Обязанности судового электромеханика

Обязанности судового электрика на корабле

Современные суда изобилуют различными электрическими агрегатами – от энергетической установки (как правило, дизель-генератор) до плиты на камбузе. И всё это хозяйство должен обслуживать судовой электрик. Он же готовит и проверяет все агрегаты перед выходом корабля в рейс.

Если судно сравнительно небольшое, то в команде, как правило, два вахтенных судовых электрика. На крупных кораблях работает небольшая бригада – мастер-электрик и несколько его подчиненных.

Так или иначе обязанности судового электрика заключаются в нескольких пунктах:

  1. Сдача/прием вахты на корабле;

  2. Обеспечение работы электрических агрегатов;

  3. Ремонтные работы и обслуживание электрооборудования (главным образом – дизель-генератора);

  4. Поддержание порядка в помещениях с электрическими агрегатами, ведение вахтенного журнала по ремонту оборудования;

  5. Обесточивание всех систем в случае чрезвычайной ситуации.

Работа у судового электрика довольно объемная и сложная. Необходимо досконально разбираться в электросхемах, узлах и агрегатах корабля, изучить устройство всех электрических систем.

Помимо прочего судовому электрику неплохо знать устройство внутренней связи на корабле, морские сигналы, а также правила спасения на воде.

В остальном же обязанности не слишком отличаются от стандартной работы электромеханика и электромонтажника.

Отличия лишь в режиме труда.

Условия работы судовых электриков

Как правило, судовые электрики работают вахтами и подолгу находятся в море. Если речь идет о речном судоходстве, ситуация попроще, но затяжные командировки и здесь норма жизни.

Работа на судне всегда организована вахтовым методом, поэтому электрики заступают на вахту наравне с остальными членами экипажа. При этом судовой электрик редко сидит на одном месте. Его главная обязанность, как мы помним, регулярный осмотр всех узлов и систем. А это значит, что периодически надо обходить помещения, проверять электрические щитки и шкафы с автоматикой.

Не секрет, что сложные агрегаты и механизмы имеют свойство ломаться. Второй фронт работы судового электрика – выполнение заявок по починке. Замена перегоревших лампочек, починка сопутствующего оборудования, вроде плиты на камбузе – это тоже всё его ответственность. При этом объем работы напрямую зависит от того, насколько старое судно и как давно оно проходило капитальный ремонт. Нет нужды говорить, что на древних кораблях с плохим обслуживанием вечно что-то выходит из строя, так что сидеть на одном месте там не получится.

Где выучиться на судового электрика

В России осталось не так много профессиональных учебных заведений, где целенаправленно готовят судовых электриков. Если такие учреждения остались, то находятся они, как правило, в приморских городах, либо на базе крупных речных портов.

Тем не менее, это не так важно. Можно получить смежную специальность: электромонтажника, специалиста по электронике и т.д. Далее можно переучиться по судовому профилю. К примеру, в некоторых вузах есть курс «Эксплуатация судовых энергетических установок».

Соискателями при этом могут быть люди как с высшим, так и средним специальным образованием. Главное, чтобы на руках было свидетельство судового электрика. Основных условий помимо образования для работы судовым электриком несколько:

  • Допуск для работы с электрооборудованием (4 или 5 класс);

  • Медицинская книжка и пройденная медкомиссия;

  • Для работы на международных судах также понадобятся знание иностранного языка (предпочтительнее всего английского), загранпаспорт;

  • Морские документы (сертификат ОСПС 6/2, Наставление по борьбе за живучесть судов).

Плюсы и минусы работы судового электрика

У профессии судового электрика хватает преимуществ:

  • высокая оплата труда, если удалось попасть на международный рейс;

  • полный социальный пакет и дополнительное страхование;

  • доплаты и льготы за вредные и тяжелые условия труда.

Минусы профессии, однако, тоже существенны:

  • физически тяжелая работа, требующая внимательности и выносливости;

  • большая ответственность;

  • трудно устроиться на корабль (нужен опыт и много документов);

  • нестабильность заработка, отсутствие карьерного роста.

Работа судового электромеханика не менее ответственна, чем работа капитана или старшего механика. Электромеханик отвечает за правильную техническую эксплуатацию и состояние судового электрооборудования, всех средств автоматизации, электрических сетей и распределительных устройств, телефонной связи, источников аварийного питания и прочих электрических приборов.

Помимо всего прочего электромеханик обязан составлять план работ по судовому электрооборудованию; обеспечивать составление заявок, приём и учёт сменно-запасных частей и материально-технического снабжения по электрической части и многое другое.

О своей работе в море газете «Морская Правда/The Maritime Telegraph» рассказывает электромеханик с 13-летним стажем работы Иван Бадыло:

«Самая первая обязанность электромеханика – это освещение, чтобы всё работало и светилось, особенно ночью. Потому что если ночью иллюминация не полная, есть потухшие лампочки в цепочке, значит это плохая поставка снабжения либо электромеханик обрастает ленцой. А иногда это приводит к остановке погрузки или выгрузки, а в худшем случае – к чрезвычайным происшествиям в ночное время. Поэтому не ленись, электромеханик!

Везде, где подходят провода, или есть намёк на электричество – это всё работа электромеханика. Если посудомоечная машина перестаёт работать, плита либо стиральная машина, сразу зовут меня: поменять лампочку, сделать удлинитель, поменять розетку, если выключатель не работает, чайник, фен и т. д. Иногда приходится выстраивать всех в очередь. У меня на последнем судне было 3 прачечных, поэтому работы хватало».

Контейнеровоз – сплошная морока для электромеханика

«Я работал на контейнерах, на балкерах, танкерах и в офшоре. Самая спокойная и приятная работа была на танкерах. Контейнера – это уйма мороки для электромеханика. 5 лет я отработал на контейнеровозах и отвечал как электромеханик за все рефконтейнера. Приходилось разбираться во всём, оказывать помощь механикам в поиске неисправностей, так как зачастую проблему скидывают на меня.

Первый раз в должности пошёл именно на контейнеровоз в 2004 году. Тяжёлое было судно. Туда ссылали всех плохих либо новоиспеченных электромехаников. Это, конечно, была хорошая школа жизни. До того, как стать электромехаником, ходил один контракт кадетом и два контракта ассистентом электромеханика. Вообще поступал я в академию на механика, но один бал недобрал, и меня скинули на электромеханика, там был недобор. Но сейчас, смотря на пройденный путь, думаю «как хорошо, что не стал механиком»».

Один в поле – тоже воин!

«Сейчас из-за кризиса ассистент электромеханика – это большая роскошь. А если нет ассистента, это вообще жесть. Последние 4 года у меня не было помощника, но самые лучшие ассистенты были украинцы.

Самая большая трудность в том, что я один на судне, спросить мне не у кого, посоветоваться не с кем. Мотористы или матросы могут помочь какую-то физически тяжёлую работу сделать, отнести что-то, но в принципе я один. В любой момент тебе могут позвонить, что возникла какая-то проблема. И надо идти что-то делать, даже если это ночь, и я сплю».

Форс-мажоры – обычная вещь в работе электромеханика

«Разных ЧП в работе электромеханика хватает, особенно на контейнеровозах. Эти чудные контейнеровозы – это сплошной форс-мажор. Особенно когда идёт погрузка контейнеров, все бегают, и тут вдруг останавливается кран. И сразу все к электромеханику.

Ещё был случай, когда якорь не могли поднять. Это тоже было на контейнеровозе. Пришли в Африку, надо было день ждать захода, и мы стояли на якоре. Тут ветер поднялся, начался шторм, это как раз там, где Индийский океан смешивается с Атлантикой, и постоянно штормит. Нам надо поднимать якорь, а лебёдки из-за сильного ветра не справляются. И опять зовут электромеханика. Я посмотрел, что ток большой, лебёдки ревут… Оказалось всё очень просто. На цепь была слишком большая нагрузка. Нужно было увеличить обороты, дав больше хода главному двигателю, чтобы нагрузка упала, и ослабло натяжение цепи. После этого получилось выбрать якорь. Вроде авральная ситуация, но решается за считанные минуты. После таких случаев тебя даже ценить начинают больше. А погрузка – это время, деньги, это чартер и, в первую очередь, репутация компании».

Электромеханик – это работа в режиме нон-стоп!

«Электромеханик работает в режиме нон-стоп, и это ошибочное мнение, что мы ничего не делаем на судне. Нет времени шашлыки пожарить или что-то еще. Раньше жарили, когда стояли на якоре и ждали работу, либо у причала стояли.

Вся работа электромеханика состоит из мелких заданий. Всё, что не работает, но там есть провода, всё относится ко мне. Шлюпки не спускаются – тоже ко мне. Главное – всё делать постепенно, а не накапливать, как снежный ком, потому что потом не знаешь, за что взяться в первую очередь.

В норвежских компаниях каждые 3 месяца идёт проверка всех бытовых приборов, т. е. я должен пройти со списком и проверить все приборы: каждый чайник, пылесос, дрель и т. д., потому что часто приходят инспекции и спрашивают этот список, проверяют, наклеены ли на приборах наклейки с датой последнего осмотра.

В чём большая разница торгового флота и офшорного – это длительность контрактов. Но в коротких рейсах в офшоре тоже есть свои минусы, от слишком частых перелётов и интенсивной работы в режиме нон-стоп, без выходных, повышается усталость организма, нужен отдых».

Просить помощи никогда не стыдно!

«Если не знаю, как справиться с проблемой, начинаю думать – обкладываюсь схемами, пытаюсь вникнуть и разобраться. Если это срочно, и реально не могу справиться, иду к старшему механику и говорю, что нам нужна помощь сервиса. Понятно, что с ерундой какой-то не будешь обращаться, но если это что-то серьёзное, то не должно быть стыдно написать в сервис и получить какие-то новые знания и воспользоваться техподдержкой. На последних судах я напрямую обращался к производителям оборудования за техпомощью в нахождении неисправностей и ремонте, но старший механик всегда должен быть первым в курсе, что происходит на судне».

Отсутствие компетентного электрона на судне – катастрофа!

«Если на судне неопытный, некомпетентный электромеханик, то он просто потеряет работу, его спишут. А для судна отсутствие нормального электромеханика – это катастрофа!

Помню ещё в первых рейсах такой случай. Мы отходим из порта… Старший механик, вахтенный механик и я контролируем ситуацию. А в машине один компрессор работал плохо, а второй вообще не работал. Оказалось, что автоматика не работает, и они постоянно бегают и вручную его включают. Они уже два года так ходили. А когда я его сделал, они были очень рады. У электромеханика должно быть чутьё на то, куда именно нужно залезть и подчинить, а также удача должна быть. Ведь всего всё равно знать никто не может, ситуации абсолютно разные могут быть. Даже наш преподаватель в академии говорил, что мы не можем научить вас всему, с чем вы можете столкнуться на судах. Для этого есть система самообучения. Нам дают принципы, а дальше уже дело за нами, есть литература, есть схемы».

Китай – это сила!?

«У меня был хороший урок, когда я ещё был кадетом, и мне принесли китайскую зарядку, которая не работала. Я в неё полез, а она меня как шарахнула, конкретно так! Я потом померял напряжение – в ней было 400 вольт постоянного тока. После того случая, когда мне приносят чинить зарядки или другие бытовые приборы, я говорю «Купите новое – жизнь дороже!»».

Электромеханику можно всё!

Плюс моей работы в том, что механик не может прийти в любое время на мостик, а я могу, когда угодно, прийти туда, попить кофе, или на камбуз прийти за яблочком, а заодно проверить, всё ли в порядке, всё ли работает. Электромеханику можно быть всегда и везде, где он хочет. Остальные не имеют на это право.

Я подчиняюсь старшему механику и почему-то ещё и второму механику по правилам, но в принципе он в мою работу не лезет.

Мне нравится моя работа. И чем меньше русскоязычных, тем лучше. Мне так проще работать. Я работал много с поляками. Они не любят русскоговорящих, хотя ко мне нормально относились. Сейчас работаю в основном с европейцами, индусами, филиппинцами.

Кормят нас тоже хорошо. Питание зависит от повара и от капитана. У меня даже на одном контейнеровозе капитан лобстеров заказывал. А в Эквадоре капитан посылал повара с мессменом на местный базар, и те покупали по 4 доллара за килограмм крупные хвосты креветок. Когда-то в офшоре было самое лучшее питание, но последние пару лет и там на всём экономят, больше половины пароходов стоят законсервированные. И контракты увеличивают, и зарплат уже нет тех, что были.

Должностная инструкция электромеханика судового

Составлена в ___ экз. Утверждаю _______________________________ (инициалы, фамилия) ______________________________ _______________________________ (наименование работодателя, (руководитель или иное лицо, ______________________________ _______________________________ его организационно-правовая уполномоченное утверждать ______________________________ _______________________________ форма, адрес, телефон, адрес должностную инструкцию) ______________________________ электронной почты, ОГРН, ИНН/КПП) «___»_______ ____ г. «___»_______ ____ г. N ____ М.П.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА СУДОВОГО <*> __________________________________________ (наименование подразделения работодателя)

разработчик: _________________ согласовано: _________________ _________________

Идентификатор электронной копии документа.

(ПРЕАМБУЛА)

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Электромеханик судовой (далее — «Работник») относится к специалистам.

1.2. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права, обязанности, ответственность, условия работы, взаимоотношения (связи по должности) работника, критерии оценки его деловых качеств и результатов работы при выполнении работ по специальности и непосредственно на рабочем месте в «______________» (далее — «Работодатель»).

1.3. Работник назначается на должность и освобождается от должности приказом Работодателя в установленном действующим трудовым законодательством порядке.

1.4. Работник подчиняется непосредственно ______________.

1.5. Работник должен знать:

Конституцию Российской Федерации;

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (или Кодекс торгового мореплавания);

законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности членов экипажа судов внутреннего (торгового морского) водного транспорта;

Устав службы на судах внутреннего водного (торгового морского) транспорта;

Устав о дисциплине работников внутреннего водного (торгового морского) транспорта;

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного (торгового морского) транспорта;

правила технической эксплуатации внутреннего водного (торгового морского) транспорта;

основы электротехники;

устройство судна;

устройство электрооборудования судна;

устройство, правила эксплуатации гребной электрической установки, судовых электростанций, главного распределительного щита, электрооборудования постов и пультов управления, электрических частей систем и устройств автоматики, в том числе дистанционных автоматических управлений и дистанционных управлений, всех видов сигнализации и защиты, электроприводов, электрической части рулевой установки, машинных телеграфов, телефонной связи, аккумуляторов с зарядными устройствами и электроизмерительных приборов, освещения, электрооборудования бытового назначения;

наставления по борьбе за живучесть судна и действия в чрезвычайных ситуациях;

правила сдачи судов внутреннего (торгового морского) плавания в ремонт и приемки из ремонта;

правила ремонта судов внутреннего водного (торгового морского) транспорта;

инструкции по технической эксплуатации судового электрооборудования;

инструкции по ведению судовой документации и отчетности;

основы трудового законодательства;

правила по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной защите.

1.6. Требования к квалификации: высшее профессиональное образование, стаж плавания в командных должностях не менее _____ месяцев или среднее профессиональное образование, стаж плавания в командных должностях не менее ___ месяцев.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Обеспечивает надлежащую организацию несения электромеханической вахты в машинном отделении, надежную работу судового электрооборудования. Несет вахты в соответствии с установленным на судне режимом несения вахт. В сложных условиях плавания находится на центральном пульте управления (у главного распределительного щита) и руководит электромеханической вахтой. Обеспечивает техническую эксплуатацию и обслуживание судового электрооборудования в соответствии с правилами технической эксплуатации и нормативно-техническими документами. Следит за режимом работы электромеханизмов. Организует монтаж и демонтаж осветительной арматуры, ремонт аппаратуры и электрооборудования на судне. Руководит работами по устранению неисправностей в работе судового электрооборудования. Составляет календарные графики технического обслуживания судового электрооборудования и ремонтные ведомости по электрической части судна, контролирует полноту объема и качество технического обслуживания и ремонта судового электрооборудования. Составляет заявки на материально-техническое снабжение по электрической части, обеспечивает получение и хранение сменно-запасных частей по электрической части, ведет их учет. Обеспечивает подготовку к рейсу судового электрооборудования и докладывает о его готовности механику (старшему механику) судна. Обеспечивает проведение технической учебы с подчиненными членами экипажа. Обеспечивает выполнение подчиненными членами экипажа правил и инструкций по технике безопасности труда и пожарной безопасности. Проводит инструктаж по технике безопасности судового экипажа, связанного с использованием электрооборудования. Контролирует ведение электротехнического журнала. Участвует в работах по подготовке судна к зимнему отстою и ремонту и непосредственно в ремонтных работах. Обеспечивает надежную работу и техническое обслуживание электрорадионавигационных приборов, заполняет техническую документацию, относящуюся к этим приборам, обеспечивает получение, хранение и учет необходимых материалов и запасных частей для них. Обеспечивает электробезопасность судна при его нахождении в ремонте, постановке в док. Обеспечивает ведение установленной технической документации и отчетности по судовому электрооборудованию. Готовит судовую сеть приемников электроэнергии к электроснабжению от береговой сети и организует работу по подключению и отключению судовой сети. Инструктирует вахтенных по правилам пользования электроэнергией при электроснабжении судна от береговой сети в соответствии с Правилами технической эксплуатации судового электрооборудования, Правилами техники безопасности на судах морского флота и сообщает им номер телефона или иной способ вызова дежурного электрика порта.

3. ПРАВА РАБОТНИКА

Работник имеет право на:

руководство подчиненными;

предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;

своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;

объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;

защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;

возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;

обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами;

получение материалов и документов, относящихся к своей деятельности;

взаимодействие с другими подразделениями Работодателя для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности.

4. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА

Работник обязан:

добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором и должностной инструкцией;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

соблюдать трудовую дисциплину;

выполнять установленные нормы труда;

соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

бережно относиться к имуществу Работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;

незамедлительно сообщить Работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКА

Работник несет ответственность за:

Невыполнение своих обязанностей.

Недостоверную информацию о состоянии выполнения работы.

Невыполнение приказов, распоряжений и поручений Работодателя.

Нарушение правил техники безопасности и инструкции по охране труда, непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности Работодателя и его работникам.

Несоблюдение трудовой дисциплины.

Неисправное состояние судовой сети, приемников и кабеля, соединяемых с береговой сетью.

За нарушение правил безопасной организации работ лиц судового экипажа.

6. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

6.1. Режим работы Работника определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными у Работодателя.

6.2. В связи с производственной необходимостью Работник обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).

6.3. Характеристики условий труда на рабочем месте: ____________________.

6.4. Работник ознакомлен с положением Работодателя о государственной, служебной и коммерческой тайне и обязуется ее не разглашать (указывается при необходимости).

6.5. __________________________________________________________________ (дополнительные условия, не ухудшающие положение работника ___________________________________________________________________________ по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными ___________________________________________________________________________ нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, __________________________________________________________________________. коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами) 7. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ) 7.1. В работе Работник взаимодействует с ______________________________ (подразделения и работники, ___________________________________________________________________________ от которых он получает и которым передает материалы, информацию, их состав __________________________________________________________________________. и сроки передачи, с кем взаимодействует во время исполнения работы) 7.2. В аварийных ситуациях Работник взаимодействует с _________________ (подразделения, __________________________________________________________________________. ликвидирующие аварии и последствия чрезвычайных происшествий) 7.3. В период временного отсутствия Работника его обязанности возлагаются на _________________________. (должность) 7.4. В подчинении Работника находятся: _______________________________. (должности)

8. ОЦЕНКА ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ РАБОТНИКА И РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГО РАБОТЫ

8.1. Критериями оценки деловых качеств Работника являются:

квалификация;

стаж работы по специальности;

профессиональная компетентность, выразившаяся в лучшем качестве выполняемых работ;

способность прогнозировать и планировать, организовывать, координировать и регулировать, а также контролировать и анализировать работу подчиненных;

уровень трудовой дисциплины;

способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем;

интенсивность труда (способность в короткие сроки справляться с большим объемом работы);

умение работать с документами;

способность в установленные сроки осваивать технические средства, повышающие производительность труда и качество работы;

производственная этика, стиль общения;

способность к творчеству, предприимчивость;

способность к адекватной самооценке;

проявление инициативы в работе, выполнение работы более высокой квалификации;

повышение индивидуальной выработки;

рационализаторские предложения;

практическая помощь вновь принятым работникам без закрепления наставничества соответствующим приказом;

высокая культура труда на конкретном рабочем месте.

8.2. Результаты работы и своевременность ее выполнения оцениваются по следующим критериям:

результаты, достигнутые Работником при исполнении обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией и трудовым договором;

качество законченной работы;

своевременность выполнения должностных обязанностей;

выполнение нормированных заданий, уровень производительности труда.

8.3. Оценка деловых качеств и результатов работы проводится на основе объективных показателей, мотивированного мнения непосредственного руководителя и коллег.

Должностная инструкция разработана на основании _______________________ (наименование, __________________________________________________________________________. номер и дата документа) Начальник структурного подразделения: ________________________________. (фамилия, инициалы) (подпись) «__»______________ ____ г. Согласовано: юридическая служба ________________________________. (инициалы, фамилия) (подпись) «__»______________ ____ г. С инструкцией ознакомлен: ________________________________. (или: инструкцию получил) (инициалы, фамилия) (подпись) «__»______________ ____ г.

<*> См. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 08.08.2008 N 391н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников морского транспорта» (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2008 N 12172) и Приказ Минздравсоцразвития РФ от 08.08.2008 N 392н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников внутреннего водного транспорта» (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2008 N 12178).

1. Общие положения

1.1. Должность «Электромеханик» относится к категории «Специалисты».

1.2. Квалификационные требования — электромеханик (судовой) 1 класса: полное или базовое высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист или бакалавр). Стаж работы по профессии электромеханика (судового) 2 класса — не менее 2 лет. Электромеханик (судовой) 2 класса: полное или базовое высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист или бакалавр): для специалиста — без требований к стажу работы, бакалавра — стаж работы в должности электромеханика (судового) 3 класса — не менее 2 лет. Электромеханик (судовой) 3 класса: базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки (бакалавр или младший специалист). Без требований к стажу работы.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
— постановления, распоряжения, нормативные материалы, касающиеся обслуживания и ремонта электротехнического оборудования;
— правила технической эксплуатации флота;
— правила и нормативные документы Регистра судоходства Украины или другого классификационного общества, осуществляющего технический надзор за судном;
— нормативные документы, регламентирующие организацию судовой службы;
— положения международных конвенций и резолюций Международной морской организации (ИМО) по охране жизни человека на море (СОЛАС), предотвращение загрязнения с судов (МАРПОЛ), о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ) и т.п.;
— единые графики проведения технических осмотров и профилактик, правила обслуживания и ремонта судового электрооборудования, средств судовой автоматики, устройство и принцип действия электроэнергетического оборудованию судов;
— судовую электроавтоматику;
— правила электробезопасности с выполнением ремонтно-профилактических работ;
— основы организации труда и экономики;
— аварийно-спасательное дело, основы трудового законодательства.

1.4. Электромеханик назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Электромеханик подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Электромеханик руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Электромеханик во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Обеспечивает надежную работу и исправное техническое состояние электрической гребной установки (на электроходах), судовой электростанции, электрических сетей, распределительных устройств, электрической части электроприводных механизмов, оборудования, средств автоматизации и контроля, источников питания технических средств судовождения, судовой телефонной станции, систем сигнализации, а также других электромеханических средств.

2.2. Составляет план работ судового электрооборудования, ремонтные ведомости электрической части.

2.3. Контролирует качество работ на судовом электрооборудовании, выполняемых береговыми и судовыми специалистами.

2.4. Руководит ремонтно-профилактическими работами судового электрооборудования и средств автоматики.

2.5. Предъявляет электрооборудование, средства автоматизации и управления судном органам технического надзора.

2.6. Контролирует работу электрооборудования судовых грузовых средств во время грузовых операций.

2.7. Производит техническое обслуживание электронной аппаратуры электронавигационных приборов.

2.8. Следит за источниками их питания.

2.9. Проверяет готовность технических средств в пределах своего ведения к рейсу.

2.10. Осуществляет составление заявок, прием и учет переменных запасных частей и материально-технического снабжения электрической части.

2.11. Ведет установленную техническую документацию судового электрооборудования.

2.12. Контролирует соответствие напряжения, подаваемого с берега, параметрам судовой сети в условиях заводского ремонта судна.

2.13. Проверка заземления корпуса судна при постановке судна в док.

2.14. Несет вахту согласно судовым расписаниям.

2.15. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.16. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *