Основания и порядок отобрания ребенка

1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

См. все связанные документы >>>

1. Возможны ситуации, когда возникшая для жизни, здоровья или психического состояния ребенка опасность требует принятия неотложных мер. В таких случаях прибегают к процедуре, которая получила название «отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью», о которой и идет речь в комментируемой статье.

Примерами такой непосредственной угрозы может быть оставление родителями ребенка без присмотра, питания, избиение или истязание ребенка родителями, унижающее человеческое достоинство обращение с ребенком, его оскорбления или эксплуатация и т.п. Оценка реальности угрозы зависит от возраста ребенка.

В акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами. Во-первых, констатируется факт пребывания несовершеннолетнего в крайне опасной для его жизни или здоровья обстановке, во-вторых, дается указание о немедленном его отобрании. В основу такого постановления должен быть положен акт обследования условий жизни ребенка, составленный по фактическому месту его нахождения и подписанный представителем органа опеки и попечительства, управомоченного защищать права ребенка.

2. Отобрание ребенка осуществляется в соответствии не с судебной, а административной процедурой, указанной в п. 2 комментируемой статьи. В данном случае использование административной, а не судебной процедуры обусловлено как интересами ребенка и чрезвычайностью ситуации, когда необходимо предпринимать экстренные меры, направленные на спасение жизни и здоровья ребенка, так и публичными интересами, поскольку общество должно защищать своих членов всеми возможными способами.

Вместе с тем для того, чтобы избежать неправомерных действий при осуществлении этой процедуры, используется прокурорский контроль. Необходимость уведомления прокурора связана с обязанностью прокуратуры осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека (в том числе за законностью отобрания детей у родителей) и при наличии соответствующих оснований принимать предусмотренные законом меры, включая возбуждение уголовного дела в отношении родителей в случае совершения ими преступления в отношении детей.

Что касается детей, находящихся на попечении детского воспитательного, медицинского учреждения, учреждения социальной защиты населения, существующая для них опасность может быть устранена путем незамедлительного их перевода в другое соответствующее учреждение. Одновременно следует решить вопрос о привлечении к ответственности лиц, на которых возложена обязанность заботиться о несовершеннолетнем, о его воспитании.

Временное устройство ребенка при его отобрании предполагает, что ребенка временно передают родственникам или помещают в детское учреждение. При этом определенной спецификой обладает исполнение решения об отобрании ребенка. Согласно п. 2 ст. 79 СК РФ (см. комментарий к ней) принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), должно производиться с обязательным участием органа опеки и попечительства и участием лица (лиц), которому передается ребенок, а в необходимых случаях с участием представителя органов внутренних дел.

В том случае, если ребенок был отобран у лиц, заменяющих родителей (усыновителей, опекуна, попечителя, приемных родителей, организаторов детского дома семейного типа), для них возникают соответствующие правовые последствия, а именно: отмена усыновления, отстранение от обязанностей опекуна (попечителя) и т.д.

Двух малолетних детей изъяли из неблагополучной семьи в эти выходные в Череповце. Поводом для кардинальных мер стал пост в социальных сетях. Жители дома на Ленина, 134 сообщили об антисанитарных условиях в одной из комнат в общежитии.

На Ленина, 134 на этаже травили насекомых. Надеть респираторы соседям пришлось не из-за химикатов. Находится в комнате, где порядка двух лет жила молодая семья с двумя детьми иначе нельзя. На фото видно, детские горшки давно не мыли. В ведрах — фекалии, в тарелке — таракан.

Фото: социальные сети

Фото: социальные сети

Марина, соседка: «Не работают они с мужем. За собой не следят, в больницу детей не водят. Сидят в комнате, она ребят не выпускает. Я не видела, чтобы она их мыла. Мальчик в туалет не ходит».

Об увиденном местные жители написали в социальных сетях. На пост в интернете сразу отреагировали представители органов опеки и попечительства. В момент проверки, хозяев комнаты дома не оказалось. Позже выяснилось, что семья уехала к родственникам в Ясную Поляну. Трехлетнюю девочку и четырехлетнего мальчика пришлось разлучить с родителями. Детей отправили в реабилитационный центр.

Мария Шихирина, директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Росток»: «Детки контактные, открытые. Проведём комплекс диагностических процедур, после которых можно будет делать выводы. Дети не забиты и не запуганы, для них в учреждении создана безопасная обстановка».

Сейчас чиновники готовят пакет документов, чтобы ограничить молодую пару в родительских правах. Как журналистам стало известно, 14 сентября эксперты уже наведывались в эту семью. Тогда поводов для принятия кардинальных мер не было. По словам очевидцев, хозяйка комнаты ведет трезвый образ жизни. Молодые родители уверяют, что работают на ферме. Так ли это на самом деле, еще предстоит выяснить. Чтобы вернуть детей обратно в семью, супругам предстоит провести большую работу над ошибками и в первую очередь навести порядок в комнате и избавиться от насекомых.

Валентина Артёмова, заведующий отделом опеки и попечительства мэрии г. Череповца: «Родители имеют право снять ограничение и восстановиться в правах на детей. Нужно только устранить причины, которые стали поводом для ограничения. Если не работают, должны трудоустроиться, если употребляли алкоголь, должны бросить пить. Ведомства работают не на то, чтобы забрать детей здесь и сейчас. Нужно сохранить детей в семье и помочь таким гражданам выйти из сложившейся ситуации».

В этом году специалистами отдела опеки и попечительства направлено 27 исковых заявлений в суд об ограничении и лишении родительских прав. За последние три года по решению Фемиды без мам и пап остался 21 малыш. 15 из них удалось вернуться в семью. Многим родителям помогли в реабилитационном центре. Сейчас на сопровождении там находятся 400 пар. Одним помогают устроиться на работу, другим избавиться от зависимости. По данным комиссии по делам несовершеннолетних, в социально опасном положении находятся 89 супружеских пар. Их контролируют полицейские. Однако есть неблагополучные семьи, которые нигде не состоят на учете, и что с детьми происходит за закрытой дверью, не знает никто.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *