Перечень профессий для прохождения медосмотра

Об утверждении списка профессий, требующих предсменного медицинского освидетельствования

Перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные периодические медицинские осмотры утверждён Приказом № 302н Минздравсоцразвития России от 12.04.11г.

ПРОВОДИТЬ ИЛИ НЕ ПРОВОДИТЬ МЕДОСМОТР РАБОТНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ?

МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ

Административная ответственность работодателя за невыполнение Приказа № 302н – ст.5.27.1 п.3 КоАП РФ(вступила в силу с 1 января 2015)

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Уголовная ответственность руководителя за нарушение требований охраны труда по ст.143 УК РФ.

Медицинский центр «ЗДРАВГОРОД» проведёт ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МЕДОСМОТР cотрудников вашего предприятия.

Стоимость медосмотра зависит от количества вредных и опасных производственных факторов, а также от численности и половозрастного состава работников.

Заказать расчёт медосмотра можно по телефону (3852) 67-49-62 или по электронной почте sales@zdravgorod22.ru

МЕНЕДЖЕРЫ ПО РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО ЦЕНТРА “ЗДРАВГОРОД”:

Гладских Ольга Николаевна Левина Анастасия Владимировна

Преимущества работы с Медицинским центром «ЗДРАВГОРОД»

  • Возможность организации медосмотра в выходные дни – суббота, воскресенье.
  • Организация медосмотров без очередей (в клинике сотрудники только вашего предприятия)
  • Бесплатная доставка сотрудников на медосмотр и обратно.(от 15 человек)
  • Рекомендации по дальнейшему обследованию и лечению в случае выявления заболеваний в ходе медосмотра.
  • Сопровождение пациентов с впервые выявленными заболеваниями, связанными с профессией, экспертиза профпригодности.

Для информации

С января 2012 года в на территории Российской Федерации вступил в действие Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года №302Н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Приказ №302Н утвердил и ввел в действие три взаимодополняющих регламента

  • Приказ 302н приложение №1 «Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)»;
  • Приказ 302н приложение №2 «Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников»;
  • Приказ 302н приложение №3 «Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Приложение №1 К приказу МЗиСР РФ №302Н определяет следующие позиции:

  • Непосредственно перечень вредных и (или) опасных производственных факторов по следующим разделам: химические факторы, биологические факторы, физические факторы, факторы трудового процесса.
  • Периодичность медосмотров.
  • Участие в медосмотрах врачей определённых специальностей (помимо обязательного списка врачей-специалистов).
  • Объём лабораторных и функциональных исследований (помимо обязательного объёма исследований).

Приложение №2 к приказу МЗиСР РФ №302Н определяет следующие позиции:

  • Перечень работ и профессий, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;
  • Периодичность медосмотров;
  • Участие в медосмотрах врачей определённых специальностей (помимо обязательного списка врачей-специалистов);
  • Объём лабораторных и функциональных исследований (помимо обязательного объёма исследований);
  • Обязательный объём обследования для всех категорий работников
  • Осмотр врача-профпатолога, врача-терапевта, врача-психиатра, врача-психиатра-нарколога, врача-акушер-гинеколога (для женщин).
  • При проведении предварительных и периодических медицинских осмотров всем обследуемым в обязательном порядке проводятся: клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ); клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка); электрокардиография; цифровая флюорография или рентгенография в 2-х проекциях (прямая и правая боковая) легких; биохимический скрининг: содержание в сыворотке крови глюкозы, холестерина.
  • Все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследования не реже 1 раза в год; женщины в возрасте старше 40 лет проходят 1 раз в 2 года маммографию или УЗИ молочных желез.
  • Пункты с 1 по 13 охватывает основные виды работ и профессий, сопряженных с вредными и опасными факторами: работы на высоте, в действующих электроустановках, в военизированной охране и т д.
  • Пункты с 14 по 26 относятся к медицинским осмотрам работников (к профосмотрам), которым по роду деятельности требуется оформление личных медицинских книжек (ЛМК). Объём лабораторных исследований для работников «декретированных» профессий (пищевых предприятий, общепита, детских учреждений и др.) ставит целью выявление ряда инфекционных и паразитарных заболеваний, которые могут быть заразны и опасны для здоровья населения. Т.о. если задача профосмотра – это выявление состояний и заболеваний, которые в процессе работы могут привести к негативным последствиям для самого работника (защита здоровья гражданина), то при обследовании для оформления ЛМК добавляется задача по выявлению состояний и заболеваний опасных как для работника, так и для других граждан (санитарно-эпидемиологическое благополучие населения).
  • Пункт 27 Приложения №2 «Управление наземными транспортными средствами», пришедший на смену приказу Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. N 555, является нормативным документом, регламентирующим прохождение медицинской комиссии для водителей и кандидатов в водители наземных транспортных средств. врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем;

Приложение №3 к приказу МЗиСР РФ №302Н

Данное приложение определяет организацию и порядок проведения обязательных профосмотров: предварительных (при поступлении на работу) и периодических медосмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В этом разделе приказа подробно пункт за пунктом рассмотрены основные вопросы, связанные с подготовкой и прохождением медицинских осмотров, необходимой документацией, особенностями оформления медицинских заключений и заключительных актов по результатам профосмотра и т.д. Инженерам по охране труда, менеджерам по кадрам и всем, кто по роду деятельности соприкасается с проведением профосмотров на предприятиях имеет смысл подробно изучить Приложение №3, рассматривая его, как нормативно-правовую базу для организации обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медосмотров (обследований) работников.
Необходимо обратить внимание на раздел 3 пункт 17, согласно которому работники до 21 года проходят периодические осмотры ежегодно. Данное положение относится в том числе и к осмотрам водителей ,т.о. водительская медицинская справка лицам до 21 года выдается сроком на 1 год.
В Приложении 3 разделе п.48 содержится список общих медицинских противопоказаний, на основании которых в совокупности с дополнительными медицинскими противопоказаниями врач-профпатолог решает вопрос о профпригодности работника к выполнению данного вида деятельности.

Общие медицинские противопоказания к допуску к работам

Работники (лица, поступающие на работу) не допускаются к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медосмотров (обследований), в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, при наличии следующих общих медицинских противопоказаний:

  • врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем;
  • последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени;
  • заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями;
  • нарколепсия и катаплексия;
  • заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.;
  • психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах.

Заказать расчёт медосмотра можно по телефону (3852) 67-49-62 или по электронной почте sales@zdravgorod22.ru

Перечень профессий

Единого официального перечня, в котором были бы указаны все профессии, работники которых подлежат прохождению медосмотров в обязательном порядке, нет. Такой перечень должен утвердить каждый работодатель, исходя из того, какие профессии и должности есть в его компании и какие условия труда организованы в этой компании. При составлении такого перечня нужно руководствоваться перечнями опасных факторов и работ, указанными выше. При этом не имеет значения, как именно называется профессия. Если работа связана с той работой, что указана в перечне, или выполняется в опасных или вредных условиях, эту профессию (должность) нужно включить в список.

Форма такого списка (перечня) не утверждена, поэтому составляется документ в свободной форме.

В списке необходимо указать следующее:

1) профессии (должности) по штатному расписанию, по которым предполагается работа с вредными производственными факторами, указанные в Перечне N 302н;

2) вредные производственные факторы. Наличие или отсутствие этих факторов выявляется путём проведения специальной оценки условий труда.

После утверждения этого списка работодатель направляет его в течение 10 дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в полномочия которого входит реализация федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по своему фактическому месту нахождения.

Организация проведения осмотра

В первую очередь работодатель составляет поимённый список сотрудников, которые должны проходить медосмотры.

В таких списках должны быть указаны:

  • фамилия, имя, отчество, профессия (должность);
  • наименование вида работы или вредного производственного фактора;
  • название структурного подразделения (если есть).

Далее работодатель выбирает медицинскую организацию, которая будет проводить осмотры, и согласовывает дату их проведения. За 2 месяца до этой даты работодатель направляет в медорганизацию подготовленный список лиц, которые будут проходить медосмотр.

Медицинская организация в свою очередь, получив поимённый список, составляет календарный план. Этот план согласовывается с работодателем и утверждается сторонами.

Перед тем, как направить своего работника на медицинское обследование, работодатель должен вручить ему направление и ознакомить с календарным планом.

Работник в указанный в плане день должен явиться в медорганизацию со всеми необходимыми документами. На этого работника оформляются медкарта и паспорт здоровья. После чего его допускают непосредственно к осмотрам и обследованиям (лабораторным и функциональным исследованиям).

Как составить список контингентов

Это первый этап подготовки к медосмотру, и на него ориентируется медкомиссия при составлении критериев оценки здоровья сотрудников. Исходя из содержания Приказа, для его оформления необходимо провести идентификацию вредных производственных факторов и видов работ согласно штатному расписанию.

Алгоритм действий при составлении контингента работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, следующий:

  1. Рекомендуется сначала составлять перечень контингента, а потом поименный, но многие делают наоборот. Чтобы облегчить процедуру, кадровики зачастую сначала формируют пофамильный список всех работников предприятия, а на его основе составляют поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам.
  2. Составляется перечень всех профессий в организации, ориентируясь на Приложение № 2 к Приказу № 302н.
  3. Для каждой профессии указываются вредные факторы и работы, в соответствии с Приложением № 1 к Приказу, чтобы определить перечень профессий, подлежащих периодическим медицинским осмотрам. Чтобы определить, какие факторы нужно указывать для каждой конкретной работы, можно воспользоваться результатами аттестации рабочих мест, программой производственного контроля или прошлогодними контингентами. Если у вас есть сотрудники, для которых нет вредных факторов и работ, в контингентах для данной профессии соответствующие ячейки следует оставить пустыми. Таких работников можно не направлять на медосмотр.
  4. Утверждение руководителем организации.
  5. Направление списка в Роспотребнадзор по фактическому местонахождению организации в 10-дневный срок после его утверждения работодателем (пункт 21 Приказа).

ВАЖНО! Обязательно получите и храните отметку о том, что вы действительно направили контингенты в Роспотребнадзор (подпись, входящий номер и штамп канцелярии, почтовое уведомление и т. п.).

Кто должен проходить медосмотр

В Трудовом кодексе и Приказе также можно найти перечень профессий, подлежащих периодическим медицинским осмотрам. Это сотрудники, не достигшие возраста 21 года, а также те, кто работает:

  • на вредном и опасном производстве;
  • на высотных работах;
  • на транспорте (водители, машинисты и т. п.);
  • в сфере общепита;
  • в образовательных и детских учреждениях;
  • в фармацевтических, медицинских и санитарно-гигиенических учреждениях (спа, сауны и прачечные);
  • в салонах красоты, которые оказывают парикмахерские и косметологические услуги;
  • в клининговой службе;
  • в сфере водоснабжения;
  • на животноводческих предприятиях и птицефабриках.

Список является открытым, и работодатель по согласованию с подчиненными может организовать регулярные медосмотры для любых других профессионалов.

Также законодатель устанавливает периодичность таких медобследований, которая зависит от условий работы и подробно указана в приложении № 1 к Приказу. В среднем перечисленные категории работников должны обследоваться не реже одного раза в 1-2 года.

Какие сотрудники должны проходить медицинские осмотры?

ИА ГАРАНТ

В соответствии с частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в том числе периодических медицинских осмотров влечет наложение административной ответственности на юридическое лицо от 110 до 130 тыс. руб. В организации без медицинского осмотра работают более 40 человек. В организации проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда. Как определяется перечень сотрудников, которые должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры? Должны ли такие осмотры проходить все сотрудники организации (в том числе юристы, бухгалтеры)?
Согласно части второй ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
В свою очередь, работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 214 ТК РФ).
Таким образом, прохождение медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, обязательно только в случаях, предусмотренных законодательством.
Обязанность по проведению медицинских осмотров некоторых категорий работников предусмотрена нормами ст. 213 ТК РФ. В соответствии с этой статьей обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.
Согласно части четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
На сегодняшний день таким нормативным актом, устанавливающим Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (далее — Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее — Перечень работ) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее — Порядок) является приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
При этом существует позиция, что наличие на рабочих местах работников вредных и опасных производственных факторов (выполнение соответствующей работы), указанных в Перечне факторов (например работа с ПЭВМ более 50% рабочего времени, что может относиться, в частности, к юристам и бухгалтерам), является самостоятельным основанием для направления таких работников на обязательный медицинский осмотр вне зависимости от того, отнесены ли условия труда на их рабочих местах к вредным или опасным по результатам аттестации или специальной оценки условий труда (смотрите, например, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-2/ООГ-242, письмо Роструда от 09.10.2015 N ТЗ/20422-3-3). Аналогичная точка зрения представлена и в разъяснениях специалистов Роструда, размещаемых на информационном портале этого ведомства в сети Интернет (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3). Правомерность такого толкования положений Перечня факторов подтверждается и Верховным Судом РФ (определение от 24.09.2015 N 302-КГ15-11278).
Вместе с тем в правоприменительной практике существует и иной подход к решению вопроса о необходимости проведения медицинских осмотров в рассматриваемой ситуации, базирующийся на следующей логике. По смыслу ст. 213 ТК РФ часть четвертая указанной статьи направлена на реализацию требования первой ее части. Иными словами, именно факт наличия вредных и опасных условий труда на рабочем месте является предусмотренным ТК РФ основанием для проведения обязательных медицинских осмотров работников.
О справедливости данного вывода, по нашему мнению, свидетельствует и примечание N 2 к Перечню факторов, в соответствии с которым в данном перечне перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам в соответствии с нормативными правовыми актами.
Отметим, что сами по себе вредные и опасные факторы являются таковыми независимо от уровня своего воздействия и на классы не делятся (смотрите ст. 209 ТК РФ, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение N 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н), ГОСТ 12.0.003-74 «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация», утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 13.11.1974 N 2551).
Именно условия труда в зависимости от уровня воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов подразделяются по степени вредности и (или) опасности на четыре класса — оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс; подклассы 3.1-3.4) и опасные (4 класс) (смотрите ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон N 426-ФЗ). Учитывая сказанное, полагаем возможным заключить, что речь в примечании N 2 к Перечню факторов идет именно о том, что наличие факторов, поименованных в этом Перечне, учитывается при определении необходимости проведения медицинских осмотров лишь в том случае, если уровень воздействия соответствующих факторов свидетельствует о наличии на рабочем месте работника вредных или опасных условий труда (класс 3.1 и выше). В подтверждение данного тезиса можно привести письмо Федерального медико-биологического агентства от 13.04.2012 N 1-08/894. Аналогичная точка зрения высказана и в письме Роспотребнадзора от 19.06.2015 N 01/7015-15-31.
При этом отметим, что некоторые факторы, поименованные в Перечне факторов, содержат специальную пометку «при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям» (смотрите п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов). На этом основании некоторые специалисты делают заключение, что раз в отношении отдельных пунктов Перечня факторов потребовалась такая оговорка, то другие приведенные в нем факторы являются основанием для проведения медицинского осмотра независимо от того, отнесены ли условия труда к вредным или опасным по результатам специальной оценки. В обоснование данного тезиса приводится также п. 19 Порядка, в соответствии с которым в списки контингента и поименные списки работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, включаются в том числе работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (в настоящее время — специальной оценки условий труда), проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.
Однако, как уже было указано выше, речь в самом Перечне факторов идет не о любых факторах, а лишь о тех, которые по уровню своего воздействия могут свидетельствовать о наличии вредных условий труда. При этом, по нашему мнению, работодатель при отсутствии результатов специальной оценки условий труда действительно может прибегнуть к иным поименованным в п. 19 Порядка источникам информации о вредных факторах и в том случае, если на основании указанных источников он сможет сделать вывод о том, что воздействие указанных факторов по своему уровню может повлечь за собой отнесение условий труда работника к вредным или опасным, он принимает решение о необходимости проведения медосмотра такого работника. Без нарушения требований закона необходимость такого порядка действий работодателя может возникнуть в случае создания новых рабочих мест. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах должна быть проведена в течение 6 месяцев с момента ввода их в эксплуатацию. При этом, как разъяснил Минтруд России в письме от 16.04.2015 N 15-1/ООГ-2242, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса.
Соответственно, работники для работы на этих местах в любом случае будут приняты ранее, чем на них будет проведена специальная оценка условий труда. В таком случае работодателю действительно следует самостоятельно оценить наличие на таких рабочих местах вредных или опасных факторов и уровень их воздействия с целью определения потребности в направлении работников на медицинские осмотры (за исключением случаев, поименованных в п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов, при которых работодатель вправе ориентироваться лишь на результаты специальной оценки).
Вместе с тем, по нашему мнению, в том случае, если работодатель располагает действующими результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, ему необходимо пользоваться именно ими. Обязанности использовать иные источники информации при наличии результатов специальной оценки Порядком не установлено, о чем свидетельствует использованный в п. 19 Порядка в отношении таких источников оборот «могут использоваться».
В уже упоминавшемся выше письме ФМБА России также указано, что работодателю следует использовать иные источники информации о вредных факторах, воздействующих на работника, для целей определения необходимости в проведении медосмотров именно при отсутствии результатов аттестации. Верховный Суд Удмуртской Республики в своем решении от 15.04.2015 по делу N 7-124/2015 также пришел к выводу об отсутствии состава правонарушения в действиях работодателя, не обеспечившего прохождение работниками медосмотра, в том числе ввиду наличия у него карт аттестации рабочих мест указанных работников, не содержащих указания на наличие по соответствующим рабочим местам вредных производственных факторов.
Таким образом, полагаем, что работодатель обязан во исполнение требования частей первой, четвертой ст. 213 ТК РФ проводить медицинский осмотр работников при наличии на их рабочих местах вредных производственных факторов только в том случае, если уровень их воздействия свидетельствует о наличии на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда. При установлении факта наличия на рабочих местах вредных факторов и определении уровня их воздействия работодатель в первую очередь должен ориентироваться на результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, и лишь при их отсутствии ему следует прибегнуть к иным источникам информации (за исключением случаев, поименованных в Порядке).
Учитывая сказанное выше, мы полагаем, что при наличии результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ), или специальной оценки условий труда, подтверждающих факт отсутствия на рабочем месте вредных или опасных условий труда, у работодателя не возникает обязанности по организации проведения обязательных медицинских осмотров работников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых установлено отсутствие вредных или опасных условий труда.
При этом, если сотрудники заняты на работах, которые включены в Перечень работ, работодатель обязан организовать в отношении них проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Аналогичные разъяснения дают специалисты Роструда (смотрите ответ 4).
Таким образом, по нашему мнению, работодатель обязан включать в списки контингентов работников, проходящих предварительные и периодические медицинские осмотры, следующие категории работников:
— сотрудников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (или специальной оценки условий труда) установлено наличие вредных и опасных условий труда;
— сотрудников, которые трудятся на вновь созданных рабочих местах, применительно к которым специальная оценка условий труда еще не проводилась, при этом на таких рабочих местах существуют вредные и (или) опасные производственные факторы, диагностируемые работодателем в соответствии с п. 19 Порядка;
— работников, занятых на работах, которые включены в Перечень работ;
— иных работников, в отношении которых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрена обязанность организовывать проведение предварительных и (или) периодических медицинских осмотров (например лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, — ст. 69 ТК РФ)*(1).
Однако обращаем Ваше внимание, что данная позиция является нашим экспертным мнением. Как видно из ответа, контролирующие и судебные органы могут придерживаться иной точки зрения по заданному вопросу.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *