Отказ в регистрации транспортного средства

Собственник автомобиля обязан поставить автомобиль на регистрационный учет в ГИБДД. Только после регистрации транспортное средство допускается к участию в дорожном движении (п. 3 ст. 15 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ; п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938; п.

Жалоба на отказ в регистрации транспортного средства

4 Правил, утв. Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001).

Основания для отказа в регистрации транспортного средства

Транспортные средства не подлежат регистрации в ГИБДД и с ними не проводятся регистрационные действия при наличии, в частности, следующих оснований (п. п. 3, 51 Правил, утв. Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001; п. 24 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605):

1) представлен неполный пакет документов, необходимых для совершения регистрационных действий, или представлены документы, содержащие недостоверные сведения;

2) конструкция автомобиля или внесенные в нее изменения не соответствуют требованиям, установленным законодательством в области безопасности дорожного движения;

3) конструкция автомобиля не соответствует сведениям, указанным в представленных документах;

4) обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения маркировки транспортных средств и номерных агрегатов либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным;

5) наличие сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных или похищенных.

Примечание.Исключение составляют автомобили с измененной маркировкой транспортных средств или номерных агрегатов в результате естественного износа, коррозии, ремонта или возвращенные собственникам или владельцам после хищения, при условии их идентификации (п. 3 Правил);

6) неисполнение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию гражданской ответственности;

7) наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий.

Примечание.Вы можете проверить автомобиль на наличие запретов и ограничений на проведение регистрационных действий на официальном сайте Госавтоинспекции (Информация ФССП России);

8) отсутствие в ПТС отметки об уплате утилизационного сбора, или об основании неуплаты утилизационного сбора, или об обязательстве обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортным средством своих потребительских свойств, взятом на себя организацией-изготовителем. Исключение составляют транспортные средства, на которые ПТС выданы до 01.09.2012;

9) наличие в ПТС отметки о принятии обязательства организацией — изготовителем транспортных средств, не включенной на дату выдачи ПТС в реестр организаций, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортным средством своих потребительских свойств. Исключение составляют транспортные средства, на которые ПТС выданы до 01.09.2012;

10) если при изменении регистрационных данных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора или по которым организацией-изготовителем не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств. Исключение составляют номерные агрегаты, использовавшиеся в комплекте колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 01.09.2012;

11) невозможность идентификации транспортного средства вследствие замены рамы, кузова или составляющей части конструкции, повлекшей утрату идентификационного номера, нанесенного изготовителем транспортного средства при его выпуске в обращение;

12) неуплата госпошлины или отсутствие сведений о ее уплате;

13) признание ПТС недействительным.

Кроме того, для совершения регистрационных действий не принимаются документы, исполненные карандашом или имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова, а также незаверенные исправления. Текст документов должен быть написан ясно и четко. Фамилии, имена и отчества физических лиц должны быть написаны полностью, а наименования (фирменные наименования) юридических лиц — без сокращений. Копии представляемых документов не могут служить заменой подлинников, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 16 Административного регламента N 605).

Последствия отказа в регистрации транспортного средства

Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, является административным правонарушением и влечет ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 800 руб. Повторное совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 руб. или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев (ч. 1, 1.1 ст. 12.1 КоАП РФ).

Связанные вопросы

Что делать, если ГИБДД отказала в постановке автомобиля на учет? >>>

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт ГИБДД МВД России — www.gibdd.ru

Перечень оснований для отказа в регистрации ТС

Причины отказа в регистрации транспортного средства в 2018 году

Об отказе в государственной регистрации самоходного транспортного средства в Инспекции Гостехнадзора

Распечатать

Гражданка Ф. обратилась за юридической консультацией по поводу отказа в государственной регистрации самоходного транспортного средства в Инспекции Гостехнадзора УР. Ф. пояснила, что её супруг приобрел по договору купли-продажи самоходную машину типа «Квадроцикл» у физического лица и через 3 дня обратился с заявлением по месту пребывания в Инспекцию Гостехнадзора УР о государственной регистрации указанной самоходной машины. Однако, письмом главного государственного инженера-инспектора в регистрации самоходной машины было отказано. При этом Ф. представила комплект документов, который был возвращен Инспекцией: заявление, договор купли-продажи, акт приема-передачи, паспорт самоходной машины (далее по тексту — «ПСМ») и письмо об отказе в регистрации.

Вопрос. Почему было отказано в регистрации транспортного средства, можно ли обжаловать отказ и в каком порядке.

Ответ юриста.

Как следует из представленного письма Инспекции Гостехнадзора: «предъявленный заявителем ПСМ не соответствует требованиям Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом РФ 26.06.1995 года, Минсельхозпродом РФ 28.06.1995 года и Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом РФ 16.01.1995 года.».

В действительности отказ в регистрации обусловлен отсутствием в Паспорте самоходной машины записи о новом собственнике, которая не была произведена в соответствии с Положением о паспорте самоходной машины и других видов техники (утв. Госстандартом РФ и Минсельхозпродом РФ 26,28 июня 1995 года).

При этом последним собственником (владельцем) самоходной машины, который в установленном законом порядке поставил самоходную машину на учет, является гр. С*, запись о котором удостоверена печатью прежнего собственника – юридического лица. Однако, следующий собственник, гр. М*, который является продавцом самоходной машины, с соответствующим заявлением в органы Гостехнадзора не обращался.

Таким образом, поскольку самоходная машина предыдущим собственником не регистрировалась, то отсутствие печати органа Гостехнадзора в ПСМ послужило основанием для отказа в его регистрации за супругом Ф.

Также, главный государственный инженер-инспектор указывает о возможности в судебном порядке признать право собственности на самоходную машину, что также будет являться основанием для ее регистрации.

Государственная регистрация автотранспортных средств на территории Российской Федерации производится в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», пунктом 2 которого установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют, в том числе органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее – «органы Гостехнадзора»).

Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (п. 3 постановления).

Согласно п. 4 Постановления регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним независимо от принадлежности, а также выдачи на машины государственных регистрационных знаков, установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора) от 27.01.1995 года № 785 (далее — Правила).

Пунктом 1.10 Правил предусмотрено, что регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями Гостехнадзора в субъектах РФ. Машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности (договор), и в ПСМ (пункт 2.1. Правил)

Согласно пунктам 3.1, 3.22 — 3.22.2 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом РФ 26.06.1995, Минсельхозпродом РФ 28.06.1995 отчуждение машины физическим лицом заверяется печатью организации, оформившей сделку или совершившей иное действие, связанное с изменением собственности на машину, либо Государственной инспекции Гостехнадзора по месту регистрации машины за прежним собственником.

Так, из ПСМ усматривается, что прежним собственником гр. М* не были осуществлены регистрационные действия, направленные на постановку самоходной машины на учет.

Однако данное обстоятельство не может свидетельствовать об отсутствии права собственности на самоходную машину у гр.

Решение об отказе в регистрации транспортного средства

М* и незаконности заключенной сделки с супругом Ф., поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 223 ГК РФ, распространяющимся на транспортные средства, их отчуждение не подлежит государственной регистрации, а момент возникновения права собственности у приобретателя по договору определен с момента передачи вещи.

Преамбула Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» предусматривает, что государственная регистрация осуществляется в целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ.

Таким образом, позиция Инспекции Гостехнадзора о том, что прежний собственник не приобрел право собственности на самоходную машину, поскольку не зарегистрировал его в органах Гостехнадзора, а договор купли-продажи не является законным и не может служить основанием для постановки на учет, основана на неправильном толковании закона. Соответственно, вопреки этому мнению государственного инженера-инспектора, признание за права собственности на самоходную машину в судебном порядке для постановки ее на учет не требуется.

Основания для отказа в регистрации предусмотрены Административным регламентом Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики «Регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдаче на них государственных регистрационных знаков» в Удмуртской Республике от 25.06.2012 года, а также Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 года № 938.

Законодательство не содержит иных оснований отказа в регистрации транспортного средства в органах Гостехнадзора, в том числе запрета на регистрацию транспортного средства собственником, приобретшим его на основании договора купли-продажи в случае, когда регистрация транспортного средства (постановка на технический учет) не была осуществлена его продавцом.

В соответствии с пунктами 1,2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения.

Гражданский кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы не содержат норм, ограничивающих правомочия собственника по распоряжению транспортным средством в случаях, когда это транспортное средство предыдущим собственником не было зарегистрировано в установленном порядке.

При этом, действующее законодательство не содержит норм, запрещающих допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в случае, если прежний собственник или владелец транспортного средства не поставил его на регистрационный учет перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортное средство. Нахождение (отсутствие) транспортного средства на регистрационном учете перед заключением договора о прекращении на него права собственности само по себе также не влияет на обеспечение требований безопасности, то есть на деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

При этом, как обоснованно указывают суды в аналогичных случаях, неисполнение прежним собственником обязанности по регистрации самоходной машины (транспортного средства) в органах Гостехнадзора не может ограничивать права заявителя, как нового собственника, по его использованию. Возложение рисков и ответственности на собственника вещи, которое выражается в невозможности ее эксплуатации только на том основании, что прежний собственник не совершил необходимых регистрационных действий, — не является законным.

Учитывая, что квадроцикл предыдущим собственником не регистрировался, то отсутствие печати органа Гостехнадзора в паспорте самоходной машины не могло являться основанием для отказа в регистрации, в случае предоставления заявителем на регистрацию самоходной машины и необходимых для первичной регистрации документов.

При указанных обстоятельствах, решение Инспекции Гостехнадзора по Удмуртской  республике об отказе в постановке на регистрационный учет самоходной машины типа «квадроцикл» является незаконным и нарушает законные права и интересы его собственника. Имеющаяся судебная практика по аналогичным делам указанный довод подтверждает (Апелляционное определение Архангельского областного суда от 12.01.2015 по делу № 33-9/2015, Определение Верховного суда Республики Карелия от 01.10.2010 по делу № 33-2973/2010, Постановление ФАС Уральского округа от 22.09.2009 № Ф09-7065/09-С1 по делу № А76-2421/2009-51-90)

В силу пункта 1.15. упомянутых выше Правил, владельцы машин, считающие неправильным совершенное регистрационное действие или отказ в совершении регистрационного действия, вправе их обжаловать в порядке, предусмотренном Положением о Гостехнадзоре, а также в суде по месту нахождения государственной инспекции Гостехнадзора.

Дополнительно Ф. разъяснено право ее супруга обжаловать решение Инспекции Гостехнадзора по Удмуртской  республике в суд общей юрисдикции по месту нахождения государственного органа (Первомайский районный суд г. Ижевска). С учетом статьи 1, главы 12 Кодекса об административном судопроизводстве РФ обращение в суд должно быть в форме административного искового заявления.

По результатам проведенной консультации подготовлены в письменном виде выводы по поставленным вопросам и тезисный план дальнейших действий. Кроме того, до Ф. доведено, что обязательный претензионный порядок для данной категории дел не установлен, а госпошлина за обращение в суд составит 300 рублей.

Консультация дана в ноябре 2017 г. в рамках Республиканского конкурса «Юрист-Профессионал 2017».

Консультант — старший юрист ЮК "Бизнес-Аналитика" Соболев Алексей Владимирович, тел. 7 (912) 753-60-15, Sobolev@b-a.su

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *