Основные положения международного гуманитарного права

Нормы международного гуманитарного права при ведении боевых действий, вооружённых конфликтов и миротворческих операций

Международное гуманитарное право и его место в Вооруженных Силах Российской Федерации

Международное гуманитарное право представляет собой применяемую в период вооруженных конфликтов систему правовых принципов и норм, содержащихся в международных договорах (соглашениях, конвенциях, протоколах) или являющихся следствием установившихся обычаев ведения боевых действий. Это свод норм, направленных на то, чтобы в период вооруженного конфликта предоставить защиту лицам, которые не принимают или прекратили принимать участие в боевых действиях, а также на то, чтобы ограничить методы и средства ведения войны.

Правовое положение сторон в ходе ведения боевых действий, в войне или вооруженном конфликте во многом определяется международным гуманитарным правом (МГП), которое иногда называется правом вооруженных конфликтов или правом войны. При этом в задачи МГП не входят ни выяснение причин возникновения вооруженного конфликта, ни определение виновников в его возникновении.

Состояние войны влечет за собой определенные юридические последствия в соответствии с международными договорами. Оно выражается не только в открытой вооруженной борьбе государств, но и в разрыве мирных отношений между ними (дипломатических, торговых и др.).

Международное гуманитарное право — совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих применение войны в качестве инструмента разрешения споров, отношения воюющих сторон между собой и с нейтральными государствами, защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

МГП — это основополагающие нормы, регулирующие вопросы обеспечения социальной защиты граждан, в том числе военнослужащих, заложенные в международных актах о правах человека и гражданина.

В ходе вооруженного конфликта МГП представляет международную правовую защиту некоторым категориям военнослужащих, а также обязывает государства, вовлеченные в конфликт, предоставлять защиту противнику, оказавшемуся в их власти по причине ранения, болезни, кораблекрушения или пленения, а также гражданскому населению, не принимающему непосредственного участия в конфликте.

Цель международного гуманитарного права — использование всего комплекса международно-правовых норм для защиты тех, кто не участвует или прекратил участие в вооруженной борьбе, а также тех объектов имущества, которые не используются в военных целях. Задачей МГП является регулирование военных действий с целью облегчения приносимых ими страданий и лишений. Право вооруженных конфликтов устанавливает ряд международно-правовых норм, призванных ограничить права воюющих сторон в ходе вооруженного конфликта как международного, так и немеждународного характера, в выборе способов и средств ведения военных действий.

Формирование законов и обычаев войны, а также закрепление за ними международно-правого статуса имеют довольно длительную историю своего развития. Россия стояла у истоков этого процесса и внесла в него заметный вклад. Традиции ведения военных действий по общепринятым правилам, а также гуманное отношение к жертвам войны всегда пользовались уважением в Русской армии и на флоте.

Еще в XII веке великий князь Киевской Руси Владимир Мономах наставлял детей в «Поучениях сыновьям»: «Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас… Не давайте сильному губить человека -ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его».

Воинский Устав Петра I подробно регламентировал гуманное отношение Русской армии к раненым и больным. Так, например, военнопленным разрешалось получать посылки, письма, а военнопленных офицеров могли отпустить «под честное слово»; под страхом сурового наказания запрещалось грабить население оккупированных территорий, разрушать культовые сооружения.

Великий русский полководец фельдмаршал Александр Васильевич Суворов в приказе по войскам при штурме Варшавы указывал: «Неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать», а, будучи на Северном Кавказе, в приказе Кубанского корпуса приказывал: «…с пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства, не меньше оружия поражать неприятеля человеколюбием…».
Адмирал Федор Ушаков в капитуляции, принятой от французского гарнизона города Фано, указывал, что: «Со всеми французскими военнослужащими, находящимися ныне в госпитале, поступлено будет со всевозможным человеколюбием… Все отпущенные отправятся на честный пароль не применять оружия противу союзных держав до настоящего их размена».
Войсковой атаман Донского казачьего войска граф Матвей Платов в кампании 1812 года в приказе всем донским казакам требовал: «…Всякий из нас должен молить о том, что мы приобретаем службой, временем и трудами, то чернят неблагомыслящие грабежами казаки, подобные бродягам».
Герой русско-турецкой войны генерал-лейтенант от инфантерии Дмитрий Сергеевич Скобелев, которого современники назвали «Суворов XIX века», поучал своих офицеров: «…Начальник, допускающий грабеж, насилие над жителями и пленными, кладет самые пагубные основы нравственного разложения войск и залог их верного поражения неприятелем…».
После установления советской власти отношение государства к участию в соглашениях, относящихся к праву вооруженного конфликта, было неоднозначным. 4 июня 1918 года был опубликован Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР о признании всех международных конвенций о Красном Кресте. Вторая мировая война стала серьезным испытанием для системы принципов и норм права вооруженного конфликта. Советский Союз в отличие от Германии и большинства других стран отказался подписать Женевскую конвенцию 1929 года об обращении с военнопленными. Впоследствии это было использовано противником в качестве формального предлога для отказа в применении ее положений в отношении советских военнопленных. Однако видные полководцы Красной армии в своих приказах войскам требовали гуманного отношения к жертвам войны.

В 1945 году величайший полководец Второй мировой войны Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков отдал приказ войскам своего фронта, обязывающий более гуманно относиться как к военнопленным противника, так и к гражданскому населению Германии.

В послевоенный период четыре Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны с оговорками были подписаны Советским Союзом. Две из них были трансформированы в инструкции по применению в Вооруженных Силах СССР Женевских конвенций от 12 августа 1949 года об улучшении участи раненых, больных в действующих армиях и лиц, потерпевших кораблекрушение на море, введенные в действие приказом министра обороны СССР № 20 от 1958 г. Дополнительные протоколы I и II к этим конвенциям были подписаны СССР 12 декабря 1977 года.

В настоящее время Российская Федерация является участником практически всех международных договоров в области МГП. В России много делается для того, чтобы нормы национального законодательства соответствовали международным документам, регулирующим порядок ведения военных действий и меры по защите жертв войны. Признанием роли России в становлении и развитии международного гуманитарного права явился международный симпозиум по праву войны, проведенный в Санкт-Петербурге в 1993 году в честь 125-й годовщины принятия Санкт-Петербургской Декларации — первого юридического акта по праву войны. Эта декларация, по словам одного из ее участников, стала памятником победы права над произволом и человеколюбия над варварством.

Основным документом по МГП в Вооруженных Силах России было «Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации», введенное в действие приказом министра обороны Российской Федерации «О мерах по соблюдению норм международного гуманитарного права в Вооруженных Силах Российской Федерации» № 360 от 8 августа 2001 года.

С 2010 года в Вооруженных Силах России вводится в действие новое наставление по гуманитарному праву. Оно определяет правовое положение пленных, беженцев, гражданских лиц на поле боя, подробно расписывает отношение к ним рядовых и командиров. В документе также говорится о соразмерности применения военной силы — принцип разумного выбора оружия также связан с задачей не нанести урон мирному населению.

В Конституции Российской Федерации (ст. 15 ч. 4) закреплено: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Это конституционное положение является основополагающей нормой по вопросу безусловного выполнения государством и его Вооруженными Силами обязательств в области МГП. В Федеральном законе «Об обороне» содержатся положения о том, что законодательную основу обеспечения указанных сфер деятельности Российской Федерации наряду с национальным правом составляют международные договоры и соглашения, участником которых является Россия. В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (ст. 26) определяется обязанность военнослужащих соблюдать принципы и нормы МГП и международные договоры РФ.

В Уголовном кодексе РФ глава 34 «Преступления против мира и безопасности человека» устанавливает уголовную ответственность за различные виды преступлений в области МГП. К лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные статьями 356, 357 и 358 Уголовного кодекса Российской Федерации сроки давности не применяются. В соответствии с п. 2 ст. 1 «Декларации о территориальном убежище», принятой единогласно Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций на 22 сессии 14 декабря 1967 г., на военных преступников, совершивших военные преступления или преступления против человечности, не распространяются нормы, регулирующие право убежища.

За нарушения норм международного гуманитарного права, не влекущих уголовную ответственность, военнослужащие привлекаются к ответственности в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации и нормативными правовыми актами, предусматривающими их материальную ответственность.

Соблюдение норм международного гуманитарного права — обязанность сторон при ведении боевых действий, вооруженных конфликтов и миротворческих операций

Инициатива в проведении миротворческих операций принадлежит Организации Объединенных Наций (ООН), которая за свою почти 65-летнюю историю постоянно участвовала в разрешении многочисленных споров и конфликтов в различных регионах мира. За последние годы операции по поддержанию мира ООН значительно расширились. Теперь они нередко выходят далеко за рамки традиционной миротворческой деятельности и включают различные виды гуманитарной помощи (доставка продовольствия и грузов, оказание поддержки жертвам военных действий), введение и осуществление различных видов эмбарго, выкуп оружия у местного населения и т.п. В дополнение к военной деятельности многие миротворческие операции в последние годы включают решение гражданских задач: наблюдение за выборами, гуманитарную помощь, контроль за соблюдением прав человека, восстановление инфраструктуры и системы управления и т.п.

В ряде миссий принимают участие достаточно крупные воинские контингенты сил ООН, получившие название «миротворческих сил» (МС), которые с разной степенью эффективности осуществляют операции по поддержанию мира, а в последнее время — и по принуждению к миру. С 1992 г. Россия также активно включилась в миротворческий процесс на территории СНГ и за его пределами. Российские военнослужащие выполняют миротворческие функции в составе: сил ООН; Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ); самостоятельно. Вопрос использования Вооруженных Сил наиболее подробно регламентирован в Законе РФ «Об обороне», Концепции национальной безопасности Российской Федерации, в Военной доктрине и других документах.

В последние годы особенно остро для Российских Вооруженных Сил стояла, задача осуществления миротворческих операций на постсоветском пространстве. В начале 90-х годов прошлого столетия почти одновременно вспыхнули вооруженные конфликты в Южной Осетии, Приднестровье, Абхазии, Таджикистане и в некоторых других регионах, охватив огромное пространство с населением в 30 млн. человек.

Участие России в миротворческих операциях в странах СНГ диктовалось необходимостью скорейшего предотвращения гибели мирного населения, разрушения экономики и стабилизации обстановки. Оно также предотвращало распространение вооруженных конфликтов, контрабанды оружия и наркотиков на территорию РФ, открывало для нее дополнительные возможности позитивного влияния на обстановку в «зонах нестабильности». Важную роль российские миротворцы сыграли при локализации конфликта в Южной Осетии.

Августовская война 2008 года в Южной Осетии фактически началась с ночного нападения на подразделения российских миротворцев. 8 августа 2008 г. солдаты и офицеры грузинского батальона миротворческого контингента присоединились к наступающим частям вооруженных сил Грузии и открыли огонь по российским миротворцам. Этот поступок грузинских военных стал вопиющим фактом и беспрецедентным случаем в истории миротворческих операций.

Международным гуманитарным правом устанавливается ряд ограничений и запретов на применение воюющими сторонами способов и средств при ведении боевых действий вооруженных конфликтов и миротворческих операций.

Как в ходе боевых действий, так и после выполнения поставленной задачи командир обязан принять меры по розыску и сбору раненых и больных, независимо от их принадлежности, оградить их от мародерства и обеспечить им необходимый уход и защиту. Всем раненым, больным и лицам, потерпевшим кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, предоставляются в максимально возможной форме и в кратчайшие сроки медицинская помощь и уход. Между этими людьми не проводится никакого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских. Статус военнопленного и право на соответствующее обращение вступают в силу с момента взятия в плен и действуют до его окончательного освобождения и репатриации.

С военнопленными необходимо обращаться гуманно, защищать их от актов насилия, запугивания, оскорбления и любопытства окружающих. Они полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой пользовались до захвата в плен. К офицерам и приравненным к ним военнопленным следует относиться с уважением, полагающимся их званию и возрасту.

Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах государства, держащего их в плену. Их допрос должен проводиться на языке, понятном для них, без применения пыток и других мер принуждения. Каждый из военнопленных при допросе обязан сообщить свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер или другую равноценную информацию. Военнопленному, с момента взятия в плен и не позднее 7 дней после прибытия в сборный пункт для военнопленных, в том числе и временный, а также в случае заболевания, отправки в медицинский пункт (госпиталь) и другой сборный пункт для военнопленных, предоставляется возможность заполнить и отправить в Центральное справочное агентство карточку-извещение о взятии в плен. Кроме того, он имеет право письменно сообщить своей семье о состоянии своего здоровья и факте взятия в плен.

Трудоспособные военнопленные из числа рядового состава могут привлекаться к выполнению работ невоенного характера, не связанных с риском для их жизни или здоровья, с учетом их возраста, пола, а также физических способностей. Привлечение к опасным видам работ (в том числе разминированию) может осуществляться только с их письменного согласия. Военнопленные из числа командного состава могут привлекаться к работам только в качестве руководящих лиц или контролирующих работу других военнопленных из числа рядового состава.

Гражданское население и отдельные гражданские лица находятся под защитой, которая в дополнение к другим нормам МГП запрещает превращать их в объекты нападений, использовать гражданское население и отдельных гражданских лиц для защиты определенных пунктов, районов или военных объектов от нападения.
Женщинам и детям обеспечивается защита от различных непристойных посягательств.

Запрещается нападение, уничтожение, вывоз или приведение в негодность объектов, необходимых для выживания гражданского населения, если они не используются для поддержания существования исключительно личного состава воинских частей (подразделений) противника или прямой поддержки их боевых действий.

Медицинский и духовный персонал противника пользуется уважением и покровительством и не может быть объектом нападения, если этот персонал при проверке не совершал действий, выходящих за рамки его профессиональных (медицинских или духовных) обязанностей и воздерживается от участия в боевых действиях; если указанные лица соблюдают установленные правила опознавания. Представление защиты может быть прекращено только после предупреждения с установлением в соответственных случаях разумного срока и после того, как такое предупреждение не было принято во внимание.

Захваченный временный медицинский персонал противника (личный состав вооруженных сил, специально обученный для использования его в качестве санитаров, санитарок или носильщиков для розыска, подбирания, перевозки или для лечения раненых и больных) получает статус военнопленных и при необходимости может использоваться для выполнения своих медицинских функций в соответствии с уровнем собственной специальной подготовки. Захваченный духовный персонал противника должен иметь возможность свободно выполнять свои обязанности до тех пор, пока удерживающая сторона сама не будет в состоянии обеспечивать духовную помощь. Положения, относящиеся к захваченному медицинскому персоналу противника, распространяются по аналогии на захваченный духовный персонал. Запрещается привлечение задержанного медицинского и духовного персонала к выполнению работ, не связанных с его медицинскими или духовными обязанностями.

Все военнослужащие обязаны соблюдать правила действий войск на оккупированной территории.

Запрещается принуждать население оккупированной территории служить в вооруженных или вспомогательных силах оккупационных войск, захватывать в качестве заложников другого воюющего, а также заставлять его давать сведения об армии или о средствах ведения боевых действий. Жизнь, семья, собственность, обычаи гражданского населения должны уважаться. Вместе с тем население оккупированной территории может привлекаться к принудительному труду в пределах оккупированной территории в интересах жизнеобеспечения оккупационных войск или самого гражданского населения, поддержания общественного порядка, кроме привлечения к работе на военных объектах и оборонительных сооружениях.

С целью избежания излишних страданий и неоправданных жертв среди гражданского населения и причинения обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде, сопряженного с боевыми действиями, устанавливаются запреты и ограничения воюющим сторонам в выборе способов (методов) и средств ведения боевых действий.

К запрещенным способам (методам) ведения боевых действий относятся: убийство или ранение гражданских лиц; убийство или ранение лиц, которые, сложив оружие или не имея средств защищаться, сдались в плен; убийство парламентера и сопровождающих его лиц; нападение на лиц, покидающих на парашюте терпящее бедствие воздушное судно и не совершающих враждебных действий в течение всего времени спуска на землю и по приземлении на территории, контролируемой противником, до предоставления возможности сдаться в плен (за исключением лиц, совершающих десантирование в составе воздушных десантов и в других случаях, использующих десантирование с парашютом для выполнения боевой задачи); принуждение подданных противной стороны принимать участие в боевых действиях, направленных против их государства, даже в том случае, если они были на его службе до начала войны; отдача приказа никого не оставлять в живых, угроза этим или ведение боевых действий на этой основе; взятие заложников; вероломство; использование не по назначению международной отличительной эмблемы Красного Креста (Красного Полумесяца), международных отличительных знаков гражданской обороны и культурных ценностей, международного специального знака особо опасных объектов, белого флага парламентера, других международно-признанных отличительных знаков и сигналов, использование форменной одежды противника и отличительной эмблемы ООН, кроме как с разрешения этой организации; нападение неизбирательного характера, в том числе поражение объектов (целей), которое может повлечь потери среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам, несоразмерных преимуществу над противником, которое предполагается получить в результате боевых действий; террор в отношении гражданского населения; использование голода среди гражданского населения для достижения военных целей; уничтожение, вывоз или приведение в негодность объектов, необходимых для выживания; нападение на медицинские формирования, санитарно-транспортные средства, имеющее надлежащие отличительные эмблемы (знаки) и использующие установленные сигналы; огневое поражение населенных пунктов, портов, жилищ, храмов, госпиталей при условии, что они не используются в военных целях; уничтожение культурных ценностей, исторических памятников и других объектов, составляющих культурное или духовное наследие народов, а также их использование в целях достижения успеха в боевых действиях; уничтожение или захват собственности противника, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью; отдача на разграбление города или местности.

К запрещенным средствам ведения боевых действий относятся: пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в теле человека, как специально произведенные, так и приспособленные к такому воздействию впоследствии; снаряды весом менее 400 граммов, которые являются разрывными или снаряженные взрывчатым или зажигательным составом; любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении поражений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей; яды или отравленные боевые средства; химическое оружие, в том числе химические средства, а также снаряды для их применения; бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие; средства воздействия на природную среду, которые имеют обширные, долговременные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда.

Также к запрещенным средствам ведения боевых действий относят: мины, мины-ловушки или другие устройства, специально спроектированные для срабатывания от излучения миноискателя или иного неконтактного влияния в ходе разведки (поиска) мин; любые самодеактивирующиеся мины, оснащенные элементом неизвлекаемости, который может функционировать после приведения самой мины в неработоспособное состояние; противопехотные мины, которые не обнаруживаются при помощи общедоступных миноискателей; мины-ловушки, устанавливаемые вне военных объектов и каким-либо образом соединенные или ассоциирующиеся с международными отличительными эмблемами (знаками или сигналами); больными, ранеными или трупами; местами захоронения (кремации), могилами; медицинскими объектами, оборудованием, имуществом или транспортом; детскими игрушками или предметами, специально предназначенными для детей; продуктами питания или напитками; кухонной утварью и принадлежностями (за исключением находящихся в воинских частях); предметами явно религиозного характера; историческими памятниками, произведениями искусства или местами отправления культа; животными или их трупами; самодельные мины-ловушки, выполненные в форме безвредных предметов; дистанционно установленные мины, не соответствующие техническим требованиям, закрепленным в соответствующем международном договоре; лазерное оружие, специально предназначенное для причинения постоянной слепоты органам зрения человека, не использующего оптические приборы; зажигательное оружие при любых обстоятельствах против гражданского населения и гражданских объектов, а также для уничтожения лесов и иного вида растительного покрова, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются противником в военных целях.

Методические рекомендации

При изучении настоящей темы занятия следует учесть, что международное гуманитарное право возникло в значительной мере как право воины. Поэтому необходимо иметь четкое представление о значении законов и обычаев войны и источниках, регулирующих правоотношения в ходе вооруженных конфликтов и миротворческих операций.

Необходимо напомнить, что международное право различает две категории лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющих сторон: сражающиеся (комбатанты) и не участвующие в сражениях (некомбатанты).

Следует уяснить, что во время вооруженного конфликта население, проживающее на территории государства, делится на две группы: относящееся к вооруженным силам и не относящееся к вооруженным силам (гражданское население). В силу этого, опираясь на знание международных документов, необходимо знать правовое положение каждой из указанных групп. В ходе изучения предложенного материала важно уяснить запрещенные способы (методы) и средства ведения боевых действий, которые всем командирам и начальникам надо учитывать при организации и ведении боевых действий.

Учитывая, что тема данного занятия предполагает знакомство со значительным объемом нормативно-правовых актов, которые имеют весьма существенный объем и представляют трудность восприятия, у военнослужащих могут возникнуть вопросы, связанные с изучением данного материала. Поэтому рекомендуется тщательно разъяснять положения законов и подкреплять их жизненными фактами.

В заключительной части целесообразно сделать основные выводы, подвести итоги занятия, дать обобщенные рекомендации военнослужащим по целенаправленному и последовательному изучению и освоению настоящего материала.

Рекомендуемая литература:

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Красная звезда. — 2008. — № 88.

2. Бондаренко О. Международное законодательство о правовом положении участников боевых действий и миротворческих операций // Ориентир. — 2007. — №1.

3. Сучков в. Нормы международного гуманитарного права о ведении вооруженных конфликтов и миротворческих операций // Ориентир. — 2007. — № 12.

4. Наставление по милосердию // Российская газета. — 2009. — № 172 (4996).

Виктор ОСИПОВИЧ.
Арам ХАЧАТРЯН,
подполковник запаса,
обозреватель журнала «Ориентир»

«Ориентир» 06.2010

Теги: огп

Основные положения международного гуманитарного права, применяемые в вооруженных конфликтах (стр. 1 из 3)

РЕФЕРАТ

по курсу «Военное право»

«Основные положения международного гуманитарного права, применяемые в вооруженных конфликтах»

1. м еждународного права, основные принципы

Международное право — это совокупность юридических норм и принципов, регулирующих отношения между государствами в различных областях (экономической, культурной, военной и других), соблюдение которых обеспечивается добровольно, а в случае необходимости индивидуальным или коллективным принуждением. Эти нормы и принципы закреплены в международных договорах, соглашениях и конвенциях, являющихся источниками международного права. При этом предметом регулирования международного права являются отношения между государствами, среди которых большое место занимают отношения в военной области. Субъектами международного права являются суверенные государства, международные органы и организации, а также некоторые немеждународные организации.

В международном праве важную роль играют его принципы, которые представляют собой систему общепризнанных и общеобязательных норм межгосударственного общения. К ним относятся такие принципы как: суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя обязательств, мирное разрешение международных споров, неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела государств, территориальная целостность государств, нерушимость государственных границ.

Международное право, наряду с национальным правом (внутригосударственным правом), относится к правовой системе государства. В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Говоря о военных аспектах международного права, прежде всего, необходимо рассмотреть международное гуманитарное право, которое называется также правом вооруженных конфликтов, а ранее было известно под названием право войны. Оно является особым разделом международного права, действующим в условиях вооруженных конфликтов. Целью международного гуманитарного права является смягчение последствий войны: ограничение средств и методов ведения военных действий, а также защита жертв войны.

Основными источниками международного гуманитарного права являются Гаагские конвенции 1907 года, четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г., два Дополнительных протокола к ним от 12 августа 1949 г. и два Протокола от 8 июня 1977г.

Женевская Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Женева, 12 августа 1949 г.)

Женевская Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (Женева, 12 августа 1949 г.)

Женевская Конвенция об обращении с военнопленными (Женева, 12 августа 1949 г.)

Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время войны (Женева, 12 августа 1949 г.)

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол II)

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I)

Конвенция об открытии военных действий (Гаага, 18 октября 1907 г.)

Конвенция об обращении торговых судов в суда военные (Гаага, 18 октября 1907 г.)

Конвенция о применении к морской войне начал Женевской конвенции (Гаага, 18 октября 1907 г.)

Конвенция о правах и обязанностях нейтральных Держав в случае морской войны (Гаага, 18 октября 1907 г.)

Конвенция о правах и обязанностях нейтральных Держав и лиц в случае сухопутной войны (Гаага, 18 октября 1907 г.)

Конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин (Гаага, 18 октября 1907 г.)

Конвенция о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий (Гаага, 18 октября 1907 г.)

Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне (Гаага, 18 октября 1907 г.)

Конвенция о мирном решении международных столкновений (Гаага, 18 октября 1907 г.)

Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны (Гаага, 18 октября 1907 г.)

Конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны (Гаага, 18 октября 1907 г.)

Приложение к Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны (Гаага, 18 октября 1907 г.)

Положение о законах и обычаях сухопутной войны

2. Основные понятия международного гуманитарного права: правовое положение лиц , находящихся в зоне военных действий

Одними из важнейших международно-правовых норм, действующих в военной сфере, являются правовые нормы, определяющие понятие агрессии и состояние войны. Определение агрессии дается в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. 3314 (XXDC). Согласно этому определению под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом несовместимым с Уставом ООН (статья 1 резолюции).

В качестве особо важного признака агрессии выделяется применение вооруженной силы первым. Вместе с тем, предусматривается, что Совет Безопасности может на основе Устава ООН сделать вывод, что, несмотря на имевшее место применение вооруженной силы, констатация агрессии не будет оправданной в свете соответствующих обстоятельств, прежде всего с учетом того, что соответствующие акты или их последствия не носят серьезного характера (статья 2 резолюции). Тем самым проводится различие между мелкими военными конфликтами, пограничными инцидентами, с одной стороны, и вооруженной агрессией — с другой.

К действиям, совершение которых составляет акт агрессии, относятся (статья 3 резолюции):

а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства. Как акт агрессии квалифицируется любая военная оккупация, сколь бы кратковременной она ни была, являющаяся результатом вторжения или нападения. Это же относится к аннексии с применением силы территории государства или ее части;

б) применение любого оружия одним государством против территории другого государства, даже если оно не сопровождается вторжением вооруженных сил;

в) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

г) нападение вооруженных сил государства на вооруженные силы другого государства;

д) применение вооруженных сил государства, находящихся по соглашению со страной пребывания на его территории, в нарушение условий, предусмотренных соглашением. Сюда же отнесены случаи продолжения пребывания таких вооруженных сил на территории иностранного государства после прекращения действия соответствующего соглашения об их пребывании. Это же относится к любым действиям иностранных вооруженных сил, выходящим за рамки таких соглашений;

е) предоставление своей территории другому государству в целях использования ее для совершения актов агрессии против третьих государств

ж) засылка государством вооруженных банд, групп, а также регулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях применения против него вооруженной силы.

Перечень актов агрессии содержит их основные виды, но не является исчерпывающим (статья 4 резолюции).

Никакие соображения любого политического, экономического, военного или иного характера не могут служить оправданием агрессии (статья 5 резолюции).

Статья 51 Устава ООН закрепляет право государства на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии. Совет Безопасности ООН на основании Устава ООН имеет право определять акт агрессии и выносить решения о принятии мер для поддержания или восстановления международного мира.

Состояние войны означает прекращение с государством (группой государств) мирных, отношений с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий до окончания военных действий или до заключения между ними мирного договора.

В соответствии с нормами международного права объявление состояния войны влечет за собой ряд юридических последствий:

а) начало войны означает конец мирных отношений между государствами, то есть между ними прерываются дипломатические и консульские отношения. Персонал посольств и консульств отзывается (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года);

б) начало войны влияет на действия международных договоров, существующих между воюющими государствами. Политические, экономические и иные договоры, рассчитанные на мирные отношения, прекращают свое действие. Начинается фактическое выполнение соглашений, регулирующих законы и обычаи ведения войны (например. Женевские конвенции 1949 года). Такие соглашения не могут быть денонсированы во время войны участвующими в вооруженном конфликте сторонами;

в) к гражданам страны-противника может быть применен специальный режим; их право на выбор места жительства ограничивается, они могут быть интернированы или принудительно поселены в определенном месте (ст.ст. 41, 42 Женевской конвенции 1949 года о защите гражданского населения во время войны);

г) имущество, принадлежащее непосредственно государству-противнику конфискуется (за исключением имущества дипломатических и консульских представительств). Данное правило не распространяется на имущество граждан государства-противника.

Как уже отмечалось выше отраслью международного права, определяющего правила ведения военных действий, является международное гуманитарное право или, как его иногда именуют, право вооруженных конфликтов. Под международным гуманитарным правом понимаются международные правила, договорные или основанные на обычаях, которые специально направлены на решение гуманитарных задач, непосредственно в результате вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера, и которые по соображениям гуманного характера ограничивают право находящихся в конфликте сторон выбирать методы и средства ведения войны или защищают лиц и имущество, которым нанесен или может быть нанесен ущерб конфликтом.

II. Основные положения международного гуманитарного права

Общие положения.

2. Военнослужащие Вооруженных Сил РФ должны знать и неукоснительно соблюдать нормы международного гуманитарного права.

Командир и штаб при организации и в ходе ведения боевых действий должны учитывать нормы международного гуманитарного права.<…> 130

Запрещенные способы (методы) и средства ведения боевых действий

В целях избежания излишних страданий и неоправданных жертв среди гражданского населения и причинения обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде, сопряженного с боевыми действиями, устанавливаются запреты и ограничения воюющим сторонам в выборе способов (методов) и средств ведения боевых действий. <…>131

Общие обязанности командиров (начальников) по соблюдению норм международного гуманитарного права

10. В служебной деятельности командиры (начальники) должны руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права, исходя из которых они обязаны:

а) в мирное время:

организовывать и принимать личное участие в распространении среди подчиненного личного состава знаний о международном гуманитарном праве, обеспечивать его изучение в процессе обучения и воспитания военнослужащих, обращая внимание на то, что за некоторые нарушения норм международного гуманитарного права законодательством Российской Федерации предусматривается привлечение виновных к уголовной ответственности;

постоянно поддерживать правопорядок и высокую воинскую дисциплину, гарантирующие соблюдение подчиненными норм международного гуманитарного права в случае вооруженного конфликта;<…>

организовывать в пределах своих должностных обязанностей обеспечение подчиненных частей и подразделений международно признанными средствами опознавания (отличительными эмблемами, знаками и средствами подачи сигналов опознавания), а также необходимыми текстами (выдержками из текстов) международно — правовых документов и законодательных актов Российской Федерации, Кодекса поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации — участника боевых действий соответствующими памятками; <…>

б) в период вооруженного конфликта: подавать личный пример в соблюдении норм международного гуманитарного права;

требовать знания подчиненными военнослужащими норм международного гуманитарного права и обеспечивать их неукоснительное выполнение;

в случае нарушения норм международного гуманитарного права пресекать их и привлекать к ответственности лиц, совершивших эти нарушения, докладывать о них вышестоящему начальнику;

оказывать уважение и покровительство национальным обществам Красного Креста (Красного Полумесяца) <…> ;

оказывать содействие Международному комитету Красного Креста в выполнении им гуманитарных функций по обеспечению защиты жертв вооруженных конфликтов и оказанию им помощи. <…>132

Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права

14. Лица, виновные в нарушении норм международного гуманитарного права, в соответствии с нормами международного гуманитарного права и уголовного законодательства Российской Федерации могут привлекаться к уголовной ответственности.

К таким нарушениям относятся действия, направленные против лиц и объектов, находящихся под защитой международного гуманитарного права:

преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая медицинские, биологические эксперименты, умышленное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение вреда здоровью; умышленное нападение на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в боевых действиях, если такое нападение повлекло его смерть, или серьезное телесное повреждение, или ущерб здоровью;

взятие заложников; умышленное превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в боевых действиях, в объект нападения, если оно является причиной смерти, или серьезных телесных повреждений, или ущерба здоровью;

незаконный арест;

умышленное вероломное использование международных и национальных отличительных эмблем, знаков, флагов и сигналов, если оно является причиной смерти, или серьезных телесных повреждений, или ущерба здоровью;

незаконные депортация или перемещение гражданского населения оккупированной территории за ее пределы;

принуждение военнопленных и других лиц противной стороны служить в своих вооруженных силах и (или) к участию в боевых действиях, направленных против их собственной страны;

незаконное произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью;

умышленное совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных по отношению к предполагаемому конкретному и прямому военному преимуществу потерь среди гражданских лиц или ущерба гражданским объектам;

умышленное совершение нападения на особо опасные объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизни, ранений среди гражданских лиц или ущерба гражданским объектам по отношению к прямому военному преимуществу, которое предполагается получить;

умышленное превращение ясно опознаваемых исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые являются культурным или духовным наследием народов и которым специальным соглашением, заключенным в рамках компетентной организации, предоставляется особая защита, в объект нападения, в результате чего им наносятся большие разрушения, когда не имеется свидетельства об использовании таких объектов противной стороной для поддержки военных усилий и когда такие исторические памятники, произведения искусства и места отправления культа не находятся в непосредственной близости от военных объектов;

умышленное превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект поражения, если оно является причиной смерти, или серьезных телесных повреждений, или ущерба здоровью;

умышленное лишение права лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права, на беспристрастное и нормальное судопроизводство. <…>

15. За нарушения норм международного гуманитарного права, не влекущих уголовную ответственность, военнослужащие привлекаются к ответственности в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации и нормативными правовыми актами, предусматривающими их материальную ответственность.133 <…>

ЛИТЕРАТУРА

Абдуллаев М.И. Права человека. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та. 1999.

Аметистов Э. М., Климова Е. В., Манов В. Г. Обеспечение прав и свобод человека в международном праве. М., 1998.

Арцибасов И. Н, Егоров С. А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М.: Международные отношения, 1989.

Блищенко И. П. Обычное оружие и международное право. М., 1984.

Бори Ф. Возникновение развитие международного гуманитарного права. М., 1994.

Военное право. Учебник для военно-учебных заведений Вооруженных Сил Российской Федерации/Под ред. Н.И. Кузнецова. М., 1996.

Гассер Х.-П. Международное гуманитарное право, Введение. – 2-е изд., ипр. – М.: МККК, 1999.

Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская Социальная Хартия: право и практика. М.: Изд-во МНИМП, 1998.

Деятельность в случае вооруженного конфликта. Женева: МККК, 2009.

Додонов В.Н., Панов В.П., Румянцев О.Г. Международное право, Словарь-справочник/Под общ. ред. В.Н. Трофимова. — М.: ИНФА-М, 1997.

Защита лиц и объектов в международном гуманитарном праве. Сборник статей документов. – М.: МККК, 1999.

Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М.: ИГП РАН, 1995.

Кальсховен Ф. Ограничения методов и средств ведения войны. – М.: МККК, 1994.

Князев А.С. Журналистика конфликта//www.evartist.narod.ru 12.7.2010.

Коваленко В. В., Пирогов А. И., Рыжов О. А. Политическая конфликтология. – М.: Ижица, 2002.

Мартин ван Кревельд. Трансформация войны. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

Кульяр Х. П. Организация Объединенных Наций: сегодня и завтра, М., 1988.

Лабуш Н. С. Государство, силовой механизм, вооруженные силы. – СПб.: СПб ВМИ, 1999.

Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов. – М.: Аспект Пресс, 1999.

Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности/Пер. с фрнц. М.: Изд. группа «Прогресс» –»Универс», 1993.

Манойло А.В. Технологии несилового разрешения современных конфликтов. М.: Горячая линия – Телеком, 2008.

Мелков Г.М. Международное право в период вооруженных конфликтов, Учебное пособие. М., 1988.

Мулинен Ф. Право войны. Руководство для Вооруженных Сил. М.: МККК, 1993.

Основные положения права войны. Женева, 1995.

Права человека и вооруженные конфликты. – М.: Изд-во НОРМА, 2001.

Пушмин Э. А. Посредничество в международном праве. М.: Международные отношения, 1970.

Мартез Ж. Роль СМИ: худшее не гарантировано. Освещение проблем этнических меньшинств. М., 2007.

Манофф Р.К. Роль СМИ в предотвращении и смягчении конфликтов/Освещение проблем этнических меньшинств. Международная федерация журналистов. Москва, 1997.

Международное право: Ведение боевых действий. Сборник. М.: 1995.

Нахлик С. Краткий курс международного гуманитарного права. М., 1984.

Нравственные ограничения войны: Проблемы и примеры. М.: Гардарики, 2002.

Права человека и вооруженные конфликты М., 2001.

Родольфо Раджоньери. структура системы и динамика конфликтов//Этнические и региональные конфликты в Евразии. М., 1997.

Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы. М., 1997.

Эрик Д. Принципы права вооруженных конфликтов. Курс лекций юридического факультета Открытого Брюсельского университета. М.: МККК, 2000.

Kaplan M. System and Process in Internatonal Politics. New York, 2008.

>Международное гуманитарное право о законах и обычаях войны

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Проведения общественно-государственной подготовки с группой солдат

ТЕМА: «Международное гуманитарное право о законах и обычаях войны. Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации – участника боевых действий».

Цель занятия: — ознакомить военнослужащих с основными положениями международного гуманитарного права, ограничениями при ведении боевых действий.

  • Дата: _____
  • Время: 2 часа;
  • Место: расположение
  • Метод проведения: беседа; семинар
  • Вопросы:
  1. Международное гуманитарное право о законах и обычаях войны. Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации – участника боевых действий

ХОД ЗАНЯТИЯ:

”…не меньше оружия поражать

неприятеля человеколюбием…”

А. В. СУВОРОВ

С давних времен войны велись с соблюдением ряда правил и обычаев гуманного обращения с поверженным противником и мирным населением. В 1864 году в Женеве представители нескольких государств впервые в истории договорились не нападать в ходе военных действий на раненых и больных воинов, а также на лиц, оказывающих им помощь. Позднее, в 1899 году, в Гааге по инициативе России была принята международная конвенция о законах и обычаях сухопутной войны.

Эти документы легли в основу новой отрасли международного публичного права — международного гуманитарного, которое также называется правом вооруженных конфликтов. Вооруженные силы. Боевые действия в ходе вооруженных конов ведутся группами людей, которые объединяются в вооруженные силы. Законными участниками международных вооруженных конфликтов признаются организованные вооруженные силы любой из сторон в конфликте, если они: находятся под командованием лица, отвечающего за их действия перед этой стороной; подчиняются подчиняются внутренней дисциплинарной системе, что обеспечивает возможность соблюдения норм ПВК.

Если какая-либо сторона в конфликте включает в состав своих вооруженных сил организации полувоенного типа или вооруженные правоохранительные формирования, она обязана уведомить об этом другие стороны, находящиеся в конфликте. В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» к решению задач обороны страны привлекаются Вооруженные Силы РФ, а также Пограничные войска РФ: внутренние войска Министерства внутренних дел РФ; железнодорожные войска РФ; войска ФАПСИ; войска гражданской обороны.

В случае международного вооруженного конфликта военнослужащие из состава этих сил, за исключением персонала их военно-медицинских служб и войск гражданской обороны, имеют право на законных основаниях принимать участие в боевых действиях.

Воюющие (комбатанты).

Лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, принимающие участие в международном вооруженном конфликте (за исключением медицинского и духовного персонала), признаются законно воюющими и на современном языке ПВК называются комбатантами.

Комбатанты вправе применять боевые средства и выводить из строя комбатантов противника, а также любое его движимое и недвижимое имущество, используемое в военных целях. За эти действия они не могут быть привлечены к ответственности. Оказавшись во власти противника по причине ранения, болезни, кораблекрушения или пленения, они получают статус военнопленных и пользуются правовой защитой. Комбатанты обязаны соблюдать нормы ПВК и отличаться от гражданского населения при участии как в боевых действиях, так и в мероприятиях, связанных с подготовкой к бою.

Как правило, военнослужащие регулярных вооруженных сил государства отличают себя ношением военной формы и знаков различия установленного образца. ПВК запрещает использовать флаги, военные эмблемы, воинские знаки различия и форменную одежду противника в ходе боя, для прикрытия военных действий или защиты своих войск. Кроме того, запрещается использовать военную форму и национальную атрибутику нейтральных государств или других государств, не участвующих в конфликте, а также отличительную эмблему ООН без разрешения этой организации.

Военный плен не является ни местью, ни наказанием, а применяется сторонами, находящимися в международном вооруженном конфликте, как вынужденная мера, предпринимаемая для того, чтобы не допустить возвращения военнопленных в боевые порядки своих войск*.

Исторически в России, как и в других государствах мира, добровольная сдача в плен из-за трусости или малодушия расценивалась как поступок, порочащий честь русского воина. В то же время в плену можно оказаться по различным, не зависящим от самого военнослужащего причинам. Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ (ст. 20) допускает возможность захвата военнослужащего в плен, если он оказывается в отрыве от своих войск и исчерпывает все средства и способы сопротивления или же находится в беспомощном состоянии вследствие тяжелого ранения или контузии.

Парламентеры

Парламентер — это лицо, которое получает полномочия от своего военного командования для ведения переговоров с военным командованием противника. Отличительным знаком парламентера является белый флаг. Парламентер, а также сопровождающие его лица (трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее флаг, и переводчик) пользуются правом на неприкосновенность.

Парламентер может быть принят противником или отослан обратно, но в любом случае ему следует обеспечить безопасное возвращение в расположение своих войск. Белый флаг свидетельствует о намерении поднявших его лиц вступить в переговоры с противной стороной и отнюдь не означает немедленную капитуляцию. Медицинский и духовный персонал. Лица из состава военно-медицинской и духовной службы вооруженных сил отвечают за оказание помощи жертвам вооруженного конфликта и не принимают непосредственного участия в боевых действиях.

Поэтому они не считаются комбатантами. Эти лица могут быть задержаны только в том случае, когда того требуют медицинское состояние, духовные потребности военнопленных. В этом случае им должна быть предоставлена такая же правовая защита, как и военнопленным. Нападение на персонал медицинской и духовной служб запрещается, если только их действия не противоречат их правовому положению. Военно-медицинский персонал имеет право на самозащиту, а также на защиту лиц, находящихся под их покровительством, от незаконного, с точки зрения ПВК, нападения.

С этой целью им разрешено носить и при необходимости применять личное оружие. Для опознания медицинский и духовный персонал должен носить на левой руке нарукавную повязку с изображением красного креста или красного полумесяца на белом фоне, а также иметь удостоверение, подтверждающее их статус. Использование не по назначению отличительной эмблемы медицинской или духовной службы запрещается.

Персонал военных и гражданских медицинских служб пользуется равноценной правовой защитой.

Персонал гражданской обороны.

Персонал гражданской обороны занимается решением гуманитарных задач по защите гражданского населения от опасностей военных действий, оказывает помощь в ликвидации последствий таких действий и обеспечивает выживание гражданского населения. Невоенные организации гражданской обороны пользуются уважением и защитой ПВК. Международным отличительным знаком гражданской обороны является равносторонний треугольник синего цвета на оранжевом фоне. На оккупированной территории и в районах боевых действий невоенный персонал гражданской обороны должен иметь специальное удостоверение.

Лица из состава вооруженных сил, прикомандированные к организациям гражданской обороны, пользуются правовой защитой и, оказавшись в руках противника, считаются военнопленными, если они прикомандированы на весь период конфликта и занимаются исключительно задачами гражданской обороны. При этом они обязаны носить ясно различимые международные знаки гражданской обороны и иметь удостоверение, подтверждающее их статус.

Эти лица могут быть вооружены только личным оружием, которое применяется исключительно для поддержания порядка и для самозащиты. Они не принимают непосредственного участия в военных действиях, не причиняют ущерба противной стороне и действуют только в пределах национальной территории. Персонал, отвечающий за защиту культурных ценностей. Уважением и международно-правовой защитой пользуется также персонал, деятельность которого связана с защитой и охраной культурных ценностей в период вооруженного конфликта.

К культурным ценностям относятся движимые и недвижимые предметы и объекты, являющиеся культурным наследием каждого народа (например, музеи, церкви, мечети, произведения искусства, коллекции книг и т. п.). Такому персоналу, оказавшемуся во власти противника, должна быть предоставлена возможность продолжать выполнение своих функций, если культурные ценности, которые ему поручено охранять, также попадают в руки противника. Чтобы обозначить персонал, отвечающий за защиту культурных ценностей, используются международно-признанные знаки, представляющие собой щит бело-голубого цвета.

Персонал, участвующий в гуманитарных операциях.

Если в зоне вооруженного конфликта не участвующее в вооруженной борьбе население недостаточно обеспечено запасами, необходимыми для выживания, с согласия заинтересованных сторон проводятся операции по оказанию гуманитарной помощи. Каждая сторона в конфликте должна максимально содействовать персоналу, оказывающему такую помощь. Персонал, участвующий в гуманитарных операциях, должен пользоваться уважением и защитой. Незаконными участниками вооруженных конфликтов считаются шпионы и наемники.

Шпионами признаются лица, которые, действуя тайно или обманным путем, собирают или пытаются собирать сведения на территории, контролируемой одной из сторон в конфликте, для последующей передачи их противной стороне. Лица из состава вооруженных сил, занимающиеся сбором информации на территории, контролируемой противной стороной (например, войсковые разведчики), не будут считаться шпионами, если в случае захвата противником будут одеты в военную форму своих вооруженных сил.

Наемниками считаются лица, принимающие непосредственное участие в боевых действиях с целью извлечения личной выгоды. При этом они не являются ни гражданами одной из сторон в конфликте, ни лицами, постоянно проживающими на территории, находящейся под ее контролем. Не считаются наемниками военные инструкторы и советники, которые официально направляются одним государством для оказания помощи в строительстве вооруженных сил в другое государство, если только они не принимают непосредственное участие в боевых действиях.

Не являясь комбатантами, шпионы и наемники, оказавшись во власти противной стороны, не имеют права на статус военнопленного и могут быть наказаны за свои действия. Однако наказание может быть назначено им только по приговору компетентного судебного органа, при этом обвиняемым должны быть предоставлены общепризнанные гарантии судебной защиты.

В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрено наказание за шпионаж в пользу иностранного государства (ст. 276) и наемничество (ст. 359). Лица, не принимающие непосредственного участия в вооруженном конфликте, считаются гражданскими лицами. Все вместе взятые гражданские лица составляют гражданское население, принадлежность к которому определяется не столько ношением гражданской (невоенной) формы одежды и признаками пола или возраста, сколько конкретными действиями конкретного лица (например, женщина в гражданской одежде, применяющая оружие, теряет право на защиту).

Право ВООРУЖЕННЫХ конфликтов содержит целую систему норм международно-правовой защиты гражданского населения от опасностей, связанных с боевыми действиями (см. ‘Ориентир», 1997, № 8, с. 52). В 1945 году, находясь под впечатлением тяжелых последствий и ужасов второй мировой войны, мировое сообщество пришло к выводу о необходимости избавить грядущие поколения от бедствий войны.

С этой целью была создана Организация Объединенных Наций, которая получила полномочия принимать эффективные коллективные меры по предотвращению и устранению угрозы миру и подавлению актов агрессии. Тремя годами позже, в 1948 году, Совет Безопасности ООН впервые принял решение учредить Миссию ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия на Ближнем Востоке и привлечь в ее состав военный персонал из нескольких стран мира. Так возникла новая форма международного военно-политического сотрудничества, получившая обобщенное название «миротворчество».

Уникальность такого вида применения вооруженных сил точно подметил бывший генеральный секретарь ООН Даг Хаммершельд, который подчеркивал, что «миротворчество — не свойственная задача для военных, но только военные могут с ней справиться». С той поры миротворческие операции приобрели значительно более широкий размах, стали более многочисленными и включают разнообразные виды деятельности. Всего к 1998 году было проведено около 40 различных международных миротворческих операций. С начала 90-х годов к таким операциям стали активно привлекаться воинские контингенты Вооруженных Сил Российской Федерации.

В настоящее время российские воинские контингенты принимают участие в миротворческих операциях на территории Грузии (в Абхазии и Южной Осетии), Таджикистана, Молдавии (в Приднестровском районе) и бывшей Югославии (в Боснии и Герцеговине). Правовой статус военнослужащих из состава миротворческого контингента определяется конкретным типом проводимой операции и масштабом санкционированного применения штатного оружия.

Несмотря на все многообразие и специфику каждой отдельной миротворческой операции, их можно условно разделить на два типа. Операции по поддержанию мира. Миротворческие войска временно вводятся в зону конфликта, имея задачу сдерживать вооруженную борьбу, не допускать возобновления военных действий и восстанавливать мир и безопасность (примером может служить миротворческая операция ООН на Кипре, миротворческая операция по мандату СНГ в Таджикистане и т. п.). Войска должны быть беспристрастными по отношению ко всем сторонам, вовлеченным в конфликт.

Они имеют только легкое оружие, которое разрешается применять исключительно для самообороны. Миротворческий контингент не является стороной в конфликте и формально не имеет противника. При необходимости применить силу для самообороны воины-миротворцы должны действовать в строгом соответствии с нормами ПВК, исходя из международно-правовых обязательств своего государства.

Документы по международному гуманитарному праву, применяемому во время вооруженных конфликтов

Настоящий комплект документов представлен в соответствии с соглашением между Правовым управлением Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Международным Комитетом Красного Креста и компанией «Гарант» о создании раздела «Международное гуманитарное право, применяемое во время вооруженных конфликтов».

  • Конвенция «О запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении» (Осло, 18 сентября 1997 г.)
  • Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Париж, 13 января 1993 г.)
  • Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)
  • Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Нью-Йорк, 10 октября 1980 г.)
  • Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (Женева, 10 декабря 1976 г.)
  • Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (Москва — Лондон — Вашингтон, 10 апреля 1972 г.)
  • Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г.
  • Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 14 мая 1954 г.)
  • Исполнительный Регламент Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 14 мая 1954 года)
  • Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время войны (Женева, 12 августа 1949 г.)
  • Женевская Конвенция об обращении с военнопленными (Женева, 12 августа 1949 г.)
  • Женевская Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (Женева, 12 августа 1949 г.)
  • Женевская Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Женева, 12 августа 1949 г.)
  • Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г.
  • Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны (Гаага, 18 октября 1907 г.)
  • Устав Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии от 25 мая 1993 г.
  • Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств с поправками, внесенными 3 мая 1996 г. (Протокол II к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Нью-Йорк, 10 октября 1980 г.)
  • Протокол о необнаруживаемых осколках (Протокол I к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Нью-Йорк, 10 октября 1980 г.)
  • Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 95 (I) «Подтверждение принципов международного права, признанных Статутом Нюрнбергского Трибунала» от 11 декабря 1946 г.
  • Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль (Санкт-Петербург, 29 ноября (11 декабря) 1868 г.)
  • Римский Статут Международного уголовного суда (Рим, 17 июля 1998 г.)
  • Устав Международного Комитета Красного Креста от 24 июня 1998 г.
  • Устав Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (Рио-де-Жанейро, 23 — 26 ноября 1987 г.) (в ред. 1991 г.)
  • Устав Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца (Женева, октябрь 1986 г.)
  • Протокол IV об ослепляющем лазерном оружии (Дополнительный протокол) к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Вена, 13 октября 1995 г.)
  • Протокол о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия (Протокол III к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Нью-Йорк, 10 октября 1980 г.)
  • Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г.
  • Протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств (Женева, 17 июня 1925 г.)
  • Соглашение об организации международной деятельности составных частей Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца (Севилья, 26 ноября 1997 г.)
  • Статус Женевских конвенций 1949 года и Дополнительных протоколов к ним 1977 года (по состоянию на 19 ноября 1999 г.)
  • Устав Международного трибунала по Руанде от 8 ноября 1994 г.
  • Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море (Сан-Ремо, 12 июня 1994 г.)
  • Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол II) от 8 июня 1977 г.
  • Протокол к Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 14 мая 1954 г.)
  • Устав Международного Военного Трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Лондон, 8 августа 1945 г.)
  • Принципы Международного права, признанные Уставом Нюрнбергского Трибунала и нашедшие выражение в решении этого Трибунала

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *