Обязанности и ответственность работников образовательной организации

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ

Часть 1 статьи 21

Работник имеет право на:

  • заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  • предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
  • рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
  • своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
  • отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
  • полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
  • подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  • объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
  • участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
  • ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
  • защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
  • разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  • возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  • обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Части 3 – 10 статьи 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации»

3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

  • свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
  • свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
  • право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
  • право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
  • право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
  • право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
  • право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;
  • право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;
  • право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
  • право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
  • право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
  • право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

  • право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
  • право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
  • право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
  • право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке го сударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
  • право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
  • иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.
10. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»

Пункт 6 статьи 4 «Научный работник, специалист научной организации и работник сферы научного обслуживания. Общественные объединения научных работников»
6. Научный работник имеет право на:

  • признание его автором научных и (или) научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • получение в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов от реализации научных и (или) научно-технических результатов, автором которых он является;
  • объективную оценку своей научной и (или) научно-технической деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу;
  • осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации;
  • подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях и симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;
  • участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации;
  • подачу заявок на участие в международном научном и научно-техническом сотрудничестве (стажировки, командировки, публикации научных и (или) научно-технических результатов за пределами территории Российской Федерации);
  • доступ к информации о научных и научно-технических результатах, если она не содержит сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;
  • публикацию в открытой печати научных и (или) научно-технических результатов, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;
  • мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую среду;
  • дополнительное профессиональное образование.

Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», утвержденный Постановлением Правительства России от 31.12.2010 № 1241

Пункт 99
99. Работники Санкт-Петербургского университета имеют право:

  • избирать и быть избранными в состав органов управления Санкт-Петербургского университета;
  • участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности Санкт-Петербургского университета;
  • пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, спортивных сооружений, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых и других структурных подразделений Санкт-Петербургского университета в соответствии с коллективным договором и иными локальными актами Санкт-Петербургского университета;
  • обжаловать приказы и распоряжения должностных лиц Санкт-Петербургского университета в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • пользоваться иными правами в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим уставом, правилами внутреннего распорядка, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными актами Санкт-Петербургского университета, трудовыми договорами и должностными инструкциями.

Локальные акты федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет»

Любой научно-педагогический работник имеет право:

  • претендовать на установление стипендии для обучения детей в СПбГУ на договорной основе по любой образовательной программе (Приказ СПбГУ от 30.07.2012 № 3359/1);
  • в случае несогласия с решением учебно-методической и научной комиссии каждый научно-педагогический работник вправе предложить начальнику Учебно-методического управления, проректору по научной работе провести внешнюю экспертизу учебно-методических материалов или научной работы (Приказ СПбГУ от 05.07.2013 № 2471/1);
  • самовыдвижения в состав ученого совета факультета, Университета (Приказ СПбГУ от 24.10.2012 № 4565/1);
  • самовыдвижения в состав учебно-методической и научной комиссий любого(!) факультета (Приказ СПбГУ от 18.11.2013 № 4227/1);
  • на свободный выбор тем научных исследований и использование научного оборудования СПбГУ в этих целях при условии регистрации в системе ИАС НИД темы научного исследования (Приказ СПбГУ от 05.07.2013 № 2473/1).
  • на получение информации о повестке заседания Ученого совета Университета и материалах заседания, в том числе подробной информации об участниках конкурса на должности научно-педагогических работников: о количестве и перечне их публикаций, индексируемых в Web of Science; количестве выигранных за последние годы грантов и размере этих грантов и т. д. (Приказ СПбГУ от 05.07.2013 № 2476/1);
  • участвовать в университетских конкурсах (в случае соответствия требованиям, предъявляемым к участникам конкурса):
  • на проведение научных и учебно-методических конференций за счет СПбГУ (распоряжение СПбГУ от 14.11.2012 № 460, см. мероприятие 8 «Объявление о проведении конкурсного отбора заявок на организационное и материально-техническое обеспечение выполнения НИР на 2013 год»):
  • на получение тревел-грантов (распоряжение СПбГУ от 14.11.2012 № 460, см. мероприятие 6 «Объявление о проведении конкурсного отбора заявок на организационное и материально-техническое обеспечение выполнения НИР на 2013 год»);
  • на приглашение постдоков (Приказ СПбГУ от 30.04.2013 № 1598/1);
  • на получение доплат за публикационную активность (Приказ СПбГУ от 26.10.2012 № 4591/1).

Часть 2 статьи 21
Работник обязан:

  • добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
  • соблюдать трудовую дисциплину;
  • выполнять установленные нормы труда;
  • соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
  • бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
  • незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

Части 1 – 3 статьи 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников»
1. Педагогические работники обязаны:

  • осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
  • соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
  • уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
  • развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
  • применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
  • учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
  • систематически повышать свой профессиональный уровень;
  • проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
  • проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
  • проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
  • соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Пункт 7 статьи 4 «Научный работник, специалист научной организации и работник сферы научного обслуживания. Общественные объединения научных работников»
7. Научный работник обязан:
осуществлять научную, научно-техническую деятельности и (или) экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей среде;
объективно осуществлять экспертизы представленных ему научных и научно-технических программ и проектов, научных и (или) научно-технических результатов и экспериментальных разработок.

Пункт 100
100. Работники Санкт-Петербургского университета обязаны:
а) соблюдать законодательство Российской Федерации, настоящий устав, правила внутреннего распорядка, правила внутреннего трудового распорядка, локальные акты Санкт-Петербургского университета;
б) добросовестно исполнять трудовые обязанности в соответствии с трудовыми договорами и должностными инструкциями и требования по охране труда и технике безопасности;
в) поддерживать порядок и дисциплину в Санкт-Петербургском университете, бережно относиться к имуществу Санкт-Петербургского университета;
г) своевременно ставить в известность должностных лиц Санкт-Петербургского университета о невозможности по уважительным причинам выполнять возложенные на них обязанности;
д) соблюдать конфиденциальность персональных данных, а также конфиденциальность иной информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации;
е) в письменной форме уведомлять непосредственного руководителя или иное определенное локальными актами Санкт-Петербургского университета лицо о получении в связи с выполнением трудовых обязанностей или конкретного задания Санкт-Петербургского университета результата, в отношении которого возможна правовая охрана (служебного объекта интеллектуальной собственности);
ж) следовать нравственным и культурным традициям Санкт-Петербургского университета, общепринятым моральным, нравственным и этическим нормам, бережно относиться к духовным ценностям;
з) использовать разработанные в Санкт-Петербургском университете методики преподавания, не обнародованные для всеобщего сведения, только при осуществлении учебной деятельности в Санкт-Петербургском университете;
и) выполнять иные обязанности в соответствии с локальными актами Санкт-Петербургского университета.

Раздел 3 «Основные обязанности работников»
3.1. Все категории работников Университета обязаны:
3.1.1. Выполнять обязанности, закреплённые в трудовом законодательстве, законодательстве об образовании, о науке, об интеллектуальной собственности, в Уставе Университета, настоящих Правилах, в иных локальных нормативных актах Университета, в должностных инструкциях, в трудовом договоре.
3.1.2. Работать честно и добросовестно, соблюдать дисциплину труда — основу порядка в Университете, своевременно и точно исполнять распоряжения работодателя, использовать всё рабочее время для производительного труда.
3.1.3. Соблюдать правила техники безопасности, пожарной безопасности, требования по охране труда, производственной и санитарной гигиене труда и противопожарной охране, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями.
3.1.4. Незамедлительно сообщать должностным лицам Университета либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества Университета, а также об иных обстоятельствах, препятствующих или затрудняющих нормальную работу (авария, другие чрезвычайные ситуации), и принимать необходимые меры к их устранению.
3.1.5. Соблюдать все предусмотренные законом права Университета в отношении охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации Университета, производимых им товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.
3.1.6. Содержать рабочее оборудование, технику и приспособления в исправном состоянии, поддерживать чистоту на своём рабочем месте, соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов.
3.1.7. Беречь имущество Университета, эффективно использовать оборудование и технику, бережно относиться к инструментам, измерительным приборам, спецодежде и другим предметам, выдаваемым в пользование работникам. Экономно и рационально расходовать сырьё, материалы, энергию, топливо и другие материальные ресурсы.
3.1.8. В случае причинения Университету материального ущерба в процессе или в связи с осуществлением трудовой деятельности работник привлекается к материальной ответственности в порядке, предусмотренном трудовым законодательством. В иных случаях ущерб возмещается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
3.1.9. Соблюдать установленный в Университете пропускной режим, в том числе не передавать свой пропуск, включая пропуск на электронно-магнитной основе (удостоверение) другим лицам и не пользоваться пропуском (удостоверением), выданным другому лицу.
3.1.10. Вести себя достойно, воздерживаться от действий, мешающих другим работникам выполнять их трудовые обязанности, следовать общепринятым в Университете нравственным и этическим нормам, соблюдать Кодекс универсанта Университета, заботиться о деловой репутации Университета, соблюдать высокий уровень культуры общения.
3.1.11. Заботиться о сохранении и приумножении авторитета Университета.
3.2. Научно-педагогические работники Университета обязаны также:
3.2.1. Выполнять учебную, научно-исследовательскую, учебно-методическую, экспертную, а также лечебно-профилактическую работу, контролировать самостоятельную учебную и научную работу обучающихся.
3.2.2. Контролировать в процессе проведения занятий (мероприятий внеучебного характера) соблюдение обучающимися правил охраны труда, техники безопасности на занятиях и пожарной безопасности.
3.2.3. Контролировать в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся при проведении учебных (практических) занятий или выполнении лабораторных работ внешнее состояние и исправность (соответствие требованиям правил эксплуатации) оборудования и инвентаря, используемых в процессе указанной деятельности.
3.2.4. Обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процесса, экспертной, учебно-методической, лечебно-профилактической работы, способствующую приобретению глубоких знаний обучающимися.
3.2.5. Формировать у обучающихся профессиональные компетенции по избранному направлению подготовки (специальности).
3.2.6. Развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности.
3.2.7. Соблюдать нормы профессиональной этики научно-педагогических работников Санкт-Петербургского государственного университета.
3.3. Научно-педагогические и медицинские работники Университета обязаны постоянно повышать свой профессиональный и общекультурный уровень, не реже одного раза в пять лет повышать свою квалификацию в установленных в Университете формах.
3.4. Работники, занимающие должности инженерно-технического, административно- управленческого, административно-хозяйственного, производственного, учебно- вспомогательного, медицинского и иного персонала, обязаны также:
3.4.1. Своевременно и тщательно выполнять работу, обусловленную трудовым договором, нормативными актами, регламентирующими объем, сроки и качество выполняемой работы (в том числе, нормы выработки и нормированные производственные задания).
3.4.2. Обеспечивать надлежащее качество работы, не допускать упущений в работе, добросовестно относиться к своим трудовым обязанностям, соблюдать трудовую дисциплину.
3.4.3. Принимать меры к немедленному устранению причин и условий, препятствующих или затрудняющих нормальное производство работы (простой, авария), и немедленно сообщать о случившемся должностным лицам университета или непосредственному руководителю.
3.5. Порядок и условия пользования работниками Научной библиотекой им. М. Горького, информационными фондами, спортивными сооружениями Университета, а также ответственность за нарушения указанных порядка и условий устанавливается Правилами пользования Научной библиотекой им. М. Горького, утверждаемыми Ректором или иным уполномоченным Ректором должностным лицом, иными локальными нормативными актами Университета.

Директору МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № _____ г. _____

от: _________Ф.И.О.________________
адрес: _____________________________

тел. _____________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

о нарушении норм педагогической этики

Мой сын — ________________________, является учеником 6 «__» класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № ___ г. _________».

«___» ______ 201__г. мой сын пришел домой и сказал, что классный руководитель назвала его «нищим, которому не место в нормальной школе». Причиной таким действиям педагога стало отсутствие у моего сына новой тетради по математике (прежняя тетрадь закончилась).

Мы с сыном проживаем одни. С его отцом разведены, алиментов он не выплачивает. И часто бывают ситуации, когда у нас не хватает денежных средств на приобретение отдельных школьных принадлежностей. Но в данной ситуации сын по невнимательности забыл новую тетрадь дома.

На протяжении последних месяцев классный руководитель 6 «__» класса – ______________ негативно настроена по отношению к моему сыну.

Полагаю, что наше финансовое положение это не является основанием для унижения моего сына. После таких слов педагога он отказывается посещать школу.

Согласно ст. 48 Федерального закон «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, а также уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Полагаю, что подобные действия педагога являются недопустимыми, поскольку нарушают нормы педагогической этики, и требуют вмешательства в ситуацию со стороны администрации школы.

На основании изложенного, —

ТРЕБУЮ:

КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГОВ
муниципального казенного общеобразовательного учреждения

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Данный Кодекс профессиональной этики педагогов (далее – КПЭП) – документ, разработанный с целью создания корпоративной культуры в школе, улучшения имиджа учреждения, оптимизации взаимодействия с внешней средой и внутри нашей школы, совершенствования управленческой структуры, т.е. обеспечения устойчивого развития в условиях современных перемен.

2. Кодекс – это свод основных морально-этических норм и правил социального поведения, следуя которым мы укрепляем высокую репутацию школы, поддерживая ее авторитет и продолжаем традиции предшествующих поколений учителей и учащихся.

3. Кодекс определяет основные принципы совместной жизнедеятельности учащихся, учителей и сотрудников школы, которые должны включать уважительное, вежливое и заботливое отношения друг к другу и к окружающим, аспекты сотрудничества и ответственности за функционирование школы.

4. Школа обязана создать необходимые условия для полной реализации положений Кодекса.

5. Изменения и дополнения в Кодекс могут вноситься по инициативе как отдельных практических педагогов, так и иных служб (Совета школы, Администрации) образовательного учреждения; изменения и дополнения утверждаются Комиссией по этике.

6. Кодекс является документом, открытым для ознакомления всех участников учебно-воспитательного процесса (детей, родителей, педагогов). Содержание Кодекса доводится до сведения педагогов на педсовете, родителей – на родительских собраниях, детей – на классных часах. Вновь прибывшие обязательно знакомятся с данным документом.

7. Нормами КПЭП руководствуются педагоги и все сотрудники школы, работающие с детьми.

8. Данный Кодекс определяет основные нормы профессиональной этики, которые:

— регулируют отношения между педагогами и их учащимися, а также другими членами общественности образовательного учреждения;
— защищают их человеческую ценность и достоинство;
— поддерживают качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;
— создают культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

1.Предмет регулирования

1.1. Кодекс регулирует социальные нормы (правила поведения) педагога, которых он придерживается в школе в течение всего учебного процесса, а также во время проведений школьных мероприятий.

1.2. Кодекс способствует созданию таких условий и обстановки для работы, при которых педагог сможет совершенствоваться, выработать новые навыки, иметь здоровую рабочую атмосферу.

1.3. Администрация школы обязана ознакомить с Кодексом всех учителей, учащихся и родителей.

2.Цель Этического Кодекса Педагога

2.1. Целью Кодекса является внедрение единых правил поведения.

2.2. Кодекс способствует тому, чтобы педагог сам управлял своим поведением, способствует дисциплине и взаимному уважению, а также установлению в школе благоприятной и безопасной обстановки.

3.Сфера регулирования

3.1. Кодекс распространяется на всех педагогов школы.

3.2. Совет школы, Администрация школы, Комиссия по этике, учителя и другие сотрудники школы, родители способствуют соблюдению этого Кодекса.

4.Источники и принципы педагогической этики

4.1 Нормы педагогической этики устанавливаются на основании норм культуры, традиций советско-российской школы, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации, а также на основании Положений прав человека и прав ребенка.

4.2 Основу норм КПЭП составляют следующие основные принципы: человечность, справедливость, профессионализм, ответственность, терпимость, демократичность, партнерство и солидарность.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НОРМЫ

1. Личность педагога

1.1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
1.2. Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.
1.3.Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.

2. Ответственность

2.1. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы – образования подрастающего поколения.
2.2. Педагог несет ответственность за физическое, интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие детей, оставленных под его присмотром.
2.3. Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.

3. Авторитет, честь, репутация

3.1. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.
3.2. Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.
3.3. В общении со своими учениками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета.
3.4. Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих учениках.
3.5. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.
3.6. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен наносить ущерб престижу профессии, извращать его отношения с учениками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.
3.7. Педагог дорожит своей репутацией.

ГЛАВА 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛИЦАМИ

1. Общение педагога с учениками

1.1. Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.
1.2. В первую очередь, педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к ученику позитивна, является стержнем профессиональной этики учителя и основой его саморазвития. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания
1.3. Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его учениках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, инициативность, ответственность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
1.4. При оценке поведения и достижений своих учеников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.
1.5. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.
1.6. При оценке достижений учеников в баллах педагог стремится к объективности и справедливости. Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости и исправление ошибок учащихся во время письменных работ и контрольных проверок.
1.7. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения.
1.8. Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему учеником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
1.9. Педагог не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может использовать своих учеников, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.
1.10. Педагог не имеет права требовать от своего ученика вознаграждения за свою работу, в том числе и дополнительную. Если педагог занимается частной практикой, условия вознаграждения за труд должны быть согласованы в начале работы и закреплены договором.
1.11. Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих воспитанников. Он не имеет права навязывать ученикам свои взгляды, иначе как путем дискуссии.

2. Общение между педагогами

2.1. Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии учеников или других лиц.
2.2. Педагог как образец культурного человека всегда обязан приветствовать (здороваться) со своим коллегой, проявление иного поведения может рассматриваться как неуважение (пренебрежения) к коллеге. Пренебрежительное отношение недопустимо.
2.3. Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению. Если же педагоги не могут придти к общему решению (согласию) в возникшей ситуации, то одна из сторон имеет права направить в Комиссию по этике просьбу помочь разобрать данную ситуацию, и Комиссия сама уже принимает решение о необходимости информирования о ситуации руководителя или же нет.

2.4. Педагоги школы стараются избегать конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
2.5. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в школе между педагогам и высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза. В школе не должно быть места сплетням.
Сотрудники школы при возникших конфликтах не имеют права обсуждать рабочие моменты и переходить на личности с указанием должностных полномочий, обсуждать жизнь школы за пределами ОУ, в том числе и в социальных сетях Интернет (доп. документ о неразглашении конфиденциальной информации).
Если оное будет выявлено членами Комиссии по этике или же другими сотрудниками школы, а также учениками, то Комиссия имеет право вызвать на Особый педсовет «нарушителя» (педагога, учащегося, сотрудника, родителя), уличенного в этом противоправном действии и привлечь его к определенной дисциплинарной ответственности (выговор).
2.6. Вполне допустимо и даже приветствуется положительные отзывы, комментарии и местами даже реклама педагогов о школе за пределами учебного заведении, а именно выступая на научно-практических конференциях, научных заседаниях, мастер-классах, который педагог вправе проводить, участвовать за пределами школы.
2.7. Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях выявления преступной деятельности.
Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она обязана быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.
Решение об обнародовании критики принимается большинством голосов членов Комиссии по этике, без согласования с руководителем.
2.8. Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга. Если же подобное станет известно Комиссии по этике, то она имеет право начать расследование по выявлению прикрытых ошибок, проступков и т.д.

3. Взаимоотношения с администрацией

3.1. Школа базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости.
Администрация школы делает все возможное для полного раскрытия способностей и умений педагога как основного субъекта образовательной деятельности.
3.2. В школе соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет руководитель структурного подразделения школы и Комиссия по этике.
3.3. Администрация школы терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.
3.4. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия.
3.5. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанную с выполнением им своих трудовых обязанностей.
3.6. Оценки и решения руководителя структурного подразделения должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогов.
3.7. Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы ОУ. Администрация не имеет права скрывать или тенденциозно извращать информацию, могущую повлиять на карьеру педагога и на качество его труда. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
3.8. Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе мешают образовательному учреждению выполнять свои непосредственные функции.
Если затянувшиеся конфликты не могу быть пресечены, то Комиссия по этике имеет право созыва «экстренного педсовета», на котором разбирается данная ситуация и выносится на открытое голосование вопрос об отстранении данного учителя, классного руководителя.
За руководителем подразделения остается окончательное право в принятии решения в разрешении возникшего конфликта, но Комиссия по этике может рекомендовать (аргументировано, на основании полученных доказательств) Педсовету и руководителю о принятии какого-либо решения, которое было принято коллегиально членами Комиссии, также руководитель, вне зависимости от решения Педсовета и рекомендации Комиссии, имеет право наложить вето.
3.9. Педагоги школы уважительно относятся к администрации, соблюдают субординацию и при возникновении конфликта с администрацией пытаются его разрешить с соблюдением этических норм. Если же иное не получается по каким-либо причинам, то конфликт разбирается Комиссией по этике.
3.10. В случае выявления преступной деятельности педагога(ов) и ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики руководитель структурного подразделения школы должен принять решение единолично или при необходимости привлечь Комиссию по этике для принятия кардинального решения (действий) по отношению к нарушителям.

4. Отношения с родителями и опекунами учеников

4.1.Консультация родителей по проблемам воспитания детей – важнейшая часть деятельности педагога. Он устраняет причины конфликтов на основе этических принципов.
4.2.Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.
4.3. Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учащихся; не имеют права побуждать родительские комитеты организовывать для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.
4.4. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
4.5. На отношения педагогов с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или опекунами школе.

5. Взаимоотношения с обществом

5.1. Педагог является не только учителем, тренером и воспитателем детей, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным человеком.
5.2.Педагог старается внести свой вклад в корректное взаимодействие всех групп сообщества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает распрей, конфликтов, ссор. Он более других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, знает способы их решения.
5.3 Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль, избегает подчеркнутой исключительности, однако также не склонен и к тому, чтобы приспособленчески опуститься до какого-либо окружения и слиться с ним.

6. Академическая свобода и свобода слова

6.1. Педагог имеет право пользоваться различными источниками информации.
6.2. При отборе и передаче информации учащимся педагог соблюдает принципы объективности, пригодности и пристойности. Тенденциозное извращение информации или изменение ее авторства недопустимо.
6.3. Педагог может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной деятельности и создавать новые методы воспитания, если они с профессиональной точки зрения пригодны, ответственны и пристойны.
6.4. Педагог имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое мнение о школьной, региональной или государственной политике в сфере просвещения, а также о действиях участников образовательного процесса, однако его утверждения не могут быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.
6.5. Педагог не имеет права обнародовать конфиденциальную служебную информацию.

7. Использование информационных ресурсов

7.1. Педагоги и административные работники должны бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Они не имеют права использовать имущество школы (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд. Случаи, в которых педагогам разрешается пользоваться вещами и рабочим временем, должны регламентироваться правилами сохранности имущества учреждения.

8. Личные интересы и самоотвод

8.1. Педагог и руководитель подразделения школы объективен и бескорыстен. Его служебные решения не подчиняются собственным интересам, а также личным интересам членов семьи, родственников и друзей.
8.2 .Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы, обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.
8.3. Педагог не может представлять свое учреждение в судебном споре с другим учреждением, предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен сообщить главе администрации и лицам, рассматривающим данное дело.

9. Благотворительность и меценатство

9.1. Школа имеет право принимать бескорыстную помощь со стороны физических, юридических лиц.
9.2. Педагог является честным человеком и строго соблюдает законодательство Российской Федерации. С профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
9.3. Руководитель структурного подразделения школы или педагог может принять от родителей учеников любую бескорыстную помощь, предназначенную воспитательному учреждению. О предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность общественность и выразить публично от ее лица благодарность.

10. Прием на работу и перевод на более высокую должность

10.1. Руководитель структурного подразделения школы должен сохранять беспристрастность при подборе на работу нового сотрудника или повышении сотрудника в должности.

11. Механизм работы Комиссии по этике

11.1. Руководитель структурного подразделения имеет права предоставить одного кандидата для избрания его Председателем Комиссии по этике.
11.2. Также существует возможность самовыдвижения.
11.3. Председателя Комиссии по этике выбирают большинством голосов путем открытого голосования в рамках проведения педагогического совета.
11.4. Срок полномочия председателя один год без права переизбраться на второй срок.
11.5. Председатель после своего избрания на этом же педсовете имеет право изъявить желание и рекомендовать к себе в Комиссию двух человек, но они также избираются путем открытого голосования.
11.6. Члены Комиссии также избираются сроком на один год без права переизбрания.
11.7. После сформирования Комиссия по этике становится полноправным подразделением школы.
11.8. Один раз в четверть Председатель Комиссии по этике предоставляет отчет о проделанной работе руководителю ОУ.
11.9. Комиссия по этике принимает заявления от педагогов, сотрудников, учеников и их родителей только в письменной форме.
11.10. Комиссия по этике по поступившим заявлениям разрешает возникающие конфликты только на территории учебного заведения, только в полном составе и в определенное время, заранее оповестив заявителя и ответчика.
11.11. Председатель Комиссии имеет право наложить вето на решение членов комиссии.
11.12. Председатель Комиссии подчиняется руководителю Комплекса, но в своих действиях независим, если это не противоречит Уставу школы, законодательству РФ.
11.13. Комиссия по этике осуществляет гражданский контроль и только Председатель наделен полномочиями делать замечания работникам школы как в реальной, так и в виртуальной среде.
11.14. Председатель в одностороннем порядке имеет право пригласить для профилактической беседы педагога, сотрудника, учащегося и их родителей, не собирая для этого весь состав Комиссии.
11.15. Председатель имеет права обратиться за помощью к руководителю ОУ для разрешения особо острых конфликтов.
11.16. Председатель и члены Комиссии по этике не имеют права разглашать информацию поступающую к ним.
11.17. Комиссия несет персональную ответственность за принятие решений.
11.18. Никто, кроме членов Комиссии, не имеет доступа к информации.
11.19. На вызов Комиссией на «беседу» педагога, сотрудника, ученика и их родителей не игнорируется, в противном случае данный конфликт перестает быть этическим и носит характер служебного проступка, он передается в ведение администрации.
Комиссия также имеет право подать жалобу на имя руководителя ОУ. При поступлении трех заявлений автоматически идет вызов к руководителю подразделения.
11.20. Пожаловаться на Комиссию можно только в письменной форме, поданной на имя руководителя подразделения. В данном случае Председатель Комиссии должен будет также в письменной форме опровергнуть данное заявление-жалобу, либо его прокомментировать, либо принять во внимание и исправиться.
11.21. Каждый несет персональную ответственность за подачу непроверенных сведений.

Легко ли преподавать в вузе, когда ты всего на несколько лет старше своих студентов? Как провести родительское собрание, если сам совсем недавно стал совершеннолетним? Помогает или мешает общение с учениками в соцсетях? На эти вопросы ответили молодые преподаватели челябинских учебных заведений.

Алиса Евгеньевна, 20 лет

преподаватель Челябинского колледжа информационно-промышленных технологий и художественных промыслов

Так вышло, что многие мои родственники преподают в разных учебных заведениях: мама работает со студентами, тёти обучают детишек в начальной школе. Я же с детства говорила, что никогда не буду учить: дети не слушаются, им сложно объяснять, студенты забывают про учебу, ударившись во все радости вольной жизни. Вышло все иначе: сейчас я заочно учусь в ЮУрГУ и, окончив радиотехнический техникум, преподаю информатику и некоторые спецпредметы у технических специальностей в колледже. К тому же, курирую группу первокурсников.

Сначала было страшно: разница в возрасте с первым курсом у нас всего в четыре года, а ведь вести пары нужно будет и на третьем-четвертом курсах, будут ли меня слушать, поймут ли? Позже страхи прошли: большинство подростков понимает, что преподавателю сложно перекричать всех, кто находится в аудитории, а то, о чем я говорю, в будущем не раз им пригодится. Мой возраст, как ни странно, стал огромным плюсом в обучении других: я сама еще учусь и понимаю, как нужно объяснить материал, чтобы он хотя бы немного уложился в голове. У многих преподавателей с возрастом появляется усталость от студентов, которые не слушают, пропускают занятия, постепенно их преподавание становится скучным, ради галочки и зарплаты. У молодых преподавателей этого нет, мы стараемся работать для студентов. Конечно, в каждом учебном заведении есть трудные подростки, с которыми сложно работать, но это единичные случаи, с которыми можно бороться.
Всегда, когда студенты что-то не понимают, я думаю, что дело в моем объяснении. Одно из обязательных качеств преподавателя — мобильность, умение настроиться на любой лад и любое восприятие информации, поэтому я стараюсь индивидуально работать с такими студентами, поскольку в большинстве своем информация усваивается группами весьма неплохо.

Не каждый преподаватель, наверное, общается с родителями, но ведь колледж — это еще не высшее учебное заведение, поэтому у нас есть родительские собрания.

Самое главное в работе преподавателя — отсутствие предвзятости и индивидуальный, дружеский подход, золотая середина между кнутом и пряником, умение идти на компромиссы. Если ты относишься к тем, кого ты учишь, с уважением, если будешь не только преподавателем, но и другом, то и в ответ получишь лишь положительные эмоции. Конечно, должны оставаться формальности: обращение к преподавателю по имени и отчеству, общение со студентами на темы, которые не затрагивают личную жизнь. Конечно, многие из тех, кого я учу, знают о моих страницах в соцсетях, добавляются ко мне в друзья. Когда я начала преподавать, я стала тщательнее отбирать то, что пишу, выбирать фото, которые выкладываю. Правда, я и раньше не выкладывала ничего, что могло бы вызвать неодобрение студентов и их родителей. Из соцсетей студенты узнают о моих интересах, я же начинаю понимать, чем увлекаются они, какие мысли у них в голове.

Не каждый преподаватель, наверное, общается с родителями, но ведь колледж — это еще не высшее учебное заведение, поэтому у нас есть родительские собрания. Я куратор, поэтому перед первым собранием страшно волновалась, поскольку преподаватель, недавно сам вышедший из-за парты, редко воспринимается всерьез. Но ни один из родителей не показал недовольства или каких-либо негативных эмоций. С родителями многих студентов мы общаемся в индивидуальном порядке по вопросам учебы, пропусков занятий, и со всеми складываются очень дружеские, уважительные отношения.

Нынешняя ситуация в сфере образования подтолкнула многих преподавателей уволиться. Я думаю, что сменить работу можно в любой момент, а пока я привыкаю и учусь доносить информацию так, чтобы меня понимали.

Сергей Александрович

преподает в Южно-Уральском государственном институте искусств им. Чайковского, свой возраст держит в секрете

Преподавать я начал еще будучи студентом Челябинского колледжа культуры: в детской театральной студии вел ритмику и пластику, веду, кстати, по сей день. Потом закончил колледж и поступил в ЧГАКИ, отучился. В 2011-м меня пригласили работать на ту же кафедру, которая меня выпустила. Я взял на себя дисциплины, связанные со сценическим танцем и пластическим воспитанием. Чем моложе и гибче тело, тем легче их освоить. Хотя «легче» — неправильное слово, потому что ничего легкого в этом нет.

Постепенно, помимо хореографии, я начал все больше уделять времени сценической пластике и стал узким специалистом в этой области. Без этого предмета, кстати, не обходится обучение ни одного актера или режиссера. Все предметы, которые я преподаю, имеют свою особую специфику и сложности. Многие студенты не сразу справляются с поставленными задачами. Отчасти из-за плохой физической подготовки, конечно. Но больше всего им мешает страх. В комплекс обучения сценической пластики входят такие разделы, как сценическая акробатика, различные варианты сценических падений, переворотов, сценический бой без оружия, сценическое фехтование. Все это травмоопасно, студенты не сразу могут раскрепоститься, они следят не за тем, как они что-либо делают, а за тем, чтобы не поранить себя, не ушибиться ненароком. Это нормально. Практика показывает, что постепенно студенты увлекаются тем, что они делают, и забывают про опасения, совершенствуют свое тело. Я же, как преподаватель, должен одновременно быть очень спокойным и мягким, чтобы студенты лишний раз не переживали и не боялись, и при этом очень требовательным, потому что предмет действительно опасный и требует повышенного внимания.

Я очень люблю своих студентов, на парах у меня царит дружелюбная атмосфера. К ученикам я отношусь как друг, без панибратства, конечно, но с большим вниманием и взаимным уважением. Можно сказать, что в силу моего возраста эта тенденция уместна, да и молодым педагогам всегда легче найти общий язык с учениками.

Современный мир, хотим мы этого или нет, диктует свои условия, из-за чего возникает новый образ современного преподавателя. Да, у меня есть своя страничка в «Инстаграме» и «ВКонтаке», ко мне добавляются в друзья мои студенты. Мы ведем активные диалоги, в этом я не вижу ничего, что может разрушить доброе имя педагога. Это всего лишь способ общения, такой же, как разговор.

Творческая среда нашего университета меня полностью устраивает. Я люблю свою работу и менять ее на какую-либо другую не собираюсь. Со временем я стану старше, мудрее и опытнее, и буду помогать молодым преподавателям, которые, как и я когда-то, придут сюда работать. Свежий ум — это всегда хорошо.

Анна Анатольевна, 27 лет

преподает в Челябинском государственном университете

Еще в раннем детстве, года в два-три, в моей жизни были интересные эпизоды, связанные с журналистикой. Я садилась за детский столик, раскладывала перед собой бумаги и просила родителей угадать, кто я и что делаю. Догадаться они не могли — врач, секретарь, директор? На самом деле все было просто — я изображала диктора на телевидении. Когда мне было 13 лет, мне подарили карманный радиоприемник на батарейках, с тех пор я решила стать радиожурналистом. Дальше не было сомнений: после 11 класса поступила на факультет журналистики ЧелГУ, документы подавала только в этот вуз и только на этот факультет.

О том, чтобы остаться в университете, я стала думать, наверное, курса с третьего или четвертого. Уходить с журфака было жалко, просто до слез. Наверное, прежде всего, держала особенная атмосфера и люди, которые меня многому научили за 5 лет. Я решила поступить в аспирантуру, но оказалось, что свободных мест уже нет. В это время я безуспешно пыталась найти работу в СМИ, в те годы был кризис в стране, и радио, на которое меня практически взяли в штат, закрылось. По чистой случайности на кафедру журналистики потребовался лаборант. Я согласилась на полный рабочий день за 2900 рублей в месяц и за возможность учиться в бюджетной аспирантуре. Буквально через полгода я уже вела занятия. Первые студенты были всего на 2 года младше меня, умные ребята, но каждый со своим характером. Я помню свою первую пару в качестве преподавателя: у меня заплетался язык и подкашивались ноги. Дальше уже как-то пошло само собой.

Думаю, что мое отношение к учебе в свое время уже сейчас формирует стиль ведения занятий. Я не делю студентов на умных и глупых, мне нравятся те, которые стремятся к знаниям и прикладывают для этого все усилия. А иначе, зачем было идти учиться в вуз? Изначально я захожу в аудиторию всегда с позитивным настроем вне зависимости от моего настроения и уважением к каждому студенту. Расстраиваюсь, если не все это понимают. Как-то на заседании ученого совета Института гуманитарного образования Ирина Анатольевна Фатеева, моя заведующая кафедрой, сказала, что я одна из самых молодых, но при этом самых строгих и принципиальных преподавателей на кафедре. Честно, это звучало как самый большой комплимент в моей жизни, особенно из ее уст. Ведь в данном случае строгость означала не синоним к злости в отношении студентов, а как характеристика моей прилежности в рабочих моментах. В это же время я нередко иду навстречу студентам. Я очень хочу, чтобы каждый имел возможность вынести из наших занятий хоть что-то полезное, но при этом, чтобы занятия были интересные и нескучные. Наверное, самое сложное в работе преподавателя и заключается в этой золотой середине, которую не так просто найти.

У меня не бывает выходных, я доступна 7 дней в неделю и практически 24 часа в сутки: рабочие вопросы со студентами могу решать и в 6 часов утра, и в 3 часа ночи.

Сейчас я старше 1−2 курсов на 10−11 лет. По моим ощущениям, те, кто родился в 80-е годы и те, кто в конце 90-х — люди немного разных эпох. С одной стороны, я чувствую, что я на одной волне со студентами, с другой стороны, далеко не во всем. Мне ближе взгляды и увлечения тех, кто меня старше. Не со всеми современными направлениями в музыке, кино, искусстве и других вещах я знакома хорошо, и тем более не все мне нравится, но тема для разговоров находится всегда. Так что, я думаю, в этом есть свой плюс. А минус заключается не столько в возрасте, сколько в том, что я выгляжу гораздо младше (хотя, какой же это минус, если мне по-прежнему дают 17).

Я постоянно использую социальные сети для работы, точнее, только для работы я их и использую, больше ни на что обычно не остается времени. С одной стороны, это большое преимущество: я могу связаться в любое время со своими учениками, они в любое время могут спросить у меня совета по учебе. Всегда готова общаться в социальных сетях со студентами и на отвлеченные темы, если есть такой повод и время. Еще одна из причин использования социальных сетей — это дисциплина «Выпуск учебного сайта», где мы со 2 и 3 курсом каждый день как в профессиональном интернет-издании выкладываем различные статьи. И большая часть моей редакторской работы для этого сайта проходит именно через социальные сети, потому что это удобно, когда нужна максимальная оперативность. Впрочем, есть во всем этом и свои недостатки. Самый большой из них в том, что у меня не бывает выходных, я доступна 7 дней в неделю и практически 24 часа в сутки: рабочие вопросы со студентами я могу решать и в 6 часов утра, и в 3 часа ночи. Особенно отсутствие выходных дней связано с работой над сайтом: как бы я ни устала, и какие бы личные дела у меня ни были, мне все равно приходится заходить в интернет и заниматься редактированием очередного материала «на сегодня». В этом году я стараюсь немного регламентировать свое время, чтобы успевать больше, но пока не получается. Думаю, что социальные сети — это отличный инструмент в образовательной деятельности, я сама про это научные статьи пишу (смеется), но надо учиться правильно ими пользоваться как студентам, так и самим преподавателям.

Я очень люблю свою работу, и в рейтинге жизненных ценностей ставлю ее на второе место после семьи. Мне нравится заниматься наукой, мне интересно узнавать новое и учиться самой при подготовке к занятиям, меня устраивает график работы преподавателем — большую часть работы (которая не касается аудиторных занятий) я делаю дома и могу сама распределять свое время на это. Но я думаю, что без энтузиазма никто преподавателем работать не будет, поскольку сейчас сфера высшего образования находится в состоянии явного и затяжного кризиса, постоянно стоит вопрос сокращения кадров, наряду с очень скромной зарплатой без какой-либо поддержки от государства, все только и держится на любви к профессии и к студентам. Недавно где-то слышала, что все преподаватели — это неудачники, которых больше никуда не взяли, поэтому они пошли работать в университет. Ни за что не соглашусь с таким мнением. У меня замечательные коллеги, сама я всегда могла найти и другую работу, были различные предложения. Но я не хочу менять любимое дело на что-то другое. Я не хочу бросать то, чем я занимаюсь с удовольствием.

Фото: предоставлены героями; Элина и Андрей Гришины

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *