Оформление по ТЗ

В чем разница технического задания и описания объекта госзакупки

Описание объекта закупки является составной частью техзадания. При этом в Законе о контрактной системе правила описания объекта урегулированы, но требования к техническому заданию по 44 ФЗ не уточняются и вообще о таком документе ничего не говорится.

Напомним, что с 11.01.2018 в правилах описания предмета госзаказа произошли изменения:

  1. Законодатели исключили положение о том, что оно должно носить объективный характер.
  2. Как и раньше, потребуется сопроводить товарный знак словами «или эквивалент».

Делать это будет не обязательно:

  • если товары, которые выпускаются под другими товарными знаками, несовместимы с товарами, которыми пользуется госзаказчик;
  • если закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, которыми пользуется заказчик, согласно техдокументации.

ВАЖНО! Составлять образец формы технического задания по 44 ФЗ работнику контрактной службы или контрактному управляющему рекомендуем совместно с юридической службой и специалистами, которые знают специфику в конкретной области закупки.

Правила составления ТЗ основаны на комплексе норм государственных и международных стандартов (ГОСТ). При их использовании в какой-либо сфере необходимо соотнести ТЗ со спецификой конкретной области деятельности.

В соответствии с 44-ФЗ, образец технического задания по ГОСТу в обязательном порядке заказчику создавать не нужно. Но практика показывает, что на каждом из этапов закупки (при составлении сопровождающей документации, проекта контракта, приемки и контроля исполнения контракта) заказчик соприкасается с элементами техзадания. Поэтому полезно такой образец иметь и понимать принципы разработки технического задания.

Правила составления ТЗ по 44 ФЗ

Самый простой и быстрый способ сформировать техническое задание — образец по ФЗ 44 разработать на основе официального издания Единой системы документации национальных стандартов.

Основное назначение технического задания — четко определить и зафиксировать требования к объекту закупки. При этом закон устанавливает, что наименование закупки указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 23). Каталог утвержден Постановлением Правительства от 08.02.2017 № 145.

При наличии описания закупаемой продукции в КТРУ заказчик обязан:

  • описывать объект закупки так, как это предусмотрено КТРУ;
  • включить в описание письменное обоснование (если описание отличается от того, которое предусмотрено в КТРУ).

Утвержденными ПП от 05.06.2015 № 555 Правилами предусмотрена обязанность заказчика указывать наименование предмета закупки в процессе обоснования.

Формулировку требований заказчик составляет на основе правил описания объекта закупки (ст. 33). Выделим некоторые обязательные условия:

  • указание на эквивалент;
  • обоснованность регламентами или иными нормативными документами;
  • наличие спецификаций, планов, чертежей, эскизов, изображений (при необходимости);
  • новое состояние товара (если нет иной потребности у заказчика);
  • требования в отношении гарантийного срока, предоставлении гарантии.

Этапы составления технического задания

1. Составить список терминов, определений и сокращений, которые будут использоваться в документе.

2. Предоставить полную информацию о заказчике:

  • наименование (официальное название организации с указанием организационно-правовой формы);
  • адрес (организации или подразделения, которое отвечает за госзакупку);
  • режим рабочего дня в соответствии с внутренним трудовым распорядком.

3. Предусмотреть в информации о закупке сведения:

  • совместная закупка или нет, а если да — права и обязанности каждого заказчика (ПП от 28.11.2013 № 1088);
  • централизованная закупка, сведения об уполномоченном органе (ч. 1 ст. 26 закона № 44-ФЗ);
  • привлечение экспертов, порядок их работы.

4. Перечислить сведения о госзакупке:

  • способ определения поставщика (ч. 1 ст. 24);
  • обоснование выбранного способа определения поставщика (ч. 5 ст. 24).

5. Перечислить требования к участникам: деловая репутация, наличие у них производственных мощностей.

6. Указать исходные условия: справочная, производственная, опытная информация, которые оказывают влияние при исполнении контракта. Например, что обслуживать закупаемую технику возможно только в утренние часы.

7. Привести сведения об особенностях производственного процесса или архитектурного объекта заказчика, которые повлияют на процесс исполнения контракта. Например, при составлении технического задания на закупку мебели может понадобиться указать, что при доставке необходим подъем на третий этаж вручную из-за отсутствия лифта.

8. Указать точное местоположение объекта, а при необходимости — его полное описание. Это может потребоваться, например, для проектирования инженерных коммуникаций или для точного расчета стоимости ремонта.

9. Привести желаемые результаты (какую проблему хочет решить заказчик) и цели госзакупки (ст. 13 44-ФЗ).

10. Указать источник финансирования.

11. Установить для участников требование соблюдать определенную нормативно-правовую базу, в том числе относящуюся к предмету контракта, условиям исполнения, срокам, гарантийным обязательствам.

12. Определить условия нормирования госзакупки (ч. 1 ст. 19).

13. Указать наименование и обоснование объекта госзакупки.

14. Максимально точно и детально описать объект госзакупки (ст. 33).

15. Определить экологические особенности закупаемого объекта.

16. Уточнить объем закупаемых товаров, а также периодичность и срок поставки.

17. Определить гарантийный срок и объем предоставляемых гарантий.

18. Установить требования к упаковке, маркировке, какие условные и специальные обозначения должны быть на ней.

19. Обязать предоставлять подтверждение нового товара или потребности в товаре иного состояния.

20. Определить расходы на эксплуатацию.

21. Определиться, нужны ли монтаж и наладка.

22. Установить порядок поставки и приемки.

23. Указать на необходимость провести испытания, обучение лиц, которые будут использовать закупаемый товар.

Техническое задание

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.
Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.
Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать.
Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К улучшению/2 сентября 2017.

Техни́ческое зада́ние (ТЗ, техзада́ние) — документ, содержащий требования заказчика к объекту закупки, определяющие условия и порядок ее проведения для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в соответствии с которым осуществляются поставка товара, выполнение работ, оказание услуг и их приемка. Это исходный документ, который учитывает основное назначение закупки товаров, работ, услуг, их характеристики, задание заказчика, описание первичных данных, целей и задач закупки, сроков поставки, выполнения работ, оказания услуг, требований к товару, работам, услугам, их результатам, к гарантиям, описание объекта закупки, объем закупаемых товаров, работ, услуг, формы отчетности, обоснование требований к товару, работам, услугам, эквивалентные показатели, экономические требования, а также специальные требования .

Техническое задание согласно ГОСТу.

Техническое задание является исходным материалом для создания информационной системы или другого продукта. Поэтому техническое задание (сокращенно ТЗ) в первую очередь должно содержать основные технические требования к продукту и отвечать на вопрос, что данная система должна делать, как работать и при каких условиях.

Как правило, этапу составления технического задания предшествует проведение обследования предметной области, которое завершается созданием аналитического отчета. Именно аналитический отчет (или аналитическая записка) ложится в основу документа Техническое задание.

Если в отчете требования заказчика могут быть изложены в общем виде и проиллюстрированы UML-диаграммами, в техническом задании следует подробно описать все функциональные и пользовательские требования к системе. Чем подробнее будет составлено техническое задание, тем меньше спорных ситуаций возникнет между заказчиком и разработчиком во время приемочных испытаний.

Таким образом, техническое задание является документом, который позволяет как разработчику, так и заказчику представить конечный продукт и впоследствии выполнить проверку на соответствие предъявленным требованиям.

Руководствующими стандартами при написании технического задания являются ГОСТ 34.602.89 «Техническое задание на создание автоматизированной системы» и ГОСТ 19.201-78 «Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению». Первый стандарт предназначен для разработчиков автоматизированных систем, второй для программных средств (разницу между данными сериями мы обсуждали в статье «Что такое ГОСТ»).

Итак, ниже мы представляем список и описание разделов, которые должно содержать техническое задание согласно ГОСТам.

ГОСТ 19.201-78 Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению

ГОСТ 34.602.89 Техническое задание на создание автоматизированной системы

1. Введение

1. Общие сведения

2. Основания для разработки

3. Назначение разработки

2. Назначение и цели создания системы

3. Характеристика объекта автоматизации

4. Требования к программе или программному изделию

4. Требования к системе

4.1. Требования к функциональным характеристикам

4.2. Требования к функциям (задачам), выполняемым системой

4.1. Требования к системе в целом

4.1.1. Требования к структуре и функционированию системы

4.1.3. Показатели назначения

4.2. Требования к надежности

4.1.4. Требования к надежности

4. 1.5. Требования к безопасности

4. 1.6. Требования к эргономике и технической эстетике

4.3. Условия эксплуатации

4.1.2. Требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы

4. 1.9. Требования к защите информации от несанкционированного доступа

4. 1.10. Требования по сохранности информации при авариях

4. 1.11. Требования к защите от влияния внешних воздействий

4. 1.12. Требования к патентной чистоте

4. 1.13. Требования по стандартизации и унификации

4.4. Требования к составу и параметрам технических средств

4. 1.8. Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы

4.5. Требования к информационной и программной совместимости

4.6. Требования к маркировке и упаковке

4.7. Требования к транспортированию и хранению

4. 1.7. Требования к транспортабельности для подвижных систем

4.8. Специальные требования

4. 1.14. Дополнительные требования

4.3. Требования к видам обеспечения

5. Требования к программной документации

8. Требования к документированию

6. Технико-экономические показатели

7. Стадии и этапы разработки

5. Состав и содержание работ по созданию системы

8. Порядок контроля и приемки

6. Порядок контроля и приемки системы

7. Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие

9.Источники разработки

Итак, документ Техническое задание должен, по сути, отражать все требования к проектируемому продукту, выделенные на этапе аналитического исследования объекта автоматизации.

Опираясь на таблицу, приведенную выше, мы можем выделить основные разделы технического задания:

  • Общие сведения о системе (программе);
  • Назначение, цели и задачи системы (программы);
  • Требования к системе (функциональные требования, пользовательские требования, требования к системе в целом и тд);
  • Требования к видам обеспечения;
  • Требования к документированию;
  • Стадии и этапы разработки;
  • Порядок контроля и приемки системы (программы).

Общие сведения
Данный раздел документа Техническое задание должен содержать полное наименование системы и все варианты сокращений, которые будут использованы при разработке документации.

Пример:

«В данном документе создаваемая информационная система называется «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», сокращенно ЕО.
Систему Единое окно доступа к образовательным ресурсам далее в настоящем документе допускается именовать Единое окно или Система.»

Также сюда следует включить подразделы сообщающие реквизиты организаций участвующих в разработке (Заказчика и Исполнителя).

В подразделе «Основания для разработки» документа Техническое задание перечисляются основные документы, на основании которых выполняются данные работы. Например, для системы, выполняемой по заказу Правительства страны или другого Государственного органа, должны быть указаны законы, указы и постановления Правительства.

Далее следует указать сроки начала и окончания работ и сведения об источнике финансирования. Данная информация может быть указана и в конце технического задания в разделе с указанием стадий и этапов работ.

Неотъемлемой частью документа Техническое задание также должен быть список терминов и сокращений. Термины и сокращения лучше представить в виде таблицы с двумя столбцами «Термин» и «Полная форма».

Термины и сокращения располагаются в алфавитном порядке. В первую очередь принято давать расшифровку русскоязычным терминам и сокращениям, потом англоязычным.

Назначение и цели создания системы

Данный раздел документа Техническое задание должен содержать назначение и цели создания системы.

Пример:

«Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» предназначена для обеспечения пользователей полной, оперативной и удобной информацией, касающейся системы образования Российской федерации, организаций выполняющих функцию образовательных учреждений.

Основной целью Системы является формирование единой информационной среды и автоматизации бизнес-процессов Образовательных учреждений Российской Федерации.

Создание информационной системы «Единое окно» должно обеспечить:

  • предоставление пользователям широкого спектра информационных ресурсов;
  • повышение уровня информационной безопасности;
  • повышение эффективности работы образовательных учреждений и ведомств за счет оптимизации ряда бизнес-процессов;
  • повышение эффективности процесса взаимодействия информационных систем и сервисов внутри ведомства.

Создание Системы позволит сократить эксплуатационные затраты в результате повышения эффективности работы ведомства.»

Требования к системе

Данный раздел документа Техническое задание предназначен для описания основных функциональных требований системы. Это самая важная часть технического задания, так как именно она станет основным вашим аргументом при спорах с Заказчиком в процессе сдачи системы в эксплуатацию. Поэтому к его написанию необходимо подойти наиболее тщательно.

В документе Техническое задание должны быть представлены все требования, выявленные на этапе проведения анализа объекта автоматизации. Лучше всего выделить основные бизнес-процессы, которые и должны быть раскрыты посредством описания функциональных требований.

Пример:

«4.1 Бизнес-процесс «Предоставление информации об образовательных учреждениях Российской Федерации

В данном бизнес-процессе выделяются следующие участники:

Модератор – работник ведомства, входящий в состав обслуживающего персонала Системы, ответственный за корректность предоставляемых данных

Автор – сотрудник образовательного учреждения, ответственный за размещение информации о своей организации.

Пользователь – гражданин, нуждающийся в получении информации о работе образовательных учреждений Российской Федерации.

4.1.1 Регистрация образовательного учреждения в Системе

Регистрация образовательного учреждения Российской Федерации осуществляется ответственным сотрудником учреждения («Постановление Правительства …»).

Процесс регистрации образовательного учреждения включает следующие шаги:

  • Автор создает запись об организации;
  • Автор заносит данные организации;
  • Система проверяет наличие лицензии для данной организации
    • Если лицензия существует в базе данных, Система отправляет Автору сообщение об успешной регистрации;
    • Если лицензия не найдена в базе данных, Система отправляет сообщение Автору об отсутствии лицензии для данной организации.»

Если позволяет время, информацию, приведенную в данном разделе, следует, более полно раскрыть в приложении к документу Техническое задание. В приложении к техническому заданию можно привести экранную форму и ниже описать все события, которые на ней присутствуют (создание, просмотр, редактирование, удаление и т.п.).

Требования к системе в целом включают раскрытие ее архитектуры с описанием всех подсистем. В данной части Технического задания следует описать требования к интеграции системы с другими продуктами (если таковые имеются). Далее в техническое задание должны быть включены:

  • требования к режимам функционирования системы
  • показатели назначения
  • требования к надежности
  • требования к безопасности
  • требования к численности и квалификации персонала и режиму его работы
  • требования к защите информации
  • требования по сохранности информации при авариях
  • требования к патентной чистоте
  • требования по стандартизации и унификации
  • и т.д.

Требованиям к видам обеспечения

В данном разделе документа Техническое задание должны быть представлены требования к математическому, информационному, лингвистическому, программному, техническому и др. видам обеспечения (если таковые имеются).

Требования к документированию

Раздел «Требования к документированию» технического задания включает перечень проектных и эксплуатационных документов, которые должны быть предоставлены заказчику.

Данный раздел технического задания также важен, как и описание функциональных требований, поэтому не следует ограничиваться фразой «Заказчику должна быть предоставлена вся документация согласно ГОСТ 34». Это означает, что вы должны предоставить весь пакет документов включая «Формуляр», «Паспорт» и т.п. Большинство документов из списка, указанного в ГОСТ 34.201-89 не нужны ни вам, ни заказчику, поэтому лучше сразу согласовать список на этапе разработки документа Техническое задание.

Минимальный пакет документов обычно включает:

  • Техническое задание;
  • Ведомость эскизного (технического) проекта;
  • Пояснительная записка к Техническому проекту;
  • Описание организации информационной базы;
  • Руководство пользователя;
  • Руководство администратора;
  • Программа и методика испытаний;
  • Протокол приемочных испытаний;
  • Акт выполненных работ

Перечень документов в техническом задании лучше представить в виде таблицы, где указывается наименование документа и стандарт на основании, которого он должен быть разработан.

Стадии и этапы разработки

В данном разделе документа Техническое задание следует представить информацию обо всех этапах работ, которые должны быть проведены.

Описание этапа должно включать наименование, сроки, описание работ и конечный результат.

Порядок контроля и приемки системы

В данном разделе документа Техническое задание необходимо указать документ, на основании которого должны быть проведены приемо-сдаточные испытания.

При необходимости техническое задание может быть дополнено другими разделами, или сокращено путем удаления нецелесообразных пунктов.

При изменении структуры технического задания, во избежание конфликтных ситуаций, ее необходимо согласовать с заказчиком до разработки документа.

>
Стандарты и шаблоны для ТЗ на разработку ПО

IEEE STD 830-1998

Достаточно хорошее определение стандарта 830-1998 — IEEE Recommended Practice for Software Requirements Specifications дано в самом его описании:
Описывается содержание и качественные характеристики правильно составленной спецификации требований к программному обеспечению (SRS) и приводится несколько шаблонов SRS. Данная рекомендуемая методика имеет своей целью установление требований к разрабатываемому программному обеспечению, но также может применяться, чтобы помочь в выборе собственных и коммерческих программных изделий.
Согласно стандарту техническое задание должно включать следующие разделы:
1. Введение

  • 1. Назначение
  • 2. Область действия
  • 3. Определения, акронимы и сокращения
  • 4. Ссылки
  • 5. Краткий обзор

2. Общее описание

  • 1. Взаимодействие продукта (с другими продуктами и компонентами)
  • 2. Функции продукта (краткое описание)
  • 3. Характеристики пользователя
  • 4. Ограничения
  • 5. Допущения и зависимости

3. Детальные требования (могут быть организованы по разному, н-р, так)

  • 1. Требования к внешним интерфейсам
    • 1. Интерфейсы пользователя
    • 2. Интерфейсы аппаратного обеспечения
    • 3. Интерфейсы программного обеспечения
    • 4. Интерфейсы взаимодействия
  • 2. Функциональные требования
  • 3. Требования к производительности
  • 4. Проектные ограничения (и ссылки на стандарты)
  • 5. Нефункциональные требования (надежность, доступность, безопасность и пр.)
  • 6. Другие требования

4. Приложения
5. Алфавитный указатель
На самом деле новичку достаточно трудно понять, что должно содержаться в данных разделах по вышеприведенной структуре (как и в случае с ГОСТом), поэтому нужно читать сам стандарт, который легко найти в Интернете. Как и примеры, правда, на англ. языке.
Мне же больше нравится адаптированный шаблон Карла Вигерса, который я использую при разработки ТЗ для коммерческих компаний. И вообще дедушка Вигерс предоставляет множество полезных рекомендаций по работе с требованиями (куда идут деньги при покупке этих рекомендаций, читайте в начале красным). Ну а его книжку вы уже несколько раз, надеюсь, перечитали.

ISO/IEC/ IEEE 29148-2011

Стандарт IEEE 29148-2011 обеспечивает единую трактовку процессов и продуктов, используемых при разработке требований на протяжении всего жизненного цикла систем и программного обеспечения. Он приходит на смену стандартов IEEE 830-1998, IEEE 1233-1998, IEEE 1362-1998.
Данный стандарт содержит два шаблона спецификации требований:
• System requirements specification (SyRS)
• Software requirements specification (SRS)
System Requirements Specification (SyRS) определяет технические требования для выбранной системы и удобства взаимодействия предполагаемой системы и человека. Она определяет высокоуровневые требования к системе с точки зрения предметной области, а также информацию об общей цели системы, ее целевой среде и ограничениях, допущениях и нефункциональных требованиях. Она может включать в себя концептуальные модели, спроектированные для иллюстрации содержания системы, сценариев использования, основных сущностей предметной области, данных, информаций и рабочих процессов. Из определения следует, что это аналог ТЗ, описанного в ГОСТ 34.
SyRS может содержать следующие разделы:
1. Введение

  • 1. Назначение системы
  • 2. Содержание системы (границы системы)
  • 3. Обзор системы
    • 2. Функции системы
    • 3. Характеристики пользователей
  • 4. Термины и определения

2. Ссылки
3. Системные требования

  • 1. Функциональные требования
  • 2. Требования к юзабилити
  • 3. Требования к производительности
  • 4. Интерфейс (взаимодействие) системы
  • 5. Операции системы
  • 6. Состояния системы
  • 7. Физические характеристики
  • 8. Условия окружения
  • 9. Требования к безопасности
  • 10. Управление информацией
  • 11. Политики и правила
  • 12. Требования к обслуживанию системы на протяжении ее жизненного цикла
  • 13. Требования к упаковке, погрузке-разгрузки, доставке и транспортировке

4. Тестирование и проверка (список необходимых приемочных тестов, которые отражают зеркально раздел 3)
5. Приложения

  • 1. Предположения и зависимости
  • 2. Аббревиатуры и сокращений

SRS это спецификация требований для определенного программного изделия, программы или набора программ (продукт), которые выполняют определенные функции в конкретном окружении. Из определения следует, что это аналог ТЗ, описанного в ГОСТ 19, а по структуре очень напоминает SRS из стандарта IEEE 830.
SRS может содержать следующие разделы:
1. Введение

  • 1. Назначение
  • 2. Содержание (границы)
    • 3. Обзор продукта
    • 1. Взаимодействие продукта (с другими продуктами и компонентами)
    • 2. Функции продукта (краткое описание)
    • 3. Характеристики пользователей
    • 4. Ограничения
  • 4. Термины и определения

2. Ссылки
3. Детальные требования

  • 1. Требования к внешним интерфейсам
  • 2. Функции продукта
  • 3. Требования к юзабилити
  • 4. Требования к производительности
  • 5. Требования к логической структуре БД
  • 6. Ограничения проектирования
  • 7. Системные свойства ПО
  • 8. Дополнительные требования

4. Тестирование и проверка (список необходимых приемочных тестов, которые отражают зеркально раздел 3)
5. Приложения

  • 1. Предположения и зависимости
  • 2. Аббревиатуры и сокращений

Данный стандарт достаточно сложно найти в открытом виде в Интернете, но постараться можно, и опять же только на англ.

А как же Agile?

Я скажу одной фразой из Манифеста Agile: “Working software over comprehensive documentation”. Поэтому в Agile документации отводится совсем мало места.
Мое же убеждение, что разработать АС без ТЗ можно (используя техники/рекомендации Agile), но вот в дальнейшем сопровождать — невозможно. Поэтому сразу задумайтесь, как вы будете писать ТЗ и другую документацию, при разработке ПО по Agile.

Как говорится, каждому проекту свое техническое задание. При правильном использовании любого из вышеперечисленных стандартов можно брать эти шаблоны для написания ТЗ, естественно адаптируя их под себя.
Но главное, чтобы ТЗ не превращалось в ХЗ, а, именно, содержание (наполнение) в ТЗ — самое главное! Но это уже совсем другая история… Если есть интерес, то можно пройти он-лайн курс Разработка и управление требованиями к ПО.
Ну а кто дочитал до конца — тому бонус: пример ТЗ, который я писал много лет назад (сейчас уже просто аналитиком давно не работаю, да и другие более удачные примеры запрещает открывать на всеобщее обозрение NDA).
Также рекомендую ознакомиться со следующими материалами:

  • Презентацией Юрия Булуя Классификация требований к программному обеспечению и ее представление в стандартах и методологиях.
  • Анализ требований к автоматизированным информационным системам. Лекция 11: Документирование требований.
  • Правила составления Software requirements specification (читать вместе с комментариями)
  • Примеры ТЗ и другой документации по разработке АС для МЭР
  • ГОСТ-овский стиль управления. Статья Gaperton по правильной работе с ТЗ по ГОСТ
  • Шаблоны документов для бизнес-аналитиков из группы ВК «Business Analysis Magazine»

Трудовые отношения как объект ФЗ № 197

Как следует из ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают только в двух случаях – в результате заключения договора и по факту. В первом случае стороны, вступая во взаимоотношения, заключают письменный договор в соответствии с нормами ФЗ №197 на основаниях, перечисленных в статье 16. Во втором случае взаимоотношения между субъектами права могут считаться трудовыми в том случае, если один из них начал выполнять свои обязанности, а другой не возражал или дал прямое указание о начале работы.

Однако в дальнейшем отношения, возникшие по обоюдному согласию, должны быть закреплены договором. Допущение человека к выполнению обязанностей без ведома работодателя запрещено.

Определение термина «трудовые отношения» дано в ст. 15 ФЗ №197. Ими являются отношения, которые сложились на основании соглашения между работником и работодателем. Суть обоюдного соглашения состоит в том, что одна из сторон обязуется выполнять работу в соответствии с определёнными правилами и режимом, а другая сторона обязуется оплачивать этот труд. Такие отношения должны закрепляться специальным договором.

Таким образом, основой отношений, регламентируемых ФЗ №197, является соглашение между работником и работодателем, которое обязательно должно быть закреплено письменным договором.

Фигуранты ТК и их права

В трудовом праве существует только три субъекта. Это:

  • работодатель;
  • работник;
  • государство как гарант законности реализации прав людей на труд.

Считается, что ТК РФ, выполняя функцию посредника между сторонами производственного процесса, защищает преимущественно права наёмных работников. В какой-то степени это так. Однако существование чётких правил взаимодействия сторон выгодно и работодателю, поскольку государственные нормативы всегда создают стабильную и предсказуемую ситуацию.

В соответствии с нормами ФЗ №197, работники имеют право на:

  • своевременную выплату заработной платы;
  • обеспечение постоянных и адекватных условий труда в соответствии с договором и существующими нормативами;
  • защиту от произвольного увольнения;
  • сорокачасовую рабочую неделю;
  • отдых в соответствии с режимом и графиком;
  • защиту персональных данных;
  • отпуск по беременности и родам и уходу за ребёнком.

Следует отметить ещё одну особенность Трудового кодекса РФ – базовой регламентацией рабочего времени является количество часов в неделю, а не в день (ст. 91). Это даёт возможность работодателю устанавливать свой график в соответствии с договором. Увеличено и максимально допустимое количество часов сверхурочной работы. Конкретной регламентации ежедневного количества часов подвержены только особые условия труда или отдельные категории сотрудников. К последним относятся лица, совмещающие работу и учёбу, несовершеннолетние, инвалиды I и II групп.

Таким образом, ТК РФ содержит нормы, направленные на то, чтобы совместить интересы работников и их нанимателей. Однако любой закон, регламентирующий взаимоотношения сотрудников и их нанимателей, призван, прежде всего, защищать права наёмных работников, что является объективной необходимостью.

  • Часть 1 Трудового кодекса РФ
    • Раздел 1. Общие положения
      • Глава 1. Основные начала трудового законодательства (Статьи 1-14)
      • Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений (Статьи 15-22)
  • Часть 2 Трудового кодекса РФ
    • Раздел 2. Социальное партнерство в сфере труда
      • Глава 3. Общие положения (Статьи 23-28)
      • Глава 4. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве (Статьи 29-34)
      • Глава 5. Органы социального партнерства (Статьи 35-35.1)
      • Глава 6. Коллективные переговоры (Статьи 36-39)
      • Глава 7. Коллективные договоры и соглашения (Статьи 40-51)
      • Глава 8. Участие работников в управлении организацией (Статьи 52-53)
      • Глава 9. Ответственность сторон социального партнерства (Статьи 54-55)
  • Часть 3 Трудового кодекса РФ
    • Раздел 3. Трудовой договор
      • Глава 10. Общие положения (Статьи 56-62)
      • Глава 11. Заключение трудового договора (Статьи 63-71)
      • Глава 12. Изменение трудового договора (Статьи 72-76)
      • Глава 13. Прекращение трудового договора (Статьи 77-84.1)
      • Глава 14. Защита персональных данных работника (Статьи 85-90)
    • Раздел 4. Рабочее время
      • Глава 15. Общие положения (Статьи 91-99)
      • Глава 16. Режим рабочего времени (Статьи 100-105)
    • Раздел 5. Время отдыха
      • Глава 17. Общие положения (Статьи 106-107)
      • Глава 18. Перерывы в работе. Выходные и нерабочие праздничные дни (Статьи 108-113)
      • Глава 19. Отпуска (Статьи 114-128)
    • Раздел 6. Оплата и нормирование труда
      • Глава 20. Общие положения (Статьи 129-132)
      • Глава 21. Заработная плата (Статьи 133-158)
      • Глава 22. Нормирование труда (Статьи 159-163)
    • Раздел 7. Гарантии и компенсации
      • Глава 23. Общие положения (Статьи 164-165)
      • Глава 24. Гарантии при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки и переезде на работу в другую местность (Статьи 166-169)
      • Глава 25. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей (Статьи 170-172)
      • Глава 26. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, а также работникам, допущенным к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук (Статьи 173-177)
      • Глава 27. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора (Статьи 178-181.1)
      • Глава 28. Другие гарантии и компенсации (Статьи 182-188)
    • Раздел 8. Трудовой распорядок. Дисциплина труда
      • Глава 29. Общие положения (Статьи 189-190)
      • Глава 30. Дисциплина труда (Статьи 191-195)
    • Раздел 9. Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников
      • Глава 31. Общие положения (Статьи 195.1-197)
      • Глава 32. Ученический договор (Статьи 198-208)
    • Раздел 10. Охрана труда
      • Глава 33. Общие положения (Статьи 209-210)
      • Глава 34. Требования охраны труда (Статьи 211-215)
      • Глава 35. Организация охраны труда (Статьи 216-218)
      • Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда (Статьи 219-231)
    • Раздел 11. Материальная ответственность сторон трудового договора
      • Глава 37. Общие положения (Статьи 232-233)
      • Глава 38. Материальная ответственность работодателя перед работником (Статьи 234-237)
      • Глава 39. Материальная ответственность работника (Статьи 238-250)
  • Часть 4 Трудового кодекса РФ
    • Раздел 12. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
      • Глава 40. Общие положения (Статьи 251-252)
      • Глава 41. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями (Статьи 253-264)
      • Глава 42. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет (Статьи 265-272)
      • Глава 43. Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации (Статьи 273-281)
      • Глава 44. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству (Статьи 282-288)
      • Глава 45. Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев (Статьи 289-292)
      • Глава 46. Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах (Статьи 293-296)
      • Глава 47. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом (Статьи 297-302)
      • Глава 48. Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей — физических лиц (Статьи 303-309)
      • Глава 48.1. Особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям (Статьи 309.1-309.2)
      • Глава 49. Особенности регулирования труда надомников (Статьи 310-312)
      • Глава 49.1. Особенности регулирования труда дистанционных работников (Статьи 312.1-312.5)
      • Глава 50. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (Статьи 313-327)
      • Глава 50.1. Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства (Статьи 327.1-327.7)
      • Глава 51. Особенности регулирования труда работников транспорта (Статьи 328-330)
      • Глава 51.1. Особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах (Статьи 330.1-330.5)
      • Глава 52. Особенности регулирования труда педагогических работников (Статьи 331-336)
      • Глава 52.1. Особенности регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей (Статьи 336.1-336.3)
      • Глава 53. Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учрежде (Статьи 337-341)
      • Глава 53.1. Особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала) (Статьи 341.1-341.5)
      • Глава 54. Особенности регулирования труда работников религиозных организаций (Статьи 342-348)
      • Глава 54.1. Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров (Статьи 348.1-348.12)
      • Глава 55. Особенности регулирования труда других категорий работников (Статьи 349-351.5)
  • Часть 5 Трудового кодекса РФ
    • Раздел 13. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
      • Глава 56. Общие положения (Статья 352)
      • Глава 57. Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Статьи 353-369)
      • Глава 58. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами (Статьи 370-378)
      • Глава 59. Самозащита работниками трудовых прав (Статьи 379-380)
      • Глава 60. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров (Статьи 381-397)
      • Глава 61. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров (Статьи 398-418)
      • Глава 62. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (Статья 419)
  • Часть 6 Трудового кодекса РФ
    • Раздел 14. Заключительные положения (Статьи 420-424)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *