Период охлаждения в страховании 2018

Yulia Grigoryeva / .com

Банк России разработал проект1 указания об увеличении с 5 до 14 календарных дней срока, в течение которого страхователь вправе вернуть страховую премию, уплаченную в рамках добровольного страхования, необходимого для приобретения нужного страхового полиса. Изменения планируется ввести в действие с 1 января 2018 года. Речь идет о так называемом «периоде охлаждения». Об этом Регулятор сообщает на своем официальном сайте.

Банк России отмечает, что «период охлаждения» зарекомендовал себя как эффективно действующий механизм защиты прав потребителей страховых услуг. Это подтверждается статистикой жалоб, поступающих в адрес Регулятора. В частности, количество обращений по фактам навязывания дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО снизилось почти на треть в I квартале 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года Таким образом, граждане активно используют возможность без потерь вернуть страховую премию, уплаченную за оформленную при заключении договора потребительского займа (кредита) страховку.

Эксперты Банка России подчеркивают, что установленного 5-дневного срока для отказа от договора страхования недостаточно (п. 1 Указания Банка России от 20 ноября 2015 года № 3854-У). Однако 14 дней – оптимальный срок для реализации потребителями возможности защитить свои права. Более того, многие страховые компании уже сегодня предлагают увеличенный срок «периода охлаждения», по сравнению с установленным в настоящее время.

Будет ли считаться, что стороны согласовали продажу товара в кредит, если товар будет передан до полной оплаты, при том, что согласно договору передача товара может произойти только после его полной оплаты? Узнайте ответ в «Энциклопедии судебной практики. Купля-продажа. Оплата товара, проданного в кредит» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Увеличение «периода охлаждения» позволит не только повысить защищенность прав и законных интересов страхователей, но и снизить негативные последствия недобросовестного поведения страховщиков, навязывающих дополнительные услуги, уверены разработчики проекта документа.

В настоящее время часто кредитные организации предлагают своим клиентам условия, при которых получение кредита становится обременительным для заемщика. При этом Банк или иная кредитная организация преследует исключительно свои цели, не только связанные с обеспечением возвратности заёмных средств, но и направленные на увеличение своей доходной части. Интересы заемщика при составлении договора о кредите в большинстве случаев не учитываются.

В основе своей при таких условиях зависимой и слабой стороной договора о кредите остается заемщик.

Очевидно, что потребитель, обращаясь в банк за кредитом, надеется на добросовестное отношение кредитора к себе как к стороне правоотношений и предполагает, что установление правовых отношений с банком принесет всем сторонам выгоды и не повлечет иных обременений. Такие предубеждения клиента не беспочвенны. В них отражается один из основополагающих принципов гражданского права, который закреплен в п.5 ст. 10 ГК РФ » Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются».

Однако зачастую условия кредитного договора обязывают клиента заключать иные договора для обеспечительных мер по возвратности заёмных средств. Соизмеряя свои выгоды, заемщик, как правило, соглашается на приобретение полиса страхования по кредиту.

В частности, в ходе оформления кредитного договора о денежном займе банк предлагает клиенту возможность приобретения услуги страхования по кредиту. При таких обстоятельствах, выигрывают партнерские отношения между Банком и Страховой компанией, так как оба реализуют свои продукты и получают доход, так же увеличивается размер выданных средств, с которых Банк получит дополнительный процент дохода.

В соответствии с п.1 ст. 934 Гражданского кодекса РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).

Согласно ч.3 ст. 958 Гражданского кодекса РФ при досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования, уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное.

Определим, что в силу п.1 Указания Банка России от 20 ноября 2015 г. N 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования», при осуществлении добровольного страхования (за исключением случаев осуществления добровольного страхования, предусмотренных пунктом 4 настоящего Указания) страховщик должен предусмотреть условие о возврате страхователю уплаченной страховой премии в порядке, установленном настоящим Указанием, в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение четырнадцати календарных дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.

Указанный период времени проще называть «Период охлаждения».

В п.4 Указания имеются исключения, при которых указанное требование не распространяется на следующие случаи осуществления добровольного страхования:

— осуществление добровольного медицинского страхования иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации с целью осуществления ими трудовой деятельности;

— осуществление добровольного страхования, предусматривающего оплату оказанной гражданину Российской Федерации, находящемуся за пределами территории Российской Федерации, медицинской помощи и (или) оплату возвращения его тела (останков) в Российскую Федерацию;

— осуществление добровольного страхования, являющегося обязательным условием допуска физического лица к выполнению профессиональной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— осуществление добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Соответственно, заемщик имеет право в течении 14 календарных дней отказаться от добровольного вида страхования и потребовать возврата денежных средств уплаченных в виде страховой премии. Но названные исключения не всегда позволяют вернуть потраченные на страховку по кредиту заемные средства.

Рассмотрим подробнее эти правоотношения на одном из примеров.

Ц. обратилась в суд с иском к страховой компании о защите прав потребителей, взыскании уплаченной страховой премии, мотивируя тем, что 28.06.2018г. между истцом и банком был заключен кредитный договор на сумму 412500 руб. на срок 84 месяца. Одновременно, 28.06.2018г. был заключен договор страхования между Страховой Компанией и Ц.О.А. В соответствии с. п.3.1.1 – 3.1.1.4 договора страхования, предусмотрено страхование от несчастных случаев и болезней. Пунктами 3.2.1 – 3.2.2 указанного договора страхования предусмотрено страхование по добровольному медицинскому страхованию (ДМС). Согласно условий ДМС страхованию подлежит возникновение необходимости оплаты медицинской помощи в государствах Израиле и Германии, в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара, в стационарных условиях. Страховая премия составляет 10485,75 руб. по рискам страхования от болезней и несчастных случаев, а по рискам ДМС 72014,25 руб.

04.07.2018г. истец по почте обратился в страховую компанию с заявлением о расторжении договора страхования и возврате уплаченной страховой премии. Учитывая, что заявление Истицы подано в Период охлаждения, часть страховой премии по рискам страхования жизни в размере 10485,75 руб., была возвращена. Оставшуюся часть страховой премии в размере 72014,25 руб. страховщик отказался возвращать истцу, сославшись на п.4 Указания Банка России от 20 ноября 2015 г. N 3854-У.

В судебном заседании сторона ответчика иск не признала, ссылаясь на вышеназванные доводы.

Как установил суд, из анализа материалов дела, территорией страхования по договору страхования является РФ, страховой случай в виде заболевания, повлекшего необходимость оплаты медицинской помощи в государствах Израиль и Германия в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара, в стационарных условиях, должен наступить на территории РФ. В связи с этим данный вид страхования не может относиться к добровольному страхованию предусмотренному п.4 Указания Банка России от 20 ноября 2015 г. N 3854-У.

Приведенная норма п.4 Указания предусматривает добровольное страхование, по условиям которого страховой случай может наступить исключительно за пределами территории РФ в стране временного пребывания застрахованного лица.

Соответственно, раз страховой случай должен наступить на территории РФ, то и потребитель не обязан в этом случае выезжать за пределы РФ для получения медицинской помощи, а значит быть застрахованным на таких условиях остается прерогативой его личного права и желания. Отсюда следует, что Страхователь может потребовать в период охлаждения возврата средств страховой премии.

Совет Федерации одобрил закон «О внесении изменения в статью 958 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» о возврате заёмщику платы за подключение к программе коллективного страхования, уплаченной кредитору. Для таких страховок будет действовать «период охлаждения» по аналогии с индивидуальными договорами страхования.

В течение 14 календарных дней заёмщик сможет отказаться от договора, написав заявление об исключении его из числа застрахованных лиц. Кредитор будет обязан вернуть все уплаченные в счёт подключения средства в течение семи рабочих дней при отсутствии страхового случая.

Также законом предусмотрено возвращение заёмщику части уплаченной им стоимости страховки при досрочном погашении кредита и отказе от договора страхования. Предусматривается, что в этом случае уплаченная страховая премия должна быть возвращена заёмщику за вычетом части страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование, если не произошло страхового случая.

Кредитор согласно закону также будет обязан информировать заёмщика об особенностях присоединения к договору коллективного страхования, о возможности от него отказаться, а также о размере страховой премии и иных платежей (например, комиссий), из которых формируется стоимость этой услуги, либо о максимально возможном размере платежа, включающего страховую премию и иные платежи. В законе учтены предложения кредитных организаций об указании на связь между договором потребительского кредита (займа) и договором страхования.

Закон предусматривает применение данных подходов и к ипотечным договорам.

Одновременно принятые поправки сохраняют подход, в соответствии с которым кредитор вправе увеличивать размер процентной ставки по кредиту в случае отказа заёмщика от договора страхования.

Закон вступит в силу с 1 сентября 2020 г. и будет распространяться на правоотношения, возникшие после вступления в силу данного закона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *