Основания прекращения служебного контракта

Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы. 1. Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:

1) соглашение сторон служебного контракта (статья 34 настоящего Федерального закона);
2) истечение срока действия срочного служебного контракта (статья 35 настоящего Федерального закона);
3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (статья 36 настоящего Федерального закона);
4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (статья 37 настоящего Федерального закона);
5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;
6) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона);
7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона);
8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (части 2 и 3 статьи 28 настоящего Федерального закона);
9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;
10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта (статья 39 настоящего Федерального закона);
11) нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (статья 40 настоящего Федерального закона);
12) выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации (статья 41 настоящего Федерального закона);
13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона;
15) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания (часть 7 статьи 27 настоящего Федерального закона).
2. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.
Комментарий к статье 33
1. Данная статья закрепляет перечень общих оснований прекращения служебного контракта с гражданским служащим, освобождения его от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.
Нужно отметить, что ст. 33 закрепляет лишь общий перечень оснований прекращения служебного контракта, а порядок и условия его прекращения по каждому конкретному основанию устанавливаются другими нормами комментируемого Закона. В этой связи положения данной статьи носят бланкетный характер.
1.1. Прежде всего, служебный контракт с гражданским служащим может быть расторгнут по соглашению его сторон, т.е. гражданского служащего и представителя нанимателя. Расторжение служебного контракта по соглашению сторон предусматривается ст. 34 Закона (см. комментарий к ст. 34).
1.2. Срочный служебный контракт может прекращаться в связи с истечением срока его действия. Специальные правила прекращения срочного служебного контракта в связи с истечением срока его действия содержатся в ст. 35 данного Закона (см. комментарий к ст. 35).
1.3. Другим основанием прекращения служебного контракта является его расторжение по инициативе гражданского служащего. Порядок расторжения служебного контракта по инициативе гражданского служащего закрепляется в ст. 36 Закона (см. комментарий к ст. 36).
1.4. В строго определенных Законом случаях служебный контракт может расторгаться и по инициативе представителя нанимателя. Основания расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя предусмотрены в ст. 37 данного Закона (см. комментарий к ст. 37).
1.5. В случае перевода гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида служебный контракт с ним прекращается по соответствующему основанию, а на новом месте службы заключается новый контракт. Комментируемый Закон не содержит специальных норм, регламентирующих порядок и условия такого перевода. В частности, он может иметь место при сокращении должностей гражданской службы или ликвидации государственного органа, когда соответствующему гражданскому служащему может быть предложена иная должность гражданской службы, в том числе и в другом государственном органе (см. комментарий к ст. 31). Впрочем, такой перевод возможен и в любом другом случае, когда имеется выраженное в письменной форме согласие сторон. Для гражданских служащих при назначении на должность в порядке перевода из другого государственного органа согласно ст. 27 комментируемого Закона предусматривается сокращенный испытательный срок — от трех до шести месяцев.
1.6. Прекращение служебного контракта может иметь место в связи с сокращением должностей гражданской службы или ликвидацией государственного органа (см. комментарий к ст. 31).
1.7. В соответствии со ст. 29 комментируемого Закона условия служебного контракта (за исключением должностных обязанностей гражданского служащего) могут изменяться представителем нанимателя в одностороннем порядке в случаях изменения существенных условий служебной деятельности в целом (см. комментарий к ст. 29). Согласия гражданского служащего для изменения условий служебного контракта в таких случаях не требуется. Однако гражданский служащий может отказаться от продолжения службы в изменившихся условиях. В этом случае в соответствии с п. 7 данной статьи служебный контракт с ним прекращается.
1.8. Перевод на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением осуществляется согласно правилам ст. 28 Закона (см. комментарий к ст. 28). При наличии соответствующего медицинского заключения медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК) представитель нанимателя обязан перевести гражданского служащего на другую должность. Если гражданский служащий не согласен с переводом, а также при невозможности предоставить ему другую должность, не противопоказанную по состоянию здоровья, служебный контракт с ним прекращается.
1.9. Служебный контракт может прекращаться в связи с отказом гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом. Согласно ч. 1 ст. 28 перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы, в том числе и перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом, допускается с письменного согласия гражданского служащего.
Вместе с тем, если гражданский служащий отказывается от перевода в другую местность вместе с государственным органом, служебный контракт с ним прекращается. Трудовое законодательство в случаях расторжения трудового соглашения в связи с отказом работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность предусматривает выплату выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка. Поскольку комментируемый Закон не устанавливает специальных правил в отношении гражданских служащих, применению подлежат указанные правила ст. 178 ТК РФ.
1.10. Служебный контракт с гражданским служащим может прекращаться по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Перечень обстоятельств, которые могут повлечь прекращение служебного контракта, закреплен в ст. 39 Закона. Нужно отметить (это новелла Закона), что в отличие от аналогичной нормы ст. 83 ТК РФ обстоятельства, перечисленные в ч. 1 ст. 39 комментируемого Закона, не всегда влекут прекращение служебного контракта (см. комментарий к ст. 39).
1.11. Как и трудовое законодательство, Закон о государственной гражданской службе отдельно выделяет прекращение служебного контракта в связи с нарушением установленных действующим законодательством обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы. Необходимо отметить, что прекращение служебного контракта может повлечь только нарушение тех правил его заключения, которые установлены федеральным законом, но не подзаконным актом и не законом субъекта Российской Федерации. Кроме того, недопустимо прекращение служебного контракта по этому основанию, если такое нарушение не препятствует исполнению гражданским служащим своих должностных обязанностей. Примерный перечень таких нарушений приводится в ст. 40 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 40).
1.12. Пункты 12 — 15 комментируемой статьи представляют собой дополнительные (к общим основаниям, предусмотренным трудовым законодательством) основания прекращения служебного контракта с гражданским служащим. Эти специальные правила Закона связаны с наличием дополнительных требований, ограничений, обязательств, обусловленных спецификой государственной гражданской службы как особого вида профессиональной служебной деятельности. Так, согласно ст. 21 данного Закона замещать должности государственной гражданской службы могут только граждане Российской Федерации. Поэтому утрата гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение служебного контракта. Нужно сказать, что, хотя комментируемая статья прямо не предусматривает в качестве оснований прекращения служебного контракта приобретение гражданства другого государства, такой вывод с необходимостью следует из ст. 16 Закона.
1.13. Другим специальным основанием прекращения служебного контракта с гражданским служащим является несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных на государственной гражданской службе.
Ограничения, связанные с гражданской службой, перечислены в ст. 16 комментируемого Закона. Нужно заметить, что в ряде случаев указанные выше основания повторяют нормы ст. 37, 39, 40. Например, предоставление заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу в соответствии с положениями ст. 37 является основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Признание гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным, а также его осуждение к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, согласно ст. 39, представляют собой обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта, которые являются основанием для прекращения служебного контракта.
Заметим, что помимо несоблюдения ограничений, установленных действующим законодательством в отношении гражданских служащих, комментируемая норма в качестве основания прекращения служебного контракта называет невыполнение обязательств, связанных с гражданской службой. Основные обязанности гражданского служащего закреплены в ст. 15 данного Закона. Кроме того, ст. 18 устанавливает требования к служебному поведению гражданского служащего. Однако невыполнение указанных обязанностей или несоблюдение установленных требований само по себе не влечет расторжение служебного контракта с гражданским служащим. Неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим своих служебных обязанностей по сути представляет собой дисциплинарный проступок и, соответственно, влечет за собой применение к нему дисциплинарного взыскания. Другими словами, расторжение служебного контракта в этих случаях должно осуществляться по правилам ст. 37.
1.14. В качестве отдельного основания прекращения служебного контракта Закон называет нарушение запретов, связанных с гражданской службой. Такие запреты в отношении гражданского служащего предусмотрены ст. 17. По смыслу комментируемой нормы, даже однократное нарушение установленных ст. 17 запретов может повлечь прекращение служебного контракта с гражданским служащим.
1.15. Наконец, служебный контракт с гражданским служащим прекращается в связи с отказом от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания. При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя может либо принять решение о расторжении служебного контракта, либо предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы. В том случае, когда гражданский служащий отказывается от замещения прежней должности, служебный контракт с ним расторгается по п. 15 комментируемой статьи.
2. Часть 2 данной статьи предусматривает, что прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа. Нужно отметить, что согласно общим требованиям трудового законодательства формулировка причины увольнения в указанном акте и трудовой книжке должна точно соответствовать нормам закона и содержать ссылку на соответствующую статью.

Общие основания прекращения служебного контракта

Прекращение государственной службы — это совокупность юридических фактов, вызывающих прекращение служебных отношений между государственным служащим и государственным органом.

Основания увольнения с гражданской службы отличаются от оснований, установленных трудовым законодательством.

Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы:

  • — увольнение государственного служащего по соглашению сторон;
  • -основания увольнения, зависящие от воли государственного служащего (увольнение по собственному желанию);
  • -основания прекращения государственной службы, зависящие от государственного органа.

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае:

  • -несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы (по состоянию здоровья, вследствие недостаточной квалификации);
  • -неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
  • -однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей (прогул, совершение хищения по месту службы, разглашение служебной тайны и т. д.);
  • -совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;
  • -принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;
  • -однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации;
  • -предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;
  • -прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям;
  • -в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи:

  • -с осуждением гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;
  • -признанием гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением;
  • -признанием гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  • -достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе — 65 лет.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2012 г. № 31-П содержащееся в пункте 4 части 1 статьи 33 и подпункте «а» пункта 3 части 1 статьи 37 во взаимосвязи с Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» нормативное положение признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное нормативное положение по его смыслу в системе действующего правового регулирования допускает увольнение с государственной гражданской службы по инициативе представителя нанимателя беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу, которые не находятся в отпуске по беременности и родам, в случаях, не связанных с ликвидацией соответствующего государственного органа, в том числе при совершении дисциплинарного проступка.

В случае смерти (гибели) гражданского служащего либо признания гражданского служащего безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу, служебный контракт прекращается, а гражданский служащий исключается из реестра гражданских служащих.

С 11 июля текущего года перечень оснований расторжения служебного контракта изменился в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 27.06.2011г. № 155-ФЗ «О внесении изменений в статью 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Федеральный закон от 27.06.2011г. № 155-ФЗ «О внесении изменений в статью 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// СЗ РФ. 2011г. № 27. ст. 3866..

В силу положений данного закона «служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае отсутствия на службе более 4-х месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности)».

В этом случае при расторжении служебного контракта гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.

Кроме того, законом установлено, что гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности и уволен по инициативе представителя нанимателя в период его пребывания в отпуске, в том числе отпуске по беременности и родам, и в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей.

Закон разделяет понятия трудового договора и служебного контракта, ставя под сомнение правомерность распространения норм трудового законодательства о трудовом договоре на отношения, установленные служебным контрактом. В ряде случаев сложно определить, урегулирован ли вопрос в полной мере законом о гражданской службе, следует или нет использовать нормы трудового права.

«Остаются дискуссионными вопросы:

  • -о выплате дополнительной компенсации в случае расторжения представителем нанимателя с письменного согласия гражданского служащего служебного контракта без предупреждения об освобождении от замещаемой должности за два месяца;
  • -о правовом положении гражданского служащего, в случае применения к нему такого дисциплинарного взыскания, как освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
  • -о замене отпуска денежной компенсацией;
  • -об отзыве гражданского служащего из отпуска и т.д.» Служебное право Российской Федерации: учеб./ Чаннов С. Е. (в соавт. Пресняков М. В. — М.: Норма, ИНФРА-М, 2011.С.309

Вот, например, вопросы, которые поднимались в кадровой системе госслужбы:

-Согласно пункта 12 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» безусловным основанием прекращения служебного контракта будет выход гражданского служащего из гражданства РФ. Между тем пункт 13 части 1 статьи 33 вышеназванного закона предусматривает увольнение гражданского служащего вследствие несоблюдения ограничений, связанных с прохождением гражданской службы. А в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 данного закона одним из таких ограничений является выход из гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства. Возникает вопрос: по какому из оснований (пункт 12 или пункт 13 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») следует уволить гражданского служащего? Это имеет значение не только для кадровой службы государственного органа, но и для самого гражданского служащего с позиции соблюдения его прав.

Следующая проблема может привести к лишению государственного гражданского служащего предусмотренной законодательством пенсии по выслуге лет. Одно из условий назначения данной пенсии — увольнение гражданского служащего по определенному основанию. Федеральный закон от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусматривает, что гражданские служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3, 6-9 части 1 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2-4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Таким образом, если, например, при наличии заболевания, препятствующего прохождению гражданской службы, служебный контракт будет расторгнут в связи с несоблюдением ограничений (что вполне возможно), гражданский служащий лишится пенсии по выслуге лет.

Есть еще один неоднозначный момент. Служебный контракт с гражданским служащим может прекращаться по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Перечень обстоятельств, которые могут повлечь прекращение служебного контракта, закреплен в статье 39 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Нужно отметить, что в отличие от аналогичной нормы статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации обстоятельства, перечисленные в Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не всегда влекут прекращение служебного контракта. В ряде случаев служебный контракт может не прекращаться, а приостанавливаться.

Отметим также, что причина увольнения в трудовой книжке и приказе об увольнении должна быть сформулирована в точном соответствии с законом со ссылкой на соответствующий пункт, часть и статью. На сегодняшний день правила внесения записи в трудовую книжку предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках». Несмотря на то, что в данный документ неоднократно вносились изменения уже после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», он не устанавливает никаких специальных правил в отношении ведения трудовых книжек гражданских служащих. Все основания увольнения предусматривают ссылку на Трудовой кодекс РФ. Поэтому на практике кадровые службы зачастую производят увольнение гражданского служащего не по положениям соответствующего закона, а в соответствии с трудовым законодательством.

Что касается Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: если некоторые закрепленные в нем основания расторжения служебного контракта фактически дублируют положения ТК РФ, то другие введены специально для гражданских служащих:

выход гражданского служащего из гражданства РФ;

несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных федеральным законом;

нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статье 17 указанного закона;

достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе — 65 лет.

Вместе с тем указанные нормы не являются специальными в строгом смысле слова. В этой связи достаточно остро стоит проблема соотношения общих и специальных норм о расторжении служебного контракта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *