Поддержка сельского хозяйства

О субсидиях, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям.

В силу ст. 6 БК РФ отсутствуют правовые основания для отнесения коммерческих организаций к получателям бюджетных средств. Так что же, коммерческие организации вообще не могут получать бюджетные средства? Да нет, конечно, могут, просто об этом говорится в других статьях. Например, согласно ст. 78 БК РФ коммерческие организации вправе получать субсидии. Субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (в том числе субсидии на сельское хозяйство — сельскохозяйственным товаропроизводителям) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов или финансового обеспечения либо возмещения затрат в связи с производством или реализацией товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме легковых автомобилей и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории РФ винограда), выполнением работ или оказанием услуг.

Каковы особенности налогового учета средств, получаемых организациями – сельскохозяйственными товаропроизводителями из бюджета (федерального или регионального)? Нужно ли полученные субсидии на сельское хозяйство учитывать в составе налогооблагаемых доходов? В какой ситуации придется восстановить принятый к вычету НДС по товарам (работам, услугам)? Ответы на эти и другие вопросы – в данной статье.

Субсидирование сельского хозяйства.

Бюджетное субсидирование деятельности организаций – субсидирование сельского хозяйства — сельскохозяйственных товаропроизводителей различается по видам и направлениям поддержки, которая в соответствии с бюджетным законодательством может осуществляться не только из региональных источников, но и за счет федерального бюджета. Чаще всего субсидии на сельское хозяйство выделяются на возмещение конкретных расходов (например, затрат на приобретение топлива, племенного молодняка крупного рогатого скота, элитных семян сельскохозяйственных культур, средств химической защиты растений, мелиорацию земельных угодий).

Теперь о том, кого можно считать сельскохозяйственным товаропроизводителем. Данное понятие приведено в ст. 3 Закона № 264‑ФЗ. Таковыми признаются организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 № 446, и реализацию этой продукции. Доля дохода от реализации указанной продукции в доходе от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) должна составлять не менее 70% за календарный год.

Иначе говоря, для получения бюджетной субсидии на сельское хозяйство по общему правилу необходимо подтвердить статус сельскохозяйственного товаропроизводителя на основании данных за соответствующий календарный год (то есть за период с 1 января по 31 декабря). Очевидно, для крымских сельскохозяйственных товаропроизводителей в этой части в 2015 году будут действовать особые правила, установленные в том числе региональными нормативными правовыми актами. Сказанное обусловлено Постановлением Совета министров Республики Крым от 29.10.2014 № 423, положениями которого утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015 – 2017 годы.

Субсидия на сельское хозяйство – это внереализационный доход.

Субсидия на сельское хозяйство, полученная коммерческой организацией – сельскохозяйственным товаропроизводителем в порядке, установленном ст. 78 БК РФ, в целях применения гл. 25 НК РФ не является целевым финансированием или целевым поступлением (пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ). Поэтому она подлежит включению в состав доходов, учитываемых при расчете налога на прибыль вне зависимости от цели, ради достижения которой она выделена из бюджета.

Согласно п. 4.1 ст. 271 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 465‑ФЗ) средства в виде субсидий, полученные организациями (за исключением случаев получения субсидий в рамках возмездного договора), признаются в составе внереализационных доходов в следующем порядке:

  • субсидии, полученные на финансирование расходов, не связанных с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются в течение не более трех налоговых периодов, считая налоговый период, в котором были получены указанные субсидии, по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. По окончании третьего налогового периода полученные субсидии, не учтенные в составе доходов, признаются внереализационными доходами на последнюю отчетную дату данного налогового периода;
  • субсидии, полученные на финансирование расходов, связанных с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. При реализации, ликвидации или ином выбытии указанного имущества, имущественных прав полученные субсидии, не учтенные в составе доходов, признаются внереализационными доходами на последнюю дату отчетного (налогового) периода, в котором произошли реализация, ликвидация или иное выбытие указанного имущества, имущественных прав;
  • субсидии, полученные на компенсацию ранее произведенных расходов, не связанных с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, или недополученных доходов, учитываются единовременно на дату их зачисления;
  • субсидии, полученные на компенсацию ранее произведенных расходов, связанных с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются единовременно на дату их зачисления в сумме, соответствующей сумме начисленной амортизации по ранее произведенным расходам, связанным с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав. Разница между суммой полученных субсидий и суммой, учтенной в составе доходов на дату их зачисления, отражается в составе доходов в порядке, аналогичном порядку признания дохода по субсидиям, полученные на финансирование упомянутых расходов.

В случае нарушения условий получения субсидий, предусмотренных п. 4.1 ст. 271 НК РФ, суммы полученных субсидий в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.

Итак, полученная организацией – сельскохозяйственным товаропроизводителем субсидия на сельское хозяйство для целей налогообложения прибыли представляет собой внереализационный доход.

Пример.

ООО «Урожай», применяющее общую систему налогообложения, получило в апреле 2015 года субсидию на сельское хозяйство из бюджета Республики Крым в сумме 5 900 тыс. руб. (в том числе НДС – 900 тыс. руб.) на компенсацию ранее произведенных расходов, связанных с приобретением оборудования для животноводства. Оборудование было приобретено в феврале 2015 года и в этом же месяце принято к учету и введено в эксплуатацию. Оно отнесено ко второй амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования до трех лет включительно), установлен срок полезного использования – 36 месяцев. Ежемесячная сумма амортизации по оборудованию составляет 139 тыс. руб. и начисляется с марта 2015 года.

В апреле 2015 года ООО «Урожай» учтет единовременно во внереализационных доходах сумму 278 тыс. руб. (139 тыс. руб. х 2). Оставшаяся сумма 5 622 тыс. руб. (5 900 — 278) начиная с мая 2015 года и до окончания срока полезного использования данного оборудования учитывается в составе внереализационных доходов в размере 139 тыс. руб.

В Письме Минфина России от 06.04.2011 № 03‑03‑06/1/220 тоже подчеркивается, что субсидии на сельское хозяйство, полученные сельскохозяйственным товаропроизводителем в порядке, предусмотренном ст. 78 БК РФ, в целях возмещения затрат на приобретение минеральных удобрений, а также на возмещение ущерба от аномальных гидрометеорологических условий, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В этом же письме финансисты отмечают: данные субсидии могут рассматриваться в качестве доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции и произведенной и переработанной названными организациями собственной сельскохозяйственной продукции (см. также Письмо от 01.11.2013 № 03‑03‑06/1/46682). Следовательно, в отношении этих доходов может быть применена ставка налога 0%, установленная п. 1.3 ст. 284 НК РФ для данного вида деятельности, при условии соблюдения требований, определенных п. 2 ст. 346.2 НК РФ (см. также Письмо Минфина России от 10.11.2014 № 03‑03‑06/1/56444).

Если полученная сельскохозяйственным товаропроизводителем субсидия не связана с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственной продукции (произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции), а, например, направлена на компенсацию расходов, связанных со строительством дорог или газопровода (см. Письмо Минфина России от 23.11.2012 № 03‑03‑06/1/611), то названная субсидия включается в состав внереализационных доходов и облагается налогом на прибыль по общей ставке 20%, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ.

И последнее в этом разделе. Затраты, на компенсацию которых предоставлены бюджетные субсидии, для целей налогообложения прибыли признаются в общем порядке. Так, если субсидия предоставлена организации на возмещение затрат на приобретение элитных семян, сумма фактических расходов на их приобретение включается в состав материальных расходов на дату передачи семян в производство (пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 254, п. 2 ст. 272 НК РФ).

Субсидирование сельского хозяйства и НДС.

Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ признаются объектом обложения НДС независимо от источника финансирования. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Если субсидии были получены организацией из бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг) с учетом НДС, то данные суммы субсидий не включаются в облагаемую базу.

В ситуации, когда предоставленные организации – сельскохозяйственному товаропроизводителю субсидии являются платой за реализуемые ей товары (работы, услуги), подлежащие налогообложению, НДС в отношении данных субсидий исчисляется в общеустановленном порядке. Источник выплаты субсидии (федеральный бюджет или бюджет субъекта РФ) в данном случае значения не имеет.

О восстановлении налога.

Подпунктом 6 п. 3 ст. 170 НК РФ установлено специальное правило. Согласно ему суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению, если субсидии получены из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с названным подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в силу ст. 264 НК РФ. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий. При восстановлении налога в книге продаж необходимо зарегистрировать тот счет-фактуру, на основании которого «входной» НДС был принят к вычету на сумму налога, подлежащую восстановлению (п. 14 Правил ведения книги продаж).

Получение субсидий из бюджетов других уровней (региональных или местных) не влечет за собой необходимость восстановления НДС (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.09.2013 № 03‑07‑11/38849).

Казалось бы, восстановить НДС на основании пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ следует в том случае, если в составе цены товаров (работ, услуг), на возмещение затрат на оплату которых получена субсидия из федерального бюджета, был уплачен НДС по ним, то есть если НДС уплачен за счет средств федерального бюджета. Но на практике названная норма вызывает двоякое толкование.

Характерный пример – Постановление АС ЦО от 28.08.2014 по делу № А48-3219/2013 (спор возник в отношении субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений). Судьи АС ЦО рассуждали так. Перечисление субсидий из средств конкретного бюджета получателю не является реализацией товаров (работ, услуг) или передачей имущественных прав. Обозначенная сумма является именно субсидией из федерального бюджета, полученной организацией на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС. Размер субсидий рассчитан исходя из фактических затрат общества, включая налог. Поэтому, получив данную субсидию в налоговом периоде, следующем после периода, в котором был заявлен вычет НДС по минеральным удобрениям, стоимость которых была компенсирована субсидией, налогоплательщик обязан восстановить сумму НДС по ним. Тот факт, что в платежных поручениях на перечисление субсидии отсутствовали сведения о выделении из них сумм НДС для целей применения правила, установленного пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, значения не имеет.

Аналогичные разъяснения приведены в Постановлении ФАС ЦО от 30.05.2014 по делу № А64-5896/2013 в отношении субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на строительство комплексов по убою свиней и производству субпродуктов, хранению мяса и субпродуктов, включая приобретение оборудования.

Вместе с тем в судебной практике есть решения, в которых сделаны совершенно иные выводы. В частности, некоторые арбитры полагают, что, руководствуясь пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, восстанавливать принятый к вычету НДС нужно тогда, когда средства из федерального бюджета выделены с учетом НДС (то есть когда сумма налога отражена в платежном поручении отдельной строкой). Примерами таких решений являются постановления ФАС ПО от 10.07.2014 по делу № А65-28197/2013 (по поводу субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации и средств химической защиты растений), ФАС ЗСО от 25.04.2014 по делу № А03-11367/2013 (по поводу субсидии из федерального бюджета на частичную компенсацию затрат, связанных с приобретением элитных семян зерновых культур).

Итак, нечетко сформулированное в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ правило нередко становится поводом для разногласий между участниками налоговых правоотношений. Однако предугадать исход подобного спора в суде, учитывая приведенные примеры судебных решений, не представляется возможным. В подобных ситуациях налогоплательщикам, полагаем, следует апеллировать к норме, установленной п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в его пользу.

В каком случае субсидию придется вернуть?

Действительно, в некоторых случаях возможно и такое. Поскольку субсидии – это бюджетные средства, расходовать их по своему усмотрению получатель данных средств не вправе. Как правило, подобные моменты оговариваются в соглашении о предоставлении субсидии, поэтому в случае выявления нарушений условий соглашения о предоставлении сельскохозяйственному товаропроизводителю субсидии выделенные денежные средства могут обязать вернуть в бюджет. Приведем несколько примеров.

Постановление ФАС СКО от 04.04.2013 по делу № А22-847/2012: субсидия была предоставлена на возмещение затрат на приобретение минеральных удобрений для внесения под культуры, перечень которых был оговорен ведомственным нормативным актом. Однако по факту удобрения были внесены организацией под иные культуры. Вердикт судей: субсидия в размере 354 440 руб. подлежит взысканию с общества.

Постановление ФАС СЗО от 19.02.2014 по делу № А13-2373/2012: субсидия предоставлена на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на приобретение крупного рогатого скота. Однако племенные свидетельства на каждое животное, как того требовали условия предоставления субсидии, не были оформлены надлежащим образом. Соответственно, такие документы, по мнению ревизоров из Счетной палаты РФ, не могут служить подтверждением качества племенной продукции. Вердикт судей: субсидия в размере 4 458 300 руб. подлежит взысканию с общества.

Постановление АС СКО от 26.12.2014 по делу № А32-3829/2014: субсидия на сельское хозяйство выделена на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур. Согласно договору объектами страхования являлись пшеница озимая площадью 440 га, озимый ячмень площадью 85 га и рапс озимый площадью 80 га. Однако фактическая посевная площадь озимых культур не соответствовала сведениям, указанным в договоре страхования. Вердикт судей: взыскать с общества выделенные ранее суммы субсидии в размере 248 463 руб. 45 коп.

Итак, при несоблюдении условий предоставления субсидии на сельское хозяйство сельскохозяйственный товаропроизводитель рискует тем, что по результатам проверки его обяжут вернуть полученные бюджетные средства.

* * *

Подведем итоги. Если организация – сельскохозяйственный товаропроизводитель получила бюджетную субсидию на сельское хозяйство, данная организация неукоснительно должна соблюсти все требования по ее получению, оговоренные условиями соглашения (договора) о ее предоставлении. В противном случае организация несет риски по возврату субсидии в бюджет.

При исчислении НДС принципиальное значение имеет цель ее предоставления. Если субсидия направлена на компенсацию расходов организации на приобретение тех или иных товаров (работ, услуг), то она не учитывается в облагаемой НДС базе. Если субсидия является оплатой реализуемых товаров (работ, услуг), то НДС в отношении нее исчисляется в общеустановленном порядке. Суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению в случае получения субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога. Однако толкование приведенного правила (в том числе арбитрами) не является однозначным.

В целях исчисления налога на прибыль сумма полученной субсидии признается внереализационным доходом независимо от уровня бюджета, из которого она выделяется.

И еще. Из всего многообразия бюджетных субсидий на сельское хозяйство, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям, в статье рассмотрены лишь некоторые из них. В следующих номерах мы поговорим об особенностях учета субсидий на сельское хозяйство, направленных на оказание сельскохозяйственным товаропроизводителям несвязанной поддержки в области растениеводства, которая предоставляется по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1431.

См. Письмо Минфина России от 29.12.2014 № 02‑04‑11/68124.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 264‑ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

 Об указании НДС в платежном поручении на перечисление субсидии см. далее.

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

Определением ВС РФ от 27.11.2014 № 310‑КГ14-1569 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

Определением ВС РФ от 11.09.2014 № 307‑ЭС14-2121 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

Т. М. Медведева
эксперт журнала «Бухгалтер Крыма», №3, март, 2015 г.

Введение

Сельское хозяйство играет важнейшую роль в экономике любой из стран мира. Обращаясь к истории, можно сделать вывод о том, что со времен раннего земледелия для удовлетворения растущих физиологических потребностей человек отдавал сельскому хозяйству наибольшее предпочтение. Поэтому в современное время роль и значение сельского хозяйства сложно недооценивать. Сельское хозяйство обеспечивает населения продовольственными продуктами, создавая, таким образом, продовольственную безопасность государства.

Сельское хозяйство в дополнение к своей важной стратегической роли может обеспечивать сырьевыми материалами множество промышленных предприятий различного направления . Более того, сельское хозяйство как бы напоминает человечеству о начале своего существования, сохраняя при этом самобытность национальности и сложившийся традиционный уклад всей жизни. Также сельское хозяйство в силе создавать спрос на продукцию из отрасли тяжелой промышленности. Это достигается за счет внедрения новых технологий и оборудования в процессы сельскохозяйственного производства из-за перехода на интенсивный путь развития в ряде государства.

Определяя для сельского хозяйства в каждой стране достаточно высокую роль, нельзя сказать, что с позиции ведения частного дела или бизнеса значимость аграрного сектора занижается, причем искусственно. Такая зависимость обозначена присутствием специфических природно-климатических условий и достаточно низкой инвестиционной привлекательностью самой отрасли сельского хозяйства. Наличие диспаритета также сильно влияет на развитие сельского хозяйства. Диспаритет возникает из-за неэквивалентности товарообмена в сельском хозяйстве с другими секторами экономики, объясняя это потерей потребительских свойств конечного продукта в результате процесса производства . В результате такой важный стратегическом плане сектор экономики сельского хозяйства встает перед вопрос выживаемости. Данный вопрос можно решить благодаря государственной поддержке.

Под государственной поддержкой понимается система программ и мероприятий, несущих финансовое облегчение для сельскохозяйственного сектора путем снижения налогового бремени, выделением субсидий, применением эффективной системы страхования и т.п. Государственная поддержка сельского хозяйства должна стать практически естественной компенсацией для аграрной отрасли в условиях существования на свободном рынке.

Подводя итоги по предыдущим годам выполнения государственной программы по поддержке сельского хозяйства, можно сказать, что плановый индекс производства сельского хозяйства не был достигнут. В 2008 году плановое значения составляло 103,8, по факту – 110,8. В 2009 году план – 103,9, факт – 101,4. В 2010 году: план 104,1, факт – 88,1 .

Чтобы определить значимость государственной поддержки, достаточно знать об особенностях сельского хозяйства, как отрасли. У данной отрасли присутствует фактор слабого финансового состояния наибольшего количества сельскохозяйственных производств. Также стоит учитывать присутствие незавершенности различных институционных и земельных преобразований в самом аграрном секторе России.

Материал и методы

Сельское хозяйство является стратегически важным сектором экономики России. Поэтому для объективного рассмотрения поставленного вопроса следует определить первоначальные проблемы данной отрасли. Одной из причин появления проблем кроется в наличии действующих законов.

Их введение и исполнение отразилось в региональной дифференциации и достаточно низком качестве почвы. Обострение социальных и бытовых проблем населения на селе стало следствием слабой оперативности и низкой компетенции государственных служащих, разрабатывающих регламентирующие документы к исполнению. В результате, в сельском хозяйстве России используется преимущественно ручной труд и видна достаточно низкая степень автоматизации сельскохозяйственного производства.

Можно сделать заключение о том, далеко не все проблемы производства с низкой рентабельностью можно решить на микроэкономическом уровне самого предприятия . Также не всегда решение поставленной задачи может зависеть от профессионализма и опыта собственников предприятия или же приглашенных топ-менеджеров. Напрашивающимся решением является только государственная поддержка.

Государственная поддержка сельского хозяйства, осуществляемая в комплексе, может дать дополнительные возможности аграрному сектору для выхода на конкурентоспособный уровень. Как следствие, сельскохозяйственные предприятия потенциально способны выпускать товары и услуги мирового стандарта качества для многих рынков, при этом сохраняя и повышая реальных доходы непосредственно своих граждан.

Чтобы определить приоритеты государственной поддержки, стоит найти индикаторы состояния сельского хозяйства. Под индикатором понимается интегральный показатель, который количественно определяет только качественные характеристики развития аграрного сектора в течение определенного срока. Такие индикаторы в точности отражают настоящую производственную реальность, а также инновационные и экономические показатели. Прежде чем, обозначать индикаторы, следует определить значение понятия эффективность сельского хозяйства.

Часто проблему повышения эффективности сельского хозяйства осуществляют без внимания эффективности введения бюджетных средств. Часто и ошибочно заранее бюджетные средства считают незначительными и неэффективными, не рассматривая при этом способы их применения . Само понятия эффективности неотделимо от понятия критерий эффективности. Под критерием эффективности понимается показатель, изменение которого дает определение большей или наоборот меньшей эффективности потраченных ресурсов.

Особенность определения понятия эффективности сельскохозяйственного производства заключается в том, что нельзя забывать о природных условиях наряду с уже обозначенными научно-техническими, политическими, социальными и экономическими критериями.

Земля, являющаяся основным средством для сельского хозяйства, имеет абсолютно разные характеристики в каждом регионе России . Поэтому разрабатывая критерии государственной поддержки, нельзя не учитывать данную специфику для получения наибольшей эффективности вложения бюджетных средств. Государственная поддержка сельского хозяйства не может быть отделена от политической составляющей вопроса.

Система государственного кредитования также должна учитывать интересы сельского хозяйства. По итогам 2013 года, к примеру, кредитной организации ОАО «Россельхозбанк» удалось показать наибольший объем выданных кредитов для аграрно-промышленного комплекса страны, равный 553,1 млрд руб. В том числе инвестиционные кредиты составили 249,92 млрд руб. Также общий объем выданных кредитов был создан кредитными организациями: ОАО «Сбербанк России», ОАО «Газпромбанк», ОАО «Банк ВТБ», ГК «Внешэкономбанк». Общий объем кредитов в 2013 году составил 1156,47 млрд руб .

В настоящее время нефинансовые меры поддержки сельского хозяйства определены исполнением и следованию регламенту в рамках Федерального Закона «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 №264-фз (в ред. от 23.07. 2013). При этом основные направления государственной поддержки реализуются через так называемые дорожные карты развития аграрного сектора, а также через государственные программы развития сельского хозяйства и производства. Схематично можно рассмотреть основные принципы государственной поддержки .

Рисунок 1. Основные принципы государственной поддержки.

Таким образом, система государственного влияния должна создавать именно благоприятные условия для развития аграрного сектора.Поэтому необходимо решать следующие задачи:

1. Обеспечивать продовольственную безопасность государства.

2. Стимулировать рост сельскохозяйственного производства и готовой продукции, преследуя интересы собственной страны.

3. Создавать специализированные фонды для поддержки сельскохозяйственного производства.

4. Содействовать развития агропромышленной интеграции и кооперации сельского хозяйства в стадиях переработки, хранения и реализации продукции.

5. Расширить в области науки исследования рынка сельского хозяйства и создавать действующие жизненные рыночные модели эффективного управления в современных условиях.

6. Усиливать государственную поддержку как на федеральном, так и на региональном уровне путем внедрения современных технологических процессов в сельскохозяйственное производство.

Результаты и обсуждение

В результате систематического рассмотрения вопроса следует подчеркнуть, что государственная поддержка сельскохозяйственного производства осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов государства. Далее распределение идет по муниципалитетам и городским поселениям.

Для всех регионов на сегодняшний день средства распределяются по одинаковой методике. Форма такой государственной поддержки также едина и предоставляется в виде субсидий. Рассмотрим на схеме направления финансовой поддержки сельскохозяйственным производителям от федерального бюджета .

Рисунок 2. Направления финансовой поддержки сельскохозяйственным производителям от федерального бюджета.

Под бюджетным финансированием определяется безвозмездная передача государством средств сельскохозяйственным предприятиям для осуществления деятельности. В свою очередь бюджетное финансирование делится на субсидии, дотации и субвенции.

Субсидирование сельскохозяйственных предприятий в России происходит под определенные процессы и функции предприятий. Среди них можно выделить:

1. Уплата процентов по краткосрочным займам. Данные займы предоставляются кредитными организациями на приобретение посадочного материала и семян, а также на горюче-смазочные материалы, корма, средства химзащиты и .тд.

2. Уплата процентов по кредитам инвестиционного характера. Данные займы выдаются на покупку машин, техники и оборудования различного производства, а также под приобретение животных, зверей, молодняка, рыб и посадочного материала исключительно племенной принадлежности.

3. Государственная поддержка других отдельных отраслей сельского хозяйства, таких как хмелеводство, овцеводство и виноградарство.

Чтобы получить субсидии, сельскохозяйственное предприятие не должно иметь просроченной задолженности по платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды государства.

Еще одним аспектом государственной поддержки сельскохозяйственного производства является поддержка экспортного потока продукции. Необходимо укрепить экспортный потенциал России, т.к. это является фактором развития всей экономики государства. Государство должно иметь интерес к развитию и поддержке компаний-экспортеров. Результатом такой поддержки является непосредственный рост объемов производства сельскохозяйственной продукции. Соответственно произойдет и прирост налоговых отчислений в бюджет.

Выводы

В итоге рассмотренного вопроса следует отметить, что подход к решению проблем сельского хозяйства должен осуществляться комплексно. Поэтому и государственная поддержка сельского хозяйства должна происходить не по узким направлениям, а также комплексно . Очевидно, что производство высококачественной сельскохозяйственной продукции выведет страну и экономику в частности на новый уровень благосостояния граждан. При этом благоприятные условия будут реализованы и для сельскохозяйственных производителей. Одновременно будет сформирован перечень преимуществ страны перед другими странами на уровне мирового рынка.

При современных условиях усиленное регулирующее и поддерживающее государственное влияние на сельское хозяйство даст больше положительных тенденций к развитию отрасли. Т.к. безвозмездная помощь будет направлена на быстрое внедрение и применение результатов научно-технического труда . Под этим понимаются современная техника и технологии сельскохозяйственного производства: замена ручного труда на механизированный и автоматический. Таким образом, сельскохозяйственная отрасль должна быть переведена инновационную основу.

Отечественные товаропроизводители должны получать по большей части заслуженное поощрение со стороны государства за поддержку и развитие сельскохозяйственных видов деятельности . Тем самым, добиваясь повышения конкурентных качеств сельскохозяйственной продукции, можно решить задачу увеличения объема экспорта продовольственных российских товаров.

Подводя итог, нельзя отрицать, что при современных условиях государственная поддержка является важным и неотъемлемым фактором успешного и эффективного развития сельского хозяйства . Одновременно государственная поддержка становится важнейшей задачей для современной политики аграрной сферы. Без проведения комплексной государственной поддержки сельское хозяйство России может приблизиться к кризисному состоянию или же войти в него окончательно . Государство не должно допускать данного исхода, т.к. сельское хозяйство является стратегически важным сектором экономики, обеспечивающим продовольственную независимость и благополучие граждан.

Фермер Юлия Тетерина из села Бояркино городского округа Озеры получила грант в размере 3 миллионов рублей на развитие крестьянско-фермерского хозяйства, сообщает Озерское информагентство со ссылкой на главу администрации округа Дмитрия Богданова.

По данным агентства, фермер Тетерина оказалась в числе пяти победителей дополнительного конкурса Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянско-фермерских хозяйств в 2017 году.

«Отрадно, что начинающие фермеры нашего округа получают гранты на развитие. Хозяйство Юлии Тетериной из села Бояркино занимается производством мяса и молока. Грант в размере 3 миллионов рублей будет направлен на покупку крупного рогатого скота», – сказал Богданов.

По его словам, хозяйство Тетериной после выхода на проектную мощность будет производить 18 тонн молока и 65 тонн мяса. Богданов отметил, что жители Озер все чаще задумываются об открытии собственного сельскохозяйственного бизнеса. Он уточнил, что только за 2017 год в округе было зарегистрировано четыре новых крестьянско-фермерских хозяйства.

«В городском округе Озеры стараются вводить в оборот необрабатываемые участки земли и оказывают поддержку в развитии крестьянско-фермерских хозяйств. Специалисты сектора АПК округа всегда готовы оказать любую консультационную помощь начинающим фермерам, проинформировать их о том, какую поддержку они могут получить или об участии в грантах», – заключил Богданов.

Смотрите инфографику о мерах поддержки фермеров в Подмосковье>>

Государственная поддержка является составной частью аграрной политики многих стран. Она позволяет существенным образом смягчить последствия неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики, обеспечить эффективное функционирование агропромышленного производства в целом. Развитые страны, где из бюджета выделяются значительные финансовые средства на поддержку сельского хозяйства, стимулируя модернизацию техники и технологий агропромышленного производства, добились высоких результатов в продовольственном обеспечении населения.

Если еще в начале прошлого столетия специализация страны на аграрном производстве была признаком технологической отсталости и бедности, то сегодня богатые и развитые страны являются лидерами по объемам сельскохозяйственного производства, имея при этом лишь незначительную часть населения, занятую в данной сфере. Бедные же страны занимают в сельском хозяйстве значительную долю населения, но отличаются крайне низкими показателями сельскохозяйственного производства. Современная европейская или американская ферма — это высокотехнологичное производство, для управления которым достаточно 1–5 квалифицированных специалистов, а семейная азиатская или африканская ферма — традиционное хозяйство, где люди работают за гроши. Собственно качественное повышение производительности сельского хозяйства и есть главная задача фермеров и государства, их поддерживающего. В идеале увеличение объема аграрного производства достигается не за счет экстенсивного роста (разработки новых посевных площадей, увеличения поголовья скота и т. д.), а за счет улучшения технологии, позволяющей снимать с одного квадратного метра пашни больше зерна или плодов, а от одной коровы получать больше молока.

Пример эффективного использования имеющихся ресурсов и технологий — Голландия. Страна площадью 41 тыс. кв. км (меньше Московской области), в аграрном секторе которой занято лишь 4 % трудоспособного населения, производит сельхозтоваров на 55 млрд евро в год. Это второй после США показатель объемов сельскохозяйственного производства.

Практически во всех странах мира государство активно поддерживает аграрную индустрию, что делает ее закрытой и протекционистской. Мировые лидеры субсидирования в сельском хозяйстве — развитые страны: члены ЕС, США и Япония. Способы государственной поддержки схожи и по большому счету сводятся к установлению уровня индикативной цены (учитывающей верхние и нижние пределы колебаний рынка), которую государство гарантирует фермерам за счет бюджетных средств. Впервые эта система была использована в середине 30-х годов XX века в США, а с 60-х годов прошлого века она применяется и в странах общего рынка в качестве инструмента единой аграрной политики. В настоящий момент в некоторых странах государственные финансовые вложения в сельское хозяйство в 1,5–2 раза превышают рыночную стоимость его продукции. Субсидии в странах ЕС уже достигли 45–50 % стоимости продукции фермеров, в Японии и Финляндии — около 70 %, в России — лишь 3,5 %. В США в развитие сельского хозяйства вкладывается на 30 % больше средств (в расчете на единицу продукции), чем в другие отрасли.

Три «корзины»

Нормативы Всемирной торговой организации (ВТО) разделяют меры государственной поддержки сельского хозяйства на три «корзины».

«Янтарная» — прямые дотации и субсидии. Программы «янтарной корзины» жестко критикуются ВТО, и их доля в развитых странах постепенно снижается. Проблема прямой помощи в том, что неэффективные предприятия не могут правильно использовать субсидии, а эффективные обходятся и без поддержки.

«Голубая» — программы, нацеленные на сокращение производства и искусственное изменение конкурентоспособности в отрасли. Это могут быть отсрочки платежей по кредитам, налоговые льготы, льготные либо беспроцентные кредиты, списание или реструктуризация долгов, перевод долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в разряд государственного внутреннего долга.

Наконец, «зеленая» — меры, не связанные с отраслью напрямую, но все же поддерживающие ее: развитие инфраструктуры сельских районов, научные исследования в области сельского хозяйства, ветеринарные работы, экологические программы, улучшение плодородия почв. Последнюю «корзину» не регулируют рамки международной торговли, и при желании государство может вкладывать в нее неограниченные средства. Как показывает практика, эти меры в долгосрочной перспективе не менее эффективны, чем прямые субсидии. По данным американских исследователей, прирост экономики сельского хозяйства США за последние десятилетия на 50 % был обеспечен благодаря государственному финансированию тех отраслей науки, что связаны с сельским хозяйством.

Согласно законам ЕС бюджетная поддержка может предоставляться как из государственного бюджета, так и из бюджета автономного образования (округ в Германии, район или департамент во Франции) или федерального государства (земли Германии). Но абсолютная сумма субсидий на инвестиции не должна превышать заданного объема.

Налоговые льготы

Отдельно стоит упомянуть о льготном характере налогообложения в развитых странах. Обычно он дифференцирован: мелкий производитель пользуется льготным режимом налогообложения, средний и крупный — обычным. Основные налоговые льготы, которыми государство поддерживает аграриев, таковы:

  • уменьшение налогооблагаемого дохода фермеров через ускоренную амортизацию машин и оборудования;
  • налоговые кредиты, налоговые скидки на прибыль мелкого бизнеса и убыточных предприятий;
  • система льгот при покупке новой техники и использовании новых технологий;
  • налоговые льготы на инвестиции в сельское хозяйство;
  • налоговые льготы на резервные и другие фонды.

В странах с развитой рыночной экономикой практикуется налоговый фаворитизм по отношению к фермерам. Обычно это особые методы оценки стоимости земли и строений. Так, в Израиле есть земли нескольких типов, по-разному облагаемые налогом. При этом дешевые сельскохозяйственные земли не могут быть использованы, скажем, для строительства жилья или торговых центров. Также для сельскохозяйственных предприятий снижен уровень налогообложения, из налогооблагаемых сумм исключена стоимость машин и оборудования, предназначенных для обработки почвы.

Предоставляются фермерам скидки и отсрочки по налогам или даже гранты для оплаты налогов и других льгот. Чтобы стимулировать инвестирование фермерского капитала в технологические новшества, в налоговом законодательстве многих стран предус­мотрены налоговые скидки на прирост инвестиций, бюджетная компенсация налоговых выплат на эту сумму и др. Обычно фермер может также воспользоваться одним из льготных условий налогообложения, если осваивает новации, которые вписываются в рамки государственных или региональных аграрных программ. Кроме того, в большинстве стран есть таможенные квоты и ограничения на ввоз продукции, которые косвенно поддерживают внутреннего производителя сельхозпродукции, — извне попасть на рынок непросто.

Два основных типа господдержки фермеров

В развитых странах существует два основных типа государственной поддержки фермеров. Один чаще применяет в странах Европейского союза, другой — в США.

Европейская экономика социально ориентирована. Господдержка призвана предотвратить возможные социальные проблемы от уменьшения числа занятых в аграрном секторе, сблизить регионы по уровню доходов сельхозпроизводителей, уравнять эти доходы с другими отраслями экономики. Уровень дотаций в странах Европы достигает 50 % и более от валового объема сельхозпродукции. Обычно государство определяет «целевые» цены — ориентировочную стоимость сельхозпродукции и поддерживает их, скупая излишки в случае перепроизводства.

Так, во Франции в сельском хозяйстве занято около 7 % трудоспособного населения. На поддержку аграриев тратится в среднем 38 млрд евро в год. Во Франции расчет суммы дохода, подлежащего налогообложению, производится исходя из данных земельного кадастра, средних показателей стоимости продукции, издержек производства, урожайности сельхозкультур и продуктивности скота. Бюджет сельскохозяйственных палат формируется за счет налога с земельных собственников, субсидий, обязательств потребителей и зай­мов.

Продовольственным комплексом Франции управляет Министерство сельского и лесного хозяйства, а также его региональные управления и Высший совет по ориентации и координации развития сельского хозяйства и пищевой промышленности. В него входят представители Минфина, промышленники в области переработки и реализации продукции сельского хозяйства, фермеры. Совет регулирует внутренний рынок, выплачивает субсидии на хранение излишков продукции, ее переработку и экспорт, производит закупку сельскохозяйственных продуктов по гарантированным ценам. Существенное влияние на аграрную политику государства оказывает развитая сеть профессиональных союзов, которые заботятся об условиях труда и жизни фермеров, а также о сохранении «минимального уровня доходов» даже в случае неурожая или природных катаклизмов.

В принципе прямая «поддержка цен» планомерно снижается с 1990 года, но до сих пор практикуется, особенно если цены на мировом рынке опускаются ниже запланированных. Намного чаще используются финансовые вливания, если хозяйство отвечает определенным требованиям: заботится об экологии, использует отечественную технику и т. д.

В Германии фермеры разделены на три категории по уровню дохода. Те, чей доход невысок, платят самый низкий совокупный налог, который рассчитывается исходя из количества гектаров земли в пользовании. С ростом дохода растет и налог, и сложность его исчисления. Кроме того, существует программа сельскохозяйственного кредитования для всех земель Германии, цель которой поддержка инвестиционных мероприятий по рационализации труда и улучшению условий жизни. Получить кредит может только сельхозпроизводитель, общие доходы которого не превышают установленных границ. В областях с неблагоприятными климатическими условиями государство берет на себя погашение 5 % по кредиту, в традиционных областях — 3 %. Рассчитанная общая сумма процентов по кредиту, погашение которых государство берет на себя, выплачивается единовременно. Собственный вклад хозяйства в инвестиции должен начинаться с 10 %. Льготные условия для получения кредита предоставляются молодым людям, которые хотят создать ферму.

В США число занятых на фермах менее 3 млн человек из 130 млн трудоспособного населения страны. Правительство не контролирует и не субсидирует цены на сельскохозяйственные ресурсы и процентную ставку по правительственным программам по аграрному кредиту. Следовательно, в США нет и тенденций к появлению дефицита, избытка топлива, сельхозтехники, как нет и оснований для государственного распределения ресурсов для фермеров. Впрочем, Министерство сельского хозяйства помогает фермерам реализовывать их продукцию: фермер может во время сильного падения цен сдать свою продукцию по залоговым ценам на хранение государству, а если ситуация с рыночными ценами улучшается, фермер заберет продукт на реализацию и выплатит из выручки полученные от государства денежные средства.

Бюджетные расходы США на сельское хозяйство сильно зависят от экономической ситуации. В годы кризисов они возрастают, в более стабильные периоды уровень государственного субсидирования заметно снижается. Но в любом случае единовременно используется сразу несколько экономических рычагов поддержки сельхозпроизводителя: платежи из бюджета, компенсации издержек производства, поддержка цен, субсидии на совершенствование производственной структуры, разработка и осуществление различных программ.

Фермеры в сельском хозяйстве США не имеют льготной ставки подоходного налога, но большинство из них имеют низкий доход по сравнению с доходами в несельскохозяйственных отраслях и реально платят подоходный налог по минимальной ставке, принятой для всех налогоплательщиков. Однако фермеры имеют ряд других пре­имуществ: им разрешается уменьшать налогооблагаемую базу, вычитая не облагаемый налогом минимум или выплаты в социальные фонды. В США фермерским хозяйствам разрешается инвестировать до 25 % налогооблагаемой прибыли в приоритетные направления производственного развития без уплаты налога на вложенный капитал. К ним относятся почво- и водоохранные мероприятия, модернизация производства и хозяйственных объектов. Кроме того, они имеют возможность платить налог со среднего за три года дохода.

Подводя итоги, можно сказать, что как бы ни было успешно сельское хозяйство страны, на практике оно всегда пользуется в большей или меньшей степени поддержкой государства, одна из главных задач которого забота об экологии страны и достойной жизни для фермеров.

Л. Б. ЗИМИНА

Субсидия финансируется из федерального и регионального бюджета.
1. Гранты на поддержку начинающих фермеров предоставляются главам крестьянских (фермерским) хозяйствам (далее КФХ) в соответствии с порядком утвержденным Постановление Правительства Алтайского края от 31.12.2019 № 556 «Об утверждении порядков предоставления из краевого бюджета субсидий в целях развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и малых форм хозяйствования» (далее — Порядок).
2. Глава КФХ подает в Министерство сельского хозяйства Алтайского края (далее — Министерство) пакет документов по формам, утверждаемым Министерством.
3. Все поступившие в Министерство заявления и прилагаемые к ним документы, независимо от способа их доставки подлежат обязательной регистрации в день их поступления. Срок рассмотрения документов составляет не более 10 рабочих дней с даты их регистрации. Документы, представленные позже срока, установленного приказом Министерства, к регистрации и рассмотрению не допускаются.
4. Принятие решения о предоставлении гранта и ее размере принимает комиссия по реализации на территории Алтайского края мероприятий ведомственных целевых программ развития малых форм хозяйствования на селе, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы (далее — Комиссия), состав которой утверждается распоряжением Правительства Алтайского края.
5. Основаниями для отказа в допуске к отбору являются (за исключением хозяйств, зарегистрированных после 1 октября предшествующего года):
— не выполнение условий по уровню среднемесячной оплаты труда одного работника списочного состава не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством на конец соответствующего периода и увеличенного на районный коэффициент;
— наличие просроченной задолженности по возврату в краевой бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед краевым бюджетом (на дату представления документов на получение гранта);
— получение средств из краевого и местных бюджетов в соответствии с иными нормативными правовыми актами на аналогичные цели;
— наличие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
— наличие просроченной задолженности по возврату в краевой бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед краевым бюджетом (на дату представления документов на получение гранта);
— отсутствие регистрация на территории Алтайского края в установленном законодательством порядке;
— недостоверность представленной заявителем информации.
Кроме того получатели субсидий не должны:
— находится в процессе ликвидации, реорганизации, в отношении них не должна быть введена процедура банкротства, их деятельность не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а участники отбора — индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, чьим местом регистрации является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов.
6. По результатам отбора Комиссия определяет перечень победителей. Решение Комиссии оформляется протоколом, который содержит информацию о результатах проведения отбора, об участниках отбора, рейтинге и (или) оценках по критериям отбора, размерах предоставляемых грантов, и размещается на официальном сайте Министерства (www.altagro22.ru) в 5-дневный срок со дня его подписания.
Министерство размещает на своем официальном сайте. Уведомление об отказе в предоставлении гранта направляется Министерством главе КФХ в срок не более 10 дней с даты принятия Комиссией соответствующего решения.
7. В течение 5 рабочих дней со дня подписания указанного протокола Министерство приказом принимает решение о предоставлении грантов. На основании указанного решения Министерство в 10-дневный срок с даты его принятия заключает с победителями конкурса в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Алтайского края, соглашение о предоставлении гранта из краевого бюджета.
8. Предоставление грантов главам КФХ осуществляется Министерство в пределах утвержденных на текущий финансовый год бюджетных обязательств.
8. Предоставление грантов осуществляется Министерством в пределах бюджетных обязательств по соответствующим направлениям, утвержденных согласно бюджетной росписи на текущий финансовый год.
9. Министерство в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении гранта направляет сводные реестры получателей грантов, заявки на финансирование в Министерство финансов Алтайского края.
10. Министерство финансов Алтайского края на основании сводных реестров получателей грантов производит перечисление денежных средств на лицевой счет Министерства.
11. Предоставление грантов на финансовое обеспечение расходов получателей грантов согласно действующему законодательству Российской Федерации подлежит казначейскому сопровождению.
12. Гранты подлежат перечислению получателям на счета, открытые Управлением Федерального казначейства по Алтайскому краю в Отделении по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации для учета средств юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. Перечисление посредством представления в указанное Управление (в течение 3 рабочих дней с момента поступления денежных средств на лицевой счет Министерства) заявок на кассовый расход по каждому получателю, оформленных в установленном порядке, осуществляется Министерством не позднее десятого рабочего дня с момента утверждения им сводного реестра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *