Подготовка груза к перевозке

5.4. Правила приема грузов к перевозке на железной дороге

Железная дорога обязана подать грузоотправителю вагон под погрузку в срок, установленный железной дорогой. Транспортные средства должны быть в состоянии, пригодном для транспортировки соответствующего вида груза. При несоответствии поданного вагона условиям перевозки данного вида груза грузоотправитель вправе отказаться от такого подвижного состава.

Отправкой на железнодорожном транспорте считается партия груза, предъявляемая и перевозимая по одной накладной. Различают следующие виды отправок:

  • • повагонная отправка — партия груза, предъявляемая по одной накладной, для перевозки которой требуется отдельный вагон;
  • • мелкая отправка — предъявляемая по одной накладной партия груза, для перевозки которой не требуется представления отдельного вагона, такая отправка ограничена по массе и объему;
  • • малотоннажная отправка — для осуществления отправки массой свыше 10 т и до 20 т и вместимостью не более половины четырехосного вагона;
  • • групповая отправка — партия груза, для перевозки которой требуется представление более одного вагона, но менее маршрута;
  • • маршрутная отправка — партия груза, предъявляемая по одной накладной, в количестве, соответствующем весовой норме, установленной для маршрутов. Маршрутом называется состав поезда установленной массы или длины, сформированный грузоотправителем или дорогой в соответствии с правилами технической эксплуатации и планом формирования из вагонов, загруженных одним или несколькими отправителями на одной или нескольких станциях, назначением на одну станцию выгрузки или «распыления» с обязательным прохождением им не менее одной технической станции без переработки.

Грузы, которые необходимо перевозить в таре в целях их предохранения от утраты, недостачи, порчи и повреждения, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам, а грузы, стандарты на тару и упаковку которых не установлены, — в исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность.

Обязанности по подготовке груза к перевозке ложатся на грузоотправителя. До предъявления к перевозке груз должен быть приведен в состояние, которое бы обеспечивало его транспортабельность и сохранность в пути следования. При предъявлении к перевозке нескольких мелких штучных грузов отправитель может объединить их в более крупную единицу путем увязки (связки) или упаковки в соответствующую тару.

Если при наружном осмотре тары или упаковки предъявленного к перевозке груза обнаружены дефекты, которые могут привести к утрате груза, его порче или повреждению, грузоотправитель обязан по требованию станции привести тару или упаковку в состояние в соответствие со ст. 42 Устава железных дорог.

Количество груза, принимаемого к перевозке, устанавливается его массой. Общая масса груза может определяться следующими способами:

  • • путем взвешивания на весах. В этом случае определение массы может происходить при погрузке на местах общего пользования (грузовых дворах) или средствами грузоотправителя. Железная дорога вправе проверить правильность сведений о массе груза, указанных грузоотправителем, а также проводить регулярную проверку путем выборочного взвешивания грузов;
  • • подсчетом массы на грузовых местах по трафарету или по стандарту. В этом случае определение массы тарно-штучных грузов производится только грузоотправителем. Масса грузов, перевозимых навалом или насыпью, по требованию грузоотправителя может определяться железной дорогой при наличии вагонных весов;
  • • для некоторых видов грузов масса может определяться расчетным путем, по обмеру или условно.

Конкретные условия, предъявляемые к состоянию груза, его упаковке и маркировке, приведены в правилах перевозок грузов на железных дорогах РФ.

Масса тарно-штучных грузов устанавливается по предъявлении их к перевозке с указанием на каждом грузовом месте массы брутто и нетто.

Количество мест груза, предъявляемого к перевозке, во всех случаях определяется грузоотправителем. При предъявлении к перевозке грузов на местах общего пользования железная дорога принимает их с проверкой количества мест, указанного грузоотправителем в накладной, за исключением грузов, погрузка которых возложена на грузоотправителя (ст. 45 Устава железных дорог).

Следует укладывать грузы равномерно, плотно, при необходимости надежно закреплять для исключения возможности сдвига, падения, навала на двери, потертости или повреждения их при перевозке, а также для обеспечения сохранности вагона при погрузке, выгрузке и непосредственно транспортировке.

При предъявлении к перевозке грузов с маркировкой, предупреждающей о хрупкости, погрузочные работы должны производиться очень осторожно, в соответствии с технологией. Грузы, на упаковке которых имеются предупредительные надписи: «Осторожно», «Не бросать», «Стекло», «Верх», «Не кантовать» и т.п., при погрузке должны размещаться в вагоне так, чтобы при выгрузке эти надписи были видны. При погрузке в один вагон более тяжелые грузы укладываются внизу, а более легкие — наверху. Погрузка в один вагон грузов, которые своими физико-химическими свойствами могут повредить или испортить друг друга, запрещена. Размещение и определение грузов в крытых вагонах производятся в соответствии с техническими условиями и правилами перевозок конкретных видов грузов.

Укладка тарно-упаковочных и штучных грузов в междверном пространстве производится с отступлением от дверей на 25 см.

В случае недогрузки вагонов в соответствии с техническими нормами до полной вместимости или грузоподъемности вагона начальник грузовой станции имеет право отказать в приеме вагона к перевозке или потребовать догрузки вагона за исключением тех случаев, когда полная загрузка вагона невозможна по причине особых условий перевозки.

Время приема груза, подготовленного к перевозке, удостоверяется наложением календарного штемпеля станции в графе 7 оборотной стороны накладной.

Подготовка груза к перевозке

Грузовые и коммерческие операции на станции отправления

Пересылочные накладные на перевозку порожних вагонов

Перевозка порожних вагонов, принадлежащих перевозчику (КР, ПЛ, цементовозы, минераловозы и другие) оформляются в перевозочной накладной формы ГУ-27СП. Перевозка порожних цистерн для перевозки светлых нефтепродуктов оформляется в пересылочной накладной формы ГУ-27-дс.

Перевозка порожних цистерн и бункерных ПВ из-под слива тёмных нефтепродуктов (мазут, битум, ДТ) оформляется пересылочной накладной формы ГУ-27-дт.

Пересылочная накладная оформляется ГП на каждый выгруженный вагон и предъявляется перевозчику одновременно с уведомлением об окончании выгрузки (слива груза). Без предъявления пересылочной накладной вагона перевозчиком не принимается.

Одновременно с пересылочной накладной ГП заполняет на каждый выгруженный им вагон корешок пересылочной накладной, остающийся у перевозчика на станции отправления порожнего вагона. Перевозчик, получив от ГП пересылочную накладную, проверяет правильность её заполнения, наличие подписи и печати ГП, подтверждающие полноту выгрузки и очистки вагона.

1) визирование накладной;

2) подготовка груза к перевозке;

3) подготовка и подача вагонов под погрузку;

4) приём груза к перевозке, погрузка вагонов;

5) определение массы груза;

6) пломбирование вагонов;

7) расчёты за перевозку;

8) оформление комплекта перевозочных документов.

Груз к перевозке должен быть подготовлен так, чтобы обеспечивалась сохранность и безопасность его перевозки, рациональное использование подвижного состава с загрузкой вагонов до полного использования их грузоподъёмности и вместимости. В комплекс подготовки грузов входят операции:

· приведение продукции в необходимое качественное состояние (просушка, отсортировка, предварительное охлаждение);

· надлежащая упаковка с укреплением грузовых мест в транспортные пакеты;

· нанесение на грузовые места маркировки.

Согласно правилам и стандартам на тарно-штучные грузы, перевозимые с учётом мест, отправитель должен нанести транспортную маркировку: основные, дополнительные надписи и манипуляционные знаки.

Основание:

ü Станция назначения.

ü Грузополучатель.

ü Число грузовых мест.

Дополнительные:

ü Станция отправления.

ü Перевозчик.

ü Ж.д. маркировка: наносится на каждое грузовое место при погрузке грузов мелкими отправками.

ü Перевозимое количество мест.

ü Марка перевозчика (№ по книге приёма).

Подготовка грузов к перевозке

Груз к перевозке должен быть подготовлен таким образом, чтобы обеспечивались сохранность и безопасность его перевозки, рациональное использование подвижного состава с загрузкой контейнеров (вагонов) до полного использования их грузоподъемности и вместимости.

В комплекс подготовки грузов к перевозке входят такие важные операции, как приведение продукции в необходимое качественное состояние, надлежащая упаковка, нанесение на грузовые места транспортной маркировки. Требования к отгружаемой продукции, а также к ее упаковке и маркировке устанавливаются стандартами на данную продукцию. Ряд требований предусмотрен в Правилах Перевозки Грузов и Технических условиях.

В целях сохранности продукции и товаров отправитель обязан обеспечить:

а) строгое соблюдение установленных правил упаковки и затаривания продукции, маркировки и пломбирования отдельных мест;

б) точное определение количества отгруженной продукции (веса, количества мест: ящиков, мешков, связок, кип, пачек и т.п.);

в) четкое и ясное оформление отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о количестве продукции фактически отгружаемому количеству, своевременную отсылку этих документов получателю в установленном порядке;

г) строгое соблюдение действующих на транспорте правил сдачи грузов к перевозке, их погрузки и крепления;

д) систематическое осуществление контроля за работой лиц, занятых определением количества отгружаемой продукции и оформлением на нее отгрузочных и расчетных документов.

Грузы принимают к перевозке на местах общего и необщего пользования. На станциях отправления при приеме груза к перевозке на местах общего поль­зования выполняются следующие основные операции:

Ø составление грузоотправителем накладной и предъ­явление ее начальнику станции или с его разрешения в товарную контору станции;

Ø проверка правильности заполнения накладной, наличия плана на данную перевозку и визирование накладной;

Ø предъявление грузоотправителем накладной и груза приемосдатчику;

Ø осмотр приемосдатчиком предъявленного груза с проверкой соответствия груза в натуре данным, указанным в накладной, исправности тары и упаковки, на­личия и правильности маркировки;

Ø оформление приема груза к перевозке;

Ø составление в товарной конторе дорожной ведомости, расчеты за перевозку и выдача грузоотправителю квитанции о приеме груза к перевозке;

Ø подготовка вагона к погрузке и погрузка груза;

Ø пломбирование вагона;

Ø составление вагонного листа на погруженный вагон.

Тарноупаковочные и штучные грузы, предъявляемые к перевозке, должны быть замаркированы отправительской и железнодорожной маркировкой. Нанесение транспортной маркировки на грузовые места предусмотрено. Стандарт не распространяется на маркировку, содержащую данные об упакованной продукции, а также на маркировку грузов, отправляемых специализированными транспортными средствами, почтовыми посылками и насыпью в транспортных средствах.

Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные над­писи. На рисунке 2.1 показан порядок расположения транспортной маркировки.

Порядок расположения транспортной маркировки

4 5

1 2 3 6

9

7 8 10

11 12

Обязательные надписи;

Допускаемые надписи.

Рисунок 2.1.

Условные обозначения

1 – манипуляционные знаки; 2 – допускаемые предупредительные надписи; 3 – число мест в отправке, порядковый номер внутри отправки; 4 – наименование грузополучателя и пункта назначения; 5 – наименование станции перегрузки; 6 – железнодорожная маркировка; 7 – объем грузового места; 8 – габаритные размеры грузового места; 9 – масса брутто; 10 – масса нетто; 11 – наименование станции отправления; 12 – наименование грузоотправителя.

Основными целями маркировки являются:

Ø нанесение на грузовых местах каждой отдельной от­правки отличительных знаков, определяющих принад­лежность каждого места и в целом всей партии груза к данной отправке;

Ø установление связи грузовой отправки в натуре с сопровождающими груз документами;

Ø определение принадлежности груза в случаях разъединения его с документами.

Неправильная и нечеткая маркировка может привести к разъединению груза от перевозочных документов и засылке его не по назначению. Поэтому приемосдатчик при приеме груза к перевозке обязан особенно внимательно проверять правильность нанесения на всех грузовых местах знаков отправительской и желез­нодорожной маркировки. При этом обязательно прове­ряется их точное соответствие данным, указанным в накладной.

В отправительской маркировке указываются следующие сведения:

Ø знаки отправителя или порядковый номер места;

Ø наименование станции и дороги отправления;

Ø наименование станции и дороги назначения;

Ø наименование грузополучателя.

Знаки и порядковые номера требуется обязательно указывать в тех случаях, когда разнородный или разносортный груз предъявляется к перевозке в однотипной таре и упаковке. Знаки должны быть одина­ковыми для каждого рода (сорта) груза. Эти данные также указываются в графе «Знаки и марки» наклад­ной.

Маркировку ставят краской:

Ø на одной из торцовых сторон ящика, на одном из днищ бочки или барабана или непосредственно на гру­зе, если он не упакован;

Ø на бумажных ярлыках, прочно прикрепляемых к та­ре груза или к самому грузу;

Ø на деревянных или металлических бирках, прочно прикрепляемых к ящикам гвоздями, а к кипам и. связ­кам — проволокой. Бирки, применяемые для отправительской марки­ровки, должны иметь размеры по длине 12—15 см, ши­рине 8—10 см; металлические штампованные — не менее 60 см 2. Нельзя прибивать бирки к фанерным, кар­тонным и бумажным ящикам, а также применять бу­мажные ярлыки при перевозке грузов на открытом под­вижном составе.

Маркировка должна наноситься ясно и разборчиво несмываемой и нестирающейся краской другого цвета, чем груз. Отправительская маркировка должна быть нанесена на каждом грузовом месте. При повагонных от­правках однородных грузов допускается маркировать не все грузовые места, но не «менее четырех мест, а при повагонных отправках в прямых смешанных железно­дорожных сообщениях маркируют все грузовые места. При приеме к перевозке грузов мелкими отправками на местах общего пользования рядом с отправительской маркировкой на каждом грузовом месте приемосдатчиком груза или другим работником станции нано­сится железнодорожная маркировка. При отгрузке мел­ких отправок на местах необщего пользования, а также малотоннажных отправок независимо от места погрузки железнодорожная маркировка наносится грузоотпра­вителем до предъявления груза к перевозке. По со­гласованию с грузоотправителем дорога может устанав­ливать порядок нанесения железнодорожной маркиров­ки до предъявления груза к перевозке в других слу­чаях.

Железнодорожная маркировка наносится цифрами в виде дроби:

в числителе указывается порядковый номер по кни­ге приема груза к перевозке и через тире — количество мест;

в знаменателе — условный номер дороги отправле­ния и через тире — условный номер станции отправле­ния. Условные номера дорог и станций указаны в Тарифном руководстве № 4, книга 1.

В тех случаях, когда свойства груза требуют особо­го обращения с ним, грузоотправитель обязан произве­сти специальную маркировку, которая указывает на по­рядок обращения с грузом в пути следования, при погрузочно-разгрузочных работах и хранении, например: «Верх», «Осторожно», «Не кантовать», «Не бросать» и т. д.

Помимо обозначения словами, специальная марки­ровка может быть указана особыми знаками (рисунка­ми). Например, на ящиках со стеклом изображают рюмку; на ящиках с грузом, требующим предохране­ния от влаги — зонт. Если таких надписей на грузе нет, но из накладной видно, что груз (например, приборы, изделия из стекла, жидкости в мелкой расфасовке и др.) требует бережного обращения, приемосдатчик груза в целях обеспечения сохранности груза обязан предло­жить отправителю нанести на грузовых местах специ­альную маркировку.

На грузовые места с опасными грузами наклеивают­ся цветные ярлыки в соответствии с правилами перево­зок опасных грузов.

Если в накладной стоит штемпель об опасности гру­за, необходимо проверить, наклеены ли на грузовых местах необходимые ярлыки.

Подготовка грузов к перевозке по железной дороге

Предъявляемый к перевозке груз отправитель должен подготовить таким образом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поездов, сохранность груза и грузового вагона.
С этой целью отправитель должен:
— Надежно закрепить груз внутри упаковки.
— Подвижные части груза застопорить или закрепить относительно неподвижных частей.
— Проверить прочность узлов и деталей груза, предназначенных для постановки крепления, с тем, чтобы они могли воспринимать передаваемые на них усилия от крепления.
— При необходимости дооборудовать груз приспособлениями для его крепления.

Подготовка к перевозке автотракторной техники, автопоездов, съемных автомобильных кузовов и полуприцепов осуществляется в соответствии с приложениями 7 и 21 закона Украины о грузоперевозках. Груз маркируется в соответствии с требованиями статей 5 и 9 закона Украины о грузоперевозках.

Подготовка грузовых вагонов к погрузке

Погрузка груза должна производиться в технически исправные, годные для перевозки данного груза вагоны, очищенные от остатков ранее перевозимого груза, средств крепления, мусора, грязи, снега и льда. В зимнее время пол вагона в местах опирания груза и средств крепления должен быть посыпан сухим песком слоем до 2 мм.
— Пригодность вагонов в техническом отношении для перевозки грузов определяет железная дорога.
— Пригодность грузовых вагонов в коммерческом отношении определяет отправитель, если погрузка груза производится его средствами, или железная дорога, если погрузка груза производится средствами железной дороги.
— Борта платформ, люки и двери полувагонов, если таковые предусмотрены конструкцией грузового вагона, должны быть закрыты и заперты на запоры. Клиновые запоры бортов платформ необходимо осадить вниз до упора.

Допускается погрузка грузов на платформы без бортов, если крепление грузов не предусматривает их использование.
— Секции продольных бортов платформ сцепа должны быть открыты, если они препятствуют перемещению груза при движении вагонов в кривых участках пути.
— При погрузке груза, не размещающегося в пределах длины пола платформы или полувагона, торцевые борта платформы должны быть откинуты на кронштейны, а торцевые двери полувагона — открыты и закреплены.

Груз не должен опираться на откинутые торцевые борта платформы. При необходимости его размещают на подкладках.
— При перевозке грузов на платформах с открытыми секциями боковых бортов последние должны быть закреплены с помощью колец, имеющихся на продольных бортах, за металлические крючки, расположенные на продольных балках рамы платформы. В случае отсутствия колец все противоположные секции бортов отправитель обязан увязать проволокой диаметром не менее 4 мм, которая пропускается под платформой ниже уровня боковых и хребтовых балок.

Проволока не должна соприкасаться с деталями тормозной рычажной передачи и препятствовать их перемещению.
— Ответственность за правильность закрепления или увязки бортов несет отправитель.
— Борта платформы после закрепления должны занимать вертикальное положение.
— На левых крайних секциях опущенных продольных бортов должен быть нанесен несмываемой белой краской номер платформы.

Требования к обеспечению сохранности грузовых вагонов при погрузке и выгрузке груза

В целях обеспечения сохранности вагонного парка отправители и получатели должны соблюдать следующие требования:
— При погрузке и выгрузке автомобилей, тракторов и других колесных и тяжеловесных грузов применять переходные мостики и другие приспособления, предохраняющие от повреждения борта платформ. Разворот на полу платформ гусеничной техники без предварительной защиты пола от повреждения не допускается.
— Перед погрузкой или выгрузкой с погрузочной платформы (рампы) с боковым заездом борта платформы должны быть предварительно до подачи вагонов к рампе опущены, а после окончания погрузки или выгрузки – подняты и закреплены клиновыми запорами.
— При погрузке или выгрузке груза накатом с применением слег они должны опираться на пол платформы или верхний обвязочный брус полувагона.

При погрузочно-выгрузочных операциях не допускается:
— Открывать и закрывать разгрузочные люки грузовых полувагонов с применением тракторов, погрузчиков, лебедок, кранов и другой, не предназначенной для этих целей, техники.
— Опускать грейферы с ударом о пол грузового вагона.
— Задевать грейфером борта платформ, стены и двери полувагонов.
— При выгрузке с помощью лебедки опирать трос на борта платформ и верхний обвязочный брус полувагона.
— Выгружать груз из платформ и полувагонов грейферами, имеющими зубья.
— Выгружать смерзшиеся грузы проталкиванием их в проемы люков грейферами, другими грузозахватными устройствами, применять для рыхления груза металлические болванки, взрыв, а также применять для оттаивания груза открытое пламя с касанием пламени деталей вагонов.
— Грузить грузы с температурой выше +100С.
— Грузить и выгружать сыпучие грузы гидравлическим способом.
— Грузить железобетонные плиты, конструкции и другие грузы в наклонном положении с опорой на боковые стены кузова грузового полувагона кроме случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
— Грузить грузы кранами, оборудованными электромагнитами, с выключением магнита и сбрасыванием груза с высоты более 0,5 м от пола грузового вагона или поверхности груза.
— Крепить грузы к металлическим частям вагона с помощью сварки и сверления.
— Демонтировать детали вагонов, в том числе борта платформ и двери полувагонов.
— Выгружать с грузовой платформы навалочные и насыпные грузы с заездом на настил пола платформы бульдозерами, тракторами на гусеничном ходу, сгребать ковшом экскаватора, а также волочить груз по полу грузовой платформы.

При погрузке навалочных грузов массой отдельных кусков не более 100 кг общая масса груза, падающая на пол полувагона, должна быть не более 5 т, высота падения от пола вагона – не более 3 м. При погрузке навалочных грузов массой отдельных кусков 100-500 кг на дно кузова должен быть насыпан слой из мелких кусков толщиной не менее 300 мм; общая масса груза, падающая на насыпанный слой, должна быть не более 7 т, высота падения – не более 3 м. Навалочные грузы в виде отдельных кусков массой более 500 кг, а также штучные грузы и контейнеры следует грузить без сбрасывания.

После выгрузки грузов получателем (если выгрузка грузов производилась им) или железной дорогой (если выгрузка грузов производилась ею) вагоны должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты средства крепления грузов, за исключением несъемных. Также должна быть снята проволока с рукояток расцепных рычагов автосцепки, с запоров крышек разгрузочных люков, торцевых дверей полувагонов и бортовых запоров платформ; борта платформ, двери и люки полувагонов должны быть закрыты.

ГОСТ Р 51005-96 Услуги транспортные. Перевозки грузов. Номенклатура показателей качества (с Изменением N 1) (принят в качестве межгосударственного стандарта ГОСТ 30595-97)

ГОСТ Р 51005-96
Группа Т51

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Услуги транспортные
ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ*
Номенклатура показателей качества

Transport services. Freight traffic. Quality index nomenclature

________________
* Измененная редакция, Изм. N 1.

ОКС 03.220.10
ОКСТУ 0131

Дата введения 1997-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) Министерства транспорта России и саморегулируемой организацией «Союз содействия организации перевозок крупногабаритных тяжеловесных грузов «Объединение перевозчиков «Спецтяжтранс» (Союз «Объединение перевозчиков «Спецтяжтранс»)
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 372 «Транспортные услуги»
(Измененная редакция, Изм. N 1).

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 1996 г. N 702

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 29.03.2016 N 221-ст c 01.05.2016
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 7, 2016 год

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру рекомендуемых показателей качества перевозок грузов всеми видами транспорта общего пользования и основные положения по выбору показателей в соответствии с целями управления качеством перевозок грузов и задачами совершенствования транспортного обслуживания потребителей и отраслей экономики страны. Нормы, конкретные требования к показателям качества и методы их оценки должны быть установлены в нормативной документации каждого вида транспорта на перевозки грузов, утвержденной в установленном порядке.
На основании настоящего стандарта разрабатываются нормативные документы по номенклатуре показателей качества на перевозки грузов, осуществляемые отдельными видами транспорта в международных, дальних и местных сообщениях, включая пригородные и внутригородские перевозки грузов конкретных видов или укрупненных их групп, однородных по свойствам транспортабельности.
Настоящий стандарт не распространяется на номенклатуру показателей качества перевозок опасных грузов.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 транспортная услуга: Результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя и грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями (ГОСТ Р 51006-96).

2.2 перевозка груза: Услуга по перемещению груза из пункта отправления в пункт назначения с помощью транспортного средства.
Примечание — Транспортное средство может относиться к транспорту различных видов: автомобильному, железнодорожному, водному, воздушному.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.3 транспортабельность груза: Степень пригодности (или готовности) груза к перевозочному процессу.
Примечание — Требования транспортабельности предусматривают обеспечение перевозки груза без повреждений и потерь, эффективное использование транспортных средств, производство погрузочно-разгрузочных и складских работ и всего комплекса операций, связанных с его перемещением от отправителя к получателю.

2.4 сохраняемость груза: Свойство перевозимых объектов (изделий), сохранять исправное и работоспособное состояние в течение и после транспортирования.

3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1 На основе номенклатуры показателей качества устанавливают перечень наименований характеристик потребительских свойств перевозок грузов, составляющих их качество, количественные показатели и методы (методики) их оценки.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.2 Выбор номенклатуры показателей качества обосновывают:
— характеристиками и особенностями перевозимого груза;
— видом транспорта и сообщения;
— используемым подвижным составом;
— особенностями экспедирования груза;
— требованиями, предъявляемыми к перевозочному процессу;
— задачами управления качеством транспортных услуг;
— составом и структурой свойств, характеризующих качество;
— основными требованиями к показателям качества.

3.3 Показатели качества должны отвечать следующим основным требованиям:
— способствовать обеспечению соответствия качества перевозок грузов потребностям потребителей;
— характеризовать все свойства перевозки грузов, обуславливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности потребителей в соответствии с ее назначением;
— быть стабильными;
— способствовать повышению качества перевозок грузов;
— исключать взаимозаменяемость показателей при комплексной оценке уровня качества перевозок грузов;
— учитывать современные достижения науки и техники и основные направления научно-технического прогресса на транспорте и в сфере транспортных услуг.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

4 ПОРЯДОК ВЫБОРА НОМЕНКЛАТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА

4.1 Порядок выбора номенклатуры показателей качества предусматривает определение:
— вида транспорта;
— наименования (содержания) транспортной услуги;
— основных требований потребителей к перевозочному процессу;
— цели применения номенклатуры показателей качества;
— исходной номенклатуры групп показателей качества;
— метода выбора номенклатуры показателей качества.

4.2 Вид транспорта необходимо определить на основе технико-экономического сравнения (анализа, изучения и др.) возможных вариантов перевозки груза конкретного вида и выбора того из них, который по экономическим, технологическим или иным соображениям является наиболее эффективным (экономичным) для потребителя транспортных услуг. Эффективный вид транспорта может быть выбран потребителем транспортных услуг экспертным методом.

4.3 Наименование (содержание) транспортной услуги по перевозке грузов определяют на основании межотраслевых и отраслевых документов, классифицирующих услуги по их видам в зависимости от используемого вида транспорта, рода перевозимых грузов.
Документом межотраслевого уровня является ОК 002 «Общероссийский классификатор услуг населению» . В качестве документов отраслевого уровня могут служить соответствующие классификаторы, отраслевые методики и руководства по оценке качества услуг на различных видах транспорта.

4.4 Основные требования потребителей к перевозочному процессу определяются в соответствии с правилами перевозки грузов на транспорте конкретного вида, утвержденными в установленном порядке.

4.5 Цели применения номенклатуры показателей качества определяются в соответствии с задачами управления качеством перевозок грузов. Возможными целями применения номенклатуры показателей качества может быть установление номенклатуры показателей качества перевозок грузов для:
— включения в национальные стандарты и стандарты организаций, а также в правила перевозок грузов отдельными видами транспорта;
— проведение работ по разработке и внедрению систем управления качеством транспортных услуг;
— проведения научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, направленных на повышение качества транспортных услуг и эффективности перевозочного процесса;
— включения в условия договорных обязательств.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.6 Исходную номенклатуру показателей качества выбирают с учетом требований 3.2, 3.3, раздела 5, а также на основании требований на систему показателей качества транспортных услуг, предусмотренных в нормативных документах на транспорт конкретного вида.

4.7 Метод выбора необходимой и достаточной номенклатуры показателей качества перевозок грузов устанавливают в стандартах и (или) методиках выбора номенклатуры показателей качества, а также в отраслевых методиках оценки уровня качества транспортных услуг.
Основным методом определения исходной номенклатуры показателей качества является экспертный метод.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

5 НОМЕНКЛАТУРА ГРУПП ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

________________
* Измененная редакция, Изм. N 1.

5.1 Настоящий стандарт устанавливает следующую номенклатуру основных групп показателей качества по характеризуемым ими свойствам перевозок грузов:
— показатели своевременности выполнения перевозки;
— показатели сохранности перевозимых грузов;
— экономические показатели.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2 Показатели своевременности выполнения перевозки в зависимости от характеризуемых ими признаков подразделяются на показатели:
— перевозки груза к назначенному сроку;
— регулярности прибытия груза;
— срочности перевозки груза.

5.3 Показатели сохранности перевозки в зависимости от характеризуемых ими признаков подразделяются на показатели перевозки грузов:
— без потерь;
— без повреждений;
— без пропажи;
— без загрязнения.

5.4 Показатели перевозки груза к назначенному сроку характеризуют свойства перевозки, обусловленные точностью прибытия груза к заранее установленному (заданному) сроку.
К показателям перевозки груза к назначенному сроку, относят:
— среднее отклонение прибытий груза от назначенного срока;
— среднее превышение назначенного срока;
— максимальное превышение назначенного срока;
— максимально допустимое отклонение от назначенного срока;
— число отклонений прибытия груза к назначенному сроку;
— число прибытий грузов к назначенному сроку.

5.5 Показатели регулярности прибытия груза характеризуют свойства перевозки, обусловленные частотой поступлений груза за установленный (заданный) отрезок времени.
К показателям регулярности прибытия груза относят:
— среднее число прибытий груза за единицу времени;
— минимальное число прибытий груза за единицу времени;
— среднее время между поступлениями груза;
— максимальное время между поступлениями груза;
— минимальное время между поступлениями груза;
— число отклонений от установленной регулярности поступления груза;
— число поступлений грузов с заданной (согласованной) регулярностью.

5.6 Показатели срочности перевозки груза характеризуют свойства перевозки, обусловливаемые временем нахождения груза в процессе перевозки или скоростью перемещения груза.
К показателям срочности перевозки относят:
— нормативное (договорное) время перевозки груза;
— среднее время перевозки груза;
— максимально допустимое время перевозки груза;
— максимальное отклонение от среднего времени перевозки груза;
— процент прибытий груза в сверхнормативное время;
— среднее отклонение от нормативного времени;
— средняя скорость перевозки груза;
— суточный пробег транспортного средства;
— число прибытий груза за нормативное время.

5.7 Показатели перевозки груза без потерь характеризуют свойство транспортной услуги сохранять массу груза одинаковой в начале и конце перевозки или уменьшенной в соответствии с установленными нормами естественной убыли. Этот показатель прежде всего необходимо использовать при перевозке насыпных, навалочных и скоропортящихся грузов.
К показателям перевозки грузов без потерь относят:
— нормы убыли;
— удельные потери груза;
— среднюю потерю грузов при перевозке;
— стоимость потерь груза при транспортировке;
— количество грузов, доставленных без потерь;
— коэффициент снижения качества грузов при перевозке.

5.8 Показатели перевозки грузов без повреждений характеризуют свойство транспортной услуги обеспечивать сохраняемость грузов в течение времени перевозки и их пригодность к использованию по назначению после перевозки. Этот показатель рекомендуется использовать при перевозке готовой продукции бытового и производственно-технического назначения.
К показателям перевозки грузов без повреждений относят:
— долю грузов, перевезенных без повреждений;
— средний ущерб от повреждений груза;
— удельные издержки от повреждений груза.

5.9 Показатели перевозки грузов без пропажи характеризуют свойство транспортной услуги сохранять число мест груза одинаковым в начале перевозки и после ее завершения.
К показателям перевозки грузов без пропажи относят:
— удельные издержки от несохранной перевозки;
— долю пропажи грузов при перевозке;
— средний ущерб от пропажи грузов.

5.10 Показатели перевозки грузов без загрязнений характеризуют свойство транспортной услуги сохранять чистоту перевозимого груза в соответствии с установленными нормами и требованиями.
К показателям перевозимых грузов без загрязнений относят:
— коэффициент загрязнения грузов при перевозке (отношение количества загрязненных грузов к общему количеству перевезенных грузов);
— доля груза, не принятая грузополучателем после перевозки из-за загрязнения;
— допустимый процент посторонних примесей в грузе;
— долю посторонних примесей в грузе.

5.11 При оценке уровня качества перевозок грузов необходимо учитывать экономические показатели, характеризующие общие и элементные затраты, необходимые для выполнения перевозки грузов и осуществления связанных с перевозкой организационных и инженерных мероприятий.
Экономическими показателями перевозок грузов являются:
— удельные затраты на транспортировку грузов транспортом различных видов;
— удельные полные расходы на доставку грузов;
— затраты на производство погрузочно-разгрузочных и складских работ;
— дополнительные затраты при перевозке крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов, включающие оплату услуг по подготовке документов для проектных перевозок, возмещение ущерба, наносимого дорогам и дорожным сооружениям, расходы на обустройство маршрута движения, строительство и ликвидацию временных сооружений и т.п.;
— транспортные издержки в процентах к себестоимости продукции (товара).
Примечание — Полные расходы на доставку груза представляют собой транспортные издержки и включают стоимость перевозки, затраты на производство погрузочно-разгрузочных и складских работ, дополнительные затраты.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *