Обязанности учителей в школе закон об образовании

Содержание

Общие положения

1.1.Учитель школы назначается и освобождается от работы приказом директора школы из числа лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование.

1.2.В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации Об образовании, типовым положением «Об образовательном учреждении»,

указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся;

административным, трудовым и хозяйственным законодательством;

правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).

Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

1.3.Учитель должен знать:

Конституцию РФ;

законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;

Конвенцию о правах ребёнка;

основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно- управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

методику преподавания предмета и воспитательной работы;

программы и учебники;

требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

средства обучения и их дидактические возможности;

основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

основы права, научной организации труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2.Должностные обязанности учителя

2.1.Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.

2.2.Учитель обязан иметь тематический план работы по предмету в каждой параллели классов на учебную четверть и рабочий план на каждый урок.

2.3.Отвечает за выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»:

безопасное проведение образовательного процесса;

принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;

проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или «Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда»;

организацию изучения учащимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т. п.;

осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.

2.4.Ведёт в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости обучающихся на уроках, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдаёт администрации необходимые отчётные данные.

2.5.Работает в экзаменационной комиссии по итоговой аттестации обучающихся.

2.6.Допускает в соответствии с Уставом учреждения администрацию школы на свои уроки в целях контроля за работой.

2.7.Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.

2.8.Выполняет Устав учреждения, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, требования данной инструкции, а также локальные акты учреждения, приказы и распоряжения администрации учреждения.

2.9.Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка.

2.10.Осуществляет связь с родителями обучающихся (или их законными представителями).

2.11.Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

2.12.Согласно годовому плану работы учреждения принимает участие в работе педагогических советов, производственных совещаний, совещаний при директоре, родительских собраний, а также предметных секций, проводимых вышестоящей организацией.

2.13.В соответствии с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Как классный руководитель периодически дежурит со своим классом по школе. Приходит на дежурство за 20 минут до начала уроков и уходит через 20 минут после их окончания.

2.14.Проходит периодически бесплатные медицинские обследования.

2.15.Соблюдает этические нормы поведения, является примером для учащихся, воспитанников.

2.16.Участвует в работе с родителями учащихся, посещает по просьбе классных руководителей собрания.

2.17.Немедленно сообщает администратору школы о несчастных случаях, принимает меры по оказанию помощи пострадавшим.

2.18.Учитель, ведущий последний урок в классе, провожает детей в гардероб и следит за порядком.

2.19.Если график питания учащихся совпадает с концом урока, то он обязан проводить класс до столовой и передать классному руководителю или осуществлять контроль самому.

2.20.Уходя из школы, смотрит и доводит до сведения учащихся изменения в расписании на следующий день.

2.21.Не позднее первого числа месяца обязан представить зам. директора график проведения контрольных и лабораторных работ на месяц.

2.22.Учителю запрещается:

изменять по своему усмотрению расписание занятий;

отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между ними;

удалять учащегося с урока;

курить в помещении школы.

2.23.При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель:

проводит паспортизацию своего кабинета;

постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;

организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;

в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;

разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности;

принимает участие в смотре учебных кабинетов.

2.24.Учитель:

2.24.1.Контролирует наличие у учащихся тетрадей по предмету, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: тетради всех учащихся всех классов проверяются не реже одного – двух раз в учебную четверть.

2.24.2.Выставляет в классные журналы оценки за творческие работы учащихся, рефераты, доклады и т.п.

2.24.3.Хранит творческие работы учащихся в учебном кабинете в течении всего года.

2.24.4.Организует совместно с коллегами проведение школьной олимпиады по предмету и, по возможности, внеклассную работу по предмету.

2.24.5.Формирует сборные команды школы по параллелям классов для участия в районной, городской, областной олимпиадах.

2.24.6.Проводит работу совместно с библиотекарем школы и родителями по организации внеклассного чтения учащихся.

2.24.7.Принимает участие в организации работы учащихся в школьном музее.

2.24.8.Оказывает посильную помощь в организации туристско-краеведческой работы в школе.

3.Права учителя

3.1.Педагогический работник имеет права, предусмотренные ТК РФ, законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.

3.2.На принятие решений, обязательных для выполнения учащимися и принятия мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом учреждения.

3.3.На повышение квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.

3.4.На аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации.

3.5.На сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3.6.На длительный (до 1 года) отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или) Уставом общеобразовательного учреждения.

3.7.На дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения.

3.8.На участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом этого учреждения.

3.9.На защиту профессиональной чести и достоинства.

4.Ответственность учителя

4.1.За реализацию не в полном объёме образовательных программ;

4.2.За жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;

4.3.За нарушение прав и свобод учащихся, определённых законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения.

4.4.В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьёй 192 ТК РФ.

4.5.За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.

Законодательство о правах педагогических работников

Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ на двадцать седьмом пленарном заседании в г. Санкт-Петербурге 16.11.2006 г. был принят Модельный закон о статусе работника образования, который определяет основные принципы государственной политики в отношении работников образования (в том числе педагогических работников), разделяемые всеми государствами Содружества.

Данный Модельный закон о статусе работника образования призван способствовать реализации их прав, академических свобод, научного и педагогического творчества, а также осуществлению мер государственной поддержки.

Статья 8 данного Закона устанавливает основные права педагогических работников.

В соответствии с этой статьей педагогические (научно-педагогические) работники имеют право:

  • право на защиту профессиональной чести и достоинства;

  • участие в управлении образовательным учреждением, организацией;

  • выбор методов и форм обучения и воспитания, наиболее полно отвечающих их индивидуальным особенностям и обеспечивающих высокое качество образовательного процесса;

  • формирование содержания и технологий обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами;

  • участие в разработке новых авторских программ, учебников, учебных пособий и внедрение передового педагогического опыта в практику;

  • организационное, материально-техническое и методическое обеспечение профессиональной деятельности;

  • бесплатное пользование услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений образовательных учреждений;

  • повышение квалификации в установленном порядке не реже одного раза в пять лет и самостоятельный выбор учреждения постдипломного образования;

  • свободное получение профессиональной информации, связанной с образованием;

  • защиту интеллектуальной собственности в форме материальных активов (научные, методические труды, патенты, программное обеспечение, образовательные и информационные технологии и т.д.), служащей источником образовательной и экономической деятельности организаций образования и их работников;

  • проведение научно-исследовательской работы в области развития образования, свободный выбор темы научного исследования и форм использования его результатов в педагогической практике;

  • обеспечение условий для карьерного роста и служебного продвижения;

  • досрочную аттестацию с целью повышения научной, должностной или педагогической категории;

  • моральное и материальное стимулирование и поощрение в порядке, установленном национальным законодательством;

  • индивидуальную педагогическую деятельность в порядке, установленном национальным законодательством;

  • участие в деятельности общественных объединений, не противоречащей действующему законодательству;

  • свободное создание профессиональных педагогических сообществ (ассоциаций, объединений, союзов и других) и их участие в управлении образованием, в разработке принципов и направлений образовательной политики;

  • обжалование решений администрации учреждений образования в порядке, установленном законодательством и уставом учреждения;

  • льготное обеспечение жилой площадью в случае признания работника нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Статья 8 «Основные права и обязанности педагогических работников» Модельного закона о статусе работника образования (Постановление № 27-13 от 16 ноября 2006 года Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ)

Применительно к РФ права педагогических работников регламентируются статьей 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.

Данная статья определяет:

  • правовой статус педагогических работников;

  • академические права и свободы педагогических работников;

  • трудовые права и социальные гарантии педагогических работников и

  • другие меры государственной поддержки педагогических работников.

Статья 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ

Более подробно все эти вопросы рассматриваются в материалах данного раздела.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

Нацпроект «Образование» в разгаре, школы рапортуют об успехах, а учителя все равно часто навсегда уходят из государственной педагогики. Наш блогер Николай Архаров решил систематизировать проблемы, которые, по его мнению, делают работу учителей начальной школы безмерно тяжелой, часто бессмысленной и даже унизительной.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Прошла половина года учебного года. Достаточно времени, чтобы встретиться со многими учителями. По сравнению с прошлым годом слишком много учителей покинули школу. Почему?

Как ни удивительно, размер заработной платы на решение об увольнении практически не влиял. Он влияет на решение устроиться на работу в школу. Очень редко учителю представляется возможность уйти на другую работу со значительно большей оплатой. Это характерно для молодых специалистов.

Как оказалось, опытные учителя, в большинстве своем, уходят в «никуда». Только после увольнения начинают думать о дальнейшем трудоустройстве. Их увольнение больше напоминает побег.

Основная причина со слов учителей: «Больше не могу». При попытке уточнить «Что больше не могу?», получаешь целый букет проблем, завернутый в многослойные отрицательные эмоции. Можно посмотреть на этом форуме. Обычно это:

Перегрузки

Продолжительность пребывания в школе

Учитель начальных классов — неизбежно классный руководитель. Он отвечает за детей с первого по последний урок и присутствует в школе от звонка и до звонка. Перемены –это период повышенной нагрузки, так как учитель несет единоличную ответственность за жизнь и здоровье детей. «Окон», когда дети уходят к другим учителям, немного. Как правило, на учителя начальных классов, кроме основных предметов, возлагается труд, физкультура, рисование, музыка, несколько занятий по внеурочной деятельности.

Редко удается избежать дней, когда учитель ведет все уроки с первого по последний (с 8:00 до 15:30 при 8-и уроках или с 8:00 до 14:35 при 7-и) то есть семь с половиной или шесть с половиной часов. В такие дни учитель после работы просто падает. Вопреки распространенному мнению, многие учителя пытаются взять как можно меньше нагрузки, но не получается.

Планирование

По всем предметам пишутся ежегодные планы. В отличие от прошлых лет, когда в плане темы разбрасывались по датам в соответствии с расписанием занятий, в настоящее время создается полноценный план.

К использованию допущены только УМК, утвержденные Минпросветом. Все методическое планирование и все пособия в УМК уже есть. На практике учитель берет «примерную образовательную программу» по своему УМК, прибавляет шапку, дозаполняет несколько граф и проставляет даты. Получается от 5 до 10 страниц по каждому предмету.

Вся эта бестолковая работа занимает много времени. Потом папки отправляются на полки и достаются только на аттестации для проверки наличия. Учитель же пользуется листком с перечнем тем и датами проведения занятий по ним.

Использование прошлогодних планов в начальной школе невозможно. Очень часто перед началом учебного года меняются их форматы. Вот и пишут их либо в последние дни отпуска, в свое личное время, либо в начале четверти по ночам.

Оформление документов и отчетность

Данные на учащихся заполняются «по полной схеме» в нескольких местах. Это отнимает много времени. Совершенно не понятно, кому нужны номера ИНН, страховых полисов, всевозможные «параметры родителей» и т. д. и т. п.

Количество справок, отчетов, аналитических записок, анализов конкретных работ и учебы в целом, за период, в различных разрезах, списков учеников с адресами и без адресов, стоящих и не стоящих на различных учетах, посещающих кружки, участвующих в олимпиадах и т. д., зашкаливают за все разумные пределы. Множество совершенно формальных документов оформляется по технике безопасности.

Подготовка к занятиям

Учитель начальных классов готовится к каждому занятию. Он не может подготовить одно занятие для двух или трех классов. У него только один класс. Использовать можно только материал 4-х летней давности. Как правило этот материал требует значительной переработки, проще готовиться по-новому.

Повышенное, по сравнению со старшей школой, использование наглядных пособий приводит к тому, что в среднем, на подготовку к каждому уроку уходит не менее половины продолжительности занятия. Самое неприятное, что на эту, действительно важную работу, всегда не хватает времени. Подготовка к урокам, как правило остается на вечернее и ночное время.

Олимпиады и конкурсы

Дети должны участвовать в различных конкурсах и олимпиадах. Только стало их ненормально много. То и дело указание: «Вы должны подать заявки на участие в конкурсе». Надо регистрировать детей на сайте. Сайт сделан криво, родители не могут на нем зарегистрироваться и все приходится делать самому учителю.

Многие родители не хотят принимать участие. Большая часть интернет-конкурсов и олимпиад псевдобесплатная, то есть участие бесплатно, грамоты и сертификаты платные, родители не хотят платить. Убеждаешь их, что это нужно для ребенка.

Еще не успели прийти результаты конкурса, а уже нужно писать по нему отчет. Потом нужно составить итоговый отчет по всем конкурсам и олимпиадам со списками принимающих участие, описанием конкурса, победителями и т. п. Нужно распечатать все грамоты и сертификаты для приложения к документам на аттестацию, заверить у директора и поставить печати.

При этом польза от этих конкурсов очень маленькая. Все они сделаны на базе тестов, поэтому «олимпийских призеров» по стране сотни

Все, кто набрал больше определенного балла становится призером. Тесты не всегда сделаны хорошо. Часто не учитывают особенности конкретных УМК и содержат вопросы по темам, которые еще не пройдены. Некоторые из конкурсов можно определить емким словом «халтура». Похоже, что основная цель создателей — получить деньги за грамоты.

Курсы переподготовки

Все учителя должны повышать свою квалификацию. Всех в добровольно-принудительном порядке направляют на курсы. Надо повышать квалификацию? Надо. Только на курсах, как правило, рассказывают давно всем известные вещи. Квалификация проводящих занятия не всегда высокая. Зато найти замену учителю, уходящему на курсы, — проблема. Некому заменять: все учителя начальных классов имеют свои классы и загружены полностью.

Вот и передается класс кому попало. Учителя сменяют на замене друг друга. Фактически учебы в этот период нет

Приходит учитель с курсов и оказывается, что весь материал за этот период надо проходить по второму разу. На детей нагрузка, на учителя нагрузка. Не легче и дистанционные курсы. Куча заданий, те, которые когда-то в институте делали, и время на их выполнение только одно: ночь.

Аттестация

Редкий учитель сразу после аттестации заводит кучу папок и накапливает документы для следующей аттестации, а зря. Сложно заставить себя еще делать копии приказов, грамот, полученных учениками, протоколов родительских собраний, актов посещения учеников дома и пр. и пр., когда падаешь на кровать как осенний лист. Но даже если бы все было собрано, это еще не спасает от огромных нагрузок в год аттестации.

Анализ успеваемости детей заранее не сделаешь, к открытому уроку за два года до него не будешь готовиться. Обидно, что мастерство учителя существующий вариант аттестации никоим образом не оценивает. Оценивается умение собирать документы в папки. Реальность выполненных мероприятий, умение преподавать — не оцениваются. Формализм называется.

Внеурочная деятельность

Слово «внеурочная» — есть фикция. На самом деле все дети сидят в классах как пуговицы на шинели. Учителя прекрасно понимают, что внеурочная деятельность является основной причиной переутомления детей, и если она не является единственной причиной переутомления, то вносит в него более, чем 50% вклад.

Лишние, никому не нужные часы, утомляют детей, утомляют учителей. На внеурочку составляют планы, которые формально соответствуют 5 обязательным направлениям

Темы, как правило, берутся из интернета самые примитивные. Детей жалко нагружать. Но все занятия приходится проводить, так как то и дело приходят проверяющие, смотрят, все ли дети на месте, проверяют заявления от родителей на отсутствующих детей.

Зато ни один правозащитник в упор не хочет видеть, что так называемая внеурочная деятельность — это основная причина перегрузки детей. Ненормально большое время пребывания в школе выматывает детей. «Внеурочность» внеурочной деятельности — ложь. Учителя вынуждены принимать участие в этом обмане общества, родителей и детей.

Воспитательная работа

Вся трудность воспитательной работы заключается в том, что на нее нет времени. Составишь все планы по воспитательной работе, напишешь сценарии мероприятий, подведешь итоги, опишешь работу с каждым учеником в отдельности и с родителями, напишешь все отчеты. Вот и вся воспитательная работа. Поговорить с детьми некогда.

А если не напишешь всех бумаг и уделишь время детям, то на педсовете скажут: «Посмотрите на это учителя. Он совсем не ведет воспитательной работы. У него документы не в порядке. Учитель, Вам не стыдно?»

Сверхответственность

Учитель отвечает за детей. Вроде бы правильно. Однако условия для выполнения этой задачи с каждым годом становятся все хуже и хуже. Дети приходят с низкими коммуникативными навыками, количество детей в классе для начальной школы ненормально большое.

К примеру, на лестнице учитель не может видеть весь класс. Сложно уследить за действиями учеников на прогулках. Учитель несет ответственность за всех детей, поэтому ситуации вроде отпустить ребенка в туалет, отвести ребенка в медпункт, самого учителя вызвали к руководству — не разрешимы. Ребенок уходит в туалет, вместо этого катается на перилах и ломает руку. Ведешь ребенка в медпункт, в классе происходит драка со всеми последствиями, ушел к директору — и сердце не на месте.

В начальной школе остро необходим воспитатель (можно одного на 2 — 3 класса), который мог бы «прикрыть» на несколько минут учителя во время уроков. Например, проводил бы ребенка в медпункт или остался с детьми в классе, и, хотя бы частично, разгрузил его во время перемены.

По сравнению со школой советских времен дети практически не двигаются. У них отсутствуют элементарные навыки. Бегут — не видят препятствий. Падают как мешки с картошкой, ломая при этом руки, ноги, шеи как свои, так и чужие.

Вседозволенность, которой часто заменяют демократичное воспитание, привела к тому, что дети начальной школы не понимают запреты. Это касается и запретов, связанных с безопасностью. «Хочу и буду». Осознать опасность дети не в состоянии. Поэтому учитель вынужден ограничивать свободу детей и держать их все время «при себе» исключительно в целях безопасности ребенка, а это, зачастую не нравится родителям. «Вы моему ребенку много запрещаете».

Общение с детьми и родителями

Образовательная услуга

«Как вы яхту назовете, так она и поплывет» (мультфильм «Приключения капитана Врунгеля»). Казалось бы, что тут такого, называть образование «Услугой». Кроме того, что это вызвало ряд трудностей во всей системе образования, это нововведение усложнило жизнь учителя.

К сожалению, многие родители и, следом за ними дети, воспринимают учителя теперь не иначе как прислугу. «Почему вы работаете так, как вас учили в институте? Вы будете работать так, как я вам скажу. И запомните, для вас в классе есть только моя дочь». Услугу получают по своему усмотрению.

«Зачем моему ребенку математика?» — заявляет папа и логические способности ребенка начинают деградировать. Никто не спрашивает, зачем в жизни пригодится приседание «Пистолетик». Развивает мышцы, а математика развивает мышление. Родители себя не чувствуют обязанными давать ребенку полноценное образование, дети не чувствуют себя обязанными учиться.

Права родителей

Права родителей определены в статье 63 семейного кодекса: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами». Все остальные подзаконные акты базируются на этом принципе. Поэтому родитель — хозяин в школе.

Как ни странно, очень часто он превращается в бесправное, беспомощное существо. Это происходит, когда сталкиваются интересы родителей. Например, первый класс. Один из детей ходит по классу, поет песни, сбрасывает чужие вещи с парт. Родители всех других детей возмущены, но они, как и учитель, как и руководство школы беспомощны, потому что «Я своего ребенка в обиду не дам».

У родителей детей, которых вот такие невоспитанные дети лишают возможности учиться или жертв конфликтов с невоспитанными детьми, остается только одно право: забрать своего ребенка из класса или из школы. Но много не набегаешь. Школ в районе или в городе конечное количество.

Права детей

Права детей определены Декларацией прав ребенка. Дети имеют право на все. Так как декларации обязанностей ребенка не существует. Та же картина, что и с правами родителей: Права ребенка могут закончиться там, где начинаются права другого ребенка.

Права учителей

Нет.

Крах системы воспитания

Крах системы воспитания, о причинах и следствиях которого нужно говорить отдельно, привел к тому, что некоторые дети приходят в школу невоспитанными. Берут чужое, не умеют решать конфликты, требуют внимание только к себе, провоцирую других детей на конфликты, отказываются выполнять любые требования, не хотят подчиняться правилам, откровенно хамят и т. д.

Лишенный практически всех инструментов воспитания, учитель обязан управлять этими детьми. Круговорот конфликтов не прекращается, и многие учителя находят из этой ситуации один выход — выход из школы.

Общение с руководством

Ориентация на родителей

Раздутые права родителей, агрессивная реакция руководителей, стоящих над школами, на любые жалобы родителей привели к тому, что в большинстве школа все их существование ориентировано на одно: угождать родителям. И, чем выше престиж школы, тем больше эта тенденция. В любом конфликте администрация школы принимает сторону родителей. Содержание конфликта никого не интересует.

Грузят на ту лошадь, которая везет

Если внимательно посмотреть, то в школах организуют различные мероприятия, проводят открытые уроки перед различными комиссиями и для отчетности, участвуют в конкурсах и олимпиадах, тянут на себе летние лагеря одни и те же люди. Как правило, такие «работяги» уходят в связи с резким ухудшением здоровья.

Отборные классы

Формально тестирование школьников во время приема в первый класс запрещено. Но подготовка к школе, проводимая учебным заведением, позволяет определить способности и воспитанность детей. В школах, которые существуют много лет, администрация и опытные учителя знают родителей детей, поступающих в первый класс, то есть представляют, что можно ждать от ребенка. В новых школах, последними подают заявления, как правило, трудовые мигранты. Опытные психологи могут много узнать о ребенке буквально за 5 минут общения. Короче, администрация в общих чертах представляет степень готовности к школе и степень воспитанности каждого ученика. Из уважения к учителям с опытом, часто формируются неравноценные классы. Самые сложные достаются вновь прибывшим в школу учителям, вне зависимости от опыта и, что самое страшное, молодым учителям.

Проверочно-отчетная истерия

Редкая неделя в школе обходится без какой-нибудь проверки. Проверяют все и всё. К проверкам готовится куча бумаг, переделывается оформление класса, проводится другая подготовка. Часть этой работы выполняет администрация, что не позволяет ей выполнять свои прямые функции, часть ложится на учителей.

Рядовое явление, когда на урок врывается завуч и буквально кричи: «Через час комиссия, мне срочно нужны списки детей, живущих за пределами нашего микрорайона, и срочно оформите и повесьте на доску безопасности схемы движения в школу для каждого ученика». Не факт, что через 10 минут не придет завуч по воспитательной работе и не потребует списка родителей, которые принимали участие во всех воспитательных мероприятиях за прошедший год с расшифровкой, что они делали на каждом мероприятии и описание каждого мероприятия. Срок исполнения — вчера.

Преподавание

Системно-методический крах

Министерством просвещения допущен целый ряд ошибок, вызванных недостаточным знанием законов педагогики. К наиболее тяжелым последствиям привело непонимание чиновниками сущности понятия «система обучения».

В результате в стандартах, в примерных образовательных программах, в конкретных УМК допускается смешение элементов развивающих и традиционных систем обучения.

Эта смесь не может работать теоретически и, на практике, приводит к неимоверной перегрузке детей

Она приводит к невозможности нормального, соответствующего законам педагогики, построения обучения учителем в рамках выбранного УМК. Исключение составляют два УМК, базирующиеся на развивающих системах обучения, но они должного распространения в России не нашли.

Готовящийся ФГОС-2020 поставит окончательный жирный крест на научно-обоснованном обучении детей. Волюнтаризм и педагогическая безграмотность одержат окончательную победу, так как новый ФГОС, кроме как «Энциклопедия педагогических ошибок», назвать никак нельзя.

Учить детей вопреки здравому смыслу и педагогическим законом невыносимо. Для учителей, обладающих качественными, полученными еще в советских педагогических училищах и институтах, знаниями «Больше не могу» заключается именно в этом абсурде: знаешь, как надо делать, и не имеешь возможности учить правильно.

Запреты на обучение детей

Много педагогических неожиданностей подготовили правозащитники. Они твердо уверены в том, что, если тренер в тренажерном зале вместо них будет работать на всех тренажерах, мышцы у них вырастут.

Отсутствие домашних заданий в первом классе — это отсутствие выработки навыков. Программы по основным предметам, количество часов на которые сокращены, по сравнению с дореформенными показателями перезагружены. Времени на выработку навыков нет. Если учесть сверхбольшие по количеству детей классы, то «домашние задания в школе» — это чистейшее лицемерие.

Прежде всего страдают дети, обладающие хорошими и отличными способностями, но немного медлительные или не сразу усваивающие материал, дети с невыработанной мелкой моторикой или с недостаточно развитой устной речью. Им бы чуть-чуть потренироваться и все было бы замечательно. Нельзя! И не все родители понимают, что учитель, рекомендуя им выполнить какие-то упражнения дома желает их ребенку добра. Нельзя!

Вот и выпускает начальная школа необученных школьников, не умеющих толком писать, считать. Современная начальная школа свои функции не выполняет.

Есть еще запрет на отметки. Предлагаемые министерством рекомендации в оценивании школьников в традиционной системе обучения не работают и на практике не используются.

Организация труда

Время на отдых и отправление естественных надобностей

Учитель начальной школы находится в ней от звонка до звонка. То есть с 8:00 до 15:30 при 8-и уроках или с 8:00 до 14:35 при 7-и уроках. Первое, что он делает, когда заканчиваются уроки, — летит в туалет. Потому что подменить его некому, а за детей он несет ответственность без всяких перерывов. И есть он хочет. Так как считается, что детские обеды продаются по специальной цене. А никто не представляет льготы учителям. Вот и получается, обеды за оплату не приветствуется. Короче, в столовой не поешь, а разворачивать бутерброды на перемене, когда у тебя половина детей в коридоре, половина в классе, как-то не получается.

Болезни и лечение

Уходить на больничный? А на подмену выходить кому? Если ушел на больничный, готовься догонять пройденный мимо детей материал. Вот и тянут с лечением от одних каникул до других. Если что-то посерьезнее, то только в летние каникулы. Многим родителям не хватает элементарной культуры, чтобы не приводить больных детей в класс, поэтому всякие инфекция летают по классу, достается и учителям.

Летний отдых

Да, отпуск большой. Только после летнего пришкольного лагеря хочется еще недельку полежать в кровати и не шевелиться. А с середины августа вперед, на баррикады, отпуск или не отпуск. Писать планы, готовить класс, готовить все наглядное оформление, писать списки и снова писать списки и опять писать списки. Какие-то отгулы за выход в выходные дни — фикция. Обычный то отпуск не удается отгулять полностью.

Ненормированность рабочего времени, переходящая в перегрузку

Итак, семь с половиной часов в школе, посещение детей дома, подготовка к урокам, проверка тетрадей, планирование и оформление воспитательной работы, электронный дневник, и т. д. В тоталитарном Советском Союзе была такая должность: инженер по труду и заработной плате. Иногда для анализа реальной ситуации эти инженеры проводили фотографию рабочего дня. То есть находились рядом с сотрудником и записывали, когда и что он делает, на какие операции у него излишне расходуется время, насколько реальны нормы выработки и т. д. Интересно, кто-нибудь профессионально анализировал работу учителя начальной школы? И к каким выводам пришли? Где можно ознакомиться с материалами исследований?

Униженные и оскорбленные

Эту причину увольнения учителя обычно называют последней. Однако чувствуется, что она является базовой, фундаментальной, хотя и глубоко скрытой в сознании учителей, часто ими не до конца осознанной. Оскорбление идет со всех сторон: родители, администрация школы, СМИ, художественные произведения, дети.

Пострадавшая сторона, как всегда, одна — дети. Многих учителей это еще удерживает в школе. Надолго ли хватит? Ольга Васильева предупреждала еще в феврале 2019 года, что нехватка учителей в школах может составить почти 200 тыс. человек, если ничего не предпринимать.

Вот мои предложения. Это не хохма, это тот предел, к которому стремится современная функция кадровой работы министерства просвещения. Так зачем растягивать на годы. Давайте сразу, чтобы была видна вся мерзость современного отношения к школьным учителям.

Короче, от обратного:

Утром учитель обязан обзвонить своих учеников, чтобы те не опоздали в школу. Родители должны быть проинструктированы по правилам техники безопасность во время сопровождения ребенка в школу. Разговоры должны быть записаны и приложены к ежедневному отчету. Ввести ответственность учителей за ребенка в то время, когда он спит дома. Запретить исправлять ошибки в тетрадях, делать замечания по устным ответам, чтобы не травмировать ребенка.

Раз в полгода проводить проверку знаний учителей в объеме выпускных экзаменов педагогического института и на знание всех руководящих документов. К шее учителя крепить кронштейн с видеокамерами кругового обзора, которые снимают учителя и тех, с кем он общается 24 часа в сутки.

Обязать учителя писать отчеты по каждой выставленной оценке. Запретить выставлять оценки ученикам своего класса, чтобы не было коррупции. Немедленно увольнять учителя по факту написания на него жалобы с правом обращения в суд после прочтения руководителями текста жалобы.

После окончания занятий учитель должен посетить каждого из своих учеников и помочь детям выполнить домашние задания. Не менее 4-х часов в день учитель должен посвящать обучению на курсах очных или интерактивных. К проведению занятий с учителями должны привлекаться лица, имеющие не менее 4-х классов образования.

Любая запись в соцсетях до опубликования должна быть подписана директором школы и согласована с вышестоящими инстанциями. Процесс согласования не должен занимать более трех месяцев.

В случае необходимости сделать замечание по поводу выполненной работы или ответа ученика, учитель обязан написать объяснительную записку на имя директора школы с изложением содержание учебного задания или вопроса, предполагаемого правильного ответа, ссылки на руководящие документы, позволяющие сделать замечание. Объяснительная записка должна подписываться директором и утверждаться в вышестоящих инстанциях.

Замечание ученику можно делать только в присутствии руководства школы, психолога, родителей ребенка и омбудсмена по правам детей, которые должны следить за тем, чтобы ребенку не была нанесена психическая травма.

При общении с учителем ребенок должен стоять на стуле, если он ниже учителя ростом, чтобы учитель, возвышаясь над ребенком не оказывал на него психологического давления. Обращаться к родителям и ученикам, учитель должен только в форме «да, господин» или «да, госпожа» и приклонять голову.

О том, чему мы учим детей при такой организации, речь пойдет в части 2.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Будьте благоразумны

Совет: Не стоит строго придерживаться всех правил. Это не всегда приводит к хорошим результатам.

Среда обучения, скованная множеством правил и запретов, охлаждает отношения между учителем и учениками и рано или поздно приводит к бунту. Вы устанавливаете правила, чтобы создать нормы поведения, но они не являются идеальным средством для управления вашим классом сами по себе.

Избегайте эскалации конфликта

Совет: Скажите «нет» публичным наказаниям.

Конфликт с учеником, который происходит на глазах его одноклассников, зачастую непродуктивен и нерационален. Не отчитывайте ученика, нарушающего дисциплину, перед всем классом. Выбрав такую тактику, вы только навредите ситуации. Пристыженный перед своими товарищами ученик, будет вынужден защищаться и ситуация зайдет в тупик.

Если поведение ученика не вписывается ни в какие рамки, можно на пару минут вывести его из класса для короткой беседы, которую можно продолжить после урока. В беседе сохраняйте спокойствие, приводите рациональные аргументы в поддержку своей позиции и обязательно выслушайте позицию ученика. В 90% случаев конфликт будет улажен, а ученик сохранит свое лицо перед сверстниками.

Не наказывайте за все подряд

Совет: Не тратьте энергию попусту, наказывая за каждый проступок.

Не стоит распыляться на каждую мелочь и акцентироваться на мелких проступках. Определите свою «крайнюю черту», которую нельзя переступать и если такая черта пройдена, будьте готовы методично и последовательно заявлять о своих требованиях.

Не горячитесь

Совет: Сохраняйте спокойствие и делайте свою работу.

Когда вам кажется, что все вышло из-под контроля, вы все еще можете управлять своей реакцией.

Старайтесь не кричать. Криком вы добьетесь всего чего угодно, но не уважения и доверия. Вы завоюете гораздо больший авторитет у ваших учеников, если сможете сохранять спокойствие в любой ситуации и будете действовать в строгом соответствии с установленными заранее правилами поведения.

Действуйте по плану

Совет: Всегда держите в уме то, какие проступки каких наказаний заслуживают.

Всегда имейте план. Очень важно, чтобы для каждого проступка было соответствующее наказание. Строго придерживайтесь этого плана. Ваши ученики будут испытывать вас, но если ваша реакция всегда будет одинакова, то эта игра закончится достаточно быстро.

Построение отношений

Включение и выключение

Совет: Обращайтесь к вашим ученикам по имени и отчеству, приветствуя их при входе в класс.

Таким образом, вы как бы «включаете» в ученике официально-деловой тон, способствующий проведению урока, и разряжаете их озорной заряд, полученный на перемене.

Встаньте на их место

Совет: Старайтесь время от времени смотреть на вещи глазами своих учеников.

Всегда помните, что перед вами живые люди, а не роботы, которые обязаны подчиняться вашим командам. Проявите эмпатию, чтобы лучше понимать ваших учеников и тогда вам будет намного легче найти общий язык.

Узнайте их поближе

Совет: Постарайтесь установить близкие отношения с вашими учениками и покажите, что вам не все равно.

Время, потраченное на установление доверительных и честных отношений с вашими учениками, окупится во сто крат, будьте уверены.

Не атакуйте «в лоб»

Совет: Избегайте конфронтаций с проблемными учениками, но попробуйте понять их.

Ученики, которые проявляют девиантное поведение, как правило, маскируют этим какие-либо проблемы. Постарайтесь максимально аккуратно выяснить причины такого поведения и найти общий язык с таким учеником.

Никаких обид

Совет: Не принимайте на свой счет обидных слов. Начинайте каждый день с чистого листа.

Всегда помните, что перед вами дети. Иногда они будут хотеть задеть вас, но вы никогда не должны показывать, что у них это получилось. Еще лучше, если у них это вообще не будет получаться, поскольку вы ничего не будете принимать на свой счет.

Сделайте родителей своими союзниками

Совет: Не бойтесь общаться с родителями.

Родители действительно могут стать вашими союзниками. Звоните им не, только когда хотите пожаловаться на ученика, но и чтобы сообщить о его успехах или же просто, чтобы сказать о том, какого хорошего ребенка они воспитали.

Задавайте простые вопросы.

Совет: Задавайте ученикам простые вопросы, чтобы помочь им почувствовать себя более комфортно.

Будьте дружелюбными с вашими учениками. Это поможет им почувствовать себя более комфортно на ваших уроках. Общение очень важно, чтобы помочь им почувствовать себя более свободно с вами. Организовывайте стихийные дискуссии на отвлеченные темы и задавайте простые наводящие вопросы. Это будет стимулировать их интерес и доверие к вам.

Ожидания

Взаимное уважение.

Совет: Уважение должно стать золотым правилом вашего класса.

Относитесь к вашим ученикам так, как вы бы хотели, чтобы они относились к вам. Воспитывайте в ваших учениках такое отношение и друг к другу. Прежде чем сказать кому-либо что-либо, подумайте о том, что бы вы почувствовали, если бы услышали то же самое.

Будьте последовательны.

Совет: Будьте последовательны в ваших дисциплинарных ожиданиях.

Будьте последовательны в исполнении установленных вами правил поведения. Этим вы завоюете себе уважение. Правила должны быть едины для всех, в том числе и для вас. Это создаст атмосферу доверия и равенства.

Инструкции для класса

Переходы

Совет: Научитесь управлять переходами.

Переход от перемены к уроку, от группового обсуждения к индивидуальной работе, от изучения теоретической части к работе с практическими заданиями: каждый переход можно разбить на этапы, чтобы обеспечить наилучший контроль над каждым переходом.

Будьте гибкими

Совет: Не зацикливайтесь на одном стиле подачи информации.

У многих учителей с опытом формируется своя методика подачи информации. Со временем это может начать навевать скуку на ваших учеников. Вносите разнообразие! Когда процесс обучения становится слишком скучным и предсказуемым появляются и проблемы с поведением.

Ясность

Совет: Стремитесь к ясности, четкости и простоте.

Если вы хотите завладеть вниманием учеников, постарайтесь максимально ясно, просто и четко излагать учебный материал. Кроме того, ученики должны понимать, зачем они это учат и что им это дает.

Сотрудничество

Командная работа

Совет: Стимулируйте учеников работать вместе, используя награды.

Разделите класс на команды и фиксируйте успехи каждой команды в специальной общедоступной таблице (ее можно вывесить на доске). Команда, которая наберет наибольшее количество баллов, получит специальный приз. Вы можете снимать баллы с команды, когда кто-либо из ее членов будет нарушать дисциплину и начислять их по окончании дня, если нарушений не было. Кроме того, баллы можно начислять за успехи в учебе. Это будет стимулировать учеников работать в команде, кроме того, каждый отдельный член команды будет стремиться не подвести команду.

Взаимодействуйте с коллегами

Совет: Не бойтесь просить других о помощи.

Задавайте вопросы и обращайтесь за помощью к коллегам. Вы не обязаны знать и уметь все на свете. С вами наверняка работают более опытные педагоги, которые уже сталкивались с той же проблемой, что и вы. Не стесняйтесь обращаться к ним за помощью.

Настроение заразительно

Совет: Зайдя в класс, оставьте ваши проблемы за дверью.

Ваше настроение передается вашим ученикам. Если вы всем своим видом показываете, что вам сейчас не до урока, то как вы можете ожидать заинтересованности и прилежности от ваших учеников?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *