Полная конфискация имущества означает

В силу п. «б» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ конфискован принадлежащий осужденному автомобиль «<…>».

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Заслушав доклад судьи Ситникова Ю.В., выступление осужденного Бекуатова Р.Д. и защитника Рейзова Э.А. в обоснование доводов кассационной жалобы, мнение прокурора Тереховой С.П. об отсутствии оснований для отмены приговора, Судебная коллегия

Суд правомерно, согласно п. «б» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, конфисковал и обратил в доход государства деньги, полученные подсудимыми от продажи автомобиля потерпевшего и имущества, приобретенного на эти деньги, в размере, указанном в приговоре.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2017 N 19 «О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)»

Рассматривая ходатайство о наложении ареста на имущество для обеспечения исполнения приговора в части возможной конфискации имущества, судья обязан проверить, содержится ли преступление, в совершении которого подозревается или обвиняется лицо, в перечне, установленном частью 1 статьи 104.1 УК РФ, регламентирующей основания и условия применения этой меры уголовно-правового характера. Кроме этого судья должен убедиться, что на указанное в ходатайстве имущество, принадлежащее подозреваемому или обвиняемому, может быть обращено взыскание по исполнительным документам с учетом положений статьи 446 ГПК РФ.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 13.04.2017 N 33-АПУ17-6 Приговор: По ч. 5 ст. 228.1 УК РФ за незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Определение ВС РФ: Приговор оставлен без изменения.

Решение о необходимости конфискации в доход государства автомобиля <…> и находящихся на банковской карте соответствующего номера денежных средств принято в соответствии с требованиями закона, положений п. п. «а», «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, является правильным и мотивировано.

В соответствии со ст. 104-1 УК РФ постановлено конфисковать в собственность государства:

— денежные средства в сумме 55 тысяч 232 рубля 15 копеек, находящиеся на банковском счете N <…> Б. в ПАО «<…>»,

Постановление Конституционного Суда РФ от 07.03.2017 N 5-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части третьей статьи 81 и статьи 401.6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Е. Певзнера»

Отклоняя доводы кассационного представления о необходимости применения при решении вопроса о судьбе картины положений статьи 104.1 УК Российской Федерации и пункта 4.1 части третьей статьи 81 УПК Российской Федерации, предусматривающих конфискацию имущества, являющегося предметом незаконного перемещения через таможенную границу, президиум Ленинградского областного суда мотивировал свое решение тем, что указанные законоположения на момент совершения инкриминируемого А.Е. Певзнеру деяния в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве отсутствовали и обратной силы не имеют, а частью третьей статьи 81 УПК Российской Федерации в ранее действовавшей редакции конфискация вещественных доказательств предусматривалась только в отношении орудия преступления, но не его предмета (постановление от 15 сентября 2015 года).

— телефоны, флеш-карты, изъятые у подсудимых, имеющие материальную ценность, конфисковать в собственность государства на основании п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ как средства совершения преступлений;

— пистолет «ТТ», охотничье ружье, сим-карты, наркотические средства, за исключением частей растений рода конопля — уничтожить.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 24.11.2016 N 65-АПУ16-2СП Приговор: Обвиняемые-1, 2 осуждены по п. п. «б», «в» ч. 4 ст. 162 УК РФ за разбой, по п. п. «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ за убийство; обвиняемый-2 оправдан по ч. 1 ст. 174.1 УК РФ за легализацию денежных средств. Определение ВС РФ: Приговор изменен, исключено указание об отбывании обвиняемыми-1, 2 первых 5 лет назначенного каждому из них наказания в виде лишения свободы в тюрьме, определено весь срок назначенного наказания в виде лишения свободы отбывать в исправительной колонии строгого режима.

На этом основании в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 81 УПК РФ и п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, указанное вещественное доказательство, а также вещественные доказательства, имеющие отношение к нему, перечисленные в приговоре, обоснованно конфискованы в доход государства.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 09.12.2016 N 56-АПУ16-25 Приговор: По ч. 5 ст. 228.1 УК РФ за незаконное производство наркотических средств в особо крупном размере; по п. п. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ за незаконный сбыт наркотических средств в особо крупном размере; по ч. 1 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ за приготовление к незаконному сбыту наркотических средств в особо крупном размере. Определение ВС РФ: Приговор оставлен без изменения.

Судьба вещественного доказательства — автомобиля, принадлежащего Матвейчеву, разрешена на основании ст. 81 ч. 3 п. 1 УПК РФ и ст. 104.1 ч. 1 п. «г» УК РФ, в соответствии с которыми орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому, подлежат конфискации. Поскольку приговором установлено, что указанный автомобиль использовался Матвейчевым для приобретения и перевозки оборудования и препаратов, используемых при производстве наркотических средств, а также для перевозки самих незаконно произведенных наркотических средств, конфискация автомобиля соответствует требованиям закона.

Новая редакция Ст. 27.10 КоАП РФ

1. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

2. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

3. Утратила силу с 1 сентября 2013 г.

4. В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

5. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения.

5.1. В случае, если изымаются документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

6. В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов.

7. В протоколе об изъятии вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации документов. Материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

8. Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.

9. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

10. Изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

11. Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются.

12. Изъятые наркотические средства и психотропные вещества подлежат направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Образцы подлежащих уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

13. Изъятые в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции из незаконного оборота этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также предметы, используемые для незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежат демонтажу и (или) вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Образцы указанных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предметов хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Комментарий к Статье 27.10 КоАП РФ

1 — 2. В процессе личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотра транспортного средства, осмотра помещений и территорий нередко возникает необходимость изъятия обнаруженных доказательств. В силу этого лица, уполномоченные проводить процессуальные действия, предусмотренные ст. 27.7, 27.8 и 27.9 КоАП, вправе также осуществить изъятие вещей и документов.

3. КоАП особо регулирует изъятие водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота. Целью такого изъятия является не собирание доказательств по делу об административном правонарушении, а обеспечение исполнения наказания о лишении специального права, если такое наказание будет назначено. Следует отметить, что с 1 января 2008 г. часть 3 настоящей статьи будет применяться в новой редакции, в которой будут определены срок, на который выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида, срок, по который действие временного разрешения может быть продлено.

4 — 9. Изъятие вещей и документов оформляется одним из следующих способов:

— делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения;

— делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании;

— составляется отдельный протокол об изъятии вещей и документов.

Факт изъятия водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота в соответствии с ч. 5 ст. 27.10 Кодекса отражается в протоколе об административном правонарушении или с 1 января 2008 г. еще и в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения.

10. Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (с послед. изм.).

11. Данный порядок установлен Положением о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. N 694). В соответствии с данным Положением к изъятым вещам, подвергающимся быстрой порче, относятся:

вещи с ограниченным сроком годности, если этот срок истекает либо есть основания полагать, что срок истечет к моменту вступления постановления об административном правонарушении в законную силу и вещи будут непригодны для реализации;

вещи, требующие для сохранения своих товарных и потребительских качеств и обеспечения безопасности специальных температурных режимов или иных условий хранения, соблюдение которых затруднено или издержки по обеспечению которых соизмеримы со стоимостью изъятых вещей.

Решение о сдаче изъятых вещей для реализации принимается органом исполнительной власти, уполномоченным изымать орудия совершения или предметы административного правонарушения, после осмотра изъятых вещей и проверки их качества (включая проверку безопасности) в установленном порядке органом, осуществляющим государственный надзор и контроль в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом на пищевые продукты должны иметься документы, удостоверяющие их качество и безопасность, и документы изготовителя (поставщика), на продукты должна быть нанесена маркировка, содержащая сведения, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

Лицо, у которого изъяты вещи, уведомляется о принятом решении, после чего изъятые вещи сдаются Российскому фонду федерального имущества для реализации.

Изъятые вещи подлежат оценке представителем уполномоченного органа исполнительной власти и при необходимости экспертом, обладающим правом проведения оценки в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации.

Оценка изъятых вещей производится исходя из их рыночной стоимости.

Лицо, у которого изъяты вещи, уведомляется о проведении их оценки, и ему предоставляется право присутствовать при этой оценке.

Сдача Фонду изъятых вещей для реализации производится уполномоченным органом исполнительной власти и оформляется актом приема-передачи, в котором указываются их характеристики. К акту приема-передачи прилагаются необходимые документы.

Реализация изъятых вещей осуществляется Фондом. Фонд вправе привлекать к реализации изъятых вещей отобранных им на конкурсной основе юридических и физических лиц, с которыми заключается соответствующий договор.

В целях обеспечения сохранности изъятых вещей, возмещения убытков в случае их утраты (гибели), недостачи или повреждения уполномоченный орган исполнительной власти или Фонд может заключать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, договоры имущественного страхования изъятых вещей. Привлечение страховых организаций производится на конкурсной основе.

Уполномоченный орган исполнительной власти и Фонд в случае ненадлежащего исполнения обязанностей, связанных с реализацией изъятых вещей, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реализация изъятых вещей осуществляется с учетом срока их годности и использования по назначению.

Средства, полученные от реализации изъятых вещей, перечисляются Фондом на открытый в установленном порядке счет для учета денежных средств, поступающих во временное распоряжение уполномоченного органа исполнительной власти. Одновременно Фонд направляет в уполномоченный орган исполнительной власти отчет о реализации изъятых вещей и связанных с этим расходах.

Произведенные в 2003 — 2004 годах расходы, связанные с проверкой качества (в том числе безопасности), оценкой, страхованием, хранением, перевозкой и реализацией изъятых вещей, компенсируются за счет средств, полученных от их реализации.

Издержки, понесенные уполномоченным органом исполнительной власти, возмещаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В случае обращения в соответствии с законодательством Российской Федерации средств, полученных от реализации изъятых вещей, в доход государства они подлежат перечислению в федеральный бюджет за вычетом затрат уполномоченного органа исполнительной власти и Фонда на реализацию изъятых вещей в соответствии с установленными нормами.

Размер затрат Фонда на реализацию изъятых вещей определяется исходя из фактических расходов, но не более 5 процентов стоимости реализованных изъятых вещей.

Сданные Фонду изъятые вещи, реализация которых оказалась невозможной, а также изъятые вещи, которые на момент изъятия признаны некачественными и опасными, подлежат уничтожению по решению уполномоченного органа исполнительной власти.

Уничтожение изъятых вещей осуществляется на основании заключения эксперта органа государственного надзора и контроля любым технически доступным способом с соблюдением требований нормативных и технических документов в области охраны окружающей среды.

Уничтожение изъятых вещей производится в присутствии комиссии, состоящей из представителя уполномоченного органа исполнительной власти, лица, у которого они изъяты, и двух понятых. Отказ лица, у которого изъяты вещи, присутствовать при уничтожении не является препятствием для проведения процедуры уничтожения.

В случае уничтожения изъятых вещей, представляющих опасность возникновения и распространения заболеваний, отравления людей или животных либо загрязнения окружающей среды, в состав комиссии включаются представители соответствующих органов государственного надзора и контроля.

Уничтожение изъятых вещей оформляется актом. Копии акта передаются представителям органов исполнительной власти, государственного контроля и надзора и лицу, у которого были изъяты вещи.

Оплату всех расходов по уничтожению изъятых вещей производит уполномоченный орган исполнительной власти, принявший решение об уничтожении.

В случае если лицо, у которого были изъяты вещи, будет признано виновным в совершении правонарушения, оно возмещает уполномоченному органу исполнительной власти указанные расходы.

12. В соответствии с Положением о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. N 883) (с изменениями от 26 декабря 2005 г.) государственные органы, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право изымать из незаконного оборота либо исполнять решение о конфискации продукции, являющейся вещественным доказательством либо предметом административного правонарушения (далее именуются уполномоченные органы), передают такую продукцию на основании акта приема-передачи Российскому фонду федерального имущества (его отделениям) для направления ее на переработку в этиловый спирт для технических нужд либо в спиртосодержащую непищевую продукцию, а при невозможности осуществить такую переработку — на уничтожение.

В акте приема-передачи отражаются:

а) основания изъятия или конфискации продукции;

б) полное и точное наименование каждого вида или группы однородных равноценных видов продукции;

в) внешний вид продукции;

г) состояние упаковки и (или) тары;

д) подробное описание отличительных признаков (сырье, из которого изготовлена продукция, количество продукции, объемная доля этилового спирта, стоимость и другие характеристики).

Места хранения продукции до передачи ее Российскому фонду федерального имущества (его отделениям) определяются уполномоченным органом в соответствии с перечнем организаций, имеющих лицензии на хранение такого вида продукции и являющихся поверенными Российского фонда федерального имущества.

Российский фонд федерального имущества (его отделения) с участием территориальных органов Федеральной налоговой службы и заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют на конкурсной основе организации, уполномоченные осуществлять промышленную переработку или уничтожение продукции.

Обязательными условиями для участия организации в конкурсе являются:

наличие лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, а также другие виды производственной деятельности, при осуществлении которой в качестве сырья или вспомогательного материала используется этиловый спирт;

отсутствие задолженности по уплате налогов и сборов.

Переработка или уничтожение продукции осуществляется под контролем территориальных налоговых органов.

Оценка стоимости продукции, направляемой на переработку, осуществляется Российским фондом федерального имущества на основании заключения эксперта, аккредитованного при Российском фонде федерального имущества (его отделениях).

Уничтожение продукции осуществляется на основании решений комиссий, в состав которых входят представители уполномоченного органа, Российского фонда федерального имущества (его отделения), территориального органа Федеральной налоговой службы и руководитель организации, осуществляющей уничтожение. После уничтожения продукции составляется акт, в котором указываются место и способ уничтожения, а также сведения, предусмотренные п. 3 Положения.

Учет тары (упаковки), оставшейся после уничтожения продукции, и распоряжение ею осуществляются Российским фондом федерального имущества.

Расходы по оценке (переоценке), хранению, транспортировке, страхованию продукции, а также иные расходы, связанные с ее передачей Российскому фонду федерального имущества (его отделениям), возмещаются Российским фондом федерального имущества организациям, несущим эти затраты, за счет средств, полученных от переработки продукции, при представлении документов, подтверждающих затраты.

Российский фонд федерального имущества (его отделения) ежеквартально представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральную налоговую службу и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обобщенные сведения о количестве направленной на переработку или уничтожение продукции.

Другой комментарий к Ст. 27.10 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данная мера административно-процессуального обеспечения производства по делу об административном правонарушении направлена на принудительное ограничение возможности правонарушителя пользоваться и распоряжаться вещами, транспортным средством, документами, явившимися орудием совершения или предметами правонарушения и имеющими значение доказательств по делу.

2. Изъятие вещей и документов, обнаруженных при задержании, личном досмотре или досмотре вещей, находящихся при физическом лице, а также при осмотре принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества и соответствующих документов, явившихся орудием совершения или предметом правонарушения или имеющих доказательственное значение по делу об административном правонарушении, осуществляется уполномоченными должностными лицами (см. ст.27.2, 27.3, 28.3) в присутствии двух понятых.

3. Не подлежат изъятию товары, транспортные средства, документы и иные предметы, не имеющие отношения к делу об административном правонарушении, за исключением предметов, запрещенных к обращению.

4. Изъятые вещи и документы в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте изъятия и хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие, в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным органом исполнительной власти. По результатам рассмотрения дела они в установленном порядке конфискуются либо возвращаются владельцу, либо уничтожаются, а при возмездном изъятии — реализуются.

5. Для отдельных видов изъятых вещей и документов законом устанавливается особый порядок хранения. Так, изъятые огнестрельное и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел; вещи, подвергающиеся быстрой порче, в порядке, установленном Правительством РФ, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются; наркотические средства и психотропные вещества, а также этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающие обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, подлежат направлению на переработку или уничтожение в порядке, установленном Правительством РФ; образцы этих средств, подлежащих уничтожению, хранятся до вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении.

Добрый день! Вопрос: При исполнении приговора по ч.5 ст.290 УК РФ, что гасится приставами в первую очередь: конфискация денежных средств или уголовный штраф?

Адвокат Лебедев З.С.

Добрый день! Согласно ст.ст.103.1,104,111 Федерального закона «Об оисполнитлеьном производстве», судебный штраф, назначенный в качестве меры уголовно-правового характера в соответствии со статьей 104.4 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — судебный штраф), исполняется по правилам, установленным настоящим Федеральным законом, с особенностями, установленными настоящей статьей.
Судебный штраф исполняется лицом, которому эта мера назначена, в срок, указанный судом в постановлении, определении о назначении меры уголовно-правового характера.
Контроль за исполнением судебного штрафа лицом, которому эта мера назначена, возлагается на судебного пристава-исполнителя.
Постановление о возбуждении исполнительного производства или об отказе в его возбуждении выносится судебным приставом-исполнителем не позднее трех дней со дня поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов. Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и направляется в суд в день его вынесения.
При возбуждении исполнительного производства срок для добровольного исполнения судебного штрафа судебным приставом-исполнителем не устанавливается, исполнительский сбор не взыскивается.
Если по истечении десяти календарных дней со дня окончания срока уплаты судебного штрафа у судебного пристава-исполнителя отсутствуют сведения об уплате должником соответствующих денежных сумм, он направляет в суд представление об отмене указанной меры уголовного-правового характера и о решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности.
Исполнительное производство по исполнительному листу об уплате судебного штрафа оканчивается в случае:
1) выплаты судебного штрафа в полном объеме;
2) возвращения исполнительного документа по требованию суда, выдавшего исполнительный документ;
3) направления в суд, выдавший исполнительный документ, представления об отмене судебного штрафа.
Конфискация имущества включает в себя принудительное безвозмездное изъятие у должника или иных лиц имущества, указанного в исполнительном документе, и передачу его государственным органам или организациям для обращения в государственную собственность в соответствии с их компетенцией, установленной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Передача конфискованного имущества государственному органу или организации в соответствии с их компетенцией производится по акту приема-передачи после снятия наложенного судебным приставом-исполнителем ареста на указанное имущество и без снятия ареста, наложенного иными органами.
Государственный орган или организация, которым в соответствии с их компетенцией передается конфискованное имущество, имеет права взыскателя, за исключением прав на отказ от получения конфискованного имущества, отзыва исполнительного документа и заключения мирового соглашения с должником.
Отказ от получения конфискованного имущества влечет ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В ходе исполнения исполнительного документа о конфискации имущества судебный пристав-исполнитель вправе предоставить должнику срок не более пяти дней для отделения конфискуемого имущества от имущества, не подлежащего конфискации.
Конфискация имущества (за исключением денежных средств должника, находящихся на счетах и во вкладах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумаг и денежных средств должника, находящихся у профессионального участника рынка ценных бумаг) производится судебным приставом-исполнителем с участием понятых и с составлением акта описи и изъятия имущества.
При конфискации денежных средств судебный пристав-исполнитель направляет постановление о конфискации в банк или иную кредитную организацию, профессиональному участнику рынка ценных бумаг. В постановлении указываются реквизиты счета соответствующего бюджета, на который должны быть перечислены денежные средства.
При конфискации бездокументарных ценных бумаг судебный пристав-исполнитель направляет постановление о конфискации лицу, осуществляющему учет прав на эти ценные бумаги, с поручением о списании конфискованных ценных бумаг со счета должника и зачислении их на счет государственного органа или организации в соответствии с их компетенцией.
В случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в следующей очередности:
1) в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;
2) во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
3) в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
4) в четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования.
При распределении каждой взысканной с должника денежной суммы требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме.
Если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.
В случае исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, банком или иной кредитной организацией очередность списания денежных средств со счетов должника определяется статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, так как данные требования относятся к одной очередности, то они удовлетворяются пропорционально.

С уважением, адвокат Захар Лебедев, партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

31 октября Верховная Рада вернула в Уголовный кодекс статью о незаконном обогащении. Конституционный суд в феврале 2019 года заблокировал предыдущую норму. Это вызвало негодование со стороны кредиторов Украины. Пересмотреть законодательство пытался Петр Порошенко, на рассмотрение Раде прошлого созыва свой законопроект подавал и Владимир Зеленский. Но переделать законодательство по его инициативе удалось только сейчас.

Кому грозит срок?

Уголовные нормы о незаконном обогащении будут применять к определенному списку лиц. Это властная верхушка — от президента до замминистров. Также туда входят главы СБУ, НБУ, генпрокурор, руководство Счетной палаты, уполномоченные ВР. Они распространяются на депутатов парламента и местных советов, госслужащих и должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, военнослужащих, представителей судебной ветви власти, правоохранителей, силовиков и сотрудников органов досудебного расследования, членов государственных коллегиальных органов и ЦИК.

Они попадут под уголовную ответственность в том случае, если разница между размером активов и их доходами превышает 6,5 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан. Речь идет об уголовном производстве, а тут необлагаемый минимум доходов не 17 грн, как при административных штрафах. В данном случае необлагаемый минимум равен налоговой социальной льготе — это 0,5 от прожитминимума для трудоспособных по состоянию на 1 января текущего года. В 2019 году это 960,5 грн. А значит нижний порог для уголовной ответственности за незаконное обогащение — 6,2 млн грн.

В первом варианте законопроекта планка была намного выше — 15 тыс. минимумов или 14,4 млн грн.

Читайте также: Иллюзия импичмента: почему по новому закону Зеленскому не грозит отставка?

По закону активы — это деньги, в наличной и безналичной форме, криптовалюты, имущество и имущественные права, нематериальные активы, работы, выполненные в пользу человека. Незаконные активы — разница между обоснованным доходом (задекларированным) и фактическим состоянием высокопоставленного лица.

Ответственность за незаконное обогащение сверх 6,2 млн грн: лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Однако только уголовной ответственностью для самых титулованных и состоятельных обвиняемых дело не обошлось. На незаконные активы объемом меньше 6,2 млн грн в законе тоже есть виды. Но процедура работы с ними другая. Не через уголовный, а через гражданский процесс.

Читайте также: Удар по ФОПам: почему бизнес не доволен Зе-законопроектами?

Гражданская конфискация

В законе прописана еще одна нижняя планка для незаконно полученных активов — от 834 600 грн. Под незаконные активы таких объемов внесли изменения уже в Гражданский кодекс.

Если разница между активами и доходами в 200 и больше раз превышает размер минимальной зарплаты по состоянию на начало текущего года (по состоянию на 1 января 2019 года минималка — 4 173 грн), то рассматривается гражданское дело «о признании необоснованными активов и их взыскании в доход государства». То есть речь идет о гражданской конфискации. Признанный виновным по такому дело отдает деньги, но уголовную ответственность не несет.

Дела по необоснованным активам идут не в суды общей юрисдикции, а в Высший антикоррупционный суд. В законе прописали, что дело в суд передает Специальная антикоррупционная прокуратура. Но если дело касается сотрудников антикоррупционных органов, то Офис генпрокурора. Доказательства вправе собирать САП, Национальное антикоррупционное бюро, Государственное бюро расследований

В итоге гражданской конфискацией могут обойтись те высокопоставленные лица, которые набрали незаконных активов на сумму от 200 минималок до 6,2 млн грн.

Читайте также: Украина хочет денег от МВФ: что известно об условиях

Коррупция и Конституция

Предложенная Владимиром Зеленским норма об уголовной ответственности за незаконное обогащение — работа над ошибками. Предыдущее положение УК Конституционный суд заблокировал потому, что оно было прописано с нарушением презумпции невиновности. По «замороженной» статье, обвиняемый должен был доказывать свою невиновность, что является нонсенсом для уголовного права. В последней редакции законопроекта такой ошибки не было и обвинитель будет доказывать, что высокопоставленное лицо получило активы незаконно.

Зато по части гражданской конфискации закон отыгрывает то, за что прежнюю уголовную норму заблокировал КСУ. Документ все же заставляет обвиняемого оправдываться.

Это внесли в Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы. В соответствии с иними, в гражданском процессе обе стороны должны доказывать обстоятельства, которые имеют отношение к делу. Однако есть исключения, список которых расширяет закон.

Истец может привести факты, которые подтвердят связь активов с высокопоставленным обвиняемым, и что эти активы не обоснованы. Если суд признает их достаточными, тогда обвиняемому придется доказывать свою невиновность.

Суд принимает решение в пользу той стороны, у которой более убедительные доказательства.

Так что частично инициатива Владимира Зеленского решает конституционный конфликт. Но в документе есть другие спорные нормы.

Читайте также: Конституция от Зеленского: как президент хочет переписать основной закон?

Отдельного внимания заслуживают исковые сроки по делам, где итогом будет гражданская конфискация — четыре года. С оговоркой, что течение исковой давности исчисляется с момента приобретения незаконных активов. То есть закон имеет обратную силу. Зато коррупционерам идут на уступку и им не светит уголовка.

Также неоднозначным выглядит пункт о сборе доказательств. У НАБУ, ГБР, САП на руках будут все козыри — необходимую информацию им обязаны предоставить в госорганах, предприятиях любой формы собственности. То есть у стороны обвинения будет все. У защиты таких преимуществ нет.

Закон вступит в силу на следующий день после того, как его опубликуют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *