Открытый лист на раскопки

Об утверждении Правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2014 года N 127
Об утверждении Правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия

(с изменениями на 17 июня 2017 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2017 года N 720 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.06.2017, N 0001201706210007).
____________________________________________________________________

В соответствии с пунктом 3 статьи 45_1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Правила выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 февраля 2014 года N 127

(с изменениями на 17 июня 2017 года)

1. Настоящие Правила определяют порядок выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия (далее — открытый лист, археологические полевые работы).

2. Открытые листы выдаются Министерством культуры Российской Федерации с учетом заключения федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» (далее — Академия) о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом их проведения и методами исследования и подтверждают право на проведение одного из следующих видов археологических полевых работ:

а) археологические разведки;

б) археологические раскопки;

в) археологические наблюдения.

3. Для получения открытого листа физические лица (далее — заявители) представляют в Министерство культуры Российской Федерации заявление о выдаче открытого листа (далее — заявление) по форме согласно приложению.

4. К заявлению прилагаются следующие документы:

а) научное обоснование археологических полевых работ, определяющее цели, задачи, объем их проведения и методы исследования;

б) ходатайство юридического лица, уставными целями деятельности которого являются проведение археологических полевых работ, и (или) осуществление связанных с ними научных исследований, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности (далее — работодатель), с которым заявитель состоит в трудовых отношениях, о выдаче заявителю открытого листа;

в) копии учредительных документов работодателя, заверенные его руководителем;

г) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации;

д) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя высшего образования;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 29 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2017 года N 720.

е) подпункт утратил силу с 29 июня 2017 года — постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2017 года N 720;

ж) подпункт утратил силу с 29 июня 2017 года — постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2017 года N 720;

з) сведения о заказчике археологических полевых работ, которые намерен проводить заявитель на основании открытого листа (полное и краткое наименование организации, место нахождения и фактический адрес организации, телефон или в случае, если заказчик является физическим лицом, его фамилия, имя и (при наличии) отчество, данные документа, удостоверяющего личность, телефон);

и) копии документов, обосновывающих проведение археологических полевых работ, — плана работ работодателя, проводящего археологические полевые работы в рамках плановых научных исследований и разработок, или договора работодателя с заказчиком археологических полевых работ (оферты с обязательным представлением договора) о проведении археологических полевых работ.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 29 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2017 года N 720.

5. Заявитель помимо документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил, вправе по собственной инициативе представить копию документа, подтверждающего факт внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о работодателе, заверенную его руководителем, а также сведения об основном государственном регистрационном номере заказчика археологических полевых работ.
В случае отсутствия копии такого документа и указанных сведений Министерство культуры Российской Федерации запрашивает их самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

6. Министерство культуры Российской Федерации не вправе требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных настоящими Правилами.

7. В случае если в Министерство культуры Российской Федерации одновременно обращаются 2 и более заявителя, которые являются работниками одного работодателя, они могут направить или представить документы, указанные в подпункте «в» пункта 4 и пункте 5 настоящих Правил, в одном экземпляре.
В случае если археологические полевые работы намерены совместно проводить 2 и более заявителя, но на основании одного договора (оферты), указанного в подпункте «и» пункта 4 настоящих Правил, то при одновременном направлении или представлении ими заявлений они могут направить или представить в Министерство культуры Российской Федерации документы и сведения, указанные в подпунктах «з» и «и» пункта 4 и пункте 5 настоящих Правил, в одном экземпляре.

8. Министерство культуры Российской Федерации при поступлении заявления и прилагаемых к нему в соответствии с настоящими Правилами документов (далее — документы) проводит проверку их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
В случае выявления несоответствия заявления или документов требованиям, установленным пунктами 3-5 настоящих Правил, заявление и документы в течение 7 рабочих дней со дня их регистрации в Министерстве культуры Российской Федерации возвращаются почтовым отправлением или вручаются заявителю с уведомлением (в письменной форме) о причине возврата.
В случае устранения причин несоответствия заявления или документов указанным требованиям заявитель имеет право повторно представить в Министерство культуры Российской Федерации заявление и документы в соответствии с пунктами 3-5 настоящих Правил.

9. После принятия заявления и документов Министерство культуры Российской Федерации проводит проверку:

а) полноты и достоверности сведений о заявителе, содержащихся в заявлении и документах;

б) соответствия документов, обосновывающих проведение археологических полевых работ, законодательству Российской Федерации.

10. В целях проведения проверок, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил:

а) Министерство культуры Российской Федерации вправе запрашивать у Академии копии ранее составленных заявителем отчетов о проведении археологических полевых работ или заключения о полноте и объеме проведения археологических полевых работ, подготовленные на основе изучения отчетов о проведении археологических полевых работ и полевой документации.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 29 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2017 года N 720.

б) Министерство культуры Российской Федерации в течение 7 рабочих дней со дня регистрации в Министерстве заявления и документов направляет в Академию копии документов, указанных в пункте 3, подпунктах «а» и «д» пункта 4 настоящих Правил, для подготовки заключения о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом и методами исследования (далее — заключение Академии).
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 29 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2017 года N 720.

11. Академия в рамках своей компетенции проводит проверку заявленных в документах, указанных в подпункте «б» пункта 10 настоящих Правил, целей, задач, объемов, методов научных исследований, профессиональных знаний и навыков заявителя, результатов рассмотрения научного отчета о проведении заявителем археологических полевых работ на основании ранее выданных открытых листов и в течение 10 рабочих дней со дня их регистрации в Академии направляет в Министерство культуры Российской Федерации заключение Академии, включая оценку профессиональных знаний и навыков заявителя и сведения о принятии научного отчета о проведении заявителем археологических полевых работ на основании ранее выданных открытых листов. В случае получения заявителем открытого листа впервые к заключению Академии прикладывается справка Академии, подтверждающая непосредственное участие заявителя в проведении археологических полевых работ в составе археологической экспедиции, а также в подготовке научного отчета.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2017 года N 720.

Министерство культуры Российской Федерации приобщает заключение Академии к комплекту документов, представленных заявителем в Министерство культуры Российской Федерации, для принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче заявителю открытого листа.

12. Министерство культуры Российской Федерации на основании результатов проверок, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, и с учетом заключения Академии в течение 30 дней со дня регистрации в Министерстве культуры Российской Федерации заявления и документов принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче заявителю открытого листа.
Решение о выдаче открытого листа оформляется приказом Министерства культуры Российской Федерации.

13. Основанием для отказа заявителю в выдаче открытого листа является:

а) выявление в заявлении или документах неполных или недостоверных сведений;

б) несоответствие документов требованиям настоящих Правил;

в) отрицательное заключение Академии;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 29 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2017 года N 720.

г) письменное обращение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о нарушении заявителем или работодателем законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия, о невыполнении заявителем или работодателем законного предписания указанного органа (с приложением копии предписания).
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 29 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2017 года N 720.

14. Министерство культуры Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об отказе в выдаче открытого листа направляет или вручает заявителю уведомление с указанием причины отказа.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2017 года N 720.

15. В случае устранения причин, повлекших за собой отказ в выдаче открытого листа, заявитель имеет право повторно представить в соответствии с настоящими Правилами заявление и уточненные документы, послужившие основанием для отказа в выдаче открытого листа.

16. Министерство культуры Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня издания приказа о выдаче открытого листа направляет или вручает заявителю открытый лист и направляет его копию в Академию.

Открытый лист оформляется на бланке, изготовленном по единому образцу, подписывается Министром культуры Российской Федерации (его заместителем) и заверяется печатью Министерства культуры Российской Федерации.
Форма бланка открытого листа утверждается Министерством культуры Российской Федерации.

17. Открытый лист действителен в течение указанного в нем срока, который не может превышать один год со дня издания приказа Министерства культуры Российской Федерации.
В случае необходимости завершения археологических полевых работ, остановка которых ведет к разрушению объектов археологического наследия, Министерство культуры Российской Федерации по заявлению держателя открытого листа с приложением к нему ходатайства работодателя держателя открытого листа и при условии продления договора, указанного в подпункте «и» пункта 4 настоящих Правил, в течение 30 дней со дня регистрации указанного заявления принимает решение о продлении действия открытого листа в пределах установленного законом срока.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2017 года N 720.
Держатель открытого листа не позднее чем за 7 рабочих дней до окончания срока действия открытого листа направляет в Министерство культуры Российской Федерации документы, указанные в абзаце втором настоящего пункта, и копию документа о продлении договора, указанного в подпункте «и» пункта 4 настоящих Правил.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2017 года N 720.
Срок продления действия открытого листа устанавливается приказом Министерства культуры Российской Федерации, заверенная копия которого в течение 5 рабочих дней направляется или вручается держателю открытого листа, а также направляется в Академию.
Срок продления действия открытого листа (общий срок действия открытого листа с учетом продления) по совокупности не может превышать один год со дня издания первого приказа Министерства культуры Российской Федерации.

18. В случае утраты открытого листа Министерство культуры Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня регистрации письменного обращения держателя открытого листа направляет или выдает ему дубликат утраченного открытого листа с указанием всех его прежних реквизитов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2017 года N 720.

19. Основанием для приостановления действия открытого листа является:

а) письменное обращение в Министерство культуры Российской Федерации держателя открытого листа о приостановлении его действия;

б) письменное обращение в Министерство культуры Российской Федерации работодателя, по ходатайству которого выдан открытый лист, о приостановлении действия открытого листа;

в) письменное обращение в Министерство культуры Российской Федерации органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных в области охраны объектов культурного наследия, или Академии о нарушении порядка проведения археологических полевых работ, осуществляемых на основании открытого листа.

20. В обращении о приостановлении действия открытого листа, предусмотренном подпунктами «а» и «б» пункта 19 настоящих Правил, указывается срок, на который Министерству культуры Российской Федерации предлагается приостановить действие открытого листа.

21. При принятии решения о приостановлении действия открытого листа в случае, предусмотренном подпунктом «в» пункта 19 настоящих Правил, Министерство культуры Российской Федерации устанавливает срок устранения допущенного нарушения, который не может превышать 3 месяца.

22. В случае устранения в установленный срок нарушения, повлекшего за собой приостановление действия открытого листа, Министерство культуры Российской Федерации в течение 10 рабочих дней принимает решение о возобновлении действия открытого листа.
До принятия решения о возобновлении действия открытого листа Министерство культуры Российской Федерации вправе организовать на месте проведения археологических полевых работ проверку устранения допущенного нарушения.

23. Срок действия открытого листа, приостановленного в соответствии с подпунктом «в» пункта 19 настоящих Правил, не продлевается.

24. В случае необходимости завершения приостановленных в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 19 настоящих Правил археологических полевых работ Министерство культуры Российской Федерации по ходатайству держателя открытого листа принимает решение о продлении действия открытого листа на срок, не превышающий время приостановления его действия. Срок продления действия открытого листа устанавливается приказом Министерства культуры Российской Федерации, копия которого, заверенная Министерством культуры Российской Федерации, в течение 5 рабочих дней направляется или вручается держателю открытого листа, а также направляется в Академию.

25. Основанием для прекращения действия открытого листа является:

а) письменное обращение в Министерство культуры Российской Федерации держателя открытого листа о досрочном прекращении его действия;

б) письменное обращение в Министерство культуры Российской Федерации работодателя держателя открытого листа о досрочном прекращении его действия;

в) подпункт утратил силу с 29 июня 2017 года — постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2017 года N 720;

г) неисполнение требований к устранению нарушения, предусмотренного подпунктом «в» пункта 19 настоящих Правил, в срок, установленный пунктом 21 настоящих Правил;

д) поступление в период проведения археологических полевых работ письменного обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о нарушении заявителем или работодателем законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия, о невыполнении заявителем или работодателем законного предписания указанного органа (с приложением копии предписания);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 29 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2017 года N 720.

е) истечение срока, на который выдан открытый лист.

26. Министерство культуры Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении или досрочном прекращении действия открытого листа либо о возобновлении действия приостановленного открытого листа направляет или вручает соответствующее уведомление:

а) держателю открытого листа;

б) работодателю, по ходатайству которого был выдан открытый лист;

в) заказчику археологических полевых работ;

г) Академии.

27. Пункт утратил силу с 29 июня 2017 года — постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2017 года N 720..

Приложение к Правилам. Заявление о выдаче разрешения (открытого листа) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия

Приложение
к Правилам выдачи, приостановления
и прекращения действия разрешений
(открытых листов) на проведение
работ по выявлению и изучению
объектов археологического наследия
(В редакции, введенной в действие
с 29 июня 2017 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 июня 2017 года N 720. —
См. предыдущую редакцию)

ЗАЯВЛЕНИЕ
о выдаче разрешения (открытого листа) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия

1. Я,

,

(фамилия, имя, отчество)

прошу выдать разрешение (открытый лист) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия (нужное подчеркнуть):

археологические разведки
археологические раскопки
археологические наблюдения

2. Место жительства (регистрации)

,

контактный телефон

,

адрес электронной почты (при наличии)

3. Почтовый адрес, по которому следует направить открытый лист (результат рассмотрения

заявления),

4. Должность, место работы, в том числе полное наименование работодателя,

,

место нахождения работодателя

,

фактический адрес работодателя

,

контактный телефон работодателя

5. Территория (маршрут) проведения археологических разведок

6. Официальное наименование и статус объекта археологического наследия (в соответствии с данными о постановке объекта на государственный учет), на котором заявитель намерен проводить

заявленные работы,

7. Основание для проведения заявленных работ

8. Сроки проведения заявленных работ (в соответствии с представленным планом научных

исследований и разработок или договором (офертой)

9. Перечень прилагаемых в соответствии с пунктом 4 Правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. N 127 «Об утверждении Правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия», документов:

(ф.и.о. заявителя)

(подпись)

Дата заполнения

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Разрешение на производство раскопок

Раскопки по своей природе приводят к уничтожению культурного слоя; в отличие от лабораторных экспериментов, процесс раскопок неповторим. Поэтому во многих государствах для производства раскопок требуется особое разрешение. В РФ (как и до этого в РСФСР) разрешения («открытые листы») выдавались Институтом археологии Академии наук, затем это право было передано в Росохранкультуру, а позднее — Министерству культуры РФ. Однако научная регламентация полевых археологических изысканий и научный контроль за методикой их проведения осуществляется Научным советом по полевым исследованиям РАН.
Во исполнение Соглашения между Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» и Федеральным государственным бюджетным учреждением науки «Институт археологии Российской академии наук» о взаимодействии и научном сотрудничестве от 17 октября 2014 г. №ВЕФ–51364 Отдел полевых исследований Института археологии РАН осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Научного совета по полевым исследованиям РАН. Состав Научного совета утверждается Отделением историко-филологических наук по согласованию с президиумом Академии наук из числа авторитетных российских ученых, имеющих значительный опыт проведения археологических полевых работ. Сегодня в его составе представители различных научных учреждений и организаций г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, г. Новосибирска, г. Великого Новгорода, г. Твери, г. Севастополя, г. Симферополя и г. Ростова-на-Дону.
Научный совет проводит экспертизы научных отчетов о выполненных работах, поступающих из Минкультуры России документов для получения разрешений (открытых листов) на проведение археологических полевых работ, подготовку заключений о научной обоснованности планируемых полевых археологических работ.
Кроме того, Научный совет занимается выработкой предложений, рекомендаций и методик, научно регламентирующих проведение работ по выявлению, сохранению и изучению объектов археологического наследия. В 2018 г. Научным советом подготовлена новая редакция Положения о порядке проведения археологических полевых работ и составления отчетной документации. М. 2018 (утверждено постановлением Бюро Отделения историко-филологических наук от 20 июня 2018 г. № 32). Новая редакция Положения вносит уточнения в основные понятия, приводит в соответствие с действующим законодательством общие положения, относящиеся к порядку выдачи разрешений (открытых листов), проведению работ, ответственности держателя разрешения (открытого листа) и организации, в которой он работает, а также к унификации формы предоставления отчетной документации.

Вопросы которые были поставлены министерству культуры по поводу копа:

Вопрос по поводу использования металлоискателя

Если человек ходит в лесу с металлоискателем (это законом не запрещено ?) и нашел монеты старше 100 лет что ему необходимо делать, чтобы не попасть под уголовные или административные статьи ?

Какой порядок действия? Можно ли не являясь историком получить открытый лист ? или открытый лист надо только для земель которые отнесены к памятникам истории, земель признанных объектами культурного наследия?

Если монетам меньше 100 лет что необходимо делать? можно ли их оставить себе?

Если человек нашел любые непонятные ему предметы ножики, кресты, плуги, тяпки итп? что с ними надо делать? сообщать ли куда-то чтобы помочь государству ? или оставить их там же?

Можно ли забирать себе любые вещи (даже старше 100 лет) найденные на землях сельхоз назначения(земли которые постоянно возделываются, и на них что-либо выращивают? если владелец данной земли не против?
Согласно Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

То есть согласно данной норме заниматься метало поискам можно в любых местах которые не отнесены к объектам археологического наследия ? И соответственно можно свободно ходить с металлоискателем вне данных земель?

5)Из закона:
Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

Закон распространяется только на земли которые установлены законом как объекты культурного наследия? или на все земли ?

Прошу разъяснить как определить что предмет который я нашел в поле имеет возраст более 100 лет? Можно ли его куда либо отнести? или необходимо оставить его лежать в земле?

Прошу дать максимально расширенные ответы на мои вопросы, в целях соблюдения мной действующего законодательства.

Ваши обращения от 23.04.2017 и 04.05.2017 по вопросу изъятия археологических предметов из мест залегания с помощью металлоискателя в Департаменте культурного наследия рассмотрены.

Информируем, что в соответствии с п.1 ст.45.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73—ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее _ Федеральный закон) под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет‚ включающий археологические предметы.

Пунктом 3 ст. 49 Федерального закона установлено, что объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.

Согласно ст.45.2 Федерального закона использование специальных технических средств поиска (в том числе металлоискателей, радаров, магнитов) и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов возможно

исключительно при осуществлении археологических полевых работ, проводимых на основании разрешения (открытого листа). Разрешение (открытый лист) — документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения

Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ (п.2 ст.45.1 Федерального закона).

В соответствии с п.4 ст. 45.1 Федерального закона разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам — гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, И (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.

Порядок выдачи разрешений (открытых листов) установлен Правилами выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2014 № 127.

Любые раскопки и разведки с последующим изъятием археологических предметов без выданного в установленном порядке разрешения (открытого листа) считаются в соответствии с действующим законодательством НЕЗАНКОННЫМИ.

Поиск археологических предметов непрофессионалами влечет уничтожение объектов археологического наследия и препятствует выявлению новых объектов археологического наследия, так как утрачивается научная ценность обнаруженных археологических предметов без их взаимосвязи с местом обнаружения, а сами напластования, представляющие историко культурную ценность, уничтожаются в виду того, что непрофессионалы не обладают сведениями о методике изъятия археологических предметов при

проведении археологических полевых работ. Порядок передачи археологических предметов определен приказом Минкультуры России от 27.11.2015 № 2877 «О порядке передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73—ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ», зарегистрирован вМинюсте России 31.12.2015 № 40437.

Порядок
передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ

1. Археологические предметы, обнаруженные физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2519; 2003, N 9, ст. 805; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 23, ст. 2203; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 27, ст. 3213; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5554; 2008, N 20, ст. 2251; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 51, ст. 6150; 2010, N 43, ст. 5450, N 49, ст. 6424, N 51 (ч. III), ст. 6810; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4563, N 45, ст. 6331, N 47, ст. 6606, N 49 (ч. I), ст. 7015, ст. 7026; 2012, N 31, ст. 4322, N 47, ст. 6390, N 50 (ч. V), ст. 6960; 2013, N 17, ст. 2030, N 19, ст. 2331, N 30 (ч. I), ст. 4078; 2014, N 43, ст. 5799, N 49 (ч. VI), ст. 6928; 2015, N 10, ст. 1420; N 29 (ч. I), ст. 4359) (далее — Закон N 73-ФЗ) работ по использованию лесов и иных работ, подлежат передаче государству для последующего включения в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации.

2. В случае обнаружения в ходе проведения работ, указанных в пункте 1 Порядка, предметов, обладающих признаками археологических предметов (далее — предметы) в соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ, физические и (или) юридические лица, проводившие работы, обязаны в целях сохранения предметов незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения предметов проинформировать орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии со статьями 9 и 9.1 Закона N 73-ФЗ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее — региональный орган охраны) об обнаружении таких предметов.

3. Физические и (или) юридические лица в срок, указанный в пункте 2 Порядка, направляют в региональный орган охраны письменное заявление об обнаруженных предметах с указанием обстоятельств и места их обнаружения.

4. Региональный орган охраны на основании заявления организует работу по изъятию предметов из места залегания в соответствии с нормами статей 36 и 45.1 Закона N 73-ФЗ:

4.1. Изъятие предметов из мест залегания может производиться исключительно в составе археологических полевых работ на основании разрешения (открытого листа), выдаваемого Минкультуры России.

4.2. Исполнитель археологических полевых работ — физическое лицо, проводившее археологические полевые работы, и юридическое лицо, в трудовых отношениях с которым состоит такое физическое лицо, в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) обязаны передать все изъятые предметы, обладающие историко-культурной ценностью, в государственный музей для последующего включения в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2591; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 27, ст. 3213; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 9, ст. 1206).

5. В случае, если исполнителем археологических полевых работ, указанным в подпункте 4.2 Порядка, обнаруженные предметы признаны предметами, не имеющими историко-культурной ценности, он обязан в течение 10 рабочих дней со дня изъятия предметов из мест залегания письменно проинформировать региональный орган охраны об отсутствии у данных предметов историко-культурной ценности.

6. Региональный орган охраны в течение трех рабочих дней со дня поступления от исполнителя археологических полевых работ письменной информации об отсутствии историко-культурной ценности у изъятых из мест залегания предметов, направляет разрешение на возобновление работ лицам, указанным в пункте 1 Порядка.

7. Изъятые из мест залегания предметы, не имеющие историко-культурной ценности, подлежат возврату лицам, указанным в пункте 1 Порядка, в течение 30 рабочих дней с момента поступления письменной информации от исполнителя археологических полевых работ об отсутствии историко-культурной ценности, если такие лица выразили соответствующее желание.

В целях противодействия лицам, проводящим несанкционированные археологические раскопки и усиления ответственности за повреждение и уничтожение объектов археологического наследия и незаконный оборот археологических предметов, был принят Федеральный закон от 23.07.2013

№ 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», внесший изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс (дополнен некоторыми статьями, в том числе ст. 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из

мест залегания), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 73-ФЗ, а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от. 7.151. Незаконный оборот археологических предметов).

Статьей 7.15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за незаконный оборот археологических предметов.

Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов. Необходимо отметить, что в соответствии с распределением полномочий в области сохранения, использования, популяризации и

государственной охраны объектов культурного наследия, установленного статьями 9.1, 9.2 Федерального закона, государственная охрана объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), в том числе государственный учет объектов, обладающих

признаками объекта культурного наследия, установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, отнесены к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Для сведения сообщаем, что Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с производством сельхоз работ на личных приусадебных участках, за исключением случаев, когда такие работы сопряжены с обнаружением археологических предметов.

Обращаем внимание, что несанкционированный поиск археологических предметов вне зависимости от места его осуществления запрещен в Российской Федерации под угрозой привлечения к административной ответственности согласно ст. 7.15 Кодекса Российской

Федерации об административных правонарушениях или уголовной ответственности в соответствии со ст. 243.2 Уголовного кодекса Российской Федерации в зависимости от характера противоправных деяний. В соответствии с Положением о Министерстве культуры Российской

Федерации, утвержценным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590, Минкультуры России не наделено полномочиями по официальному толкованию норм законодательства Российской Федерации, в связи с чем, разъяснения Минкультуры России по

вопросу реализации норм закона не влекут последствий для правоприменительной практики И не носят характер общеобязательных.

25.05.2017 направил следующее письмо:

Получил ответ на свое предыдущее обращение. Но по сути оно было в форме отписки. И не каких конкретных ответов на свои вопросы я не получил.

1) Везде говорится про «археологические предметы» но определения данного понятия нет. И нет понимания как на месте человек должен определить является ли предмет археологическим. Поэтому прошу дать разъяснение.
2)Порядок передачи как я понял допускает 3 дня на информировании органов гос власти? то есть если я найду любой предмет то должен сообщить в ближайшие 3 дня? нет обязанности вызывать органы гос власти на место нахождения предмета?
Выдержка из закона
«В случае обнаружения в ходе проведения работ, указанных в пункте 1 Порядка, предметов, обладающих признаками археологических предметов (далее — предметы) в соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ, физические и (или) юридические лица, проводившие работы, обязаны в целях сохранения предметов незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения предметов проинформировать орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии со статьями 9 и 9.1 Закона N 73-ФЗ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее — региональный орган охраны) об обнаружении таких предметов.
3. Физические и (или) юридические лица в срок, указанный в пункте 2 Порядка, направляют в региональный орган охраны письменное заявление об обнаруженных предметах с указанием обстоятельств и места их обнаружения. «

3)Есть сайт :
http://wolmar.ru/
http://ucoins.ru/
Они продают монеты подпадают ли 7.15.1 коап рф ? многим монетам которые там продают больше 100 лет, и явно имеют историческую ценность. Можно ли мне там покупать монеты, книги, ложки ?

4)Относятся ли монеты к предметам археологической ценности ведь по определению 233 ГК РФ это деньги ? по сути они утеряны или зарыты прежним владельцем.
Объясните грань между поиском денег и археологических предметов ?

1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

Если вы не можете ответить на данные вопросы сообщите кто может на них ответить, и разъяснить по пунктам, для всего огромного сообщества владельцев металлоискателей которые занимаются поиском монет, и хотят это делать по закону.

Открытые листы.

Страница 1 из 2

Согласно указанному Закону, раскопки археологических памятников могут быть произведены только по специальному разрешению — открытому листу, выдаваемому Академией наук СССР или союзной республики. Открытые листы выдаются по запросу археологического учреждения лицам, имеющим специальную археологическую подготовку.

Открытые листы делятся на четыре категории. Открытый лист по форме № 3 дает право только на археологические разведки, на внешний осмотр памятника без каких бы то ни было земляных работ. Открытый лист по форме № 2 разрешает разведки со вскрытием небольших участков площади памятника. Открытый лист по форме № 1 дает исследователю право производства любых археологических работ. Наконец, открытый лист по форме № 4 выдается в аварийных случаях на право обследования археологических памятников, которым угрожает уничтожение, в результате действия природных сил, или, например, объектов, обнаруживаемых в ходе земляных работ.

Открытые листы выдаются отделами полевых исследований соответствующих институтов археологии. В задачу этих отделов входит и контроль за соблюдениями правил

полевой археологии. Каждый археолог, получивший открытый лист, обязан отчитаться в проведенных работах. Отдел полевых исследований утверждает или не утверждает этот отчет. Если отчет утвержден, исследователь может ходатайствовать о выдаче открытого листа на следующий сезон. Каждый отчет должен сопровождаться полевыми документами, отражающими ход работы и фиксирующими вскрытые при раскопках объекты.

Помимо выдачи открытых листов и контроля над приемами раскопок отдел полевых исследований заслушивает доклады о новых приемах полевых исследований, утверждает основные правила, обязательные при проведении раскопок, разрабатывает инструкции для правильной научной обработки особо важных видов археологических находок, разрабатывает единые требования к полевой документации, возбуждает ходатайства об организации раскопок на особо важных археологических объектах и памятниках, которым угрожает опасность разрушения, а также ведает иными сторонами полевой археологической деятельности.

  • Назад
  • Вперёд >>

К оглавлению книги «Полевая археология СССР» | К следующей главе

Общие положения

1. Археологические памятники являются ценнейшими историческими источниками для изучения далекого прошлого нашей Родины. Все археологические памятники составляют всенародное достояние и состоят под охраной государства (Закон об охране и использовании памятников истории и культуры, принятый Верховным Советом СССР 29 октября 1976 г.). Так как раскопки неизбежно влекут за собой уничтожение значительной части археологических памятников, они могут производиться лишь подготовленными лицами, с применением всех необходимых научных приемов и наблюдений, гарантирующих возможность дальнейшего научного использования результатов раскопок как полноценного исторического источника. Полевые археологические исследования с правом производства раскопок археологических памятников могут производиться на территории СССР лишь по особому разрешению, оформленному специальным документом — открытым листом. Самовольное вскрытие и разрушение археологических памятников, так же как и производство раскопок без открытого листа, рассматривается как умышленное уничтожение, разрушение или порча памятников культуры. Виновные в этом лица подлежат привлечению к ответственности по статье 230 (гл. 10) Уголовного Кодекса РСФСР.

2. Открытые листы на право разведок и раскопок археологических памятников выдаются Академией наук СССР и Академиями наук союзных республик с регистрацией этих открытых листов в Министерстве культуры той союзной республики, на территории которой находится памятник, подлежащий раскопке или разведке.

В Академии наук СССР выдача открытых листов и контроль над археологическими раскопками и разведками возложены на Институт археологии Академии наук СССР (Положение об охране памятников культуры, утвержденное Советом Министров СССР 14 октября 1948 г., №3898, §24).

3. Открытые листы, в зависимости от характера работы, выдаются следующих четырех форм:

1) на право раскопок археологических памятников;

2) на право разведок с частичным вскрытием незначительных участков памятников;

3) на право разведок без производства земляных работ;

4) на право обследований и раскопок археологических памятников, обнаруживаемых при земляных работах и строительствах, а также разрушающихся в результате естественных причин.

4. Открытые листы на право производства археологических исследований на территории РСФСР по заявкам учреждений и организаций на имя определенного лица, указанного в заявке.

5. Заявки на выдачу открытого листа должны быть поданы в Институт археологии Академии наук СССР не позднее чем за два месяца до начала работ.

Примечание. Исключения допускаются в случаях экстренной необходимости исследования разрушаемого памятника.

6. В заявке на открытый лист должно быть точно указано:

а) место археологических работ (республика, область, район) и памятники, предполагаемые к исследованию; б) характер работ и их научное обоснование; в) лицо, ответственное за проведение работ и научную отчетность; г) срок работы; д) материальная обеспеченность работ.

Примечание. Если открытый лист испрашивается на лицо, которое еще не пользовалось правом самостоятельного производства полевых работ, то к заявке должны быть приложены сведения о предварительной археологической работе данного кандидата на открытый лист и отзыв компетентного лица о полевой подготовке этого кандидата.

7. Неся ответственность за научную полноценность проводимых археологических исследований и их целесообразность, Институт археологии Академии наук СССР может выдать открытый лист согласно заявке, ограничить данную заявку или отказать в выдаче открытого листа.

Примечание. Ограничение заявки производится или по линии уменьшения числа памятников, намеченных заявкой к исследованию, или по линии замены раскопочных работ разведочными работами.

8. Основанием для ограничения заявки или полного отказа в выдаче открытого листа могут быть:

а) нецелесообразность намечаемых археологических работ по отношению к задачам археологических исследований на территории СССР;

б) недостаточная квалификация лица, на имя которого испрашивается открытый лист;

в) применение исследователем неправильных приемов производства полевых работ, ведущих к порче памятников;

г) непредставление исследователем в срок научного отчета с графическим материалом по предшествующему открытому листу;

д) непредставление акта о передаче коллекций и полевой документации (полевых дневников, чертежей, негативов) в соответствующее научное учреждение;

е) недоброкачественность представленного исследователем отчета по предшествующему открытому листу.

9. О всех случаях отказа в выдаче открытого листа или ограничения заявки Институт археологии Академии наук СССР сообщает учреждению, подавшему заявку, с изложением мотивов отказа.

Порядок выдачи и оформления открытого листа Институтом археологии Академии наук СССР

10. Все заявки на выдачу открытого листа, поданные в Институт археологии Академии наук СССР, рассматриваются на заседаниях Отдела полевых исследований.

Отдел полевых исследований рассматривает все заявки и дает по ним заключения в течение двух месяцев по их поступлении в Институт археологии Академии наук СССР и оформляет открытый лист.

11. В открытом листе указывается:

а) имя, отчество, фамилия лица, на которое выдается открытый лист;

б) срок, до которого открытый лист является действительным;

в) административный район работы и памятники, подлежащие раскопке.

12. Открытый лист подписывается директором Института археологии Академии наук СССР и заведующим Отделом полевых исследований.

13. Открытый лист вносится в книгу выдачи открытых листов Отдела полевых исследований Института археологии Академии наук СССР и регистрируется в Министерстве культуры РСФСР.

14. Окончательно оформленный открытый лист с приложением к нему настоящей инструкции высылается через аппарат Института археологии Академии наук СССР по адресу учреждения, подавшего заявку, или выдается на руки лицу, на имя которого выписан открытый лист, с обязательной распиской последнего в книге выдачи открытых листов.

Передоверие права разведок или раскопок по открытому листу на имя другого лица воспрещается. Производитель археологических разведок или раскопок обязан иметь открытый лист при себе и предъявлять его по требованию местных властей.

15. По прибытии в район работ исследователь должен визировать открытый лист в исполнительном комитете Совета соответствующего края, области или района, при работе в городе — в горсовете.

16. Если работы по тем или иным причинам не могли состояться, об этом доводится до сведения Института археологии Академии наук СССР с возвращением неиспользованного открытого листа.

Права и обязанности исследователя в процессе производства полевых археологических исследований

Разведки археологических памятников

17. Археологические разведки (без производства земляных работ) являются первоначальным полевым изучением древних памятников данного района всех эпох. Они имеют целью максимально полное наружное описание памятников и их топографическую съемку со сбором подъемного коллекционного материала.

18. Согласно открытому листу на право производства археологических разведок (с правом вскрытия незначительных участков памятника), лицо, получившее открытый лист, с целью определения мощности, протяженности и содержания культурного слоя имеет право производить зачистки, используя для этого преимущественно уже имеющиеся обнажения слоя.

В случае необходимости закладки небольших разведочных шурфов (2×2, 3X3 м) или траншей нельзя допускать нарушений остатков строений и в случае обнаружения таковых дальнейшие раскопки на этом месте следует прекратить, засыпав раскоп землей.

На памятниках, известных и подвергавшихся исследованию, вскрытие почвы в разведывательных целях воспрещается.

19. Сама разведка, памятника должна заключать в себе:

а) снятие плана и разрезов памятника с обозначением на этом плане произведенных обнажений, следов прежних раскопок, кладоискательских ям, естественных осыпей и всех других подробностей, устанавливаемых при обследовании памятника;

б) полное описание памятника, включающее его название, географическое положение, состояние поверхности (присутствие построек, зарослей, деревьев, осыпей и т. п.), распространение находок, встреченных на поверхности, историю сведений о памятнике, современное понимание памятника местным населением и в чьем ведении (владении) находится и как используется памятник, топографические особенности, форму, размеры, материал, ориентировку, число единиц в групповом памятнике, характеристику культурных слоев. Археологические памятники на топографических планах, снятых при разведке, должны быть увязаны с постоянными ориентирами на окружающей местности;

в) фотографическую съемку и зарисовку памятника (с соблюдением масштаба) с целью более наглядного выявления его вида, характера, деталей;

г) сбор подъемного материала с точной паспортизацией места находки.

20. При производстве земляных работ в процессе разведки необходимо соблюдение следующих правил:

а) в тех случаях, когда на памятнике имеется значительное обнажение культурного слоя или горизонта с погребениями, необходимо избегать вскрытия нетронутых площадей, фиксируя только данные зачистки и осмотра обнажений;

б) в процессе зачистки или частичного обнажения культурного слоя производится (путем записей в дневнике, чертежей, зарисовок и фотографирования) самая тщательная фиксация всех наблюдаемых фактов, как-то: взаимное расположение слоев, их характеристика, глубина и условия залегания предметов в каждом раскопе, устройство могил, положение костяка и т. д.

21. По отношению к находкам в процессе разведок должны быть соблюдены следующие требования:

а) весь материал, обнаруженный в процессе разведок и характеризующий обследованный памятник, должен быть зафиксирован в полевой отчетности;

б) для дальнейшего изучения необходимо брать по возможности все вещественные материалы, костные и растительные остатки, а также образцы строительных материалов и почв;

в) все вещественные материалы снабжаются этикетками, подробно обозначающими место их нахождения на памятнике, глубину от поверхности, условия нахождения и пр.;

г) при извлечении вещественных материалов из земли необходимо обеспечить их тщательную упаковку.

22. При выполнении топографических и фотографических работ следует, где это требуется, получать разрешение соответствующих органов на основе существующих

Раскопки археологических памятников

23. Археологические раскопки имеют целью полевое исследование и научную оценку памятника. Они сопровождаются неизбежным разрушением или всего памятника, или отдельных частей его. Отсюда, самые приемы изучения памятника, применяемые при раскопочной работе, должны быть максимально точными, вполне отвечающими современной археологической методике.

24. Все требования, которые предъявляются к исследователю при разведках археологических памятников, являются обязательными и при производстве раскопок.

25. Раскопкам должно предшествовать детальное обследование как самого памятника, так и окружающей местности; причем съемку и нивелировку данного памятника необходимо провести максимально точно, что особенно важно для поселений.

26. Раскопки памятника, как правило, должны быть исчерпывающими или вестись достаточно большими площадями, гарантирующими возможность получения достаточно ясной характеристики памятника и его существенных деталей, в частности с помощью разрезов и профилей. Закладка траншей и шурфов при раскопках поселений допускается только в разведочных целях.

Примечание. Это не относится к способу раскопок площади методом заложения соприкасающихся траншей («на перевал»).

27. Раскопки памятников, имеющих остатки архитектурных сооружений, требующих специальных приемов исследования, должны проводиться при непременном участии соответственно подготовленных специалистов.

28. В процессе раскопок путем записей в дневнике, чертежей, зарисовок и фотоснимков должна производиться самая тщательная регистрация всех наблюдаемых фактов, как, например, взаимное расположение слоев и их отношение к высотным отметкам; состав, структура и цветность слоев; глубина и условия залегания предметов в каждом раскопе; положение костяка и вещей в могиле, отдельные детали этого положения и т. д. Чертежи и зарисовки, на месте должны быть выполнены в масштабе не менее 1/20. Для зарисовки погребений следует принять масштаб не менее 1/10 и более крупный для зарисовки деталей. Масштаб на всех чертежах и фото должен быть линейным.

Примечание. В дневник заносятся также в краткой, но точной форме все сведения, касающиеся как общего хода, так и срока и организации работ.

29. Археологические раскопки должны удовлетворять следующим требованиям:

а) исследованный памятник должен быть раскопан с максимальной тщательностью, обеспечивающей его полное изучение;

б) исследование всех видов мест древних поселений (стоянок, городищ, городов, селищ) должно преследовать цель выявления всех особенностей, присущих данному поселению; во вскрываемом культурном слое фиксируются остатки кострищ, очагов, различных построек, расположение находок в слоях и все остальные его детали.

Следует выявить уровень погребенной древней поверхности и брать образцы для палеоботанических и прочих и там, где это необходимо, геологических определений, что должно способствовать восстановлению всей картины древнего поселения с его планировкой, укреплениями в виде стен, валов и рвов, типами жилищ, мастерских и прочих сооружений;

в) при раскопках памятников с многослойными культурными напластованиями последовательное углубление в нижележащие слои допустимо лишь после детального изучения верхних слоев на достаточно широкой площади с исчерпывающей фиксацией всех обнаруженных в них остатков.

Всюду исследование культурных отложений должно быть доведено до материка, если этому не препятствуют обнаруженные в раскопках архитектурные памятники первостепенного значения, сохранение которых обязательно;

г) при раскопках памятников, содержащих архитектурные сооружения, процесс работы необходимо вести так, чтобы обнаруженные архитектурные остатки не разрушались до полного их выявления и всесторонней фиксации. В случае ведения систематических многолетних раскопок с последующим оставлением обнаруженных раскопками архитектурных остатков в открытом виде должны быть приняты меры к их охране и все технические меры к их консервации и укреплению архитектурных остатков в целях их длительной сохранности, причем все эти мероприятия не должны искажать и портить памятники, если же последнее невыполнимо или нецелесообразно, раскоп должен быть засыпан.

30. При раскопках курганов отдельных могил, грунтовых могильников и других погребальных сооружений должны соблюдаться все приемы, способствующие тщательности их исследования (послойность вскрытия насыпей и могил и т. п.), ведущие к исчерпывающему восстановлению погребального обряда и погребального сооружения.

Раскопки курганов должны обеспечить точную фиксацию конструкции его насыпи и всех особенностей погребального сооружения в целом (прилегающие рвы, валы, каменные выкладки, присыпки и т. п.). С этой целью курган должен раскапываться на снос.

31. По отношению к вещественным находкам в процессе раскопочных работ должны быть соблюдены те же требования, что и при разведке. При извлечении из земли предметов необходимо принимать меры к их консервации.

Примечание. Целые человеческие костяки доджны браться полностью. В случае чрезмерного обилия тождественного материала (обломков посуды, черепицы и пр.) часть его может быть оставлена на месте работ с применением необходимых мер к его сохранности (например, зарыть на территории памятника и обозначить это место на его плане). При этом весь оставленный на месте материал особенно подробно фиксируется в дневнике.

32. Все работы по полевым исследованиям обязательно должны сопровождаться ежедневной систематической записью в дневнике, ведущемся на месте раскопок.

Примечание. Присутствие на месте раскопок лица, получившего открытый лист на раскопки данного памятника, обязательно в течение всего сезона раскопок. Кратковременные отлучки разрешаются только по уважительным причинам.

33. Исследователь обязан вести дневник, в который записываются все данные и наблюдения, произведенные в процессе исследования памятника, в дальнейшем являющиеся основанием для составления научного отчета. Дневник является обязательным и основным официальным и организационным документом и не может быть заменен какими-либо иными записями.

34. По окончании полевых археологических работ все сделанные на памятнике зачистки и раскопы засыпаются или же принимаются иные меры к охране памятника.

35. При производстве обследований археологических памятников, обнаруживаемых при земляных работах, по возможности соблюдаются те же правила, что и при производстве разведок.

36. Учреждения и организации, получившие разрешение на производство разведок и раскопок археологических памятников, обязаны от начала и до окончания производства работ принимать надлежащие меры к охране памятника от разрушения и расхищения (Положение об охране памятников культуры, утвержденное Советом Министров СССР 14 октября 1948 г., № 3898, § 25, постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г., № 1327, § 2).

37. Лицам, получившим открытый лист на право производства археологических исследований в том или ином районе, вменяется в обязанность содействовать охране памятников в этом районе.

38. Исследователь обязан решительно пресекать самовольные раскопки и другие действия, влекущие разрушение археологических памятников, прибегая для этого к содействию советских органов (Положение от 14 октября 1948 г., №3898, §26, постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г., № 1327, § 3; Уголовный кодекс РСФСР, глава 10, ст. 230).

Отчетность по полевым исследованиям

39. По окончании полевых работ и камеральной обработки исследователь обязан сдать на хранение в соответствующий музей под расписку всю собранную коллекцию по описи для неотъемлемого хранения вместе с копией отчета. Подлинник отчета, включающий все необходимые дневниковые данные, со всеми необходимыми чертежами, рисунками, фотографиями, сдается в Институт археологии Академии наук СССР как в единое государственное хранилище таковых материалов или в академии наук союзных республик, которыми был выдан открытый лист.

40. В случае обнаружения в процессе полевой работы нового, неизвестного ранее памятника и также при окончательном исчерпании раскопками ранее известного памятника, исследователь обязан лично или письменно известить об этом Управление культуры (Министерство культуры АССР) той области, края, республики, на территории которой производились работы.

41. Научный отчет представляется исследователем не позднее 1 мая следующего года и притом не позднее чем за два месяца до получения нового открытого листа, без чего новый открытый лист данному лицу не выдается.

Учреждения, являющиеся организаторами археологических исследований (раскопок, разведок и пр.), наравне с лицом, получившим по их заявке открытый лист, отвечают за своевременность представления отчета в Отдел полевых исследований Института археологии Академии наук СССР.

42. Отчет должен быть представлен в полном и законченном виде, с тщательно подобранным иллюстративным материалом. Фотографии и рисунки с находок, объектов и пр. должны быть сведены в альбомы и снабжены пояснительными надписями и номерами с обязательной ссылкой на № рисунков в тексте.

43. Отчет должен заключать в себе нижеследующие данные:

а) сведения об организации работ, источниках материального обеспечения, участниках и их функциях, поставленных задачах исследования и сведения по общему как первоначальному, так и дальнейшему планированию работ;

б) исчерпывающие сведения о результатах и процессе исследования всех памятников, на которых были произведены раскопки, с указанием их размеров,- глубины залегания, формах, материала, сохранности находок, в сопровождении чертежей, фотографий и рисунков, снабженных исчерпывающими пояснительными надписями;

в) сведения о методике раскопок, примененной при исследовании памятника;

г) общие научные выводы, которые исследователь сочтет необходимым включить в отчет.

Примечание. Производственные негативы следует сдавать в учреждение, финансирующее экспедицию.

44. К отчету, кроме вышеупомянутого иллюстративного материала, должны быть приложены:

а) завизированный на месте работ открытый лист;

б) опись всех письменных, графических, фотографических и других материалов, прилагаемых к отчету;

в) справка от учреждения, принявшего коллекцию на хранение.

Примечание. Институт археологии Академии наук СССР имеет право, в случае необходимости, требовать для просмотра подлинную полевую документацию (дневники, чертежи и пр.).

45. По получении отчета о полевых исследованиях Отдел полевых исследований в течение ближайших двух месяцев рассматривает данный отчет и дает по нему свое заключение.

46. Заключение Отдела полевых исследований доводится до сведения учреждения и лица, проводивших работы.

Отдел полевых исследований Института археологии Академии наук СССР

К оглавлению книги «Полевая археология СССР» | К следующей главе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *