным Приказом.

Комментарий «Пепеляев Групп»: Если распоряжение вынесено должностным лицом, не включенным в утвержденный перечень, то оно незаконно и не подлежит исполнению.

Из формы распоряжения на проведение обследования (Приложение № 1 к Инструкции) следует, что в распоряжении о проведении обследования должны быть указаны основания его вынесения, объекты подлежащие обследованию, и перечень сотрудников органов внутренних дел, которым поручено проведение данного мероприятия.

Комментарий «Пепеляев Групп»: Проводить обследование могут только те лица, которые уполномочены на это распоряжением, и только в отношении указанных в распоряжении объектов.
Распоряжение о проведении обследования должно быть предъявлено лицу (представителю лица), объекты которого подлежат обследованию, до его начала. Также ему должна быть вручена копия данного распоряжения (пункт 6 Инструкции).

Пункт 1 ст. 15 Закона об ОРД предусматривает, что если при проведении обследования изымаются документы, предметы и материалы, то лицом, проводящим обследование, должен составляться протокол изъятия в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства РФ. Инструкция, утвержденная Приказом МВД РФ от 30.03.2010 № 249, вводит ряд дополнительных правил проведения изъятия.

Так, изъятие документов и других предметов должно происходить в присутствии двух понятых (пункт 7 Инструкции), что соответствует требованиям уголовно-процессуального законодательства о порядке проведения обыска и выемки.

Пунктом 10 Инструкции устанавливается правило, что изъятию при проведении обследования подлежат только предметы, документы и материалы, имеющие непосредственное отношение к основаниям обследования, указанным в распоряжении на его проведение.

Комментарий «Пепеляев Групп»: Лицо (представитель лица), объекты которого подлежат обследованию, вправе требовать от проводящих его лиц исполнения данного правила, а в случае его неисполнения — обжаловать их действия.

В дополнение к обязанности лиц, проводящих изъятие документов, выдать их заверенные копии (ст.15 Закона об ОРД), Инструкция вводит положение (пункт 11), что при изъятии информации, находящейся на электронных носителях, лицу, у которого изымается данная информация, предоставляется возможность ее копирования.

Комментарий «Пепеляев Групп»: Данная норма поможет избежать проблем, связанных с изъятием информации, необходимой для деятельности организации.

Выводы и рекомендации

Существенный пробел в регулировании проведения обследования – отсутствие обязанности лиц, проводящих данное мероприятие, составлять протокол самого обследования: составление протокола предусмотрено только для фиксирования факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия.

Также можно отметить, что порядок обследования не предусматривает обязательного присутствия понятых и представителя лица, объекты которого подлежат обследованию.

Поскольку результаты обследования могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, мы рекомендуем организовать сопровождение лиц, проводящих данное мероприятие, представителями компании, и вести видеозапись.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:
в Москве – к Максиму Кошкину, Руководителю практики уголовно-правовой защиты бизнеса, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail; Александру Курилову, Адвокату, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail

в Санкт-Петербурге – к Сергею Спасеннову, Партнеру, руководителю Санкт-Петербургской практики, по тел.: (812) 333-07-17 либо по e-mail

§ 8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств — это ОРМ, заключающееся в непосредственном или опосредованном (с использованием технических средств) визуальном осмотре и изучении (исследовании) указанных объектов с целью выявления лиц, фактов и обстоятельств, имеющих значение для решения задач ОРД.
Рассматриваемое OPM предполагает проведение осмотра помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств лично должностным лицом OPO либо по его поручению (просьбе) конфидентом, должностным лицом, имеющим право вхождения на эти объекты или по роду деятельности связанным с такими объектами (сотрудник ДПС, сотрудники Государственной противопожарной службы, работники жилищно-эксплуатационных
организаций и др.), в целях обнаружения предметов, документов указывающих на признаки преступной деятельности, получения информации, необходимой для решения задач ОРД.
Обследование представляет собой определенный процесс, который включает в себя как осмотр объектов, так и отыскание орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, документов, веществ и других предметов, а также установление фактов, могущих иметь значение для осуществления ОРД и расследования уголовного дела. Рассматриваемое OPM с содержательной стороны может быть ограничено только осмотром указанных объектов.
Обследование может производиться и для обнаружения разыскиваемых лиц, трупов, обнаружения тайников, следов преступной деятельности.
Проведение рассматриваемого OPM законодатель связывает с ( конкретными объектами, которыми являются помещения, здания, сооружения, участки местности и транспортные средства.
Под помещением следует понимать часть жилого, административного, служебного, производственного строения, сооружения, предназначенная для размещения людей или материальных ценностей. Оно может быть как постоянным, так и временным (например, надувной ангар, брезентовый шатер, палатка), как стационарным, так и передвижным.
Под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные (используемые) для временного проживания (см. п. IO ст. 5 УПК и примечание к ст. 139 УК). Это могут быть частный дом, квартира, комната в гостинице или общежитии, дача, садовый домик, сборный домик, бытовка или иное временное сооружение, специально приспособленное и используемое в качестве жилья на строительстве железных дорог; ЛЭП и других сооружений, в изыскательских партиях, на охотничьих промыслах и т.п.
К жилищу не относятся надворные постройки, погреба, амбары, гаражи и другие помещения, отделенные от жилых построек и не используемые для проживания людей. К жилищу, даже временному, не могут быть отнесены купе поезда, каюта теплохода, поскольку поезд и теплоход являются транспортными средствами.
Здания и сооружения представляют собой возведенные объекты строительства, комплекс помещений различного назначения (хозяйственного, производственного, культурного, бытового и др.).
Под участками местности следует понимать земельные участки вне зависимости от форм собственности, назначения и использования.
К транспортным средствам относятся автомобили, трамваи и другие механические средства передвижения. Под таковыми понимаются троллейбусы, трактора, иные самоходные машины (грейдеры, бульдозеры,
скреперы, асфальтоукладчики и другие дорожные машины), мотоциклы и иные механические транспортные средства (мотоколяски, мопеды), снабженные двигателем внутреннего сгорания или электродвигателем, движение которых регулируется Правилами дорожного движения. К транспортным средствам следует отнести и суда воздушного, морского, речного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав.
Проведение обследования местности (осмотр и отыскание предметов) на приусадебных, садовых, огородных участках и др., т.е. на участках земли, находящихся в частном пользовании или владении, производится открыто, с согласия собственников или владельцев, либо негласно или зашифрованно. Судебного решения на проведение такого мероприятия не требуется. Прочая местность содержит, по существу, только один элемент обследования — осмотр. Лицо, его осуществляющее, вправе действовать по своему усмотрению, поставив в известность о своих намерениях представителей соответствующей администрации (при гласном обследовании) или без этого (при негласном).
Обследование транспортных средств заключается в их осмотре снаружи и изнутри (например, салона автомобиля, его кузова, днища, кабины и др.). Осмотру могут быть подвергнуты дверцы, моторная часть, шины, стенки кузова и салона, номерные детали и др. Может быть обследован имеющийся в транспортном средстве груз и иные предметы. Объекты (места) осмотра определяются исходя из целей обследования, характера отыскиваемых предметов и т.д.
Обследование помещений, зданий, сооружений заключается, как правило, в осмотре их внутренней части на предмет обнаружения отыскиваемых предметов, веществ и (или) следов.
Если обследование материального объекта не влечет ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина, то оно проводится без санкции судьи на основании ведомственного нормативного правового акта соответствующего субъекта ОРД.
В случае же, если условия обследования влекут ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина (обследование жилища), различают две группы условий: общеобязательные и условия, характерные для экстренного обследования. Общеобязательными условиями проведения обследования являются наличие судебного решения (ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД), специальной информации (ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД), документально оформленного задания ОРО. Условиями же экстренного обследования жилища являются: во-первых, наличие случая, который не терпит отлагательства и может привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, или данных о событиях и действиях, создающих угрозу безопасности РФ, а также мотивированного постановления руководителя ОРО; во-вторых, обязательное уведомление суда (судьи) о проведенном
OPM в течение 24 часов; в-третьих, в течение 48 часов с момента начала OPM получение судебного решения о проведении обследования органом, проводящим его.
Конституционный Суд РФ в своем Определении от 18 декабря 2003 г. по жалобе гр. А. В. Чумакова сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой ст. 8 ФЗ об ОРД, как не предусматривающая возможность проведения оперативного осмотра жилого помещения в целях задержания разыскиваемого лица без судебного решения, не нарушает права граждан.
He является нарушением неприкосновенности жилища проведение рассматриваемого ОРМ, сопряженное с вхождением в него с согласия хотя бы одного из проживающих в нем лиц либо в их отсутствие с разрешения и в присутствии администрации гостиницы, санатория, дома отдыха, пансионата, кемпинга, туристской базы, другого подобного учреждения, если такие OPM не связаны с отысканием, осмотром вещей, имущества, принадлежащего лицам, постоянно или временно в них проживающим, и если вхождение в помещение в их отсутствие представителей администрации предусмотрено правилами пребывания (проживания, внутреннего распорядка) или условиями договора (уборка помещения, ремонт сантехнического оборудования и др.).
В случае обнаружения во время проведения OPM предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота, принимаются меры к их сохранности до проведения гласных мероприятий по их изъятию либо по негласному контролю за их перемещением, распространением. При необходимости могут быть взяты образцы (пробы) обнаруженных предметов, средств или веществ. Момент проведения гласных мероприятий по изъятию таких предметов и веществ может определяться исходя из фактических обстоятельств, объективной необходимости, тактических соображений, возможностей контроля за распространением предметов (веществ), установления их принадлежности конкретным лицам или определения лиц, причастных к совершению преступления.
Проведение гласных мероприятий, уголовно-процессуальных и иных мер не может быть отложено по времени в случаях обнаружения бомб, снарядов, мин, взрывчатых веществ, взрывных устройств, а также радиоактивных, химических и других предметов, представляющих опасность для окружающих.
Во время проведения рассматриваемого OPM допускаются применение фото-, видео- или копировальной аппаратуры, пометка предметов, установка химических ловушек или иных средств, способствующих следообразованию.
Широкие возможности для проведения данного OPM предоставляет Закон РФ «О милиции».
Пункт 18 ст. 11 Закона исчерпывающе предусматривает следующие четыре случая, позволяющие беспрепятственно входить в жи- чые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их: при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений; при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление; при наличии достаточных данных полагать, что там произошел несчастный случай; для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, шидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.
Аналогичные права предоставлены сотрудникам органов ФСБ. В соответствии с п. 3 ст. 13 ФЗ о ФСБ они могут беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, дознание и предварительное следствие по которому отнесены законодательством РФ к ведению органов ФСБ, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении указанных преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы ФСБ уведомляют прокурора к течение 24 часов.
Основания подозревать граждан в совершении преступления с ледует формулировать применительно к основаниям доставления и милицию лиц, подозреваемых в совершении преступлений, установленным ст. 91 УПК:
а) когда лицо застигнуто в момент совершения преступления или непосредственно после его совершения;
б) когда очевидцы и потерпевшие прямо укажут на конкретное лицо как на совершившее преступление;
в) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
Сотрудник милиции или органа ФСБ может обнаружить и иные признаки, позволяющие подозревать лицо в совершении преступления (например, сходство того или иного лица по приметам с разыскиваемым преступником и т.п.).
Преследовать — означает следовать, гнаться за кем-либо с целью поимки. Сотрудник милиции и органов ФСБ может преследовать подозре
ваемое лицо, если оно, например, застигнуто при совершении преступления (либо на него как на совершившее преступление прямо указали потерпевшие или очевидцы) и на глазах оперативника пытается скрыться. Преследование будет и в том случае, если, скажем, лицо, имея, по мнению сотрудника милиции и органов ФСБ, несомненное сходство по приметам с разыскиваемым преступником, внезапно, увидев оперативника, пытается от него убежать. Период непосредственного преследования продолжается в подобных случаях до тех пор, пока оперативник не задержал или окончательно не потерял такое лицо из виду.
Под беспрепятственным вхождением прежде всего понимается проникновение без разрешения (согласия) граждан (владельцев помещений или участков), руководителей или иных представителей организаций в любое время суток вне зависимости от присутствия собственников или руководителей.
Беспрепятственное вхождение — это вхождение, несмотря на препятствия в виде стен, дверей, замков, запоров, оконных рам, стекол, животных, противодействия людей и т.д. При необходимости, в исключительных случаях, когда нет других возможностей войти, эти препятствия могут быть преодолены, т.е. устранены как с применением силовых мер по отношению к животным и людям (например, оттеснение лиц, пытающихся воспрепятствовать вхождению), так и путем повреждения или взламывания (вскрытия) стен, дверей, замков, запоров, решеток, оконных рам, разбития стекол и т.д.
Употребленный в Законе РФ «О милиции» и ФЗ о ФСБ термин «входить» имеет широкий смысл. Речь идет о проникновении в помещение любым обусловленным создавшейся ситуацией способом.
Формы проникновения могут быть различными: вхождение как таковое, проникновение с использованием специальных приспособлений, технических или транспортных средств, в том числе с использованием средств разрушения преград в соответствии с пп. 4 и 6 ч. I ст. 14 Закона РФ «О милиции» и т.д.
В случае необходимости проникновение может происходить не только через двери, но и через окна, стены, заборы, подвалы, чердаки, ды- .. моходы, канализационные, вентиляционные и иные системы, по земле, воздуху и любым иным способом.
Пункт 25 ст. 11 Закона РФ «О милиции» содержит право милиции при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, беспрепятственно входить: в помещения, занимаемые организациями независимо от подчиненности и форм собственности (кроме иностранных дипломатических представительств и помещений консульских учреждений иностранных государств, которые используются исключительно для работы консульских учреждений); в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства.
В соответствии с этим же пунктом милиция имеет право проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц, а при отсутствии таковых — с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества.
Осмотр как мера административного принуждения достаточно подробно урегулирована ст. 27.8 КоАП.
Осмотр оформляется протоколом осмотра, производится в присутствии собственника или лица, которое представляет интересы собственника, — продавца, бухгалтера, кладовщика. Для установления факта и доказательств правонарушения, законности действий должностных лиц присутствие понятых необходимо на протяжении всей процедуры осмотра — с начала предъявления требования о его проведении и до окончания изъятия вещей и документов. В исключительных случаях для участия в осмотре приглашаются представители органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.
В протоколе осмотра указываются дата, место его составления, дол- ¦ жность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения
о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе (юридический и фактический адрес, полные установочные данные предпринимателя или представителя юридического лица, номер и дата выдачи свидетельства частного предпринимателя или устава юридического лица), сведения об осмотренных территориях и помещениях, о количестве, виде, размерах обнаруженных вещей с указанием их идентификационных признаков (применительно к алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, — серия, номер акцизных марок, дата розлива, данные об изготовителе). Если в результате осмотра изымаются вещи, документы, опечатываются помещения либо приостанавливается деятельность предприятия, копия протокола вручается предпринимателю или представителю юридического лица, о чем он ставит свою подпись в протоколе осмотра. В случае необходимости в целях закрепления факта совершения правонарушения (например, изготовления пищевых продуктов без соответствующего разрешения) применяются фотосъемка, видеозапись, иные способы фиксации вещественных доказательств.
При отказе собственника или уполномоченного им лица от подписания протокола в нем делается запись об этом.
Пункт 23 ст. 11 Закона РФ «О милиции» регулирует право милиции осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях.
Понятие осмотра и порядок его осуществления в законодательстве не определены. Тем не менее право сотрудников милиции производить различные виды осмотра помимо уголовно-процессуального, оперативно-розыскного законодательства и Закона РФ «О милиции» закреплено в Положении о Государственной инспекции безопасности дорожного
движения, Положении о вневедомственной охране при органах внутренних дел, Наставлении по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, Уставе патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности и других нормативных актах.
Их анализ позволяет сделать вывод о том, что под осмотром следует понимать действия уполномоченных должностных лиц по визуальному обследованию участков местности, зданий, сооружений, транспортных средств и других объектов в целях обнаружения признаков противоправных действий и других фактических данных, необходимых для предотвращения и пресечения правонарушений, предупреждения дорожнотранспортных происшествий (ДТП), а также выполнения иных обязанностей, возложенных на милицию.
При осмотре транспортных средств и грузов сотрудники милиции проверяют документы, необходимые для эксплуатации транспортных средств и перевозки груза, выявляют очевидные технические неисправности транспортных средств, осуществляют сбор данных, изобличающих конкретных лиц в совершении ДТП, а также доказательств причастности осматриваемого транспортного средства к ДТП. Осмотр осуществляется с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы.
Водителем транспортного средства является лицо, управляющее каким-либо транспортным средством. К водителю приравниваются обучающее вождению лицо и другие лица, перечень которых определен п. 1.2 Правил дорожного движения.
Лицами, сопровождающими груз, могут быть водители, экспедиторы, охранники, собственники имущества, а также другие лица, осуществляющие его сопровождение.
Во время осмотра транспортных средств и грузов сотрудник милиции выясняет законность и правильность оформления необходимых документов. В случае возникновения подозрения в том, что транспорт используется в противоправных целях, сотрудник милиции вправе произвести его досмотр.
Под досмотром понимаются административно-процессуальные действия сотрудников милиции, осуществляемые в случаях и порядке, установленных ФЗ, и состоящие в отыскании и принудительном изъятии орудий правонарушения, а также предметов и ценностей, добытых противоправным путем, которые могут иметь доказательственное значение по делу об административном правонарушении или уголовному делу.
Досмотр может производиться также для обнаружения разыскиваемых лиц.
Цель досмотра также может состоять не в том, чтобы что-то «найти», а в том, чтобы «проверить», т.е. убедиться в отсутствии чего-либо, например оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и др. В случае обнаружения сотрудник милиции вправе изъять указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения.
Порядок осуществления досмотра регламентирован сг. 27.7—27.9 КоАП и другими нормативными актами. В соответствии с ними досмотр оформляется составлением протокола либо соответствующей записью в протоколе об административном правонарушении или об администра-
тивном задержании. В необходимых случаях его производство обеспечивается применением силы.
При проведении досмотра сотрудник милиции имеет право требовать от граждан и должностных лиц обеспечить свободный доступ к моторному отсеку, в кабину водителя, пассажирский салон, к багажному отделению и другим частям транспортного средства, а также местам для размещения перевозимых грузов. Обнаруженные в процессе досмотра вещи или предметы, свидетельствующие о противоправных действиях, лица, подозреваемые в их совершении, доставляются в дежурную часть ОВД, куда передаются также все материалы о выявленном правонарушении.
Рассматриваемое OPM может быть весьма эффективно в сочетании с такими формами таможенного контроля, как осмотр и досмотр транспортных средств (ст. 371 и 372 TK) и осмотр помещений и территорий (ст. 375 TK).
Осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных TK. Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных TK, для проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки.
Осмотр помещений и территорий может также проводиться таможенными органами в пункте пропуска через Государственную границу РФ, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы, а также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию РФ с нарушением порядка, предусмотренного TK, для проверки такой информации.
Осмотр помещений и территорий проводится при предъявлении предписания, подписанного начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, и служебного удостоверения.
В случае отказа обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов в помещения и на территории они вправе входить в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых, за исключением случаев, когда ФЗ установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты.
Обо всех случаях вхождения в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов.
Осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более одного дня.
По результатам осмотра составляется акт по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр указанного акта вручается лицу, чьи помещения или территории осматривались.
Результаты негласного обследования помещений, другого объекта документируются в виде справки оперативного работника. В справке отмечается: что удалось обнаружить при обследовании — зафиксированные с помощью оперативно-технических средств признаки (или явные следы) преступления и другие обстоятельства, имеющие значение ддя обнаружения и раскрытия преступления; использование видео- и аудиозаписей, кино- и фотосъемки; применение специальных химических веществ (меточных средств); предметы и документы, изъятые при наличии оснований, предусмотренных п. I ч. I ст. 15 ФЗ об ОРД. Сама справка не может быть использована в уголовно-процессуальном доказывании как «иной документ» в том значении, которое придает этому понятию ст. 84 УПК. Что же касается данных, зафиксированных в технических носителях информации, то теория и практика уголовного процесса не исключают возможности их преобразования в доказательства при соблюдении соответствующих требований как УПК, так и ФЗ об ОРД.
Вопрос о возможности использования результатов обследования жилища в уголовно-процессуальном доказывании может возникнуть только в случае получения криминально значимых данных с помощью применения кино-, видеозаписи, других технических средств или в результате изъятия предметов (документов).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *