Периодичность пересмотра инструкций по охране труда

Пересмотр и Переутверждение Инструкций По Охране Труда При Технической Эксплуатации Тепловых Энергоустановок!

Приветствую, друзья! Несмотря на многочисленные разъяснения по пересмотру инструкций по охране труда и других локальных документов, вопросы до сих пор продолжают поступать. Нисколько не удивлюсь, если в комментариях к этой заметке кто-нибудь напишет вопрос о частоте пересмотра инструкций или приказов, и это при том, что тема будет разложена по полочкам в самой заметке. Что же нового в теме о пересмотре и переутверждении инструкций по охране труда ждёт нас сейчас, давайте посмотрим.

Недавно наш подписчик Никита Горбачёв прислал письмо Министерства энергетики, в котором разъясняется вопрос о том, что при работах в тепловых энергоустановках инструкции по охране труда должны пересматриваться и переутверждаться не реже одного раза в два года. Также Никита посетовал о полученных штрафах, полученных в ходе проверки соблюдения требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, они же ПТЭТЭ.

Пересматриваем инструкции по охране труда в соответствии с ПТЭТЭ

Если методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда, не являющиеся обязательными для применения, предписывают пересматривать инструкции не реже одного раза в 5 лет, то на уровне ПТЭТЭ это уже обязательное требование — 1 раз в 2 года.

Не так давно мы уже освещали процесс передела власти контрольно-надзорных органов в части проведения проверок на предмет соблюдения правил по охраны труда при эксплуатации тепловых энергоустановок, но не лишним будет напомнить, что каждое ведомство, в данном случае это ГИТ и Ростехнадзор, обязаны проверять организации только на предмет соблюдения тех нормативных правовых актов, которые утверждены в соответствующих перечнях (Ростехнадзор) и проверочных листах (ГИТ).

ПТЭТЭ входят в зону Ростехнадзора, о чём свидетельствует перечень НПА, утверждённый Ростехнадзором, следовательно ГИТ в вопросе периодичности пересмотра инструкций по охране труда будет исходить из совокупных факторов — фиксация пересмотра (есть ли где-либо отметка о пересмотре инструкций), актуальность содержимого инструкций по охране труда в соответствии с действующими НПА и технологическим процессом. Несмотря на спорную периодичность один раз в 5 лет, пересмотр инструкций за последние годы всё равно происходит чаще — конвейер по выработке новых или редактированию старых НПА неустанно работает.

Будет интересно узнать, как часто вам приходится пересматривать инструкции по охране труда и каким образом вы осуществляете этот пересмотр (какой порядок установили). Отпишитесь, пожалуйста, в комментариях, если не сложно 🙂

Далее в помощь руководителям и специалистам, на чью долю выпадают проверки Энергонадзора (Ростехнадзора), привожу текст письма Министерства энергетики и ссылку на скачивание актуальной редакции ПТЭТЭ.

В Минэнерго России поступило обращение от 21 марта 2019 г. № ПГ-1223 по вопросу разъяснения законодательства Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве энергетики Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. № 400 (далее — Положение), Минэнерго России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

Следует отметить, что обязанность по разъяснению законодательства Российской Федерации о теплоснабжении, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий на Минэнерго России не возложена.

В связи с чем Минэнерго России вправе давать разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий, однако указанные разъяснения носят рекомендательный характер.

Пунктом 1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. № 115 (далее — Правила № 115), Правила № 115 устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок:

  • производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;
  • паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений);
  • систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.

Пунктом 2.8.1 Правил № 115 установлено, что при эксплуатации тепловых энергоустановок хранятся и используются в работе следующие документы:

  • генеральный план с нанесёнными зданиями, сооружениями и тепловыми сетями;
  • утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями;
  • акты приёмки скрытых работ, испытаний и наладки тепловых энергоустановок и тепловых сетей, акты приёмки тепловых энергоустановок и тепловых сетей в эксплуатацию;
  • акты испытаний технологических трубопроводов, систем горячего водоснабжения, отопления, вентиляции;
  • акты приёмочных комиссий;
  • исполнительные чертежи тепловых энергоустановок и тепловых сетей;
  • технические паспорта тепловых энергоустановок и тепловых сетей;
  • технический паспорт теплового пункта;
  • инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей, а также должностные инструкции по каждому рабочему месту и инструкции по охране труда.

Пунктом 2.8.7 Правил № 115 установлено, что инструкции пересматриваются и переутверждаются не реже 1 раза в 2 года. В случае изменения состояния или условий эксплуатации энергоустановки соответствующие дополнения и изменения вносятся в инструкции и доводятся записью в журнале распоряжений или иным способом до сведения всех работников, для которых знание этих инструкций обязательно.

Таким образом, по мнению Минэнерго России, пересмотру и переутверждению не реже 1 раза в 2 года в установленном порядке подлежат инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей, должностные инструкции по каждому рабочему месту, а также инструкции по охране труда.

Скачать данное письмо в формате PDF можно ниже.

Общие требования к инструкции

Инструкция действует 5 лет.

Разработка инструкций по ОТ обязательна, это определено законодательной базой, в том числе системой стандартов безопасности труда. Проект документа разрабатывается руководителями предприятий, подлежит юридической экспертизе, подписывается заинтересованными лицами и утверждается работодателем.

Срок действия любой инструкции не более пяти лет, а если работа относится к опасным, то не более трех. Если за указанный период не изменились требования, то актуализация все равно требуется.

Инструкции по ОТ и ТБ разрабатываются:

  • по определенному виду работ;
  • касаемо определенной профессии.

Документы разрабатываются с учетом Правил, ГОСТов, а также стандартов и нормативных актов, действующих в этот период на предприятии. Начиная с момента, когда была издана и введена в действие Приказом по предприятию инструкция, она автоматически становится обязательным документом для соблюдения норм, указанных в ее содержании.

Места нахождения инструкций необходимо знать каждому работнику либо документ должен быть на известном месте, в том числе на стенде по охране труда. После актуализации следует произвести замену на новый.

В материале отражаются условия безаварийной и безопасной организации технологического процесса, в том числе применения инструмента, соответствующего регламенту безопасности, использование работником средств индивидуальной защиты, при этом должно быть учтено все до мелочей.

Для этого перед тем как издать инструкцию необходимо тщательно изучить маршрут технологического процесса. Это нужно для руководителя, если работник нарушит требования безопасности, то имеется возможность найти ссылку на то, что он выполнил неправильно.

Содержание инструкции охватывает:

  • общие положения. Здесь приводится список нормативных документов, принятых на государственном уровне, а также существующих нормативов на предприятии. Перечень последних необходим, чтобы не было информации вразрез с действующими нормами.

А также необходимо указать обучение, стажировку и правила допуска на рабочее место работника. Не менее важно знать, в каких случаях нельзя допускать работника к выполнению производственных задач;

  • далее по содержанию идет изложение требований перед началом выполнения работ. Здесь описывается, что должен сделать работник, прежде чем приступить к работе.

Например, провести осмотр рабочего места, надеть спецодежду, посмотреть нет ли ненужных предметов, которые ему помешают в его работе. При обнаружении каких-либо недостатков или подозрительных обстоятельств, ему необходимо доложить непосредственному руководителю. Соответственно к работе до этих пор не приступать, пока не будет устранен ряд выявленных им замечаний;

  • требования при выполнении производственных задач. В этом разделе, как правило, излагаются сведения, о том, что необходимо делать, а что нельзя при работе.

Например, нельзя отвлекаться, разговаривать и заниматься несвойственной ему работой, а также пренебрегать средствами индивидуальной защиты. Заниматься следует только тем, какое задание было выдано руководителем;

  • в разделе, регламентирующем требования по завершении работы, обычно прописывается, что необходимо привести в порядок свое место работы, убрать лишние предметы, и освободить все проходы от ненужных предметов, выключить электропитание;
  • требования при возникновении аварийных ситуаций. В этом разделе описываются все возможные ситуации и действия, которые должен знать работник при случившихся обстоятельствах, а именно при аварии или ином происшествии, учитывая оказание первой помощи лицу, получившему травму;
  • не исключено, что материал по инструкции может охватывать и иные разделы, так как специфика работы может отличаться от основной. Решение об этом принимает работодатель.

В целом чем больше информации будет учтено в инструкции по ОТ и ТБ, тем качественнее будет проводиться инструктаж.

Кто разрабатывает инструкции по охране труда

Обязательно издается приказ.

Руководитель обязан обеспечить разработку инструкции по охране труда, это требование законодательства.

Разработку инструкции по ОТ и ТБ осуществляют:

  1. Один из руководителей данного предприятия, при этом консультацию проводят те же самые службы ОТ;
  2. Организация, обладающая правом разработки данной инструкции.

Роль специалиста по охране труда заключается в выдаче методических рекомендаций и консультаций в данной области.

Обязательно следует при рассмотрении проекта инструкции учитывать мнение первичной профсоюзной организации. Работодателю важно закрепить в функциональных обязанностях руководителей разработку инструкций по ОТ, во избежание спорных вопросов.

Последовательность разработки:

  1. Издается Приказ или иной распорядительный документ, в котором назначается лицо, ответственное за разработку, устанавливаются сроки окончания работ. Обязательно нужно назначить за кем устанавливается общий контроль за исполнением Приказа;
  2. В процессе выполнения работ специалист по охране труда проводит консультации и выдает методики составления инструкций, а также информирует о новых уточнениях и изменениях в Правилах и иных регламентирующих документах;
  3. После подготовки проекта инструкции следует согласование с задействованными в техпроцессе службами, например, энергетика или механика, представителями профсоюзного комитета, со специалистом по ОТ и руководителем объекта;
  4. Далее согласованный проект утверждается руководителем предприятия и вводиться в действие Приказом того же руководителя.

Инструкция подготовлена в полном объеме, далее необходимо ознакомить с ее содержанием лиц, занимающихся данным видом деятельности под роспись.

При издании или актуализации документа необходимо учесть все нюансы места работы или вида производственной деятельности.

Причины пересмотра инструкций

Инструкцию пересматривают в определенных ситуациях.

Периодически необходимо пересматривать содержание инструкций. Эта функция возложена на руководителей подразделений. Но материал, содержащийся в документе, может пересматриваться и ранее положенного срока:

  • если внесены изменения в Правила по охране труда, ГОСТы и иные документы, принятые на законодательном уровне. Эта работа организуется на предприятии, то есть необходимо периодически мониторить изменения законодательства;
  • условия труда изменились. Например, вредные условия, воздействующие на организм, увеличились.

Это показали лабораторные исследования, на основании которых предельно-допустимая концентрация вредных веществ на организм возросла. В данном случае стало необходимостью применять дополнительные средства индивидуальной защиты;

  • внедрение новых технологий и замена устаревшего оборудования на новое тоже является основанием для внесения изменений в инструкцию по ОТ и ТБ.

Технология изменилась, на основании этого требуется проинструктировать лиц, задействованных в техпроцессе по новым методам работы, в том числе какие СИЗ применять, и как поступать при возникновении непредвиденных обстоятельств;

  • переработка инструкции требуется, если произошел несчастный случай, инцидент или иное происшествие, а также по результатам расследования профессионального заболевания.

В процессе расследования любого из перечисленных случаев, прежде всего, необходимо сопоставить это обстоятельство с требованиями, изложенными в инструктивном материале. Если имеются недоработки, то обязательно следует учесть причину, из-за которой произошло непредвиденное;

  • по предписанию государственного инспектора по ОТ или иного проверяющего. При проверке предприятия нередко выявляются нарушения, в том числе по актуализации инструкций.

Проверяющее уполномоченное лицо имеет право выдать предписание по необходимости переиздания документа и проверить выполнение этого пункта.

Ростехнадзор разъясняет: Должностные и производ­ственные инструкции для персонала, обслу­живающего подъемные сооружения в части проверки исправности рельсовых путей

Согласно введенным в действие Федераль­ным нормам и правилам в области промыш­ленной безопасности «Правила безопасно­сти опасных производственных объектов, на которых используются подъемные со­оружения» подпунктом «г» п. 149 предписа­но разработать должностные и производ­ственные инструкции для персонала, обслу­живающего подъемные сооружения.

Прошу разъяснить, будут ли разработа­ны и опубликованы новые типовые инструк­ции (руководящие документы) для специа­листов и рабочих, обслуживающих подъем­ные сооружения? Если не будет типовых ин­струкций, то как быть эксплуатирующей организации? Ведь ранее все инструкции разрабатывали на основе типовых инструк­ций, утвержденных Ростехнадзором.

Подпункт «ж» п. 23 Правил предписыва­ет специалистам, эксплуатирующим подъ­емные сооружения, быть аттестованными, в том числе на знание требований промыш­ленной безопасности к рельсовым путям.

Прошу разъяснить, по каким програм­мам следует проводить подготовку указан­ных специалистов, на сколько учебных ча­сов эти программы должны быть разрабо­таны, по какому шифру тестовых заданий (Б.9.31, Б.9.32, Б.9.33) следует проходить аттестацию? Как аттестованный за без­опасное производство работ с применением подъемных сооружений специалист должен выполнять должностные обязанности в ча­сти проверки исправности рельсовых пу­тей? Следует ли обязать его с определенной периодичностью проверять рельсовые пути всех типов кранов (мостовые, козловые, ба­шенные) с записью в каком-либо журнале?

М.С. Проскурин, гл. механик ЗАО «Энергомаш (Екатеринбург) — Уралэлектротяжмаш»

На вопрос читателя отвечает на­чальник Управления государст­венного строительного надзора Ростехнадзора А.Н. Горлов.

С 7 марта 2014 г на территории Российской Федерации действуют Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производствен­ных объектов, на которых используются подъ­емные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г № 533, заре­гистрированным Минюстом России 31 декабря 2013 г, регистрационный № 30992 (далее — ФНП по ПС).

Пунктом 151 ФНП по ПС определено, что чи­сленность специалистов эксплуатирующей ор­ганизации должна определяться распоряди­тельным актом эксплуатирующей организациис учетом требований подпункта «ж» п. 23 насто­ящих ФНП, а также с учетом количества и фак­тических условий эксплуатации подъемных со­оружений (ПС).

В соответствии с подпунктом «ж»п. 23 организация (индивидуальный предприни­матель), эксплуатирующая опасные производ­ственные объекты (ОПО) с ПС (без выполнения собственными службами работ по ремонту, ре­конструкции или модернизации) (далее — экс­плуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплу­атации имеющихся в наличии ПС и выполнять в том числе следующие требования: разработать и утвердить распорядительным актом эксплуати­рующей организации инструкции с должностны­ми обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопас­ность в организации из числа ее аттестованных специалистов: специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля пр иэксплуатации ПС; специалиста, ответственногоза содержание ПС в работоспособном состоя­нии; специалиста, ответственного за безопасноеп роизводство работ с применением ПС. Указан­ные специалисты должны быть аттестованы, в том числе на знание требований промышленной безопасности к рельсовым путям, если в состав ОПО входят ПС, передвигающиеся по ним.

Требования по организации производствен­ного контроля определены п. 149 ФНП по ПС. Ор­ганизацию службы производственного контроля,назначение лица, ответственного за выполнение производственного контроля, осуществляют в со­ответствии с Правилами организации и осущест­вления производственного контроля за соблюде­нием требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвер­жденными постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 10 марта 1999 г. № 263.

При разработке должностных инструкций для специалистов и производственных инструкций для персонала могут быть использованы типо­вые инструкции, указанные в Вашем обраще­нии, в части, не противоречащей требованиям ФНП по ПС.

Кроме того, в настоящее время Ростехнадзором запланирована разработка руководств без­опасности по вопросам эксплуатации ОПО с ПС.

Специалисты организации обязаны обеспе­чить соблюдение требований промышленной безопасности при эксплуатации рельсовых пу­тей ПС в соответствии со своими должностны­ми обязанностями. Должностные обязанности специалистов определяет организация, эксплу­атирующая ПС самостоятельно. Требования крельсовым путям ПС, в том числе и по ведению документации, определены руководствами по эксплуатации ПС, передвигающихся по ним, и ФНП по ПС (раздел «Требования к процессу экс­плуатации, проверке состояния и дефектации рельсового пути»).

Аттестацию специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, за содержание ПС в работоспо­собном состоянии, за безопасное производство работ с применением ПС, должны осуществлять в соответствии с требованиями Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, техно­логическому и атомному надзору, утвержденно­го приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. № 37 «О порядке подготовки и аттестации работ­ников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическомуи атомному надзору» (далее — Порядок), заре­гистрированным Минюстом России 22 марта 2007 г, регистрационный № 9133. Периодич­ность аттестации указанных специалистов — не реже чем раз в пять лет.

Пунктом 5 Порядка установлено, что аттеста­ции специалистов по вопросам безопасности предшествует их подготовка по учебным про­граммам, разработанным с учетом типовых про­грамм, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Подготовку можно проводить: в органи­зациях, занимающихся подготовкой, в очной и ди­станционной формах; в режиме самоподготовки.

При этом приказом Ростехнадзора от 21 октя­бря 2013 г № 485 утвержден Перечень норматив­ных правовых актов и нормативных документов,относящихся к сфере деятельности Федеральнойслужбы по экологическому, технологическому иатомному надзору (раздел I «Технологический,строительный, энергетический надзор»). Соглас­но п. 2 данного приказа необходимо руковод­ствоваться утвержденным перечнем в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. В указанный перечень включена ти­повая программа по курсу «Промышленная, эко­логическая, энергетическая безопасность, без­опасность гидротехнических сооружений» для предаттестационной (предэкзаменационной) подготовки руководителей и специалистов орга­низаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденная приказом Ростехнадзора от 29 декабря 2006 г. № 1155.

Специалисты должны быть аттестованы по об­ластям аттестации Б.9.31, Б.9.32, Б.9.33 в зависи­мости от своих должностных обязанностей и ПС,эксплуатируемых в организации (ПС предназна­чены для подъема и транспортирования людей(Б.9.32); ПС предназначены для подъема и переме­щения груза (Б.9.31). Если в должностные обязан­ности специалиста включены вопросы по монтажу,наладке, ремонту, реконструкции и т.д., то специа­листы должны быть аттестованы и по Б.9.33.

Документы:

Приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 №533 (ред. от 12.04.2016) «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»

Постановление Правительства РФ от 10.03.1999 №263 (ред. от 28.02.2018) «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте»

Приказ Ростехнадзора от 29.01.2007 №37 (ред. от 30.06.2015) «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (вместе с «Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», «Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»)»

Приказ Ростехнадзора от 21.10.2013 №485 «Об утверждении Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор»)»

Приказ Ростехнадзора от 29.12.2006 №1155 «Об утверждении Типовой программы по курсу «Промышленная, экологическая, энергетическая безопасность, безопасность гидротехнических сооружений» для предаттестационной (предэкзаменационной) подготовки руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»

Срок действия инструкций по охране труда

Техника безопасности является очень важной областью для любого предприятия. Основным документом, контролирующим весь рабочий процесс, выступает инструкция по охране труда. Первостепенным предназначением вышеуказанной бумаги является инструктирование новоиспеченных работников в области безопасного выполнения должностных обязанностей.

Условия, которые содержатся в инструкции, обязательны к исполнению, вне зависимости от стажа работы и занимаемой должности. Если поведение подчиненного будет идти в разрез с инструкцией по охране труда, то руководитель учреждения может прибегнуть к крайней мере – расторгнуть договор о трудовых взаимоотношениях.

Cтатья 81 ТК РФ гласит о том, что руководитель не обязан отвечать за действия сотрудника, который хотя бы один раз допустил грубое нарушение требований, изложенных в документе, что послужило причиной наступления серьезных последствий (авария, травма производственного значения и т.д.).

Подчиненные, которым директор учреждения поручил разработать инструкцию о безопасном поведении на рабочем месте, достаточно часто забывают об одном важном моменте – документ актуален лишь в течение определенного срока, а затем – подлежит пересмотру. Важность этой процедуры состоит вот в чем. Штатная работа организации зависит от многочисленных факторов: технический износ приборов и оборудования, текущий ремонт, кадровая укомплектованность, регулярное повышение квалификации и пр. Все эти показатели отражаются на итоговом результате.

Итак, сколько лет действует принятая инструкция по охране труда? Нормы действующего законодательства рекомендуют производить пересмотр документа каждые 5 лет. Как показывает практика, если в течение этого времени предприятие не претерпело глобальных перемен, а также пересмотра стандартного пакета нормативных бумаг, то можно просто утвердить прежнюю инструкцию по охране труда.

В каких случаях нужно досрочно вносить изменить

Наступление нижеприведенных обстоятельств требует безотлагательного пересмотра документа, касающегося охраны труда:

  • модернизация касается отраслевых правил;
  • исправления и нововведения вносятся в документы типового значения;
  • обязанностью работника стало выполнение иных должностных обязанностей;
  • предприятие переживает внедрение нового рабочего процесса;
  • выполнение стандартных трудовых обязанностей привело к наступлению аварии, чрезвычайного обстоятельства или профессионального недуга;
  • выдача предписания представителем трудовой инспекции.

Чаще всего внесение корректировок требуется ввиду изменения должностных обязанностей. При этом нужно правильно понимать обстановку: если новшества касаются лишь класса условий труда, то действующий документ следует оставить прежним. А если подчиненный приступил к выполнению иной работы, например, использовал полуавтоматическую сварку, а теперь перешел на ручной аппарат, то его следует ознакомить с измененной инструкцией.

Внедрение технологических новинок естественно влечет за собой корректирование действующих внутренних локальных актов. Если производится демонтаж старого оборудования, то руководитель подразделения обязательно должен распорядиться о составлении и утверждении нового документа, контролирующего безопасность и сохранность здоровья на рабочем месте.

Инспектор государственной инспекции по труду имеет право указать на пересмотр инструкции по охране труда, особенно, если реализации технологического процесса привела к наступлению производственной травмы. Изданию нового документа должны предшествовать такие мероприятия, как, тщательный анализ документов, расследование и т.д., ведь инструкция по охране труда должна являться рабочим инструментом, а не отпиской для проверяющих структур.

Порядок продления срока действия

Процедура пересмотра не описана действующим законодательством. Инструкция по охране труда является внутренним документом предприятия, поэтому считается, что каждый руководитель вправе установить индивидуальный порядок принятия и пересмотра данного нормативного акта.

Зачастую все происходит следующим образом:

  1. Начальники структурных подразделений изучают нормативную базу, а затем разрабатывают и пересматривают документ.
  2. Специалист отдела кадров составляет приказ.
  3. Руководитель утверждает вышеописанные документы.

В приказе следует отразить наименования инструкций, которых коснулись изменения.

При этом нельзя забывать о том, что новоявленный документ обязательно следует довести до сведения заинтересованных лиц. Кроме того на обратной стороне инструкции по охране труда должны расположить свои подписи разработчики инструкции и начальники подразделений.

Первая страница продленного документа не может обойтись без следующих реквизитов:

  • даты, фиксирующей срок внесения корректив;
  • штампа, отражающего факт осуществления пересмотра;
  • подписи, занимаемой должности и расшифровки лица, отвечающего за актуальность и законность документа, обеспечивающего безопасность на производстве;
  • срока действия обновленного локального акта.

Статья 212 действующего трудового законодательства требует, чтобы для каждого гражданина, приступающего к выполнению обязанностей на новом рабочем месте, был проведен комплекс вводных мероприятий: инструктаж, стажировка и проверка знаний, касающихся безопасного рабочего процесса.

Важно! Работника нельзя винить в том, что он нарушил требования охраны труда, если работодатель не обеспечил своевременное ознакомление с ними.

В ст. 225 ТК РФ изложено условие, что инструктирование, обеспечивающие безопасность рабочего процесса, а также обучение оказанию первой помощи в случае наступления непредвиденных обстоятельств, является обязанностью именно работодателя. Соответственно, если директор организации не потрудился выполнить вышеуказанные требования законодательства, то он не имеет права обвинять подчиненных в нарушении требовании инструкции по охране труда.

Инструктаж, гарантирующий безопасное выполнение должностной инструкции, предусматривает внимательное ознакомление со следующими моментами:

  • факторы, которые в рабочем ритме способны нанести вред жизни и здоровью подчиненного;
  • варианты выполнения обязанностей, изложенных в должностной инструкции, без получения какого-либо вреда;
  • требования нормативных актов, описывающих охрану труда.

Сведения, указанные в инструкции по охране труда, актуальны для всех граждан, с которыми устанавливаются трудовые взаимоотношения на постоянной или временной основе, командировочных сотрудников, а также студентов, проходящих производственную практику.

Если организация небольшая (менее 50 человек) и штатное расписание не включает в себя такую должность, как инженер по охране труда, то руководитель имеет право возложить обязанности по реализации ознакомления на любого другого работника.

С какой периодичностью должны пересматриваться инструкции по охране труда

В общем случае, периодичность пересмотра инструкций по охране труда составляет не реже 1 раза в 5 лет. Для предприятий электроэнергетики нормативный срок – 1 раз в 3 года, что можно объяснить повышенным риском поражения работников электрическим током.

Срок действия инструкций по охране труда ИОТ действует, пока у работника будет необходимость в ней. Это означает, что жизненный цикл не ограничен какими-либо конкретными промежутками времени.

Обязательных требований, устанавливающих плановый срок проверки инструкции по охране труда, нет. Значит, можно делать это чаще, но реже – нельзя. Если есть инструкция при работе с молотком, то могут быть пересмотрены требования к работнику, но сам процесс работы с этим ударным ручным слесарно-монтажным инструментом остается прежним, как и сто лет назад. Требования к работнику обязательно должны быть указаны в данном документе, поэтому при изменениях в законодательстве нужно внести соответствующее изменение. Если спустя годы работать с молотком можно будет только лицам с 21 года, то и в ИОТ такое требование указывается не позднее дня вступления его в законную силу.

Пример. Допустим, с 1 июля 2031 года в законодательстве по охране труда при работе с молотком произойдут изменения – работать с ним можно будет только лицам не старше 50 лет. Если Правила вступают в силу с 1.07.2031 года, то работодатель обязан не позднее 1 июля ознакомить работника с этими изменениями, проведя внеплановый инструктаж по уже обновленной ИОТ. Если же работника ознакомят с этим изменением не 1 июля, а предположим, 12 июля, и в этот промежуток времени с работником старше 50 лет произойдет несчастный случай, работодатель понесет административную ответственность по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Досрочный пересмотр инструкций по охране труда

Руководящим документом являются Методические рекомендации Минтруда России по разработке ИОТ от 13.05.2004 года. Они определяют, как часто пересматриваются инструкции по охране труда: работодатель обязан сделать это досрочно, если произошли изменения в правилах по ОТ и в типовых ИОТ, взятых за основу локальных. Также в пункте 7 данных методических рекомендаций указано, что при изменении условий труда работников инструкции также должны быть поправлены.

Это не означает, что если класс УТ изменился с 3.2 на 3.3, необходимо отменять или менять действующий документ. Это означает, что если работник вместо полуавтоматической сварки теперь работает на ручном аппарате, то его нужно ознакомить с ИОТ на ручной сварке. При внедрении новой техники и технологии должна соответствующим образом измениться и инструкция. Если старое оборудование демонтировано, то надо вывести из применения прежнюю и издать новую ИОТ. Новая должна быть принята и выдана работнику для изучения до того, как работник приступит к работе на новом оборудовании.

Инспектор ГИТ может дать указание о пересмотре после несчастного случая. Работодатель имеет право принять такое решение и самостоятельно, проанализировав материалы расследования, если выяснится что в ИОТ материал изложен формально и не имеет существенного влияния на обеспечение безопасности работников.

Порядок пересмотра

Внимание! Ответственность за соответствие локальных актов требованиям законодательства несет служба охраны труда. Ответственность за соответствие инструкции по охране труда требованиям руководства по эксплуатации несет разработчик инструкции – технический специалист или руководитель.

Приказ об утверждении изменений в ИОТ должен быть составлен до момента вступления в силу изменения в законодательстве. Работник должен быть своевременно проинформирован об изменившихся требованиях безопасности. Изменяют локальные акты в порядке их принятия. Если ИОТ была введена приказом, то и вносить в нее изменения или отменять нужно также приказом.

При смене специалиста по охране труда необходимо ли пересматривать и переутверждать инструкции по охране труда? Каков порядок согласования старых инструкций с новым специалистом? Необходимость пересмотра в данном случае отсутствует, но новый специалист, найдя существенные нарушения в существующих инструкциях, должен их пересмотреть. Это – решение самого специалиста.

Требуется ли замена инструкций по Охране труда (плановый пересмотр инструкций в 2018 году) при изменении наименования организации? Каким правовым актом необходимо руководствоваться в данной ситуации? Несмотря на смену названия, организация осталась прежней, так что приказы и иные распорядительные документы можно будет заменять новыми постепенно – когда потребуется внести в них изменения.

Законодательно процедура внесения изменений в локальные нормативные акты в связи со сменой названия организации не прописана. В этом случае на время переходного периода целесообразно издать организационно-распорядительный документ (приказ) о том, что, к примеру, инструкции по охране труда (перечислить их) продолжают действовать до момента их пересмотра.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *