Ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена

Содержание

2.12. Ответственность за нарушение законодательства

по охране труда

Согласно Трудовому кодексу (ст. 55, 226), наниматель обязан создавать работникам здоровые и безопасные условия труда, внедрять новейшие средства и технологии, обеспечивающие соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований стандартов по охране труда.

За нарушение законодательства о труде наниматели и работники несут установленную законодательством и коллективными договорами ответственность. Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственности в порядке, установленном законодательством (ст. 465 Трудового кодекса).

За противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок ст. 197 Трудового кодекса) устанавливается дисциплинарная ответственность (ст. 198-204 Трудового кодекса).

За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания (ст. 198 Трудового кодекса):

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение (п. 4, 5, 7, 8 и 9 ст. 42 Трудового кодекса).

Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника на производстве.

До применения дисциплинарного взыскания наниматель обязан затребовать письменное объяснение работника (ст. 199 Трудового кодекса).

Отказ работника отдачи объяснения не является препятствием для применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни работника и (или) пребывания его в отпуске (ст. 200 Трудового кодекса).

Днем обнаружения дисциплинарного проступка считается день, когда о проступке стало известно липу, которому работник непосредственно подчинен.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. При этом дисциплинарное взыскание погашается автоматически без издания приказа (распоряжения), постановления (ст. 203 Трудового кодекса).

Орган (руководитель), применивший взыскание, имеет право снять его досрочно до истечения года по собственной инициативе, по ходатайству непосредственного руководителя, профсоюза или иного представительного органа (представителя) работников, а также по просьбе работника.

Работник может быть привлечен к материальной ответственности при одновременном наличии следующих условий (ст. 400 Трудового кодекса):

1) ущерба, причиненного нанимателю при исполнении трудовых обязанностей;

2) противоправности поведения (действия или бездействия) работника;

3) прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом;

4) вины работника в причинении ущерба.

При определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб, неполученные доходы не учитываются. Под прямым действительным ущербом понимаются утрата, ухудшение или понижение ценности имущества, влекущие необходимость для нанимателя произвести затраты на восстановление, приобретение имущества или иных ценностей либо произвести излишние выплаты.

Противоправным признается такое поведение (действие или бездействие) работника, при котором он не исполняет (или не должным образом исполняет) трудовые обязанности, возложенные на него Трудовым кодексом, коллективным, трудовым договорами.

Обязанность доказать факт причинения вреда, а также наличие других условий материальной ответственности лежит на нанимателе.

Работник, причинивший ущерб, может добровольно возместить его полностью или частично (ст. 401 Трудового кодекса).

С согласия нанимателя работник может передать для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное.

Работники, как правило, несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный по их вине нанимателю (ст. 402 Трудового кодекса).

Возмещение ущерба работниками в размере, не превышающем среднего месячного заработка, производится по распоряжению нанимателя путем удержания из заработной платы работника.

До издания распоряжения нанимателя об удержании из заработной платы от работника должно быть затребовано письменное объяснение.

Если работник не согласен с вычетом или его размером, трудовой спор по его заявлению рассматривается в порядке, предусмотренном законодательством.

Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб нанимателю (ст. 408 Трудового кодекса).

Административная ответственность выражается в наложении штрафа на виновное должностное лицо. К административной ответственности привлекаются должностные лица, допустившие нарушения трудового законодательства, норм и правил охраны труда.

Административные взыскания (денежные штрафы) налагаются на должностных лиц Государственным (главным Государственным) инспектором труда и должностными липами органов Государственных инспекций пожарного надзора, санитарного надзора и технических инспекций отраслевых профсоюзов, а также административными комиссиями при райисполкомах. Размер штрафа определяется степенью нарушения правил и норм безопасности и охраны труда.

Запрещается удержание штрафов, наложенных на должностных лиц, за счет предприятий.

Вместо наложения штрафа допускается применять другие административные меры (предупреждение, передача материалов в общественные организации для применения к нарушителю мер общественного воздействия).

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

В случае несогласия с решением Государственного инспектора труда о наложении штрафа должностное лицо в 10-дневный срок с момента вручения акта может обжаловать его в районном (городском) суде, решение которого является окончательным и обжалованию не подлежит.

Законодательство Республики Беларусь предусматривает за нарушение трудового законодательства, требований техники безопасности и производственной санитарии повышенную ответственность работников, вплоть до привлечения их к уголовной ответственности.

К уголовной ответственности привлекаются лица, допустившие злостные нарушения, при условии, что такие нарушения повлекли за собой либо могли повлечь несчастные случаи, профзаболевание или другие тяжелые последствия.

Уголовным кодексом Республики Беларусь как преступления рассматриваются: нарушение правил охраны труда (ст. 137); нарушение законодательства о труде (ст. 134); отказ в приеме на работу или увольнение беременной женщины или кормящей матери (ст. 136); нарушение правил при производстве строительных работ (ст. 210); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 210).

Работники, допустившие нарушения, которые привели к увечью или смерти других работников, несут уголовную ответственность как за убийство по неосторожности (ст. 104), неосторожное тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение (ст. 112).

Руководители работ привлекаются к уголовной ответственности, если непосредственно руководили работами, при которых произошел несчастный случай:

допустили к производству работу некомпетентных лиц, что привело к несчастному случаю;

не создали необходимых условий для выполнения обязанностей по обеспечению безопасных и здоровых условий труда;

не приняли необходимых мер к устранению нарушений правил охраны труда;

не приняли мер к выполнению соглашений по охране труда, коллективных договоров, а также предписаний государственных и профсоюзных инспекций, что привело или могло привести к несчастным случаям или иным тяжелым последствиям.

Степень уголовной ответственности за нарушение правил охраны труда при производстве работ, эксплуатации машин и механизмов определяется Уголовным кодексом Республики Беларусь, который предусматривает, в зависимости от тяжести проступка, следующие меры наказания: исправительные работы, штраф, освобождение от должности, лишение свободы.

Для профилактики травматизма и предупреждения нарушений правил охраны труда огромную роль играют меры убеждения и общественного воздействия, которые могут применяться как к рабочим и служащим, так и к должностным лицам.

К таким мерам относятся:

1) критика нарушителей правил охраны труда на страницах стенной печати, в прессе и по радио;

2) рассмотрение случаев нарушения производственной дисциплины, правил и норм по охране труда на собраниях бригады, цеха (участка), на общих собраниях рабочих и служащих предприятия, учреждения, организации, а также на заседаниях комиссии по охране труда;

3) обсуждение случаев производственного травматизма в профгруппах, на расширенном заседании профкома;

4) рассмотрение случаев нарушения правил техники безопасности и трудовой дисциплины на заседаниях товарищеских судов.

Товарищеский суд может принять к нарушителю следующие меры воздействия:

• объявить предупреждение;

• объявить общественное порицание;

• объявить общественный выговор с опубликованием или без опубликования в печати;

• поставить перед руководителем предприятия вопрос о привлечении виновного к дисциплинарной ответственности.

В свою очередь наниматель вправе вместо наложения дисциплинарных взысканий на лиц, виновных в нарушении правил охраны труда, передать материалы об этих нарушениях на рассмотрение товарищеского суда.

2.12. Ответственность работников и нанимателей за нарушение законодательных и других правовых актов по охране труда.

Основными видами контроля за состоянием охраны труда являются:

• контроль, осуществляемый органами государственного надзора;

• периодический (трехступенчатый) контроль;

• контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия;

• ведомственный контроль вышестоящих органов;

• общественный контроль со стороны профсоюзов.

Согласно ст. 462 Трудового кодекса, контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные Государственные органы, действующие в соответствии с законодательством. Перечень и функции органов надзора и контроля представлены в таблице.

Органы надзора и контроля за соблюдением правил и норм охраны труда и их функции

Наименование контрольного и надзорного органа

Осуществляемые функции

Управление государственной экспертизы по условиям труда

Контроль за проведением аттестации рабочих мест и установлением доплат по условиям труда, правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда

Департамент государственной инспекции труда

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда

Главное управление военизированной пожарной службы МЧС РБ (Госпожнадзор)

Надзор за обеспечением пожарной безопасности и контроль за противопожарным режимом на предприятиях, в организациях и учреждениях осуществляются отделами Государственного пожарного надзора системы органов и подразделений

Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике МЧС РБ (Проматомнадзор)

Надзор за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике; надзор на территории республики за соблюдением юридическими, должностными лицами и гражданами требований безопасности на потенциально опасных объектах и установленного порядка пользования недрами

Управление государственного энергетического надзора концерна «Белэнерго» (Госэнергонадзор)

Надзор за безопасной эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок. Инспекторы энергонадзора могут давать обязательные для руководителей предприятий, учреждений и организаций предписания, в том числе и об отстранении от работы лиц, не прошедших проверки знания соответствующих инструкций и правил или нарушающих их, а также налагать штрафы

Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования (Главгостехнадзор)

Надзор за техническим состоянием тракторов, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования

Государственная инспекция по охране труда, транспортной и пожарной безопасности Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ

Надзор за соблюдением охраны труда, транспортной и пожарной безопасности в сельском хозяйстве

Департамент государственного строительного надзора Министерства архитектуры и строительства РБ (Госстройнадзор)

Надзор за соблюдением охраны труда и безопасным ведением работ в строительстве

Государственный санитарный надзор (Госсаннадзор)

Надзор за соблюдением санитарного законодательства, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы

Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ (Белгосстандарт)

Надзор за выполнением требований государственных стандартов, строительных норм и других нормативных документов по стандартизации, включая ССБТ

Государственная автомобильная инспекция (ГАИ)

Контроль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

Прокуратура Республики Беларусь

Общий надзор за исполнением законов органами власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами

Должностные лица органов государственного надзора и контроля (государственные инспекторы труда) имеют право:

• осуществлять проверки соблюдения законодательства об охране труда;

• выдавать должностным липам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений законодательства об охране труда;

• приостанавливать работу предприятий и других структурных подразделений, если их производственная деятельность осуществляется с нарушением требований по охране труда, создающим угрозу жизни и здоровью работающих;

• налагать на должностных лиц и на нанимателей штрафы за нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

• направлять в необходимых случаях представления о несоответствии должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры.

При осуществлении государственного надзора и контроля государственные органы взаимодействуют между собой, а также с органами, осуществляющими общественный контроль.

Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, контролирует проведение работы по обучению руководителей и специалистов, проверке их знаний законодательства по охране труда. Департамент вносит предложения о приостановлении действия или аннулировании лицензии, свидетельства, аттестации, аккредитации и сертификата в случае выявления нарушений требований законодательства об охране труда, создающих угрозу жизни и здоровью работающих.

Государственный инспектор труда имеет право в любое время суток проходить на территорию нанимателя и проверять соблюдение законодательства о труде. Он имеет право проводить расследование несчастных случаев на производстве, налагать в установленном порядке за нарушения законодательства о труде и охране труда штрафы на должностных лиц или выносить им предупреждение.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь (ст. 463 Трудового кодекса). В соответствии со ст. 16 закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2000 г. №1630 утвержден Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде (с изм. и доп., внесенными постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 19.02.2001 г. №218 и от 19.12.2002 г. №1777).

Представители профсоюзов имеют право:

• осуществлять проверки соблюдения законодательства Республики Беларусь о труде по вопросам заключения, изменения и прекращения трудового договора (контракта); рабочего времени и времени отдыха;

оплаты труда, гарантий и компенсаций, выполнения коллективных договоров, соглашений и т.д.;

• осматривать рабочие места, проводить независимую экспертизу обеспечения здоровых и безопасных условий труда;

• принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• обращаться в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде для принятия необходимых мер по выявленным профсоюзом нарушениям;

• подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их трудовых и социально-экономических прав;

• участвовать в разработке государственных программ по вопросам охраны труда, а также нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профилактики профессиональных заболеваний.

Периодический (трехступенчатый) контроль – основная форма контроля администрации и комитета профсоюза предприятия за состоянием условий и безопасности труда.

Руководитель предприятия и председатель комитета профсоюза осуществляют руководство организацией периодического контроля.

Первая ступень контроля проводится на участке цеха, в смене или бригаде, на рабочем месте с повышенной опасностью; вторая – в цехе, на участке предприятия; третья ступень – на предприятии в целом или цеха.

На первой ступени мастер участка совместно с общественным инспектором по охране труда ежедневно проверяет состояние охраны труда в своем подразделении. При необходимости организуют немедленное устранение выявленных нарушений или докладывают о них вышестоящему руководителю.

Результаты проверки заносят в журнал первой ступени контроля, который хранится у руководителя участка.

На второй ступени комиссия в составе начальника цеха, старшего общественного инспектора по охране труда, инженера по охране труда, представителя технической службы не реже 1 раза в месяц проверяют состояние охраны труда в цехе, строительном объекте и т.д. Результаты проверки заносят в журнал второй ступени контроля, в котором намечают также мероприятия по устранению выявленных нарушений.

На третьей ступени не реже одного раза в квартал комиссия проводит комплексную проверку охраны труда на предприятии.

На каждой ступени контроля при обнаружении грубых нарушений охраны труда, которые могут причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, проверяющие имеют право приостановить работу до устранения выявленных недостатков.

Результаты проверки оформляются актом.

Ведомственный контроль осуществляется службами охраны труда министерств и их подразделений.

В каждом министерстве и ведомстве разработаны и внедрены «Положения о функциональных обязанностях и ответственности по охране труда должностных лиц», которые предусматривают: повышение ответственности всех инженерно-технических работников (ИТР) и должностных лиц за состояние безопасных условий труда и обеспечение проведения мероприятий, при которых профилактическая работа по охране труда должна проводиться последовательно с привлечением широкого круга рабочих, ИТР участков и цехов; создание условий, при которых должен осуществляться контроль за безопасными и здоровыми условиями труда, исключающий оставление без надзора любого производственного процесса, рабочего места, машин и механизмов, для предупреждения возможных отступлений от действующих норм и правил охраны труда.

Новая редакция Ст. 6.3 КоАП РФ

1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Статье 6.3 КоАП РФ

1. Вопрос о действующих санитарных правилах и гигиенических нормативах, а также санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятиях является особенно острым в настоящий период времени.

Как преступление квалифицируется нарушение санитарных правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, либо то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, что предусмотрено ч. 1, 2 ст. 236 Уголовного кодекса России.

Гигиенический норматив — установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия — организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Кроме того, статьями 11, 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1 (ред. от 02.02.2006), закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 569 «О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» закрепляет, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.

Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральное медико-биологическое агентство осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, структурные подразделения и федеральные государственные учреждения федеральных органов исполнительной власти, а также федеральные государственные научно-исследовательские учреждения, центры гигиены и эпидемиологии и другие учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, составляют единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

2. Относительно специальных составов административных правонарушений в сфере нарушений санитарно-эпидемиологического благополучия населения см. комментарии к статьям 6.4 — 6.7, 8.2, 8.21 КоАП РФ.

3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц органов государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, осуществляется на основании процессуальных документов (см. комментарии к ст. 23.13 и 28.3 КоАП).

4. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

Субъективная сторона деяния выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

Другой комментарий к Ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия состоит из Федерального закона от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ и субъектов Федерации. В этих актах устанавливаются санитарные правила, гигиенические нормативы и иные требования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. Объектом правонарушения является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как одно из условий охраны здоровья граждан и благоприятной окружающей среды. Непосредственно данное правонарушение посягает на установленные нормами права санитарно-эпидемиологические правила.

3. Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

4. Субъектами противоправных деяний, ответственность за которые предусмотрена в данной статье, являются граждане, должностные лица, юридические лица.

5. С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

За несоблюдение установленных мер по борьбе с коронавирусной инфекцией граждане могут быть оштрафованы по ст. 6.3 или по ст. 20.6.1 КоАП РФ. В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденном 21 апреля 2020 г., Президиум Верховного суда РФ объяснил, в каких случаях и как применяются эти нормы.

Статья 6.3 КоАП РФ

Данная статья устанавливает штрафы за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ в нее были введены новые части 2 и 3.

По части 2 ст. 6.3 КоАП РФ наступает ответственность за нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, если эти действия совершены в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период проведения на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина). Штраф для граждан составляет от 15 000 до 40 000 руб. А если такие действия повлекли вред здоровью человека или его смерть, наказанием будет штраф в размере от 150 000 до 300 000 руб. (ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ).

Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Верховный суд разъяснил, что привлечению к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ подлежат лица:

  • с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания;

  • прибывшие на территорию РФ, в том числе из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции;

  • находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания или в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания;

  • уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок законное предписание или требование Роспотребнадзора.

Например, если гражданин прибыл из заграницы, он обязан выполнять требования по изоляции в домашних условиях в течение 14 дней с момента прибытия. Это предусмотрено подп. 2.3 п. 2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019». Если такой гражданин не будет соблюдать изоляцию, он будет оштрафован по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Срок давности привлечения к ответственности по этой норме составляет один год с момента обнаружения правонарушения.

Статья 20.6.1 КоАП РФ

Эта статья тоже была введена в КоАП РФ Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ. Она устанавливает ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения. Наказанием по этой статье для граждан может быть предупреждение или штраф от 1000 до 30 000 руб. (ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ). При повторном нарушении штраф составит уже от 15 000 до 50 000 руб. (ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ).

Верховный суд разъяснил, что ст. 20.6.1 КоАП РФ применяется, если гражданин не соблюдает правила поведения при введении на территории субъекта РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Так, в Москве такой режим установлен Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности». Этим документом в период с 28 марта по 1 мая 2020 г. гражданам запрещено:

  • посещать парки, музеи-заповедники и иные территории общего пользования;

  • при нахождении в общественных местах и общественном транспорте за исключением такси находиться к другим гражданам ближе 1,5 м;

  • покидать место жительства, за исключением некоторых случаев (обращение за неотложной медицинской помощью, следование к месту работы и обратно, выход в магазин, вынос мусора, выгул животных не далее 100 м от места проживания).

Нарушение любого из этих правил влечет за собой ответственность по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Привлечь к ответственности по этой норме можно в течение трех месяцев с момента обнаружения правонарушения.

Поскольку ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусматривает не только штраф, но и предупреждение, возникает вопрос: в каком случае гражданин может его получить?

Верховный суд указал, что наказание в виде предупреждения может быть назначено любому гражданину в зависимости от конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов по месту совершения таких правонарушений. Верховный суд также отметил, что при решении вопроса о применении к гражданину конкретного вида наказания нужно учитывать, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Виды ответственности за нарушения санитарного законодательства устанавливает Федеральный закон № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Виды ответственности за нарушение санитарного законодательства:

1. Дисциплинарная ответственность (выговор, денежные ограничения, увольнение и т. д.).

2. Административная ответственность (предупреждение, штраф).

3. Уголовная ответственность (статья 236 УК РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил»).

Отдельным абзацем в законе обозначена гражданско-правовая ответственность за причинение вреда вследствие нарушения: «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Применение Федерального закона № 195-ФЗ от 30.12.2001 г. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в деятельности Роспотребнадзора.

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

Статья 6.5. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.

Статья 6.6. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения.

Статья 6.7. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения

Статья 7.2, часть 2. Уничтожение специальных знаков.

Статья 7.8, часть 2. Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации.

Статья 8.6. Порча земель.

Статья 14.4, часть 2. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил.

Тестовые задания для контроля и самоконтроля

усвоения лекционного материала

01. Основные функции Роспотребнадзора установлены:

1) Конституцией Российской Федерации

+2) Федеральным законом № 52-ФЗ от 1999 г.

3) постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 г. № 154

02. Основные права Роспотребнадзора установлены:

1) Конституцией Российской Федерации

+2) Федеральным законом № 52-ФЗ от 1999 г.

3) постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 г. № 154

03. На вершине пирамиды системы российского санитарного законодательства находится:

+1) Конституция Российской Федерации

2) Федеральный закон № 52-ФЗ от 1999 г.

3) постановление Правительства РФ от 06.04.2004 г. № 154

4) указы президента

04. Виды ответственности за нарушение санитарного законодательства устанавливает:

1) Уголовный кодекс РФ

2) Кодекс РФ об административных правонарушениях

3) Конституция Российской Федерации

+4) Федеральный закон № 52-ФЗ от 1999 г.

05. Увольнение работника за нарушение санитарного законодательства относится к виду ответственности:

1) гражданско-правовой ответственности

2) уголовной ответственности

3) административной ответственности

+4) дисциплинарной ответственности

06. Руководитель объекта или его работник оплачивает штраф, как привлеченный к административной ответственности за нарушение санитарного законодательства:

+1) из личных средств

2) из бюджета предприятия

3) из внебюджетных средств предприятия

07. К уголовной ответственности нарушитель санитарного законодательства привлекается в случае:

1) нарушения требований статей Кодекса РФ об административных правонарушениях

+2) имеющихся объективных фактов вреда здоровью или окружающей среде

3) смертельных исходов нарушений здоровья

4) грубого нарушения требования дисциплины на объекте

08. В систему санитарного законодательства не входят:

+1) постановления и решения исполнительной власти

2) нормативные документы системы Роспотребнадзора

+3) приказы Минздрава РФ и Роспотребнадзора

4) региональные законы

09. Основной задачей Центров гигиены и эпидемиологии в регионах является:

1) организация и проведение мероприятий по контролю

+2) обеспечение руководителя управления Роспотребнадзора по региону объективными данными, характеризующими санитарно-эпидемиологическую ситуацию для принятия управленческих решений

3) принятие управленческих решений для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия регионов

4) реализация представительских функций системы Роспотребнадзора в региональных органах власти

10. Право гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду определено:

1) Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

+2) Федеральным законом «Об охране окружающей среды

+3) Конституцией Российской Федерации

4) Указом президента Российской Федерации

Лекция № 5

Тема: Гигиенические аспекты солнечной радиации

и ее искусственных аналогов

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Общая характеристика солнечной радиации и основные аспекты ее жизнеобеспечивающей роли.

2. Основы фотобиологии; фотобиологические эффекты (реакции) и их гигиеническое значение; понятие и гигиеническое значение цветового кондиционирования.

3. Физиолого-гигиеническая характеристика видимой и инфракрасной областей спектра солнечного излучения и его искусственных аналогов.

4. Физиолого-гигиеническая характеристика ультрафиолетовой области спектра солнечного излучения и его искусственных аналогов.

5. Синдром светового голодания и общие направления его профилактики.

6. Цикличность солнечной активности как фактор формирования геофизических и биологических характеристик среды обитания человека; основные аспекты влияния данного фактора на здоровье населения.

Учебные наглядные пособия и разработки, используемые на лекции

Для наглядного сопровождения лекционного материала используется мультимедийная слайдовая дорожка (презентация), разработанная и выполненная автором лекции.

Кто несет ответственность за нарушение санитарного законодательства – вопрос, на который правильнее всего будет ответить так: тот, кто его нарушает. Совершить противозаконные действия ввиду обширности и универсальности обозначенного законодательного сегмента может каждый: обычный гражданин, организация, предприниматель и т.д. Чтобы понять, можете ли вы понести ответственность за то или иное деяние, необходимо узнать, в каких случаях будет наступать интересующая нас ответственность, и в каких мерах она будет выражаться.

Кто несет ответственность за нарушение санитарного законодательства?

Ответственность за нарушение законодательства в области санитарных норм, установленных на территории РФ

Итак, прежде, чем говорить о мерах ответственности, применимых к нарушителям законодательства, более подробно, рассмотрим, какие виды оной имеют место быть в том случае, когда гражданин преступил закон. Разделение мер на категории не может не существовать, так как нарушения также характеризуются различными факторами, такими, например, как тяжесть совершенного и последующий урон, нанесенный окружающим.

Нарушение санитарного законодательства — серьезный проступок, который не может остаться незамеченным в глазах представителей закона

Итак, приступим к рассмотрению интересующих нас видов далее в таблице.

Таблица 1. Виды ответственности за нарушения санитарного законодательства

Вид Описание
Дисциплинарная Дисциплинарная ответственность – тот вид, который подразумевает применение мер наказания к нарушителю на базе какой-либо организации, являющейся его работодателем. В этом случае ответственность за исполнение наказания и дальнейший контроль за преступником берет на себя администрация учреждения.
Административная Административная ответственность – меры, применяемые со стороны государства и определяющиеся законом на официальном уровне. Обычно воплощаются в виде какого-либо штрафа или наказания аналогичной тяжести.
Уголовная Уголовная ответственность – разновидность юридической ответственности, назначение которой сопровождает совершение гражданином особенно тяжелых деяний и нарушений в области любой области законодательства. Уголовная ответственность подразумевает заключение нарушителя в тюрьме.

Меры ответственности, применимые в интересующем нас случае, можно поделить на несколько основных категорий, а именно: на административные, уголовные и дисциплинарные

Изучив, какие виды ответственности установлены за нарушение законодательства в области санитарных норм и правил, можно перейти к более детальному рассмотрению последствий назначения каждого из них и случаев, в которых это производится.

Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства

Итак, административная ответственность за нарушение санитарного законодательства наступает в ряде случаев, оговоренных законом.

Категория нарушений, связанная с эксплуатацией строений и транспорта

К этой категории противоправных действий можно отнести нарушения в следующих областях интересующего нас законодательного сегмента:

  • соблюдении норм и требований, предъявляемых непосредственно к жилым помещениям;
  • эксплуатации помещений, предназначенных непосредственно для производственных целей, а также общественных зон;
  • использовании различных зданий, сооружений, а также расположенного в них оборудования;
  • использовании транспорта.

Административная ответственность предполагает назначение такой меры наказания преступникам, как штраф

При условии, что вы нарушили законодательства в одной из вышеуказанных областей, то гражданин может столкнуться со следующими мерами ответственности:

  • официальным предупреждением о последствиях, которые наступят при повторении обозначенных нарушений;
  • наложением штрафных санкций, размер коих будет варьироваться от пяти до десяти величин МРОТ для обычных граждан;
  • наложением штрафа, величина которого составит от десяти до двадцати МРОТ для индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающих определенные государственные должности;
  • наложением штрафа на юридических лиц, нарушивших закон, величина которого будет варьироваться от ста до двухсот МРОТ.

Категория нарушений, связанная с обращением пищевых продуктов и сырья, а также химических и биологических веществ

В данную категорию входят нарушения законодательства, связанные с отказом от соблюдения требований, сопутствующих следующей деятельности:

  • организации питания населения страны;
  • поставке пищевой продукции из-за рубежа;
  • использованию наименований, имеющих производственно-техническую направленность, и носящих для человека потенциальную опасность;
  • производству и использованию продукции, использующейся для бытовых нужд человека;
  • производству, использованию и обороту пищевых добавок, сырья производственного, а также теми производственными наименованиями, которые с ними контактируют;
  • использованию веществ химической или биологической категории, наносящих вред здоровью человека.

Несоблюдение санитарных норм в области гигиены питания способно привести к таким катастрофическим последствиям, как массовое отравление, массовое заболевание и т.д.

Нарушение в области обозначенных выше пунктов влечет за собой наложение штрафной санкции в виде денежной выплаты, размеры которой будут варьироваться в зависимости от того, на кого она будет налагаться.

  1. Так, если речь идет о выплате штрафа обычным гражданином, ему придется расстаться с десятью-пятнадцатью размерами МРОТ.
  2. Для индивидуальных предпринимателей и занимающих государственные должности граждан эта величина составит не менее двадцати и не более тридцати МРОТ.
  3. Что касается санкций для юридических лиц, то величина штрафа, актуальная для них, составит от двухсот до трехсот МРОТ.

Почему такая явная разница между величинами штрафа? Тут все просто: ответственность в области соблюдения санитарного законодательства, касающаяся юридических лиц, является по сути своей куда более серьезной, чем та, что определена другим категориям лиц. Кроме того, нарушения, производимые целыми образованиями, как правила, также всегда имеют солидные масштабы.

В зависимости от того, к какой категории будет принадлежать интересующее нас лицо, являющееся нарушителем санитарного законодательства, будут в конечном итоге отличаться и применимые к нему штрафные санкции

Категория, связанная с нарушением санитарных требований в области использования водных ресурсов, земель и воздушных масс

Так, в рассматриваемый пункт целесообразно включить ряд следующих областей человеческой деятельности, в коих могут возникать нарушения по интересующему нас направлению:

  • соблюдение санитарно-эпидемиологических норм относительно объектов водной инфраструктуры страны, питьевой воды и снабжению питьем населения;
  • следование правилам использования атмосферных воздушных масс на территории городских, сельских и иных поселений, а также воздуха, скопленного непосредственно в местах пребывания людей, временного или постоянного;
  • использование согласно правилам почвы, территорий населенных пунктов, площадок, и ее содержание согласно нормам законодательства;
  • переработка отходов производства и потребления, в цикл которой входит как сбор, так и обезвреживание, перевозка, дальнейшее хранение и т.д.;
  • планирование строительных процессов и воплощение оных путем возведения зданий в городе и сельской местности.

В некоторых случаях при допущении мелких нарушений возможно применение самой лояльной меры наказания в виде официального предупреждения. При повторении противоправного деяния впоследствии будут применяться меры более существенные

Нарушения в перечисленных областях также подразумевают назначение определенного рода наказания, а именно:

  • официального предупреждения;
  • наложения штрафа.

Финансовая мера ответственности будет налагаться, как и ранее, на:

  • обычных граждан;
  • представителей категорий индивидуальных предпринимателей и должностных лиц;
  • юридические лица.

Так, все они будут вновь расставаться с определенным количеством минимальных размеров оплаты труда. Так, например, граждане расстанутся с десятью-пятнадцатью обозначенными величинами, предприниматели с и лица, занимающие государственные посты, выделять от двадцати до тридцати МРОТ, а вот юридические лица, которые, как мы помним, платят больше всего, вынуждены будут внести в казну штраф, величина которого составит от двухсот до трехсот МРОТ.

Категория нарушений, связанная с требованиями в области санитарно-эпидемиологического законодательства, относящимися к условиям труда, обучения, работы

Также имеет большую значимость соблюдение законодательства интересующей нас категории в области создания благоприятных и подходящих условий труда, а также условий для осуществления воспитательной работы, и работы, связанной с обучением граждан.

Кроме того, очень важно организовать правильно трудовое взаимодействие с источниками факторов физического воздействия на человека, различными веществами биологической категории, организмами микробиологического ряда, токсинами и т.д. Если нарушить законодательство в этой области, вы будете отвечать по всей строгости закона. Предполагается следующее разделение мер наказания для уже известных нам категорий лиц:

  • обычные граждане нашей страны обойдутся предупреждением или наложением штрафа;
  • предпринимательская прослойка населения и должностные лица понесут потери в виде двадцати-тридцати МРОТ;
  • юридические лица потратят на компенсацию невыполненных обязательств от двухсот до трехсот МРОТ.

В обязательном порядке необходимо правильно организовывать взаимодействие гражданина с источниками химического, физического и т.д. воздействия на организм, при условии, что он работает с данным источником

Невыполнение профилактических мероприятий

Каждая организация обязана проводить мероприятия санитарно-противоэпидемического характера. При отказе от их проведения, пропуске сроков, нарушении нормального хода проведения данных мероприятий и прочих нарушениях, могут иметь место быть следующие последствия:

  • предпринимательская прослойка населения и представители государственных должностей вынуждены будут уплатить в качестве штрафа минимальный размер оплаты труда в тридцати- или сорокакратном размере;
  • юридические же лица, по традиции, должны будут расстаться примерно с трехсот-четырехсоткратной величиной минимального размера оплаты труда, установленного на текущий момент для Российской Федерации.

При условии, что имело место быть нарушение санитарного законодательства, административная ответственность налагается на виновное лицо путем выпуска соответствующего постановления уполномоченного должностного лица, занимающего пост в организации, осуществляющей государственный контроль в области санитарно-эпидемиологического законодательства.

Что касается производственного процесса, начинающегося вслед за вынесением постановления, то он регулируется порядком, который был предварительно установлен Кодексом нашей страны, регулирующим отношения в области нарушения административного порядка.

Наложение административной ответственности на гражданина осуществляется путем вынесения соответствующего постановления должностным лицом

Дисциплинарная ответственность за нарушение санитарного законодательства

Что касается дисциплинарной ответственности, тут закон определяет, что должностные лица, работники каких-либо организаций или предприятий, нарушившие законодательство в интересующей нас области, в обязательном порядке должны подвергнуться взысканиям непосредственно по месту трудовой деятельности. Эти взыскания могут воплощаться в виде:

  • отстранения от работы;
  • освобождения от занимаемой должности;
  • увольнения и т.д.

Обязанность по наложению взысканий ложится на плечи руководящего состава предприятий. При этом, все связанные с данным процессом мероприятия осуществляются по представлению главного государственного врача, или лица, его замещающего.

Уголовная ответственность назначается согласно Уголовному кодексу нашей страны, и его конкретным положениям

Уголовная ответственность за нарушение законодательства санитарной категории

Уголовный Кодекс нашей страны также предусматривает соответствующего ряда ответственность за нарушение правил в области санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, если деяния того или иного лица, совершенные по неосторожности, повлекли возникновение массового заболевания граждан, их отравление и аналогичные последствия, провинившийся должен будет:

  • выплатить из своего кармана штраф в размере до 80 тысяч российских рублей;
  • выплатить штраф в размере заработной платы или прочего совокупного его дохода, накопленного за 6 месяцев;
  • лишиться права на принятие определенной должности;
  • лишиться права на ведение конкретной деятельности на срок до трех годичных периодов;
  • посетить обязательные работы на срок до 360 часов;
  • посетить исправительные работы на срок до одного года;
  • лишиться свободы на срок до года.

При условии, что все то же деяние повлекло смерть какого-либо человека или нескольких граждан, то перечень наказаний будет следующим:

  • обязательные работы на период до 480 часов;
  • исправительные работы от полугода до двух лет;
  • принудительные работы на период до пяти лет;
  • лишение свободы на срок до пяти лет.

Какое из наказаний будет определено для провинившегося гражданина, в каждом конкретном случае будет решать судебная власть

Исполнение постановления о наложении штрафа на юридическое лицо за нарушение санитарного законодательства

Постановление, вынесенное преступнику, в котором значится такое наказание, как наложение штрафа на юридическое лицо, должно быть исполнено получателем документа, то есть непосредственно нарушителем, не позднее, чем через 15 дней после того, как бумага будет ему вручена.

При условии, что вы примете решение об обжаловании решения, и проиграете, или если ваша жалоба будет отклонена, срок в 15 дней обнуляется, и начинает отсчитываться повторно с того момента, как вы будете уведомлены о том, что ваш протест не будет удовлетворён.

Как только указанный срок окончится, с вас принудительно спишут положенный штраф, в порядке, соответствующем нормам российского законодательства.

Юридическое лицо, нарушившее законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия, на которое был наложен штраф, обязано исполнить свои обязательства до того, как пройдет 15 суток с момента назначения оного

Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда вследствие нарушения санитарного законодательства

Хотим обратить ваше внимание на еще один важный факт. Если в ходе нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологических норм вы нанесли вред какой-либо личности или ее имуществу, то, согласно букве закона, вам придется самостоятельно его возместить, притом, оплатив все в полном объеме.

Ответственность за нарушение санитарного законодательства

Ответственность за нарушение норм санитарного законодательства понесут те, кто совершил интересующее нас противоправное деяние – отказался от соблюдения обозначенных в статье правил. Разумеется, не всегда нарушения производятся намеренно, однако, в большинстве случаев это не имеет никакого значения, так как последствия в любом случае наступили, и они имеют негативный характер. Нужно помнить, что чем тяжелее преступление, тем также тяжелее будут меры ответственности, которые применяются в связи с ним по отношению к нарушителю закона.

Лес – природная ценность, которую обязано защищать, как государство в целом, так и граждане страны. Ответственность за нарушение лесного законодательства выражена различными наказаниями, довольно жесткими, поэтому, нарушитель рискует попасть в серьезные неприятности, не соблюдая установленные на государственном уровне правила. В специальной статье мы более конкретно поговорим о последствиях, ожидающих «лесных» преступников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *