Плата за общежитие

VI. Оплата за проживание в студенческом общежитии

6.1. Плата за пользование студенческим общежитием взимается с обучающихся ежемесячно не позднее 27-го числа текущего месяца за все время их проживания и период каникул.

6.2. Оплата осуществляется путем внесения денежных средств в кассу Университета либо в безналичном порядке на счет Университета.

6.3. Размер оплаты за проживание в студенческом общежитии, коммунальные и бытовые услуги устанавливается Университетом в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными актами Университета.

6.4. Плата за проживание в студенческом общежитии не взимается с обучающихся из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

6.5. Проживающий, несвоевременно и (или) не полностью внесший плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязан уплатить пени в размере и сроки, установленные договором найма или договором безвозмездного пользования.

VII. Органы самоуправления проживающих

В студенческом общежитии

Для представления интересов обучающихся из числа студентов, проживающих в общежитии, ими создается студенческий совет общежития (далее – Студсовет), осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством и настоящим Положением.

7.2. Структура Студсовета общежития определяется с учетом его целей и задач на основе инициативных предложений проживающих.

7.3. На каждом этаже общежития на общем собрании проживающих на данном этаже избирается староста этажа.

7.4. Студсовет формируется из старост этажей.

Членом Студсовета общежития может также стать любой проживающий в общежитии, не имеющий дисциплинарных взысканий.

7.5. Руководство Студсоветом общежития осуществляет председатель Студсовета общежития, избираемый большинством голосов членами Студсовета общежития из своего состава. Председатель Студсовета общежития избирается на срок не более 3 лет простым большинством голосов.

В составе Студсовета общежития могут быть избраны заместители председателя по различным вопросам, касающимся жизни, быта и досуга проживающих.

7.6. Председатель Студсовета общежития выполняет свои обязанности совместно со Студсоветом общежития и администрацией общежития.

7.7. Указания председателя Студсовета общежития являются обязательными для всех проживающих в этом общежитии.

7.8. Председателем Студсовета общежития выполняются следующие функции:

— руководство работой Студсовета общежития;

— вынесение на обсуждение Студсовета общежития проектов планов его работы, согласование их с проживающими, администрацией общежития;

— содействие администрации общежития в контроле за соблюдением проживающими Правил внутреннего распорядка студенческого общежития Университета;

— изучение положительного опыта работы студсоветов общежитий других вузов;

— распределение функций между членами Студсовета общежития в соответствии с настоящим Положением;

— подготовка и представление отчетов о работе Студсовета общежития на общем собрании проживающих.

7.9. В случае отсутствия председателя Студсовета общежития его обязанности выполняет один из его заместителей по решению председателя Студсовета общежития.

7.10. Председатель Студсовета общежития и его заместители могут быть переизбраны большинством голосов членов Студсовета общежития.

7.11. К целям и задачам Студсовета общежития относятся:

— информирование проживающих о своей деятельности;

— проведение работы, направленной на повышение сознательности среди проживающих и их требовательности к уровню воспитания, бережного отношения к имуществу Университета, патриотическому отношению к духу и традициям Университета;

— привлечение проживающих к выполнению в добровольном порядке общественно-полезных работ в общежитии и на прилегающей территории;

— оказание помощи администрации общежития в поддержании чистоты и порядка в общежитии и выполнении всеми проживающими Правил внутреннего распорядка студенческого общежития;

— совершенствование социальных и жилищно-бытовых условий, решение вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развития ее социальной активности, поддержки и реализации социальных инициатив, защита и представление прав и интересов проживающих;

— содействие проживающим в решении образовательных, социальных, жилищно-бытовых и прочих вопросов, затрагивающих их интересы;

— участие в решении актуальных проблем, связанных с деятельностью общежитий;

— решение с администрацией общежития вопросов, касающихся условий проживания;

— внесение предложений администрации общежития по организации воспитательного процесса, досуга и быта проживающих, пропаганда здорового образа жизни;

— организация совместно с администрацией общежития и проведение в общежитии культурно-массовых и спортивных мероприятий;

— информирование проживающих о деятельности Студсовета общежития;

— координация деятельности старост этажей;

— привлечение проживающих к выполнению в добровольном порядке общественно-полезных работ в общежитии и на прилегающей территории;

— осуществление помощи администрации общежития в организации контроля за сохранностью материальных ценностей, находящихся в общежитии и закрепленных за проживающими.

Важное решение

На знаменательной для образовательных учреждений встрече Д.А. Медведева с активом партии «Единая Россия» был оглашен список расходов, которые, по мнению премьера, включать в расчет платы за студенческое общежитие не следует.

Специальная рабочая группа, состоявшая из профсоюзных деятелей и членов указанной партии (далее — рабочая группа), выезжала в регионы и на местах проверяла обоснованность расчетов.

По сообщению члена комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Н.Н. Гончара, если до 1 сентября 2013 г. средняя плата по стране за студенческое общежитие была в среднем 180 руб. в месяц, то после вступления в силу нового Закона об образовании цены поднялись в среднем по стране до 641 руб. После первичных проверок цены удавалось снизить до 440 руб., по результатам повторных проверок — до 341 руб.

Самым противоречивым субъектом Федерации оказалась Москва — наряду с вузами, сохранившими плату за студенческое общежитие на уровне 55 руб., встречались случаи, когда плата превышала 3,5 тыс. руб. При этом, как показала деятельность рабочей группы, в абсолютном большинстве случаев никаких аргументированных расчетов под огромными для студента цифрами нет.

В ряде случаев рабочая группа выявила резервы для снижения платы за студенческие общежития, проверив, насколько рационально и в какой бюджет идут средства от использования территорий и зданий общежитий, которые являются федеральной собственностью и переданы вузам в управление.

По мнению Дмитрия Анатольевича, «наниматель не должен участвовать своими деньгами в восстановлении этой жилой площади. Это обязанность наймодателя, то есть университета, той организации, которая дает это помещение».

Попытки включить в расчет платы за студенческое общежитие ремонт и дополнительные услуги были названы «накрутками, причем бесчестными».

О необходимости соблюдения действующего законодательства при определении размера платы за общежитие неоднократно предупреждало и Минобрнауки России в своих Письмах, в частности от 09.08.2013 N МК-992/09 и от 02.10.2013 N ВК-573/09.

Будущие изменения в законодательстве

Рабочей группой был подготовлен проект федерального закона N 415218-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 39 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — законопроект N 415218-6). Указанный проект внесен на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 23 декабря 2013 г. С текстом предлагаемых изменений и дальнейшим продвижением проекта можно ознакомиться в автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности (АСОЗД).

Суть будущих изменений сводится к тому, что брать плату можно будет только за пользование помещением и за коммунальные услуги.

Таким образом, в расчет платы за студенческое общежитие не будут попадать:

  • капитальный ремонт;
  • расходы на содержание федеральной собственности.

Более того, по распоряжению Д.А. Медведева, который является не только премьером, но и председателем партии «Единая Россия», которое было дано им 7 декабря 2013 г., рабочая группа заранее, до принятия поправок в законодательство, разработала методику проведения расчетов за проживание в студенческих общежитиях. Концепция методики основана на том, чтобы студенческие общественные организации могли точно понимать, исходя из чего рассчитана конкретная сумма платы за студенческое общежитие:

  • сумма может быть высокой в случае, если речь идет, например, об общежитии квартирного типа;
  • за жилье, которое выглядит как некий коридор, плата должна быть минимальной.

В расчетном листке не должно быть таких понятий, как, например, «обязательные дополнительные добровольные услуги».

Методика будет согласована с соответствующими органами исполнительной власти после вступления изменений, предусмотренных законопроектом N 415218-6.

Плата за проживание

В Налоговом кодексе РФ (далее — НК РФ) предусмотрено освобождение от НДС деятельности по оказанию услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности (пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ). Однако ни об общежитиях, ни тем более о студенческом общежитии в Налоговом кодексе РФ ничего не сказано, тогда как до 1 января 2004 г. действовали правила, прописанные в ст. 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, где было прямо сказано, что до этой даты от НДС освобождались услуги по предоставлению жилья в общежитиях. Исключение составляли:

  • использование жилья в гостиничных целях;
  • предоставление жилья в аренду.

Поскольку с 1 января 2004 г. указанная «льгота» была отменена, сотрудники финансового ведомства неоднократно заявляли, что основания для освобождения от обложения НДС услуг по предоставлению жилья в общежитии отсутствуют (Письма Минфина России от 02.07.2010 N 03-07-11/283 и от 18.06.2010 N 03-07-07/37).

Кроме того, по мнению финансового ведомства (Письмо Минфина России от 16.03.2005 N 03-04-09/04) и налоговиков (Письмо УФНС России по г. Москве от 30.06.2010 N 16-15/068676), применять пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ в отношении общежитий нельзя по двум основаниям:

  • согласно ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) к жилым помещениям относятся жилой дом, квартира, часть квартиры, комната (но не общежития), а значит, услуги по предоставлению в пользование жилой площади в общежитиях не освобождаются от налогообложения НДС;
  • объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (п. 1 ст. 673 ГК РФ), в то время как на основании ст. 105 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета норматива жилой площади на одного человека, в частности, на период обучения.

Однако судебная практика свидетельствует об уязвимости приведенных аргументов. Например, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 19.10.2010 по делу N А32-16661/2009-34/240-59/719-11/1191 суд пришел к выводу, что жилищный фонд включает в себя жилые помещения в студенческом общежитии. И значит, услуги по предоставлению помещений в общежитиях подпадают под льготу, предусмотренную пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ. Суд учел следующие аргументы:

  • понятия «предоставление в пользование жилых помещений» и «жилищный фонд» в законодательстве о налогах и сборах не определены. Поэтому в силу положений п. 1 ст. 11 НК РФ данные понятия должны применяться в том значении, в каком они используются в иных отраслях законодательства;
  • общежития относятся к жилым помещениям и входят в состав жилищного фонда (ст. ст. 19 и 92 ЖК РФ), поэтому при рассмотрении возможности применения льготы по НДС необходимо рассматривать проживание в студенческом общежитии как предоставление в пользование жилых помещений.

Аналогичным образом ФАС Поволжского округа в Постановлении от 25.03.2010 по делу N А12-3432/2009 также пришел к выводу, что жилищный фонд включает в себя и жилые помещения в общежитии. Ведь в силу п. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое:

  • является недвижимым имуществом;
  • пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

При этом совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, в соответствии со ст. 19 ЖК РФ, составляет жилищный фонд, к которому, в частности, относятся жилые помещения, находящиеся в собственности юридических лиц, и которые могут использоваться собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования. Таким образом, ФАС Поволжского округа пришел к выводу, что:

  • учреждением фактически были заключены договоры найма жилых помещений в общежитии, находящемся на его балансе, с физическими лицами, с которых взималась плата за наем жилого помещения в соответствии с утвержденным расчетом оплаты;
  • исходя из совокупности положений ст. ст. 15 — 19 ЖК РФ рассматриваемая ситуация является предоставлением в пользование жилых помещений;
  • необходимо исходить из принципа равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (п. 1 ст. 1 ЖК РФ).

Поскольку пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ предусматривает освобождение от обложения НДС услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, то, по мнению Поволжского ФАС РФ, суды пришли к правильному выводу о том, что:

  • заявителем обоснованно применена льгота по НДС;
  • оснований не распространять указанную льготу на случаи предоставления в пользование студентам и аспирантам жилых помещений в общежитиях, также составляющих жилищный фонд, не имеется.

Еще один интересный аргумент был приведен в Постановлении ФАС Центрального округа от 05.09.2008 по делу N А54-4517/2007С8. Обсуждая нормы пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ и пп. 2 п. 1 ст. 92 ЖК РФ, судьи решили, что освобождение от обложения НДС услуг по предоставлению в пользование жилых помещений означает невозможность начисления данного налога на такой вид платежа, как плата за пользование жилым помещением (плата за наем), поскольку именно эта сумма представляет собой оплату услуг, названных в указанной норме (см. также Постановление Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57).

Имеются судебные решения и по случаям, когда предоставляются не целые комнаты, а койко-места. К примеру, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 03.03.2008 N Ф08-743/2008-251А по делу N А32-18410/2007-51/367 судьи отметили, что операции по реализации услуг по предоставлению в пользование койко-мест в жилых помещениях общежитий подлежали освобождению от обложения НДС как до 1 января, так и после 1 января 2004 г.

Аргументация следующая:

  • действие по предоставлению в пользование жилых помещений не имеет материального выражения, право на использование этого помещения реализуется в процессе пользования помещением, следовательно, для целей налогообложения предоставление в пользование жилых помещений является услугой (ст. 671 ГК РФ, п. 1 ст. 11, п. 5 ст. 38 НК РФ);
  • в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163) услуга по предоставлению в пользование жилых помещений относится к жилищным услугам, поименованным в общем разд. 041000 «Жилищные услуги, услуги коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания», и классифицируется по коду 041101 «Предоставление жилых помещений по договору найма в домах всех форм собственности»;
  • а оценивая довод налогового органа о том, что часть комнаты и места в комнатах (койко-место), не имеющие изолированного характера, не могут быть самостоятельным предметом договора найма, судьи подчеркнули, что согласно ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, а ст. 92 ЖК РФ установлены виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, к каковым отнесены и жилые помещения в общежитиях.

Таким образом, если студенческие профсоюзы сочтут, что необходимо учитывать судебную практику, то перед бухгалтерами и руководителями образовательных учреждений возникнет дилемма: снижать на 18% плату за студенческое общежитие и тратиться на судебные издержки или убеждать собственных студентов в обоснованности мнения финансового и налогового ведомств.

Бухгалтерский учет платы за общежитие

Поскольку плата за проживание в общежитии представляет собой доход от оказания платных услуг, бухгалтеру следует задействовать в 18-м знаке номера счета код вида финансового обеспечения «2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)». Начисленная плата относится на увеличение доходов от оказания платных услуг — в кредит счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».

Заметим, что учет операций по поступлениям от приносящей доход деятельности как в бюджетом учреждении, так и в автономном учреждении для целей бухгалтерского учета в рамках вышеназванных инструкций организуется на общей методологической основе. Например, если речь идет о бюджетом образовательном учреждении, имеющем на своем балансе общежитие, операции отражаются следующими бухгалтерскими записями:

1. Начисление доходов (платы за проживание в общежитиях в последний день месяца, в гостиницах — по факту проживания):

Дебет 2 20531 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

Кредит 2 40110 130 «Доходы от оказания платных услуг».

2. Начислен НДС в соответствии с налоговым законодательством:

Дебет 2 40110 130 «Доходы от оказания платных услуг»

Кредит 2 30304 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость».

3. Поступление доходов, оплачено в кассу за проживание в общежитиях (гостиницах):

Дебет 2 20134 510 «Поступления средств в кассу учреждения»

Кредит 2 20531 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг».

3.1. Выбытие денежных средств из кассы учреждения для зачисления на лицевой счет в органе казначейства (сдано по квитанции для зачисления на лицевой счет казначейства):

Дебет 2 21003 560 «Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»

Кредит 2 20134 610 «Выбытия средств из кассы учреждения».

3.2. Зачисление наличных денежных средств на лицевой счет в органе казначейства:

Дебет 2 20111 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит 2 21003 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам».

4. Принятие к бухгалтерскому учету операций по формированию фактической стоимости произведенных расходов в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности на содержание общежития (по соответствующим статьям КОСГУ):

Дебет 2 10960 200 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»

Кредит 2 1053x 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов — иного движимого имущества учреждения», 2 302xx 730 «Расчеты по принятым обязательствам», 2 30302 730 «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», 2 10980 200 «Общехозяйственные расходы учреждений» и т.д.

5. Ежемесячно произведенные расходы списываются на счет по учету финансового результата текущего финансового года:

Дебет 2 40110 130 «Доходы от оказания платных услуг»

Кредит 2 10960 200 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

6. Начислен налог на прибыль по результатам налогового периода, подлежащий уплате в бюджет, в соответствии с налоговым законодательством:

Дебет 2 40110 130 «Доходы от оказания платных услуг»

Кредит 2 30303 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций».

7. В конце года прибыль (убыток) списывается заключительными записями текущего финансового года:

Дебет 2 40110 130 «Доходы от оказания платных услуг»

Кредит 2 40130 130 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» — прибыль (кредитовый остаток);

Дебет 2 40130 130 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

Кредит 2 40110 130 «Доходы от оказания платных услуг» — убыток (дебетовый остаток).

Пример. Федеральное бюджетное образовательное учреждение имеет на балансе общежитие.

В основном в общежитии проживают студенты данного учреждения. За месяц им начисляется плата по договорам найма жилого помещения в размере 450 000 руб., и все студенты своевременно производят оплату через Сбербанк до 10-го числа следующего месяца, эти средства зачисляются на лицевой счет учреждения в органах казначейства. По данному виду услуг руководство учреждения приняло решение не включать в стоимость платы за проживание сумму НДС, руководствуясь нормой пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Некоторым студентам оказываются дополнительные услуги по предоставлению возможности пользоваться энергоемкой техникой (компьютерами, стиральными машинами и т.д.). За предоставленные услуги студенты ежемесячно производят дополнительную оплату в размере 59 000 руб., в том числе НДС — 9000 руб.

Бухгалтер отразил операции по получению доходов так:

В связи со вступлением в законную силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) и постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» Минобрнауки России было направлено в адрес руководителей образовательных организаций высшего образования письмо от 9 августа 2013 г. № МК-992/09 «О порядке оплаты за проживание в студенческом общежитии» (далее — письмо) с требованием не допускать резкого повышения указанной платы. В письме Минобрнауки России обращало внимание необходимость публикации копий локальных нормативных актов на официальном сайте образовательной организации, а также на персональную ответственность руководителей образовательных организаций по вопросу определения платы за проживание в студенческом общежитии.

В соответствии с указанным письмом Минобрнауки России провело мониторинг соблюдения законодательства при установлении платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги для обучающихся в образовательных организациях.

По результатам мониторинга выявлены нарушения законодательства и увеличение стоимости платы за проживание в студенческом общежитии в несколько раз.

В связи с этим Минобрнауки России дополнительно обращает внимание руководителей образовательных организаций высшего образования на следующие аспекты определения порядка оплаты за жилое помещение в общежитии.

Сфера отношений, связанных с предоставлением жилых помещений в общежитиях, регулируется Жилищным Кодексом Российской Федерации с особенностями в части предоставления мест в общежитии обучающимся, введенными Законом об образовании.

В соответствии со статьей 39 Закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность, предоставляют каждому нуждающемуся в жилой площади обучающемуся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилое помещение в общежитии при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций в порядке, установленном локальными нормативными актами этих организаций.

При наличии обучающихся, нуждающихся в жилой площади, не допускается использование не по назначению входящей в специализированный жилищный фонд организации, осуществляющей образовательную деятельность, жилой площади общежитий (в том числе ее сдача в аренду и иные сделки).

Обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по заочной форме обучения предоставляются жилые помещения в общежитиях на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций.

Частью 3 статьи 39 Закона об образовании установлено, что размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся определяется локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность (при их наличии). Копии указанных локальных нормативных актов, а также информацию об условиях предоставления жилого помещения в общежитии необходимо размещать и обновлять в установленные законодательством Российской Федерации сроки на официальном сайте образовательной организации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся или не взимать ее с отдельных категорий обучающихся в определяемых ею случаях и порядке.

Кроме того, жилые помещения в специализированном жилищном фонде образовательной организации предоставляются бесплатно и в первоочередном порядке следующим категориям обучающихся:

1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) детям-инвалидам, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства;

3) подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

4) инвалидам вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранам боевых действий;

5) имеющим право на получение государственной социальной помощи;

6) студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» — «г» пункта 1, подпунктом «а» пункта 2 и подпунктами «а» — «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Как было отмечено выше, локальными нормативными актами образовательной организации определяется размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся.

Таким образом, для обучающихся в отличие от части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации Закон об образовании исключает из платы за жилое помещение, предоставляемое обучающимся в образовательной организации, плату за содержание и ремонт жилого помещения.

В этой связи в размер платы, взимаемой с обучающихся за жилое помещение в общежитии, не должны включаться затраты на содержание и ремонт жилых помещений, к которым, в частности, относятся затраты на:

1) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;

2) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;

3) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования;

4) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов;

5) соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;

6) проведение обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;

7) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Обучающиеся, проживающие в общежитии, вправе отказаться от предоставления дополнительных бытовых услуг в случае, если они в них не нуждаются или по иным причинам. В связи с чем определение порядка оплаты предоставляемых обучающимся при проживании в общежитии бытовых услуг должно осуществляться отдельно, и плата за них не должна включаться в размер платы за жилое помещение в общежитиях.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Размер платы за коммунальные услуги должен рассчитываться, исходя из объема их потребления, определяемого по показаниям приборов учета (индивидуальных или домовых, установленных непосредственно в общежитии). Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную проживающему в жилом помещении, производится в соответствии с пунктом 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

При определении размера оплаты вышеуказанных коммунальных услуг необходимо учитывать получаемые образовательными организациями субсидии на содержание имущества и финансовое обеспечение выполнения государственного задания, формируемые в соответствии с совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. № 137н/527 и приказом Минобрнауки России от 27 июня 2011 г. № 2070.

Следовательно, несмотря на то, что предоставление общежития не выделено в отдельную целевую государственную услугу, непосредственное предоставление ее является одной из мер социальной поддержки, обеспечивающейся в рамках государственного задания. В этой связи установление платы за жилое помещение в общежитии не может рассматриваться как извлечение прибыли с помощью недвижимого имущества, финансовое обеспечение содержания которого осуществляется в рамках финансового обеспечения выполнения государственного задания.

В связи с изложенным Минобрнауки России обращает внимание на необходимость выполнения положений писем Минобрнауки России, а также на необходимость своевременной публикации актуальной информации на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

О принятых мерах прошу доложить в Минобрнауки России не позднее 7 октября 2013 года.

В.Ш. Каганов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *