Отличительные признаки добровольной и обязательной сертификации

Отличительные признаки обязательной и добровольной сертификации

Общим для обязательной и добровольной сертификации является то, что оба вида относятся к подтверждению соответствия, которое регулируется гл. 4 закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (далее — закон № 184-ФЗ).

Среди отличий обязательной сертификации от добровольной можно выделить следующие:

  • проведение обязательной сертификации обусловлено требованиями закона, а добровольной — исключительно волеизъявлением заявителя или его обязательствами перед контрагентами;
  • прохождение добровольной сертификации не освобождает от обязательной;
  • добровольная сертификация — это единственная предусмотренная действующим правовым регулированием форма добровольного подтверждения соответствия, в то время как для обязательного подтверждения соответствия установлена также такая форма, как декларирование;
  • бланки системы ГОСТ Р применяются только для добровольной сертификации.

Также отмечаются такие отличительные черты добровольной сертификации, как возможность выбора показателей для подтверждения, свобода выбора системы сертификации, возможность проверки на соответствие дополнительным требованиям.

О необходимости получения сертификата читайте в нашей статье по ссылке: Нужен или нет сертификат соответствия на продукцию?. О сертификате соответствиятехническому регламенту Таможенного союза рассказано в нашей статье по ссылке: Сертификат соответствия техническому регламенту Таможенного союза.

Далее подробнее рассмотрим отличия обязательной сертификации от добровольной исходя из действующего законодательства и практики.

Чем отличается добровольная сертификация от обязательной: положения законодательства

Среди принципов подтверждения соответствия, указанных в ст. 18 закона № 184-ФЗ, присутствует недопустимость принуждения к проведению добровольной сертификации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Отличия в формах подтверждения (сертификат для добровольного подтверждения, декларация и сертификат — для обязательного) закреплены в ст. 20 закона № 184-ФЗ.

ВАЖНО! Отсутствие сертификата соответствия на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, может стать основанием для отказа от исполнения договора поставки и возврата товара (постановление арбитражного суда ЗСО от 21.02.2017 № Ф04-1396/2016 по делу № А03-13637/2015).

Последующие нормы указывают на отличительные особенности сертифицирования.

При добровольной сертификации:

  • инициатива проведения принадлежит заявителю (п. 1 ст. 21 закона № 184-ФЗ);
  • условия проведения определяются соглашением с органом по спецификации (п. 1 ст. 21 закона № 184-ФЗ);
  • есть возможность маркировки знаками соответствия (ст. 22 закона № 184-ФЗ).

При обязательной сертификации:

  • случаи определяются техрегламентами (ст. 23 закона № 184-ФЗ);
  • соглашение заключается, но круг заявителей определен регламентами (п. 1 ст. 25 закона № 184-ФЗ).

ВАЖНО! Согласно письму Минпромторга России от 21.11.2016 № НГ-74159/10 при обязательной сертификации не используются бланки сертификатов системы ГОСТ Р.

Чем отличается декларирование соответствия от обязательной сертификации

Поскольку, как было указано, обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме не только сертификации, но и декларирования, принципиальным является понимание различий между ними.

Общим для них является следующее:

  • являются формами подтверждения соответствия;
  • декларация и сертификат равны по юридической силе (п. 4 ст. 23 закона № 184-ФЗ);
  • действуют в любой точке РФ для всех единиц продукции весь период их службы (годности), который установлен российским законодательством (п. 4 ст. 23 закона № 184-ФЗ).

Отличия:

  • декларирование может осуществляться по схеме, предусматривающей подтверждение соответствия исключительно на основании собственных доказательств (п. 1 ст. 24 закона № 184-ФЗ);
  • по результатам оформления декларации она подлежит электронной регистрации (п. 5 ст. 24 закона № 184-ФЗ);
  • по окончании срока действия декларации заявитель должен хранить ее вместе с доказательствами, на основании которых она получена, в течение 10 лет после окончания срока (п. 7 ст. 24 закона 84-ФЗ), для сертифицирования аналогичное не установлено.

Подробнее об отличиях декларирования и сертифицирования читайте в нашей статье по ссылке: Чем отличается декларация соответствия от сертификата соответствия? Далее рассмотрим особенности обязательной и добровольной сертификации, выявленные на практике.

Добровольная сертификация: нюансы

С учетом практики применения положений о добровольном сертифицировании отметим следующие особенности:

  • сертификат добровольной сертификации не подтверждает соблюдение норм об обязательном соответствии (постановление 4-го арбитражного апелляционного суда от 08.07.2016 № 04АП-3047/2016 по делу № А19-3471/2016);
  • выдача сертификата добровольной сертификации с нарушением требований законодательства также является основанием для привлечения к ответственности, как и в случаях с обязательной сертификацией (постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017 № 09АП-4432/2017 по делу № А40-235632/16);
  • в случае проведения закупки, предполагающей обязательность подтверждения соответствия продукции ГОСТ, отсутствие поставляемой продукции в Единых перечнях продукции, подлежащей обязательному сертифицированию или декларированию, не является основанием для непредставления документов, поскольку они могут быть получены посредством института добровольного сертифицирования (постановление 17-го арбитражного апелляционного суда от 13.09.2017 № 17АП-11488/2017-АК по делу № А50-7826/2017).

Обязательная сертификация: нюансы

Относительно обязательного сертифицирования в практике отмечается следующее:

  • при поставке продукции, на которую имеются сертификаты обязательной сертификации, нарушение покупателем процедур отбора проб товара и их анализ с нарушением установленных процедурных требований может повлечь отказ в удовлетворении требований относительно некачественности товара (постановление ФАС ВВО от 23.01.2012 по делу № А28-4939/2011);
  • при применении законодательства об административных правонарушениях по вопросам обязательной сертификации возможно применение норм о малозначительности деяний, если нарушения сводятся к неполному заполнению таких разделов сертификата, как «Орган по сертификации» (не указано наименование), «Заявитель» (не указаны номера телефонов и адрес электронной почты) и «Продукция» (не указаны данные документа, на основании которого она была произведена) (постановление ФАС СЗО от 29.05.2014 № Ф07-3180/2014 по делу № А56-59963/2013);
  • наличие сертификатов на используемые в трудовой деятельности предметы и поверхности (покрытие пола) могут подтверждать создание работодателем безопасных условий труда (апелляционное определение Челябинского облсуда от 26.03.2015 по делу № 11-3160/2015);
  • истечение срока действия сертификата обязательного соответствия само по себе не означает, что товар не соответствует установленным стандартам (апелляционное определение Омского облсуда от 03.12.2014 по делу № 33-7509/2014).

Особенности проведения обязательной сертификации

Для обязательной сертификации также установлены следующие особенности организации ее проведения:

  • осуществляется аккредитованным органом по сертификации с привлеченными указанным органом аккредитованными лабораториями (пп. 1, 2 ст. 26 закона № 184-ФЗ);
  • схемой сертификации может быть предусмотрен контроль за сертифицируемой продукцией со стороны органа по сертификации (п. 2 ст. 26 закона № 184-ФЗ);
  • стоимость работ по сертификации определяется органом по обязательной сертификации (п. 2 ст. 26 закона № 184-ФЗ).

Также особенности проведения определены подзаконным регулированием, в частности:

  • постановлением Правительства РФ «О порядке формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия…» от 10.04.2006 № 201;
  • постановлением Правительства РФ «О порядке выдачи бланков сертификатов соответствия…» от 17.12.2014 № 1383.

***

Итак, обязательная и добровольная сертификация являются разновидностями подтверждения соответствия. При этом их различия заключаются как в невозможности принуждения к проведению добровольной сертификации, так и в отдельных процедурных вопросах, в частности возможности применения бланков сертификатов ГОСТ Р только для добровольной сертификации.

Орган по сертификации — это уполномоченная организация, занимающаяся выдачей обязательных и добровольных сертификатов в соответствии с положениями действующего законодательства РФ. В состав органа сертификации продукции могут входить как экспертные организации, так и испытательные центры.
В частности, речь идёт об аккредитованных лабораториях, проводящих испытания образцов. Такие исследовательские центры в большинстве случаев представляют собой коммерческие структуры, предлагающие услуги за фиксированную плату.


Любой сертификационный орган должен быть зарегистрирован в государственном реестре, с присвоением индивидуального кода и оформлением соответствующего свидетельства (аттестата аккредитации). Форму и порядок регистрации устанавливает уполномоченная Федеральная служба «Росаккредитация».

Подтверждение соответствия

Добровольное и обязательное подтверждение качества в России сегодня становится действенным рыночным инструментом, обеспечивающим защиту интересов конечного потребителя на различных уровнях. Одновременно сертификаты и декларации предоставляют продавцам товаров возможность продемонстрировать безусловное качество выпускаемой продукции.

Одна из функций системы сертификации продукции заключается в регулировании импортно-экспортных операций, связанных с грузопотоками, пересекающими государственную границу. И, наконец, система сертификации обеспечивает реализацию на внутреннем рынке только товаров, полностью безопасных для экологии и здоровья человека.

Функции и полномочия органа сертификации продукции

Основные задачи и функции зарегистрированных сертификационных центров перечислены следующим списком:

  • приём пакета документов от заявителей;
  • проверка поданной документации;
  • проведение процедуры декларирования и сертификации;
  • проведение лабораторных исследований сертифицируемых образцов;
  • изучение протоколов испытаний;
  • принятие обоснованного решения в выдаче или отказе сертификата;
  • ведение реестра;
  • рассмотрение жалоб, апелляций.

Кроме того, центры сертификации могут вести разъяснительную работу на местах, предоставлять необходимую информацию. В случае необходимости орган имеет право приостановить или полностью отменить действие оформленного сертификата. Отмена действия зарегистрированных ранее документов может быть назначена при ряде нарушений, допущенных получателем. Например, отказ в проведении предусмотренного ежегодного инспекционного контроля.
При этом каждый сертификационный орган несёт полную ответственность за выданную документацию, что обеспечивает независимость и беспристрастность принимаемых решений. Координацию работы региональных органов осуществляет «Росаккредитация». Данная организация контролирует работу центров в РФ, а также ведет электронный реестр выданных разрешительных документов.

Реестр аккредитованных лиц (органов)

В настоящее время на территории стран Таможенного Союза действует Единый реестр аккредитованных организаций, имеющих право проводить исследования образов продукции и сертификацию. Этот список публикуется на официальных государственных порталах, что позволяет желающим получить сертификат соответствия быстро найти исследовательскую организацию, наиболее удобную для предстоящей работы.
Каждому сертификационному центру при аккредитации присваивается индивидуальный код. Кроме того, в публикуемых списках предоставляется информация о руководителе организации и конкретной спецификации органа, охватывающей определённые виды. Это отражает аттестат аккредитации, а также приложение к аттестату, где указан перечень Технических регламентов, по которым данная организация имеет право оформлять разрешительную документацию.

Аккредитация

Данный процесс регламентирован Законом РФ «О техническом регулировании», где обозначены следующие цели официальной аккредитации компаний:

  • Проверка профессиональной компетенции специалистов, изучающих свидетельства происхождения продукта и протоколы испытаний, а впоследствии, отвечать за сертификационную документацию;
  • Контроль над несовместимыми видами деятельности;
  • Обеспечение условий для здоровой конкуренции соискателей;
  • Гарантия сохранности любой информации, получаемой от аккредитованных организаций.

Выдачей полномочий занимается Национальная служба аккредитации – государственная структура, в которую входят разнопрофильные специалисты высшей квалификации. Отказ в аккредитации может быть обжалован в установленном законом порядке. Принимаемые Национальным агентством решения обязаны отражать полную независимость выбора и объективность проведенного мониторинга.
Заключение
Разработанный свод действующих законов в настоящее время охватывает знаковые позиции контроля над качеством товаров и услуг, формируя равные условия для продавцов и производителей.
Успешная работа региональных органов по сертификации на местах, которая сегодня наблюдается на территории России, позволяет предположить, что данный механизм преодолел рубеж простой бюрократической формальности и вышел на уровень реальной практической пользы. Количество получаемых сертификатов и деклараций соответствия растёт с каждым днём, а значит, мы с вами получаем всё больше качественных товаров и услуг

Форма подтверждения соответствия продукции (услуг) установленным требованиям

Г.В. Панкина — зам. директора

ВНИИС, канд. техн. наук,

доцент,

А.Л. Теркель — вед . н аучный

сотрудник ВНИИС,

И. Б. Лебедева — зам.

директора Красноярского ЦСМ

Декларация о соответствии как форма подтверждения соответствия продукции и услуг установленным требованиям была введена Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» в августе 1998 г.

В отличие от процедуры обязательной сертификации, при которой соответствие продукции и ус­луг установленным требованиям подтверждает третья сторона — орган по сертификации, декларацию о соответствии принимает исключительно первая сторона (изготовитель, продавец продукции, исполнитель услуг), и такая декларация, зарегистрированная в органе по сертификации, имеет ту же юридическую силу, что и сертификат соответствия.

Применение декларации о соответствии в практике обязательной сертификации было обусловлено двумя объективными причинами:

внутренней и внешней.

Обязательная сертификация, впервые введенная в России в 1992 г. Законом Российской Феде­рации «О защите прав потребителей», стала разрастаться настолько, что применение единого и наиболее дорогостоящего механизма подтверждения соответствия третьей стороной стало явно неоправданно. Необходимо было «разгрузить» сертификацию от продукции, формально подпадающей под обязательную сертификацию, но не представляющей существенной опасности для потребителя.

Другой причиной введения дек­ларации о соответствии явилась необходимость гармонизации ме­ханизма подтверждения соответствия с действующими в других странах правилами, основанными на международных документах. Еще в 1981 г. было принято Руководство ИСО/МЭК 22 «Общие требования к декларации поставщика о соответствии», содержащее рекомендации по процедуре принятия декларации о соответствии. В 1996 г. опубликована его новая редакция, на основе которой в 1998 г. принят аналогичный европейский стандарт EN 45014.

Декларация о соответствии широко используется в странах Европейского Союза при подтверждении соответствия продукции Европейским Директивам. Применяемый в ЕС при оценке соответствия модульный подход предусматривает обязательное принятие изготовителем декларации о соответствии независимо от того, использует ли изготовитель собственные доказательства или доказательства третьей стороны (уполномоченного органа). Таким образом, ответственность за качество и безопасность продукции возлагается исключительно на поставщика этой продукции. В соответствии с модулем, предусмотренным директивой для оценки соответствия данной продукции, изготовитель собирает все необходимые доказательства соответствия (сертификаты, результаты оценки системы качества, результаты испытаний) и принимает декларацию как обязательство обеспечения соответствия выпускаемой продукции требованиям конкретной директивы.

Следует отметить, что декларация о соответствии в той или иной степени уже использовалась в России. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 1992 г. «О поэтапном введении в 1992 г. обязательной сертификации товаров (работ, ус­луг)» декларация о соответствии (заявление-декларация) была допущена в качестве временной замены сертификата соответствия для отдельных видов продукции на период поэтапного перехода к обязательной сертификации. Введение декларации о соответствии было вынужденной мерой в условиях нехватки аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий. По мере развития инфраструктуры системы сертификации охватывающей всю сферу обязательной сертификации про­дукции, декларация о соответствии утратила свое значение и единст­венным официальным докумен­том, удостоверяющим соответст­вие, стал сертификат соответствия, выдаваемый органом по сертифи­кации.

Однако идея использования до­казательства соответствия продук­ции и услуг первой стороной вновь возродилась, но уже в схе­мах сертификации. Изменением № 1 «Порядка проведения серти­фикации продукции в Российской Федерации», утвержденным поста­новлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. № 15, было пре­дусмотрено, что при проведении обязательной сертификации по схемам 9, 9а, 10, 10а на основании рассмотрения принятой изготови­телем декларации о соответствии с необходимыми подтверждающими документами, орган по сертифика­ции может принять решение о вы­даче сертификата соответствия. В данном случае декларация о соответствии не является ко­нечным документом, а служит лишь основанием для выдачи

сертификата соответствия (под­тверждения соответствия третьей стороной).

Таким образом, применение дек­ларации о соответствии органиче­ски вошло в практику обязатель­ной сертификации и для следую­щего шага — придания декларации самостоятельности — не хватало только законодательной основы. Этим шагом стало принятие Феде­рального закона «О внесении из­менений и дополнений в Закон Российской Федерации «О серти­фикации продукции и услуг» и в его исполнение принятие поста­новления Правительства Россий­ской Федерации от 7 июня 1999 г. № 766 «Об утверждении Перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено деклара­цией о соответствии, Порядка принятия декларации о соответст­вии и ее регистрации».

Утвержденный Перечень про­дукции, соответствие которой мо­жет быть подтверждено деклараци­ей о соответствии, является выбор­кой из перечня (номенклатуры) продукции, подлежащей обяза­тельной сертификации. Он форми­ровался по критерию минимально­го риска для, потребителей. В то же время изготовитель (продавец, ис­полнитель) по своему усмотрению или в силу невозможности выпол­нить установленные требования, предъявляемые к поставщику-дек­ларанту, может подать заявку на сертификацию продукции (услу­ги), вошедшей в перечень продук­ции и услуг, соответствие которых может подтверждаться декларацией о соответствии.

В перечень пока включена толь­ко продукция, но не исключено, что в дальнейшем он может быть расширен также за счет услуг и ра­бот. Указанным постановлением Госстандарту России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено провести в 2000 г. ана­лиз практики применения деклара­ции о соответствии и внести, при необходимости, предложения об

изменении и дополнении утвер­жденного перечня.

Тот, кто принимает декларацию о соответствии, должен подпадать под юрисдикцию Российской Фе­дерации. Поэтому декларацию о соответствии вправе принимать российские изготовители (продав­цы, исполнители) или зарегистри­рованные в качестве юридических лиц в Российской Федерации орга­низации, представляющие интере­сы соответствующих иностранных изготовителей (продавцов, испол­нителей). Такое ограничение оп­равдано тем, что ответственность за несоответствие в данном случае несет исключительно тот, кто при­нял декларацию. Этот порядок со­гласуется с законодательством и практикой зарубежных стран.

Изготовитель может принять декларацию о соответствии на се­рийно выпускаемую продукцию или на конкретную партию про­дукции, продавец (не являющийся изготовителем) — только на имею­щуюся у него партию продукции конкретного объема.

Декларация о соответствии при­нимается изготовителем (продав­цом, исполнителем) на основании имеющихся у него доказательств, подтверждающих соответствие, что отвечает положениям Руководства ИСО/МЭК 22 и европейского стандарта EN 45014.

В качестве документов, являю­щихся основанием для принятия изготовителем (продавцом, испол­нителем) декларации о соответст­вии, могут использоваться:

протоколы приемочных, прие-мо-сдаточных и других контроль­ных испытаний продукции, прове-денных изготовителем (продавцом, исполнителем) и/или сторонними компетентными испытательными лабораториями;

сертификаты соответствия или протоколы испытаний на сырье, материалы, комплектующие изде­лия;

документы, предусмотренные для данной продукции соответст­вующими федеральными законами и выданные уполномоченными на то органами и организациями (ги­гиенические заключения, ветери­нарные свидетельства, сертифика­ты пожарной безопасности и др.);

сертификаты на систему качества или производства.

Условиями применения указан­ных документов являются:

для протоколов испытаний — наличие в протоколах испытаний значений характеристик продук­ции, подтверждающих соответст­вие требованиям, предусмотрен­ным для обязательной сертифика­ции;

для сертификатов или протоко­лов испытаний на сырье, материа­лы, комплектующие изделия — оп­ределение безопасности конечной продукции, подлежащей подтвер­ждению;

для документов, предусмотрен­ных для данной продукции соот­ветствующими федеральными за­конами, — их выдача в установ­ленном порядке;

для сертификатов на системы ка­чества или производства — их вы­дача отечественными или зарубеж­ными органами по сертификации систем качества.

Кроме того, могут быть исполь­зованы другие документы, прямо или косвенно подтверждающие со­ответствие продукции установлен­ным требованиям. К таким доку­ментам могут относиться:

сертификаты на конкретную продукцию, вьданные в зарегист­рированных в установленном по­рядке системах добровольной сер­тификации, зарубежные сертифи­каты при наличии в них подтвер­ждения соответствия требованиям, эквивалентным требованиям оте­чественных нормативных докумен­тов;

сертификаты государств СНГ и других государств-участников Со­глашения о проведении согласо­ванной политики в области стан­дартизации, метрологии и серти­фикации;

сертификаты на изделие при принятии декларации о соответст­вии на его составные (запасные) части;

декларация о соответствии, при­нятая изготовителем на конкрет­ную продукцию, при принятии декларации о соответствии продав­цом или декларация о соответст­вии, принятая оптовым продав­цом, при принятии декларации о соответствии розничным продав­цом.

Основанием для принятия дек­ларации о соответствии может слу­жить один или несколько из ука­занных документов, в зависимости от полноты доказательств соответ­ствия в этом (этих) документе (ах).

Декларацию о соответствии за­полняют по форме и правилам, приведенным в «Порядке приня­тия декларации о соответств ии и ее регистрации», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. № 766 (далее — Порядок).

В соответствии с Порядком дек­ларация о соответствии может быть принята в отношении кон­кретной продукции или группы однородной продукции, на кото­рую установлены единые требова­ния, подлежащие подтверждению. В случае принятия декларации о соответствии на группу однород­ной продукции перечень наимено­ваний продукции с кодами ОК 005-93 или ТН ВЭД СНГ приводится непосредственно в декларации без оформления при­ложения. Поле документа для вне­сения этой информации может быть увеличено.

Декларация о соответствии при­нимается на срок, установленный изготовителем (продавцом) про­дукции (исполнителем услуг), ис­ходя из ожидаемой продолжитель­ности выпуска данной продукции (оказания конкретных услуг) или срока реализации партии продук­ции.

Принятая поставщиком деклара­ция о соответствии, согласно зако­ну, подлежит регистрации в органе по сертификации, аккредитован­ном в установленном порядке и имеющем лицензию на проведе­ние сертификации данного вида продукции (услуги). Регистрация в условиях российского рынка необ­ходима для обеспечения возмож­ности отслеживания поставщика, принявшего декларацию. С этой же целью копия декларации о со­ответствии хранится в органе по сертификации, а регистрационный номер, помещенный на деклара­ции, содержит код органа по сер­тификации.

К направляемой на регистрацию декларации о соответствии прила­гается заявление, которое должно содержать сведения об изготовите­ле (продавце), принявшем декла­рацию, о декларируемой продук­ции, перечень документов, пред­ставляемых с заявлением, и обяза­тельства об оплате работ по регист­рации декларации о соответствии.

При регистрации декларации о соответствии осуществляется толь­ко проверка данного документа на соответствие ограниченному кругу требований, без соблюдения кото­рых невозможно придать деклара­ции о соответствии юридическую силу наравне с сертификатом соот­ветствия. Поэтому орган по серти­фикации проводит минимальный входной контроль в части:

наличия данного вида продук­ции (услуги) в перечне продукции (услуг), соответствие которых мо­жет быть подтверждено деклараци­ей о соответствии;

правомочности поставщика при­нять декларацию о соответствии;

полноты и правильности указа­ния нормативных документов, предусмотренных для подтвержде­ния соответствия данной продук­ции (услуги);

наличия всех предусмотренных для данной продукции (услуги) федеральными законами Россий­ской Федерации документов, вы­данных органами и службами фе­дерального органа исполнительной власти;

правильности оформления дек­ларации согласно установленным требованиям. Проверка правомочности изгото­вителя, продавца (далее — декла­рант) принимать декларацию о со­ответствии, проводится по следую­щим критериям:

зарегистрирован ли декларант в качестве юридического лица или индивидуального предпринимате­ля в Российской Федерации в ус­тановленном порядке. Орган по сертификации вправе потребовать у декларанта копию документа о регистрации;

представляет ли декларант инте­ресы иностранного изготовителя (для импортируемой продукции) и имеет ли доверенность от изгото­вителя;

принимает ли продавец деклара­цию о соответствии только на кон­кретную партию продукции, а не на серийно выпускаемую продук­цию (имеется ли у продавца дого­вор, контракт, накладная и др. то­варосопроводительные документы на данный товар).

Реестр зарегистрированных дек­лараций о соответствии ведется ор­ганом по сертификации отдельно от реестра вьданных сертификатов. В указанном реестре следует пре­дусмотреть графу для внесения информации о прекращении дей­ствия декларации о соответствии.

Зарегистрированная декларация о соответствии является основанием для маркирования продукции (ус­луг) знаком соответствия. Лицен­зии на применение знака соответст­вия в данном случае не требуется.

В соответствии с Изменением № 1 ГОСТ Р 50460-92 «Знак соот­ветствия при обязательной серти­фикации», введенным в действие с 30 ноября 1999 г., знак соответст­вия, применяемый на основании зарегистрированной декларации о соответствии в Системе сертифи­кации ГОСТ Р, отличается от сер­тификационного знака отсутствием кода органа по сертификации. Та­кое отличие имеется и при марки­ровании знаком «СЕ» в Европей­ском Союзе при использовании изготовителем модуля «А» без уча­стия третьей стороны.

Информация, сопровождающая товар, аналогична информации о проведении обязательной сертифи­кации.

Контроль за продукцией , соот­ветствие которой установленным требованиям подтверждается дек­ларацией о соответствии, осущест­вляется территориальными органа­ми федеральных органов исполни­тельной власти в рамках государст­венного контроля и надзора за данной продукцией (услугой).

Порядок оплаты работ по регист­рации декларации о соответствии принят Госстандартом России по согласованию с Минфином России. Сумма оплаты за услуги органа по сертификации по рассмотрению и регистрации декларации о соответ­ствии равна двукратной минималь­ной заработной плате, принятой в Российской Федерации.

В настоящее время вопросы, свя­занные с применением декларации о соответствии, отражены также в постановлении Правительства Рос­сийской Федерации «О внесении изменений и дополнений в некото­рые акты Правительства Россий­ской Федерации по вопросам сер­тификации продукции и услуг» от 2 октября 1999г.№ 1104.

Применение декларации о соот­ветствии, предусмотренное поста­новлением Правительства Россий­ской Федерации от 7 июня 1999 г. № 766, является первым этапом реализации Концепции совершен­ствования действующей в стране сертификации и перехода к меха­низму подтверждения соответст­вия, принятой Госстандартом Рос­сии. В настоящее время в рамках разработки проекта Федерального закона «О подтверждении соответ­ствия продукции и услуг норма­тивным требованиям» предусмат­ривается расширение сферы приме­нения декларации о соответствии, которая, в зависимости от степени потенциальной опасности продук­ции, будет приниматься не только на основании собственных доказа­тельств изготовителя, но и в ряде случаев с обязательным участием органа по сертификации по анало­гии с порядком, принятым в ЕС.

Федеральный Закон о техническом регулировании
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. N 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»
Закон о защите прав потребителей
Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей.
Налоговый кодекс РФ последняя редакция
Налоговый кодекс Российской Федерации в последней редакции 2017 года со всеми актуальными изменениями и комментариями.
Порядок принятия декларации о соответствии и ее регистрации
Декларация о соответствии принимается в отношении продукции, включенной в перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Разъяснения по принятию, регистрации и применению декларации о соответствии
Разработаны проекты документов, в которых предусмотрены положения, обеспечивающие реализацию подтверждения соответствия продукции посредством принятия изготовителем (продавцом) декларации о соответствии.
Порядок проведения сертификации
Настоящий документ применяется при обязательной сертификации продукции, включая импортируемую. Он может быть применен при добровольной сертификации продукции.
Федеральный закон о внесении изменений в закон «О лицензировании отдельных видов продукции Лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий.
Правила применения знака соответствия при обязательной сертификации
Настоящий документ устанавливает правила применения знака соответствия для продукции, подлежащей обязательной сертификации, соответствие которой подтверждено сертификатом соответствия или декларацией о соответствии согласно Закону Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».
Федеральный закон № 52 О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
ОКП — Общероссийский классификатор продукции
Коды ОКП
Коды ТНВЭД — товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
ТНВЭД — часть 1 • ТНВЭД — часть 2 • ТНВЭД — часть 3 • ТНВЭД — часть 4
Приказ 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях» Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок.
Уплата государственной пошлины за получение сертификата соответствия
Информационное письмо по вопросу оплаты государственной пошлины за выдачу сертификатов соответствия. Государственная пошлина уплачивается непосредственно организациями и физическими лицами, в интересах которых совершаются юридически значимые действия.
Приказ №66 от 07.06.2005 г.»Об утверждении формы сертификата соответствия»
Установленный бланк сертификата соответствия представляет собой лист формата А-4, размещенный в вертикальном положении. Бланк изготовлен на бумаге массой 70 — 120 г/кв. м
Правила сертификации посуды
Настоящие правила разработаны с целью создания системы сертификации однородной продукции — посуды металлической, стеклянной, керамической и приборов столовых металлических и пластмассовых.
Отмена санитарно-эпидемиологических заключений
О вступлении в силу Соглашения таможенного союза по санитарным мерам.

Приказы
Постановления
Справочник кодов ОКП
Коды ТНВЭД России
Порядок сертификации импортной продукции
Порядок сертификации отечественной продукции

Градостроительный кодекс от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ
Приказ МРР № 274 Об утверждении Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
Закон о саморегулируемых организациях

Подписаться на Новости сертификации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *