Поддержка некоммерческих организаций

Поддержка СО НКО

В ЗАТО Железногорск налажена система взаимодействия с социально-ориентированными некоммерческими организациями (СО НКО). Некоммерческим организациям, демонстрирующим новые социальные практики и системные результаты в различных областях социально-экономической жизни сообщества, оказываются следующие виды поддержки:

— безвозмездное предоставление помещения;
— предоставление субсидий (грантов) на реализацию социальных проектов на конкурсной основе;
— размещение муниципального заказа на конкурсной основе в рамках действующего законодательства;
—  консультативно-методическая помощь в составлении заявок на грант, государственной регистрации НКО, проводятся образовательные семинары, школы социального и бизнес-проектирования, форумы, переговорные площадки, круглые столы на темы, связанные с деятельностью СОНКО;
— информационная поддержка деятельности организаций и административная поддержка с использованием ресурса муниципальных учреждений и предприятий в процессе реализации проектов организаций.
 
Практика проведения конкурсов социальных проектов и предоставления муниципальных грантов в Железногорске существует с 2001 года. В настоящий момент это остается главным механизмом передачи отраслевых ведомственных функций общественным организациям и вовлечения общественных объединений в решение вопросов социально-экономического развития. На базе муниципального молодежного центра КРОО «Ассоциация развития гражданского общества» создан ресурсный центр поддержки общественных инициатив. С 2014 года проводятся сразу два муниципальных грантовых конкурса. Появилась практика предоставления грантовых средств на реализацию социально значимых проектов не только некоммерческим организациям, но и физическим лицам. Системная поддержка общественных организаций, формирование у жителей проектной культуры способствовало тому, что в решение вопросов развития территории вовлекается все больше горожан, сформировалась устойчивая сеть социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). В настоящее время на базе 15 СОНКО систематически реализуются социально значимые проекты.

Социально ориентированные некоммерческие организации

Количество реализованных проектов только за счет бюджетных средств за последние три года выросло с 10 до 41. Количество проектов, реализованных за счет внебюджетных источников, выросло более, чем в 5 раз.
 
В муниципальной программе «Гражданское общество – Железногорск утверждена подпрограмма «Содействие в реализации гражданских инициатив и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций». Сформирован реестр СОНКО – получателей муниципальной поддержки, существует институт общественной защиты проектов с целью популяризации социально значимой и проектной деятельности и направления особенно актуальных для территории проектов в известные грантодающие организации при поддержке Администрации ЗАТО г.Железногорск. Части социально ориентированным организациям предоставляются помещения на основе договора безвозмездного пользования.
 
В рамках муниципальных и краевых программ общественным организациям, представляющим социально уязвимые группы населения, предоставляется транспорт, организуются досуговые и культурно-массовые мероприятия, осуществляется обучение компьютерной и правовой грамотности, реализуется масса совместных проектов.
 
При Главе ЗАТО г. Железногорск, Администрации ЗАТО г. Железногорск созданы и функционируют ряд совещательных органов, обеспечивающих взаимодействие, учет мнения и интересов граждан при формировании направлений деятельности ОМС – Общественные советы.
 
Координатором взаимодействия органов местного самоуправления и социально ориентированных некоммерческих организаций в Администрации ЗАТО г. Железногорск является главный специалист по молодежной политике и взаимодействию с общественными объединениями Томилова Кристина Анатольевна — тел. 76-56-36; e-mail: tomilova@adm.k26.ru

Закон о социально ориентированных некоммерческих организациях

Поддержка государством социального служения некоммерческих организаций, по мнению автора, пока не находит достаточного законодательного утверждения. Восполнить указанные законодательные пробелы призван Федеральный закон от 05.04.2010 N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" <1> (далее — Закон N 40-ФЗ), внесенный в Государственную Думу ФС РФ Президентом РФ. Это уже не первая законотворческая инициатива Д.А. Медведева по развитию некоммерческих организаций, участвующих в реализации социально значимых проектов по поддержке и социальному обслуживанию малоимущих и социально незащищенных категорий населения <2>.

<1> Российская газета. 07.04.2010. N 5151.
<2> Об обеспечении в 2009 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества: Распоряжение Президента РФ от 16.03.2009 N 160-рп.

Закон N 40-ФЗ предусматривает следующие меры государственной экономической поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СОНО) (изменения в ст. 31 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"):

  • размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <3>;
  • предоставление гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
  • предоставление некоммерческим организациям иных льгот.

<3> Российская газета. 28.07.2005. N 3832.

Субъекты РФ вправе оказывать СОНО государственную поддержку в иных формах (информационную, консультационную поддержку, размещение государственных и муниципальных заказов).

Согласно Закону N 40-ФЗ (Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" дополняется новой ст. 31.1) к СОНО отнесены некоммерческие организации при условии осуществления ими, в частности, следующих видов деятельности, предусмотренных их учредительными документами (напомним, что у некоммерческих организаций исключительная правоспособность, они могут заниматься только указанными в их учредительных документах видами деятельности):

  • социальная поддержка и защита граждан;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • охрана окружающей среды и защита животных;
  • охрана и (в соответствии с установленными требованиями) содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
  • оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям, правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
  • профилактика социально опасных форм поведения граждан;
  • благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
  • деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта, содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

Закон N 40-ФЗ включил в число СОНО религиозные организации. К числу СОНО Закон N 40-ФЗ не относит государственные корпорации, государственные компании и общественные объединения, являющиеся политическими партиями.

Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций

Это логично, поскольку законодательство о социальной защите населения, о некоммерческих организация, а также специальное законодательство о свободе совести и о религиозных организациях нигде прямо не исключает религиозные организации из числа социальных служб.

Закон N 40-ФЗ предусматривает оказание поддержки СОНО в следующих формах:

  • финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев СОНО;
  • предоставление СОНО льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
  • размещение у СОНО заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
  • предоставление юридическим лицам, оказывающим СОНО материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Финансовая поддержка СОНО может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе на ведение реестра СОНО — получателей поддержки), включая субсидии бюджетам субъектов РФ, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ.

Оказание имущественной поддержки СОНО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и местные администрации, оказывающие поддержку СОНО, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры СОНО — получателей такой поддержки.

Закон N 40-ФЗ существенно расширил возможности получения некоммерческими организациями различных видов помощи от государства. До принятия Закона N 40-ФЗ оказание такого рода помощи было недостаточно регламентировано, и ряд положений нормативно-правовых актов носил дискуссионный характер.

Закон N 40-ФЗ дал четкое понятие СОНО и видам их деятельности, которые подпадают под указанные программы государственной помощи. Он в значительной мере учел пожелания Русской православной церкви и других традиционных конфессий относительно возможности получения государственной помощи.

В то же время есть некоторые трудности применения Закона N 40-ФЗ. Многие его положения требуют дополнительной регламентации, принятия подзаконных правовых актов, изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и др., что потребует определенного времени и затруднит немедленное открытие финансирования на решение острых социальных проблем.

Благие намерения помощи государства СОНО должны подкрепляться ростом экономики и бюджетных поступлений, что в условиях продолжающегося мирового экономического кризиса проблематично.

Закон N 40-ФЗ имеет коррупционную составляющую. При его реализации может сложиться непрозрачная практика по включению некоммерческих организаций в реестры льготников. Он открывает возможности для организации недобросовестной конкуренции тем руководителям СОНО, которые не обременены традициями и правилами. Они могут активно включиться в процесс создания СОНО, получить налоговые льготы, финансовую помощь и создать нездоровую конкуренцию с некоммерческими организациями, которые действительно ведут социально значимую деятельность.

Список литературы

  1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций: Федеральный закон от 05.04.2010 N 40-ФЗ.
  2. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
  3. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ.

К.Б.Ерофеев

К. т. н.,

адвокат

Адвокатской палаты Санкт-Петербурга,

эксперт,

уполномоченный Минюстом России

на проведение экспертизы

на коррупциогенность

Магистрант Ковалева О.Н.

ФГБОУ ВПО «УрГЭУ-СИНХ», г. Екатеринбург, Россия

Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций

Ключевые слова: социально ориентированная некоммерческая организация, государственная поддержка,  социально-экономическое развитие региона

В настоящее время потребность в реализации различных идей, проектов,  любительских и профессиональных интересов становится все более актуальной, в связи с чем растет количество ассоциаций, союзов, клубов по интересам, различных общественных объединений. Функционирование таких объединений – некоммерческих организаций  в рыночной экономике, позволяет решать социальные проблемы в обществе. Поддержка некоммерческих организаций является одной из важных задач социально-экономического развития региона и страны в целом.

Государственная поддержка некоммерческих организаций, в первую очередь социально ориентированных некоммерческих организаций,    может принимать различные формы – от консультирования членов некоммерческой организации до совместной работы и непосредственного финансирования.

В 2009 году Президентом Российской Федерации, была обозначена необходимость институциализации социально ориентированного общественного движения и совершенствования существующей системы государственной поддержки третьего сектора. С принятием Федерального закона от 05.04.2010  № 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" появилось понятие «социально ориентированные некоммерческие организации», как официальный фактор социально-политической системы России.

После законодательного выделения  категории социально ориентированных НКО этот сектор динамично растет. В 2013 году общее количество таких НКО  достигло 113 тыс. ( в 2011 году – 96 тысяч). Наблюдается рост численности работников сектора: в 2012 году здесь было задействовано 580 тыс. человек, в 2013  году – 625 тыс. человек. Растут финансовые возможности СОНКО. В 2013 году доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав (кроме доходов от целевого капитала) СОНКО составили по России 193, миллиарда рублей. Доходы от целевого капитала составили в 2013 году 3,4 миллиарда рублей. Отмечается рост поступлений (включая пожертвования от российских физических лиц), которые в 2013 году составили 72,8 миллиарда рублей.

Законодатель выделил несколько форм государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Обращает на себя внимание тот факт, что в регионах практически не используются такие формы поддержки, как:

  • размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  • предоставление гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
  • предоставление льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Несомненно, самые популярные формы поддержки СОНКО на региональном и муниципальном уровнях, это:

  • получение субсидий и грантов;                              
  • получение в безвозмездное пользование помещения;
  • информационная поддержка.

В развитых странах между некоммерческим организациями и государством  устанавливаются долгосрочные отношения, заключаются долгосрочные контракты на конкурсной основе. НКО принимают участие  в разработке государственных социально-экономических программ.

В России государственное финансирование некоммерческих организаций осуществляется стихийно и  зависит от многих факторов, например: умения оформить заявку на грант или субсидию, личной договоренности руководителей той или иной некоммерческой организации с представителями органов государственной власти. Такая основа не всегда может быть прочной.

Эта проблема прозвучала на Общероссийском форуме. Обозначил ее Секретарь Общественной палаты Российской Федерации Александр Бречалов,  который предложил использовать для финансирования некоммерческих организаций механизмы краудфандинга,  наравне сгосударственным грантами.

В 2015 году стартует пилотный проект, который покажет можно ли привлекать финансовые средства через механизмы краудфандинга. Если данный проект сработает, то будет понимание, можно ли двигаться дальше в этом направлении.

Александр Бречалов подчеркивает, что на сегодняшний день вРоссии существует более 200000НКО, надеятельность которых выделяется около 5миллиардов рублей. При этом, авторы многих очевидно важных проектов неумеютих, повыражению СекретаряОП, «упаковывать» и, соответственно, неполучают государственную поддержку. Поэтому Общественная палата Российской Федерации икраудфандинг-проект Бумстартер (Boomstarter) запустили обучающую программу насайте компании. Это позволит всем желающим лучше разобраться втом, что такое краудфандинг.

Полагаю, что в  ближайшие годы, при реализации деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций,  будет приветствоваться  привлечение  в проекты   бизнес — партнеров,  в том числе и в грантовых конкурсах некоммерческих организаций. Специалисты в области НКО  утверждают, что в современных условиях развития их деятельности  на первое место выходят социальные инвестиции, а не благотворительность и филантропия.

Чтобы выжить в современном обществе социально ориентированные некоммерческие организации должны понимать, чем они могут быть интересны инвесторам, какие направления могут предложить бизнесу и власти, какого уровня квалификации их сотрудники, как их можно учить, чтобы повысить  компетенцию, как достучаться до потенциальных инвесторов самим, где найти о них информацию.

Механизм вложения в социальные проекты можно рассматривать следующим образом: инвесторы – механизмы — среда предприятия – рынок для вложений.

Для реализации данного механизма важны:

1. Важна оценка бизнес – эффективности от социальных инвестиций

Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций

Трехстороннее партнерство: власть – бизнес — СОНКО.

3. Структурирование программ социального инвестирования.

4. Информационная структура – информационное пространство: что интересно бизнесу? во что он готов инвестировать?

5. Финансовые инструменты: пожертвования, целевое финансирование проектов, вложение в целевой капитал НКО

6. Меры нефинансового стимулирования социальных инвесторов, которые диктуются системным развитием территории.

Таким образом, социально ориентированные некоммерческие организации необходимы государству и бизнесу. В тоже время некоммерческие организации нуждаются в государственной поддержке. Для современной  России механизмы некоммерческого хозяйствования являются принципиально новыми  и им нужно  учиться и государству и некоммерческому сектору.

Литература: 1. Государственная политика в области поддержки и регулирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в современной России nauka-rastudent.ru› 2. Доклад Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2014 год» 3. Экономика общественного сектора. Учебное пособие – М: ИНФРА-М, 2008 – 54 с.

Минэкономразвития России

Формы государственной поддержки некоммерческих организаций

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:

• предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, других установленных законодательством целях, с учетом организационно-правовых форм некоммерческих организаций;

• предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;

• размещение среди некоммерческих организаций государственных и муниципальных социальных заказов;

• предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.

В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе:

1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы;

2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

3) направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях;

4) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд. Некоммерческим организациям различного типа с неодинаковыми целями деятельности необходимо предоставлять дифференцированные льготы. Наряду с льготами, обусловленными природой некоммерческой деятельности, решаемыми ими социальными задачами, следует выделять приоритеты благотворительной направленности. Совершенствование федерального законодательства о льготном налогообложении пожертвований на благотворительные цели должно идти по двум основным направлениям. Во-первых, целесообразно увеличивать размер прибыли, выводимой из-под налогообложения, в случаях перечисления средств благотворительным организациям. Во-вторых, в законодательстве субъектов Федерации целесообразно предусмотреть уточнение порядка исчисления сумм налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц с тем, чтобы уменьшить фактически полученные налогоплательщиком доходы (прибыль) на суммы,

перечисленные на цели, указанные в ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Одновременно возможно установление предельной величины благотворительного пожертвования, исключаемой из налогооблагаемой прибыли.

Одна из эффективных неналоговых форм поддержки некоммерческих организаций – предоставление субсидий. Они обычно выделяются на осуществление уставных целей для обеспечения доступности социально значимых благ малообеспеченным слоям населения. Неналоговая поддержка некоммерческих организаций, в том числе благотворительных, может принимать и иные формы: безвозмездная передача зданий, сооружений, имущества для осуществления уставных целей; предоставление льготных кредитов; информационная и консультационная поддержка и др. Деятельность благотворительных организаций совместно с государственными и муниципальными органами позволяет найти наиболее действенные пути решениямногих насущных локальных проблеммалообеспеченных граждан, пенсионеров, инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, и т.п. Законодательная поддержкана государственном и муниципальном уровне различается степенью интенсивности, соотношением регулирования и контроля. Для функционирования негосударственных некоммерческих организаций необходима адекватная нормативно-правовая основа их деятельности. Экономическая поддержкаимеет многообразие форм и может быть как прямой, так и косвенной.

Поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций

Прямое финансирование подразумевает, например, оплату некоммерческой организации выполняемого ею социального заказа. Косвенное финансирование — это предоставление льгот, т.е. освобождение от части платежей, главным образом налоговых, а также иных обязательств, которые организация должна была бы в противном случае нести по отношению к государственным и муниципальным органам. Предоставление негосударственных некоммерческих, государственных и муниципальных средств может иметь прямой и косвенный характер(прямое и косвенное финансирование).

Дата добавления: 2016-10-06; просмотров: 1184 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *