Оперативно диспетчерское управление в электроэнергетике

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Абрамов Р.А. 1 Лебедев Ю.А. 2 1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова 2 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Российская электроэнергетика является одной из передовых и наукоемких отраслей промышленности. В статье рассмотрены основные принципы управления электроэнергетикой, раскрыта сущность управления Единой энергетической системой России, определены уровни иерархии в управлении отраслью. Особое внимание уделено функциональному анализу деятельности Системного оператора Единой энергетической системы. Приведено описание процессов оперативно-диспетчерского управления электроэнергетикой. Особенностями Единой энергетической системы России являются необходимость передачи больших объемов электроэнергии за значительные расстояния, реверс потоков активной энергетической мощности, ограничения режимов работы условиями надежности и энергетической безопасности, высокая концентрация и дифференциация электроснабжения. Увеличение объемов потребления электрической энергии в совокупности с ежегодным ростом изношенных электрических сетей и генерирующего оборудования, постоянный рост информационной нагрузки на пункты диспетчерского управления, высокие риски неопределенности при планировании нагрузки на энергосистему приводят к нарушению надежности и энергетической безопасности. Выходом из сложившейся ситуации является переход к мультиагентному управлению отраслью. 231 KB электроэнергетика энергетическая система оперативно-диспетчерское управление мультиагентное управление 1. Абрамов Р.А. Теоретические подходы к диверсификации экономических систем // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. — № 28. – С. 37-42 2. Лебедев Ю.А., Ганиева Л.Ф. Анализ внутрипроизводственных факторов снижения расходов топливно-энергетических ресурсов в литейном производстве (на примере ОАО «ГАЗ») // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. — № 29. – С. 50-52. 3. Лебедев Ю.А., Летягина Е.Н. Государственные приоритеты развития электроэнергетики в условиях инновационной экономики//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 3-3. С. 153-155. 4. Лебедев Ю.А., Летягина Е.Н., Сидоренко Ю.А. К вопросу об оценке энергоэффективности регионов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2012. — № 4(40). – С. 109. 5. ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» . URL: http://so-ups.ru/index.php?id=functioning (дата обращения: 12.01.2015). 6. Папков Б.В. Надежность электроэнергетики – основа безопасности государства// Экономика в промышленности. – 2013. — № 4. – С. 23-27. 7. Папков Б.В., Шарыгин М.В. Организация договорных отношений для управления надежностью электроснабжения потребителей // Энергетическая политика. – 2013. — № 3. – С. 25-33. 8. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (ред. от 29.12.2014). 9. Ширяева Ю.С., Жариков А.В. Сущность конфигурационного управления и его роль в инновационном процессе // Креативная экономика. – 2014. — № 1 (85). – С. 64-73.

Электроэнергетическая отрасль рассматривается как система экономических взаимоотношений, связанных с генерацией, передачей, распределением и потреблением электроэнергии. Федеральным законом № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» под электроэнергетикой понимается отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения .

К субъектам управления электроэнергетической отраслью относят организации, осуществляющие генерацию и реализацию электрической энергии, оказывающие услуги по ее передаче и сбыту, оперативно-диспетчерское управление данными процессами. Особенностями отрасли являются:

  • отсутствие возможности формирования запасов электрической энергии и, как следствие, зависимость масштабов генерации электроэнергии от потребностей потребителей;
  • неравномерное распределение нагрузки на энергетическую систему в разрезе не только года, но и суток, сложность планирования графиков нагрузок с учетом множества факторов;
  • повышенные требования к надежности и бесперебойному энергоснабжению потребителей.

Данные особенности электроэнергетики легли в основу управления отраслью, спецификой которого стало формирование Единой энергетической системы России, которая представляет собой совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике .

Особенностями Единой энергетической системы России являются необходимость передачи больших объемов электроэнергии за значительные расстояния, реверс потоков активной энергетической мощности, ограничения режимов работы условиями надежности и энергетической безопасности, высокая концентрация и дифференциация электроснабжения.

Единая энергетическая система России включает 69 региональных энергосистем, которые образуют семь объединенных энергетических систем: Востока, Сибири, Урала, Средней Волги, Юга, Центра и Северо-Запада.

Планируется к созданию объединенная энергетическая система Крымская (рис. 1).

Рис. 1 . Объединенные энергетические системы ЕЭС России

На 1 января 2014 года электроэнергетика страны включала более 700 электрических станций, общей установленной мощностью 226470 МВт. Годовой объем генерации электрической энергии составляет более одного триллиона кВт.ч электрической энергии.

Основным принципом управления функционированием электроэнергетической отраслью является единство и неразрывная связь процессов генерации, передачи, распределения и потребления электрической энергии. Данный принцип положен в основу оперативно-диспетчерского управления, которое включает в себя систему мероприятий по централизованному управлению технологическими режимами функционирования объектов генерации и передачи электрической энергии, а также энергопринимающих установок потребителей в рамках Единой энергосистемы страны. В электроэнергетике выделяют:

1) оперативно-технологическое управление – представляющее собой управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, если эти объекты и устройства не включены субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в перечень объектов, в отношении которых осуществляется выдача оперативных диспетчерских команд и распоряжений;

2) оперативно-диспетчерское управление – это централизованное управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, если эти объекты и устройства влияют на электроэнергетический режим работы энергетической системы и включены соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в перечень объектов, подлежащих такому управлению.

Основными принципами оперативно-диспетчерского управления в отрасли являются:

  • гарантирование баланса генерации и потребления электроэнергии;
  • выполнение субъектами энергетической системы всех диспетчерских управленческих распоряжений;
  • создание и реализация мероприятий, способствующих обеспечению надежной и бесперебойной деятельности объектов электроэнергетики;
  • создание нормированного резерва энергомощностей;
  • учет экономической эффективности;
  • реализация планирования объемов генерации и потребления электроэнергии;
  • контроль и ответственность за деятельностью субъектов оперативно-диспетчерского управления в соответствии с действующим законодательством.

Оперативно-диспетчерское управление Единой энергетической системой России имеет три основных уровня (рис. 2):

  • Центральное диспетчерское управление Единой энергосистемой, входящее в структуру исполнительного аппарата Системного оператора
  • объединенные диспетчерские управления энергетическими объединениями
  • региональные диспетчерские управления энергетическими системами одного или нескольких субъектов Российской Федерации .

Рис. 2 . Структура диспетчерского управления Единой энергетической системой России

Субъектами оперативно-диспетчерского управления на микроуровне являются:

  • начальники смен электрических станций;
  • оперативно-диспетчерские службы предприятий электрических сетей;
  • оперативно-диспетчерские подразделения районов электрических сетей;
  • оперативный персонал предприятий потребителей электроэнергии.

Надежность работы энергетической системы достигается в случае одновременного соблюдения нижеперечисленных параметров:

  • абсолютное соответствие объемов генерации и потребления электрической энергии в любой момент времени;
  • технические параметры энергосистемы соответствуют допустимым значениям.

Долгосрочное и краткосрочное планирование режимов функционирования всех объектов энергетической системы, разработка и реализация управляющих воздействий на процессы непрерывной генерации и передачи электрической энергии в реальном времени, обеспечение соответствия равенства баланса производства и потребления электроэнергии и мощности осуществляет Системный оператор Единой энергетической системы, который имеет право на определение объектов диспетчеризации, планирование режимов их работы, осуществлять управление ими.

Системный оператор осуществляет следующие базовые направления деятельности:

  • Составление краткосрочных планов и реализация оперативного управления электроэнергетическим режимом Единой энергетической системы России;
  • Прогнозирование функционирования энергосистемы и участие в ее развитии;
  • Технологическая поддержка функционирования рынка электроэнергии и мощности;
  • Контроль за техническим состоянием энергетических объектов;
  • Автоматизация оперативно-диспетчерского управления;
  • Синхронизация функционирования Единой энергетической системы России и энергетических систем других стран;
  • Международное научно-техническое и информационное сотрудничество в сфере энергообеспечения.

Системный оператор, представляющий наивысший уровень иерархии в системе оперативно-диспетчерского управления, осуществляет:

  • планирование объемов генерации и потребления электрической энергии;
  • организация технологических режимов функционирования генерирующих мощностей и управление ими;
  • разработка управленческих решений, необходимых для выполнения всеми субъектами Единой энергетической системы России;
  • контроль за соблюдением необходимых параметров надежности работы энергосистемы;
  • участие в вопросах согласования капитального и текущего ремонта генерирующих мощностей;
  • поддержание необходимого качества электроэнергии;
  • планирование эффективных суточных графиков нагрузки, регулирование частот электрического тока и обеспечение автоматической противоаварийной защиты системы.

Объединенные и региональные диспетчерские управления по отношению к вышестоящему Системному оператору реализуют оперативно-диспетчерское управление в рамках своих зон диспетчерской ответственности.

Система диспетчерского управления электрохозяйством у потребителей, оргструктура и способы оперативно-диспетчерского управления на предприятиях, порядок оперативного обслуживания электрических установок, численность работников из оперативного персонала в смене определяются непосредственно потребителем.

Исследование тенденций современного развития электроэнергетики показывает ежегодное увеличение потребления электрической энергии (рис. 3).

Источник: Росстат

Рис. 3. Динамика потребления электрической энергии в России в 2000-2011 гг.

Увеличение объемов потребления электрической энергии в совокупности с ежегодным ростом изношенных электрических сетей и генерирующего оборудования, постоянный рост информационной нагрузки на пункты диспетчерского управления, высокие риски неопределенности при планировании нагрузки на энергосистему приводят к нарушению надежности и энергетической безопасности. Существующее доминирование практически «ручного управление» электроэнергетикой снижают эффективность функционирования отрасли.

Одним из выходов из сложившейся ситуации, на наш взгляд, является переход от жесткого централизованного управления к мультиагентному. Данный подход позволит осуществлять оптимальный мониторинг состояния энергетической системы в реальный момент времени и быстрое реагирование на возмущения системы.

Рецензенты:

Яшин С.Н., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород.

Библиографическая ссылка

Абрамов Р.А., Лебедев Ю.А. К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКОЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17906 (дата обращения: 25.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

VIII. Основные положения функционирования розничных рынков
в технологически изолированных территориальных
электроэнергетических системах и на территориях,
технологически не связанных с Единой энергетической
системой России и технологически изолированными
территориальными электроэнергетическими системами

114. Функционирование розничных рынков в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, осуществляется в соответствии с разделами I — IV, IX — XI настоящего документа с учетом указанных в настоящем разделе положений.

115. Гарантирующие поставщики, зоны деятельности которых расположены в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, и граничат между собой, заключают договоры купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в объемах, не использованных потребителями (покупателями) в зоне деятельности одного из этих гарантирующих поставщиков и необходимых для снабжения электрической энергией потребителей (покупателей) в зоне деятельности другого гарантирующего поставщика.

116. Производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках, владеющие на праве собственности или на ином законном основании генерирующими объектами, расположенными в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, продают электрическую энергию (мощность), произведенную на указанных генерирующих объектах гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого располагаются указанные объекты, по регулируемым ценам (тарифам), устанавливаемым в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, в объемах, учтенных в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности), за исключением объемов электрической энергии (мощности), поставляемых по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии, заключенным между таким производителем и потребителями в отношении объектов потребления, введенных в эксплуатацию после 1 июля 2017 г.

Производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках, владеющие на праве собственности или на ином законном основании генерирующими объектами, расположенными в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, вправе заключить двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии с потребителем в отношении объемов потребления объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 г., учтенных по таким договорам в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности), по ценам в рамках предельных (минимальный и (или) максимальный) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на срок не менее 5 лет в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

Электрическая энергия (мощность), произведенная на квалифицированных генерирующих объектах, расположенных в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением объемов электрической энергии (мощности), поставляемых по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии, заключенным между владельцами таких генерирующих объектов и потребителями, в отношении объектов потребления, введенных в эксплуатацию после 1 июля 2017 г., продается гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположены точки поставки таких генерирующих объектов, по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей и произведенной на квалифицированных генерирующих объектах, расположенных в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, устанавливаемым в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

116(1). Выбор варианта цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с гарантирующим поставщиком, энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией на розничном рынке осуществляется в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

Величина мощности, оплачиваемой потребителем (покупателем) гарантирующему поставщику, энергосбытовой (энергоснабжающей) организации на розничном рынке в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах за расчетный период, определяется как среднее арифметическое значение из почасовых объемов потребления электрической энергии потребителем (покупателем) в часы максимальной фактической пиковой нагрузки в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе.

Час максимальной фактической пиковой нагрузки в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе в отношении суток одинаков для всех потребителей (покупателей) и определяется для каждых рабочих суток расчетного периода субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе как час наибольшего суммарного потребления электрической энергии по данной системе в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки.

Часы максимальной фактической пиковой нагрузки в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе публикуются субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе на своем официальном сайте в сети «Интернет» или в официальном печатном издании не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным.

Объем услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем (покупателем) на розничном рынке в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в том числе по ставке, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, двухставочной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, определяется в соответствии с пунктом 15(1) и разделом X Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

Почасовые объемы потребления электрической энергии для расчета обязательств потребителей (покупателей), осуществляющих расчеты по трехставочным ценам (тарифам), определяемым и применяемым в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определяются на основании показаний приборов учета, позволяющих измерять почасовые объемы потребления электрической энергии. В случае если приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, отсутствуют у потребителей, осуществляющих расчеты по трехставочным ценам (тарифам), а также в случае недопуска к приборам учета, непредоставления показаний приборов учета, выявления фактов безучетного потребления электрической энергии и в иных случаях, указанных в разделе X настоящего документа, определение объемов потребления электрической энергии осуществляется в порядке, предусмотренном разделом X настоящего документа, с применением расчетных способов.

116(2). Существенными условиями двустороннего договора купли-продажи электрической энергии (мощности), заключаемого в соответствии с абзацем вторым пункта 116 настоящего документа, являются:

предмет договора;

дата и время начала исполнения обязательств по договору;

цена по договору, определенная в рамках предельных уровней цен по двустороннему договору купли-продажи электрической энергии (мощности), установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, или порядок ее определения;

обязанность потребителя (покупателя) урегулировать отношения по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств потребителя в соответствии с настоящим документом и Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и уведомить гарантирующего поставщика и производителя электрической энергии (мощности) на розничных рынках, владеющего на праве собственности или на ином законном основании генерирующими объектами, расположенными в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, о дате заключения такого договора оказания услуг по передаче электрической энергии, а также обязанность потребителя, на которого в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг возложена обязанность по составлению и согласованию акта согласования технологической и (или) аварийной брони, передать гарантирующему поставщику не позднее 5 дней со дня согласования копию указанного акта, составленного (измененного) и согласованного в установленном порядке с сетевой организацией, после заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности);

точка (точки) поставки по договору, соответствующая (соответствующие) точке (точкам) присоединения энергопринимающих устройств объектов, введенных в эксплуатацию после 1 июля 2017 г., к электрической сети;

положение о соответствии качества поставляемой электрической энергии требованиям законодательства Российской Федерации;

договорной объем покупки электрической энергии (мощности) за расчетный период, а также для каждого часа расчетного периода, установленный в соответствии с настоящим документом;

условия о порядке учета электрической энергии (мощности) с использованием приборов учета и порядке взаимодействия сторон договора в процессе такого учета, указанные в пункте 42 настоящего документа, характеристики приборов учета, имеющихся на дату заключения договора, а также обязанность потребителя (покупателя) по обеспечению оборудования точек поставки по договору приборами учета и условия о порядке определения объема потребления электрической энергии (мощности) в случае отсутствия приборов учета и в иных случаях, когда в соответствии с настоящим документом подлежат применению расчетные способы;

порядок расторжения договора.

Потребители, функционирующие в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, объекты которых введены в эксплуатацию после 1 июля 2017 г., в целях заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии направляют производителям электрической энергии (мощности) на розничных рынках, владеющим на праве собственности или на ином законном основании генерирующими объектами, расположенными в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, заявку на заключение таких договоров с приложением следующих документов:

документ о вводе в эксплуатацию объектов снабжения после 1 июля 2017 г., для целей энергоснабжения которых будет заключаться договор купли-продажи;

прогнозируемый объем покупки электрической энергии (мощности) по договору на период заключения договора купли-продажи, но не менее чем на 5 лет.

Почасовой объем продажи электрической энергии (мощности) для каждого часа () по указанному в абзаце втором пункта 116 настоящего документа договору определяется гарантирующим поставщиком (производителем) по формуле:

где:

— почасовой договорный объем продажи электрической энергии (мощности) по двустороннему договору, указанному в абзаце втором пункта 116 настоящего документа, в час h расчетного периода m, заключенному в отношении энергопринимающего устройства p и объекта по производству g, МВт·ч;

— фактический почасовой объем производства электрической энергии (мощности) на объекте по производству g в час h расчетного периода m, определенный исходя из показаний приборов учета электрической энергии в порядке, предусмотренном разделом X настоящего документа, МВт·ч;

— сумма почасовых договорных объемов продажи электрической энергии (мощности) по всем двусторонним договорам, указанным в абзаце втором пункта 116 настоящего документа, в час h расчетного периода m, заключенным в отношении объекта по производству g, МВт·ч;

— фактический почасовой объем потребления электрической энергии (мощности) на энергопринимающем устройстве p в час h расчетного периода m, определенный исходя из показаний приборов учета электрической энергии в порядке, предусмотренном разделом X настоящего документа, МВт·ч;

— сумма почасовых договорных объемов продажи электрической энергии (мощности) по всем двусторонним договорам, указанным в абзаце втором пункта 116 настоящего документа, в час h расчетного периода m, заключенным в отношении энергопринимающего устройства p, МВт·ч.

Для объектов потребителей (объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых с производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке заключен договор, указанный в абзаце втором пункта 116 настоящего документа, также должен быть заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с гарантирующим поставщиком, в границах зоны деятельности которого расположены указанные объекты потребителя (объекты электросетевого хозяйства).

Объем покупки электрической энергии (мощности), поставляемой гарантирующим поставщиком по такому договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) (), определяется указанным гарантирующим поставщиком по формуле:

где:

— фактический почасовой объем потребления электрической энергии (мощности) на энергопринимающем устройстве p в час h расчетного периода m, определенный исходя из показаний приборов учета электрической энергии в порядке, предусмотренном разделом X настоящего документа, МВт·ч;

— сумма почасовых объемов продажи электрической энергии (мощности) по всем двусторонним договорам, указанным в абзаце втором пункта 116 настоящего документа, в час h расчетного периода m, заключенным в отношении энергопринимающего устройства p, МВт·ч.

117. Субъект оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе формирует плановый почасовой график производства электрической энергии участниками розничного рынка на предстоящие сутки и включает в него, в первую очередь, плановые почасовые объемы производства электрической энергии (мощности) на квалифицированных генерирующих объектах, во вторую очередь, — на генерирующих объектах с наименьшей стоимостью производства электрической энергии (мощности) при условии обеспечения надежности и безопасности функционирования электроэнергетической системы.

Для указанных целей производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках, осуществляющие свою деятельность в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах с использованием генерирующих объектов, функционирующих в составе такой электроэнергетической системы, представляют субъекту оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике:

плановые почасовые графики нагрузки генерирующего оборудования с указанием цен на электрическую энергию (мощность) не выше установленных для них регулируемых цен (тарифов) — не позднее чем за 48 часов до начала суток, в течение которых осуществляется производство (поставка) электрической энергии, для каждого часа указанных суток, а также уточненные данные — не позднее чем за 24 часа до начала таких суток;

уведомление о готовности генерирующего оборудования к работе в определенном технологическом режиме на каждый час соответствующих суток, содержащее информацию об актуальных технических параметрах генерирующего оборудования, включая максимальные и минимальные допустимые значения активной мощности генерирующего оборудования (технический максимум и технический минимум, технологический минимум);

информацию о фактической выработке электрической энергии за прошедшие сутки — до 7 часов 00 минут следующих суток.

Гарантирующие поставщики, зоны деятельности которых расположены на территории соответствующей технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы, представляют субъекту оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике уведомления о плановом почасовом потреблении электрической энергии (мощности) потребителями (покупателями) розничного рынка на такой территории не позднее чем за 48 часов до начала суток, в течение которых осуществляется производство (поставка) электрической энергии, для каждого часа указанных суток, а также уточненные данные — не позднее чем за 24 часа до начала таких суток.

Положения абзаца первого настоящего пункта не распространяются на случаи возникновения или угрозы возникновения в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе аварийного электроэнергетического режима.

В случае возникновения или угрозы возникновения аварийного электроэнергетического режима в работе энергосистемы производители электрической энергии (мощности) на розничном рынке, осуществляющие деятельность в пределах территории технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы, корректируют графики нагрузки генерирующих объектов и осуществляют загрузку (разгрузку) генерирующего оборудования в соответствии с диспетчерскими командами (распоряжениями) субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Вопрос от читателя Алексея:
Добрый день господа оперативники!

Согласно раздела 12 Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (далее — Правила ОДУ), каждый диспетчерский центр составляет перечень объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой, в отношении которых он осуществляет диспетчерское ведение или диспетчерское управление (далее — объекты диспетчеризации).

Согласно раздела 2 правил ОДУ диспетчерский центр это структурное подразделение организации — субъекта оперативно-диспетчерского управления, осуществляющее в пределах закрепленной за ним операционной зоны управление режимом энергосистемы.

Согласно статьи 12 главы 4 Федерального закона «Об электроэнергетике» субъект оперативно-диспетчерского управления это или системный оператор или организации, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем.

Вопрос: можно ли применять требование раздела 12, а также требования других разделов Правил ОДУ к оперативно-диспетчерским службам производственных отделений и оперативно-диспетчерским группам районов электрических сетей АО-энерго ?

Насколько я понимаю, эти структурные подразделения не попадают под определение статьи 12 главы 4 Федерального закона «Об электроэнергетике».

Также, раздел 4 Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004 г № 854 предписывает Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой при участии заинтересованных организаций в 3- месячный срок разработать и представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации, определяющий перечень организаций, осуществляющих оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, в том числе в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, их структуру и зоны диспетчерской ответственности.

Такой документ разработан или нет ?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *