Пенсия в России для граждан Украины

По законодательству Российской Федерации, право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на территорию РФ из Украины, зависит от их статуса. Пенсионное обеспечение в полном объеме предоставляется россиянам, постоянно проживающим в Украине и вернувшимся в Россию.

У граждан Украины право на пенсионное обеспечение возникает при достижении пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) и постоянном проживании на территории России, подтверждаемым видом на жительство, выдаваемым территориальными органами ФМС. Также право на получение российской пенсии имеют лица, получившие в России статус беженца, который подтверждается удостоверением беженца установленного образца и выдается органами ФМС.

По законодательству Российской Федерации, право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на территорию РФ из Украины, зависит от их статуса. Пенсионное обеспечение в полном объеме предоставляется россиянам, постоянно проживающим в Украине и вернувшимся в Россию.

У граждан Украины право на пенсионное обеспечение возникает при достижении пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) и постоянном проживании на территории России, подтверждаемым видом на жительство, выдаваемым территориальными органами ФМС. Также право на получение российской пенсии имеют лица, получившие в России статус беженца, который подтверждается удостоверением беженца установленного образца и выдается органами ФМС.

Для назначения российской пенсии граждане, прибывшие из Украины, представляют в ПФР следующие документы:

— документ, удостоверяющий личность — для иностранных граждан это вид на жительство или удостоверение беженца, для граждан Российской Федерации – паспорт;

— о нетрудоспособных членах семьи;

— об установлении инвалидности;

— о смерти кормильца (кормильцев) и родственных с ним отношениях;

— документы о стаже, о среднем заработке за любые 60 месяцев работы подряд до 1 января 2002 года;

— пенсионное дело и сведения о прекращении выплаты пенсии на территории Украины, подтверждаемые органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства. В случае, если такие сведения отсутствуют, граждане Украины, обращающиеся за назначением российской пенсии, оформляют заявление, в котором самостоятельно указывают сроки прекращения выплаты пенсии на территории Украины и обязуются выплатить переполученные суммы, если такие факты будут установлены.

Гражданам Украины, которые по каким-либо причинам не могу представить документы о стаже и заработке, а также пенсионное дело из Пенсионного фонда Украины, может быть назначена социальная пенсии при достижении соответствующего возраста (60 лет для женщин и 65 лет для мужчин) при условии постоянного проживания на территории России или наличия статуса беженца.

Также граждане Украины, имеющие вид на жительство или статус беженца, могут обратиться за назначением пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца независимо от возраста. Для назначения пенсии по инвалидности необходимо представить документ об установлении инвалидности или пройти специальное медицинское освидетельствование в России, если такой документ утрачен. Для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимо представить документы, подтверждающие родственные отношения с умершим и документ о смерти.

На иностранных граждан, которым Россией предоставлено временное убежище, право на пенсионное обеспечение не распространяется.

Телефон «горячей линии» ОПФР по Амурской области 8(4162) 235-400

Пресс-служба ОПФР по Амурской области

Инна Кургуз т. 8(4162)235390 м. 55-82-15

Медицинские работники — представители тех профессий, которые дают право на пенсию за выслугу лет. Такая пенсия по определенным признакам похожа на пенсию по возрасту, поскольку назначается пожизненно и ее размер зависит от заработка и страхового стажа человека. Главную роль при назначении пенсии за выслугу лет играет стаж работы по специальности.

Согласно норм какого законодательства назначаются пенсии за выслугу лет медицинским работникам на территории ЛНР?

В соответствии с частью 2 статьи 86 Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики предусмотрено, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Луганской Народной Республики до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Луганской Народной Республики.

Законом Луганской Народной Республики от 27.03.2015 г. № 14-ІІ «О назначении и выплате пенсий на территории Луганской Народной Республики» (с изменениями) предусмотрено, что назначение и выплата пенсий на территории Республики осуществляется в соответствии с законодательством Украины, действовавшим по состоянию на 30.06.2014 года.

Пунктом 2 Заключительных положений раздела XV Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» № 1058-IV от 9 июля 2003 года (далее – Закон № 1058) предусматривает, что пенсии за выслугу лет назначаются согласно отдельному законодательному акту через профессиональные и корпоративные фонды. Однако, поскольку на данный момент такой законодательный акт не принят, пенсии назначаются по нормам Закона № 1058 в случае достижения пенсионного возраста и наличия трудового стажа, предусмотренного Законом Украины «О пенсионном обеспечении» № 1788-XII от 5 ноября 1991 года (далее – Закон № 1788).

Порядок исчисления специального стажа и условия, когда лицо приобретает право на пенсию за выслугу лет, определены Законом № 1788, а страховой стаж, в зависимости от которого определяется размер пенсии, исчисляется по нормам Закона № 1058.

При определении права на пенсию за выслугу лет трудовой (специальный) стаж как до, так и после 1 января 2004 года исчисляется согласно нормам Закона № 1788 и постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней» № 637 от 12 августа 1993 года – по данным трудовой книжки, а в случае необходимости – уточняющих справок. Другими словами, если медицинская сестра больницы после 2004 года ежемесячно работает на 0,5 ставки и получает заработную плату в размере меньше минимальной заработной платы, установленной законодательством, то в страховой стаж будет зачислен каждый месяц работы после 1 января 2004 года пропорционально уплаченным страховым взносам (если не осуществлена доплата к минимальному страховому взносу), а к стажу работы по специальности, которая дает право на назначение пенсии за выслугу лет, будет зачислен каждый месяц работы как полный. Условием для назначения пенсии за выслугу лет является наличие не менее 25 лет специального стажа работы на должности и в заведениях дающих право на пенсию за выслугу лет.

Работа, в каких заведениях и должностях дает право на пенсию за выслугу лет?

Перечень таких должностей и заведений утвержден постановлением Кабинета Министров Украины «О перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет» № 909 от 4 ноября 1993 года (с изменениями, далее — Постановление № 909).

Следовательно, для определения права на зачисление в специальный стаж определенного периода работы необходимо, чтобы человек работал в заведениях на должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.

Какими документами подтверждается специальный стаж?

Основным документом, которым подтверждается специальный стаж, является трудовая книжка.

Если из записей трудовой книжки невозможно сделать соответствующий вывод, в территориальное управление Пенсионного Фонда ЛНР дополнительно подается уточняющая справка заведения (учреждения). При решении этого вопроса могут быть рассмотрены и другие документы (положение о заведении, структуре, штатные расписания, аккредитационный сертификат и т.п.).

При определении права на назначение пенсий за выслугу лет органы Пенсионного Фонда ЛНР, кроме указанных выше нормативно-правовых актов, руководствуются нормами других законов, постановлений Кабинета Министров Украины, приказов министерств, ведомств.

Так, приказом Министерства здравоохранения Украины «Об утверждении перечней заведений здравоохранения, врачебных, провизорских должностей и должностей младших специалистов с фармацевтическим образованием в заведениях здравоохранения» № 385 от 28.10.2002 года утверждены перечни заведений здравоохранения, врачебных, провизорских должностей и должностей младших специалистов с фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения.

Итак, если стоит вопрос, зачисляется ли тот или иной период в специальный стаж, работники управлений Пенсионного Фонда ЛНР, а также уполномоченные представители учреждений, которые помогают своему работнику определить право на пенсию за выслугу лет, пользуются соответствующим перечнем.

Работа по специальности в заведениях, учреждениях и на должностях, предусмотренных Постановлением № 909, дает право на пенсию независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности заведений и учреждений.

Зачисляется ли в специальный стаж время обучения в медучилище или институте и период прохождения медицинской практики?

Зачисление в специальный стаж времени обучения в учебных заведениях действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.

Период прохождения медицинской практики (на основании лицензии) медицинским специалистом, зарегистрированным как субъект предпринимательской деятельности (физическое лицо), и который не пребывает в трудовых отношениях с заведением здравоохранения, не зачисляется в специальный стаж, поскольку законодательством предусмотрено обязательное выполнение двух условий: работа в соответствующем заведении и на должности, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет.

В то же время, при наличии у такого лица 25 лет специального стажа (без учета предпринимательской деятельности), то есть если у него есть право на назначение пенсии за выслугу лет, прекращение предпринимательской деятельности при назначении пенсии за выслугу лет не требуется, поскольку это не является работой, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет.

Предусмотрено ли льготное исчисление специального стажа?

При определении права на пенсию за выслугу лет применяются нормы ст. 60 Закона № 1788, которая предусматривает, что работа в лепрозорных и противочумных заведениях здравоохранения, учреждениях (отделениях) лечения лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, других инфекционных заведениях (отделениях) здравоохранения, патологоанатомических и реанимационных отделениях учреждений здравоохранения, а также психиатрических заведениях здравоохранения, зачисляется в стаж работы в двойном размере.

Размер пенсии определяется от специального стажа или страхового?

Размер пенсии определяется в зависимости от страхового стажа и заработка каждого лица согласно ст. 27 и с учетом норм ст. 28 Закона № 1058. Иными словами, если период обучения в медицинском колледже и время ухода за ребенком (как лицу, не находившемуся в трудовых отношениях с заведением здравоохранения) не зачисляются в специальный стаж, то в страховой стаж эти периоды засчитываются. А вот льготное исчисление (в двойном размере) страхового стажа применяется лишь до 31 декабря 2003 года, поскольку страховой стаж после 1 января 2004 года исчисляется календарно.

Управление Пенсионного Фонда Луганской Народной Республики в Славяносербском районе

Депутат Верховной рады от партии «Слуга народа» Елизавета Богуцкая раскритиковала законопроект о выплате пенсий украинцам, проживающим на территориях Донбасса. По ее мнению, эти люди могут придерживаться пророссийских взглядов.

«Кто будет определять, какие взгляды у тех пенсионеров? Поддерживают они Россию или нет? Мы им будем выплачивать? Мы сейчас плюем на всех переселенцев, которые сейчас нуждаются в жилье, в выплатах здесь и ничего не получают»,

— заявила Богуцкая.

Реклама

Так она прокомментировала закон о праве на пенсию для жителей Донбасса. 5 февраля Верховная рада отправила проект на повторное первое чтение.

Согласно документу, отправленному на доработку, должна быть упрощена процедура доказательства права на выплату пенсий для тех, кто был вынужден покинуть свое место жительства из-за вооруженного конфликта.

К тому же законопроект предусматривал установление особого режима и порядок получения выплат для пенсионеров, которые остались проживать на территориях Донбасса.

Кроме того, проектом предусмотрена выплата задолженности по пенсиям без срока давности. В Раде документ критикуют, отмечая, что на его реализацию потребуется $6 млрд.

Другой депутат Верховной рады от партии «Слуга народа» Марина Бардина ранее заявила, что проект доработают и примут.

«Мы снова увидим этот законопроект в парламенте, он получит большую поддержку и будет проголосован. Я не делю граждан Украины, мы все одинаковы, и если человек работал всю жизнь и заработал пенсию, он должен ее получить», — говорила Бардина.

При этом власти самопровозглашенных Луганской и Донецкой народных республик заявили ранее, что повысят пенсии на 20% с 1 января 2020 года.

В ДНР, кроме пенсий, увеличатся оклады сотрудников бюджетной сферы.

«С января 2020 года на 26% произойдет повышение должностных окладов труженикам бюджетной сферы, в том числе медикам, учителям, социальным работникам. Кроме того, будет повышен размер пенсии на 20% каждому пенсионеру», — говорил глава ДНР Денис Пушилин.

Бюджетникам и пенсионерам Донбасса прекратили выплачивать пенсии и зарплаты с 2014 года по указу бывшего президента Петра Порошенко.

В документе отмечалось, что они должны быть восстановлены после возвращения регионов под контроль украинской власти.

С апреля 2015 года власти самопровозглашенных ДНР и ЛНР начали самостоятельно выплачивать пенсии жителям, а с мая — и зарплаты бюджетникам.

Сейчас пенсионеры, проживающие в ДНР и ЛНР, могут получать их только на подконтрольной Киеву территории Донбасса. Для этого необходимо предоставить украинской стороне документы, включая справку переселенца.

Ее можно получить только при оформлении новой регистрации по месту пребывания на территории Украины.

Уполномоченный Верховной рады по правам человека Людмила Денисова в октябре 2019 года говорила, что задолженность Украины по выплатам пенсий и социальных льгот жителям неподконтрольных Киеву территорий Донбасса, а также переселенцам-пенсионерам составляет не менее 41,7 млрд гривен или около $1,67 млрд.

В среднем задолженность на одного переселенца составляет около 31 тысячи гривен ($1,24 тыс.).

Общая сумма невыплаченных пенсий пенсионерам, которые находились на учете в органах фонда на оккупированных территориях, с июня 2016 года по апрель 2018 года составляет 33,6 миллиарда гривен, указала Денисова.

Граждане самопровозглашенных республик, собирающиеся переехать на постоянное место жительства в нашу страну, получат российские пенсии, объяснили ранее в Пенсионном фонде России.

При этом в фонде пообещали, что будут оказывать «всяческое содействие» новым гражданам РФ в подтверждении их стажа и заработка, взяв на себя обмен данными с Пенсионным фондом Украины или пенсионными фондами ДНР и ЛНР.

Во избежание в дальнейшем возникновения случаев переплаты назначенных пенсий за выслугу лет напоминаем, что согласно Закону Луганской Народной Республики «О назначении и выплате пенсий на территории Луганской Народной Республики» (с изменениями), назначение и выплата пенсии на территории Республики осуществляется Пенсионным Фондом Луганской Народной Республики в соответствии с законодательством Украины, действовавшим по состоянию на 30.06.2014. Пенсионным законодательством, применяемым на территории Республики в соответствии с частью 2 статьи 86 Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики, предусмотрено, что пенсионное обеспечение застрахованных лиц, которые работали или работают на специальностях, дающих право на назначение пенсии за выслугу лет, до внедрения пенсионного обеспечения через профессиональные и корпоративные фонды, осуществляется в соответствии с нормами Закона Украины «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон) (пункт 2 раздела XV Заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»).

Пунктом «е» статьи 55 Закона закреплено право на назначение пенсии за выслугу лет работникам образования, здравоохранения и социального обеспечения, при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по Перечню учреждений образования, здравоохранения и социального обеспечения и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Кабинетом Министров Украины от 04.11.1993 № 909 (с изменениями). Согласно статье 7 Закона пенсии за выслугу лет назначаются при прекращении работы, дающей право на данный вид пенсии. При устройстве на работу, которая дает право на пенсию за выслугу лет, выплата пенсии прекращается. В соответствии со статьей 9 Закона Луганской Народной Республики «О нормативных правовых актах в Луганской Народ- ной Республике» иерархия нормативных правовых актов в Луганской Народной Республике основывается на их юридической силе, а также их соподчиненности по отношению к иным нормативным правовым актам. Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что законам Луганской Народной Республики не могут противоречить любые нормативные правовые акты. Согласно статье 11 Закона Луганской Народной Республики «О нормативных правовых актах в Луганской Народной Республике» расхождение или противоречие между нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения, означает юридическую коллизию. В случае возникновения юридических коллизий применению подлежит нормативный правовой акт, приоритет которого определяется в следующей последовательности:

1) нормативный правовой акт высшей юридической силы имеет преимущество над нормативным правовым актом меньшей юридической силы;

2) специальный нормативный правовой акт имеет преимущество перед общим нормативным правовым актом;

3) введенный в действие более поздний нормативный правовой акт имеет преимущество над введенным в действие более ранним нормативным правовым актом. Учитывая изложенное, в связи со вступлением в силу Закона Луганской Народной Республики «О назначении и выплате пенсий на территории Луганской Народной Республики» от 27.03.2015 № 14-П, Указ Главы Луганской Народной Республики «Об урегулировании отдельных вопросов обеспечения деятельности учреждений здравоохранения» от 23.03.2015 № 100/01/03/15 не применяется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *