Оксо государственное и муниципальное управление

1. Общая характеристика специальности 0501 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструмента)

Министерство образования Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
по специальности 0501 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструмента)
(повышенный уровень среднего профессионального образования)
Вводится в действие с 1 сентября 2002 года.
Москва 2002

1. Общая характеристика специальности 0501 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструмента).

1.1 Специальность 0501 Инструментальное исполнительство (по видам инструмента) утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.07.2001г., №2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – Классификатора специальностей среднего профессионального образования».

1.2 Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0501 Инструментальное исполнительство (по видам инструмента):

— очная;

— очно-заочная (вечерняя).

1.3 Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения 3 года 10 месяцев как на базе основного общего образования*, так и на базе среднего (полного) общего образования.

Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

— аттестат о среднем (полном) общем образовании;

— аттестат об основном общем образовании;

— диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;

— документ об образовании более высокого уровня.

1.4 Квалификации выпускника:

— артист оркестра (ансамбля);

— преподаватель игры на инструменте;

— концертмейстер (для специализаций 0501.01 «Фортепиано», 0501.04 «Инструменты народного оркестра», 0501.05 «Орган»).

1.5 Квалификационная характеристика выпускника:

Выпускник готовится к профессиональной деятельности в качестве исполнителя на избранном инструменте в профессиональных и самодеятельных концертных организациях, музыкальных коллективах, кружках и студиях, а также в качестве преподавателя игры на инструменте в детских музыкальных школах, детских школах искусств и других учреждениях дополнительного образования.

Основные виды деятельности выпускника:

исполнительская – осуществление целостного процесса, направленного на организацию работы в качестве исполнителя на избранном инструменте; подготовка и совершенствование сольного, ансамблевого и оркестрового репертуара; репетиционная и публичная исполнительская работа в условиях концертного зала и студии звукозаписи;

преподавательская – социально-педагогическое и учебно-методическое осуществление учебного процесса в учреждениях дополнительного образования;

культурно-просветительская – создание в сфере своей деятельности единой информационной среды, обеспечивающей формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения, создание на данной основе заинтересованной аудитории слушателей; приобщение этой аудитории к шедеврам отечественной и зарубежной музыкальной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

Выпускник должен уметь: играть на избранном инструменте, имея в своем репертуаре различные произведения классической и современной музыкальной литературы, в том числе произведения концертно-виртуозного плана; играть в ансамбле (дуэт, трио, квартет) камерные произведения классической и современной музыки; аккомпанировать с транспонированием в другие тональности несложные произведения вокальной и инструментальной литературы (для специализации 0501.01 «Фортепиано» и 0501.05 «Орган»); читать с листа несложную музыкальную литературу для своего инструмента, а также ансамблевые и оркестровые партии (для специализаций 0501.02 «Струнные инструменты», 0501.03 «Духовые и ударные инструменты», 0501.04 «Народные инструменты»).

Выпускник должен знать: принципы организации руководства ансамблем, оркестром (последнее – для специализаций 0501.02 «Струнные инструменты», 0501.03 «Духовые и ударные инструменты», 0501.04 «Народные инструменты»); цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения в сфере дополнительного музыкального образования, методику преподавания игры на избранном инструменте; репертуар ДМШ; особенности психологии различных возрастных групп обучающихся; основы организации деятельности учреждения дополнительного музыкального образования.

1.6 Возможности продолжения образования выпускника:

Выпускник, освоивший основную профессиональную программу среднего профессионального образования повышенного уровня по специальности 0501 Инструментальное исполнительство, подготовлен:

— к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

— к освоению родственной основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего профиля.

* Образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют основную образовательную программу среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого среднего профессионального образования.

2. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 0501 Инструментальное исполнительство (по видам инструмента)

2.1. Общие требования к образованности выпускника

Выпускник отвечает следующим требованиям:

— понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес;

— имеет представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознает себя и свое место в современном обществе;

— знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе, умеет учитывать их при решении профессиональных задач;

— обладает экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;

— владеет широким кругозором; готов к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;

— способен к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

— проявляет ответственность за выполняемую работу, самостоятельно и эффективно решает проблемы в области профессиональной деятельности;

— готов к практической деятельности по решению профессиональных задач в организации различных организационно-правовых форм; владеет профессиональной лексикой;

— знает принципы научной организации своего труда, готов к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

— готов к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

— обладает устойчивым стремлением к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний, к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), стремится к творческой самореализации;

— знает основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;

— имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического совершенствования.

2.2 Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам
По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.
Выпускник должен:

в области философии:

— иметь представление о философских, научных, художественных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

— иметь представление о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;

— иметь представление о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бессознательного в его поведении;

— иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

в области основ права:

— знать основные положения Конституции Российской Федерации;

— иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;

— знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

— уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;

в области русского языка и культуры речи:

— знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

— знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

— уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

— уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

— уметь пользоваться словарями русского языка;

в области социальной психологии:

— знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;

— уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

в области иностранного языка:

— владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода со словарем иностранных текстов общего и профессионального характера;

— иметь навык бытового и профессионального общения на иностранном языке;

в области физической культуры:

— иметь представление о роли физической культуры в жизни человека и общества, об основах здорового образа жизни;

— уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для совершенствования своего здоровья;

в области экономики:

— знать общие положения экономической теории;

— иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;

— уметь находить и использовать экономическую информацию, необходимую в своей профессиональной деятельности;

в области социологии и политологии:

— иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;

— иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

— иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

— иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).

По общепрофессиональным дисциплинам
Выпускник должен:

иметь представление:

— о роли общепрофессиональных знаний в профессиональной деятельности;

— о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, в воспитании и развитии личности, о значении музыкально-художественного наследия для современности;

— о социальной роли искусства и особенностях его функционирования в современном обществе;

— о феномене музыкального восприятия и мышления как основе художественного познания и творческой деятельности в сфере музыкального искусства;

— о значении народного творчества в становлении музыкального искусства;

знать:

— искусствоведческие основы, научные методы изучения музыкального искусства;

— основные исторические периоды развития музыкальной культуры, особенности национальных традиций, фольклорные истоки музыки, творческие биографии крупнейших русских и зарубежных композиторов;

— теоретические основы музыкального искусства, принципы формообразования и гармонии;

— музыкальную литературу различных жанров, особенно в области избранной специализации;

уметь:

— выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений;

— использовать музыковедческую литературу;

— выполнять сравнительный анализ различных редакций музыкального произведения;

— работать со звукозаписывающей аппаратурой;

— делать педагогический анализ музыкальной литературы;

— работать с музыкальным фольклором;

в области безопасности жизнедеятельности:

— знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенныых чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

— уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

— знать основы военной службы и обороны государства;

— иметь представление о медицинских знаниях.

По специальным дисциплинам

Выпускник должен знать:

— сольный, ансамблевый и оркестровый репертуар, включающий произведения разных эпох, жанров и стилей;

— теоретические основы и историю исполнительства на данном инструменте;

— специальную литературу по профессии;

— историю музыкального образования в России, специфику сложившейся в России системы подготовки профессиональных музыкантов и современных зарубежных методиках;

— педагогический репертуар, уметь планировать развитие профессиональных навыков у учащихся;

— профессиональную терминологию;

— специфику ансамблевого исполнительства;

— основы организации репетиционной работы в качестве концертмейстера;

— современную методологию преподавания в учреждениях музыкального образования;

— музыкальную литературу для избранного инструмента;

Выпускник должен уметь:

— читать с листа, транспонировать;

— адаптироваться к условиям работы в конкретной концертной организации, современной студии звукозаписи;

— профессионально и психофизиологически владеть собой во время публичных выступлений с сольными и ансамблевыми программами;

— организовать обучение учащихся игре на инструменте с учетом их возраста и уровня подготовки;

— играть на фортепиано на уровне, необходимом для реализации основных профессиональных задач (для специализаций «Оркестровые струнные инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Инструменты народного оркестра», «Орган»).

2.3 Требования к уровню подготовки выпускника по профессиональной практике

В процессе профессиональной практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения и навыки по всем видам профессиональной деятельности.

2.4 Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0501 Инструментальное исполнительство (по видам инструмента) выпускник должен быть готов к выполнению исполнительской, преподавательской и культурно-просветительской деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *