Охранные зоны метрополитена

Правила использования территорий технических и охранных зон метрополитена в городе Москве

Приложение к приказу МКА
N 52 от 13.03.2006 г.

ВВЕДЕНИЕ

«Правила использования территорий технических и охранных зон метрополитена в городе Москве» разработаны ГУП НИиПИ Генплана Москвы на основании «Методики определения охранных зон линий метрополитена» (ОАО «Метрогипротранс» и НИЦ ТМ ОАО «ЦНИИС», ГУП «Московский метрополитен») как ведомственный нормативно-технический документ, разъясняющий процедуру подготовки проектной документации, проектирования планировки и застройки, проведения реконструктивных, строительных, иных видов работ в пределах технических и охранных зон метрополитена.
Редакционная коллегия: Г.С.Юсин, Ю.В.Коротков, Р.В.Горбанев, Г.И.Беляев, С.Г.Чуверина, Н.Ф.Бабушкин, А.В.Ершов, В.В.Котов
Работа выполнена авторским коллективом:

А.Г.Исаев, И.С.Власов, В.Р.Власюк, Б.Н.Головань — ОАО «Метрогипротранс»;

В.Е.Меркин, В.А.Гарбер — НИЦ ТМ ОАО»ЦНИИС»;

М.Г.Лифановская, Н.С.Пушкарева, М.Г.Крестмейн, А.П.Родионова, Л.Б.Кожаева, Н.Г.Рытвинская, Е.А.Соловьянова, О.В.Кравцова, — ГУП НИиПИ Генплана Москвы;

Н.Ф.Бабушкин, И.В.Суркова — ГУП «Московский метрополитен»

В.Ю.Свитин — ГУП «Мосгоргеотрест»

Л.А.Кузьмичева, Н.К.Кирюшина — УИТО ГлавАПУ;
«Правила использования территорий технических и охранных зон метрополитена в городе Москве» согласованы: ГУП «Московский метрополитен», Мосгосэкспертизой, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Территориальным управлением Роспотребнадзора по городу Москве, Главным инспектором по пожарному надзору в городе Москве, Москомнаследие, ГУП «Мосгоргеотрест», префектурами административных округов города Москвы.
По «Методике определения охранных зон линий метрополитена» имеется положительное заключение Управления по технологическому и экологическому надзору по городу Москве.

Раздел 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящих Правилах использованы ссылки на следующие нормативные документы:
СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»
СНиП 23.03-2003 «Защита от шума»
СНиП 32-02-2003 «Метрополитены»
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»
СН 2.2.4/2.1.8-562-96 «Санитарные нормы. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»
СН 2.2.4/2.1.8-566-96 «Санитарные нормы. Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий»
СП 23-104-2004 «Оценка шума при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов метрополитена»
СП 23-105-2004 «Оценка вибрации при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов метрополитена»
ГОСТ 12.1.036-81 «Шум. Допустимые уровни шума в жилых и общественных зданиях»
МГСН 1.01-99 «Нормы и правила проектирования планировки и застройки г.Москвы»
«Временные технические условия на проектирование и прокладку подземных инженерных коммуникаций в технической зоне метрополитена в г.Москве», утвержденные решением Исполкома Моссовета от 23.01.1990 г. N 109.
«Правила подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в г.Москве», утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 г. N 857-ПП

Раздел 3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящих «Правилах» применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Метрополитен — вид электрифицированного городского внеуличного (подземного, наземного, надземного) пассажирского транспорта.
Линия метрополитена — автономная часть метрополитена со станциями, перегонами и тупиками, предназначенная для движения поездов по одному маршруту.
Заложение линии:
— глубокое заложение — заложение линии на глубине, при которой станции и перегонные тоннели сооружаются закрытым способом без вскрытия дневной поверхности.
— мелкое заложение — заложение линии на глубине, при которой станции сооружаются открытым способом, перегонные тоннели — открытым или закрытым способом на минимально допустимой глубине (менее 15 м, считая от наружного контура свода).
Участок землепользования метрополитена — участок территории города в установленных границах, занимаемый наземными сооружениями и устройствами метрополитена.
Техническая зона метрополитена для строительства — городская территория, отводимая для последующего строительства участков линии метрополитена, для размещения электродепо и других наземных сооружений при строительстве объектов метрополитена.
Техническая зона метрополитена для эксплуатации — участок городской территории, непосредственно примыкающий к объекту метрополитена и используемый для обеспечения нормального функционирования объекта (входа и выхода пассажиров, подъезда и размещения специализированных машин, оборудования и материалов в период ремонтных работ метрополитена, предотвращение вибродинамического воздействия при строительных и реконструктивных работах, проводимых городом).
Охранная зона метрополитена — часть городской территории, расположенная над (под) действующими сооружениями метрополитена, строящимися и проектируемыми линиями метрополитена, а также в непосредственной близости от них в установленных параметрах. Охранные зоны устанавливаются в целях предотвращения нежелательного воздействия внешних факторов на объекты метрополитена и объектов метрополитена на прилегающие к ним территории.
Внешние факторы воздействия — факторы экологического и природно-техногенного характера, возникающие в процессе градостроительной и хозяйственной деятельности на территории города в зонах прохождения линий метрополитена, в результате воздействия которых возможно нарушение сохранности объектов метрополитена.
Эксплуатационные требования и условия — требования, связанные с эксплуатационной деятельностью объектов метрополитена и деятельностью по предотвращению террористических актов.

Раздел 4. ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ГРАНИЦ ТЕХНИЧЕСКИХ И ОХРАННЫХ ЗОН МЕТРОПОЛИТЕНА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ

4.1 На территории города Москвы границы технических зон для действующих, проектируемых и строящихся линий и сооружений метрополитена устанавливаются в виде линий градостроительного регулирования. Границы технических зон устанавливаются в документах территориального планирования и планировки территории и отображаются в Плане линий градостроительного регулирования (схема границ зон с особыми условиями использования территорий — согласно Градостроительному Кодексу Российской Федерации). Порядок изменения, отмены линий градостроительного регулирования определяется Положением о порядке установления линий градостроительного регулирования в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 20.03.2001 N 270.

4.2 Границы технических зон обозначаются в соответствии с действующим эталоном условных обозначений. Вычисленные координаты границ технических зон передаются уполномоченной муниципальной геолого-геодезической службе города Москвы для нанесения на инженерно-топографические планы (М 1:2000, М 1:500).
Примечание. Уполномоченной геолого-геодезической службой города Москвы в настоящее время является ГУП «Мосгоргеотрест».

4.3 Для проектируемых и строящихся линий и сооружений метрополитена в целях обеспечения их строительства на территории города Москвы необходимо предусматривать технические зоны шириной не менее 20 метров в обе стороны от оси проектной трассы или оси междупутья. Основанием для первоначального установления линий градостроительного регулирования от проектируемых линий и сооружений метрополитена являются материалы обоснований проектов строительства линий метрополитена, включающие градостроительное задание на их разработку, согласованные и утвержденные в установленном порядке.

Проектирование и строительство зданий в технической и охранной зоне Московского метрополитена

  • копию кадастрового паспорта земельного участка;
  • инженерно-топографический план (геоподоснова) М 1:500 с выделением цветом объекта или участка территории;
  • ситуационный план М 1:2000 с выделением цветом объекта или участка территории.

После чего, в зависимости от ситуации, ГУП «Московский метрополитен» направляет Застройщика с документацией на согласование в АО «Мосинжпроект» (перспективные линии, проектируемые сооружения метрополитена) или в АО «Метрогипротранс» (существующие, эксплуатируемые объекты метрополитена).

В случае попадания здания в техническую зону проектируемых линий или сооружений метрополитена, АО «Мосинжпроект» выдаст рекомендации по габаритам здания и глубине залегания фундаментов и ограждающих конструкций подземной части, после чего обяжет согласовать готовый проект здания.

В случае с попаданием в техзону эксплуатируемых сооружений метрополитена, процедура осложнится для Застройщика увеличением временных и материальных затрат, в связи с необходимостью выполнить следующее:

  • До начала проектирования силами специализированной организации, имеющей разрешение на производство работ на метрополитене (допуск, выписка СРО), необходимо выполнить обследование фактического состояния конструкций метрополитена, попадающих в зону влияния строительства, с учётом окружающего их грунтового массива и расчёт, подтверждающий возможность размещения здания по указанному адресу.
  • До начала проектирования следует выполнить мониторинг виброакустической ситуации. Для этого силами специализированных организаций, занимающихся данной тематикой, выполняют комплекс натурных измерений существующих уровней вибрации и шума на участке строительства/реконструкции здания. По итогам работ выпускают научно-технический отчёт прогнозирования вибрации и структурного шума в помещениях проектируемого объекта. В отчёте предоставляются результаты исследования виброакустического воздействия на проектируемый объект от движения поездов метрополитена. После этого необходимо получить экспертное заключение органов Роспотребнадзора. Согласно требованию санитарных норм РФ (п.3 таблицы 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»), эквивалентный уровень шума не должен превышать 40 дБА, а максимально допустимый — 55 дБА. В случае превышения данных значений, в проектной документации необходимо предусмотреть соответствующие защитные мероприятия, обеспечивающие снижение уровня виброакустического воздействия на проектируемое здание до санитарных норм.
  • Рабочую документацию, выполненную с учётом заключения специализированной организации, производящей обследование сооружений метро, и экспертного заключения органов Роспотребнадзора, предоставляют на рассмотрение в ГУП «Московский метрополитен», предварительно согласовав с ОАО «Метрогипротранс».
  • При расположении проектируемого здания или его элементов в технической зоне метрополитена на расстоянии менее 10 м до сооружений метрополитена, до начала производства строительно-монтажных работ необходимо издать совместный приказ по строительной организации и ГУП «Московский метрополитен». Приказ регламентирует порядок производства работ в технической зоне метрополитена, а именно:
    • порядок и срок согласования организационно-технологической документации (ППР);
    • время и последовательность производства работ;
    • обеспечение безопасности строительно-монтажных работ и эксплуатации метрополитена.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *