Отчуждение имущества ООО

Нормы, касающиеся темы статьи, изложены в Гражданском кодексе Республики Казахстан (далее – «ГК РК»), Земельном кодексе Республики Казахстан (далее – «ЗК РК») и Законе Республики Казахстан «О государственном имуществе» (далее – «Закон»).

Изъятие недвижимости компании для государственных нужд – это действия государственных органов, направленные на прекращение у негосударственного юридического лица права собственности или права землепользования на земельный участок или иное недвижимое имущество, производимые для государственных нужд в исключительных случаях, которые установлены законодательством Республики Казахстан с условием обязательного возмещения стоимости земельного участка или иного недвижимого имущества и убытков, причиненных собственнику или землепользователю.

ЗК РК устанавливает возможность принудительного изъятия земельного участка для государственных нужд в исключительных случаях. Основание для принудительного изъятия иного недвижимого имущества содержится в ст.249 ГК РК. Иное недвижимое имущество может быть отчуждено у собственника принудительно при изъятии земельного участка, на котором это имущество расположено.

Основания для изъятия земельного участка для государственных нужд.

Изъятие земельного участка для государственных нужд возможно только в исключительных случаях и только тогда, когда представляется невозможным иным способом удовлетворить эти нужды с обязательным условием равноценного возмещения имущества с согласия собственника или землепользователя либо принудительно по решению суда. Если существует альтернативный способ удовлетворения государственных нужд, принудительное изъятие не допускается.

Список исключительных случаев приведен в п.2 ст.84 ЗК РК. Это такие случаи, как:

1) международные обязательства, вытекающие из международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан;

2) предоставление земель для нужд обороны и национальной безопасности, особо охраняемых природных территорий, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, создание и функционирование специальных экономических зон;

3) обнаружение и разработка месторождения полезных ископаемых;

4) строительство (реконструкция) автомобильных и железных дорог, строительство (реконструкция) аэропортов, аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, тоннелей, объектов энергетических систем и линий электропередачи, линий связи, объектов, обеспечивающих космическую деятельность, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей, реализация концессионных проектов, объектов общего пользования населенных пунктов;

5) исполнение генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов, подпадающих под перечень исключительных случаев, а также строительство объектов, предусмотренных документами Системы государственного планирования Республики Казахстан, за счет бюджетных средств.

Следует отметить, что принудительное изъятие допускается только в случаях, описанных выше.

Согласно п.5 ст.84 ЗК РК не может быть признано принудительным отчуждением земельного участка для государственных нужд любое отчуждение, преследующее коммерческие цели негосударственных юридических лиц и цели удовлетворения негосударственных интересов, либо иное отчуждение, не вытекающее из целей осуществления государственных функций и не преследующее общественно значимые цели.

Согласно п.3 ст.62 Закона в этих случаях отчуждение имущества допускается по соглашению между собственником имущества и лицом, преследующим коммерческие цели, на основании договора купли-продажи имущества между ними.

Одно из требований для принудительного изъятия земельного участка – это изъятие участка только в том объеме, в каком это необходимо для удовлетворения государственных нужд. Но если собственник после изъятия не может использовать оставшуюся часть имущества по целевому назначению, то изъятию подлежит весь участок.

Порядок изъятия недвижимого имущества компании для государственных нужд.

Вся процедура принудительного отчуждения земельного участка или иного недвижимого имущества должна происходить при соблюдении принципа гласности. При этом несоблюдение гласности при наличии требований со стороны собственника является основанием для отказа в изъятии имущества для государственных нужд (п.2 ст.61 Закона).

Процесс принудительного отчуждения начинается с вынесения постановления Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа о начале принудительного отчуждения земельного участка или иного недвижимого имущества.

В постановлении согласно п.2 ст.63 Закона должны быть указаны:

1) цель и основания принудительного отчуждения для государственных нужд;

2) местоположение, площадь, кадастровый номер земельного участка;

3) собственник имущества или землепользователь;

4) дата принудительного отчуждения, но не ранее трех месяцев с даты официального опубликования данного постановления;

5) место обращения собственника или землепользователя для осуществления согласительных процедур.

Постановление о начале принудительного отчуждения земельного участка или иного недвижимого имущества должно быть опубликовано в республиканских или местных средствах массовой информации в течение трех рабочих дней с момента принятия (п.5 ст.63 Закона).

Если собственник земельного участка не успел зарегистрировать право частной собственности на такой участок, он может осуществить все необходимые меры для подтверждения права частной собственности. При этом срок по принудительному отчуждению, который был установлен в постановлении, может быть продлен, но не более чем на шесть месяцев в соответствии с п.7 ст.63 Закона.

Не позднее трех календарных дней с даты опубликования постановления исполнительный орган обязан направить собственнику письменное уведомление о принудительном отчуждении с приложенным к нему договором о выкупе земельного участка или иного недвижимого имущества по почте с обязательным уведомлением. Если же уведомление не было получено собственником, оно направляется повторно. Уведомление о принудительном отчуждении должно быть зарегистрировано как юридическое притязание.

После истечения срока, указанного в постановлении, происходит непосредственное отчуждение земельного участка или иного недвижимого имущества с согласия собственника либо по решению суда. Таким образом, основанием для принудительного изъятия является договор о выкупе земельного участка или иного недвижимого имущества или решение суда.

Исходя из смысла п.5 ст.65 Закона местный исполнительный орган в двухмесячный срок с момента получения уведомления собственником, направляет в местный представительный орган проект договора о выкупе земельного участка или иного недвижимого имущества на рассмотрение постоянной комиссии. В свою очередь постоянная комиссия в течение двух недель рассматривает проект договора с обязательным участием собственника и иных лиц, права которых будут прекращены или ограничены.

Изъятие недвижимого имущества компании для государственных нужд по соглашению сторон.

При достижении соглашения касательно всех условий договора, договор о выкупе земельного участка или иного недвижимого имущества утверждается местным исполнительным органом по согласованию с местным представительным органом и подписывается собственником или землепользователем.

Договор о выкупе земельного участка или иного недвижимого имущества должен содержать следующие условия в силу п.6 ст.65 Закона:

1) цена за изымаемый земельный участок и идентификационные характеристики объекта недвижимости либо земельного участка, предоставляемого собственнику или землепользователю взамен изымаемого;

2) разница в стоимости в случае, если цена изымаемого земельного участка окажется выше цены (стоимости) земельного участка, предоставляемого взамен изымаемого;

3) размер подлежащих возмещению убытков, в том числе стоимости недвижимого имущества, изымаемого в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, в случае их причинения в связи с принудительным отчуждением;

4) срок уплаты цены (стоимости) за изымаемый земельный участок или иное недвижимое имущество в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд или передачи земельного участка (иного недвижимого имущества), предоставляемого собственнику взамен изымаемого для государственных нужд;

5) состав имущества, отчуждаемого для государственных нужд;

6) перечень лиц, права которых в отношении отчуждаемого имущества будут прекращены или ограничены;

7) порядок финансирования расходов государства на приобретение имущества для государственных нужд.

Изъятие недвижимого имущества компании для государственных нужд по решению суда.

Исходя из смысла п.7,8 ст.65 Закона в случае если собственник имущества не согласен с постановлением о начале принудительного отчуждения земельного участка или иного недвижимого имущества, стоимостью изымаемого имущества или с размером убытков, подлежащих возмещению, местный исполнительный орган по истечении трех месяцев с момента получения уведомления собственником и не позднее срока, установленного в постановлении для принудительного отчуждения, вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии имущества. При этом такие гражданские иски рассматриваются и разрешаются судьей в месячный срок со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству. В случае отказа в иске, все убытки, причиненные собственнику в связи с судебным разбирательством и принятием постановлением, возмещаются из бюджетных средств.

Согласительные процедуры при принудительном отчуждении имущества для государственных нужд.

Статья 69 Закона устанавливает порядок проведения согласительных процедур. Собственник имущества вправе начать согласительные процедуры путем подачи обращения в местный исполнительный орган в течение одного месяца со дня получения уведомления о начале принудительного отчуждения. Данное обращение регистрируется в день подачи и рассматривается местным исполнительным органом в течение одного месяца. В этот период местный исполнительный орган обязан рассмотреть предложение собственника касательно состава изымаемого имущества, лиц, права которых будут затронуты и размеру убытков, подлежащих возмещению. С момента получения предложений местный исполнительный орган обязан организовать независимую оценку имущества и определить порядок финансирования расходов государства.

При достижении соглашения со всеми сторонами, проект договора о выкупе имущества направляется в местный представительный орган на согласование. При не достижении соглашения, принудительное отчуждение имущества осуществляется в судебном порядке.

Следует подчеркнуть, что фактическая передача изымаемого имущества допускается только после получения собственником равноценного возмещения.

Прекращение права собственности и возникновение прав государства на данное имущество подлежит государственной регистрации. При этом государственная регистрация осуществляется при условии предоставления документа, подтверждающего выплату возмещения (п.9 ст.65 Закона).

Размер возмещения стоимости земельного участка или иного недвижимого имущества.

Ст.67 Закона устанавливает порядок определения размера возмещения, подлежащего уплате собственнику. В случае если земельный участок был приобретен собственником у государства, то стоимость такого участка определяется в размере, который был уплачен государству. Но есть исключение для участков, которые предоставлялись под индивидуальное жилищное строительство, личное подсобное хозяйство (кроме полевых наделов), на котором находится индивидуальный жилой дом. Стоимость таких участков определяется в размере, не превышающем их рыночную стоимость.

Если же земельный участок был приобретен при совершении гражданско-правовой сделки или по решению суда, то стоимость такого участка определяется исходя из стоимости, указанной в гражданско-правовом договоре или в решение суда. Если в договоре цена не прописана, то стоимость участка определяется по его кадастровой (оценочной) стоимости.

Стоимость же недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, определяется в размере, не превышающем его рыночную стоимость.

Рыночная стоимость земельного участка или иного недвижимого имущества определяется независимым оценщиком на момент получения собственником уведомления о предстоящем отчуждении. При этом оценка имущества производится в соответствии со Стандартом оценки «Оценка отчуждаемого для государственных нужд земельного участка или иного
недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд», утвержденным приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 28 июня 2012 года №240.

По требованию собственника должна быть проведена повторная оценка стоимости отчуждаемого для государственных нужд имущества на дату выплаты возмещения. При этом повторная оценка должна быть осуществлена другим оценщиком.

В случае возмещения собственнику иным, чем денежные средства имуществом, оценка производится в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об оценочной деятельности». При этом оплата вознаграждения оценщика производится из бюджетных средств.

Размер возмещения определяется исходя из стоимости имущества и убытков, причиненных собственнику, в полном объеме. Размер возмещения иным лицам, права которых будут затронуты, определяется исходя из убытков, которые возникнут у них в результате отчуждения.

По согласованию сторон, собственнику может быть предоставлен другой земельный участок взамен отчуждаемого с зачетом стоимости предоставляемого земельного участка в стоимость отчуждаемого по кадастровой (оценочной) стоимости.

Порядок возмещения стоимости изымаемого имущества.

Ст.68 Закона содержит требования по форме платежей и срокам выплаты возмещения. Возмещение стоимости имущества производится в полном объеме из бюджетных средств единовременно не позднее одного месяца с даты подписания договора о выкупе имущества или с даты вступления в законную силу решения суда до перехода имущества государству. При этом рассрочка выплаты возмещения не допускается.

Список использованных нормативных правовых актов:

  1. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 г.;
  2. Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II;
  3. Закон Республики Казахстан от 1 марта 2011 года №413-IV О государственном имуществе.

Партнер Оспанова Гульнар
Младший юрист Чагай Виктория
Юридическая фирма «Артюшенко и партнеры»
Журнал «Бухгалтер и право» №4(118), 2016

В онлайн Магазине «Артюшенко и партнеры» вы можете приобрести наши юридические услуги по фиксированной цене:

  • Due diligence, проверка недвижимости: экспертиза документов на квартиру, экспертиза документов на объект нежилой/коммерческой недвижимости
  • Юридическая консультация
  • Юридическая экспертиза договоров

Маргарита Есипова

Руководитель проектов, направление «Налоги и право» Группы компаний SRG

специально для ГАРАНТ.РУ

Для многих собственников весьма актуальным является вопрос экономии на налогах при продаже имущества, особенно когда речь идет об отчуждении дорогостоящих объектов капитального строительства.

При классическом варианте продажи имущества в стоимость сделки включается НДС, а с полученных доходов продавец должен уплатить налог на прибыль организаций. В отличие от продажи имущества, реализация долей в уставном капитале не облагается НДС (подп. 12 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса). В связи с этим продажу недвижимости или оборудования нередко оформляют именно таким образом.

Введенные с прошлого года новые правила ст. 54.1 НК РФ, которые только начинают применять инспекторы при проведении проверок, а суды – при рассмотрении споров, признают выгоду по сделкам, совершенным исключительно с целью налоговой экономии, необоснованной, даже если эти сделки совершены абсолютно в рамках правового поля.

Насколько безрисковыми с учетом внедрения новых правил являются подобные правовые модели налогового планирования, рассмотрим на примере обществ с ограниченной ответственностью.

Выделение общества с последующей продажей его долей

Данная модель выглядит следующим образом: общество строит объект недвижимого имущества и ставит его по окончании строительства на баланс. Затем происходит выделение дочернего общества с одновременной передачей ему на баланс построенного здания. Далее доли этого общества продаются.

Выделение общества подразумевает создание другого общества с передачей ему части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего (п. 1 ст. 55 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее – закон об ООО). Именно поэтому передача имущества на баланс выделяемого общества целесообразна, когда требуется не только реализовать актив в виде недвижимости, но и продолжить деятельность юридического лица.

Налогообложение передачи имущества при выделении общества

По общему правилу, суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению, если те в дальнейшем используются для осуществления операций, не признаваемых реализацией (подп. 4 п. 2, подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Однако это правило не распространяется на случаи по передаче основных средств при реорганизации, даже несмотря на то, что реализацией такая передача имущества не является (подп. 2 п. 3 ст. 39, п. 8 ст. 162.1, подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества. Таким образом, передача имущества в качестве вклада в уставной капитал выделяемого общества не подлежит налогообложению налогом на прибыль и НДС (подп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Налогообложение при последующей реализации долей общества

Последующая реализация долей образованного общества налогообложению НДС не подлежит, но при продаже доли в уставном капитале у участника возникает доход от реализации имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ). Сумма выручки при этом может быть уменьшена на цену приобретения доли, а также на сумму расходов, связанных с ее приобретением и реализацией (подп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ).

По мнению Минфина России, цена приобретения доли в уставном капитале общества формируется исходя из первоначального и дополнительных вкладов участника общества (письмо Минфина России от 22 июня 2015 г. № 03-03-06/1/36008). Таким образом, при формировании уставного капитала выделяемого общества необходимо зафиксировать балансовую стоимость передаваемого имущества, что позволит в последующем значительно сократить базу по налогу на прибыль организаций.

Также важно помнить, что к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации долей в уставном капитале, применяется налоговая ставка 0% при условии, что на дату реализации таких долей они непрерывно принадлежали налогоплательщику более пяти лет (п. 4.1 ст. 284, п. 1 ст. 284.2 НК РФ). Ограничения в виде пятилетнего срока владения не позволяют злоупотреблять данным освобождением, но при правильном и дальновидном налоговом планировании, могут быть использованы без излишнего риска.

Если в дальнейшем имущество будет использоваться в необлагаемых НДС операциях (например, правопреемник будет применять УСН), есть риск, что ему предъявят требование восстановить принятую ранее к вычету сумму НДС (письмо Минфина России от 3 мая 2018 г. № 03-07-11/29894). Однако имеются решения судов, позволяющие не восстанавливать ранее принятый к вычету НДС (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17 октября 2014 г. № 307-КГ14-1534 по делу № А52-1617/2013).

Таким образом, если юридическое лицо выделит дочернее общество, передав в качестве вклада в уставной капитал имущество, и продаст доли по истечении пяти лет, обязанность по уплате налога на прибыль и НДС не возникнет.

Риск переквалификации сделки по продаже долей в договор купли-продажи имущества

Учитывая ощутимую выгоду от продажи долей общества, на балансе которого имеется недвижимое имущество, а не продажи объекта напрямую, операции по продаже долей стали предметом особого внимания со стороны налоговых органов. Контролирующими органами уже разработаны критерии, по которым они принимают решение о переквалификации таких сделок с негативными последствиями для налогоплательщика. ФНС России в своем письме от 13 июля 2017 г. № ЕД-4-2/13650@ указала, что при выявлении таких схем следует обращать внимание на совокупность обстоятельств совершения сделки, а именно:

  • неосуществление созданным обществом реальной финансово-хозяйственной деятельности до и после анализируемой сделки;
  • движение денежных средств (проведение расчетов в короткий срок, через один банк);
  • взаимозависимость контрагентов.

Также можно добавить к этому перечню следующие факторы риска:

  • общество не имело инвестиционных и иных деловых целей и не рассчитывало на получение дивидендов от вложения имущества в учрежденную компанию (постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 августа 2015 г. № Ф05-10829/2015);
  • между внесением имущества в уставный капитал вновь выделенной компании и продажей доли прошел незначительный промежуток времени;
  • налогоплательщик неоднократно проводил подобные операции с другими компаниями;
  • в предварительном договоре купли-продажи доли есть указание на ее приобретение с условием, что организация будет владеть правами на конкретный объект недвижимости;
  • покупатель доли произвел оплату расходов по техническому обслуживанию соответствующей недвижимости и оплачивает коммунальные услуги, подтверждая тем самым взаимозависимость сторон сделки (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17 февраля 2009 г. по делу № А32-6132/2008-34/98, Определение ВАС РФ от 20 декабря 2007 г. № 15420/07);
  • доли были приобретены по номинальной стоимости при наличии дорогостоящего имущества на балансе.

Рассмотрим последний из приведенных рисков подробнее.

Как правило, владелец доли самостоятельно определяет ее цену. Учитывая принцип свободы договора, стороны вправе установить цену доли на свое усмотрение и не обязаны при этом привлекать оценщика для определения ее рыночной стоимости. Для целей налогообложения прибыли, пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Однако невыгодные для сторон условия сделки (завышенная или заниженная, экономически необоснованная цена) могут в дальнейшем стать основанием для оспаривания такой сделки со стороны контролирующего органа.

Рекомендации

Чтобы минимизировать риски споров с контролирующими органами, необходимо:

  • убедиться в том, что предшествующие договору взаимоотношения исключают заинтересованность «покупателя» в содержании имущества до его приобретения в собственность;
  • выработать весомую и обоснованную позицию, подтверждающую почему потребовалось выделить общество и почему принято решение о его продаже;
  • убедиться, что переговоры и переписка сторон указывают на реальность сделки и обоснованность цены (например, проведенная оценка показала наличие большой кредиторской задолженность, в связи с чем стоимость доли была снижена, несмотря на наличие имущества на балансе общества);
  • избегать продажи долей сразу после создания общества.

Помимо этого, стоит иметь в виду, что передача имущества в аренду на пять лет с последующей продажей арендатору сделает сделку безопасной даже между заинтересованными лицами.

Создание дочернего общества и передача ему имущества в качестве вклада в уставной капитал

Операции по передаче имущества, если таковая носит инвестиционный характер, в частности вклады в уставной капитал, объектом налогообложения не признаются (подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ). С учетом этого сторона, передающая имущество в уставной капитал создаваемого дочернего общества, обязана будет восстановить НДС. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, пропорциональном остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки недвижимого имущества.

Налогоплательщик, получивший имущество в качестве вклада в уставной капитал, вправе принять к вычету суммы налога, восстановленные передающей стороной (п. 11 ст. 171 НК РФ). Суммы НДС, принимаемые к вычету, не учитываются в качестве доходов для целей налогообложения (подп. 3 и подп. 3.1. п. 1 ст. 251 НК РФ). Для передающей стороны внереализационным расходом они также не признаются и не принимаются при исчислении налога на прибыль (подп. 16 ст. 270 НК РФ).

Таким образом, в данном случае потери в связи с уплатой (восстановлением НДС) минимальны. При восстановлении материнской компанией ранее принятого к вычету НДС дочерняя компания сможет принять указанный НДС к вычету. Указанные вычеты производятся только при использовании этого имущества для осуществления операций, подлежащих налогообложению НДС (письмо Минфина России от 15 августа 2016 г. № 03-07-03/47566).

В этом состоит ключевое отличие этого варианта отчуждения имущества от модели выделения общества, при котором материнская компания может не восстанавливать НДС, а дочерняя компания в этом случае не может принять НДС к вычету.

Получается, что для целей налогового планирования вариант выделения интересен больше «продавцу» (не нужно восстанавливать НДС), а вариант создания дочернего общества – «покупателю» (НДС по принятому имуществу можно будет принять к вычету).

Риски

Создание дочернего общества с его последующей продажей также может быть переквалифицировано в куплю-продажу имущества со всеми вытекающими последствиями. Индикаторы, которые могут указывать на притворность сделки, совершенной в новой форме лишь с целью налоговой экономии, те же, что и для модели выделения общества.

Рекомендации

Создание дочернего общества должно быть обосновано деловой целью. Например, такую цель может подтвердить необходимость введения нового учредителя. Это может быть соинвестор, который в будущем выкупит долю у второго учредителя и таким образом станет 100% владельцем долей общества, наделенного имуществом. В этом отношении создание дочернего общества при участии другого учредителя является более понятным вариантом с точки зрения обоснования целесообразности.

При этом совершение продажи доли второму учредителю сразу после создания дочернего общества должно быть подтверждено реальной необходимостью и деловой целью.

Кроме того, для дальнейшей передачи долей может использоваться такой корпоративный «прием», как последующий выход участника из общества.

Выход учредителя из общества с передачей ему имущества

При реализации этой модели создается общество / товарищество, в котором один участник вкладывает имущество, второй – деньги. Через определенное время первый участник принимает решение выйти из общества, получив компенсацию, пропорциональную ранее внесенному вкладу.

Закон об ООО предусматривает несколько способов прекращения участия в уставном капитале, в том числе выход из общества, при котором участнику выплачивается действительная стоимость доли. Выход может быть осуществлен как «покупателем» – тогда выплата доли происходит путем передачи имущества, так и «продавцом» – тогда при выходе выплачиваются денежные средства в размере действительной доли (как если бы это имущество просто продавалось).

Действительная стоимость доли участника общества соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли, и определяется на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества (п. 2 ст. 14, п. 6.1 ст. 23 закона об ООО).

Выплачиваемая выходящему участнику стоимость доли в состав расходов организации не включается, равно, как вклад в уставный капитал не включается в состав доходов (подп. 3 п. 1 ст. 251, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Для вышедшего участника доходы в виде имущества, полученные в пределах вклада (взноса), не учитываются для целей налогообложения прибыли (подп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ). А передача участнику имущества в пределах первоначального взноса не признается реализацией (подп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ), в связи с чем НДС не возникает.

Если же выходящему из общества участнику передается имущество сверх суммы вклада, это превышение будет расценено как реализация, с которой нужно уплатить НДС в бюджет (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В целях исчисления НДС будет учитываться рыночная стоимость имущества, подтвержденная заключением независимого оценщика (п. 1 ст. 154 НК РФ, письмо Минфина России от 15 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/355).

В связи с этим, если из общества выходит участник, вносивший деньги, целесообразно, чтобы вклад соответствовал стоимости передаваемого впоследствии имущества.

Если доля выплачивается вышедшему участнику имуществом, общество должно будет восстановить НДС, если он принимался к вычету (подп. 4 п. 2, абз. 1-2, абз. 4 подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). В целях налогообложения прибыли восстановленный НДС учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Таким образом, выход участника с выплатой его доли имуществом может повлечь дополнительные налоговые затраты. Если выход будет осуществляться «продавцом», а доля будет выплачена деньгами вторым учредителем, данный механизм становится более простым и менее затратным с точки зрения налоговой нагрузки.

Риски

Самым рискованным фактором является обоснование цели создания / появления и функционирования общества, из которого будет осуществляться выход.

Также немаловажным является временной фактор: через какое время учредитель изъявил желание выйти из общества. Такой выход может быть обоснован, например, если общество долго и безуспешно работало без явной прибыли или между участниками возникли корпоративные конфликты, при которых совместный бизнес лучше прекратить.

Если же общество не вело деятельности, то факт его создания и функционирования может заинтересовать проверяющих.

Данный вариант в виде организации нового юрлица с последующим выходом из него участника должен также иметь деловую и разумную предпринимательскую цель. Если налоговый орган докажет, что единственная цель состояла в минимизации налогов, эффект для налогоплательщиков будет противоположным.

Доказать наличие предпринимательской цели можно путем представления ряда аргументов и доказательств, о которых говорилось ранее (кто совершил сделку, по какой цене, в какой период и т. п.).

Также немаловажно доказать реальность деятельности нового юрлица. Об отсутствии фиктивности работы нового общества будут свидетельствовать активная деятельность, тогда как сдача «нулевой» отчетности только обоснованно укрепит сомнения проверяющих.

***

На первый взгляд, все вышеперечисленные методы налогового планирования полностью соответствуют действующему законодательству, но, напомним, что с 19 августа 2017 года применяются новые подходы в квалификации получения налогоплательщиком налоговой выгоды (ст. 54.1 НК РФ).

С учетом этого при налоговом планировании следует обязательно проанализировать все эти риски и оценить, насколько убедительно будут выглядеть ваши доводы, если представитель налогового органа решит уточнить, почему было принято решение о выделении общества, создании дочернего или о выходе учредителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *