Основания для розыска

Ст 315 ук рф основания розыска

Правовые заключения

  • Федеральная программа молодая семья
  • О попытках захвата квартиры родственниками и праве собственности на недвижимость
  • Материнский капитал и льготы
  • О межевании земельных участков
  • Как купить гараж
  • Порядок признания завещания недействительным
  • Понятие и значение судебного разбирательства
  • Вопрос по охране труда
  • Информационная справка о предоставлении единой социальной выплаты
  • Отсрочка от службы в армии
  • Передача денежных средств индивидуальному предпринимателю физическим лицом
  • Способы передача денежных средств между юридическими лицами
  • Обжалование судебных решений
  • Вопросы по заключению договора дарения
  • Квалификация действий за угрозу убийством
  • Соглашение на оплату коммунальных услуг
  • Вопросы по оформлению земельного участка
  • Приобретение гражданства рф
  • Восстановление похищенных документов
  • Вывоз ребенка за границу
  • Жилищное и семейное право
  • Совместная собственность супругов
  • Право частной собственности
  • О праве собственности на землю
  • Вопрос по установлению сервитута
  • Приобретение и отказ от наследства
  • Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
  • Снятие с регистрационного учета
  • Применение и защита авторских прав
  • Предоставление отсрочки от армии
  • Рассмотрение дел о налоговых правонарушениях
  • Вопрос по изменении фамилии ребенку
  • Оплата больничного листа
  • Мена и дарение
  • Рассмотрение дел об административных правонарушениях
  • ст.315 ук рф судебная практика
    • Неисполнение решения суда должником
    • Состав преступления ст.315 ук рф
    • Ст 315 ук рф основания розыска
  • Улучшение жилищных условий москва
  • Вопрос по переводу работника на другую работу
  • Порядок приватизации жилого помещения
  • Регистрация права на земельный участок
  • Порядок возмещения вреда жизни сотрудникам овд
  • Заключение и расторжение договора
  • Вопрос принятия наследства
  • Приобретение автомобиля по доверенности
  • Способы защиты трудовых прав работников
  • Снятие гражданина с регистрационного учета
  • Признание малоимущими и постановка на учет улучшения жилищных условий
  • Вопрос получения социальных выплат
  • Конкурс на право аренды
  • Необоснованное завышение членских взносов в снт
  • Раздел совместно нажитого имущества
  • Установление сервитута на земельный участок
  • Отчуждение доли квартиры принадлежащей собственнику
  • Заключение договора о передачи денежных средств
  • Признание права собственности на квартиру в порядке наследования
  • Порядок регистрации договора мены и о оформления договора дарения доли квартиры
  • Оспаривание отцовства и алименты
  • Права и обязанности членов товарищества собственников жилья
  • Регистрация авторских прав на логотип
  • Принятие наследства заключение
  • Вопросы по программе молодой специалист
  • Социальное обеспечение по возрасту
  • Сертификация продукции ввозимой в россию
  • Социальный наем жилого помещения
  • Гарантии беременным женщинам и одиноким матерям предусмотренные трудовым кодексом
  • Увольнение работника по сокращению численности или штата работников
  • Лицензирование клише для маркировки продуктов
  • Распоряжение материнским капиталом
  • Вопрос применения гражданского законодательства
  • Внесение платы за коммунальные услуги
  • Принятие наследства
  • Выкуп комнаты по договору купли-продажи с рассрочкой платежа
  • Отказ в назначении льготной пенсии
  • Единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилья
  • Назначение пенсии по случаю потери кормильца
  • Открытие кафе в жилом доме
  • Изъятие паспорта и приобретение гражданства
  • Приватизация жилого помещения
  • Правовое заключение по вопросу принятия наследства
  • Правовое заключение принятие наследства
  • Выплата кредита после развода
  • Участие в программе молодая семья
  • Образец о принятии наследства
  • Трудовой договор с работником работающим вахтовым методом
  • Правовое заключение по договору аренды
  • Договор аренды
  • Правовое заключение по вопросу расторжения договора поручения
  • Установление факта нахождения в собственности земельного участка
  • Выявление возможности защиты прав лица не являющегося добросовестным приобретателем
  • Правовое заключение по вопросу принятия наследства и отчуждения жилого помещения
  • Жилищные и семейные отношения
  • Вопрос по безвестному исчезновению гражданина
  • Улучшение жилищных условий
  • Педоставление военнослужащим жилых помещений по договору социального найма
  • Обжалование решения суда
  • Коммунальные услуги
  • Принудительный обмен жилого помещения
  • Садоводческие огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан
  • Принятие наследственного имущества
  • Социальный найм жилья
  • Правовые последствия владения пользования и распоряжения наследственным имуществом
  • Получение гражданства рф
  • Регистрация супруги по месту жительства
  • Трудовые отношения с иностранными работниками
  • Получение военного билета
  • Жилье военнослужащим
  • Мировое соглашение
  • Вопрос по покупки или продажи подержанного или нового транспортного средства
  • Приобретение межевание и деление земельного участка
  • Деление земельного участка
  • Приобретение гражданства рф основания и порядок
  • Вопрос по оформлению брачного договора и его последствия
  • Признание договора недействительным
  • Обеспечение военнослужащих жилой площадью
  • Переоформление земельного участка
  • Возмещение ритуальных услуг
  • Признание малоимущими и постановка на учет как нуждающихся в жилых помещениях
  • Правовое заключение по вопросу применения жилищного законодательства
  • Вступление в права наследования по прошествии срока для принятия наследства
  • Основания для сокращения учебной нагрузки
  • Применение норм земельного законодательства РФ
  • Раздел имущества
  • Вопрос по увольнению инвалида
  • Постановка на учет по улучшению жилищных условий
  • Раздел общей совместной собственности супругов
  • Снятие с регистрационного учета несовершеннолетнего ребенка
  • Юридическое заключение муниципальное жилье
  • Юридические заключение по вопросам жилья
  • Государственная регистрация договора дарения
  • Юридическое заключение по договору ренты
  • Срок истечения наказания по делу об административном правонарушении
  • Оформление и внесение записей в трудовую книжку
  • Порядок и процесс увольнения с воинской службы по собственному желанию
  • Общая собственность гражданское право
  • Обеспечение жильем военнослужащих
  • Юридическая справка по исполнительному листу
  • Установление гражданина умершим и порядок наследования имущества умершего
  • Юридическая справка по жилищному праву
  • Юридическое заключение по жилищному вопросу
  • Правовое заключение по вопросам уплаты налогов на имущество в виде нежилого помещения
  • Правовое заключение по жилищному вопросу
  • Приватизация земельного участка
  • Предоставление жилого помещения с учетом заселения лиц разного пола и наличием ребенка-инвалида
  • Правила строительства на земельном участке сельского поселения
  • Исполнительное производство
  • Возмещение вреда причиненного ненадлежащим оказанием услуг
  • Правила регистрации изменений объекта недвижимости
  • Выделение доли в оплате за жилое помещение и выселение из жилого помещения.
  • Выселение из жилого помещения и снятие с регистрационного учета
  • Заключение договора социального найма жилого помещения и наследование
  • Наследование по закону
  • Вселение в квартиру бывшего члена семьи
  • Компенсация затрат на лечение при причинении вреда здоровью
  • Представление интересов несовершеннолетних детей матерью
  • Выселение в связи с невозможностью совместного проживания
  • Реструктуризация кредитной задолженности
  • Умышленное повреждение имущества
  • Порядок оформления права собственности
  • Расторжение брака и раздел общего долга супругов
  • Приватизация служебной квартиры
  • Порядок реализации доли приватизированного жилого помещения в коммунальной квартире
  • Выселение из муниципальной квартиры
  • Раздел общей совместной собственности супругов и выделе доли в жилом доме
  • Дополнительные расходы на содержание ребенка и основания лишения родительских прав
  • Получение дивидендов по акциям
  • Порядок наследования земельного участка и дачного домика
  • Выселение и порядок реализации имущества находящегося в совместной собственности
  • Внесение изменений в устав кооператива и их регистрация
  • Правовое заключение о векселе
  • Как избежать уголовной ответственности за драку
  • Программа бездотационного жилищного фонда
  • Порядок рассмотрения дела в суде
  • Порядок оформления опекунства над несовершеннолетним
  • Приватизация служебной квартиры юридическое заключение
  • Порядок наследования по закону
  • Расприватизация жилого помещения
  • Воинский учет
  • Обжалование действий бездействия должностных лиц
  • Компенсация морального вреда
  • Порядок подачи искового заявления
  • Компенсация за жилье
  • Оформление права собственности на землю
  • Порядок заключения и регистрации договора купли-продажи квартиры
  • Договор дарения
  • Выезд несовершеннолетнего ребенка из Российской Федерации
  • Юридическое заключение наследование по закону
  • Упрощенная форма получения гражданства РФ
  • Порядок получения заверенной копии решения суда о расторжении брака
  • Порядок предоставления жилья по договору социального найма
  • Специализированное жилье
  • Жилищное право
  • Cанкции предусмотрены законодательством за несоблюдение условий соглашения
  • Трудовые правоотношения
  • Наследование по завещанию и право обязательной доли
  • Трудовые права инвалидов
  • Признание гражданина недееспособным
  • Получение гражданства Израиля
  • Применение семейного законодательства
  • Вынужденный переселенец
  • Ответственность поручителя
  • Право потребителя на информацию
  • Лицензирование кружковой деятельности
  • Установление инвалидности
  • Оспаривание завещания
  • Правовое заключение по вопросу применения ГК РФ
  • Улучшение жилищных условий в Московской области
  • Права матерей-одиночек
  • Улучшение жилищных условий в Москве
  • Права беременной женщины
  • Право пользования муниципальной квартирой
  • Обмен жилыми помещениями
  • Порядок прекращения общества с ограниченной ответственностью
  • Правовое заключение о правовых особенностях участия в жилищных программах города Москвы
  • Получение имущественного налогового вычета
  • Правовое заключение по гражданскому и гражданскому процессуальному законодательству Российской Федерации
  • Авторское право
  • Договор дарения жилого помещения. Рента
  • Дарение доли в праве общей долевой собственности на квартиру
  • Улучшение жилищных условий инвалидам
  • Получение имущественного вычета по расходам на лечение
  • Прекращение жилищных правоотношений
  • Взыскание сумм по возмещению вреда причиненного здоровью
  • Обжалование решения об отказе в досрочном назначении пенсии
  • Юридическое заключение по брачному договору
  • Наследование по завещанию правовое заключение
  • Заключение гражданско-правового договора с инвалидом
  • Регистрация договора дарения
  • Оплата коммунальных услуг
  • Право на досрочную трудовую пенсию
  • Принятия наследства при наличии завещания
  • Приватизация жилого помещения юридическое заключение
  • Продажа комнаты в коммунальной трехкомнатной квартире
  • Порядок и условия присвоения звания ветеран труда
  • Юридическое заключение по жилищное право
  • Квалификация незаконного обряда мага после совершения магического обряда
  • Нарушение трудовых прав
  • Правовое заключение по жилищному праву
  • Вопроси отцовства и признани одинокой матерью
  • Жилищные правоотношения
  • Расторжение брака между иностранными гражданами на территории РФ
  • Юридическое заключение по недвижимости
  • Юридическое заключение по вопросу опеки
  • Принятие наследства по истечении установленного законом срока и защита прав собственника
  • Порядок рассмотрения дела в суде. Регрессный порядок требования возмещения вреда по страховому случаю
  • Порядок выезда несовершеннолетнего гражданина из РФ
  • Право преимущественной покупки
  • Сервитут
  • Жилищное право юридическое заключение
  • Процедура продажи доли в квартире
  • Выселение их жилого помещения в связи со сносом
  • Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
  • Принятие мер при неоказании медицинской помощи призванному на военную службу сыну
  • Трудовое право
  • Ежемесячные пособия на ребенка
  • Раздел совместно нажитого имущества супругов
  • Оформление записи об увольнении в трудовой книжке
  • Правовое регулирование договора дарения
  • Права должника
  • Регистрация в квартире при долевой собственности
  • Реализация прав граждан РФ проживающих в Москве при переселении в связи со сносом жилого дома
  • СНТ юридическое заключение
  • Вопросы принудительного вселения
  • Увольнение и трудоустройство военнослужащих
  • Порядок улучшения жилищных условий по Федеральной целевой программе «Жилище» правовое заключение
  • Принятие наследства по истечении установленного законом срока
  • Трудовое право правовое заключение
  • Порядок рассмотрения дела в суде и расчет искового заявления
  • Право пользования квартирой после развода
  • Вопросы возбуждения уголовного дела и возврата неосновательного обогащения
  • Налогообложение и налоговый вычет
  • Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель
  • Вопросы лишения родительских прав
  • Межевание участка
  • Возмещение вреда причиненного заливом квартиры
  • Принятие на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилья
  • Отсрочка от службы в армии. Альтернативная служба
  • Нарушение прав несовершеннолетних
  • Сберкнижка юридическое заключение
  • Ремонт мест общего пользования
  • Договорные отношения. Налогообложение
  • Применение жилищного кодекса Российской Федерации
  • Гостиничные услуги юридическое заключение
  • Правовое заключение по вопросу применения норм гражданского законодательства РФ
  • Юридическое заключение по теме улучшение жилищных условий
  • Письмо
  • Как написать заявление
  • Как составить договор
  • Как составить адвокатский запрос
  • Жалобы
  • Ходатайства
  • Иски
  • Соглашение сторон
  • Претензии
  • Штраф
  • Образец запроса
  • Составление доверенности
  • Суд РФ
  • ФМС
  • Коменсация
  • Постановление
  • Заем
  • ЕСПЧ

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса.

(часть третья введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

4. При наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случаях, предусмотренных статьей 108 настоящего Кодекса, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу.

Комментарий к статье 210

1. Розыск обвиняемого, подозреваемого производится при неизвестности места нахождения обвиняемого. Для осуществления розыска обвиняемого не имеет значения, умышленно ли он скрылся от органов расследования либо место его нахождения неизвестно по иным причинам. Розыск лица начинается с момента, когда следователь убедился, что обвиняемый скрылся или не представляется установить место его нахождения по иным причинам. Прежде чем объявить обвиняемого в розыск, следователь должен собрать доказательства, подтверждающие, что лицо скрывается или его местонахождение неизвестно, для чего необходимо проверить факт возможной смерти лица, его нахождения в лечебном учреждении, содержания под стражей и т.п.

2. Для объявления розыска обвиняемого, подозреваемого следователь должен вынести мотивированное постановление. В постановлении должны быть указаны: событие преступления; данные о лице, объявляемом в розыск, основания объявления лица в розыск, орган дознания, которому поручается осуществление розыска; избранная в отношении разыскиваемого мера пресечения. Данные о личности обвиняемого, подозреваемого должны быть собраны в ходе расследования. Закон предоставляет органу расследования право выбора объявить розыск обвиняемого, подозреваемого как в отдельном постановлении, так и одновременно с вынесением решения о приостановлении производства по уголовному делу. В случае объявления розыска обвиняемого, подозреваемого во время расследования выносится отдельное постановление.

3. После приостановления расследования следователь продолжает розыск обвиняемого, подозреваемого, используя только розыскные и организационные средства. Процессуальные и следственные действия не осуществляются. Ответственность за организацию розыска возлагается на следователя. Он должен возглавлять и контролировать деятельность органов, осуществляющих розыск обвиняемого, подозреваемого. Порядок организации розыска обвиняемого регулируется приказами МВД России.

4. Поручая производство розыска обвиняемого, следователь не вправе определять методы, которые должен использовать орган дознания. Методы розыска и конкретные действия выбираются органом дознания самостоятельно, исходя из обстоятельств в каждом отдельном случае. Не позднее трех дней после принятия решения о розыске следователь должен передать органу дознания копию постановления и справки о личности обвиняемого, подозреваемого.

5. В справках, прилагаемых к поручению о розыске обвиняемого, подозреваемого, должны быть указаны данные, которые будут способствовать скорейшему розыску. В перечень этих данных входят: фамилия, имя, отчество обвиняемого, подозреваемого, время и место его рождения, национальность, образование, место жительства, место работы, семейное положение, наличие судимостей. Если у лица несколько фамилий, то указываются все. В случае проживания лица в разных регионах должны быть указаны все прежние места проживания и работы, место проживания родственников и лиц, у которых обвиняемый может находиться. В справках приводятся и иные данные о личности: наличие особых примет, черты характера, привычки, хронические заболевания, физические недостатки. Если лицо ранее судимо, указывается место отбывания наказания, круг общения при отбытии наказания и место проживания этих лиц. Сообщается о лицах, которые помогли или могут помочь скрыться обвиняемому. Обязательно должно быть указано о способности обвиняемого, подозреваемого владеть оружием, приемами самообороны и о вероятности оказания лицом сопротивления при задержании. К справкам прилагается фотография обвиняемого, подозреваемого или подробное описание его внешности, словесный портрет, копии дактилокарт.

6. Первоначально розыскные мероприятия проводятся на территории субъекта РФ, где было совершено преступление (местный розыск). Если же проведение локальных розыскных мероприятий не дало положительного результата, тогда объявляется федеральный розыск обвиняемого, а поисковые мероприятия проводятся на всей территории Российской Федерации. Лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, побег из мест лишения свободы или из-под стражи, а также вооруженные огнестрельным оружием, объявляются в федеральный розыск немедленно после вынесения об этом постановления органа расследования.

7. Согласно международным соглашениям и в порядке, установленном ведомственными нормативными актами, в отношении лиц, обвиняемых, подозреваемых в совершении преступления, может быть объявлен международный розыск. Основанием для международного розыска является официальный запрос в органы внутренних дел, направляемый в Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола в Российской Федерации. Ответственность за объявление обвиняемого, подозреваемого в международный розыск несут розыскные подразделения МВД России и НЦБ Интерпола в России.

8. При наличии оснований, указанных в ст. 97 УПК, в отношении разыскиваемого обвиняемого, подозреваемого в случае его обнаружения может быть избрана одна из мер пресечения. Мера пресечения, не связанная с лишением свободы, может быть избрана в отношении обвиняемого, подозреваемого, местонахождение которого было неизвестно, и при наличии сведений, что это лицо не примет активных действий с целью скрыться от органов расследования. В тех случаях, когда в уголовном деле есть данные, дающие основания полагать, что разысканный обвиняемый, подозреваемый может вновь скрыться от органов расследования, в отношении него должна быть избрана мера пресечения в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК. Решение о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого, подозреваемого, скрывшегося от органов расследования, принимается при объявлении лица в розыск.

9. При обнаружении разыскиваемого лица орган дознания обязан уведомить об этом инициатора розыска и принять в отношении разыскиваемого меры, указанные в розыскном задании, в том числе задержание и применение меры пресечения, если она была избрана.

10. Следователь при прекращении производства по уголовному делу или уголовного преследования в отношении обвиняемого, подозреваемого, а также при получении сообщения об обнаружении разыскиваемого обязан немедленно прекратить розыск лица и уведомить об этом орган дознания, которому поручался розыск. О прекращении розыска следователь выносит мотивированное постановление.

Федеральный и межгосударственный розыск

Когда меры местного розыска исчерпаны, а его цель не достигнута, объявляется федеральный розыск.

Федеральный розыск – комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий органов внутренних дел, направленный на обнаружение разыскиваемого лица, при котором используется сигнальная система всех оперативно-справочных учетов информационных центров и адресных бюро, МВД, УВД регионов, входящих в Российскую Федерацию.

Федеральный розыск осуществляется во взаимодействии органов внутренних дел, оперативных подразделений иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с использованием возможностей других федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией в целях установления местонахождения и задержания лиц, обвиняемых в совершении преступлений, уклоняющихся от органов дознания, следствия, суда и исполнения уголовного наказания, в том числе совершивших побег из мест лишения свободы, а также лиц, пропавших без вести.

В органах внутренних дел инициатор розыска заполняет и направляет через информационные центры (ИЦ) МВД, ГУВД, УВД, УВДТ в ГИАЦ МВД России постановление об объявлении федерального розыска, утвержденное уполномоченным на то должностным лицом.

Централизованный учет лиц, объявленных в федеральный розыск, осуществляется ГИАЦ МВД России с использованием автоматизированной информационной системы (АИС) «ФР-Оповещение».

При получении постановления об объявлении федерального розыска ГИАЦ МВД России передает информацию о разыскиваемых лицах по каналам магистральной сети передачи данных (МСПД) МВД России и сети циркулярной рассылки информации («ТВ-Информ МВД России») во все МВД, ГУВД, УВД для размещения в оперативно-справочных картотеках и адресно-справочных бюро. При необходимости незамедлительного объявления федерального розыска инициатор передает сведения о лицах в ГИАЦ МВД России по каналам шифрованной связи.

Незамедлительному объявлению в федеральный розыск подлежат: обвиняемые, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, побег из исправительных учреждений и следственных изоляторов; вооруженные огнестрельным оружием либо имеющие вещества, применение которых может привести к массовой гибели людей или причинить вред их здоровью; разыскиваемые за приготовление, покушение или совершение преступлений террористического характера; члены террористических организаций, организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций).


Обвиняемые, совершившие преступления небольшой и средней тяжести, объявляются в федеральный розыск по истечении трех месяцев с начала местного розыска.

Лица, пропавшие без вести при криминальных обстоятельствах, объявляются в федеральный розыск шифротелеграммой одновременно с заведением оперативно-поискового или розыскного дела с последующим направлением в ГИАЦ МВД России постановления об объявлении федерального розыска, в остальных случаях по истечении трех месяцев с начала местного розыска.

Решение об объявлении в федеральный розыск ранее установленных сроков может принимать начальник органа внутренних дел, если есть достаточные основания считать, что меры местного розыска исчерпаны.

Оперативные подразделения органов внутренних дел, ФСИН России, ФСКН России, ПС ФСБ России, ФТС России в пределах своей компетенции реализуют комплекс оперативно-розыскных мероприятий в целях получения информации об объектах розыска. Представляющая интерес информация незамедлительно проверяется и передается инициатору розыска в установленном порядке. Указанные подразделения имеют право доступа к ведущемуся в ГИАЦ МВД России централизованному учету лиц, объявленных в федеральный розыск (АИС «ФР-Оповещение»), и учетам разыскиваемых лиц информационных центров МВД, ГУВД, УВД. На основании сведений, предоставленных соответствующими оперативными подразделениями, ГИАЦ МВД России готовит и рассылает специальные бюллетени о розыске особо опасных преступников в МВД, ГУВД, УВД, ФСИН России, ФСКН России, ПС ФСБ России и ФТС России. При необходимости оперативного отслеживания путей передвижения лиц, подлежащих незамедлительному объявлению в федеральный розыск, оперативные подразделения органов внутренних дел, ФСИН России, ФСКН России, ПС ФСБ России и ФТС России через управления внутренних дел на транспорте могут устанавливать контроль за приобретением проездных документов.


Оперативные подразделения органов внутренних дел и других субъектов ОРД проводят розыскные мероприятия в пределах компетенции и в соответствии с ориентировками, розыскными заданиями и поручениями. Поручения содержат перечень необходимых мероприятий по проверке разыскиваемого лица по банкам данных и мер по предупреждению уклонения обвиняемого, осужденного от дознания, следствия, суда и исполнения уголовного наказания.

При установлении разыскиваемых лиц к ним принимаются меры в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанные в ориентировке, задании, поручении.

Работа по розыску опасного преступника организуется в соответствии с планом работы органов внутренних дел по сигналу «Сирена». Для проведения поисковых мероприятий и проверки объектов обслуживания привлекаются в пределах компетенции силы и средства органов внутренних дел, ФСИН России, ФСКН России, ФТС России и ПС ФСБ России.

Розыскное дело и соответственно местный или федеральный розыски прекращаются:

– если лицо разыскано;

– при прекращении уголовного дела или вынесении определения суда о неприведении приговора в исполнение;

– в случае выявления факта необоснованного заведения розыскного дела;

– если со времени объявления в розыск без вести пропавшего (без возбуждения уголовного дела) прошло 15 лет. По истечении 5 лет, если исчерпаны все возможности для обнаружения без вести пропавшего, по мотивированному постановлению, утверждаемому руководителем горрайлиноргана, производство по делу может быть приостановлено. При этом учетные документы на лицо и розыскное дело продолжают находиться в картотеках адресного бюро, ИЦ МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и ГИАЦ МВД России в течение 10 лет. Таковы организационные основы федерального розыска.

Межгосударственный розыск

Во время существования СССР органами внутренних дел розыск лиц за рубежом практически не осуществлялся, а такие категории лиц, как военные преступники, не возвратившиеся в СССР во время пребывания за границей, изменники Родины, совершившие преступления международного характера, разыскивались в основном подразделениями ГРУ и КГБ СССР.

В период 1991–1993 гг., после распада СССР на ряд независимых государств и изменений, происшедших в экономической, политической, социальной жизни России и других стран СНГ, развития международного сотрудничества и международных отношений, постепенно, по мере совершенствования национального законодательства возникли определенные сложности в осуществлении розыска лиц за пределами Российской Федерации как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. Соответственно в розыскной деятельности появились такие направления, как межгосударственный и международный розыск.

Взаимодействие между органами внутренних дел стран СНГ осуществляется на основе:

– Соглашения о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью, заключенного 24 апреля 1992 г. в г. Алма-Ате;

– Соглашения о взаимодействии в сфере обмена информацией, подписанного 3 августа 1992 г. в г. Чолпон-Ате;

– Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по семейным, гражданским, уголовным делам, принятой 22 января 1993 г. в г. Минске и ряда других актов.

Впервые понятие такого направления оперативно-розыскной деятельности ОВД, как «межгосударственный розыск» было введено решением Совета министерств внутренних дел государств СНГ 12 сентября 1997 г. (г. Баку) «О едином порядке объявления и прекращения межгосударственного розыска в рамках СНГ». Была утверждена инструкция, определявшая единый порядок взаимодействия МВД стран СНГ при осуществлении межгосударственного розыска лиц, скрывшихся от следствия, дознания и суда, уклоняющихся от исполнения уголовных наказаний и решений судов по искам, без вести пропавших лиц, идентификации неопознанных трупов.

В г. Москве 10 декабря 2010 г. государствами – участниками СНГ подписан «Договор государств – участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц».

Межгосударственный розыск – это комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-аналитических и иных мероприятий министерств внутренних дел, осуществляемых в соответствии с международными соглашениями и национальным законодательством с использованием Межгосударственного информационного банка (МИБ) и направленных на обнаружение в целях последующего ареста или предоставление информации обо всех категориях разыскиваемых, находящихся за пределами государства – инициатора розыска, но в пределах территории государств – участников СНГ.

В редакции Договора государств – участников СНГ о межгосударственном розыске лиц (ст. 1 п. б) приведено более дифференцированное его определение, под которым понимается комплекс
оперативно-розыскных, поисковых, информационно-аналитических и иных мероприятий, направленных на: обнаружение, задержание и заключение под стражу в целях выдачи или осуществления уголовного преследования лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда и уклоняющихся от отбывания уголовного наказания; установление места нахождения лиц, уклоняющихся от исполнения решения судов по искам; установление места нахождения лиц, пропавших без вести или утративших связь с родственниками; установление личности человека, не способного сообщить о себе установочные данные; установление личности человека по неопознанному трупу, а также предоставление информации обо всех категориях разыскиваемых и устанавливаемых лиц, находящихся за пределами государства – инициатора розыска, но на территориях государств – участников СНГ.

Межгосударственный розыск объявляется в случаях, когда меры розыска, предпринятые государством – инициатором розыска, не привели к установлению или задержанию разыскиваемого иимеются основания предполагать, что разыскиваемое лицо выехало или намеривалось выехать в другое государство СНГ либо имеются сведения о наличии родственных и иных связей разыскиваемого на территории одной или нескольких стран Содружества.

Для осуществления межгосударственного розыска подготавливается запрос, который направляется в письменной форме на официальном бланке компетентного органа запрашивающей Стороны, подписывается руководителем этого органа и удостоверяется гербовой печатью.

В безотлагательных случаях запрос может передаваться: шифротелеграммами; в электронном виде по магистральной сети передачи данных; с использованием иных технических средств передачи текста; устно с последующим обязательным письменным подтверждением в срок не позднее трех суток.

В запросе указываются: наименования компетентных органов запрашивающей и запрашиваемой Сторон; номер, дата и основание заведения розыскного дела; цель и обоснование запроса; при необходимости – описание особого порядка исполнения запроса и обоснование этой необходимости; иные сведения, которые могут быть необходимы для исполнения запроса.

Незамедлительно объявляются в межгосударственный розыск обвиняемые, подсудимые, осужденные и лица, без вести пропавшие, при наличии достоверной информации об их пребывании или намерении выехать в другие государства СНГ. Сведения о лицах, объявленных в межгосударственный розыск, информационными центрами министерств внутренних дел (или иными уполномоченными органами, выполняющими данные функции в соответствии с национальным законодательством) передаются в ГИАЦ МВД России шифротелеграммами с последующим направлением в пятидневный срок постановлений на объявление межгосударственного розыска обвиняемых, подсудимых, осужденных и лиц, без вести пропавших.

Сведения о лицах, объявленных в межгосударственный розыск информационными центрами министерств внутренних дел, срочно передаются в межгосударственный информационный банк данных по каналам шифрованной связи с последующим направлением постановления об объявлении межгосударственного розыска.

МИБ информацию на указанных лиц немедленно передает в информационные центры министерств внутренних дел для размещения в оперативно-справочных картотеках информационных центров и адресных бюро.

В отношении лиц, разыскиваемых правоохранительными органами государств – участников СНГ, проводятся оперативно-ро­зыскные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

7.4. Международный розыск

Розыск лиц различной категории органами внутренних дел РФ в других государствах может осуществляться путем:

– направления международного следственного поручения;

– направления запроса о проведении определенных (конкретных) оперативно-розыскных мероприятий;

– осуществления прямых контактов в случаях, предусмотренных законодательством;

– направления запроса об идентификации и проверке по учетам Генерального секретариата и по национальным учетам иностранных государств, по банку данных НЦБ Интерпола;

– объявления международного розыска.

В контексте уголовного права международное следственное поручение определяется как мандат судебных властей одной страны иностранным судебным властям на выполнение вместо себя одного или более определенного действия.

Международные следственные поручения служат для установления связи между одними судебными властями и другими. Они не касаются международной взаимной помощи между полицейскими силами. В этом случае подразделения правоохранительных органов, осуществляющие розыскную деятельность, выступают в роли инициаторов подготовки таких поручений. Международные следственные поручения чаще всего передаются через дипломатические каналы. Обычно правительство решает, санкционировать или отказать в исполнении запроса. Чтобы ускорить процедуру, некоторые международные документы, например Европейская конвенция по взаимной помощи по уголовным делам, разрешают прямую передачу следственного поручения между судебными властями или между центральными властями. Двусторонние соглашения и соглашения между соседними странами также предусматривают прямую передачу.

В Российской Федерации международное следственное поручение о розыске, задержании и выдаче лица по инициативе розыскных подразделений готовится Генеральной прокуратурой РФ и отправляется дипломатической почтой в посольство РФ за рубежом. Посольство готовит обращение в министерство иностранных дел этой страны, которое в свою очередь передает поручение в министерство юстиции (или иные компетентные органы), откуда оно направляется непосредственному исполнителю – подразделению, осуществляющему оперативно-розыскные функции. Этот способ довольно длителен в связи с тем, что подготовка поручения, его рассмотрение в другом государстве, прохождение через различные инстанции занимают довольно много времени, но в то же время – самый надежный, т. к. обе стороны обязаны выполнять свои обязательства по международным соглашениям и договорам.

В состав поручения входят подлинники всех процессуальных документов, подтверждающих привлечение лица к уголовной ответственности, описание и квалификация деяния, содержание поручения, данные о разыскиваемом лице и другие сведения, необходимые для исполнения поручения. Существуют также положения, предусматривающие передачу следственного поручения через каналы Интерпола в экстренных ситуациях. Во всех случаях подтверждение нужно обеспечить через дипломатический канал.

В исполнении международного следственного поручения может быть отказано, если имеется вероятность того, что это будет противоречить государственной политике, безопасности или суверенитету запрошенного государства. В некоторых случаях для организации проведения мероприятий по розыску лиц предусмотрены так называемые прямые контакты, регламентированные Указанием МВД РФ от 1 июля 1998 г. «О прямых контактах с полицейскими органами зарубежных государств». Они предусматривают непосредственное обращение по различным каналам связи в органы зарубежных государств (это касается сопредельных государств в пограничных районах), выполняющих полицейские функции в особых, не терпящих отлагательства случаях. После обращения необходимо немедленно через национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола направить запрос о розыске и выдаче лица. В таких случаях проводятся только мероприятия по установлению местонахождения лица и при необходимости установления контроля за его передвижением до получения необходимых документов о задержании или аресте по официальным каналам.

Международный розыск – это комплекс оперативно-розыск­ных, поисковых, информационно-справочных и иных мероприятий правоохранительных органов России и зарубежных государств (исключая государства СНГ), направленных на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства – инициатора розыска.

Согласно Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола международный розыск осуществляется через посредничество НЦБ Интерпола и проводится на территории каждого из участвующих в розыске государств в соответствии с нормами международного права, а также национальными нормативными правовыми актами. При этом правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации и правоохранительными органами иностранных государств проводится комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц.

Через НЦБ Интерпола осуществляется международный розыск:

– обвиняемых, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

– осужденных, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы или совершивших побег из мест лишения свободы;

– лиц, пропавших без вести.

НЦБ Интерпола обеспечивает взаимодействие правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации и правоохранительных органов иностранных государств – членов Интерпола в ходе осуществления ими международного розыска.

Через НЦБ Интерпола возможно объявление международного розыска только на территории иностранных государств – членов Интерпола.

Международный розыск объявляется лишь в том случае, если в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий:

– получены данные о выезде разыскиваемого за пределы Российской Федерации;

– достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации;

– получена информация об имевшемся у разыскиваемого намерении выехать из Российской Федерации с деловой или другой целью.

Лицо объявляется в международный розыск после либо одновременно с объявлением федерального розыска. При наличии подтвержденных сведений о выезде разыскиваемого лица из Российской Федерации международный розыск объявляется незамедлительно, одновременно с объявлением лица в федеральный розыск.

Международный розыск не подменяет собой межгосударственный розыск в пределах государств – участников СНГ. Он может осуществляться параллельно с ним, но при этом обязательным условием является предварительное или одновременное объявление межгосударственного розыска. Каналы Интерпола для осуществления межгосударственного розыска на территории государств – участников СНГ не задействуются.

Через НЦБ Интерпола не осуществляется международный розыск обвиняемых и осужденных за совершение преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер.

Обвиняемые, скрывшиеся от органов дознания, следствия или суда, объявляются в международный розыск через НЦБ Интерпола при условии, что они обвиняются в совершении преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления.

Решение об объявлении лица в международный розыск принимается органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, которому поступило на исполнение постановление о розыске обвиняемого или указание прокурора соответственно. Решение оформляется постановлением об объявлении лица в международный розыск, которое выносится сотрудником розыскного подразделения, утверждается начальником или заместителем начальника этого подразделения, согласовывается с начальником соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыск­ную деятельность, и заверяется печатью.

Одновременно с вынесением постановления об объявлении обвиняемого, осужденного в международный розыск органом, вынесшим соответствующее постановление, в Департамент пограничного контроля Федеральной службы безопасности Российской Федерации в установленном порядке направляется запрос о постановке разыскиваемых лиц на контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. На протяжении всего периода международного розыска обвиняемого, осужденного запросы о постановке разыскиваемых лиц на контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации обновляются по мере истечения срока контроля.

При объявлении обвиняемого, осужденного или лица, пропавшего без вести, в международный розыск НЦБ Интерпола может использовать следующие возможности:

– направление запроса о розыске во все иностранные государства – члены Интерпола;

– подготовку и передачу в Генеральный секретариат ходатайств об издании международных уведомлений: с желтым углом (YELLOW NOTICE) – о розыске лица, пропавшего без вести, с синим углом (BLUE NOTICE) – о розыске обвиняемого, осужденного в целях установления его местонахождения, с красным углом (RED NOTICE) – о розыске обвиняемого, осужденного в целях его ареста и выдачи.

Основаниями для вынесения решения о прекращении международного розыска лиц, пропавших без вести, являются:

– установление местонахождения разыскиваемого на территории иностранного государства;

– установление местонахождения разыскиваемого на территории Российской Федерации;

– обнаружение на территории иностранного государства или в Российской Федерации трупа, идентифицированного как разыскиваемый;

– получение документально подтвержденных сведений о смерти разыскиваемого.

Основаниями для вынесения решения о прекращении международного розыска обвиняемых, осужденных, разыскиваемых в целях установления местонахождения, являются:

– установление местонахождения разыскиваемого на территории иностранного государства, если принято решение о подготовке и направлении в установленном порядке ходатайства об оказании компетентными органами иностранного государства правовой помощи по уголовному делу и со следователем согласовано постановление о прекращении международного розыска;

– установление местонахождения разыскиваемого на территории Российской Федерации;

– обнаружение на территории иностранного государства или в Российской Федерации трупа, идентифицированного как разыскиваемый;

– получение документально подтвержденных сведений о смерти разыскиваемого;

– прекращение уголовного преследования в отношении разыскиваемого;

– прекращение уголовного дела;

– отмена ранее избранной меры пресечения в виде заключения под стражу.

Основаниями для вынесения решения о прекращении международного розыска обвиняемых, осужденных, разыскиваемых в целях ареста и выдачи являются:

– выдача или депортация разыскиваемого лица из иностранного государства в Российскую Федерацию;

– передача в соответствии со ст. 458 Уголовно-процессуаль­ного кодекса Российской Федерации в компетентные органы иностранного государства материалов уголовного дела с ходатайством о возбуждении уголовного преследования в отношении обнаруженного за рубежом обвиняемого на территории запрашиваемого иностранного государства;

– задержание разыскиваемого лица на территории Российской Федерации;

– обнаружение на территории иностранного государства или в Российской Федерации трупа, идентифицированного как разыскиваемый;

– получение документально подтвержденных сведений о смерти разыскиваемого лица;

– прекращение уголовного преследования в отношении разыскиваемого лица;

– прекращение уголовного дела;

– отмена меры пресечения в виде заключения под стражу.

Постановление о прекращении международного розыска выносится сотрудником, осуществляющим розыскную работу, органа – инициатора объявления лица в международный розыск либо того органа, которому перепоручен розыск.

Сведения о лице, международный розыск которого был прекращен, хранятся в банке данных НЦБ Интерпола в течение пяти лет с момента прекращения розыска, если за это время не поступит каких-либо дополнительных сообщений о данном лице.

Таким образом, в современных условиях розыскная деятельность актуальна, социально необходима и востребована гражданским обществом. В соответствии с уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным законодательством, а также ведомственной регламентацией под розыскной работой органов внутренних дел понимают деятельность по обнаружению разыскиваемых лиц,
установлению личности неизвестных граждан, предупреждению уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей и правил, безвестного исчезновения.

4. Международный розыск преступников, координируемый Интерполом

Международный розыск преступников — это розыскные действия, проводимые за пределами территории государства, где было совершено преступление. В таком розыске участвует несколько стран, во всяком случае, более двух. Его проводит уголовная полиция каждой из них на своей территории собственными силами с соблюдением своих национальных законов и ведомственных инструкций. Роль Интерпола в проведении такого розыска огромна.

Розыск начинается по просьбе страны, уголовный закон которой был нарушен действиями лица, скрывшегося после их совершения из пределов данной страны. Практика розыска за границей бежавшего уголовного преступника существует давно. Но из той же практики известно крайне мало случаев, когда такая просьба была бы удовлетворена, и еще меньше — когда розыск приносил успех, ибо такая практика не знала правил его проведения, а основывалась на усилиях отдельных полицейских руководителей. Лишь в Интерполе произошло организационное и процедурное оформление, а затем и всеобщее признание практики международного розыска скрывшихся преступников.

Система сотрудничества полиции разных стран, сложившаяся в Интерполе, позволяет осуществлять в самом широком масштабе поиски скрывающихся преступников, а также дает возможность ускорить подготовку документов, необходимых для соблюдения судебных формальностей в делах об их выдаче государству, по просьбе которого был объявлен розыск.

В зависимости от объекта розыск, проводимый Интерполом, можно классифицировать по четырем видам:

— розыск преступников с целью их ареста и последующей выдачи (экстрадиции);

— розыск подозреваемых и преступников с целью наблюдения за их поведением;

— розыск лиц, пропавших без вести;

— розыск похищенных ценностей.

Первый вид розыска — составная часть международного сотрудничества государств по вопросам выдачи (экстрадиции) уголовных преступников. На его долю приходится основной объем розыскной деятельности Интерпола. В практике международной борьбы с преступностью проблема выдачи преследуемого лица едва ли не самая сложная, так как непосредственно затрагивает суверенитет заинтересованных государств. Решение всех вопросов, касающихся выдачи преступников, относится к внутренней компетенции государства. Оно определяет юридические основания выдачи (наличие соответствующих договоров, взаимность, национальное законодательство), каналы, по которым такие вопросы решаются (дипломатические, юридические), указывает органы, правомочные выносить окончательное суждение о выдаче (суд, прокуратура), условия, делающие возможной или невозможной выдачу.

Разрешение экстрадиционных дел — обычно довольно длительная процедура, так как в ней участвует, даже в рамках одного государства, несколько заинтересованных ведомств. Бывают случаи, когда она длится около года и даже дольше. Если не принять своевременных мер, преступник может скрыться и из этого государства и избежать наказания. Между тем принцип неотвратимости наказания является одним из основных принципов уголовного права всех стран. Как отмечает Л. Н. Галенская, этот принцип «представляет собой ту основу, которая делает возможным сотрудничество государств в борьбе с преступностью»*.

* (Галенская Л. Н. Правовые проблемы сотрудничества государств в борьбе с преступностью. — Л., 1978. — С. 23.)

В экстрадиционной практике государств полиции отводится вспомогательная роль: она должна обеспечить присутствие субъекта, подлежащего выдаче. Генеральная ассамблея Интерпола в 1960 году специально указала, что в «экстрадиционных вопросах полицейские органы являются неизменно и главным образом вспомогательными органами правительственного департамента, ответственного за разрешение выдачи». И тем не менее на долю этих вспомогательных органов, то есть полиции, приходится наиболее сложная, трудоемкая, а часто и просто опасная часть работы: розыск, идентификация, задержание и арест преступника. Сама же выдача преступника, как отмечал Ж. Непот, — «это логическое завершение усилий полиции»*.

* (Nepote J. European Police Cooperation in Criminal Matters // ICPR. — 1970.- No. 238. — P. 144.)

Свою задачу в делах об экстрадиции учредители Интерпола видели в сотрудничестве полиции разных стран, которое осуществляется одновременно либо предшествует, либо опережает дипломатические контакты государств по решению конкретных вопросов. Еще на I Международном конгрессе уголовной полиции в 1914 году было рекомендовано по делам об экстрадиции прямо обращаться к полиции страны пребывания преступника с просьбой установить за ним негласное наблюдение до тех пор, пока по дипломатическим каналам не поступит официальная просьба о его выдаче.

Выше указывалось, что каждое государство в экстрадиционных вопросах самостоятельно определяет свою политику, которая находит воплощение в его законодательстве, а также в международных соглашениях (многосторонних и двусторонних).

С первых лет своего существования Интерпол поддерживал идею заключения единого универсального соглашения о выдаче преступников с участием всех государств. Рекомендации такого плана делались на многих его сессиях как до второй мировой войны, так и после нее. Впоследствии эта идея отошла на второй план, хотя и не была забыта. Практика пошла по пути заключения региональных и локальных многосторонних соглашений.

В 1957 году по поручению ООН Европейский совет подготовил конвенцию о выдаче преступников, которая была подписана многими европейскими капиталистическими странами. В работе над ее текстом участвовали и специалисты Интерпола. Позднее многосторонние соглашения об экстрадиции стали заключаться и в других регионах. Однако, как и прежде, более предпочтительными для государств оставались двусторонние соглашения. Ограниченное число участников позволяло более полно отразить их интересы. Генеральная ассамблея Интерпола на своей 29-й сессии (Вашингтон, 1960 г.) отреагировала на это специальной резолюцией, в которой рекомендовала всем членам организации заключать двусторонние или многосторонние договоры об экстрадиции.

И все же договорными отношениями об экстрадиции охвачены не все страны, да и вряд ли это когда-либо произойдет. Ведь появление каждого договора о выдаче — это всегда следствие фактических ситуаций, реакция на повторяющиеся однотипные события. Именно конкретные события подводят страны к решению заключить договор о выдаче преступников в предвидении новых подобных ситуаций. На сессиях Генеральной ассамблеи Интерпола в 1966 году (Берн) и в 1967 году (Киото) странам-членам было предложено принять государственные законы о выдаче преступников и сформулировать в них свою экстрадиционную политику, а также условия выдачи преступников, в том числе и странам, с которыми нет специального договора по этому вопросу. Сессия ассамблеи в Киото поручила Генеральному секретариату вести учет стран — членов Интерпола, где есть такие государственные законы о выдаче преступников, и запросить у них их тексты. В случае надобности копия такого закона может быть направлена по просьбе заинтересованного в нем национального центрального бюро. Имея текст закона конкретной страны, НЦБ может аргументированно оформить свою просьбу к ней о розыске преступника и его выдаче.

В международной экстрадиционной практике в последнее время наблюдается стремление упростить, а значит, и ускорить саму процедуру выдачи, особенно ее подготовительную стадию — задержание и арест скрывающегося преступника на территории государства пребывания. При участии Интерпола была разработана и проведена в жизнь идея временных (прелиминарных) арестов, то есть содержания под стражей разысканного преступника на тот период времени, пока по дипломатическим каналам не будут завершены переговоры и оформлена процедура его экстрадиции. Генеральный секретариат Интерпола разработал план действий по участию организации в делах об экстрадиции. Они начинаются с обращения полицейского органа, прокуратуры или суда в НЦБ своей страны с просьбой начать розыск и кончаются записью о прекращении розыска, которая делается на соответствующей розыскной карте Интерпола. В целом такой розыск проходит как бы восемь стадий, предшествующих процедуре самой выдачи преступника. Эти стадии были закреплены в решениях 29-й сессии Генеральной ассамблеи (Вашингтон, 1960 г.).

В практике Интерпола известны два вида розыска: обычный и срочный. Непременным условием для начала и того и другого считается наличие одного из трех документов: ордера на арест разыскиваемого лица, приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы или же «другого, равного им по юридической силе документа». Сущность «другого, равного им по юридической силе документа» в материалах Интерпола нигде не раскрывается. Обычный розыск состоит из следующих стадий:

1. Инициатор розыска — полицейский орган, прокуратура или суд обращаются в НЦБ своей страны с просьбой начать розыск бежавшего за границу преступника, страна пребывания которого неизвестна. К просьбе прилагаются сведения о разыскиваемом: его внешности, приметах, привычках, профессии, личных документах, а также, если имеются, фотографии и отпечатки пальцев. Просьба должна обязательно содержать данные о приказе на арест (кто, где и когда выдал), описание преступления и способа его совершения, квалифицирующие признаки. По этим сведениям впоследствии можно будет решить, будут ли описанные действия преступными и влекущими за собой выдачу по уголовному законодательству страны пребывания разыскиваемого.

В просьбе должно содержаться заверение инициатора розыска в том, что в случае задержания преступника будет немедленно направлено требование о его выдаче. Просьбу визирует компетентный орган власти ходатайствующего государства, подтверждая тем самым, что НЦБ действует по поручению полномочного ведомства (у себя в стране оно не наделено правом от своего имени обращаться с просьбой о взятии под стражу лица, подлежащего выдаче). Оно только пересылает Генеральному секретариату просьбу других компетентных органов, то есть выступает в роли посредника.

2. НЦБ проверяет эту просьбу с точки зрения ее соответствия ст. 3 устава, запрещающей участие Интерпола в делах политического, военного, расового и религиозного характера, и, если необходимо, запрашивает дополнительную информацию о преступлении; после этого просьба на официальном бланке направляется в Генеральный секретариат Интерпола в Париже.

3. После того как Генеральный секретариат засвидетельствует, что просьба о розыске и аресте преступника (так называемый «красный циркуляр» Интерпола — с изображением в правом верхнем углу эмблемы организации красного цвета) не противоречит ст. 3 устава, она рассылается в НЦБ всех или некоторых стран, входящих в Интерпол.

Получив «красный циркуляр», каждое НЦБ оценивает изложенные в нем обстоятельства с позиции уголовного законодательства своей страны и решает вопрос о допустимости объявления розыска на своей территории. При утвердительном решении всем полицейским органам дается команда начать розыск. Делается это почти одинаково во всех странах. Например, в Швеции публикуются списки разыскиваемых лиц, которые рассылаются во все местные полицейские органы. Раз в месяц в них вносятся дополнения. В ФРГ печатается и рассылается бюллетень на каждого разыскиваемого. Кроме того, Федеральная служба уголовной полиции ведет особую книгу розыска, в одном из разделов которой (F-210) регистрируются лица, разыскиваемые Интерполом.

В Генеральном секретариате имеются тексты международных договоров и внутригосударственных законов по вопросам выдачи преступников, заключенных и принятых странами — членами организации. Поэтому сотрудники секретариата довольно быстро могут вынести свое решение по этим вопросам и отразить его в «красном циркуляре».

Поскольку «красный циркуляр» оформляется всегда по просьбе конкретной страны, просящей об аресте лица, совершившего конкретное преступление (преступления), Генеральный секретариат указывает в циркуляре, в каких странах может быть затребована его выдача в случае задержания. «Выдача может быть затребована» — наиболее часто употребляемая в циркулярах фраза по делам о розыске лица, совершившего какое-либо «конвенционное преступление». Если речь идет о чрезвычайно опасном преступнике, обычно указывается: «Выдача будет затребована в случае ареста где бы то ни было в мире».

Часто в циркуляре прямо обозначается, в каких странах инициатор розыска может затребовать выдачу преступника, например: «в случае ареста в Европе и в США» или «в случае ареста в Европе, странах Северной Африки, Южной Америки и Мексике». В каждом случае это зависит от договоров, связывающих страну — инициатора розыска с другими странами по конкретному виду преступления.

4. В каждой стране на основании полученного из центра бюллетеня местные полицейские органы предпринимают розыскные операции. Циркуляр Интерпола призывает их действовать без промедления.

Под особый контроль берутся пункты въезда и выезда за границу. В ряде стран розыск преступников централизован. Например, в ФРГ, в Висбадене, в здании федерального управления уголовной полиции, где помещается центральная картотека разыскиваемых преступников, установлена телевизионная аппаратура, с помощью которой изображение преступника может быть передано во многие пограничные контрольно-пропускные пункты страны. Станции, принимающие изображение, оборудованы на всех автомобильных и железнодорожных трассах, пересекающих границу ФРГ с Францией, и в международном аэропорту Франкфурта-на-Майне. Между центральной и принимающими станциями действует прямая и обратная связь. Любой пассажир, пересекающий границу, может быть проверен по центральной картотеке. Его изображение (фото) и анкетные данные по телевизионным каналам передаются для проверки в центральную картотеку. Проверка проводится незаметно от проверяемого во время обязательной на границе процедуры просмотра документов. Документ, удостоверяющий личность, в раскрытом виде прикладывается к экрану передающей телевизионной камеры. Изображение документа поступает в центральную картотеку, где и проверяется с помощью ЭВМ, в «память» которой внесены все сведения о находящихся в розыске. Проверка длится одну-две минуты. В ФРГ планировалось создать около 500 передающих станций: в местных полицейских службах, в аэропортах, морских портах, на автострадах и железнодорожных вокзалах, на КПП — вдоль границы.

5. Если разыскиваемый обнаружен, полиция задерживает его, руководствуясь законами своей страны. Например, согласно ст. 39 Уголовного кодекса Австрии, иностранец может быть взят под стражу за совершенное им за границей преступное деяние, если оно и по австрийскому праву квалифицируется как преступление. Согласно ст. 177 Уголовно-процессуального кодекса этой же страны, такой арест может быть произведен полицией в виде исключения без приказа судьи, если существует опасность бегства, сговора, обмана или рецидива и предварительное и спрашивание приказа судьи грозит промедлением. В Швеции для вынесения приказа об аресте разыскиваемого иностранца достаточно того, что у него нет постоянного места жительства в стране и существует обоснованное опасение, что он сбежит.

В большинстве стран — членов Интерпола факт рассылки министерством внутренних дел, через которое действует НЦБ, извещения о розыске преступника рассматривается как распоряжение о его аресте в случае обнаружения.

После задержания преступника полиция возбуждает перед ближайшим местным судом вопрос о его аресте для последующей выдачи. Основанием для взятия под стражу иностранца служит сам факт совершения преступления. Как пишет австрийский специалист А. Криста, «в Австрии обстоятельства дела, изложенные в приказе, образуют основу для задержания преступника и для издания приказа о его аресте австрийским судом»*. Такая же практика сложилась в других странах. В экстренных случаях, когда получение приказа об аресте от страны — инициатора розыска запаздывает, судьи по месту задержания преступника основывают свое решение о его аресте на других документах, где излагается существо совершенного им деяния, например на «красном циркуляре» Интерпола, который, по мнению западных криминалистов, превратился в международный приказ об аресте разыскиваемого лица.

* (Krista Adolf. Interpolfahndung nach fliichrigen Rechtsbrechern // Kriminalistik. — 1965. — Heft 4. — S. 222. )

В том случае, если местный суд откажется удовлетворить просьбу полиции о прелиминарном аресте преступника, Генеральный секретариат Интерпола рекомендует полиции следить за его перемещениями и действиями и сообщать в Париж или инициатору розыска по радио или телеграммами о всякой перемене им места пребывания.

О произведенном аресте полиция немедленно извещает НЦБ своей страны.

6. Национальное центральное бюро, в свою очередь, уведомляет об аресте преступника Генеральный секретариат и НЦБ страны — инициатора розыска. Для передачи экстренной информации Интерпол предлагает своим членам пользоваться радиосвязью.

7. НЦБ, объявившее розыск, немедленно уведомляет об аресте преступника заинтересованные органы своей страны. Они срочно направляют в страну места задержания преступника просьбу о его выдаче.

Государства в своих экстрадиционных законах, а также двусторонних и многосторонних договорах определяют сравнительно небольшие сроки предварительного ареста. Поэтому Интерпол рекомендует как можно быстрее направлять материалы, обосновывающие арест и выдачу преступника, в полицейский орган по месту его задержания.

8. Последним полицейским мероприятием в международном плане является извещение, которым НЦБ — инициатор розыска сообщает в Генеральный секретариат Интерпола о взятии под стражу преступника. Генеральный секретариат делает отметку («гашение») на материалах о розыске, с тем чтобы прекратить розыскные действия в других странах. О прекращении розыска извещаются все страны.

Срочный розыск отличается от обычного тем, что НЦБ, входящие в радиосеть Интерпола, в экстренных случаях, минуя Генеральный секретариат, сами посылают радиограммы с просьбой о розыске бежавшего преступника. Просьба о розыске и задержании может быть направлена и по телеграфу или другим оперативным способом.

В случае преследования преступника «по горячим следам» Интерпол подключается к делу незамедлительно. Его средства связи гарантируют быструю ретрансляцию просьб о розыске и аресте в любую из стран — членов организации.

В срочный розыск по каждому конкретному делу бывает вовлечено ограниченное число стран, так как он объявляется в том случае, когда его инициатору ориентировочно известны страна или регион, где обосновался или временно задержался преступник. При срочном розыске на инициаторе его объявления — НЦБ лежит обязанность тщательно перепроверить обоснованность проведения такой акции в международном масштабе, прежде чем вовлекать в нее полицейские ведомства других государств. Инициатор розыска обязан известить Генеральный секретариат о его объявлении и попутно проверить, нет ли в Интерполе какой-либо информации о разыскиваемом. Если Генеральный секретариат на этой стадии установит нарушение ст. 3 устава, он должен отменить розыск.

Срочный розыск, не принесший успеха в течение трех месяцев со дня его объявления, заменяется обычным, и письменно не оформленная просьба о розыске заменяется «красным циркуляром» Интерпола.

С получением полицией от инициатора розыска материалов, обосновывающих прелиминарный арест, непосредственное участие Интерпола в деле о выдаче преступника заканчивается, так как цель достигнута: лицо, подлежащее выдаче, найдено и арестовано.

Оба вида розыска слагаются только из действий, предпринимаемых органами полиции в рамках международного сотрудничества в системе Интерпола. В будущем предполагается еще более широкое применение циркуляров Интерпола. Но уже сейчас направление просьбы о предварительном аресте «через Интерпол» наравне с дипломатической процедурой признано европейской Конвенцией о выдаче преступников (п. 3 ст. 16), а также рядом других международных соглашений.

Некоторые специалисты указывают, что дела о выдаче преступников разрешаются намного быстрее, если в них участвует Интерпол. Ежегодно, по данным НЦБ, в разных странах задерживается около 1000 преступников. Правда, информация об арестах из года в год поступает в Интерпол из очень небольшого числа стран (в 1985 г. — только из 22), которые являются самыми активными членами организации. Поэтому показатель арестов, произведенных в этих странах, хотя и не характеризует все страны и Интерпол в целом, но отражает картину в наиболее активных из них. Число арестов уже много лет снижается. Надо отметить также, что в основном задержание преступников проводится «по горячим следам». Тех же, кто давно значится в международном розыске Интерпола и на кого разосланы в разные страны «красные циркуляры», бывает не так уж много, а ведь именно они и являются преступниками с международной известностью. Во всяком случае, их из года в год удается найти и арестовать меньше, чем объявляется новых розысков: в 1973 году был объявлен международный розыск 217 преступников, в 1978-273, а в 1983 году — 550. В том же 1983 году были разысканы и арестованы 322 преступника. С 1974 года Интерполом был объявлен розыск 7050 человек, из которых к середине 1984 года 2130 все еще значились в розыске. В 1984 году был объявлен розыск 1059 преступников, из них на 608 был разослан «красный циркуляр». Большая часть арестов приходится на крупные европейские страны, и большая часть вновь объявленных розысков приходится также на них — около 85%.

Международный розыск проводится не только с целью ареста и последующей выдачи преступника, но и для установления за ним негласного полицейского наблюдения. Сущность самого розыска в этом случае такая же — выявить место пребывания разыскиваемого лица и установить контроль за его перемещением. Наблюдение за ним дает в руки полиции информацию о его действиях, связях и занятиях, позволяет своевременно вскрыть приготовления к совершению преступления. Этот вид розыска объявляется в следующих случаях:

— когда у полиции нет достаточных данных для ареста и оформления просьбы о выдаче преследуемого лица;

— когда таких данных достаточно, но у страны — инициатора розыска нет договора о выдаче со страной, где предположительно находится разыскиваемый преступник, а поэтому она не может рассчитывать на удовлетворение своей просьбы о выдаче.

Кроме того, в профилактических целях Интерпол устанавливает наблюдение за всеми так называемыми «привычными международными преступниками», вопрос об аресте которых еще не стоит, но которых нельзя упускать из виду.

Объявление «розыска с целью проведения наблюдения» не требует каких-либо особых формальностей, кроме соответствия положениям ст. 3 устава Интерпола. Розыск может быть проведен по инициативе как какой-либо страны, так и Генерального секретариата. На лиц, объявленных в «розыске с целью проведения наблюдения», Генеральный секретариат заполняет так называемый «зеленый циркуляр», где сообщаются те же сведения, что и в «красном циркуляре», а также мотивы объявления розыска (например, «привычный международный преступник»), помещаются его фотографии (анфас и в правый профиль) и отпечатки пальцев, содержатся обращение к полиции «в случае его появления взять под наблюдение» и просьба «о всех новых фактах подозрительного поведения или преступной деятельности сообщать в Генеральный секретариат Интерпола».

В рамках Интерпола объявляется иногда и так называемый смешанный розыск. В этих случаях к странам, с которыми инициатор розыска имеет договор о выдаче, обращаются с просьбой о розыске с целью ареста и выдачи преступника. Ко всем остальным странам секретариат Интерпола обращается с просьбой следить за перемещением преступника и его деятельностью. В случае смешанного розыска рассылаются два скрепленных вместе циркуляра: «красный» и «зеленый». Например, «красный» с пометкой «При обнаружении преступника в европейских странах и США подвергнуть предварительному аресту с целью выдачи»; «зеленый» с пометкой «В других странах следить за его перемещениями и деятельностью. Во всех случаях извещать инициатора розыска и Генеральный секретариат».

Розыск лиц, пропавших без вести, проводится «в интересах семьи». В международном плане он объявляется в случае, когда национальный розыск не принес результатов и когда есть убедительные указания на то, что разыскиваемый покинул пределы государства, где постоянно проживает. На каждого разыскиваемого заполняется так называемый «синий циркуляр» Интерпола, где приводятся его фотография, описание внешности и указывается номер досье, в котором Генеральный секретариат суммирует сведения о его розыске.

Все лица, разыскиваемые «в интересах семьи», проверяются предварительно по картотеке «неопознанных трупов», имеющейся в Генеральном секретариате. Он оповещает членов организации об обнаружении неопознанных трупов направлением так называемого «черного циркуляра», где излагаются обстоятельства обнаружения трупа, приводятся его изображение, отпечатки пальцев (если их было возможно получить). Такая работа проводится в тех случаях, когда нет никаких сомнений в том, что труп принадлежит иностранцу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *