Очередь на строительство

Содержание

РАГС — РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) и образцов юридических документов

«…застройщик или заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства» (ст.52).

Традиционное содержание производственного контроля качества и технадзора заказчика в новом Кодексе получило название строительного контроля. Контроль должен проводиться в процессе строительства с целью проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка. Обязанность ведения строительного контроля возложена на лицо, осуществляющее строительство, т.е. на заказчика-застройщика либо на привлекаемое им на основании договора физическое или юридическое лицо (ст.53).

Главная, Градостроительный кодекс РФ, Статья 52

6. Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

7. Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 52

3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;

3.2. В случае выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции объектов капитального строительства индивидуальные предприниматели или юридические лица, являющиеся членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции объектов капитального строительства (если иное не предусмотрено настоящей статьей), могут привлекаться застройщиком или техническим заказчиком на основании договора строительного подряда на осуществление отдельных этапов строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Вид строительства по градостроительному кодексу

По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку. 11. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта. 12.

При таком виде строительства не производится реконструкция и/или расширение существующих производственных площадей. Расширение действующих предприятий – создание и/или увеличение новых/существующих объектов, цехов на действующем учреждении. Объекты не ставят на самостоятельный баланс после документального оформления, связанного с вводом в эксплуатацию. Иначе говоря, результатом любого из перечисленных видов капитального строительства является объект. Строительство – развивающаяся отрасль, в процессе которой появляются готовые объекты по функционалу производственного/непроизводственного назначения и инфраструктуры.

Что относится к объектам капитального строительства: что гласит Градостроительный кодекс

ОКС предполагают поэтапное выполнение строительных работ: проектных, монтажных, пуско-наладочных. Все это требует значительных денежных вложений. Капитальное строение должно соответствовать законодательным и правовым нормам, а также нормам строения, принятым в конкретном городе или районе. Некапитальные объекты не имеют указанных характеристик – зачастую они размещаются без разрешительных документов, не имеют фундамента и легко транспортируются. Такие объекты используются непродолжительное время, после окончания которого они подлежат разбору.

Уважаемый Алексей. В градостроительном кодексе (статья 52-ая) можно ознакомится с типами объектов, которые не относятся к капитальным постройкам, а именно: подпункт 1: гараж, или постройка на участке, выделенном для садоводческой деятельности. Подпункт 2: навесы, киоски и прочее. Подпункт 3: вспомогательные сооружения. То есть в законе перечислены далеко не все объекты, которые могут быть признаны не капитальными. Что бы узаконить такой статус, нужно обратиться в службу техинвентаризации, они правомочны выдать такое заключение. С уважением.

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г

2. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.

7. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

О порядке определения состава пусковых комплексов предприятий, сооружений, их сметной стоимости и планирования капитальных вложений на строительство этих комплексов

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
И СТРОИТЕЛЬСТВУ СССР ПЛАНОВЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПИСЬМО

от 13 апреля 1984 года N 18-Д/БЛ-26-Д

О порядке определения состава пусковых комплексов
предприятий, сооружений, их сметной стоимости и
планирования капитальных вложений на строительство
этих комплексов

В связи с поступающими запросами Госстрой СССР и Госплан СССР разъясняют положения, которыми необходимо руководствоваться при определении состава пусковых комплексов и их сметной стоимости в разрабатываемых проектах (рабочих проектах) и рабочей документации на строительство (реконструкцию) предприятия, сооружения, их очередей и планировании капитальных вложений.

1. Общие положения

1.1. В соответствии с Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СН 202-81*), утвержденной постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1981 года N 261*, в состав пусковых комплексов предприятия, сооружения, их очередей включаются объекты основного производственного, вспомогательного и обслуживающего назначения, энергетического, транспортного и складского хозяйства, связи, инженерные коммуникации и очистные сооружения, обеспечивающие выпуск продукции (оказание услуг) в установленном заданием на проектирование объеме и полную переработку отходов производства, нормальные санитарно-бытовые условия для работающих, а также включаются объекты, связанные с защитой окружающей природной среды.

* В дальнейшем именуется «Инструкция СН 202-81*».

1.2. Необходимость выделения при проектировании и строительстве предприятий, сооружений и их очередей пусковых комплексов указывается в задании на проектирование, как установлено в Инструкции СН 202-81*.

* В дальнейшем именуется «Инструкция СН 202-81*».

2. Состав проектно-сметной документации пусковых комплексов предприятий, сооружений, их очередей

В проекте (рабочем проекте)

2.1. В случаях, когда в задании на проектирование предприятия, сооружения, их очередей предусматривается выделение пусковых комплексов, в разделах проекта и рабочего проекта (Общая пояснительная записка, Технологические решения, Строительные решения, Организация строительства, Жилищно-гражданское строительство) выполняются проектные проработки с необходимыми расчетами и определяется состав пусковых комплексов, а в разделе «Сметная документация» составляются ведомости сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс (по форме N 8 приложения 14 к Инструкции СН 202-81*), которые прикладываются к сводному сметному расчету стоимости строительства.

* В дальнейшем именуется «Инструкция СН 202-81*».
На ситуационном плане размещения предприятия, сооружения, схеме генерального плана (генплане) и стройгенплане выделяются объекты, коммуникации и инженерные сети, входящие в состав пусковых комплексов, а на генеральном плане нового или выкопировке из генерального плана существующего города (поселка) указываются строящиеся для каждого комплекса здания и сооружения жилищно-гражданского назначения.

2.2. В ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс, включаются итоговые данные объектных и локальных сметных расчетов (смет), если объекты в полном объеме входят в состав данного пускового комплекса. Если в пусковой комплекс объект включается не на полный объем строительства, предусмотренный проектом, то его стоимость определяется расчетно. При определении стоимости строительства объектов, входящих в состав пускового комплекса, учитываются также соответствующие средства, предусмотренные в главах 1, 8 — 12 и резерве средств на непредвиденные работы и затраты сводного расчета стоимости строительства (форма N 1 приложения 7 к Инструкции СН 202-81*), как правило, пропорционально доле стоимости объектов пускового комплекса к ее величине по стройке в целом.

* В дальнейшем именуется «Инструкция СН 202-81*».
В случаях когда объекты пускового комплекса вводятся в эксплуатацию в течение первого года строительства, то их сметная стоимость определяется по объектным и локальным сметам, составленным по рабочим чертежам, разработанным на планируемый год.
Определенная в указанном порядке сметная стоимость строительства объектов пусковых комплексов служит для планирования капитальных вложений, товарной строительной продукции, ввода в эксплуатацию производственных мощностей и основных фондов, а также учитывается при составлении пятилетних планов капитальных вложений, перечней и титульных списков строек.

2.3. В отдельных случаях, когда в процессе выделения в проекте (рабочем проекте) объектов пусковых комплексов вносятся изменения в проектные решения, согласованные при выборе площадки (трассы) строительства, а также отступления от условий на присоединение объекта к инженерным сетям и коммуникациям общего пользования, эти изменения подлежат согласованию генеральным проектировщиком с участием субподрядных проектных организаций с соответствующими органами государственного надзора, заинтересованными организациями и в том числе с генеральной подрядной строительной организацией.
Проектно-сметная документация на объекты пусковых комплексов утверждается в установленном порядке в составе проекта (рабочего проекта) на строительство предприятия, сооружения, их очередей.

2. В тех случаях, когда в утвержденном проекте (рабочем проекте) на строительство предприятия, сооружения, их очередей объекты пусковых комплексов не были выделены, а такая необходимость в их выделении возникла в процессе строительства, проектная организация — генеральный проектировщик по дополнительному заданию заказчика дорабатывает указанный проект (рабочий проект), выделив в его составе объекты комплексов, и после проведения согласования намечаемых проектных решений в порядке, указанном в пункте 2.3 настоящего письма, представляет этот проект (рабочий проект) заказчику для утверждения.

2. Экспертные органы при экспертизе проектов (рабочих проектов) предприятий, сооружений, в составе которых предусмотрены пусковые комплексы, должны строго контролировать соблюдение требований действующих нормативных документов по проектированию и строительству, положений настоящего письма, а также требований задания на проектирование, устанавливающих количество и мощность пусковых комплексов.

В рабочей документации

2.6. При разработке рабочих чертежей на строительство зданий и сооружений, входящих в пусковые комплексы, дорабатываются и уточняются технологические, архитектурно-строительные, другие решения, принятые в проекте (рабочем проекте), составляются объектные, локальные сметы и ведомости сметной стоимости строительства объектов, входящих в указанные комплексы, с учетом данных о фактическом освоении средств по объектам пускового комплекса (данные представляются заказчиком по форме согласно приложению) в сроки, обеспечивающие своевременную разработку годовых планов капитального строительства и объемов подрядных строительно-монтажных работ, подготовку строительного производства и ввод в действие производственных мощностей.
Документация, связанная с доработкой и уточнением проектных решений по объектам пусковых комплексов, выполняется проектными организациями генеральными проектировщиками по договорам с заказчиками проектов в порядке, установленном для разработки рабочей документации. При этом сроки передачи проектной организацией заказчику этой документации должны устанавливаться в договорах на проектно-изыскательские работы с учетом сроков передачи ее генподрядчику, устанавливаемых в графиках на каждый год строительства.
Проектно-сметная документация, уточненная в процессе разработки рабочих чертежей и смет на строительство зданий, сооружений, входящих в состав пусковых комплексов, включается в состав рабочей документации и передается генеральной проектной организацией заказчику в пяти экземплярах.

2.7. Сметная стоимость строительно-монтажных работ и размер средств на приобретение оборудования определяются в ведомостях сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс, составляемых по форме N 8 приложения 14 к Инструкции СН 202-81*, на основе смет к рабочим чертежам на строительство зданий и сооружений, входящих в состав пускового комплекса. В указанную ведомость включаются итоговые данные соответствующих объектных и локальных смет с начислениями, а также средства, предусмотренные в главах 1, 8 — 12 сводного сметного расчета стоимости, в соответствии с выполненными проектными проработками. При этом в сметную стоимость строительства объектов пусковых комплексов не должны включаться затраты по задельным объектам, ввод в действие которых не предусматривается в составе данного пускового комплекса.

* В дальнейшем именуется «Инструкция СН 202-81*».
Ведомости сметной стоимости строительства объектов, входящих в состав пусковых комплексов, согласовываются заказчиком с генеральной подрядной организацией одновременно с согласованием объектных и локальных смет на здания и сооружения, строительство которых намечено на год ввода в действие пускового комплекса в порядке и сроки, установленные в Инструкции СН 202-81*, и утверждаются заказчиком.

* В дальнейшем именуется «Инструкция СН 202-81*».

2.8. Проектно-сметная документация, уточненная в процессе разработки рабочих чертежей и смет на строительство зданий, сооружений, входящих в состав пускового комплекса, брошюруется в виде отдельного документа (книги) и должна содержать:
краткую пояснительную записку с обоснованиями вводимых мощностей, состав цехов, зданий, сооружений, инженерных сетей, коммуникаций и других объектов, включаемых в данный пусковой комплекс, стоимость осуществляемого строительства объектов пускового комплекса, а также сведения о выполнении требований норм и правил по проектированию и строительству, технических условий на подключение объектов пускового комплекса к сетям, сооружениям и коммуникациям общего пользования, мероприятий по охране окружающей природной среды и другие сведения;
выкопировку из генерального плана предприятия, сооружения с указанными на ней объектами, входящими в состав пускового комплекса;
выкопировку из ситуационного плана размещения предприятия, сооружения с указанными на ней внеплощадочными коммуникациями и сооружениями (железные и автомобильные дороги, инженерные сети и сооружения и др.), входящими в состав пускового комплекса;
выкопировку из сводного плана внутриплощадочных инженерных сетей с указанными на ней сетями и сооружениями пускового комплекса (для крупных объектов);
выкопировку из генерального плана города (поселка) с нанесенными на ней зданиями и сооружениями жилищно-гражданского назначения;
выкопировку из календарного плана строительства, на которой указываются очередность и сроки строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений пускового комплекса;
перечень ведомостей объемов строительных и монтажных работ по объектам, входящим в пусковой комплекс;
перечень сводных ведомостей потребности в материалах по объектам, входящим в пусковой комплекс, составленных в порядке, установленном ГОСТ 21.109 — 80;
ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс, составленную на основе объектных и локальных смет по форме N 8 приложения 14 к Инструкции СН 202-81*;

* В дальнейшем именуется «Инструкция СН 202-81*».
перечень сборников спецификаций на оборудование для объектов пускового комплекса, составленных по форме, установленной в ГОСТ 21.110 — 82.

2.9. Проектно-сметная документация на строительство объектов пусковых комплексов (в виде отдельного документа) с отметкой заказчика «на производство работ» передается генеральной подрядной строительно-монтажной организации в трех экземплярах и организации, комплектующей стройку оборудованием, — в одном экземпляре.
Генподрядчик из трех имеющихся у него экземпляров передает один экземпляр указанной документации субподрядной организации, осуществляющей монтаж основного технологического и энергетического оборудования, которой в плане устанавливаются показатели по вводу в действие производственных мощностей и объектов.

2.10. Не допускается вносить изменения в проектно-сметную документацию на строительство пусковых комплексов под фактически выделяемые капитальные вложения и объемы подрядных строительно-монтажных работ.
Не допускается также вносить изменения в проектно-сметную документацию на пусковые комплексы по стройкам и объектам, не введенным в действие в предыдущем году.
Изменения в пусковые комплексы могут вноситься в порядке, установленном постановлением Совета Министров СССР от 23 января 1981 года N 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов».

3. Выделение пусковых комплексов в титульных списках строек

3.1. При разработке проектов титульных списков строек, по которым в проектно-сметной документации предусматривается ввод в действие мощностей по пусковым комплексам, необходимо руководствоваться следующим:
по стройкам с продолжительностью строительства более двух лет распределение заданий по вводу в действие мощностей и капитальным вложениям по годам строительства производится с учетом данных проектно-сметной документации пусковых комплексов в составе утвержденного проекта. При этом в титуле вновь начинаемых строек на весь период строительства выделяются показатели только первого пускового комплекса, которые уточняются в последующем по рабочей документации;
по всем последующим пусковым комплексам соответствующие показатели, определенные на основе рабочей документации и смет, выделяются в титульных списках строек при уточнении установленных в них заданий на год, в котором предусматривается ввод в действие соответствующих мощностей;
по стройкам со сроком строительства менее двух лет, а также по стройкам, осуществляемым на основе рабочих проектов, показатели пускового комплекса (комплексов) выделяются в титуле вновь начинаемой строки.
В связи с изданием настоящего письма утрачивает силу письмо Госстроя СССР и Госплана СССР от 26 августа 1974 года N МЧ-3859-2/4 и от 29 августа 1974 года N ВИ-1728/6-181 «О порядке разработки, согласования и утверждения в проектах предприятий, сооружений состава пусковых комплексов».

Что такое строительство?


Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.
Процесс строительства включает в себя все организационные, изыскательские, проектные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы, связанные с созданием, изменением или сносом объекта, а также взаимодействие с компетентными органами по поводу производства таких работ.
Результатом строительства считается возведённое здание (сооружение) с внутренней отделкой, действующими инженерно-технологическими системами и полным комплектом документации, предусмотренной законом.

Субъекты строительной деятельности

Строительство (в широком смысле) включает деятельность следующих субъектов:
Инвестор — лицо, вкладывающее собственные или заёмные средства в строительство.
Лица, специализирующиеся на капитальных вложениях в строительство с целью последующего извлечения прибыли, называются девелоперами.
Особая форма инвестиционной деятельности — долевое строительство, когда привлекаются средства граждан для строительства многоквартирных домов.
Застройщик — лицо, обеспечивающее строительство на принадлежащем ему земельном участке.Заказчики — уполномоченные инвесторами лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. Заказчиками могут быть сами инвесторы.
По российским законам заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом.
Подрядчики — лица, которые выполняют работы по договору подряда (непосредственные исполнители), либо посредники, которые заключают договоры субподряда с исполнителями-субподрядчиками.
Саморегулируемые организации (СРО) изыскателей, проектировщиков и строителей.
Профессиональные научные и творческие организации (например, РААСН, Союз архитекторов России), международные организации (ФИДИК).
Государство в лице органов государственной власти и местного самоуправления является специфическим субъектом строительной деятельности. Оно определяет градостроительную и жилищную политику, осуществляет правовое (в том числе техническое) регулирование, а также государственный строительный надзор.
В простых случаях (например, индивидуальное жилищное строительство) инвестор, застройщик, заказчик и подрядчик могут совпадать в одном лице, а СРО и иные некоммерческие организации — не участвовать в таких отношениях вовсе.

Объекты строительства

Здания — объемные строительные системы, имеющие надземную и (или) подземную части, включающие в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенные для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Конструктивные системы (схемы) зданий:
каркасная (несущий остов сформирован из стоек, балок и перекрытий, а также диафрагм жёсткости; ограждающие конструкции не являются несущими, помещения разделяются лёгкими перегородками) — несущие элементы (колонны) имеют линейную характеристику;
стеновая (ограждающие стены и часть внутренних стен являются несущими) — несущие элементы (стены) имеют плоскостную характеристику;
объёмно-блочная (здание формируется из блоков-ячеек, изготовленных в заводских условиях) — несущие элементы (блоки) имеют объёмную характеристику.
Существуют также комбинированные схемы, а также ствольная схема (подвид каркасной, где несущим является ядро жёсткости) и оболочковая схема (все ограждающие конструкции образуют единую пространственную оболочку). При этом несущий остов зданий, построенных по стеновой и каркасной системе может быть сборным (собираться из отдельных элементов, изготовленных в заводских условиях) или монолитным (стены, колонны и перекрытия изготавливаются непосредственно на стройплощадке и образуют единое целое).
Сооружения — объемные, плоскостные или линейные строительные системы, имеющие наземную, надземную и (или) подземную части, состоящие из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенные для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов:
башни, вышки, градирни,
резервуары,
линии электропередачи,
линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения),
трубопроводы,
автомобильные дороги,
железнодорожные пути,
мосты,
аэродромы,
тоннели,
временные сооружения.

Виды строительства

В зависимости от назначения строящихся объектов различают следующие виды строительства:
Промышленное (заводы, фабрики)
Транспортное (дороги, линейные объекты, мосты, тоннели)
Гражданское (жилые дома, общественные здания)
Военное (объекты военного назначения)
Гидротехническое (плотины, дамбы, каналы, берегоукрепительные сооружения и устройства, водохранилища)
Гидромелиоративное (системы орошения, осушения)

Статья 52 Градостроительного кодекса. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018)Документ действующий
1HQQESHpv9LE

  • Главное меню
    • Глава 1. Общие положения
      • Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
      • Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности
      • Статья 3. Законодательство о градостроительной деятельности
      • Статья 4. Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности
      • Статья 5. Субъекты градостроительных отношений
      • Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
    • Глава 2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности
      • Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности
      • Статья 6.1. Передача осуществления полномочий Российской Федерации в области градостроительной деятельности
      • Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности
      • Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности
      • Статья 8.1. Контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности
      • Статья 8.2. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
    • Глава 2.1. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности, федеральный реестр сметных нормативов
      • Статья 8.3. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности
      • Статья 8.4. Федеральный реестр сметных нормативов
    • Глава 3. Территориальное планирование
      • Статья 9. Общие положения о документах территориального планирования
      • Статья 10. Содержание документов территориального планирования Российской Федерации
      • Статья 11. Подготовка и утверждение схем территориального планирования Российской Федерации
      • Статья 12. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации
      • Статья 13. Утратила силу
      • Статья 13.1. Содержание документа территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации
      • Статья 13.2. Подготовка проекта и утверждение схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации
      • Статья 14. Содержание документов территориального планирования субъекта Российской Федерации
      • Статья 15. Подготовка и утверждение схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации
      • Статья 16. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации
      • Статья 17. Утратила силу
      • Статья 18. Документы территориального планирования муниципальных образований
      • Статья 19. Содержание схемы территориального планирования муниципального района
      • Статья 20. Подготовка и утверждение схемы территориального планирования муниципального района
      • Статья 21. Особенности согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района
      • Статья 22. Утратила силу
      • Статья 23. Содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа
      • Статья 24. Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа
      • Статья 25. Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа
      • Статья 26. Реализация документов территориального планирования
      • Статья 27. Совместная подготовка проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления
      • Статья 28. Особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов
      • Статья 29. Утратила силу
    • Глава 3.1. Нормативы градостроительного проектирования
      • Статья 29.1. Нормативы градостроительного проектирования
      • Статья 29.2. Содержание нормативов градостроительного проектирования
      • Статья 29.3. Подготовка и утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования
      • Статья 29.4. Подготовка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
    • Глава 4. Градостроительное зонирование
      • Статья 30. Правила землепользования и застройки
      • Статья 31. Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки
      • Статья 32. Порядок утверждения правил землепользования и застройки
      • Статья 33. Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки
      • Статья 34. Порядок установления территориальных зон
      • Статья 35. Виды и состав территориальных зон
      • Статья 36. Градостроительный регламент
      • Статья 37. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
      • Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
      • Статья 39. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства
      • Статья 40. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
    • Глава 5. Планировка территории
      • Статья 41. Назначение, виды документации по планировке территории
      • Статья 41.1. Общие требования к документации по планировке территории
      • Статья 41.2. Инженерные изыскания для подготовки документации по планировке территории
      • Статья 42. Проект планировки территории
      • Статья 43. Проект межевания территории
      • Статья 44. Утратила силу
      • Статья 45. Подготовка и утверждение документации по планировке территории
      • Статья 46. Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа
      • Статья 46.1. Развитие застроенных территорий
      • Статья 46.2. Договор о развитии застроенной территории
      • Статья 46.3. Порядок организации и проведения аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории
      • Статья 46.4. Договор о комплексном освоении территории
      • Статья 46.5. Договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья
      • Статья 46.6. Договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья
      • Статья 46.7. Порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья
      • Статья 46.8. Требования к участникам аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья
      • Статья 46.9. Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества
      • Статья 46.10. Комплексное развитие территории по инициативе органа местного самоуправления
      • Статья 46.11. Порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления
    • Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства
      • Статья 47. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства
      • Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование
      • Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты
      • Статья 48.2. Экономически эффективная проектная документация повторного использования
      • Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории
      • Статья 49.1. Аттестация физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий
      • Статья 50. Аккредитация юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий
      • Статья 50.1. Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства
      • Статья 51. Разрешение на строительство
      • Статья 51.1. Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома
      • Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства
      • Статья 53. Строительный контроль
      • Статья 54. Государственный строительный надзор
      • Статья 55. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
    • Глава 6.1. Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства
      • Статья 55.1. Основные цели саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и содержание их деятельности
      • Статья 55.2. Приобретение статуса саморегулируемой организации
      • Статья 55.3. Виды саморегулируемых организаций
      • Статья 55.4. Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации
      • Статья 55.5. Стандарты и внутренние документы саморегулируемой организации
      • Статья 55.5-1. Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства
      • Статья 55.6. Прием в члены саморегулируемой организации
      • Статья 55.7. Прекращение членства в саморегулируемой организации
      • Статья 55.8. Право члена саморегулируемой организации выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства
      • Статья 55.9. Обеспечение саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов
      • Статья 55.10. Исключительная компетенция общего собрания членов саморегулируемой организации
      • Статья 55.11, статья 55.12. Утратили силу
      • Статья 55.13. Контроль саморегулируемой организацией за деятельностью своих членов
      • Статья 55.14. Рассмотрение саморегулируемой организацией жалоб на действия своих членов и обращений
      • Статья 55.15. Применение саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации
      • Статья 55.16. Компенсационные фонды саморегулируемой организации
      • Статья 55.16-1. Размещение средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в кредитных организациях, инвестирование средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации
      • Статья 55.17. Ведение реестра членов саморегулируемой организации
      • Статья 55.18. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций
      • Статья 55.19. Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций
      • Статья 55.20. Национальные объединения саморегулируемых организаций
      • Статья 55.21. Всероссийский съезд саморегулируемых организаций
      • Статья 55.21-1. Полномочия президента Национального объединения саморегулируемых организаций
      • Статья 55.22. Совет Национального объединения саморегулируемых организаций
      • Статья 55.23. Государственный контроль за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций
    • Глава 6.2. Эксплуатация зданий, сооружений
      • Статья 55.24. Требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений
      • Статья 55.25. Обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения
      • Статья 55.26. Приостановление и прекращение эксплуатации зданий, сооружений
    • Глава 6.3. Освоение территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов
      • Статья 55.27. Договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования
      • Статья 55.28. Порядок организации и проведения аукционов на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования, договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования
      • Статья 55.29. Требования к участникам аукционов на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования, договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования
    • Глава 6.4. Снос объектов капитального строительства
      • Статья 55.30. Общие положения о сносе объектов капитального строительства
      • Статья 55.31. Осуществление сноса объекта капитального строительства
      • Статья 55.32. Особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями
      • Статья 55.33. Особенности сноса объектов капитального строительства, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий, или приведения таких объектов капитального строительства в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зон с особыми условиями использования территорий
    • Глава 7. Информационное обеспечение градостроительной деятельности
      • Статья 56. Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности
      • Статья 57. Создание и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и предоставление сведений, документов и материалов государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности
      • Статья 57.1. Федеральная государственная информационная система территориального планирования
      • Статья 57.2. Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве
      • Статья 57.3. Градостроительный план земельного участка
    • Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности
      • Статья 58. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности
      • Статья 59. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц при осуществлении территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории
      • Статья 60. Возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве, сносе объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения
      • Статья 60.1. Возмещение ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договора
      • Статья 61. Компенсация вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу физических лиц
      • Статья 62. Расследование случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности
    • Глава 9. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе
      • Статья 63. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе

РАЗРАБОТКА ПУСКОВЫХ КОМПЛЕКСОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЕКТНО-СМЕТНОГО ДЕЛА

Отсутствие в течение длительного времени в нормативных документах единых для всех министерств и ведомств-заказчиков, подрядных и проектных организаций положений о порядке разработки, составе, содержании, согласовании и утверждении пусковых комплексов предприятий и сооружений привело к различным толкованиям заказчиками и подрядчиками понятия пусковых комплексов.

Нередко из-за выделения заказчиками капитальных вложений в размерах, недостаточных для завершения пусковых комплексов в полном объеме или в связи с необеспечением подрядчиками выполнения строительно-монтажных работ к установленным срокам, ранее разработанные, согласованные и утвержденные пусковые комплексы пересматривались и переутверждались, причем из их состава исключались крайне необходимые объекты, работы и затраты.

В результате получила широкое распространение практика сдачи и приемки в эксплуатацию пусковых комплексов предприятий и сооружений «по временным схемам» без полного окончания необходимых работ, зданий, сооружений, без завершения мероприятий по технике безопасности, охране труда, а также не обеспеченных электроэнергией, теплом, водой, сырьем и т. п. Вполне понятно, что такие пусковые комплексы не могли нормально работать и выпускать полноценную продукцию в соответствии с утвержденными проектами. Следствием приемки в эксплуатацию пусковых комплексов «по временным схемам» были частые сбои ритма производства, ненормальные условия труда и промышленной санитарии, а это приводило к нарушению установленных сроков освоения проектных мощностей, изменению номенклатуры продукции, невыполнению основных технико-экономических показателей работы предприятий.

Краткие понятия о пусковом комплексе, его составе и порядке утверждения изложены в примечаниях к п. 1 Общих положений «Норм продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений СН 440­72», в которых указывается, что пусковой комплекс должен включать совокупность объектов (или их частей) основного производственного и вспомогательного назначения, энергетического, транспортного и складского хозяйства, связи, инженерных коммуникаций, очистных сооружений и благоустройства, обеспечивающих выпуск продукции, предусмотренной проектом, и нормальные условия труда для обслуживающего персонала согласно действующим нормам. Состав и объем пускового комплекса разрабатывается проектной организацией и утверждается по согласованию с заказчиком и генеральным подрядчиком в установленном порядке. Однако все это не смогло, естественно, внести существенных изменений в сложившуюся практику. Не прояснилось положение с пусковыми комплексами и после внесения постановлением Госстроя от 23 мая 1973 г. дополнений к п. 42 Временной инструкции по разработке проектов и смет промышленного строительства СН 202-69.

Практика все настойчивей требовала создания единого в капитальном строительстве положения о порядке разработки, составе, определении сметной стоимости, согласовании, утверждении, пересмотре и переутверждении пусковых комплексов предприятий и сооружений. Такое положение было утверждено Госстроем и Госпланом 26 августа 1974 г.

Пусковой комплекс предприятия, сооружения или его очереди включает совокупность объектов или частей основного производственного, вспомогательного и обслуживающего назначения, энергетического, транспортного, складского хозяйства, связи, внутриплощадочных коммуникаций, очистных сооружений, благоустройства, зданий и помещений бытового назначения, общественного питания, здравпунктов, обеспечивающих выпуск продукции в объеме, предусмотренном проектом для данного пускового комплекса, нормальные санитарно-бытовые условия для работающих, защиту от загрязнения водоемов и окружающей среды.

Решение о выделении при строительстве предприятий, сооружений или их очередей пусковых комплексов принимается в технико-экономических обоснованиях (ТЭО) целесообразности и необходимости проектирования и строительства. Поэтому уже в задании на разработку технорабочего (технического) проекта в соответствии с утвержденным в установленном порядке ТЭО требуется составление проектно-сметной документации для пусковых комплексов. В этих случаях в определенных частях технорабочего (технического) проекта подготавливаются проектные материалы пусковых комплексов, а к сводной смете на строительство прилагаются ведомости с указанием стоимости строительства объектов и работ, входящих в пусковой комплекс.

Все положения Инструкции СН 202-76 по разработке проектов и смет промышленного строительства распространяются на составляемую проектно-сметную документацию пусковых комплексов как по ее объему и составу, так и по срокам выдачи подрядчику.

Проектно-сметная документация пусковых комплексов, имеющаяся в технорабочем (техническом) проекте предприятия, сооружения или соответствующей очереди строительства, рассматривается, согласовывается и утверждается в составе этого проекта. Изменения могут вноситься в нее только с согласия проектной организации, заказчика и подрядчика в сроки, обеспечивающие своевременную разработку планов капитального строительства и ввода в действие производственных мощностей. При этом данные о фактических и ожидаемых затратах по строящимся объектам пускового комплекса передаются заказчиком проектной организации одновременно с договором на выполнение проектных работ по уточнению указанной проектно-сметной документации.

Уточненная по рабочим чертежам и сметам проектно-сметная документация пускового комплекса в обязательном порядке должна быть согласована в месячный срок заказчиком проекта при участии генеральной проектной организации с генеральной подрядной строительной организацией. В случаях разногласий документы передаются для рассмотрения и принятия решения в месячный срок руководителям министерств, ведомств-заказчиков и на согласование — руководителям министерств, ведомств-подрядчиков.

Если уточненная документация пускового комплекса разработана без изменения проектных решений, утвержденных в технорабочем (техническом) проекте, и согласована с подрядной организацией в вышеуказанном’ порядке, то она утверждается вновь руководителем дирекции строящегося предприятия или руководителем предприятия-заказчика независимо от сметной стоимости стройки в целом. В случаях когда в проектных решениях пускового комплекса изменен состав основных объектов, их мощность, что вызывает пересмотр технорабочего (технического) проекта, проектно-сметная документация такого пускового комплекса должна переутверждаться инстанцией, ранее утвердившей проект стройки. Одновременно переутверждается проектно-сметная документация всей стройки.

Проектные решения, принимаемые в технической документации пускового комплекса на основе рабочих чертежей, согласовываются с органами государственного надзора и заинтересованными организациями только тогда, когда в них имеются отступления от согласованных ранее проектных решений. Проектные работы, связанные с уточнением проектно-сметной документации пусковых комплексов, выполняются проектными организациями по договорам с заказчиком проекта в порядке, установленном для разработки рабочих чертежей зданий, сооружений.

Уточненная по рабочим чертежам зданий, сооружений и сметам с учетом фактического состояния строительства проектно-сметная документация пускового комплекса должна содержать:

  1. краткую пояснительную записку с обоснованиями вводимых мощностей, состава производства, зданий, сооружений, инженерных сетей, коммуникаций и др., включаемых в данный пусковой комплекс, стоимости строительства объектов;
  2. сведения о выполнении требований действующих норм л правил по проектированию и строительству, требований к проекту органов государственного надзора и организаций, выдавших технические условия на подключение объектов к сетям, сооружениям и коммуникациям общего пользования и др.;
  3. выкопировку из генерального плана предприятия, сооружения с указанными на ней объектами, входящими в пусковой комплекс;
  4. выкопировку из ситуационного плана размещения предприятия, сооружения с указанными на ней внеплощадочными коммуникациями и сооружениями (железные и автомобильные дороги, инженерные сети и сооружения и др.), входящими в состав пускового комплекса;
  5. выкопировку из сводного плана внутриплощадочных инженерных сетей с указанными на ней сетями и сооружениями пускового комплекса;
  6. выписки из сводной ведомости объемов основных строительных и монтажных работ и сводного графика потребности в строительных конструкциях, изделиях, полуфабрикатах и материалах для строительства с выделенными в них объемами строительно-монтажных работ и потребностью в конструкциях, изделиях и строительных материалах для объектов пускового комплекса, уточненными по рабочим чертежам зданий, сооружений;
  7. ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс, составленную на основе объектных смет и справку о фактическом и ожидаемом освоении средств;
  8. сводный перечень заказных спецификаций по оборудованию, составленный на основе заказных спецификаций к рабочим чертежам зданий, сооружений пускового комплекса по установленной форме.

Более чем двухгодичный опыт применения единого методического Положения о порядке разработки, согласования и утверждения в проектах предприятий, сооружений состава пусковых комплексов способствовал повышению уровня разработки проектно-сметной документации пусковых комплексов, более правильному определению их состава и сметной стоимости (а следовательно, и необходимых капитальных вложений), быстрейшему освоению введенных мощностей и повышению качества строительства.

Использование метода проектирования и строительства промышленных предприятий автономными пусковыми комплексами, в состав которых входят группы производств, объединенных единым технологическим процессом, обеспечивает, как показывают расчеты, сокращение территории застройки на 10-15%, снижение расходов на сооружение инженерных коммуникаций, подъездных путей и дорог на 10-20% по сравнению с проектированием и строительством в обычном порядке.

Строительство первого участка Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) от трассы М-4 «Дон» до М-1 «Беларусь» планируется завершить в 2019 году.

ЦКАД делится на пять пусковых комплексов. Длина первого составляет 49,5 км, из них 22 км пройдет по территории Новой Москвы. Сейчас выполнено 40% от всего объема работ.

Напомним, ЦКАД пройдет по территориям Подмосковья и Новой Москвы на расстоянии 50 км от МКАД. Длина трассы составит около 339 км.

Первый отрезок Центральной кольцевой автодороги протяженностью 3,6 км открылся 10 ноября 2017 года. Он является частью пятого пускового комплекса, который проходит по территориям Наро-Фоминского, Одинцовского, Истринского и Солнечногорского районов.

По этому отрезку можно объехать подмосковный Звенигород. Разрешенная скорость движения по открывшемуся участку – 60 км/час (проезд бесплатный), по ЦКАД в целом – от 80 до 110 км/ч.

Центральная кольцевая автодрога поможет разгрузить главные московские магистрали и МКАД от транзитной перевозки грузов, а также сформировать на территории Московской области крупные международные транспортные коридоры: «Лондон – Нижний Новгород», «Хельсинки – Юго-Восточная Европа», «Север – Юг» и «Хельсинки – Нижний Новгород».

Третий, четвертый и пятый пусковые комплексы ЦКАД планируется вводить в 2018-2020 годах.

Напомним, проект ЦКАД разработан в начале 2000-х годов. Строительство началось в 2015 году. Дорога состоит из пяти участков (пусковых комплексов), четыре из которых представляют замкнутое кольцо.

В перспективе ЦКАД, МКАД и реконструированное Калужское шоссе составят единую транспортную схему Новой Москвы.

Строительство ЦКАД

Очередь строительства

Смотреть что такое «Очередь строительства» в других словарях:

  • Очередь строительства — 3.11 Очередь строительства определенная проектом (рабочим проектом) часть объекта строительства, обеспечивающая выпуск продукции, оказание услуг или условия проживания; она может состоять из одного или нескольких пусковых комплексов. Источник:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • очередь строительства первая — 1. Комплекс градостроительных мероприятий, намечаемых к осуществлению на первом этапе развития населённого пункта 2. Начальный этап строительства объекта, включающий определённую часть всего объёма работ Тематики энергетика в целом EN stage of constructionconstruction stage … Справочник технического переводчика

  • ОЧЕРЕДЬ СТРОИТЕЛЬСТВА ПЕРВАЯ — 1. комплекс градостроительных мероприятий, намечаемых к осуществлению на первом этапе развития населённого пункта 2. начальный этап строительства объекта, включающий определённую часть всего объёма работ (Болгарский язык; Български) първи етап на … Строительный словарь

  • ОЧЕРЕДЬ СТРОИТЕЛЬСТВА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ — определенная проектом (рабочим проектом) часть предприятия, обеспечивающая выпуск продукции или оказание услуг; она может состоять из одного или нескольких пусковых комплексов … Большой бухгалтерский словарь

  • ОЧЕРЕДЬ — ОЧЕРЕДЬ, и, мн. и, ей, жен. 1. Порядок в следовании кого чего н. По очереди (друг за другом, по одному). В первую о. (прежде всего). В свою о. (со своей стороны, так же как и другие). Быть на очереди (быть очередным). Поставить на о. (включить в… … Толковый словарь Ожегова

  • очередь — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? очереди, чему? очереди, (вижу) что? очередь, чем? очередью, о чём? об очереди; мн. что? очереди, (нет) чего? очередей, чему? очередям, (вижу) что? очереди, чем? очередями, о чём? об очередях 1 … Толковый словарь Дмитриева

  • очередь — и; мн. род. ей; ж. 1. Люди, располагающиеся друг за другом, в ожидании чего л. Стоять в очереди. О. за билетами. Живая о. (без предварительной записи). О. у кафе, бара. О. в универмаге. О. у кинотеатра. // Место за кем л. среди людей, ожидающих… … Энциклопедический словарь

  • очередь — и; мн. род. е/й; ж. см. тж. по очереди, в первую очередь, в свою очередь, без очереди, вне очереди 1) а) Лю … Словарь многих выражений

  • История строительства Алматинского метрополитена — Алматинский метрополитен Информация Страна Казахстан Город … Википедия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *