По субботам

Чтобы сменить режим учебной недели с шестидневного на пятидневный, выполните комплекс организационных мероприятий. Разделите работу на два этапа – мероприятия, которые надо выполнить в ходе подготовки и при переходе на новый режим учебной недели. В рекомендации – пошаговые мероприятия по каждому этапу и образцы документов.

Какие требования учитывать при смене учебного режима

При подготовке и при переходе на новый режим учебной недели учитывайте положения:

  • федерального законодательства и локальных актов образовательной организации, определяющих требования к организации образовательной деятельности;
  • СанПиН школы;
  • региональных и муниципальных нормативных актов.

Пример регионального регулирования: рекомендации по переводу на пятидневную учебную неделю учащихся начальной и основной школы

В Республике Мордовия рекомендации по переходу на новый режим учебной недели разработало Министерство образования (письмо от 10.11.2017 № 5303). В рекомендациях ведомство дало разъяснения, как привести в соответствие:

  • правовую базу школы;
  • основные образовательные программы начального и основного образования в соответствии с требованиями ФГОС и ФКГОС;
  • режим занятий для учащихся в соответствии с требованиями СанПиН школы.

С какого периода менять продолжительность учебной недели

Федеральное законодательство не определяет четких сроков, с которых школа может перейти на пятидневную учебную неделю. Однако рекомендуем переходить на новый режим с нового учебного года. Также переход возможен с нового полугодия или учебной четверти. Смена графика именно в такие периоды времени позволяет детям и педагогам проще адаптироваться к новым условиям, а администрации школы – организовать образовательную деятельность.

Совет: планируйте переход на пятидневную учебную неделю заблаговременно, например, минимум за четыре месяца. В этот срок школа сможет выполнить установленные законодательством требования и реализовать организационные мероприятия.

Составьте график перехода. Так вам будет проще контролировать процесс перехода на новый учебный режим. В графике перечислите мероприятия, которые требуется выполнить при переходе, сроки их выполнения, фамилии и должности ответственных работников. В качестве примера используйте График перевода обучающихся на пятидневную учебную неделю

Ситуация: могут ли органы управления образования или родители учащихся обязать школу перейти на пятидневную учебную неделю

Нет, не могут.

Инициатором изменения продолжительности учебной недели может быть любая сторона образовательных отношений – педагоги, учащиеся, их родители и т. д. Однако решение о смене продолжительности учебной недели школа принимает самостоятельно (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Ситуация: можно ли перевести на пятидневную учебную неделю учащихся 5–8-х классов, а учащихся 9-го класса оставить на шестидневной

Да, можно.

Школа вправе установить для учащихся одного уровня образования разную продолжительность учебной недели. При этом школа обязана соблюсти требования СанПиН школы и требования федерального государственного стандарта общего образования.

Обучаем персонал и учимся сами!

  • Эффективно используем кадровые ресурсы, совмещаем 2 должности в 1 лице;
  • Повышаем качество выполнения должностных обязанностей;
  • Находим новые источники ресурсов;
  • Выявляем скрытые способности и резервы сотрудников для достижения целей организации.

Специальное предложение для руководителей!

Выбираем любой пакет всего за 40 000 руб. до 28 декабря!

Внимание стоимость пакета без акции от 120 000 рублей.

    • Пакет «Профессиональный» — это 10 программ профессиональной переподготовки и 5 программ повышения квалификации на ваш выбор.
    • Пакет «Профстандарт» — это 5 программ профессиональной переподготовки и 10 программ повышения квалификации на ваш выбор.
    • «Бизнес-пакет» — это 2 программы профессиональной переподготовки и 20 программ повышения квалификации на ваш выбор.

На сайте вы можете самостоятельно выбрать любые программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации и включить их в выбранный вами пакет.

Выбираем программы >>

Как подготовиться к переходу на новый учебный режим

Готовьтесь к переходу на пятидневную учебную неделю в четыре шага.

Шаг 1. Выясните, есть ли в школе условия

Чтобы выяснить, может ли школа перейти на сокращенный режим учебной недели, проведите обследование. Для этого сформируйте рабочую группу. Поручите ей проанализировать, как и на что может повлиять новый учебный режим, например:

  • хватит ли учебных кабинетов для проведения дополнительных занятий в будние дни;
  • не превысит ли ежедневное количество уроков максимальных нормативов, установленных в СанПиН школы;
  • позволяет ли переход на новый учебный режим специфика основной образовательной программы;
  • не будет ли превышен лимит еженедельной продолжительности рабочего времени педагогов;
  • не помешает ли продолжительность новой учебной недели проведению занятий по дополнительным образовательным программам;
  • не приведет ли изменение режима к обучению детей в три смены.

Также поручите оценить преимущества и недостатки перехода школы на новый учебный режим. Результаты обследования обяжите отразить в отчете.

Примерный перечень плюсов и минусов перехода на пятидневную учебную неделю

Плюсы Минусы
На три часа уменьшится максимальная допустимая недельная нагрузка Возрастет ежедневная учебная нагрузка

Сократится объем учебного плана

Появится дополнительный выходной, который позволяет учащимся и педагогам уделить больше времени отдыху и подготовке к новой учебной неделе Будет отсутствовать возможность организовать углубленное изучение учебных предметов
В субботу школа сможет проводить массовые мероприятия без отмены занятий Учащимся придется готовить больше домашних заданий в течение недели
Школа сэкономит на коммунальных платежах за счет дополнительного нерабочего дня, а родители – на питании ребенка и транспорте Возможен переход на двухсменный учебный график из-за нехватки учебных помещений

Ситуация: сократится ли зарплата учителей при переходе школы на пятидневную учебную неделю

Не сократится, если общий объем часов учебного плана основной образовательной программы останется без изменений.

Зарплата учителей не зависит от числа учебных дней. Если при переходе на новый учебный режим сократится объем учебного плана, то уменьшится объем учебной нагрузки учителей, а следовательно, и их зарплата.

Ситуация: надо ли школе согласовывать переход на пятидневную учебную неделю с территориальными органами управления образованием и Роспотребнадзором

Нет, не надо.

Решение об изменении продолжительности учебной недели школа обязана согласовать с управляющим советом. Кроме того, школа должна учесть мнение учащихся, их родителей и педагогических работников.

Такие правила установлены в части 3 статьи 30 Закона № 273-ФЗ и письме Минобрнауки от 22.10.2015 № 08-1729.

Шаг 2. Изучите мнение учащихся и их родителей

Чтобы изучить мнение учащихся и их родителей, составьте анкету и разместите ее на информационном стенде и видных местах школы, например, при входе, около пункта охраны и раздевалки (ст. 29 Закона № 273-ФЗ). В качестве примера используйте Анкету для родителей «Переход школы на пятидневную учебную неделю»

Кроме того, поручите классным руководителям провести для детей классные часы, а для родителей – родительские собрания. На них поручите рассказать о предметах, которые будут исключены из образовательной программы, плюсах и минусах перевода учащихся на пятидневную учебную неделю. По итогам обсуждения обяжите раздать анкеты, чтобы узнать окончательное мнение учащихся и их родителей. Результаты опросов обобщайте в справке, которую рассматривайте на заседании управляющего совета школы.

Совет: создайте на официальном сайте школы онлайн-анкету. Такой способ опроса позволит директору узнать мнение большинства участников образовательного процесса, а учащимся и родителям будет удобнее отвечать на вопросы. Кроме того, опрос через интернет позволит автоматически обработать результаты и представить аналитику в виде готовой таблицы или диаграммы. Также респонденты опроса смогут увидеть текущие итоги голосования. Это повысит доверие к результатам опроса и обеспечит информационную открытость действиям организаторов.

Сформировать анкету в интернете можете через различные облачные сервисы, например, через систему гугл-опросов. Разослать родителям ссылку на онлайн-анкету поручите классным руководителям. Это можно сделать по e-mail или через мобильные мессенджеры – WhatsApp, Viber, Skype.

Шаг 3. Изучите мнение педагогов

Мнение педагогического коллектива изучите на заседании педагогического совета. В начале заседания доведите до сведения работников информацию, которая повлияет на их работу, приведите примеры из практики, проанализируйте различные педагогические ситуации по вопросу изменения продолжительности учебной недели. Затем предложите педагогам заполнить опросные листы. Результаты опросов пропишите в протоколе, который представьте для ознакомления на заседании управляющего совета. В качестве примера используйте Протокол заседания педагогического совета.

Шаг 4. Согласуйте решение с управляющим советом

Чтобы согласовать новую продолжительность учебной недели с управляющим советом, созовите плановое или внеочередное заседание. На нем выскажите предложение о новой продолжительности учебной недели, начале и окончании занятий, представьте отчет об условиях перехода. Также приведите результаты опросов педагогов, школьников и их родителей. Затем вынесите вопрос на обсуждение и голосование. Ход и итоги заседания закрепите в протоколе. В качестве примера используйте Протокол заседания управляющего совета

Внимание: если на пятидневную учебную неделю переводите сразу всех учащихся, то на заседании управляющего совета согласуйте вопрос об изменении режима школы (письмо Минобрнауки от 22.10.2015 № 08-1729).

Как перейти на новый учебный режим

Чтобы перейти на новый режим учебной недели, выполните шесть шагов.

Шаг 1. Издайте приказ о переходе

Приказ о переходе на пятидневную учебную неделю составляйте в свободной форме. Пропишите в нем категорию учащихся, для которых меняете продолжительность учебной недели, и срок, с которого она начнет действовать. Если в связи со сменой продолжительности учебной недели меняется режим работы школы, в приказе пропишите пункт об установлении работникам новой продолжительности рабочей недели. В качестве примера используйте Приказ о переходе школы на пятидневную учебную неделю

Внимание: не дублируйте в приказе мероприятия, которые прописали в графике перевода.

Шаг 2. Внесите изменения в основные образовательные программы

Изменения в основные образовательные программы соответствующего уровня общего образования вносите в:

Раздел основной образовательной программы Какие части программы надо составить заново
содержательный · рабочие программы по предметам учебного плана;

· рабочие программы курсов внеурочной деятельности;

организационный · учебный план;

· план внеурочной деятельности;

· календарный учебный график.

Шаг 3. Внесите изменения в локальные акты

Изменения вносите в локальные акты школы, в которых прописан режим занятий учащихся. Если перевод учащихся на новую учебную неделю меняет режим работы школы, то изменения также внесите в локальные акты, в которых прописан режим рабочего времени работников.

После того как утвердите изменения в локальные акты, ознакомьте с ними всех работников под подпись. До внесения изменений в правила учтите мнение профсоюза (ст. 372 ТК).

Внимание: если перевод учащихся на новую учебную неделю меняет режим работы школы, то измените сведения о нем на официальном сайте и вывеске школы (п. 3.1 Требований, утв. приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785, ч. 1 ст. 9 Закона от 07.02.1992 № 2300-1).

Также проверьте, содержит ли устав школы пункт о режиме работы и сведения о продолжительности учебной недели. Если устав содержит такие сведения, то обратитесь к учредителю с просьбой внести в него соответствующие изменения.

Примерный перечень локальных актов школы, в которые надо внести изменения

Документы, которые могут содержать сведения о продолжительности учебной недели, режиме работы школы и рабочем времени работников:

· коллективный договор;

· Правила внутреннего распорядка обучающихся;

· Правила внутреннего трудового распорядка;

· учебный план;

· календарный учебный график;

· образовательные программы основного и дополнительного образования;

· порядок посещения мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

· положение о внеурочной деятельности;

· программа развития образовательной организации.

· положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

· порядок доступа работников образовательной организации к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности;

· положение об оказании платных образовательных услуг;

· порядок пользования объектами инфраструктуры образовательной организации.

Шаг 4. Уведомите работников об изменении режима работы

О смене продолжительности рабочей недели уведомите работников не меньше чем за два месяца (ч. 2 ст. 74 ТК). Унифицированной формы уведомления нет, поэтому составьте его в свободной форме. В документе укажите основание и цель смены рабочей недели, а также пропишите предполагаемый график работы.

Уведомление вручайте каждому работнику, на которого распространяются предстоящие изменения. Если кто-то из работников находится в отпуске или на больничном, уведомите его по почте или при помощи курьерской службы.

Шаг 5. Оповестите учащихся и их родителей о новом режиме учебной недели

Оповещайте школьников и их родителей заблаговременно, например, за месяц или за две недели до начала действия новой продолжительности учебной недели. Для этого, например, повесьте объявление на информационных стендах и официальном сайте образовательной организации или вышлите сообщение на электронную почту либо в мобильных мессенджерах – WhatsApp, Viber, Skype.

Совет: информацию о новом режиме учебной недели направьте в территориальный отдел управления образования. Законодательство не обязывает образовательную организацию уведомлять ведомственные учреждения. Однако такой подход позволит школе быстрее наладить взаимодействие и избежать недоразумений.

Шаг 6. Заключите дополнительные соглашения с работниками

Дополнительные соглашения к трудовым договорам или эффективным контрактам заключайте со всеми работниками, которые согласны на новый режим работы. В соглашении пропишите время начала и окончания рабочего дня, продолжительность рабочей недели, начало ее действия.

Пятидневка в школах России 2020 – последние новости, почему Путин так и не принял закон, а дети продолжают учиться с увеличенной нагрузкой.

Уже несколько лет идет обсуждение закона об обязательном переходе всех школ России на пятидневное обучение. Власти не хотят решать этот вопрос в едином порядке, оставляя решение за администрацией учебных заведений, что влечет за собой настоящий кризис в системе образования.

В последние годы в Подмосковье, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и некоторых других городах школы перешли на новый 5-дневный график добровольно (или по решению местных властей), но в большинстве городов дети по-прежнему учатся 6 дней в неделю, не имея достаточно времени на отдых, занятия творчеством, подвижные игры, полноценный сон и общение с родителями.

6 дней в неделю в три смены работает около 11 000 школ в России:

  • Первая смена: с 8:00 до 12:00;
  • Вторая смена: с 13:00 до 16:30;
  • Третья смена: с 17:00 до 20:00;

Проблема наиболее актуальна в крупных городах, где благодаря ипотеке выросло много новостроек, а вот новые школы не открыли. Там, в дополнение к шестидневному обучению, ввели еще и обучение в 3 смены. Особенно сильно пострадал Краснодар, где нехватка школ привела к созданию на параллели десятков первых классов. Страшно представить, какую нагрузку испытывают учителя в этих школах, и что там будет с ученикам, например, в случае эпидемии.

СВЫШЕ 90% ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ НАШЕГО САЙТА ВЫСТУПАЮТ ЗА ПЯТИДНЕВКУ В ШКОЛАХ РОССИИ!

С приходом нового Министра образования Сергея Кравцова проблема остается в прежнем статусе. С 1 сентября 2020 никакого единого закона принимать не планируют, хотя политики, родители и учителя продолжают настаивать на введении 5-дневного графика. Никак не высказывается за нововведение и Путин, хотя в России неоднократно собирали подписи за данную реформу.

Растят рабов, а не ученых

Каждый понимает, что в российских школах при высокой нагрузке, крайне неэффективное обучение. Особенно страдают ученики специальных средних учреждений, например, православных гимназий, технических, кадетских школ, где у детей вообще нет выходных.

Ребят не только лишают детства, у них элементарно падает иммунитет. Да и в обычных школах ребенок, вместо того, чтобы нормально выспаться в субботу и погулять, должен идти на уроки.

Мало времени остается на секции и другие занятия – вместо ученых, музыкантов, писателей, растет новое поколение рабов, которые и знаний не получают нормальных, и творчески не могут развиваться.

В художественных и музыкальных школах пустые классы — дети не выдерживают дополнительной нагрузки.

Недостатки шестидневки в школах России:

Недостаток № 1: Ребенок не высыпается.

Недосып особенно проявляется у детей, которые учатся в первую смену. От недосыпания снижается иммунитет.

Недостаток № 2: Ребенок не успевает отдохнуть от учебы.

По факту у ребенка нет свободного дня, который бы он мог полностью оторваться от уроков и книжек, побегать на улице или провести с семьей. Ведь в воскресение он вынужден садиться за уроки. От этого не только падает интерес к учебе, но и появляется настоящее отвращение к школе.

Недостаток № 3: Родители не видят ребенка.

Большая часть российских родителей, впахивающих за копейки всю неделю, не могут из-за школьной шестидневки побыть с детьми, сходить куда-то всей семьей. Из-за такой скотской жизни даже дети перестают спасать семейное счастье. Семьи рушатся, люди – несчастны.

Недостаток № 4: Нет отдыха и учителям.

Учителю тоже надо отдыхать, у него должны быть два выходных дня. У преподавателей тоже есть свои семьи, а ведь еще нужно проверять тетрадки, готовиться к урокам.

Недостаток №5: Экономические факторы.

Пятидневка нужна даже с точки зрения экономии бюджета. 4 дополнительных рабочих дня в месяц дорого обходятся школе. Ведь столовая, медпункт, гардероб, уборщицы и так далее тоже должны работать. Плюс коммунальные услуги.

Российская система образования, разработанная еще при Ильиче, работает ужасно – это видно по отсутствию технологий, низкому уровню грамотности. Российские выпускники не знают ни одного иностранного языка, что вызывает лютое удивление даже в ближнем зарубежье.

Школа в Швеции

В Европе, где базовая школа длится полноценных 12 лет, у школьников нет таких высоких нагрузок, а в последние 2 года школьникам вычитывается базовый уровень из программы, аналогичной 1-2 курсам наших ВУЗов. То есть, они изучают высшую математику, психологию, естествознание и другие предметы, находясь после окончания школы на уровне гораздо более высоком, чем российские абитуриенты. Потом 3 года в университете – и человек получает высшее профильное образование, а если хочет учится дальше – может получить диплом магистра.

Школа в России

В России не хотят, чтобы ребенок долго учился. Армии нужно пушечное мясо, государству — налогоплательщики. Уменьшать же количество часов обучения власти не хотят — стыдно перед теми же европейцами. Поэтому, впихивая в 11 лет норму по часам, без шестидневки не обойтись. Была бы возможность — сделали бы и воскресение учебным днем.

Пенсионный возраст увеличивают, время учебы сокращают, впихивая часы в короткую неделю.

Продление образования на 1 год и сокращение недели до 5 дней без увеличения нагрузки решило бы эту проблему.

И снова урок в европейской школе…

Правительству необходимы военные, полицейские и простые работяги, чтобы строить себе дворцы и обеспечивать свою безопасность. Тогда как экономика страны испытывает жесткую нехватку ученых, программистов, агрономов, электронщиков и инженеров.

Последние новости

Осень 2020. В Иваново школьники будут учиться 5 дней в неделю. Правда, пока это коснется только средних и младших классов, у старшеклассников сохранится шестидневка. Из-за ситуации с коронавирусом российские школы рассматривают переход на альтернативный график обучения — «две недели через две».
Весна 2020. В Башкирии переход на пятидневку показал успешные результаты. Глава региона Радий Хабиров отметил, что школьники начали высыпаться, больше заниматься спортом.
Зима 2020. Депутат Гордумы города Екатеринбурга рассказал о показателях перехода на пятидневку. По его словам, в школах при переходе на 5-дневный режим поднимается успеваемость. А родители, прошедшие анкетирование, в 93-95% хотят перехода на данный график, чтобы видеть своих деток по выходным.
Сентябрь 2019. С началом учебного года некоторые родители стали высказываться против пятидневки. По их мнению, дети позже приходят со школы, у них не остается времени на секции. Проблему можно было бы решить переходом на европейскую систему образования с 12-классами обучения, но правительство боится увеличения нагрузки на бюджет.
Июль 2019. Ярославль присоединяется к пятидневке! Подключили начальную школу, сейчас на очереди 5-7 классы, остальные параллели будут введены выборочно. Движение в России, определенно, укрепляет позиции.
Май 2019. Министр просвещения РФ Ольга Васильева выступила за шестидневную неделю обучения. Она отметила, что только при таком графике «возможно углубленное изучение предметов». Так что курс на сохранение крайне неудобной формы обучения диктуется свыше. Апрель 2019. Ульяновск, Мурманск, Уфа — процесс внедрения пятидневки в школах РФ идет, но медленно. Инициативу родителей тормозит правительство. Вводятся дополнительные обсуждения, рассмотрения, тогда как на носу выпускные экзамены, и у детей нет лишнего дня для самостоятельной подготовки. Март 2018. Педагоги Нового Уренгоя оценили преимущества пятидневной формы обучения. По их словам, эффективность обучения повысилась — ученики стали организованнее, приходят на новую неделю отдохнувшими. Из 18 школ в городе 10 перешли на 5-дневку. Февраль 2019. В Башкирии вводят пятидневку, правда в ущерб национальному языку. В Сургуте общественники подали петицию о переходе на пятидневное обучение в городе. Январь 2019. Во многих городах России прошли открытые голосования по поводу введения пятидневки в школах. В Красноярске 35% школ уже перевели на 5 дней обучения, в Самаре перешли более 70% школ, продолжаются слушания в Сыктывкаре, Сургуте, Ульяновске.

Теги: пятидневка

Законопроект готовили не без споров. В окончательной редакции говорится, что при переводе все школы должны соблюдать санитарные правила. То есть при пятидневке нагрузка на младшеклассников не должна превышать 23 часов в неделю.

— Если депутаты Государственной Думы примут законопроект в том виде, в котором есть сейчас, ряд школ окажется в безвыходном положении, — полагает депутат Заксобрания Борис Вишневский. — Школа может обучать ребенка только в рамках образовательного стандарта и отведенных часов на всю программу там ровно столько, сколько положено по СанПиНам. Любой дополнительный урок будет считаться уже нарушением. Между тем есть специализированные школы с углубленным изучением иностранных языков или каких-нибудь других дисциплин. Когда родители устраивают туда ребенка, они заранее готовы к тому, что нагрузка будет выше, чем в обычном учебном заведении.

Кроме того, не стоит забывать и про национальные республики — Татарстан или Башкирию, где введен региональный образовательный компонент. При переводе на пятидневку у ребенка просто не будет возможности изучать национальную культуру и язык.

С сомнением к пятидневке в том виде, в котором ее предлагают, относится и народный учитель России Анатолий Малякин.

— Здоровье детей и правда ухудшается, однако винить в этом стоит не только школу, — говорит Анатолий Малякин. — Дети безвылазно сидят за компьютерами, и когда парламентарии предлагают, мол, давайте дадим ученикам дополнительный день для общения с семьей, для прогулок на свежем воздухе и занятий в спортивных секциях, я в это верю с трудом. Скорее всего, основная масса детей будет сидеть все за тем же компьютером.

Если процент домашнего задания увеличится, то учеба рискуе т превратиться в банальную зубрежку

Если школы пойдут на сокращение часов каких-нибудь предметов, то учителю придется задавать больше на дом. Кроме того, школа все чаще заставляет ребенка не понимать, а механически запоминать какие-то вещи. И если домашие задания увеличатся, то учеба даже в начальном звене рискует превратиться в банальную зубрежку.

СанПиН или родной язык?

В министерстве образования Башкортостана к предлагаемым поправкам отнеслись с большой долей скептицизма.

— У каждого учебного заведения есть право самостоятельно устанавливать пятидневную или шестидневную учебную неделю. Зачем лишать их этого? Компонент образовательного учреждения тут роли не играет, так как, к примеру, в первых классах его вовсе нет, а в четвертых классах переход на пятидневку невозможен из-за требований СанПиНа, — считает заместитель министра образования Владимир Аристархов. — Думаю, что эта инициатива отчасти возникла из-за того, что некоторые родители не прочь узаконить себе и детям дополнительный выходной. Поэтому право выбора желательно оставить.

Педагоги школ склоняются к мнению, что введение «пятидневки» необходимо. Вот что говорит учитель начальных классов уфимской школы Ирина Осипова:

— Ребята очень сильно устают и не успевают восстановиться за один выходной. У учителей, тоже никаких сил не остается к субботе, а в воскресенье еще подготовку к школе для малышей ведем. Так что у нас семидневная рабочая неделя получается.

По ее мнению, начальные классы могли бы вернуться к пятидневке, если пересмотреть их программу. Главная проблема для школ Башкортостана — региональный компонент, а это дополнительные уроки, которые не позволяют вписаться в СанПиНы.

— Основная программа у нас 23 часа плюс три часа — родной язык. У меня в классе два ребенка изучают на нем башкирский, а остальные — русский. СанПиНы же разрешают в начальных классах не более пяти уроков в день, и со своими 26 часами в неделю мы в них не вписываемся, — говорит учительница.

Республиканские депутаты уже готовы поддержать питерских коллег.

Субботний стон

Большинство школ Бурятии сегодня работает по «шестидневке». Причина — опять-таки в региональном компоненте.

В республиканском министерстве образования пояснили, что волевого перехода на шестидневку не было — школы самостоятельно определяют график своей работы.

— Есть федеральный стандарт, где прописана учебная нагрузка для каждой параллели. Например, для первого класса — это обязательно пятидневка, а вот начиная со второго школа может выбирать. Например, для пятого класса при пятидневке максимальная нагрузка — 28 часов, при шестидневке — 31, — поясняет Дулма Балдарова, начальник отдела общего образования комитета по образованию Улан-Удэ. — В регионах количество учебных часов добавляется за счет истории, географии родного края, а у нас это еще и изучение бурятского языка, литературы. Конечно, изучение языка факультативно, однако в плане эти часы должны быть учтены.

Именно из-за разницы в количестве часов школы с углубленным изучением предметов, в том числе лицеи и гимназии, постепенно перешли на шестидневную неделю.

Родители предлагают выносить на субботу ОБЖ, физкультуру, ИЗО. Однако, как показывает опыт учителей, некоторые ученики не приходят в школу по субботам — такие предметы прогулять вроде не страшно. Есть еще один нюанс. Практически все школы республики учатся в две смены. И при пятидневке, когда уроков в день больше, вторая смена будет и начинать, и заканчивать учебу очень поздно. Кстати, в Иркутской области школы тоже, как правило, распределяют уроки на шесть дней. Потому что убрать какой-либо предмет из плана, чтобы вписаться в пятидневный норматив, невозможно.

Мнения

Михаил Рыжаков, директор Института содержания и методов обучения РАО:

— Не уверен, что для всех школ подойдет пятидневка. Сейчас школы могут учиться по семестрам, триместрам, четвертям, устраивать дополнительные каникулы, и не надо всех загонять в единые рамки. Если родителям хочется, чтобы дети перешли на пятидневку, они могут предложить это на совете школы, который вправе поддержать или не поддержать предложение. Если бы я был директором школы, то осенью и весной ввел бы пятидневку, а зимой оставил бы шестидневку.

Ольга Прокофьева, директор школы N 7, Долгопрудный Московской области:

— Считаю, что у ребенка должны быть два дня выходных. У нас началка частично учится во вторую смену, но мы не хотим сокращать количество уроков и делать субботу еще одним учебным днем.

Сергей Бебчук, директор школы N 1199, Москва:

— У нас в школе все 20 лет пятидневка. И все довольны: и родители, и дети.

Официально

Из федерального государственного стандарта начального общего образования:

  • Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов.
  • Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов.

ОПРОС «РГ»

Об этом давно мечтают все школьники и их родители. Папы и мамы хотят , чтобы учебная неделя в школах стала пятидневной, и в субботу они смогли провести время со своими детьми.

Похоже, их услышали. Виталий Милонов, депутат Госдумы, обратился с соответствующим предложением к министру просвещения Ольге Васильевой. В своем письме он пояснил, что обучение по субботам является громадным препятствием для того, чтобы семья смогла спланировать совместные семейные мероприятия: путешествия, поездку на дачу, экскурсионную и культурную программу. Да и сами школьники не успевают полноценно отдохнуть за один день, так как в воскресение они вынуждены делать уроки на следующую неделю. Милонов считает, что вопрос о сокращении учебной недели стоит вынести на общероссийский школьный референдум в каждом из регионов на базе подразделений министерства просвещения РФ. Кроме того, к этому мероприятию стоит привлечь родительское сообщество, депутатов и специалистов.

Шестидневка или пятидневка в школах России

В настоящее время руководство школы имеем самостоятельной право устанавливать длину рабочей недели. В одних школах она является пятидневной, в других — шестидневной. Проблема в том, что образовательную программу некоторых школ просто невозможно уложить в 5-дневную неделю. Особенно это касается гимназий и лицеев с углубленным изучением отдельных предметов. Поэтому, чтобы узаконить повсеместно 5-дневную учебную неделю, необходимо на законодательном уровне пересмотреть образовательные стандарты и внести в них соответствующие изменения.

А проблему перегрузки ребят частично можно решить, если освободить субботу от обязательных уроков и оставить этот день на дополнительное образование.

НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ – Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов рассказал о рабочем графике, которого должны придерживаться учителя, передает корреспондент МИА «Казинформ».

«Очень много задается вопросов по пятидневной рабочей неделе. И мы знаем, что определенная часть наших школ уже перешла на пятидневку. Но там, до сих пор есть вопросы – дети учатся пять дней, а учителя должны приходить в субботу. Конечно, есть регионы, где этот не так», — сказал Асхат Аймагамбетов на августовской конференции Министерства образования и науки.

Вместе с тем, по словам министра, в этом вопросе должен быть единый подход.

«Мы посмотрели законодательство, никаких преград для того, чтобы сказать о том, что педагоги которые работают пять дней, перешли на пятидневную учебную неделю, они должны работать пять дней. Шестой день педагоги могут использовать на свое усмотрение», — подчеркнул А. Аймагамбетов.

«Если школа перешла на пятидневку, то учитель вправе использовать субботний день на свое усмотрение. Учителя смогут провести его дома, со своими детьми», — добавил спикер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *