ООН и СССР

Уставом ООН не предусмотрен выход стран-участниц из ООН, но это не означает, что такое невозможно. «По справедливому мнению Г.И. Тункина, право выхода существует во всех общих международных организациях независимо от того, имеется ли об этом указание в уставе международной организации. Государство в силу суверенитета вправе выйти из любой организации, в том числе из ООН, хотя в ее Уставе не предусмотрено право государства на выход из этой Организации. На Конференции в Сан- Франциско в 1945 г. было отмечено, что Устав ООН не должен содержать специального постановления, которое разрешало бы или запрещало выход из Организации. Главнейшей обязанностью государств должно быть продолжение сотрудничества внутри Организации в целях поддержания международного мира и безопасности. Если в силу исключительных обстоятельств член Организации будет вынужден выйти из нее и тем самым переложить бремя поддержания международного мира и безопасности на других членов, то она не должна принуждать такого члена продолжать свое сотрудничество в Организации».

«Если государство перестает существовать, то его членство автоматически прекращается. Обычно прекращение существования одного государства связано либо с приемом новых государств, либо автоматическим продолжением членства государства, в том числе связанного с изменением наименования. Например, в 1991 г. перестал существовать СССР, и автоматически членом ООН стала продолжатель СССР – Российская Федерация. Другие государства – бывшие республики СССР (кроме Украины и Беларуси) вступили в ООН в обычном порядке, как это определено в ст. 4 Устава. СССР был первоначальным членом ООН с 24 октября 1945 г. В письме от 24 декабря 1991 г. Президент Российской Федерации проинформировал Генерального секретаря о том, что членство СССР в Совете Безопасности и всех других органах ООН будет продолжено Российской Федерацией».

Таким способом прекращения членства СССР в ООН объясняют Бекяшев К.А., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного права МГЮА, и Соколова Н.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права МГЮА, в своей публикации «О порядке приема в члены ООН«.

Именно так легко международное сообщество приняло замену СССР, первоначального участника ООН, Российской Федерацией, тем самым, признав ее правопродолжателем СССР.

«Если бы Россия была правопреемником СССР, она не могла бы в порядке автоматического правопреемства, как Украина и Белоруссия, «унаследовать» место в ООН, так как РСФСР не была членом ООН. Россию пришлось бы принимать в члены ООН и, кроме того, необходимо было бы вносить поправку в Устав ООН, предусматривающую, что Россия, новый субъект международного права, должна занять место СССР в Совете Безопасности. Это неизбежно породило бы ряд юридических трудностей. Россия продолжила членство СССР в Совете Безопасности как тот же самый субъект международного права, сменивший свое наименование, и от которого отделились некоторые части».

«Континуитет (продолжательство) государства и правопреемство государств — разные явления. Континуитет — непрерывность существования государства как субъекта международного права даже в случае временного его исчезновения как социального организма (например, в результате временной оккупации его территории, как это произошло с Польшей в период 1939-1945 г.г.).

Правопреемство как таковое — переход прав и обязанностей от одного субъекта права к другому. Правопреемством в международном праве называется переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому субъекту, обычно — от государства к государству.

Проблема континуитета может возникнуть в некоторых чрезвычайных ситуациях, например, в случае временной гибели государства как социального организма в результате оккупации его территории, отделения от него каких-то частей и образования на них новых государств. Сами по себе социальные потрясения в обществе, коренная ломка социально-экономических и политических структур не означают автоматического исчезновения государства как субъекта международного права».

В каком порядке это происходило? Имеются публикации как российских ученых, так ученых иных государств. Ознакомившись с их исследованиями, можно узнать любопытные подробности порядка получения Российской Федерацией статуса правопродолжателя СССР.

«Уже на начало января 1992 г. Российская Федерация была признана 116 странами мира, причем руководители ряда государств заявили, что Российская Федерация в качестве преемницы бывшего СССР «автоматически признается» ими и никаких специальных актов на этот счет приниматься не будет. В конце декабря 1991 г. — начале января 1992 г. иностранные государства, имевшие на территории России дипломатические представительства и консульские учреждения, аккредитованные при органах власти бывшего Союза ССР, посредством официальных уведомлений с их стороны и минуя порядок переаккредитации, преобразовали их в представительства при президенте, правительстве или МИД Российской Федерации соответственно. МИД России, в свою очередь, направил главам дипломатических представительств в Москве ноту от 3 января 1992 г., в которой была выражена просьба «рассматривать Дипломатические и Консульские Представительства (дипломатические представительства и консульские учреждения. — П. К.) Союза ССР, аккредитованные в Вашей стране, в качестве» аналогичных представительств и учреждений Российской Федерации. Таким образом был решен «вопрос о взаимной переаккредитации» послов. Это явилось следствием отличия государства, продолжающего осуществлять права и обязательства государства-предшественника от иного государства-преемника и нового субъекта международного права. Признание со стороны иностранных государств и международных организаций факта продолжательства в целом означало перенесение международно-правового статуса и правоотношений государства-предшественника — СССР, на государство-продолжатель — Российскую Федерацию.

В развитие этого МИД России направил главам дипломатических представительств в Москве ноту от 13 января 1992 г., в которой сообщалось, что Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства в отношении международных договоров, заключенных Союзом ССР, и соответственно будет выполнять функции депозитария вместо правительства бывшего СССР. Иными словами, в указанной ноте была выражена просьба рассматривать Российскую Федерацию в качестве стороны (или участника) всех заключенных Советским Союзом международных договоров. Весьма показательной является реакция на это со стороны международного сообщества: ни один депозитарий договора, будь то должностное лицо международной организации либо выполняющее такие функции правительство какой-либо страны, и ни один из участников многостороннего договора не выразили протеста или несогласия с указанным заявлением России.

Главы государств СНГ согласились с преемством Россией прав и обязательств в отношении внешнего долга и активов бывшего СССР. Такая ситуация сложилась не в связи с односторонними действиями со стороны Российской Федерации (более того — оказалась вынужденной для России), а явилась результатом согласованного подхода всех государств — участников Содружества. Получалось, что внутренняя государственная собственность (т. е. вся находящаяся на территории Советского Союза собственность) и внутренний долг СССР в основном были разделены на принципах правопреемства, а права и обязательства в отношении внешнего государственного долга и зарубежной движимой и недвижимой собственности бывшего Союза ССР унаследовала Россия.

К Российской Федерации перешли практически все правоотношения бывшего СССР с внешним миром. В совокупности это означало приобретение Россией нового международно-правового статуса, который впервые был объявлен в Указе президента от 8 февраля 1993 г. («О государственной собственности бывшего Союза ССР за рубежом»): «Российская Федерация, как государство — продолжатель Союза ССР». В дальнейшем такой статус Российской Федерации указывался во всех официальных документах. Таким образом, необходимо констатировать, что международно-правовая позиция самой России по вопросам правопреемства и соответственно ее статус развивались по формуле: государство-правопреемник = государство-правопреемник и государство-продолжатель = государство-продолжатель.

Категория «государство-продолжатель» применительно к ситуации правопреемства является новым понятием в международном праве, не встречавшимся ранее в практике международных отношений».

Так, Кремнев П.П. считает, что «практика правопреемства бывшего СССР породила неизвестную ранее категорию — государство-продолжатель. Она является не производной от доктрины континуитета, а новым понятием в теории и практике правопреемства государств и заключается в смене в международных правоотношениях государства-предшественника государством-продолжателем. Статус Российской Федерации как государства — продолжателя СССР признан со стороны всех международных организаций и почти всех государств мира».

Поскольку так называемое международное сообщество имело цель ликвидировать Союз ССР, то, конечно, все признали РФ правопродолжателем СССР, включив тем самым в международное право новый термин.

Признание со стороны иностранных государств и международных организаций факта продолжательства в целом означало перенесение международно-правового статуса и правоотношений государства-предшественника — СССР, на государство-продолжатель — Российскую Федерацию.

Вместе с тем, Российская Федерация провозгласила себя с одобрения практически всех государств правопродолжателем СССР на международной арене на основании денонсирования Верховным Советом РСФСР 12 декабря 1991 года Договора об образовании СССР 1922 года, но постановление о денонсации Договора об образовании СССР было отменено Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 марта 1996 г. № 156-II ГД.

Более того, 24 декабря 1991 года государственного образования с наименованием «Российская Федерация» не существовало, поскольку Закон РСФСР о смене наименования появился лишь 25 декабря 1991 года, а изменения в Конституцию РСФСР были приняты лишь в июле 1992 г., но самое главное, что все это было сделано вопреки результатам референдума 17 марта 1991 года.

Борис Ельцин подписывал уведомление Генеральному секретарю ООН как Президент РСФСР на бланке РСФСР, а не Российской Федерации.

В выше обозначенном письме Министерства юстиции РФ содержатся сведения и о других договорах, заключенных Российской Федерацией даже до смены наименования.

Таким образом, органы государственной власти Российской Федерации подтверждают существование СССР де юре (юридически).

Как объяснить такие не состыковки с датами?

Как Российская Федерация может быть продолжателем государства, если у СССР иные размеры территории, протяженность границ, численность населения, т. е. совершенно другое государственное образование?

Территория РСФСР менялась в пользу соседних союзных республик и за время существования в составе СССР уменьшилась на 1/3. Существование РСФСР было единственным препятствием на пути от распада СССР к тотальному геноциду русских и прекращению существования русской нации.

Или все-таки Российская Федерация — правопреемник СССР? Тогда где документы о приеме-передачи территории, имущества и прочего?

Торопились, господа, не обращая внимание на такие «мелочи», наплевав на мнение народа. Ведь они преследовали свои интересы, а не народа. Какие интересы? Исключительно материальные, направленные на разграбление народа СССР, присвоение большей части его богатств.

Черниченко С.В. Россия: продолжатель или правопреемник СССР? // «Международное право». 2001. — № 3, с.35.
Кремнев П.П. О новых понятиях и категориях правопреемства государств: теоретико-практические вопросы // Журнал международного права и международных отношений. 2010. — № 1.

Поддержка реформы Организации Объединенных Наций со стороны Франции

Недавние кризисы подтвердили центральную роль ООН, но и усилили необходимость повышения эффективности организации и обеспечения ею большей представленности нынешнего глобального баланса сил.

Таким образом, Франция поддерживает широкомасштабный проект реформы, инициированный Генеральным секретарем Антониу Гутерришем в целях повышения эффективности деятельности организации, прозрачности ее управления и оперативности реагирования на кризисы.

Именно в таких условиях Франция выступает в поддержку реформы Совета Безопасности. Она выступает за расширение Совета Безопасности в рамках ведущихся в Генеральной Ассамблее переговоров по этому вопросу. Таким образом, она поддерживает идею предоставления постоянного членства Германии, Бразилии, Индии и Японии, а также обеспечение большей представленности в Совете Безопасности стран Африки, в частности среди постоянных членов.

Кроме того, в 2013 г. Франция предложила ограничить применение права вето в случае массовых злодеяний путем установления соответствующего коллективного и добровольного обязательства для постоянных членов. По состоянию на сентябрь 2020 г. к представленной Францией и Мексикой политической декларации по этому вопросу присоединились уже 105 стран.

Наконец, Франция поддерживает реформу миротворческой деятельности, под названием «Действия в поддержку миротворчества», инициированную Генеральным секретарем в 2018 г. в целях повышения эффективности миротворческих операций, обеспечения их надлежащего финансирования и таким образом укрепления их способности достигать поставленных целей.

Я хотел бы видеть более ответственную, более эффективную и более оперативную ООН, и я полностью поддерживаю проект Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, его стремление и готовность вывести деятельность организации на уровень решения задач планетарного масштаба.

Эмманюэль Макрон, Президент Французской Республики (выступление на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, 19 сентября 2017 г.)

Защита прав человека: особая приверженность Франции

В области прав человека Франция всегда играла особую роль. Она стала идейным вдохновителем подписанной в Париже 10 декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека, 70-летие которой отмечалось в 2018 г.. Сегодня Франция продолжает бороться за соблюдение прав человека в мире посредством своей ведущей роли в Совете по правам человека и своей деятельности в Совете Безопасности. Она является кандидатом на членство в Совете по правам человека на период 2021-2023 гг.

Франция демонстрирует особую приверженность в следующих вопросах:

  • всеобщая отмена смертной казни;
  • борьба с произвольными задержаниями и насильственными исчезновениями;
  • соблюдение прав женщин, борьба с вербовкой детей-солдат;
  • борьба с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности.

Кроме того, она поддерживает борьбу с безнаказанностью в целях предотвращения новых злодеяний и содействовала созданию Международного уголовного суда, став одним из первых государств, ратифицировавших его статут.

Ведущая роль Франции в охране окружающей среды и борьбе с изменением климата

Выступив в качестве принимающей страны КС-21, Франция сыграла ведущую роль в заключении Парижского соглашения, в частности путем периодического представления «национальных планов» по сокращению выбросов парниковых газов.

В декабре 2017 г. президент Франции Эмманюэль Макрон, Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш и президент Всемирного банка Джим Ён Ким положили начало саммиту «Одна планета» в целях ускорения осуществления Парижского соглашения и мобилизации усилий государственных и частных субъектов в борьбе с глобальным потеплением. Ввиду чрезвычайного характера экологических, экономических и социальных последствий изменения климата, члены коалиции «Одна планета» в рамках двенадцати международных обязательств призвали к принятию конкретных инициатив и решений в целях борьбы с изменением климата.

Кроме того, по инициативе группы юристов из 40 стран Юга и Севера, представляющих все правовые традиции, Франция решила представить ООН проект Всемирного пакта о защите окружающей среды, в котором закреплены основные принципы международного экологического права с учетом современных задач.

Официальная помощь в целях развития: поощрение инновационных международных механизмов со стороны Франции

Официальная помощь в целях развития (ОПР) является важнейшей составляющей внешней политики Франции. Президент Республики сделал официальную помощь в целях развития одним из приоритетов своего пятилетнего срока полномочий. Он пообещал, что в 2022 г. ее объемы достигнут 0,55% от валового национального дохода для содействия достижению целей в области устойчивого развития (ЦУР). Франция ведет активную дипломатическую деятельность, направленную на поощрение инновационных международных механизмов, способных предоставить дополнительные средства на цели развития: налог на авиабилеты для финансирования ЮНИТЭЙД и международный механизм финансирования иммунизации.

Поддержание международного мира и безопасности: признание Францией своей особой ответственности в качестве постоянного члена Совета Безопасности

В области поддержания международного мира и безопасности Франция играет важную роль в вопросах разоружения.

Она занималась разработкой целого ряда договоров, таких как принятая в 2008 г. Конвенция о запрещении кассетных боеприпасов. Она принимает активное участие в деятельности по соблюдению режима нераспространения ядерного оружия и сыграла ключевую роль в процессе принятия различных резолюций по Ирану и Северной Корее.

Франция и Великобритания являются первыми двумя государствами, ратифицировавшими в 1998 г. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Франция прилагает усилия для его вступления в силу.

Кроме того, она является первым государством, принявшим и реализовавшим решение о демонтаже своих установок по производству расщепляющихся материалов для ядерного оружия. Она поддерживает возобновление работы, касающейся ведения переговоров по Договору о запрещении производства расщепляющихся материалов для ядерного оружия.

В июне 2020 г. Франция заняла 31-е место среди стран, предоставляющих свои воинские контингенты (второе место среди стран ЕС и второе место после Китая среди постоянных членов Совета Безопасности). В общей сложности она направила 683 военнослужащих, дислоцированных в восьми миссиях (главным образом в Ливане, ВСООНЛ). В число крупных стран-поставщиков воинских контингентов входят семь франкоязычных государств: Франция, Марокко, Сенегал, Чад, Буркина-Фасо, Того и Камерун.

Un Casque bleu en mission

Франция вносит значительный вклад в бюджет операций по поддержанию мира. Ввиду ее статуса постоянного члена Совета Безопасности ее доля в бюджете операций по поддержанию мира составляет 5,61% (против 4,43% в регулярном бюджете ООН).

В более широком плане, Франция неуклонно стремится популяризировать роль ООН как целеустремленной и эффективной организации, действующей на основе международного права и консенсуса. К примеру, во время кризиса в Ираке в 2003 г. она выступила против одностороннего применения силы и поддержала центральную роль Организации Объединенных Наций.

Постоянное представительство Франции при ООН

Постоянный представитель или заместитель постоянного представителя заседает в Совете Безопасности, а также во всех других органах, в которых представлена Франция. Они выступают от имени Франции и отстаивают ее позиции.

В свою очередь, эксперты постоянного представительства Франции занимаются подготовкой и согласованием резолюций и документов, принимаемых этими различными органами.

Последняя версия: сентябрь 2020 г.

70 лет назад (1945) Белорусская ССР была принята в состав членов-основателей Организации Объединенных Наций (ООН). Юридической основой для этого стал принятый Верховным Советом СССР в феврале 1944 года закон о предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений. Советское правительство желало видеть в составе ООН все страны антигитлеровской коалиции, в том числе и 15 союзных республик СССР. Рузвельт и Черчилль воспротивились этому желанию и после многочисленных встреч, согласований и письменных обращений глав правительств друг к другу согласились на членство в ООН Белорусской и Украинской ССР как республик, понесших наибольшие жертвы в войне.
Получение этого почетного права стало свидетельством признания вклада белорусского народа в разгром фашизма в годы Второй мировой войны, уважения к памяти о миллионах белорусских граждан отдавших свои жизни и выстоявших в борьбе за свободу и право белорусов существовать как нация со своей историей, культурой и будущим.
В роли основателей ООН выступило 51 государство, в том числе Республика Беларусь как государство-правопреемник Белорусской ССР, которая внесла конструктивный вклад в разработку Устава ООН и подписала его 25 июня 1945 года на учредительной конференции в Сан-Франциско.
Глава белорусской делегации министр иностранных дел БССР Кузьма Венедиктович Киселев был утвержден на конференции в Сан-Франциско докладчиком комиссии, занимавшейся вопросами Генеральной Ассамблеи. Вследствие этого вопросы состава Генеральной Ассамблеи и процедуры ее работы решались при непосредственном участии представителей Беларуси, как, впрочем, и другие вопросы, касавшиеся структуры ООН и методов ее деятельности.
30 августа 1945 года белорусский парламент ратифицировал Устав ООН. Таким образом, история внешнеполитической деятельности Беларуси неразрывно связана с Организацией Объединенных Наций.
До 1958 года Беларусь, являвшаяся одной из республик Советского Союза, была представлена в ООН дипломатическими работниками, входившими в состав Постоянного представительства СССР в Нью-Йорке. 28 марта 1958 года Совет Министров БССР принял постановление об учреждении при ООН Постоянного представительства Беларуси, ставшего первым белорусским загранучреждением. В качестве главных задач на Постоянное представительство были возложены защита национальных интересов, обеспечение непрерывной связи правительства с Секретариатом ООН, основными органами ООН и участие в работе межправительственных органов, расположенных в Штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.
Во времена «холодной войны», являясь частью Советского Союза, Беларусь на международной арене не могла избежать вовлеченности в блоковое противостояние. Тем не менее, даже в это трудное для международной дипломатии время неоспорим существенный вклад Беларуси в рамках ООН в процессы ядерного разоружения и деколонизации, установление справедливого международного экономического порядка. Из года в год Беларусь формировала образ миролюбивого члена ООН, настойчиво отстаивающего цели и принципы, заложенные в Устав Организации.
После провозглашения независимости Беларуси в июле 1990 года начался новый этап становления белорусской государственности. Ключевым его звеном стало формирование внешнеполитического курса страны на фундаменте национальных интересов. Именно с трибуны ООН впервые были заявлены миру важнейшие принципы и приоритеты внешней политики молодой суверенной республики. Их спектр широк и разнообразен: разоружение и конверсия военных производств, равноправное экономическое партнерство и научно-техническое сотрудничество, природоохранное и социально-гуманитарное взаимодействие.
Республика Беларусь уже в первые годы своего государственного суверенитета приняла активное участие в работе ряда крупнейших международных форумов, проводившихся под эгидой ООН. В их числе Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 года в Рио-де-Жанейро, Международная конференция по народонаселению и развитию 1994 года в Каире, проходившая в Копенгагене в 1995 году Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития, Конференция ООН по населенным пунктам (ХАБИТАТ II) 1996 года в Стамбуле и многие другие.
Беларусь не только принимает активное участие в выработке программных итоговых документов важнейших международных форумов, но и проводит мероприятия по реализации их решений. Так, в апреле 1997 года в Минске правительством республики совместно с рядом оперативных фондов и программ ООН, а также соответствующих структур Секретариата ООН была проведена Международная конференция по устойчивому развитию стран с переходной экономикой.
Признанием достойного вклада в реализацию целей и задач ООН в самых различных областях стало неоднократное избрание Республики Беларусь в состав Экономического и Социального Совета, многих функциональных комиссий и комитетов Совета. Представитель Беларуси в 1998 и 1999 годах избирался на пост заместителя председателя ЭКОСОС. Под его руководством свои первые шаги сделал гуманитарный сегмент Совета. Беларусь избиралась членом Совета Безопасности ООН, Исполнительных советов Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Программы развития ООН (ПРООН).
Возможности многосторонней дипломатии в рамках ООН остаются одним из важнейших каналов разъяснения целей и задач внутренней и внешней политики Беларуси. Участие в деятельности Организации способствует расширению контактов между руководством Беларуси и официальными представителями государств-членов ООН.
Беларусь ведет активную работу в ряде рабочих групп Генеральной Ассамблеи по реформированию ООН и ее бюджетно-финансовой системы, расширению состава Совета Безопасности, а также усилению роли Организации и укреплению системы ООН в целом.
Среди приоритетных направлений сотрудничества Беларуси и ООН — поддержание международной системы безопасности и разоружения, создание благоприятных международных условий в поддержку устойчивого развития, укрепление системы экологической безопасности, защита прав человека, упрочение правовых основ ООН и др.
Республика Беларусь в рамках ООН последовательно выступает за укрепление системы международной безопасности. Первые годы государственной независимости республики стали периодом принятия правительством Беларуси важнейших решений в области защиты мира, разоружения и контроля над вооружениями. Беларусь без всяких предварительных условий и оговорок отказалась от обладания ядерным оружием и присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерного государства. Вклад республики в упрочение региональной и глобальной безопасности посредством практических мер отмечен рядом резолюций Генеральной Ассамблеи ООН.
Беларусь инициировала проведение региональных консультаций с целью достижения взаимоприемлемого решения относительно перспектив создания в Центральной и Восточной Европе пространства, свободного от ядерного оружия. Инициативу поддержала Генеральная Ассамблея ООН.
Беларусь в числе первых ратифицировала Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и сформировала Национальный комитет по наблюдению за ядерной безопасностью и безопасностью в промышленности. Беларусь, наряду с Казахстаном, Российской Федерацией, США и Украиной, является участницей Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). С территории Республики Беларусь выведена 81 мобильная баллистическая ракета, уничтожены 584 ракеты средней и меньшей дальности вместе с их пусковыми установками и вспомогательным оборудованием.
Беларусь традиционно выступает инициатором резолюций «Запрещение разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения и новых систем такого оружия», принимаемых Генеральной Ассамблеей ООН на основе консенсуса. Беларусь, выполняя условия Договора об обычных вооруженных силах в Европе, внесла существенный вклад в укрепление региональной и глобальной безопасности, уничтожив сотни танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем, боевых самолетов и вертолетов.
Беларусь поддерживает комплексные меры, направленные на развитие и повышение эффективности миротворческой деятельности ООН.
Беларусь последовательно выполняет свои обязательства по сохранению благоприятной окружающей среды для будущих поколений, закрепленных в Декларации тысячелетия ООН и других международных документах, является участницей многих ключевых конвенций ООН в природоохранной сфере.
Позиция Республики Беларусь в области соблюдения прав человека основывается на положениях Всеобщей декларации прав человека, вытекающих из нее международных договоров, а также Венской декларации и Программы действий. Беларусь выступает за то, чтобы в основе деятельности ООН и ее правозащитных механизмов лежал конструктивный и взвешенный подход, основанный на откровенном диалоге и тесном сотрудничестве, способный реально содействовать улучшению положения в области прав человека.
На первой сессии межправительственных переговоров ООН, которая проходила в январе нынешнего года в Нью-Йорке и была посвящена разработке новой повестки дня развития на период после 2015 года, Беларусь заявила о необходимости отразить в итоговых документах саммита организации поддержку семейных ценностей и роль семьи в процессе общемирового развития.
В рамках ООН Республика Беларусь выступает за разработку и применение эффективных мер по борьбе с трансграничной преступностью, незаконным распространением наркотиков и психотропных веществ, международным терроризмом. По инициативе Республики Беларусь ООН провозгласила в 2014 году Всемирный день борьбы с торговлей людьми. Решение о проведении дня закреплено в резолюции 68-й сессии от 18 декабря 2013 года Генеральной Ассамблеи ООН «Улучшение координации усилий по борьбе с торговлей людьми» и направлено на активизацию международных усилий по противодействию торговле людьми. Главная цель резолюции — защита прав людей, ставших жертвами торговли.
Активную поддержку усилиям Беларуси в этом направлении высказали представители стран — членов ООН, международных организаций, гражданского общества на специальном мероприятии высокого уровня, состоявшемся в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке по случаю первого празднования Всемирного дня борьбы с торговлей людьми. Организаторами мероприятия выступили Беларусь в качестве координатора группы друзей, объединившихся в борьбе с торговлей людьми, и Управление ООН по наркотикам и преступности.
В 2014 году на сессии экономического и социального совета Организации Объединенных Наций Беларусь единогласно выбрана в ряд важных органов ООН: Комиссию по народонаселению и развитию, исполнительный совет детского фонда ООН ЮНИСЕФ, руководящий совет Программы ООН по населенным пунктам ООН-Хабитат, исполнительный комитет Программы Верховного комиссара ООН по делам беженцев, а также в Комитет ООН по программе и координации.

После пандемии коронавируса политический мир столкнулся с новыми проблемами. Отношения США и КНР обостряются все сильнее, ведь обе страны претендуют на роль глобального гегемона. Россия, повернувшись к Китаю, пытается стать конкурентоспособнее. Евросоюз, страны которого, вопреки прогнозам скептиков, справлялись с предыдущими кризисами, на этот раз принял новые вызовы.

Об этих и других противоречиях текущей международной ситуации в интервью Baltnews рассказал заместитель главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Александр Соловьев.

Вакцина от гегемонизма: как прошло заседание Генассамблеи ООН

– Г-н Соловьев, насколько изменились мегатренды мирового развития в связи с пандемией коронавируса?

– Мне кажется, каких-то принципиально новых трендов в связи с пандемией коронавируса не случилось. Просто коронавирус обострил и усилил то, что было до него.

До него вполне очевидны были тренды, связанные, во-первых, с изменением и распадом того мирового порядка, который сложился в конце XX – начале XXI века, – это наметившаяся достаточно четко фрагментация мира, который при этом продолжает оставаться глобализованным.

Некоторое образование кластеров, распад договоров, например, выход США из Транстихоокеанского торгового соглашения. Приостановка определенных интеграционных процессов или же их прекращение.

В поисках «виноватых». Зачем США разрывают важные договоры с Россией

Второй достаточно очевидный тренд – это усиление роли государства как актора в международной и во внутренней политике, которому в свою очередь противостоит тоже усилившийся в связи с коронавирусом тренд – некое стремление к распределению власти.

Под этот тренд попадает очень много явлений, начиная от биткойна и негосударственной валюты, заканчивая попытками создать децентрализованный источник власти, например, государство без государства ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России – прим. Baltnews). Противоборство этих тенденций в связи с коронавирусом, по всей вероятности, только обострилось.

Я думаю, сюда же можно отнести появившееся ощущение того, что нам необязательно общаться лично для того, чтобы решать какие-то серьезные вопросы – вплоть до разрешения кризисов. Теперь все это можно делать дистанционно. Насколько этот тренд сильный – сложно сказать.

Президент РФ Владимир Путин во время выступления с видеообращением на 75-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, 22 сентября 2020

– Какую роль в новом миропорядке займет Россия?

– Если говорить в рамках геополитики, то геополитика – не про прогностику, она про возможности и источники противоречий.

Россия займет то место, до которого ее допустят конкуренты, она пока не предложила миру какой-то внятной, новой, своей модели миропорядка. Россия пока занимается тем, что критикует Запад, ловит его не без успеха на нарушении провозглашенных им же принципов.

Она со стороны смотрит за тем, что предлагает Китай, который тоже еще не сформулировал свои принципы взаимоотношений, но, во всяком случае, какие-то попытки делает.

«Сильна как никогда»: как Путин за 20 лет изменил роль России в мире

– СМИ пишут, что на Генассамблее ООН, которая сейчас проходит в Нью-Йорке, будет обсуждаться ситуация в Крыму и Донбассе. Почему эти вопросы остаются в глобальной повестке?

– Это может быть связано с последними новостями ООН, а также из Крыма. Там же существует давняя и достаточно серьезная проблема, связанная с водоснабжением. И, соответственно, вопрос – кто обязан осуществлять водоснабжение?

Исторически и географически вода в Крым поставляется с территории Украины – самотеком, по каналам или через насосы. Я не знаю, конечно, этого механизма, но факт в том, что пресной водой Крым обеспечивает Украина.

В самом Крыму очень тяжело с источниками пресной воды, насколько я понимаю, это проблема не просто комфортного образа жизни, а скорее даже выживания. Во всяком случае, с угрозой для здорового образа жизни это точно связано.

Симферопольское водохранилище в Крыму

И, соответственно, встает вопрос: кто и каким образом должен обеспечивать Крым водой? По этому поводу конфликты были и в прошлом, и в позапрошлом, и в 2015 году.

– А почему в повестку Генассамблеи ООН внесли вопрос о ситуации в Донбассе?

– Как я понимаю, речь идет, прежде всего, о том, чтобы добиться устойчивого перемирия, чтобы перестали стрелять друг в друга, отвели войска, чтобы установилась устойчивая демаркационная зона, появилась возможность хоть какого-то разговора. Это будет невероятно сложно с учетом отношения населения Донбасса и Луганска к Украине.

Мне кажется, эта проблема настолько болезненная и долгосрочная, что решить ее по аналогии с европейскими решениями вроде Косово невозможно. Может быть, когда-то случится так, что уровень насилия и неустроенности настолько надоест, что будет принято какое-то не очень политически приятное, но обеспечивающее устойчивый мир решение.

Почему Украина не дает Донбассу особый статус

Украине политически Донбасс вроде как и не нужен, потому что она и без того испытывает экономические трудности, а он сейчас экономически убыточен – в связи с уроном, который понесла вся его инфраструктура.

То есть Донбасс – тяжелая ноша при любом раскладе, потому что его надо восстанавливать, а это очень большие деньги. А сейчас в связи с коронавирусом и в связи с состоянием мировой экономики лишних денег ни у кого нет.

При этом очень мало думают о людях Донбасса, о том, как им живется: «Они привыкли жить в постоянном стрессе, в постоянных условиях полувойны – ну и отлично».

Но так думать – плохо, так думать – недальновидно, так думать не пристало ни великой державе, если таковой хочет считать себя Россия, ни цивилизованной европейской стране, если себя таковой хочет считать Украина.

– Можно ли говорить, что Китай стремится сместить США с позиции мирового гегемона?

– Во всяком случае, американцы в этом уверены. И с точки зрения теории, и с точки зрения практики – Китай считается главной угрозой.

Более того, некоторые американские политические обозреватели уже утверждают, что Америка перестала быть мировым гегемоном, и теперь ей нужно удержать хотя бы свое моральное лидерство.

Эти опасения, безусловно, есть, но если сводить всю мировую политику к такой одномерности – кто лидер, кто гегемон, это, наверное, приведет к тому, что мы будем слишком упрощать все происходящее в поисках критериев гегемона.

Новый мировой порядок? Подвинет ли Китай США на пьедестале

Америка превосходит Китай по объемам ВВП? Пока да, но уже вроде как нет. Значит, Китай – гегемон.

Америка превосходит Китай по объему военных расходов? Превосходит. Значит, Америка – гегемон.

А флот? Вроде в Америке пока больше, там авианосные соединения, но Китай все-таки строит три авианосца как минимум, еще два у него вроде как есть. Авианосные соединения означают, что там еще крейсера, эсминцы, может, и линкоры, плюс подводный флот, который у Китая сильнее, чем у США, по крайней мере, количественно. Плюс ядерное оружие и средства доставки. Плюс оружие неядерное. Кто у нас теперь гегемон?

– А какие перспективы ждут Евросоюз? Могут ли новые вызовы ослабить ЕС?

– Я бы вас отослал к книге Ивана Крастева «После Европы». Как говорит Федор Александрович Лукьянов: «Крастев – шикарный диагност».

И в этой книге он описывает три последовательных кризиса, через которые, с его точки зрения, Европа проходила, только укрепляясь. Это был кризис финансовый с Грецией, решение которого позволило Европе санировать свою финансовую систему.

Более того, в разгар всех этих препирательств с греками случился кризис беженцев, на что Европа была вынуждена среагировать той или иной консолидацией, которая, в свою очередь, позволила на тот момент решить проблему с Грецией.

Потом последовал Brexit, где Европа неожиданно продемонстрировала, что умеет вести жесткие переговоры, причем лучше, чем англичане. Этого никто не ожидал, при этом Европа выторговала себе более привлекательные условия, чем получила Великобритания.

В Европе исторически, культурно и ментально заложен огромный потенциал выживания, ее трепало так, как ни один регион мира. Европа пережила две мировые войны, а если считать тридцатилетнюю войну, как многие историки, частью мировой, так три.

Я уж не говорю про более мелкие локальные конфликты, религиозные войны, экономические кризисы, в которые Европа как мировой лидер входила, переживала и выходила из них снова. Другое дело, что Европа, может быть, какое-то время не будет претендовать на роль консолидированного актора мировой политики.

Страны Евросоюза имеют специфическую организацию участия в мировой политике – как единого актора ЕС, так и самостоятельно каждого из членов ЕС. Это одна из уникальных черт ЕС как интеграционного объединения, которую мы в каком-то виде пытаемся воспроизвести в Евразийском экономическом союзе.

У Европы богатейший опыт кризисов и их преодоления. Ее хоронят уже век, начиная с немецкого философа Освальда Шпенглера, и ничего – жива. Так что, я думаю, переживет и это. Изыщет в себе силы для переосмысления себя, а переосмыслять себя надо, но, опять же, Европе к этому не привыкать – она этим занимается пятьсот лет и достаточно успешно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *